Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ЭТАПЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ И НЕПУБЛИЧНЫХ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РОССИИ'

ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ЭТАПЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ И НЕПУБЛИЧНЫХ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
244
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / СОБРАНИЕ / ПУБЛИЧНОЕ СОБРАНИЕ / СВОБОДА МИРНЫХ СОБРАНИЙ / СХОДБИЩА / ПУБЛИЧНОЕ МАССОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / НЕПУБЛИЧНОЕ МАССОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ЭТАПЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рубцов Олег Игоревич

Одной из основных задач каждого демократического государства является вопрос безопасности реализации права граждан проводить различные по своему характеру собрания, мероприятия. Эпидемия COVID-19 уже оказывает влияние на повседневную жизнь граждан посредством ограничений, вводимых государством, которые направлены на защиту жизни и здоровья. В особенности вопрос должного регулирования необходим в местах большого скопления людей. Рассматривая аспект административно-правового регулирования, автором предпринята попытка определения историко-правовых этапов. Основу исследования составляют литература исторического характера, а также нормативно-правовые акты разного периода времени, которые составляют начала регулирования публичных и иных массовых мероприятий. Автором выделяются семь историко-правовых этапов административно-правового регулирования проведения публичных и непубличных массовых мероприятий в России. В исследовании применяются историко-правовой системно-структурный и логический методы исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND LEGAL STAGES OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF PUBLIC AND NONPUBLIC MASS EVENTS IN RUSSIA

One of the main tasks of each democratic state is the issue of the security of the implementation of the right of citizens to hold meetings, events of various nature. The COVID-19 epidemic is already affecting the daily lives of citizens through government restrictions that are designed to protect life and health. In particular, the issue of proper regulation is necessary in crowded places. Considering the aspect of administrative and legal regulation, the author made an attempt to determine the historical and legal stages. The research is based on historical literature, as well as regulatory legal acts of different periods of time, which form the beginning of the regulation of public and other mass events. The author identifies seven historical and legal stages of administrative and legal regulation of public and non-public events in Russia. The research uses historical and legal systemic and structural and logical research methods.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ЭТАПЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ И НЕПУБЛИЧНЫХ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РОССИИ»

Историко-правовые этапы административно- правового регулирования проведения публичных и непубличных массовых мероприятий в России

Рубцов Олег Игоревич,

аспирант Института государства и права Российской академии наук E-mail: o.rubtsov@list.ru

Одной из основных задач каждого демократического государства является вопрос безопасности реализации права граждан проводить различные по своему характеру собрания, мероприятия. Эпидемия COVID-19 уже оказывает влияние на повседневную жизнь граждан посредством ограничений, вводимых государством, которые направлены на защиту жизни и здоровья. В особенности вопрос должного регулирования необходим в местах большого скопления людей. Рассматривая аспект административно-правового регулирования, автором предпринята попытка определения историко-правовых этапов. Основу исследования составляют литература исторического характера, а также нормативно-правовые акты разного периода времени, которые составляют начала регулирования публичных и иных массовых мероприятий. Автором выделяются семь историко-правовых этапов административно-правового регулирования проведения публичных и непубличных массовых мероприятий в России. В исследовании применяются историко-правовой системно-структурный и логический методы исследования.

Ключевые слова: массовые мероприятия, собрание, публичное собрание, свобода мирных собраний, сходбища, публичное массовое мероприятие, непубличное массовое мероприятие, историко-правовые этапы.

Одной из основных задач каждого демократического государства, источником власти которого является народ (статья 3), является вопрос безопасности реализации права граждан проводить различные по своему характеру собрания, мероприятия (статья 31) [1]. Участие большого количества лиц в массовых мероприятиях обуславливают необходимость регулирования их проведения административно-правовым механизмом.

Автором исследуются административно-правовые основы, регулирующие проведение публичных и непубличных массовых мероприятий.

