Научная статья на тему 'Историко-правовой опыт закрепления территориальных прав России в Арктике'

Историко-правовой опыт закрепления территориальных прав России в Арктике Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
584
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АРКТИКА / СЕВЕР / СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРАВА / СУВЕРЕНИТЕТ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Семенова Кристина Андреевна

Исследуется исторический опыт России по закреплению ее территориальных прав в Арктике. На основе результатов анализа особенностей этого процесса в царской России и Советском Союзе даны рекомендации относительно современной российской политики по закреплению и подтверждению прав России на арктическую территориюI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the research of historical experience in strengthening Russian territorial rights in Arctic is carried out. An author studies tendencies and features of this process in tsarist Russia, the Soviet Union and, on basis of this analysis, gives us definite recommendations in accordance to the present-day Russian policy of strengthening and confirmation in their own rights in the arctic territory

Текст научной работы на тему «Историко-правовой опыт закрепления территориальных прав России в Арктике»

Международные отношения

УДК 346

К.А. Семенова

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ ОПЫТ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРАВ РОССИИ В АРКТИКЕ

Вопросы освоения арктических пространств российскими исследователями и промышленниками достаточно давно привлекают внимание правоведов, и все же в историко-правовом аспекте эта деятельность изучена еще недостаточно. В то же время изучение процесса освоения Севера именно в правовом аспекте представляется весьма важным, поскольку российское развитие в северных районах сыграло немалую роль в становлении и совершенствовании российской государственности в целом.

Русский полярник Г.Я. Седов в 1912 году в переписке с начальником Главного гидрографического управления отмечал, что «промысловые и научные интересы» Северного Ледовитого океана начали привлекать к себе внимание чуть ли не с X столетия, пионерами здесь были промышленники, а главным «руководящим» стимулом, безусловно, являлись «народная гордость и честь страны», однако в состязании за Арктику «участвовали почти все страны света, и только не было русских, а между тем горячие порывы у русских людей к открытию Северного полюса проявились еще во времена Ломоносова и не угасли до сих пор» [10] (см. рисунок).

Мнение Г.Я. Седова, что русские были недостаточно активны в состязании за Арктику, представляется ошибочным. На протяжении многих веков Российское государство дальновидно, шаг за шагом, прямо или косвенно закрепляло свои позиции на арктическом пространстве. Не вполне справедливо также замечание полярного исследователя, что интерес к Северному полюсу у русских людей появился

только «во времена Ломоносова», т. е. лишь в XVIII столетии.

И.С. Грамберг считает, что еще в «доло-моносовские» времена русские активно использовали ресурсы Севера и уже «в XIII веке границы Русского государства продвинулись до Белого моря, до верховьев рек Вятки, Камы, Печоры» [2]. Однако активное использование ресурсов Севера русскими людьми вряд ли может свидетельствовать о появлении у России юридических прав на арктическую территорию. Само по себе промышленное и хозяйственное освоение Арктики способно лишь косвенно свидетельствовать о наличии суверенных прав России в этом регионе. Для

Карта Северного Ледовитого океана [9]

Научно-технические ведомости СПбГПУ 2' 2010. Гуманитарные и общественные науки

убедительного обоснования российского суверенитета в Арктике необходимы более весомые исторические обстоятельства, прямо свидетельствующие о намерениях России закрепить свои права на северную территорию и ее ресурсы.

А.В. Овлащенко и И.Ф. Покровский считают, что Россия давно официально заявила о своих правах на северные земли и моря и уже в ХУ1—ХУ11 веках «московское правительство исключительно в зависимости от своих политических соображений устанавливало режим мореплавания по Карскому морю для всех направлявшихся туда торговых судов» [7]. Представляется, что такие действия московского правительства свидетельствуют о том, что уже в ХУ1—ХУ11 веках Россия видела себя полноправным хозяином данной арктической зоны. Географическое расположение Карского моря делает его доступным для многих государств, и установление Россией режима мореплавания по нему означает, что эти правила распространялись не только на русских мореплавателей, но и на иностранные корабли, находящиеся в акватории Карского моря.

