Научная статья на тему 'Историко-психологические аспекты военного и послевоенного патриотизма'

Историко-психологические аспекты военного и послевоенного патриотизма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
448
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ПРОПАГАНДА / ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ / PATRIOTISM / WORLD WAR II / PROPAGANDA / EDUCATION OF YOUTH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Здерева Галина Васильевна

В статье на основе анализа исторического материала периода советской и постсоветской эпохи представлены авторские рассуждения по вопросам формирования и развития, психологическим особенностям проявления патриотизма в разные исторические периоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the author considerations on the formation and development, psychological characteristics of patriotism in different historical periods. It is based on the analysis of historical material of the Soviet period and postSoviet era.

Текст научной работы на тему «Историко-психологические аспекты военного и послевоенного патриотизма»

ВОПРОСЫ ИСТОРИИ

Здерева Г.В.

ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЕННОГО И ПОСЛЕВОЕННОГО ПАТРИОТИЗМА

Zdereva G. V.

HISTORICAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF WAR AND POSTWAR PATRIOTISM

Ключевые слова: патриотизм, Великая Отечественная война, пропаганда, воспитание молодежи

Key words: patriotism, World War II, propaganda, education of youth.

Аннотация

В статье на основе анализа исторического материала периода советской и постсоветской эпохи представлены авторские рассуждения по вопросам формирования и развития, психологическим особенностям проявления патриотизма в разные исторические периоды.

Abstract

The article deals with the author considerations on the formation and development, psychological characteristics of patriotism in different historical periods. It is based on the analysis of historical material of the Soviet period and post- Soviet era.

История как наука, связанная напрямую с общественным строем и политической системой, подвержена различным конъюнктурным влияниям. Исторические события в разные временные периоды оцениваются по-разному. Это ясно прослеживается и в оценках второй мировой и Великой Отечественной войны на разных этапах исторического развития нашего государства. Безусловно, история как наука должна стремиться к объективности. Развитие исторической науки должно быть направлено на решение специфических внутри-научных проблем. Но, тем не менее, как социальная наука, она не может быть изолирована от насущных задач, стоящих перед современным обществом. В исторической науке, как и в любой другой, следует выделять ее теоретический уровень и прикладной, что не опровергает, а лишь подтверждает ее научность, проявляемую в ее многогранности.

Важнейшие функции исторической науки - это сохранение исторической памяти и воспитание патриотизма. Историческая практика неоднократно доказывала, что любой кризисный период характеризуется взлетом патриотизма и исторического сознания. Это было характерно и для периода Великой Отечественной войны. В укреплении морального духа советского народа значимую роль играла пропаганда идей патриотизма историками. Историческая наука была направлена на перестройку сознания и психологии советского народа в соответствии с первостепенными задачами защиты Отечества. Советская историческая литература, выступления историков перед различными аудиториями и по радио были необходимой составляющей активизации борьбы с фашизмом. Важным условием действенности патриотической работы историков было то, что лучшие воинские традиции русской армии, героические подвиги из истории многовековой борьбы нашего народа с иноземными завоевателями, преломляясь по-новому, включались составной частью в систему пропаганды советского патриотизма. В 1943 г. А.М. Панкратова писала: «Общественная потребность в знании истории, ее традиций, ее закономерностей за время Великой Отечественной войны возросли

в небывалой степени. Отвечая этой потребности, советские историки не могли не останавливаться на старой тематике, не работать прежними темпами»1.

В период войны преобладала патриотическая тематика. Имела место и некоторая лакировка действительности. Запрещалось приводить факты негативного характера: о преступности, аморальном поведении, о штрафных батальонах, о заградотрядах, о числе погибших и умерших. Безусловно, эта позиция оправдывается и сейчас, так как определялась сложной военной ситуацией. Но больше все-таки было написано о героизме и военных подвигах в разные периоды российской истории.

Однако яркие примеры подъема патриотизма и всплеска исторического сознания вряд ли можно считать специфической чертой советской эпохи. Они демонстрирует общую закономерность социальной памяти в эпохи кризисов и катастроф2.

Обращение к истории - это и традиционный и неисчерпаемый источник воспитания патриотизма во все времена. Но для этого необходимо и сохранение исторических сведений. Даже в условиях серьезных испытаний в советском государстве в ноябре 1942 года была создана Комиссия по созданию летописи Великой Отечественной войны, которая занималась сбором уникальных сведений о совершенных подвигах участниками войны, результатами работы которой стали более 5 тысяч документов, дневники, стенограммы и другие материалы3.