Понятие «непубличное мероприятие» не имеет законодательного закрепления. Ранее автором раскрывалось понятие «непубличное мероприятие», которое в его понимании характеризуется как заранее спланированные, организованные и контролируемые организатором мероприятия, характеризующиеся концентрацией людей в определенном месте для определенной цели [2]. В приведенной статье автор приходит к определению такого понятия на основе обращения к Большому толковому словарю русского языка (Ушакова Д.Н.), в котором раскрыты понятия «публичный» и «непубличный», а также анализа Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон № 54-ФЗ) и закрепленного в нем понятия «публичное мероприятие», как различные формы акций, осуществляемых по инициативе граждан. В статье автором рассматривалась эволюция административно-правовых основ законодательного регулирования мероприятий в настоящее время, актуальность развития данного вопроса.

В настоящей статье автором предпринята попытка определения историко-правовых этапов административно-правового регулирования проведения таких мероприятий. По мнению автора, выделение историко-правовых этапов по данному вопросу позволит структурировать государственное регулирования массовых мероприятий, как и расширить область исследования в целом.

Исследования в области административно-правового регулирования публичных мероприятий, а именно этапов регулирования проводил М.А. Камилов [3]. По мнению Камилова М.А., первым этапом правового регулирования публичных мероприятий следует называть этап до 12 октября 1905 года.

Между тем, проведенное автором исследование дает основание сделать иной вывод, поскольку имеются более ранние указания на проведение

5 -о

сз

<

см см

и организацию собраний. Они в большей степени имели отношение к вопросам самоуправления, хотя вопросы на таких собраниях решались самые разные.

Автор считает, что в период Древней Руси начинается первый этап, который характеризуется тем, что для решения наиболее важных вопросов собирался весь народ, поселение.

Так в Древней Руси собирались сходы, вече. Еще раньше, до крещения Руси - копы. Разъяснение указанным понятиям дает В.И. Белов «Из очерков о жизни деревни: сход вече, копное право» [4] - «Необходимость схода назревала постепенно, не сразу, а когда созревала окончательно, то было достаточно и самой малой инициативы. Люди сходились сами, чувствуя такую необходимость. В других случаях их собирали или десятские, или специальный звон колокола (о пожаре или о вражеском набеге извещалось набатным боем)». В.И. Белов писал о собраниях в трапезной, когда взрослые сходились за общим столом и решали торговые, хозяйственные и иные дела, как о самом древнем виде схода. Позднее в древнем Новгороде и Пскове сход стал высшим органом территориальной общины, созываемый для решения вопросов местного значения. Решение схода было обязательным для всех. Вече - собрание народа на Руси для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов. Коп-ное право - основной способ общественного решения насущных вопросов, существовавший еще до крещения на Руси в христианство. Копное право передавалось устно из поколения в поколение.

Известный русский историк Н.М. Карамзин в своем двенадцатитомном историческом опусе, священной книге народа «История государства Российского», не раз упоминал о собраниях народа для решения важных и насущных проблем, в том числе в тех случаях, когда бояре не могли найти общего подхода. Например, книга III. Псковитяне собирались и действовали иногда как независимые от Новгорода свободные граждане [5].

Н.М. Карамзин писал, что в 12-13 вв. свобода веча оказывало воздействие на государственные дела, граждане Новгорода нередко останавливали Государя в делах важнейших, давая ему советы, требования, иногда решали собственную судьбу.

Н.М. Карамзин упоминает и о том, что с введением на Руси христианства появились и упрочились такие традиции, как собираться на рождение, всем поселением провожать в последний путь.

Первое нормативное закрепление понятия «массовые мероприятия» можно встретить в Соборном уложении 1649 года [6], где употребляется понятие «скоп». К сожалению, в указанном Уложении не раскрыта суть понятия «скоп». Согласно Толкового словаря русского языка В.И. Даля, понятие: «скоп - это толпа, ватага, сборище народа, скопление с дурным умыслом». Для целей предупреждения и пресечения наступления негативных событий, влекущих существенный вред гражда-

нам, имуществу, устанавливались запреты и ограничения, вводились меры преимущественно, уголовной ответственности к зачинщикам, иным лицам (участникам драк, побоищ, вандалам и др.).

