Научная статья на тему 'Историко-психологические особенности формирования политической системы в России и Кыргызстане (1917–1919 гг. )'

Историко-психологические особенности формирования политической системы в России и Кыргызстане (1917–1919 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
745
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР / НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВО / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / HISTORICAL-PSYCHOLOGICAL FACTOR / NATIONAL MENTALITY / POLITICAL SYSTEM / STATE / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жумагазиева Нурмира Мирбековна

В статье выявляются и систематизируются основные факты формирования политической системы в первые годы Советской власти в двух республиках. Определяются особенности этого процесса в зависимости от национального менталитета и религиозного фактора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical and Psychological Peculiarities of Establishing Political System in Russia and Kyrgyzstan (1917–1919)

The article reveals and classifies the major facts of establishing political system in the early years of Soviet power in two Soviet republics. The researcher determines the peculiarities of this process according to national mentality and religious factor.

Текст научной работы на тему «Историко-психологические особенности формирования политической системы в России и Кыргызстане (1917–1919 гг. )»

УДК 340

ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ И КЫРГЫЗСТАНЕ (1917-1919 гг.)

Н. М. Жумагазиева

В статье выявляются и систематизируются основные факты формирования политической системы в первые годы Советской власти в двух республиках. Определяются особенности этого процесса в зависимости от национального менталитета и религиозного фактора.

Ключевые слова: историко-психологический фактор, национальный менталитет, политическая система, государство, нормативно-правовое регулирование.

Политические системы складываются исторически, их состояние и функционирование зависят от процесса формирования и уровня развития государственности и общества. Наибольшей активностью отмечаются периоды, связанные с качественными изменениями общественно-политического строя, общественной психологии и ментальности. Ярким примером глубоких, качественных историкопсихологических преобразований политической системы является опыт советского общества.

Начало формированию советской политической системы в России и Кыргызстане положила Октябрьская революция 1917 г. Несмотря на то что лидирующей партией в борьбе за власть была большевистская партия, в России и Кыргызстане функционировала многопартийная политическая система. Об этом свидетельствуют результаты выборов высших органов Советской власти. Так, на II Всероссийском съезде Советов Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) состоял из 101 человека, среди которых было 62 большевика, 29 левых эсеров, 6 объединенных социал-демократов-интернационалистов, 3 украинских социалиста и 1 эсер-максималист 1. Состав первого советского правительства — Совета Народных Комиссаров (СНК) — был только большевистским, однако в целях изменения своих позиций в Советах они идут на коалицию с другими социалистическими партиями. 9 декабря 1917 г. такое коалиционное правительство было созвано и состояло из большевиков и левых эсеров 2 . При этом большевики, имея больший вес в высших органах власти, использовали это в борьбе с другими партиями, прежде всего, буржуазными. Например, по инициативе партии большевиков был принят Декрет от 28 ноября 1917 г. «Об аресте вождей гражданской войны», согласно которому партия кадетов объявлялась вне закона 3. Таким образом пытались ослабить их воздействие на народные массы, которое в конце 1917 - начале 1918 гг. было еще существенным, о чем свидетельствуют выборы в Учредительное собрание. По итогам

выборов, прошедших 12 ноября 1917 г., в собрании принимали участие эсеры (им досталось 370 мест), большевики (175 мест), левые эсеры (40 мест), меньшевики (15 мест), кадеты (17 мест) и представители различных национальных партий (86 мест) 4. На первом заседании Учредительного собрания ЦК партии большевиков предложил принять Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, что не нашло поддержки у других партий. В ответ 6 января 1918 г. ВЦИК РСФСР принял Декрет «О роспуске Учредительного собрания». В результате структура политической системы качественно меняется, деятельность политических сил либерального и правого социалистического крыла запрещается, большевики сохраняют консолидацию лишь с левыми эсерами, о чем свидетельствует состав нового ВЦИКа, сформированного на объединенном съезде Советов. Объединенный съезд представлял 317 Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и 110 армейских, корпусных, дивизионных и полковых комитетов. Съезд одобрил роспуск Учредительного собрания, заслушал и обсудил доклады о деятельности ВЦИК и СНК. Против внутренней и внешней политики СНК выступали правые эсеры и меньшевики. Но их мнение не имело решающего значения. Съезд большинством голосов одобрил деятельность ВЦИК и СНК и выразил им доверие, а также принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, отвергнутую Учредительным собранием.

