Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В XVI ВЕКЕ'

ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В XVI ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
132
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ / РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО / RUSSIAN STATE / СОЗДАНИЕ / ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / POLITICAL AND LEGAL BASIS / STATE INSTITUTION / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PUBLIC ADMINISTRATION / СИСТЕМА ТАМОЖЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / SYSTEM OF CUSTOMS INSTITUTIONS / УЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ / CODE OF SERVICE / FORMATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Киселев Сергей Георгиевич

Статья посвящена рассмотрению вопроса формирования историко-правовых основ Российского государства в XVI в. в период завершения его создания, анализу основных государственных институтов, а также системы таможенных учреждений, возникших в этот период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL AND LEGAL BASIS OF THE RUSSIAN STATE AT THE FINAL STAGE OF ITS FORMATION IN THE XVI CENTURY

The article is devoted to the issue of the political and legal basis formation of the Russian state at the final stage of its formation in the XVI century, the analysis of main state institutions, as well as the analysis of customs institutions system in this period.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В XVI ВЕКЕ»

С. Г. Киселев

ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В XVI ВЕКЕ

Статья посвящена рассмотрению вопроса формирования историко-правовых основ Российского государства в XVI в. в период завершения его создания, анализу основных государственных институтов, а также системы таможенных учреждений, возникших в этот период.

Ключевые слова: Российское государство; создание; историко-правовые основы; государственные институты; государственное управление; система таможенных учреждений; Уложение о службе.

Согласно теории государства и права главными государственными вопросами организации жизнедеятельности общества являются определение и создание оптимальной формы правления, под которой понимается порядок образования и организации функционирования высших органов власти, их взаимодействия друг с другом и с населением [1, с. 41]. На взгляд автора, такая, довольно оптимальная, форма правления была создана на ранней стадии формирования Российского государства. К середине XVI в., благодаря усилиям Ивана III Великого, Василия III и Ивана IV, формировались фундаментальные основы государственно-правового регулирования в Российском государстве, послужившие базисом для дальнейшего развития и совершенствования.

Сложившаяся в недавно созданном государстве (временем создания Российского государства считается вторая половина XV в.) на территории, ранее вмещавшей более пяти десятков разрозненных удельных княжеств, сословно-пред-ставительная конструкция, основой которой была воля всей «земли», т. е. всего народа, представляла собой форму правления, бывшую, пожалуй, самой передовой в те времена, а может быть, и ныне являющуюся одной из самых удачных в истории человечества. Высшим органом власти (царь был главой государства) являлся Земский собор (высшее народное вече, а были еще общинные вече - земства, т. е. органы местного самоуправления) - своеобразный съезд представителей всех слоев населения (включая крестьянство, чьи интересы представляли земские старосты, а также боярство, дворянство, духовенство, купечество, посадское, т. е. городское, население). В истории имелись случаи, когда в работе Земского собора принимали участие и таможенные чины - таможенные головы и таможенные целовальники. Практически Земский собор был парламентом (кстати, парламент Англии, который в Европе считают первым в мире, был создан лишь через 100 лет в 1648-1649 гг.), своеобразным органом представительной, народной власти, который практически восстановил вече. Первый Земский собор в феврале 1549 г. возглавлял царь Иван IV, инициатор его созыва.

Земский собор собирался не систематически, а для решения наиболее важных вопросов, когда у царя и Боярской думы возникала необходимость «посоветоваться с землей». К таким вопросам относились: объявление или завершение войны, изменение системы сбора налогов или системы сбора таможенных пошлин, утверждение царя, утверждение законодательных актов (судебников, затем - уложений. Например, Судебник Ивана IV 1550 г. был принят на Земском соборе,

Соборное уложение 1649 г. - тоже, отсюда и название - Соборное) [2, с. 73], утверждение приказов (например, на первом Земском соборе в феврале 1549 г. был создан Посольский приказ, в ведении которого состояли иностранные и таможенные дела).

Примечательно, что инициатором создания государственного института Земского собора, серьезно ограничивавшего власть царя, был сам царь (Иван IV). Однако, на наш взгляд, это обстоятельство можно объяснить тем, что Земские соборы, как ни парадоксально, были серьезным, эффективным и надежным инструментом государственного управления в руках главы государства. Дело в том, что, во-первых, мнение «земли», на которое опирался царь, серьезно ограничивало власть бояр, стремившихся вернуться к удельному правлению, т. е. к суверенизации, а, во-вторых, консенсус (необходимое стопроцентное принятие решения при голосовании, из-за чего соборы иногда проводились по нескольку месяцев - пока единогласное решение не будет принято) обязывал затем неукоснительно исполнять решения Земского собора не только его делегатами (400-500 человек), но и всеми, кого они представляли, т. е. всей «землей», всем народом.

В периоды между Земскими соборами высшим законодательным органом власти была Боярская дума [3, с. 40], поэтому указы царя утверждались Боярской думой и после этого вступали в действие; эти документы назывались «именными указами царя с боярским приговором».

