Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ДАГЕСТАНА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ'

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ДАГЕСТАНА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / CONSTITUTIONALISM / НАРОДЫ ДАГЕСТАНА / PEOPLES OF DAGHESTAN / ОСНОВНОЙ ЗАКОН / BASIC LAW / РАВНОПРАВИЕ НАЦИЙ / THE EQUAL RIGHTS OF NATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Джамалова Э.К.

Предметом данного исследования является анализ влияния конституционного законодательства Дагестана на формирование и развитие правовой культуры и правосознания населения. Актуальность темы статьи обусловлена тем, что в юридической науке недостаточно исследовано ценностно-идеологическое, информационное, нормативное и психоэмоциональное воздействие основ Конституции на процесс формирования у населения высокого уровня правосознания. Однако именно Конституция РФ играет ведущую роль в системе юридических средств воздействия на формирование правового сознания личности. Статьи Конституции оказывают сильное воздействие на сознание и поведение населения, а также на выработку определенных конституционно-правовых идей, взглядов, представлений. Подчеркивается, что конституционное законодательство Дагестана содержит все предпосылки для повышения правосознания и правовой культуры многонационального народа Республики Дагестан. В процессе исследования применяются общенаучные (анализ, дедукция), а также специальные юридические методы познания (историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический). В статье отмечается необходимость правового просвещения населения. Подчеркивается, что преподавание конституционного законодательства Дагестана необходимо начать со школы, тем более что уже была хорошо себя зарекомендовавшая практика Советского Союза. Подводя итог научному исследованию процесса формирования правосознания и правовой культуры населения, необходимо отметить, что основным условием, способствующим повышению уровня правосознания и правовой культуры населения, является соответствие норм конституции реалиям жизни. Реальное соотношение фактической и юридической конституций является основным критерием адекватности интерпретации последней и непременным условием эффективной реализации ею функции воспитательного воздействия на индивидов в процессе формирования и повышения уровня их правосознания. Значение Конституции РФ и Конституции Республики Дагестан как нормативно-правовой основы формирования правосознания и правовой культуры населения базируется на правовой информированности всего современного общества и зависит от знания своих прав и свобод, от степени осознанности своих обязанностей и морально-этических норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND LEGAL ANALYSIS OF THE IMPACT OF THE CONSTITUTIONAL LAW ON FORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS OF DAGESTAN

The subject of this study is to analyze the impact of the constitutional laws of Dagestan on the formation and development of legal culture and knowledge of the law. Relevance of topic the article due to the fact that the jurisprudence under the values-ideological, informational, legal and psycho-emotional impact of the Constitution on the formation of a high-level legal awareness among the population. However, it is the Constitution of the Russian Federation that plays a leading role in the system of legal means of influence on the formation of the legal consciousness of the individual. Articles of the Constitution have a strong effect on consciousness and behaviour of the population, as well as on the formulation of certain constitutional and legal ideas, views, notions. It is stressed that the constitutional framework of Dagestan has all preconditions to increase legal awareness and legal culture of the multinational people of the Republic of Dagestan. During research process (analysis, deduction), as well as special legal methods of knowledge (history and law, comparative law, the formal-legal) are appeied. The article notes the need for the legal education of the population. It is stresses that the teaching of constitutional law must start with school in Dagestan, as there was already well established practice of the Soviet Union. To summarize the scientific exploration of the process of shaping legal awareness and legal literacy of the general public, it should be noted that the basic condition to increase the level of legal awareness and legal literacy of the general public is against the provisions of the Constitution to the realities of life. The real ratio of actual and legal constitutions is the main criteria of adequacy of the interpretation of the latter and a sine qua non for the effective implementation of the educational influence on individuals in the process of formation and increase of their level of awareness. The value of the Russian Constitution and the Constitution of the Republic of Dagestan as the legal framework in shaping legal awareness and legal literacy of the general public is based on the legal awareness of the whole modern society and depends on knowledge of their rights and freedoms, the degree of awareness of their responsibilities and the ethical rules.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ДАГЕСТАНА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ»