Далее следует отметить административные реформы Петра-I, суть которых сводилась к установлению жесткой монархии и пресечении бунтов и заговоров [7]. Предупреждению и пресечению разных «непристойных сходбищ», собраний, возмущений и бунтов Петр-I уделял особое внимание. Так, Артикул воинский 1715 года Петр-I, был направлен на дисциплину, порядок в армии и подчинение. Артикул 133 «О возмущении, бунте и драке» устанавливал: «Все непристойные и подозрительные сходбища и собрания воинских людей, хотя для советов каких-нибудь (хотя и не для зла) или для челобитья, чтоб общую челобитную писать, чрез что возмущение или бунт может со-чинитца, чрез сей артикул имеют быть весьма запрещены». Допущение офицером непристойного сходбища влекло - «наказать его лишением чести, имения и живота» (Артикул 134) [8]. Бунт собравшихся, возмущение или упрямство наказывалось виселицей (Артикул 137).

Екатерина Великая II также как и Петр-I большое внимание уделяла вопросам безопасности и пресечения «подозрительного скопища». Указанные вопросы, включая предупреждение всяких «подозрительных сходбищ», находились в ведении полиции. 8 апреля 1782 года Екатерина издает Устав благочиния или полицейский устав. В нем были установлены запреты и ограничения, а также меры ответственности для нарушителей, в первую очередь организаторов. Так статья 219 устанавливала запрет на учинение в городах общенародных игр, забав и театральных представлений без уведомления на то и дозволения от Управы Благочиния [9]. В п. 1е. статьи 272 устанавливался запрет на сходбища подозрительные. Организаторов «подозрительных сходбищ», «скопа» настигало заключение под стражей и суд (п. 6 е). Запрещалось челобитье или прошение скопом подавать, под угрозой наказания (статья 272, п. 7е). Подозрительные сходбища по Уставу Благочиния относятся к уголовно наказуемым и преследуемым как преступления против народной тишины.

Дальнейший этап характеризуется закреплением законодателем понятий, касающихся массовых мероприятий, иных скоплений людей и ответственностью за действия, нарушающие государственный порядок.

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года [10], признанное как первый уголовный кодекс России, вводит понятие «преступление», «покушение на преступление», соучастие в преступлении», «вина» и многие другие, среди которых понятие «собрания», «публичные собрания», «сообщество», «вовлечение в сообщество» (статья 264), «зачинщик», «соучастник зачинщика», «подговорщики». Согласно разделу III Уложения «О наказании по мере участия в преступлении» зачинщики и подговорщики наказыва-

лись строже других соучастников и приговаривались к максимуму наказания [11].

Глава II Уложения о наказаниях 1845 года «О бунте против власти верховной и государевой измене» дается понятие бунта через восстание скопом или заговор (статья 271) против власти верховной. В статье 284 Главы IV дается понятие «восстание против властей». Все указанные деяния признавались преступными и сурово наказывались.

В императорской России было точное понимание того, что действия массы людей, толпа, скоп являются слабо управляемыми и могут причинить существенный вред не только власти, но и государству в целом.

Между тем, влияние свободных настроений более прогрессивных стран Европы делало необходимых дозволять проведение видов массовых мероприятий.

По утверждению В.В. Вышкварцева [12], А.А. Камилова (в указанной выше работе) до 1905 года в Российской империи законодательство о публичных мероприятиях отсутствовало. Либеральные настроения образованного русского общества и призывы к свержению власти начинают создавать угрозу не только для государя, но и для Российской империи в целом. Во многих губерниях России с 1902 года издавались нормативные акты, которые запрещали собрания, сходбища на улицах, площадях и в домах [13], однако это не дало положительного эффекта.

В целях установление порядка и условий проведения собраний и сходов принимается Именной высочайший Указ, данный Сенату от 12 октября 1905 г. «Об установлении временных правил и дополнений действующих постановлений о собраниях» [14], с указанием на обязанности и ответственность их устроителей и возможностью воспрещения противных закону, представляющих угрозу общественной безопасности, собраний.

Таким образом, автор приходит к выводу о том, что проведение публичных массовых мероприятий допускалось, но с определенными условиями и ограничениями, в связи с чем представляется возможным не согласиться с утверждением М.А. Камилова о том, что этот этап является новым, вследствие того, что до 1905 года «проведение публичных мероприятий было невозможно ввиду законодательного запрета». Однако, справедливо отметить, что для предмета исследования М.А. Камилова данный вывод является верным.