И в настоящее время в решении задачи воспитания патриотизма особое значение имеет обращение к истории защиты Отечества, в которой ярчайшим примером является Великая Отечественная война. Ее сражениям посвящено огромное количество научных работ. Для старших поколений, участников этих событий, величие и историческое значение всемирного подвига, совершенного советским народом осознается тем явственней, чем дальше отдаляются во времени те грозные годы. Но отношение последующих поколений к этой войне уже иное. Практика бытия современной России свидетельствует о том, что постепенно стали забывать тех, кто ценой своей жизни подарил нам свободу и независимость, не надуманную, не декларируемую, а ту свободу, которая давала право выбирать и ошибаться. Конечно, каждое новое поколение стремится по-своему охватить, осмыслить и дать толкование масштабным событиям, домысливая детали и частности, из которых могли складываться анализируемые события минувшей войны. Но чем дальше в прошлое уходят события, тем больше вольностей и искажений, “псевдоисторических” разоблачений появляется в трактовке хода и исхода Великой Отечественной войны4. Появляются попытки сделать героями войны власовцев, бендеровцев, ошеломляющие сведения о численности воевавших советских граждан против Красной Армии и т.д. Однако история свидетельствует, что предательство было во все времена и во всех войнах. Но утверждать, что эти явления и процессы были ведущими в годы войны, значит искажать историческую действительность, а следовательно, деформировать историческую память новых поколений.

Нельзя бросаться из крайности в крайность при освещении исторических процессов: то во главу угла ставить только героическое, стыдливо умалчивая о темных страницах истории, то наоборот, историю советского народа представлять лишь как результат насилия, репрессий и страха перед наказанием.

В настоящее время, именно в связи с вышеизложенным, можно считать Великую Отечественную войну законченной лишь в собственно военном понимании этого термина. Сложности этого периода перенесены из физической сферы в духовную. Важно не допускать фальсифика-

1 Панкратова, А.М. Задачи советских историков в дни Отечественной войны// Вестник АН СССР. 1943. №№7-8.- С.33

2 См: Очерки истории отечественной исторической науки ХХ века: Монография/Под ред.В.П.Корзун.- Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - С.499; Наука и кризисы: Историко-сравнительные очерки. СПб: Дмитрий Буланин, 2003.-С.822.

3 Луцкий, Е.А., Муравьев, В.А. Историография истории СССР в годы Великой Отечественной войны// Историография истории СССР. Эпоха социализма/Под ред. И.И.Минца. М.: Высшая школа, 1982. - С. 124; 20 лет АН СССР. Справочная книга. М-Л., 1945.- С.252.

4 Фальсификаторы истории: Историческая справка. М.: Политиздат, 1948; Соколов Б.В. Оккупация. Правда и мифы. М.: АСТ, 2003; Суворов В. День «М». ООО»Издательство АСТ», 2000; Суворов В. Тень победы. ООО «Издательство АСТ», 2000.

ции великой по пространственному размаху, великой по трагедии и по конечному результату войны. Важно, чтобы не только информация об истории войны стала достоянием каждого гражданина РФ, но и его причастность к этой истории, осознание себя прямым наследником социально значимых событий. Все это возможно только в условиях возрождения традиции (лат. 1гаёь йо - “передача”, «повествование») передачи знаний из поколения в поколение. Многие исторические факты просто невозможно исказить, к примеру, тот, что советско-германский фронт существовал 1418 дней. Он превосходил другие фронты не только по длительности существования, но и по интенсивности боевых действий. Если представить количество дней активных боевых действий на советско-германском фронте за 100%, то в сравнении с ними, количество активных боевых действий на Западноевропейском фронте составило лишь 22, 2%, на Итальянском - 37,3%, на Североафриканском - 23,4%. Даже эти скупые цифры говорят сами за себя и позволяют сделать соответствующие выводы о событиях второй мировой войны и значимости военных действий на советско-германском фронте.

В настоящее время не только конкретные исторические факты, имеющие неопровержимые доказательства в виде огромного количества документов, подвергаются «переосмыслению», но и то, что патриотизм, героизм советских людей являлся важнейшим источником победы в годы Великой Отечественной войны. Безусловно, долгое время основная тема «советский народ - победитель» была определяющей в освещении истории Великой Отечественной войны5. Проблема цены победы не ставилась в полном объеме. Но актуализация темы «наро-да-мученика»6 не должна затушевать проблему патриотизма и героизма советского народа.