В Указе российской императрицы Анны Иоанновны от 17 апреля 1732 года о снаряжении и отправке Второй Камчатской экспедиции говорится, что экспедиция проводится «к государственной пользе и умножению Нашего интереса». В качестве одной из задач экспедиции значилось следующее: «...Для приведения тамошней народ в христианскую веру священников и протчее, что до духовенства принадлежит, учинить надлежащее определение, снесшись с Синодом» [1].

Этот документ позволяет сделать вывод о том, что Камчатская экспедиция проводилась не только в исследовательских целях, но прежде всего в целях обеспечения интересов Российской империи на Севере, в том числе и территориальных. Снаряжая экспедицию на Север, наше государство намеревалось не только исследовать неведомые пространства, но и распространить свой суверенитет на них. Необходимость приобщения северян к христианству, вероятно, обусловлена намерениями России закрепить за северными пространствами статус территорий Российской империи.

По мнению Н.Я. Дьяковой, история возникновения полярных владений России начинается лишь с 1916 года, когда Новая Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля официально были объявлены частью территории нашего государства; именно тогда правительство России осуществило первую попытку заявить о своих правах на арктическую территорию [4]. Однако приведенные примеры дают основание полагать, что Россия заявила о своих правах на Арктику намного раньше. Следует согласиться с Н.Я. Дьяковой лишь в том, что, несмотря на многовековую историю закрепления Россией своих прав на Арктику, основная роль в распространении и закреплении российского суверенитета на арктическом Севере принадлежит послереволюционной России и Советскому Союзу.

Деньги на развитие отдаленных северных территорий России выделялись даже в трудные годы Гражданской войны. 2 июля 1918 года В.И. Лениным было подписано постановление об ассигновании 1 млн рублей на экспедицию по исследованию Северного Ледовитого океана. Декретом Совета народных комиссаров от 10 марта 1921 года [3] был учрежден Плавучий Морской научный институт «для изучения Северного Ледовитого океана с его морями, устьями рек, островами и прилегающими к нему побережьями Европы и Азии». В декрете подчеркивалось, что «всестороннее и планомерное исследование северных морей, островов и побережий имеет... в настоящее время государственное важное значение».

Определенный интерес этот декрет представляет для разрешения спора о том, распространяется ли суверенитет России на морские пространства Севера или только на его сухопутные территории. Ответ на этот вопрос частично заключен уже в названии декрета. Россия всегда стремилась и фактически закрепляла свой суверенитет не только на сухопутные пространства Севера, но и на его морские территории.

С точки зрения правового анализа особенно интересно положение декрета о том, что тщательное исследование сухопутных и морских пространств Северного Ледовитого океана имеет «в настоящее время государственное важное значение». Указание на «государственную»

важность позволяет прямо связать его с суверенитетом. Кроме того, как уже отмечалось выше, этот документ появился в годы Гражданской войны. Выделение денежных средств на исследование Северного Ледовитого океана в столь нелегкое время хоть и косвенно, но подтверждает тот факт, что руководство страны стремилось к закреплению суверенитета России во всех исследуемых пространствах Арктики не только в научных интересах, оно преследовало совершенно конкретные государственные задачи.

Одним из наиболее известных, ключевых и в то же время спорных документов, определяющих права Советского Союза на полярные пространства, является Постановление Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» [8], которое объявило территорией Советского Союза «все как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, не составляющие к моменту опубликования Постановления признанной правительством Союза ССР территории каких-либо иностранных государств, расположенные в Северном Ледовитом океане, к северу от побережья Союза ССР до Северного полюса в пределах между меридианом тридцать два градуса четыре минуты тридцать пять секунд восточной долготы от Гринвича, проходящим по восточной стороне Вайда-губы через триангуляционный знак на мысу Кекурском, и меридианом сто шестьдесят восемь градусов сорок девять минут тридцать секунд западной долготы от Гринвича, проходящим посередине пролива, разделяющего острова Ратманова и Крузенштерна группы островов Диомида в Беринговом проливе». В отношении архипелага Шпицбергена в нем было указано, что, хотя Советский Союз и не является участником договора 1920 года «О Шпицбергене», в соответствии с которым за Норвегией признается суверенитет над Шпицбергеном, Советское правительство признает указанное право за Норвегией, несмотря на то что архипелаг находится в советском секторе. Текст данного постановления был передан всем заинтересованным государствам в виде особой ноты.