Следующий этап отличается декларативностью норм о свободе собраний и одновременно запретами и ответственностью для участников.

Принятие V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года первой российской конституции (Конституция РСФСР 1918 года) декларирует права трудящихся граждан на свободу собраний, с предоставлением в распоряжение участников соответствующие условиям проведения мероприятия помещения (статья 15) [15].

Инициаторами и одновременно организаторами собраний, шествий, демонстраций и подобного, выступали, как правило, коммунистическая партия и комсомол. Не вдаваясь в политическую часть этого вопроса, заметим, что нормы о свободе собраний и иных массовых мероприятий в советское время отличались декларативностью. На самом деле, гражданин, вышедший на одиночную акцию или организовавший публичное мероприятий (собрание шествие и др.), неизменно подвергался уголовной ответственности.

Следует заметить отсутствие в Конституции РСФСР 1918 года такого понятия как «непубличное мероприятие».

В годы репрессий, военные, да и послевоенные годы в СССР законодательство о свободе собраний более не развивалось.

К примеру, на третьей сессии Генеральной Ассамблеи оОн странами Европы в декабре 1948 года принимается Всеобщая декларация прав человека [16], в статьях 19, 20 которой закреплены права о свободах убеждений и их выражений по собственной воле. Однако, Россия подписала документ лишь в 1992 году.

Также следует отметить не подписание СССР «Конвенции о защите прав человека и основных свобод» 1950 года [17], закрепляющей права о свободе собраний (статья 11). Для России Положения начали действовать лишь с 1998 года.

Конституция 1978 года также предоставляла гражданам СССР право на проведение собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Однако имелись ограничения в предоставлении такого права лишь трудящимся и их организациям (абз. 2 статьи 50).

Перемены в идеологии, политической и экономической жизни Советского Союза происходят во второй половине 80-х годов М.С. Горбачевым, целью реформ которого была демократизация общественно-политического и экономического строя. На пленуме ЦК КПСС 27 января 1987 года перестройка была объявлена преодолением эпохи застоя и обновлением всех сторон жизни страны. В стране массово проходят демонстрации и митинги недовольных властью, политическими и экономическими проблемами в стране, запретами на свободу слова и печати. В этой связи возникла необходимость срочного регулирования вопросов организации и проведения массовых мероприятий.

В этой связи издается Указ № 9306-Х1 «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР» [18]. Согласно Указу, исполнительный комитет соответствующего местного Совета народных депутатов должен быть уведомлен о цели, форме, места проведения мероприятия, маршрута движения, периоде времени, предполагаемого количества участников, имена уполномоченных (организаторов); отсутствие запрещенных предметов. Указ отсылал к законодательству СССР об ответственности за нарушение установленно-

5 -а

сз

<

см см

го порядка, понятий «собрание», «митинг, «уличное шествие», «демонстрация» не содержал, как и не определял статус мероприятий: «публичное», «частное». Однако Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, статья 166.1, устанавливал ответственность, в том числе, в отношении «иного публичного мероприятия», что отмечалось автором в ранее опубликованной статье [19].

Заключительным фрагментом данного этапа является принятие Верховным Советом РСФСР Постановлением от 22.11.1991 № 1920-1 Декларации прав и свобод человека и гражданина [20].

В дальнейшем происходит стремительное развитие демократических начал, законодательства о свободах и их гарантиях. Данный этап характеризуется политическими преобразованиями и установлением порядка проведения публичных мероприятий (1992-2018 гг.).

Выход многочисленных толп людей в российских городах и глубинках, без всяких уведомлений и разрешений на улицы и площади стал приобретать массовый характер. Осознавая необходимость срочного урегулирования ситуации, Президент РФ - Б.Н. Ельцин, издает Указ от 25.05.1992 № 524 «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования» [21]. Указ принят на основе Декларации прав и свобод человека и гражданина, а его действие предполагалось до урегулирования организации публичных мероприятий Законом.