Консолидация большевиков с левыми эсерами была недолгой. 3 марта 1918 г. подписание Брест-Литовского договора, исходящего от партии большевиков, вызвало недовольство левых эсеров, которые в знак протеста вышли из состава СНК. Окончательному разрыву этих партий способствовало убийство германского посла Мирбаха, организованное ЦК партии левых эсеров, с целью сорвать мирный договор и спровоцировать войну с Германией 5. Таким образом, Брестский мир имел решающее значение в упрочении Советской власти и создании условий для монопольного правления одной партии. Эта тенденция нашла свое развитие и в национальных окраинах, какой являлся Кыргызстан. В то же время события рассматриваемого периода в этих регионах разворачивались с некоторыми особенностями.

Становление политической системы в Кыргызстане, в отличие от России, протекало в специфических условиях. Кыргызстан еще не был суверенной республикой, его современная территория входила в виде уездов в разные области Туркестанского края — части Советской России, состоящего из Самаркандской, Закаспийской, Семиреченской, Сырдарьинской областей. В связи с этим политическая история Кыргызстана до создания Кара-Киргизской автономной области в 1924 г. неотделима от истории Туркестана. Значимым в данном процессе явилось вооруженное восстание рабочих, сол-

дат и национальной бедноты в столице Туркестана Ташкенте, победившее 1(14) ноября 1917 г. В этот день Ташкентский Совет телеграфировал всем местным советам Туркестанского края: «Всю власть принял Совет. Берите власть в свои руки» 6.

Октябрьскую революцию Кыргызстан встретил со слабой партийной системой, и тому есть объективные причины. Во-первых, в силу специфического геополитического положения в этом регионе отсутствовала промышленность, в связи с чем рабочие составляли незначительный слой населения, а значит, отсутствовала социальная база для некоторых социалистических и буржуазных партий (например, для большевиков или кадетов). В. И. Ленин, характеризуя отсталые национальные окраины России, указывал, что их важнейшей характерной чертой является то, что в них господствуют еще докапиталистические отношении, нет промышленного пролетариата 7. С установлением Советской власти они, минуя капитализм, переходили к социализму. Социальноэкономические отношения были глубоко пронизаны патриархально-родовыми пережитками, что проявлялось прежде всего в сохранении родоплеменных делений. Своеобразие классовой структуры в иерархической лестнице власти (манапы, бии, джигиты и т. д.), отсутствие национальной буржуазии и рабочего класса, малочисленность национальной интеллигенции — все это вело к несформированности политического сознания и политической культуры кыргызского общества.

Как видим, в Кыргызстане в начале ХХ в. база для политических движений была весьма слабой. На формирование политической системы, и прежде всего политических партий, сильное влияние оказали религиозный и национальный факторы. На территории будущего Кыргызстана в 1917 г. действовали политические организации «Шуро-Исламия», «Букара», «Алаш-Орда», «Туран». Партия «Алаш-Орда» объединяла националистически настроенную казахско-кыргызскую интеллигенцию. Возникший в Пишпеке (июнь 1917г.) уездный Совет «Алаш-Орды» имел тесную связь со своим центром, находившимся в Оренбурге, и действовал по его указаниям. Алаш-ордынцы ставили своей задачей образовать автономное тюркское государство «Алаш-Орда» в границах современной Киргизии, Казахстана и ряда других областей Средней Азии. В период Февральской революции они боролись за сохранение органов власти буржуазии, а после Октябрьской революции 1917 г. — против установления Советской власти, оказывая поддержку генерал-лейтенанту А. И. Дутову, предводителю Оренбургского казачьего войска, и другим контрреволюционным соединениям.

8 июня 1917 г. в Оше на собрании мусульман было принято постановление об образовании «обще-

ства прогрессистов» «Туран». Эта организация, объединявшая часть учащихся старших классов, учителей, переводчиков и представителей торговой буржуазии, поддерживали позицию партии «Алаш-Орды» 8.