В ходе Великой Отечественной войны советский патриотизм проявился как истинный патриотизм, утверждающий гуманизм, и стремление беззаветно защищать свою Родину. Отличительной чертой патриотизма, формой его проявления была массовость героических поступков, подвигов. Красноречиво о массовом героизме говорят следующие цифры: в годы войны за мужество и героизм награждено свыше 38 миллионов, а звание Героя Советского Союза получили свыше 11 тысяч человек. Подвиг тружеников тыла, всенародное движение помощи Красной Армии, многонациональный патриотизм, народная война во вражеском тылу, патриотизм самопожертвования - все это формы проявления патриотизма советских людей, а не последствия «крупномасштабного насилия» и «принуждения к исполнению долга».

Наряду с традиционной событийной, политической и экономической проблематикой, затрагивающей проявление советского патриотизма в годы Великой Отечественной войны, в настоящее время появляются исследования о повседневной жизни, внутреннем духовном мире человека, о массовой культуре, массовом сознании . История «героев» дополняется концептом «человека второго плана в истории», развивается универсальная история. К использованию историографической модели добавляются междисциплинарные методы, такие как историкопсихологический, историософский. Намечается и тенденция системного исследования феномена патриотизма в рамках гуманитарных наук. Междисциплинарный синтез призван обогатить инструментарий историка, результаты исследований и полнее раскрыть историю войны.

В настоящее время все еще недостаточно внимания уделяется разработке психологических проблем патриотизма и его конкретно- исторической специфике. Однако уже имею-

8

щиеся исследования доказывают, что психология патриотизма предшествует его идеологии . Идеологии патриотизма еще не было, а патриотическое чувство насчитывало долгие века своего существования. Но даже появление теоретического уровня в структуре патриотизма

5 Никонова, О.Ю. Военное прошлое России и советский патриотизм: к постановке проблемы// Век памяти, память века: Опыт обращения с прошлым в ХХ столетии. Сб. ст. Челябинск, 2004.- с.499.

6 См.: Советская историография Великой Отечественной войны1//Советская историография./ Под ред Ю.Н.Афанасьева.- М.: Российск. гос. гуманит ун-т. 1996.- С.274-315

7 Поляков, Ю.А. О массовом сознании в годы войны1// Поляков Ю.А. Историческая наука. И., 1999. - С.128; К методологическим вопросам изучения опыта Великой Отечественной войны// Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в современной исторической науке. Материалы межвузовской научно-практической конференции. г. Тольятти/ Отв. ред.Храмков Л.В., Михайлин М.П.- Тольятти: ТГУ, 2005.- С.278-280.

8 Патриотическое сознание: сущность и формирование. Новосибирск. Наука: Сибирское отделение, 1985.

не означало отмены психологии патриотизма. Психологический уровень патриотизма является основой, фундаментом для возведения теоретической надстройки.

Патриотизм - сильное чувство. Когда может возникнуть патриотическое чувство? Формирование сильных чувств происходит под влиянием угрозы жизни и витальным потребностям. Патриотизм и сплоченность любой нации проявляется или усиливается во время войны. В период Великой Отечественной войны - это яркое явление.

Во время войны не только государство и общество в целом, но и каждый человек ощущал угрозу, и идеологическим органам, взывавшим к патриотическим чувствам, не сложно было давать объяснение этой угрозы. «Отечество в опасности» - ключевая фраза в эпоху войны - отражала не только сложность ситуации, но и определяла настрой общества, взывая к чувствам каждого.

Но в условиях мирной жизни этот механизм не работает. Когда прямой угрозы нет, идеологические органы могут лишь вещать о возможной угрозе, но искусственно созданное ощущение внешней угрозы невозможно поддерживать бесконечно. Так было в послевоенный период, когда огромное внимание уделялось военно-патриотическому воспитанию, необходимости борьбы как с врагом внешним, так и внутренним. Под военно-патриотическим воспитанием понималась подготовка молодежи к экстремальным ситуациям защиты Родины - к вооруженной борьбе с агрессором, а также к повседневной борьбе с идеологическими противниками. Мы не ставим под сомнение патриотизм советских людей, проявленный в годы Великой Отечественной войны. Не подвергается сомнению и патриотизм трудящихся, восстанавливавших экономику из руин после войны. Но патриотизм, который проявлялся в борьбе с «идеологическими противниками», не признававшими превосходство советской системы, культивировал лишь дух борьбы в обществе и противостояние миру.