Этот документ прямо закрепляет права Советского Союза лишь на земли и острова, находящиеся в границах советского сектора, о советском суверенитете на морские пространства Арктики в нем ничего не говорится. Представляется, что отсутствие в постановлении положения о том, что морские пространства Арктики в рамках сектора также объявляются советской территорией, вовсе не означает, что Советский Союз не закреплял свои права на них. Указанное постановление, безусловно, имеет большое значение для истории российского суверенитета в Арктике, но, тем не менее, это не единственный документ, который призван определить и закрепить статус России на Севере. Например, в Постановлении СНК СССР от 17 апреля 1925 года говорится, что «проливы Карские Ворота, Югорский Шар, Маточкин Шар, Вилькицкого, Шокальского, Красной Армии были объявлены территориальными водами, а воды проливов Лаптева и Санникова — исторически принадлежащими СССР» [6].

Необходимо отметить, что Постановление ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года [8] далеко не первый документ, который прямо устанавливает суверенные права нашего государства на сухопутную территорию Арктики. Намного раньше, 20 сентября 1916 года, официальные притязания России на арктический сектор были отражены в ноте-депеше Российского правительства, где сообщалось о том, что «острова Генриетты, Жаннеты, Беннеты, Геральд, Уединения, Новосибирские, Врангеля, Новая Земля, Колгуев, Вайгач и другие являются территорией России ввиду того, что их принадлежность к территориям Империи является общепризнанной в течение столетий» (см. таблицу) [5]. Причисляя острова к своим территориям, Советский Союз ссылается на тот факт, что «принадлежность островов к территориям Империи является общепризнанной в течение столетий». Если в начале ХХ века Россия ссылалась в подтверждение своих территориальных прав на арктические пространства на общепризнанный характер фактического использования северных территорий, то, безусловно, такая же правовая позиция может быть положена и в основу современной российской концепции закрепления прав на Арктику.

^Научно-технические ведомости СПбГПУ 2' 2010. Гуманитарные и общественные науки

Закрепление Советским Союзом прав на арктические земли и острова в первой половине XX века

Название документа Дата выхода документа Земли и острова, документально закрепленные за Россией Форма правового притязания и реализации права

Нота-депеша «Правительствам союзных и дружественных держав» 20 сентября 1916 года Острова Генриетты, Жанетты, Беннеты, Уединения, Новосибирские, Врангеля, Новая Земля, Колгуев, Вай-гач и др. Объявлены территорией СССР

Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке въезда на острова Северного Ледовитого океана» 30 марта 1925 года Острова Вайгач, Колгуев и Новая Земля Введено ограничение на въезд на территорию островов

Постановление Президиума ЦИК «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» 15 апреля 1926 года Все открытые и могущие быть открытыми земли и острова, расположенные в советском секторе Объявлены территорией СССР

Постановление СНК РСФСР «Об управлении островами Северного Ледовитого океана Врангель и Герольд» 10 июня 1926 года Острова Врангель и Герольд Определен порядок управления островами

Постановление СНК РСФСР «Об управлении островами Северного Ледовитого океана» 10 ноября 1929 года Острова Новая Земля, Колгуев, Вайгач, Франца-Иосифа, Матвеев То же

Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О дополнении статьи I Постановления ВЦИК и СНК от 10 ноября 1929 года "Об управлении островами Северного Ледовитого океана"» 2 марта 1933 года Остров Виктория Определен порядок управления островом

Одним из признаков и, видимо, принципов историко-правового института освоения Арктики Российским государством является принцип последовательности и непрерывности этого процесса. Действительно, на протяжении многовековой истории Россия последовательно закрепляла свои позиции в Арктике, постоянно так или иначе осуществляла там правовое регулирование: ограничивала деятельность других государств в этом регионе, устанавливала ограничения на вторжение иноземцев, контролировала промысловую и иную хозяйственную деятельность.