Партия «Шуро-исламия» состояла из представителей духовенства и тесно связанной с ним феодальной кыргызско-узбекской верхушкой. Они выступали за сохранение частной собственности на землю и средства производства, экономическое и культурное сотрудничество с Западом, будущее Туркестана видели в создании Туркестанской автономной республики в составе демократической России. К лету 1917 г. из ее состава вышли представители ортодоксального мусульманского духовенства и создали новое политическое формирование традиционалистко-консервативного толка с элементами исламистской нетерпимости «Шуро-Улемия» (Совет духовенства). Целью новой организации стало стремление законсервировать феодальный строй в Туркестане и построить государство, которое управлялось бы по законам шариата. В области государственного устройства требования «Шуро-Улемии» были радикальными: отделение Туркестана от России и создание в Средней Азии единого мусульманского государства под эгидой Турции, а также разрыв всех культурных и экономических связей с немусульманским миром. Революционно-демократический союз «Букара» выражал интересы бедноты и к осени 1917 г. насчитывал более 7 тыс. человек 9.

Анализ партийных документов национальных организаций показывает, что приоритетными были вопросы об отделении Туркестана от России, о религиозной направленности развития государства и общества, о земле. Религиозный фактор был использован всеми антибольшевистскими политическими силами в борьбе против установления Советской власти, что в некоторой степени повлияло на успех в политической борьбе за власть. Для простого, политически неграмотного населения сотрудничество с исламским государством Турция было более привлекательным, нежели с Россией, где основную часть населения составляли славяне, исповедующие православие.

В южных районах страны новая власть встретила сопротивление в лице басмачества («движение за независимость»), которое объединяло в своих рядах отдельные группы местного населения, недовольного политикой Советов в Туркестане. Участниками этого вооруженного сопротивления были крупные землевладельцы, местные фабриканты, мусульманское духовенство и часть крестьянства, а также присоединившиеся к ним отдельные белогвардейские отряды и представители местного русского чиновничества 10. Начало басмаческому движению положила партия «Шуро-Исламия», которая 26 ноября 1917 г. в Коканде созвала IV Чрезвычайный мусульманский съезд, провозгласивший авто-

номию края и избравший свое правительство 11. На Коканд были брошены российские войска, состоявшие из рабочей Красной гвардии, вооруженной милиции дашнак-цутунского отряда (дружины одноименной армянской партии, известные своей особой жестокостью, были в рядах вооруженных сил советского Туркестана) и воинских частей Ташкентского гарнизона, которые при ликвидации Кокандской автономии проявили крайнюю жестокость, основанную на неприязни армян к мусульманам. Падение Кокандской автономии, гибель большого числа мирных жителей вызвали волну недовольства агрессивной политикой большевиков в Туркестане. Широкие слои местного населения, в том числе крестьяне (дехкане), были вынуждены вступать в басмаческие отряды для организованного вооруженного сопротивления советской власти, что придавало советизации региона затяжной характер 12. С помощью красноармейцев, направленных из центральной России, к середине февраля 1918 г. кокандское правительство было разгромлено 13.

Вместе с тем, несмотря на религиозное сопротивление, большевики сумели сплотить к весне 1918 г. разрозненные социалистические группы в организацию, а также занять ключевые места в органах государственной власти Туркестанского края. Так, 30 апреля 1918 г. на V съезде Советов рабочих, солдатских, крестьянских и дехканских депутатов Туркестанского края был избран Центральный Исполнительный Комитет. Этот высший орган власти в период между съездами состоял из 36 членов, из которых 18 были большевиками и 18 — левыми эсерами, СНК — орган государственного управления — включал 16 человек (8 большевиков и 8 левых эсеров). Блок левых эсеров с большевиками в данном регионе, в отличие от России, просуществовал до 1919 г. Это сопровождалось внутренней борьбой за лидерство в Советах. Например, левые эсеры совершили ряд мятежей в Беловодске (ныне один из крупных районов Кыргызстана) и в Таласе (город на севере Кыргызстана), жестоко расправившись с большевиками. В итоге ряд уездных съездов Советов вынесли решение о необходимости ликвидации партии левых эсеров. В частности, 20 февраля 1919 г. уездный съезд Советов в Токмаке (ныне город на Севере Кыргызстана) постановил об аннулировании партии левых эсеров повсюду, «ибо их руководители и здесь, в Токмакском уезде, показали свою гнусную организационную работу против большевиков» 14. К концу 1918 г. — началу 1919 г. левоэсеровские организации в отдельных районах были запрещены 15. Окончательно точку в этом вопросе поставил VII чрезвычайный съезд Советов Туркестанской АССР, проходивший с 7 по 30 марта 1919 г., на котором было принято решение о роспуске и ликвидации партии левых эсеров 16. Таким образом, стрем-