Основу Боярской думы составляли бояре - бывшие удельные князья, что, с одной стороны, позволяло учитывать интересы разных земель (прежде всего, уездов, которыми стали называться удельные княжества - от словосочетания «князь уехал» или «князя уехали» в Боярскую думу, а с другой - они представляли собой такой противовес воле царя, который нередко приводил к конфликтам (самый серьезный из которых - «опричнина») [4, с. 132].

Функции правительства исполняла система приказов - отраслевая система управления народным хозяйством. Приказы представляли собой органы центрального управления, обязанности которых были схожи с нынешними министерствами [3, с. 49-58]. Каждый приказ отвечал за отдельную отрасль. Например, Посольский приказ, в котором находилась государственная печать и который располагался в Кремле, курировал дипломатическую службу, внешнюю политику, а также таможенное дело. Поместный приказ управлял сведениями о землях. Разрядный и Стрелецкий приказы занимались военными делами, службой, управляли городовыми казаками и стрелецким войском. Разбойный приказ выполнял правоохранительные функции. В Приказы Большого прихода и Большой казны поступали подати и таможенные пошлины. Челобитный приказ, в который поступали жалобы от людей, разбирался с самоуправством чинов, мздоимством и взяточничеством, он также осуществлял контроль и надзор над остальными приказами в целях сдерживания самоуправства властей. Ямской приказ отвечал за почтовую службу, Аптекарский - за лекарства. При необходимости создавались временные приказы, которые выполняли отдельные функции, а по завершении их исполнения распускались.

Челобитный приказ контролировал деятельность других государственных учреждений, куда стекались «все дела», и некоторые историки называют его «правительством» [5, с. 306]. Как известно, цари Романовы Челобитный приказ отменили, а отказ Алексея Тишайшего принять челобитную от народа привел

к «соляному бунту» в 1648 г., полыхавшему по стране почти полгода и значительно ее разорившему.

Еще одна важная историческая веха, о которой чрезвычайно мало написано в истории таможенного дела и таможенной политики России: в середине XVI в. сложилась трехзвенная система таможенных учреждений, обеспечившая эффективный сбор таможенных пошлин на границе и в местах торга (в то время таможенные пошлины собирались не только с товаров, пересекающих границу, но и со всех товаров, в том числе отечественного производства, продаваемых на ярмарках, торгах, торжках и т. д.). Данная трехзвенная система, послужившая основой отечественной системы таможенных учреждений на многие века, включала: 1) Большую таможню Посольского приказа (своего рода аналог нынешней Федеральной таможенной службы); 2) уездные таможенные избы (своего рода аналог нынешних региональных таможенных управлений - РТУ); 3) таможни и таможенные заставы (сейчас - таможни и таможенные посты) [6, с. 67]. Большая таможня Посольского приказа включала несколько структурных подразделений: Новую посольскую таможню (отвечала за сбор таможенных пошлин с иностранных купцов), Конюшенную избу (ведала сбором пошлин с отечественных купцов с продажи лошадей), Мытную избу (осуществляла сбор пошлин с продажи сельскохозяйственных товаров), Померную избу (осуществляла сбор пошлин с продажи меримых товаров). Собранные таможенниками пошлины поступали, как правило, в Приказ Большой казны [7, с. 31-32], а временами - в Приказ Большого прихода. В наши дни, как известно, таможенные пошлины поступают в Федеральное казначейство (Казначейство России), т. е. аналогия и здесь налицо.

Большую таможню в составе Посольского приказа можно считать первым российским государственным таможенным учреждением. Однако необходимо отметить, что российские таможенники отмечают свой профессиональный праздник -День таможенника РФ - в другой день - 25 октября (согласно Указу Президента РФ Б. Ельцина от 04.08.1995 № 811), что связано с более поздним событием, чем создание Большой таможни Посольского приказа (состоявшимся через 104 года), а именно принятием 25 октября 1653 г. царем Алексеем Михайловичем Романовым Именного указа с боярским приговором «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах с показанием по сколько взято и с каких товаров» (так называемого Торгового устава). 25 октября 1991 г. также является знаменательной датой - в этот день Президент РФ Б. Ельцин подписал Указ № 161 о создании Государственного таможенного комитета РСФСР, являвшейся тогда союзной республикой в составе СССР.

В анализируемый исторический период сложилась не только система таможенных учреждений, но и система таможенных чинов, а также система таможенных нормативных правовых документов, к которым следует отнести четыре вида таможенных грамот: 1) таможенные уставные грамоты (регулировали порядок сбора пошлин в разных уездах и местах, права и обязанности таможенных голов - начальников таможен и таможенных застав); 2) таможенные жалованные (тарханные) грамоты, предоставлявшие определенные льготы в торговле, сборе и уплате таможенных пошлин; 3) таможенные откупные грамоты, определявшие порядок отдачи таможен и таможенных застав в откуп (т. е. в аренду); 4) таможенные памяти - грамоты, регулировавшие сбор пошлин с иностранных купцов. Система таможенных нормативных правовых документов (таможенных грамот)

успешно функционировала в России в течение нескольких столетий, подтвердив эффективность и социальную полезность в сфере нормативно-правового регулирования.

