Научная статья на тему 'Историко-правовые аспекты развития института коллективного договорного регулирования'

Историко-правовые аспекты развития института коллективного договорного регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
135
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР / COLLECTIVE BARGAINING AGREEMENT / КОЛЛЕКТИВНО-ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РАБОТОДАТЕЛЬ / EMPLOYER / НАЕМНЫЙ РАБОТНИК / EMPLOYEE / ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / LABOR RELATIONS / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / СОГЛАШЕНИЕ / AGREEMENT / THE COLLECTIVE-CONTRACTUAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матросов Сергей Николаевич, Смирнова Анастасия Валентиновна

Исследовано развитие института коллективно-договорного регулирования в историко-правовом аспекте, охватывающем период с начала XIX в. до 90-х гг. XX в. в России. Проанализированы этапы становления коллективно-договорных отношений в период перехода к рыночной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND LEGAL ASPECTS OF COLLECTIVE CONTRACT MANAGEMENT INSTITUTE

Investigated the development of the institution of collective-bargaining regulation in the historical and legal perspective, covering the period from the beginning of the XIX century 1990-s of XX century in Russia. The stages of formation of collective bargaining relationships in the transition to a market economy.

Текст научной работы на тему «Историко-правовые аспекты развития института коллективного договорного регулирования»

как содеянное считается оконченным уже с момента нападения независимо от того, удалось пиратам достичь поставленной цели или нет.

Совершенно излишними являются квалифицированные виды пиратства. Трудно себе представить этот вид преступной деятельности без применения преступниками оружия или предметов, используемых в качестве оружия (ч. 2 ст. 227 УК), или нападение на судно не организованной группой (ч. 3 ст. 227 УК) [1].

Продолжая исследование обозначенной темы, необходимо отметить, что сегодня нападают в морях и океанах не только на торговые, научные, промысловые суда, но и на различные производственные сооружения. Например, 17 сентября 2013 г. в Печорском море активисты «Гринписа» в количестве тридцати человек напали на российскую буровую платформу «Приразломная» и при помощи «кошек» и «концов» предприняли попытку проникнуть на платформу. Некоторые из них намеренно таранили пограничные катера, тем самым посягая

на жизнь и здоровье представителей власти. В отношении данных лиц возбуждено уголовное дело по ст. 227 УК РФ.

В данном случае, на наш взгляд, отсутствует объективная сторона, образующая «нападение на судно», указанная в диспозиции ст. 227 УК. Адвокаты, защищающие активистов «Гринписа», ссылаются именно на пробелы в уголовном законодательстве и требуют освобождения их подзащитных.

В действительности, по поводу нападений на газовые или нефтяные платформы и иные сооружения в морях и океанах законодателю следует срочно внести соответствующие дополнения в уголовное законодательство.

Список литературы

1. Дикаев С.У., Диваева И.Р. Уголовная ответственность за преступления террористического характера: учеб. пособие. М., 2005.

2. Кочои С. Разбой (некоторые вопросы квалификации) // Уголовное право. 2010. № 2. С. 30.

КУПЦОВ Владимир Александрович - кандидат философских наук, доцент кафедры уголовного права и судопроизводства. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: v.a.kuptsov@rucoop.ru

KUPTSOV, Vladimir Aleksandrovich - Candidate of Philosophy, Associate Professor of Department of Criminal Law and Justice. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: v.a.kuptsov@rucoop.ru

УДК 349.222.1

ИCТQPИКQ-ПPAБQБЫE АСПЕКТЫ РАЗБИТИЯ ИНСТИТУТА КQЛЛEКТИБНQГQ ДQГQБQPНQГQ PEГУЛИPOВAНИЯ

С.Н. Матросов, А.Б. Смирнова

Исследовано развитие института коллективно-договорного регулирования в историко-право-вом аспекте, охватывающем период с начала XIX в. до 90-х гг. XX в. в России. Проанализированы этапы становления коллективно-договорных отношений в период перехода к рыночной экономике.