В советский период велась огромная работа по военно-патриотическому воспитанию9, и преобладал в ней функциональный подход. Он был удобен для формального контроля за практикой работы институтов системы образования и воспитания. Функционализм проявлялся в планировании и проведении мероприятий. Функции воспитания патриотизма приписывались боевым и революционным традициям, музеям боевой славы. Но эти средства оказались методологически бесперспективны, поскольку музеи сохранились, а советский патриотизм, как массовый феномен, стал историей.

Главным мифом партийно-политической работы была вера в магическую силу пропаганды и агитации. Однако пропаганда и агитация в СССР были лишь верхушкой айсберга идеологической работы. А основу ее составляли идеологическая изоляция населения, тотальный контроль и репрессивный аппарат. В демократическом государстве, по сравнению с тоталитарным, оказывать влияние на личность гораздо сложнее. Формальные «беседы», любимое оружие советского политработника, здесь абсолютно неэффективны.

Следует акцентировать внимание на том, что даже правильно организованное собрание или ритуал сами по себе не способствуют развитию патриотизма. Чувство формируется лишь по отношению к конкретному объекту, удовлетворившему актуальную потребность индивида. А ритуальные мероприятия часто мешают решению конкретных личностно значимых задач. Если же нет конкретной актуальной личностной задачи, то бесполезны флаги и марши. Непродуманные же и плохо организованные ритуалы чаще формируют неприязнь и к организатору, и к социальной структуре, которую он представляет.

Серьезная ошибка заключалась в формировании чувств на основе навязываемых убеждений. Следует помнить, что индоктринация возможна лишь при информационной изоляции, да и формируемые убеждения при получении альтернативной информации легко разрушаются. Все это наблюдалось с падением «железного занавеса».

Важно подчеркнуть, что и в советские времена пропаганда и агитация формировали не столько убеждения, сколько видимость убеждений, которая часто исчезала без следа.

9 В научных публикациях патриотическое воспитание отождествлялось с военно-патриотическим, что не совсем верно, ибо патриотическое воспитание - понятие более широкое и емкое.

Но в условиях тоталитарного государства человек не просто делает вид, что верит пропаганде. Для сохранения собственной безопасности он действительно в это верит, он убежден. Но в отличие от настоящих убеждений, убеждения основанные на вере, неустойчивы. Это наглядно проявилось и в 1941, и в 1991 годах. Количество «полицаев» на оккупированных территориях подтверждает это положение, как и 200 тысяч советских военнослужащих, расстрелянных заградотрядами за время Великой Отечественной войны10. А в августе 1991 года в течение нескольких дней без всяких репрессий бесследно исчезла шестнадцатимиллионная армия членов КПСС.

Вторым мифом партийно-политической работы являлась вера в то, что личность можно очень быстро изменить в нужную сторону. Мы видим, что сегодня отечественная наука в области воспитания пока озабочена следующими вопросами: первый: «Как эффективнее манипулировать сознанием своих граждан?» и второй: «Как не допустить, чтобы их сознанием манипулировал оппонент?» Вопрос, однако, должен быть поставлен иначе: «Как сформировать сознание человека, чтобы им невозможно было манипулировать?»

Сложившаяся в СССР система патриотического воспитания обеспечивала решение главной цели - поддержание лояльности граждан к КПСС и Советской власти. В современной России главная цель патриотического воспитания иная, следовательно, и формы патриотического воспитания должны видоизменяться.

Традиционная форма патриотического воспитания, сохранившаяся до сегодняшнего дня - встречи с ветеранами. Для советских мальчишек и девчонок они были победителями, сильными, смелыми. Они не любили и не хотели вспоминать ужасы войны. Это были герои, и этот образ военного поколения им хотелось сохранить. Но для сегодняшней молодежи -это 80-летние ветераны, люди, доведенные до крайней нужды и усталости; потерявшие здоровье и морально дезориентированные в результате смены политической системы в стране. Сегодня они хотят, чтобы о них просто помнили, так как понимают, что без исторической памяти исчезает народ.