ления левых эсеров к удержанию власти в Советах потерпело поражение, партия большевиков и здесь оказалась единственно правящей партией.

Другие политические партии рассматривались как контрреволюционные. После покушения на В. И. Ленина, повлекшего красный террор, летом 1918 г. Пишпек-ский комитет «Алаш-Орда» был разогнан, а в сентябре закрыты организации «Шуро-Исламии», «Иттифак», «Туран» и т. д., филиалы и отделы которых существовали в Оше, Пишпеке, Джалал-Абаде и других уездных городах Кыргызстана. После их роспуска часть членов этих партий и организаций, разочаровавшись в революции, с ее ожесточенностью и насилием, ушли в зарубежную миграцию, другие — в басмачество, а третьи стали сотрудничать с Советской властью 17.

Одним из значимых достижений партии большевиков в данном регионе считается проведение I съезда Коммунистической партии Туркестана (июнь 1918 г.). Съезд завершил оформление большевистских организаций края в Коммунистическую партию Туркестана (КПТ) 18, тем самым укрепив однопартийность и в этом регионе России. Таким образом, сложились все необходимые исторические и психологические условия для развития новой советской ментальности в национальном регионе РСФСР.

1 Денисов А. Советское государство. М., 1967. С. 100.

2 Постановление ВЦИК об изменениях в составе Совета Народных Комиссаров от 12 (25) декабря 1917 г. // Декреты Советской власти. М., 1957. Т. 1. : 25 октября 1917 г. - 16 марта 1918 г. С. 215.

3 Там же. С. 161.

4 Денисов А. Указ. соч. С. 105-107.

5 Верт Н. История Советского государства. 1920-1990 гг. М., 2000. С.125.

6 История Советского государства и права Узбекистана. Ташкент, 1960. Т. 1 : 1917-1924 гг. С. 45.

7 Ленин В. И. Государство и революция // Полн. собр. соч. Т. 41. С. 241.

8 Кутарева В. Е. Основные этапы гражданской войны в Киргизии (1918-1920 гг.). Фрунзе, 1947. С. 7-8.

9 Макаров Е. Л., Миртов В. В. Из истории партийного строительства в Киргизии (1918-1924 гг.). Фрунзе, 1968. С. 13-14.

10 Воспоминания участников революционных событий и гражданской войны в Киргизии. Фрунзе, 1957. С. 90-91.

11 Чыналиев У К. Политические партии Кыргызстана. М., 1999. С. 30.

12 Туркестан в начале ХХ века: к истории истоков национальной независимости / Р. М. Абдуллаев, С. С. Агзамходжаев, И. А. Алимов и др. Ташкент, 2000. С. 95-112.

13 Чыналиев У. К. Указ. соч. С. 29.

14 Зима А. Г. Победа Октябрьской революции в Киргизии. Фрунзе, 1966. С. 56.

15 Кутарева В. Е. Указ. соч. С. 30.

16 Съезды Советов в документах. 1917-1936 гг. М., 1959. С. 290.

17 Зима А. Г., Каракеев К. К. История Киргизской ССР. Фрунзе, 1967. Т. 2 : Победа Великой социалистической революции и построение социализма (1917-1937).

18 Советская энциклопедия по истории Киргизии. Фрунзе, 1982. С. 169.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.