Указ Президента РФ N 524 предписывал Министерству юстиции РФ и Министерству внутренних дел РФ представить проект закона о порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования. Однако прошло еще 12 лет, была принята новая Конституция РФ (1993), после чего был принят соответствующий Закон № 54-ФЗ.

Данный этап оказывает положительный эффект для понятия «непубличного массового мероприятия» как определения его статуса и дальнейшего регулирования.

В 1998 году Советом депутатов города Юбилейный Московской области принимается Решение об утверждении Положения о порядке организации собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования [22], которое ограничивает действие Порядка на собрания и митинги трудовых коллективов и общественных организаций, проводимые в соответствии с законодательством, их уставами и положениями.

Это видится примечательным, притом, что середина 90-х, начало 2000-х отмечены, в свободной демократической России, бурным развитием законодательства, включая гражданское, трудовое, законодательство об общественных объединениях, налоговое, административное и др.

Принятие новой Конституции Российской Федерации 1993 г., закрепило право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (статья 31). Издаются многочисленные норматив-

ные акты, которые предусматривают возможность создания, проведения и организации различных массовых мероприятий, в т.ч. непубличных.

Например, Гражданский кодекс Российской Федерации ((часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 08.07.2021)), устанавливающий статус лиц в гражданских правоотношениях, который закреплял обязанность принятия решений публичными и непубличными обществами на общих собраниях (статья 66.3).

Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 30.12.2020 г.), который предусматривает создание общественных объединений (закрепляет организационно-правовые формы) для решения каких-либо общих задач посредством созыва собрания, съезда, конференции (статьи 3, 7).

Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 02.07.2021 г.), Федеральный закон от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (в ред. от 30.04.2021 г.), которые также содержали нормы в отношении собраний для определенных целей.

Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в ред. от 11.06.2021 г.), который закрепляет право граждан совместно с другими людьми собираться для целей вероисповедания, религиозных собраний (статья 2, 16), участия в паломничествах (статья 20) и т.п.

Трудовой кодекс РФ (№ 197-ФЗ от 30.12.2001 г. (в ред. от 28.06.2021 г.)), который в числе прочих, регулирует порядок проведения собраний членов трудового коллектива (статьи 31, 37, 399).

Заключительным этапом административно-правового регулирования проведения публичных и непубличных массовых мероприятий можно считать период наступления пандемии (2019-по настоящее время).

С наступлением COVID-19 обнаружилась необходимость регулировать проведение не только публичных, но и частных мероприятий.

Для целей обеспечения безопасности граждан, участников массовых мероприятий, предотвращения распространения заболеваний возникла необходимость государственного вмешательства в порядок проведения не только публичных, но и частных мероприятий (например, мероприятий, проводимых трудовыми коллективами, посещения кафе и ресторанов, кино, празднования дня рождения, иных личных событий, проведения свадеб, проводов и других). Любое из указанных мероприятий связано с объединением определенным событием большого количества людей.

К 2019 году в российском государстве сложилась довольно-таки развитая стройная система нормативных правовых актов, регулирующих отношения во всех областях и сферах общественной жизни.

В период действия коронавирусной инфекции государством начали вводиться административно-

принудительные меры различными властно-распорядительными нормативно-правовыми актами, которые принимались на основе норм Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года».

Автор обращает внимание, что некоторые ограничительные меры действуют в настоящее время в 2021 году и, очевидно, будут действовать в 2022 году.

Уместно напомнить, что подобного рода меры на территории государства, региона, местного самоуправления могут быть введены только от имени государства, представительного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Прежде всего, это меры, связанные с установлением правил поведения и требований к населению в момент угрозы заболевания, действием запретов, ограничений. То есть цели защиты граждан и вопросы обеспечения безопасности повлекли необходимость временного вмешательства государства в частную жизнь. Разумеется, это вызвало непонимание и недовольство не только россиян, но и граждан во всем мире.

В ранее опубликованной статье, автор обращал внимание на данную проблему в контексте COVID-19. Автором отмечалось отсутствие закрепления законодателем, например такого понятия как «непубличное массовое мероприятие», однако, введение ограничений и мер ответственности [23].

В качестве примера можно обратиться к Указу Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ» (впоследствии изменен 02.04.2020 N 36-УМ). Следует обратить внимание, что Указ изготовлен в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Данный Указ распространял свое действие, в том числе на мероприятия частного характера, а именно непубличные массовые мероприятия.