Выделенные в настоящей работе признаки и в целом многовековой исторический опыт России по закреплению своих государственных позиций в Арктике дают Российской Федерации определенные правовые преимущества в отношении ее территориальных прав на северные пространства. Представляется необходимым, чтобы Россия и в непростых экономических и геополитических условиях современного мира продолжала последовательно закреплять свои позиции и в Арктике и подтверждать свои права на арктическую территорию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вторая Камчатская экспедиция. Документы. 1730—1733 [Текст] / сост. Н. Охотина-Линдт. Ч. 1. Морские отряды. — М.: Памятники истор. мысли, 2001. - 640 с.

2. Грамберг, И.С. Арктика на пороге третьего тысячелетия (ресурсный потенциал и проблемы экологии) [Текст] / И.С. Грамберг. — СПб.: Наука, 2000. — 247 с.

3. Дьякова, Н.А. Россия, США, Норвегия в Арктике: спорные проблемы (к истории вопроса) [Текст] / Н.А. Дьякова // США — Канада: экономика, политика, культура. — 2005. — № 11.

4. Ковалев, А.А. Современное международное морское право и практика его применения [Текст]: монография / А.А. Ковалев. — М.: Научная книга, 2003. — 416 с.

5. Корзун, В.А. Конфликтное использование морских и прибрежных зон России в XXI веке [Текст] / В.А. Корзун. — М.: Экономика, 2004. — 558 с.

6. Овлащенко, А.В. Проблемы правового режима Северного морского пути (к проведению международного полярного года 2007—2008 гг.) [Текст] / А.В. Овлащенко, И.Ф. Покровский // Транспортное право. - 2007. - № 2.

7. Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане [Текст]: постановл. Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. - 1926. - 16 апреля.

8. Об учреждении Плавучего Морского научного института для изучения Северного Ледовитого океана с его морями, устьями рек, островами и прилегающими к нему побережьями Европы и Азии [Текст]: декрет СНК от 10 марта 1921 года № 664 // Известия. - 1921. - 16 марта.

9. Сорокина, Н. Битва за Арктику [Текст] / Н. Сорокина // Рос. газ. - 2007. - 2 августа.

10. Черняховский, Р.И. Георгий Яковлевич Седов [Текст] / Р.И. Черняхоский. - Архангельск, 1956. - 39 с.

УДК 300-399; 32

А.В. Рудинский

ПРОБЛЕМА НЕЙТРАЛИТЕТА И ШВЕДСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

Партийная жизнь той или иной страны играет большую роль в определении целей и задач, стоящих перед государством. Если рассмотреть политические программы основных шведских партий, то можно найти предпосылки и причины принятия того или иного политического решения. Не является исключением и внешнеполитический курс Швеции. Партийные идеи в этой стране совпадают с мнением народа, поэтому по результатам парламентских выборов всегда можно определить, какие настроения преобладают у ее населения. В Конституции Швеции сказано, что вся государственная власть в Швеции исходит от народа, правление шведского народа основывается на свободном формировании мнений, всеобщем и равном

избирательном праве и осуществляется посредством государственного строя, основанного на представительной и парламентской системе, и посредством коммунального самоуправления.

Как же шведские политические партии относятся к политике шведского нейтралитета и потенциальному вступлению Швеции в НАТО?

В настоящее время в Швеции существует несколько партий, оказывающих значительное влияние на общеполитический курс страны. Чтобы получить места в риксдаге, партия должна набрать 4 % от общего числа голосов избирателей по стране или 12 % в одном избирательном округе. Политические партии хорошо организованы [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.