УДК 340.114.5:342.4(470.67)

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ДАГЕСТАНА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ

Джамалова Э.К., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, dgamalova@mail. ru

Предметом данного исследования является анализ влияния конституционного законодательства Дагестана на формирование и развитие правовой культуры и правосознания населения. Актуальность темы статьи обусловлена тем, что в юридической науке недостаточно исследовано ценностно-идеологическое, информационное, нормативное и психоэмоциональное воздействие основ Конституции на процесс формирования у населения высокого уровня правосознания. Однако именно Конституция РФ играет ведущую роль в системе юридических средств воздействия на формирование правового сознания личности. Статьи Конституции оказывают сильное воздействие на сознание и поведение населения, а также на выработку определенных конституционно-правовых идей, взглядов, представлений. Подчеркивается, что конституционное законодательство Дагестана содержит все предпосылки для повышения правосознания и правовой культуры многонационального народа Республики Дагестан. В процессе исследования применяются общенаучные (анализ, дедукция), а также специальные юридические методы познания (историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический).

В статье отмечается необходимость правового просвещения населения. Подчеркивается, что преподавание конституционного законодательства Дагестана необходимо начать со школы, тем более что уже была хорошо себя зарекомендовавшая практика Советского Союза. Подводя итог научному исследованию процесса формирования правосознания и правовой культуры населения, необходимо отметить, что основным условием, способствующим повышению уровня правосознания и правовой культуры населения, является соответствие норм конституции реалиям жизни. Реальное соотношение фактической и юридической конституций является основным критерием адекватности интерпретации последней и непременным условием эффективной реализации ею функции воспитательного воздействия на индивидов в процессе формирования и повышения уровня их правосознания. Значение Конституции РФ и Конституции Республики Дагестан как нормативно-правовой основы формирования правосознания и правовой культуры населения базируется на правовой информированности всего современного общества и зависит от знания своих прав и свобод, от степени осознанности своих обязанностей и морально-этических норм.

Ключевые слова и словосочетания: Конституция, конституционализм, народы Дагестана, основной закон, равноправие наций.

UDK 340.114.5:342.4(470.67)

HISTORICAL AND LEGAL ANALYSIS OF THE IMPACT OF THE CONSTITUTIONAL LAW ON FORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS OF DAGESTAN

Dzhamalova E.K., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation,

dgamalova@mail.ru

The subject of this study is to analyze the impact of the constitutional laws of Dagestan on the formation and development of legal culture and knowledge of the law. Relevance of topic the article due to the fact that the jurisprudence under the values-ideological, informational, legal and psycho-emotional impact of the Constitution on the formation of a high-level legal awareness among the population. However, it is the Constitution of the Russian Federation that plays a leading role in the system of legal means of influence on the formation of the legal consciousness of the individual. Articles of the Constitution have a strong effect on consciousness and behaviour of the population, as well as on the formulation of certain constitutional and legal ideas, views, notions. It is stressed that the constitutional framework of Dagestan has all preconditions to increase legal awareness and legal culture of the multinational people of the Republic of Dagestan. During research process (analysis, deduction), as well as special legal methods of knowledge (history and law, comparative law, the formal-legal) are appeied.

The article notes the need for the legal education of the population. It is stresses that the teaching of constitutional law must start with school in Dagestan, as there was already well established practice of the Soviet Union. To summarize the scientific exploration of the process of shaping legal awareness and legal literacy of the general public, it should be noted that the basic condition to increase the level of legal awareness and legal literacy of the general public is against the provisions of the Constitution to the realities of life. The real ratio of actual and legal constitutions is the main criteria of adequacy of the interpretation of the latter and a sine qua non for the ef-

fective implementation of the educational influence on individuals in the process of formation and increase of their level of awareness. The value of the Russian Constitution and the Constitution of the Republic of Dagestan as the legal framework in shaping legal awareness and legal literacy of the general public is based on the legal awareness of the whole modern society and depends on knowledge of their rights and freedoms, the degree of awareness of their responsibilities and the ethical rules.