Подводя итоги исследования, автором выделены следующие историко-правовые этапы административно-правового регулирования проведения публичных и непубличных массовых мероприятий в России.

Первый этап - до принятия Соборного уложения в России 1649 года. Он выделяется тем, что для решения наиболее важных вопросов собирался весь народ (поселение). Основание: обычай, традиция, передаваемое из поколения в поколение неписаное правило решать важнейшие вопросы «всем миром». Запретов на проведение собраний народа не было.

Второй этап - 1649-1697 гг. В этот период принимается Соборное уложение, вводится поня-

тие «скоп», в смысле скопление людей с дурным умыслом, введение ответственности участникам побоищ драк при скопе. Запретов на скоп не установлено.

Третий этап - 1607-1845 гг., отличается введением запретов на непристойные и подозрительные сходбища и собрания и установление ответственности для участников и зачинщиков.

Четвертый этап - 1845-1918 гг., принятие Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, до принятия Конституции РСФСР 1918 года.

Пятый этап - 1918-1991 гг. - отличается декларативностью норм о свободе собраний и одновременно запретами и ответственностью для участников.

Шестой этап - 1992-2018 гг. - годы политических преобразований, демократических начал, развития законодательства о свободах и их гарантиях, установление порядка проведения публичных мероприятий.

Седьмой этап - с 2019 до настоящего времени - период всеобщей пандемии, обусловленной действием и внезапным распространением нового, ранее неизвестного науке вируса COVID-19, отличается возникшей необходимостью государственного вмешательства государство в порядок проведения публичных и частных мероприятий, введение административно-принудительных мер, запретов и ограничений с целью обеспечения безопасности и предотвращения распространения заболевания.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС Консуль-тантПлюс.

2. Рубцов О.И. Административно-правовые основы, регулирующие порядок проведения публичных и непубличных массовых мероприятий / О.И. Рубцов // Правовая политика и правовая жизнь. - 2021. - № 3.1 (85). - С. 215-226.

3. Камилов М.А. Этапы административно-правового регулирования публичных мероприятий / М.А. Камилов // Административное и муниципальное право. - 2016. - № 5. - С. 449453.

4. Информационный ресурс Ecologu.md: Белов В.И. Из очерков о жизни деревни: сход вече, копное право / официальный сайт: URL: https://ecology.md/ru/page/izvestnyj-pisatel-o-shode-veche-i-kopnom-prave (дата обращения: 01.08.2021). - Текст: электронный.

5. Портал «Азбука веры»: Карамзин Н.М. История государства Российского // переиздано 2010 г., 920с. T.III. / сайт: URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Nikolaj_Karamzin/istorija-gosudarstva-rossijskogo/3_7 (дата обращения: 01.08.2021). -Текст: электронный.

5 -а

сз

<

CM CM

6. Соборное уложение от 3 октября 1649 г. // Российское законодательство Х-ХХ веков: В 9 томах / под ред. О.И. Чистякова. М., 1984. Т. 3.

7. Информационный ресурс Информарус: см. Реформы Петра-1 / сайт: URL: https://xn-1-itb3afj. хп - р^^1%о80%Л00/оВ5°/сЮ10/о840/сЮ00/оВЕ %D1%80%D0%BC%D1%8B/%D0%B0%D0%B4 %D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81 <^1%82<^1%80<^0%В0<^1%82<^0%В8% D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5/ (дата обращения: 01.08.2021). - Текст: электронный.

8. Информационный ресурс Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова: Артикул воинский, 26 апреля 1715 г., Артикул 133, с. 352. / официальный сайт: URL: http://www. hist.msu.ru/ER/Etext/articul.htm. (дата обращения: 20.07.2021). - Текст: электронный.

9. Российский правовой портал: Библиотека Пашкова: Устав благочиния или полицейский устав, 1782 г.. Сочинен в С.- Петербурге в 1781 году, 8 апреля. / официальный сайт: URL: https://constitutions.ru/?p=11381. (дата обращения: 20.07.2021). - Текст: электронный.