Ключевые слова: коллективный договор; коллективно-договорные отношения; работодатель; наемный работник; трудовые отношения; социальное партнерство; соглашение.

S.N. Matrosov, A.V. Smirnova. HISTORICAL AND LEGAL ASPECTS OF COLLECTIVE CONTRACT MANAGEMENT INSTITUTE

Investigated the development of the institution of collective-bargaining regulation in the historical and legal perspective, covering the period from the beginning of the XIX century 1990-s of XX century in Russia. The stages of formation of collective bargaining relationships in the transition to a market economy.

Keywords: collective bargaining agreement; the collective-contractual relations; employer; employee; labor relations; social partnership; agreement.

Коллективные договоры впервые возни- в ходе классовой экономической борьбы в на-кли в Англии вслед за профсоюзами рабочих чале XIX в. Затем они появились в США и не-

сколько позже в ведущих западноевропейских странах.

С самого начала коллективные договоры выступали по экономической сущности основной формой установления цены рабочей силы, а по социально-политической - оказались важнейшим средством реализации защитной функции профсоюзов в борьбе за повышение уровня заработной платы и условий труда [2].

В России первые попытки заключения соглашений между наемными работниками и работодателями были сделаны в период с 1904 по 1907 г. В них закреплялись взаимные обязательства сторон по социально-экономическим вопросам. Как правило, коллективные договоры в эти годы заключались на предприятиях металлургической промышленности, в частности, в Петербурге. Однако это были случаи единичного характера и закрепления в законодательстве не получили [1].

Практика заключения коллективных договоров возобновилась в 1917-1918 гг. Правовой основой для возрождения партнерства послужил принятый 2 июля 1918 г. Правительством РСФСР Декрет «О порядке утверждения коллективных договоров (тарифов), устанавливающих ставки заработной платы и условий труда». Кроме того, коллективные договоры были юридически закреплены в первом КЗоТ России 1918 г. Впоследствии заключение коллективных договоров не осуществлялось вплоть до 1922 г., когда наступила эпоха НЭПа. Народный комиссариат труда 16 марта 1922 г. объявил коллективные договоры основным методом регулирования труда, а постановление СНК РСФСР «О коллективных договорах» от 22 августа 1922 г. определило порядок их заключения.

КЗоТ 1922 г. прямо признавал нормативный характер коллективных договоров. Он предоставил возможность регулировать заработную плату и другие условия труда на конкретном предприятии.

Следует отметить, что в этот период коллективные договоры заключались в основном на предприятиях негосударственных форм собственности [3].

В 1934-1947 гг. коллективные договоры в стране не заключались, так как они просто не были нужны в условиях централизованного государственного регулирования трудовых и тесно связанных с ними других отношений [3].

Коллективно-договорная практика в 1947 г. была возобновлена, однако договоры в этот период применялись не как средство регулирования условий труда, а как политико-юридические акты мобилизации трудящихся - им

была навязана производственная функция, но они даже не признавались актами нормативного характера [2].

В 1950-1960 гг. вновь был признан нормативный характер коллективных договоров, но коллективно-договорная практика по-прежнему полностью оставалась под влиянием и контролем партийно-государственного аппарата. Например, в 1970-е гг. существовала повсеместная практика рассылки «директивных указаний». Они рассылались ежегодно перед началом коллективно-договорных компаний [3].

Таким образом, ни в царской России, ни в Советском Союзе коллективные договоры не сложились как средство правового регулирования условий труда на локальном уровне. Лишь в конце 1980-х гг. инициаторами борьбы за обновление коллективных договорных отношений стали профсоюзы. Новое постановление «Общее положение о порядке заключения коллективных договоров», утвержденное Госкомтруда СССР и Президиумом ВЦСПС от 27 ноября 1987 г., существенно демократизировало порядок заключения коллективных договоров. Была отменена рассылка «директивных писем» отраслевых министерств и профсоюзов, а также государственная регистрация коллективных договоров, которая, по сути, являлась вмешательством государства в деятельность профсоюзов.