На рубеже веков изменилось наше Отечество, но проблемы патриотизма не утратили своего значения. Об этом свидетельствуют Постановления Правительства РФ11. Однако сегодня нет открытой внешней угрозы, не стоит остро проблема удовлетворения витальных потребностей. Поэтому в настоящее время императивом стала потребность определения содержания патриотизма, которое соответствовало бы развитию российского общества в условиях современного мировидения. Оно должно включать в себя не только понимание отечественных ценностей. Великая Отечественная война подвела нас к пониманию приоритета общечеловеческих ценностей, которые взяли верх над групповыми, классовыми и национально- государственными интересами. Показательным событием в этом отношении было совещание историков в ЦК ВКП(б) в 1944 году, которое в ходе дискуссий обнажило методологические проблемы в советской исторической науке, связанные с классовым подходом в истории и узко-национальные взгляды на историю12.

Формирование патриотического сознания современного российского общества требует его психологической и идеологической подготовки. Необходима разработка теории, психологии и идеологии патриотизма с учетом не только уроков истории, но и особенностей современных условий. Существует сложный, но эффективный путь в развитии патриотизма -создание условий для профессиональной и личностной самореализации. Эффективно организованная деятельность, предоставление ответственности и полномочий, оказание помощи в решении профессиональных проблем формируют высокие социальные чувства. Именно в

10 Баранов, Е.Г. Психологические проблемы патриотического воспитания/Е.Г.Баранов/Психолого-педагогические проблемы повышения эффективности патриотического воспитания школьников и студенческой молодежи: коллектиная монография. Том 1/ Под ред. А.Ф.Шикуна.- Тверь: ТФ МГЭИ, 2004.- С.58.

11 Постановление Правительства РФ а от 16.02 2001 г. № 122 «О государственной программе «Патриотическое

воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.»; Постановление Правительства РФ от 11.07.2005 г. № 422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы»

этом случае государство может апеллировать к гражданскому долгу, если в свою очередь будет надежно защищать и оберегать права личности и всего общества.

В современной России главная цель патриотического воспитания - это развитие стремления к эффективному труду на собственное благо и благо Родины. Любовь к Родине должна стать устойчивым мотивационным образованием, включенным в смысловые структуры личности и в психологическую структуру профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Панкратова, А.М. Задачи советских историков в дни Отечественной войны // Вестник АН СССР. 1943. №№7-8. - С. 33.

2. Очерки истории отечественной исторической науки ХХ века: Монография / Под ред. В.П. Корзун. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - С. 499; Наука и кризисы: Историкосравнительные очерки. - СПб: Дмитрий Буланин, 2003. - С. 822.

3. Луцкий, Е.А., Муравьев, В.А. Историография истории СССР в годы Великой Отечественной войны // Историография истории СССР. Эпоха социализма / Под ред. И.И. Минца. - М.: Высшая школа, 1982. - С.124; 20 лет АН СССР. Справочная книга. - М-Л., 1945. - С. 252.

4. Фальсификаторы истории: Историческая справка. - М.: Политиздат, 1948; Соколов Б.В. Оккупация. Правда и мифы. - М.: АСТ, 2003; Суворов В. День. - М.: АСТ, 2000; Суворов В. Тень победы. - М.: АСТ, 2000.

5. Никонова, О.Ю. Военное прошлое России и советский патриотизм: к постановке проблемы // Век памяти, память века: Опыт обращения с прошлым в ХХ столетии. Сб. ст. -Челябинск, 2004. - С. 499.

6. Советская историография Великой Отечественной войны // Советская историография / Под ред. Ю.Н. Афанасьева. - М.: Российск. гос. гуманит ун-т., 1996. - С. 274-315.

7. Поляков, Ю.А. О массовом сознании в годы войны // Поляков Ю.А. Историческая наука. - И., 1999. - С. 128; К методологическим вопросам изучения опыта Великой Отечественной войны // Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в современной исторической науке. Материалы межвузовской научно-практической конференции. г. Тольятти / Отв. ред. Л.В. Храмков, М.П. Михайлин - Тольятти: ТГУ, 2005. - С. 278-280.

8. Патриотическое сознание: сущность и формирование. - Новосибирск: Наука (Сибирское отделение), 1985.

9. Баранов, Е.Г. Психологические проблемы патриотического воспитания / Е.Г. Баранов / Психолого-педагогические проблемы повышения эффективности патриотического воспитания школьников и студенческой молодежи: коллектиная монография. Том 1 / Под ред. А.Ф.Шикуна. - Тверь: ТФ МГЭИ, 2004. - С. 58.

10. Постановление Правительства РФ а от 16.02 2001 г. № 122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.»; Постановление Правительства РФ от 11.07.2005 г. № 422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.