К середине XVI в. следует также отнести принятие первого отечественного законодательного акта о государственной службе. В 1556 г. по инициативе Ивана IV Грозного было принято Уложение о службе - законодательный акт, утвердивший сложившийся в России к середине XVI в. порядок службы и закрепивший внесенные в него существенные изменения, связанные с комплексом государственных реформ, завершивших историческое оформление Русского государства и закрепление им значимого геополитического положения.

В XV-XVI вв. в процессе становления Русского государства образуется Государев двор [8, с. 8] - прообраз единого госаппарата, совокупность высших госслужащих. Институт Государева двора представлял собой своеобразную систему чинов. Эту систему российской госслужбы закрепило Уложение о службе 1556 г. Вот некоторые из служилых чинов того времени: боярин, окольничий, дьяк, воевода, конюший, думный дворянин, печатник, наместник, волостель [9, с. 46-47]. Служилые люди (чины), представлявшие Государев двор, возглавляли центральные и местные органы власти, занимали военные должности. Например, начальниками приказов (министрами, говоря современным языком) были бояре или дьяки, иногда окольничие или печатники.

Уложение о службе 1556 г. не только закрепило сложившиеся систему и порядок государевой службы. В Уложении впервые была предпринята попытка отмены «корма» («кормлений») как формы оплаты труда чинов. Дело в том, что на Руси с давних времен чины княжеской, а затем государевой службы оплату труда в виде денег получали очень редко. Обычно их ставили на «корм», выдавая княжескую грамоту, и местное население обеспечивало их всем необходимым, что нередко приводило к поборам. Другой формой оплаты труда было пожалование земель в вотчину. Однако эти земли забирались обратно после оставления службы. Редко, когда вотчины оставлялись в наследство.

Уложение о службе способствовало созданию военно-служилого сословия, формированию вместо военных дружин единой армии, центральной фигурой которой был дворянин, «служилый человек». За службу служилым людям предоставлялись поместья. Каждый вотчинник был обязан с определенного количества земли выставлять установленное количество воинов на конях и в полном вооружении. В каждом уезде (административно-территориально страна делилась на уезды и волости) действовал свой порядок оплаты службы.

Уложение о службе значительно способствовало замене «корма» государевых служащих (чинов) денежными и поместными окладами. Однако порядок «кормления» частично бытовал до принятия Табели о рангах Петром I в 1722 г. Институт Государева двора и поместно-дворянской службы, а также основной каркас приказной системы тоже функционировали вплоть до преобразований Петра I. Передовая для того времени форма правления - сословно-представительная монархия - просуществовала до реформ Петра I, который ввел абсолютную монархию, отменив участие народа в управлении государством [10].

Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Сложившиеся к середине XVI в. основы Российского государства позволили осуществить ряд необходимых реформ, направленных на укрепление единого

государства: земскую реформу, губную реформу, судебную реформу, военную реформу (создание регулярного стрелецкого войска), реформу госслужбы, создать органы местного самоуправления (земства) и др. Была сформирована трехуровневая система таможенных учреждений, которая до сегодняшних дней лежит в основе построения российских таможенных учреждений.

Результатом проведенных в XVI в. реформ стали появление и закрепление на карте мира еще одного сильного государства, нового геополитического центра -Российского государства, с которым и Европе, и Востоку пришлось считаться в дальнейшем. Также благодаря реформам Россия и сегодня является серьезным актором в международных делах.

Использованные источники

1. Владимирова В. В. Форма государства // Право: учебник для бакалавров / под ред. С. Г. Киселева. М.: Юрайт, 2013.

2. Буровский А. М. Несостоявшаяся империя: историческое расследование. Красноярск: БОНУС; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

3. Манягин В. Г. Правда Грозного царя. М.: Алгоритм, 2007.

4. Энциклопедия царей и императоров России. IX-XX вв. М.: РООССА, б. г.

5. Нефедов С. А. История нового времени. Эпоха Возрождения (История, поданная как роман, - современный учебник для школьников и увлекательное чтение для взрослых). М.: ВЛАДОС, 1996.

6. Дзюбенко П. В., Кисловский Ю. Г. Таможенная политика России: курс лекций. М.: РИО РТА, 2000.

7. Кисловский Ю. Г. История таможни государства Российского. М.: Автор, 1995.

8. Киселев С. Г. Административно-правовые основы государственной службы Российской Федерации: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009.

9. Киселев С. Г. Государственная служба как административно-правовой механизм государственного управления // Вестник Российской таможенной академии. 2009. № 2. С. 44-52.

10. Реформы Петра I: сборник документов. М.: Гос. социально-эконом. изд-во, 1937.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.