Положение предоставило возможность решения важнейших социально-трудовых вопросов непосредственно сторонами трудовых отношений - работодателю и работникам. Окончательно такое право было закреплено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «О внесении изменений и дополнений в кодекс законов о труде РСФСР» от 5 февраля 1988 г., которым было внесено в ст. 5 КЗоТ дополнение, позволяющее сторонам «устанавливать за счет собственных средств дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы для работников коллектива и отдельных категорий работников».

Формирование механизма социального партнерства на новых принципах началось в России с шахтерских забастовок Кузбасса (1989), когда впервые за стол переговоров сели три его субъекта: работодатель, профсоюз и правительство.

Огромное влияние на формирование в России системы социального партнерства в сфере трудовых отношений оказала деятельность Международной организации труда (МОТ).

Обобщив опыт функционирования рынков труда в экономически развитых странах, МОТ

приняла текст конвенций и рекомендаций, в которых был установлен высокий уровень социальной защищенности работников, определены права и обязанности работодателей.

Важную роль в реформировании трудовых отношений сыграл Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. Он предоставил предприятиям право самостоятельно устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и другие льготы (ст. 27 и 30).

В феврале 1991 г. было заключено соглашение между Советом Министров РСФСР и Советом ФНПР - первое в истории России соглашение по социально-экономическим вопросам между правительством и профсоюзами.

В начале 1992 г. начался процесс трехстороннего сотрудничества между объединениями профсоюзов, предпринимателей и правительством.

Следующей важной вехой в развитии механизма социального партнерства стал Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. Он был принят в сложных условиях, связанных с трудностями экономического характера, значительной социальной напряженностью в сфере общественного производства между работниками и работодателями. Необходимость принятия Закона была обусловлена глубокими преобразованиями в сфере трудовых отношений, а также поиском новых направлений в сфере социальной политики, главной целью которой было повышение уровня жизни российских граждан [4].

Этим базовым нормативным актом в сфере коллективно-трудовых отношений впервые в России были урегулированы социально-партнерские отношения и порядок ведения коллективных переговоров. Он установил правовые основы и принципы разработки и заключения коллективных договоров и соглашений [3].

Закон закрепил ту практику, которая складывалась в регионах РФ при заключении территориальных соглашений, новых коллективных договоров в организациях. Основное новшество этого закона состояло в том, что если раньше коллективные договоры заключались только на промышленных предприятиях, то он дал возможность их заключения во всех орга-

низациях, независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и численности работников.

Таким образом, впервые на законодательном уровне в предмет трудового права были введены коллективные переговоры и социально-партнерские отношения.

1992 г. ознаменован также принятием довольно существенных изменений и дополнений в КЗоТ. Самое главное - это четко обозначенный переход от жесткого административного централизованного регулирования трудовых отношений - к договорному. Закон установил минимальные социальные гарантии, все остальное - результат договоренностей между работодателем и представителями работников.

Если 1993 г. был первым годом накопления и изучения массового практического опыта по заключению коллективных договоров и соглашений, то 1994-1996 гг. стали периодом подготовки, согласования и принятия новых нормативных актов, которые стали восполнять выявленные проблемы и устранять допущенные ошибки. В результате возникла потребность внесения изменений и дополнений в Закон «О коллективных договорах и соглашениях». Необходимые коррективы в его содержание были внесены Законом РФ от 20 октября 1995 г.

Таким образом, Закон «О коллективных договорах и соглашениях» стал правовой основой формирования системы социального партнерства, обеспечивающей развитие договорного регулирования социально-трудовых отношений путем согласования интересов работников и работодателя.

Список литературы

1. Акопова Е.М., Еремин С.Н. Договоры о труде. Ростов н/Д: Феникс, 1995.