10. См. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г. // Издание Н.С. Таганце-ва. - СПб., 1892. - С. 22.

11. Янковский Д.А. Ответственность подстрекателей к преступлению по российскому уголовному законодательству: история и современность / Д.А. Янковский // Российский следователь. 2021. № 3. С. 50-54.

12. Вышкварцев В.В. Законодательное регулирование свободы публичных собраний в Российской империи (1905-1906 гг.) / В.В. Вышкварцев // История государства и права. 2013.№ 5. С.36-38.

13. Гессен В.М. Исключительное положение / В.М. Гессен. Харьков, 2004. С. 128.

14. Собрание узаконений Российской империи. 1905. 13 окт. Отд. 1. Ст. 1649. Серия Право. 1905. - № 47. - С. 3843.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918). // СПС КонсультантПлюс.

16. Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) / Российская газета. - № 67. 05.04.1995.

17. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом ^ 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом N 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // Собрание законодательства РФ - 2001. - № 2. - Ст. 163.

18. Ведомости ВС СССР. - 1988. - № 31, ст. 504.

19. Рубцов О.И. Административно-правовые основы, регулирующие порядок проведения пу-

бличных и непубличных массовых мероприятий / О.И. Рубцов // Правовая политика и правовая жизнь. - 2021. - № 3.1 (85). - С. 215-226.

20. «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1991. - N 52, Ст. 1865.

21. О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования: указ Президента РФ от 25 мая 1992 г. N 524 // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - N 22, ст. 1216. (Утратил силу с 3 ноября 2004 года в связи с изданием Указа Президента РФ от 03.11.2004 N 1392).

22. Об утверждении Положения о порядке организации собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования в г. Юбилейный: решение Совета депутатов г. Юбилейный МО от 05 февраля 1998 г. № 4 // «Спутник». -№ 20. - 1998. 30 мая.

23. Рубцов О.И. Непубличные массовые мероприятия: понятие, содержание термина и характерные признаки / О.И. Рубцов // Юридическая наука. - 2021. - № 5. - С. 159-164.

HISTORICAL AND LEGAL STAGES OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF PUBLIC AND NONPUBLIC MASS EVENTS IN RUSSIA

Rubtsov O.I.

Russian Academy of Sciences

One of the main tasks of each democratic state is the issue of the security of the implementation of the right of citizens to hold meetings, events of various nature. The COVID-19 epidemic is already affecting the daily lives of citizens through government restrictions that are designed to protect life and health. In particular, the issue of proper regulation is necessary in crowded places. Considering the aspect of administrative and legal regulation, the author made an attempt to determine the historical and legal stages. The research is based on historical literature, as well as regulatory legal acts of different periods of time, which form the beginning of the regulation of public and other mass events. The author identifies seven historical and legal stages of administrative and legal regulation of public and non-public events in Russia. The research uses historical and legal systemic and structural and logical research methods.

Keywords: mass events, meeting, public meeting, freedom of peaceful assembly, gatherings, public mass event, non-public mass event, historical and legal stages.

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by a popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during a nationwide vote on 01.07.2020) // SPS ConsultantPlus.

2. Rubtsov O.I. Administrative and legal framework governing the procedure for holding public and non-public mass events / O.I. Rubtsov // Legal policy and legal life. - 2021. - No. 3.1 (85). - S. 215-226.

3. Kamilov M.A. Stages of administrative and legal regulation of public events / M.A. Kamilov // Administrative and municipal law. - 2016. - No. 5. - P. 449-453.

4. Information resource Ecologu.md: V.I. Belov From the essays on the life of the village: gathering of the veche, kopnoe law / official website: URL: https://ecology.md/ru/page/izvestnyj-pisatel-o-shode-veche-i-kopnom-prave (date of access: 01.08. 2021). - Text: electronic.

5. Portal "Alphabet of Faith": Karamzin N.M. History of the Russian state // republished in 2010, 920s. Vol. III. / website: URL: https:// azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamzin/istorija-gosudarstva-rossijskogo/3_7 (date of access: 01.08.2021). - Text: electronic.

6. Cathedral Code of October 3, 1649 // Russian legislation of the X-XX centuries: In 9 volumes / ed. O.I. Chistyakov. M., 1984.T. 3.