2. Жарков Б.Н. Современные коллективные договоры. Опыт Запада и возможности его применения в СССР // Полис. 1997. №23. С. 118124.

3. Кржановская А.А. Россия на пути к социальному партнерству // Государство и право. 1997. №12. С. 43-49.

4. Шебанова А. Соглашения и коллективные договоры в условиях формирования рыночных отношений // Государство и право. 1993. №5. С. 69-80.

МАТРОСОВ Сергей Николаевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: cmiran@rambler.ru

СМИРНОВА Анастасия Валентиновна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: cmiran@ rambler.ru

MATROSOV, Sergey Nicolaevich - Candidate of Laws, Associate Professor of Department of Administrative and Financial Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: cmiran@rambler.ru

SMIRNOVA Anastasiya Valentinovna - Graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: cmiran@rambler.ru

УДК 342.722

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРАВ И ГРАЖДАНСКИХ СВОБОД В РОССИИ В 20-е гг. XX в.

А.Г. Петров, А.Ю. Авксентьева

Рассмотрены особенности Конституции РСФСР (1918) в правовом пространстве России, выделены и проанализированы нормы первого советского Уголовного кодекса, а также первого советского Гражданского кодекса по осуществлению прав человека в советском государстве.

Ключевые слова: основные права и свобода граждан; защита прав личности и гражданина; правовой статус гражданина; теория опасного состояния личности; «контрреволюционные преступления»; государственное вмешательство «в частноправовые» отношения; интересы пролетарского государства.

A.G. Petrov, A.Y. Avksentjeva. REGULATION OF RIGHTS AND CIVIL LIBERTIES IN RUSSIA 20-IES XX-TH CENTURY

The features of the Constitution of the RSFSR (1918) in Russian legal space, isolated and analyzed rates of the first Soviet criminal code, and the first Soviet Civil Code for the implementation of human rights in the Soviet Union.

Keywords: fundamental rights and freedom of citizens; protection of the rights of the individual and citizen; the legal status of a citizen; the theory of the dangerous condition of the individual; «counter-revolutionary crimes»; government interference «in private law» relationship; the interests of the proletarian state.

Законодательство любого государства определяет правовое положение, объем прав и обязанностей граждан данного государства. Круг и характер их прав и свобод зависит от экономических, социальных и национальных особенностей развития каждой отдельной конкретной страны. Поэтому в различных государствах по-разному определяется содержание прав человека и пределы основных свобод гражданина. Важно, чтобы права и свобода человека и гражданина являлись непосредственно действующими. Именно они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивают правосудие.

Вопрос о защите прав личности и гражданина в нашем государстве стоял остро на всех этапах его развития. Мы рассмотрим его применительно к 20-м гг. прошлого столетия. Если говорить о правовой системе, то советское право восприняло наиболее антидемократические законы и методы. Первый нарком юстиции Советского государства П.И. Стучка говорил: «Нам сейчас нужны не столько юристы, сколько коммунисты» [9, с. 45].

Механизм правовой защиты человека и гражданина в государстве в первую очередь основывается на нормах Конституции этого государства. Конституция РСФСР (принятая V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г) определяла правовой статус гражданина, установила его права и обязанности в государственной и общественной деятельности. Это нормы об участи рабочего населения страны в управлении делами государства (ст. 10); праве собираться и устраивать собрания, митинги, шествия (ст. 15); свободе слова, печати, совести (ст. 13, 14), обязанности нести воинскую повинность (ст. 19). Сюда входят также нормы, определяющие правовой статус гражданина в хозяйственно-трудовой деятельности. В ст. 18 говорится, что труд является обязанностью всех граждан Республики. Таким образом, Конституция РСФСР 1918 г. в традиционном для «буржуазной демократии» духе закрепила за гражданами Советской Республики основные права и свободы граждан, которые должны были обеспечиваться ресурсами государства. То есть, если рабочие и крестьянская беднота пожелали провести собрание, митинг, им пре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.