7. Information resource Informrus: see Reforms of Peter I / website: URL: https: //xn-1-itb3afj.xn - p1acf/%D1%80%D0%B5 %D1%84%D0%BE%D1% 80% D0% BC% D1% 8B /% D0% B0% D0% B4% D0% BC% D0% B8% D0% BD% D0% B8% D1% 81% D1% 82% D1% 80% D0% B0% D1% 82% D0% B8% D0% B2% D0% BD% D1% 8B% D0% B5 / (date of access: 01.08.2021). - Text: electronic.

8. Information resource of the Faculty of History of Lomonosov Moscow State University: Military article, April 26, 1715, Article 133, p. 352. / official website: URL: http://www.hist.msu.ru/ER/ Etext/articul.htm. (date of access: 20.07.2021). - Text: electronic.

9. Russian Legal Portal: Pashkov Library: Charter of the Deanery or Police Charter, 1782. Written in St. Petersburg in 1781, April 8. / official website: URL: https://constitutions.ru/?p=11381. (date of access: 20.07.2021). - Text: electronic.

10. See Code on penal and correctional punishments 1885 // Edition of NS. Tagantseva. - SPb., 1892. - P. 22.

11. Yankovsky D.A. Responsibility of instigators to crime under Russian criminal law: history and modernity / D.A. Yankovsky // Russian investigator. 2021. No. 3. P. 50-54.

12. Vyshkvartsev V.V. Legislative regulation of freedom of public assembly in the Russian Empire (1905-1906) / V.V. Vyshkvart-sev // History of State and Law. 2013. No. 5. P. 36-38.

13. Gessen V.M. Exceptional position / V.M. Hesse. Kharkov, 2004.S. 128.

14. Collection of legalizations of the Russian Empire. 1905.13 Oct. Dept. 1. Art. 1649. Law Series. 1905. - No. 47. - S. 3843.

15. The Constitution (Basic Law) of the Russian Socialist Federative Soviet Republic (adopted by the V All-Russian Congress of Soviets on July 10, 1918). // SPS ConsultantPlus.

16. Universal Declaration of Human Rights "(adopted by the UN General Assembly on December 10, 1948) / Rossiyskaya Gazeta. - No. 67. 05.04.1995.

17. Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms (Concluded in Rome on 04.11.1950) (as amended on 13.05.2004) (together with "Protocol [N 1]" (Signed in Paris on 20.03.1952), "Protocol No. 4 on ensuring certain rights and freedoms in addition to those already included in the Convention and the first Protocol thereto "(Signed in Strasbourg on September 16, 1963)," Protocol No. 7 "(Signed in Strasbourg on November 22, 1984)) // Collected Legislation of the Russian Federation - 2001. - No. 2. - Art. 163.

18. Vedomosti of the USSR. - 1988. - No. 31, art. 504.

19. Rubtsov O.I. Administrative and legal framework governing the procedure for holding public and non-public mass events / O.I. Rubtsov // Legal policy and legal life. - 2021. - No. 3.1 (85). - S. 215-226.

20. "On the Declaration of the Rights and Freedoms of Man and Citizen" // Bulletin of the SND of the RSFSR and the Supreme Council of the RSFSR. - 1991. - N 52, Art. 1865.

21. On the procedure for organizing and holding rallies, street marches, demonstrations and picketing: decree of the President of the Russian Federation of May 25, 1992 N 524 // Vedomosti SND and the Supreme Council of the Russian Federation. -1992. - N 22, art. 1216. (Abolished from November 3, 2004 in connection with the publication of the Decree of the President of the Russian Federation of November 3, 2004 N 1392).

22. On the approval of the Regulations on the procedure for organizing meetings, rallies, street marches, demonstrations and picketing in the city of Yubileiny: decision of the Council of Deputies of the city of Yubileiny MO dated February 05, 1998 No. 4 // "Sputnik". - No. 20. - 1998. May 30.

23. Rubtsov O.I. Non-public mass events: concept, content of the term and characteristic features / O.I. Rubtsov // Legal Science. - 2021. - No. 5. - S. 159-164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.