Key words: Constitution, constitutionalism, the peoples of Daghestan, the basic law, the equal rights of

Nations.

Процесс формирования правосознания и правовой культуры населения предполагает, что взаимоотношения между государством и гражданами направлены на подготовку ролевых функций гражданина. Добросовестное выполнение обязанностей, установленных законодательством, предоставляет возможность каждому гражданину нормально реализовывать свои права и осуществлять свои обязанности в системе государственной жизни. Каждый гражданин Российской Федерации имеет право использовать свои права и свободы, закрепленные в Конституции РФ, в том числе право на защиту со стороны государства. Однако для полноценной реализации своих прав и свобод каждый гражданин должен иметь определенный уровень правовых знаний, уважать законы (являющиеся общеобязательными правилами поведения, установленные государством и санкционированные его принудительной силой), а также осознанно их исполнять. В свою очередь, государство обязано создать все необходимые условия для реализации прав и свобод, продекларированные в Конституции РФ.

Базисом, определяющим процесс формирования правосознания населения, является Конституция, а одним из главных субъектов этого процесса - государство и его соответствующие институты. Иными словами, формирование правосознания молодежи не может происходить стихийно, вне системы социальных институтов, государства [1].

В юридической науке недостаточно исследовано ценностно-идеологическое, информационное, нормативное и психоэмоциональное воздействие основ Конституции на процесс формирования у населения высокого уровня правосознания. Однако именно Конституция РФ играет ведущую роль в системе юридических средств воздействия на формирование правового сознания личности. Статьи Конституции оказывают сильное воздействие на сознание и поведение населения, а также на выработку определенных конституционно-правовых идей, взглядов, представлений [2].

Отметим, что процесс формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры должен начинаться со школы. Примером систематического, научно-обоснованного формирования правосознания и правовой культуры населения является политика, проводившаяся в СССР.

Революционные события начала XX века в нашей стране сформировали неоднозначное отношение общественности к правовым явлениям в

жизни общества. Новое революционное правосознание населения формировалось на идее субъективного правопонимания. Особое внимание в процессе формирования правосознания населения уделялось конституционному законодательству, как практическому воплощению основных ценностей и идей, господствующих в обществе. Значению конституционного законодательства как мощного инструмента политического просвещения и правой пропаганды, способного повысить уровень правовой культуры и правосознания населения уделялось огромное внимание. Особая роль в формировании правосознания населения принадлежала конституциям Дагестана 1921 г., 1927 г. и 1937 г. Именно в этих конституциях впервые нашли отражение демократические права и свободы граждан, рабочих, крестьян и трудящихся: свобода печати; организаций и действий; право свободно устраивать собрания, митинги, шествия; равноправие граждан, принципы выборности представительных органов государственной власти. По этим конституциям население Дагестана впервые получило всеобщее равное избирательное право. В соответствии с предоставленными конституциями Дагестана избирательными правами население получило возможность избирать и избираться в выборные представительные органы власти - Советы народных депутатов.

В СССР процессу формирования правосознания и правовой культуры населения уделялось настолько большое внимание, что он начинался еще со школы. В 1937 году в советской школе была проведена реструктуризация образования, результатом которой стало появление новой учебной дисциплины «Конституция СССР». В рамках данной дисциплины в школах изучались основы государства и права, основы конституционного законодательства зарубежных стран, обсуждались конкретные политические и правовые процессы в СССР и за рубежом. Преподавание данного курса было обязательным элементом школьного образования до 1961-1962 гг. В соответствии с Постановлением ЦК ВКП (б) от 5 октября 1946г. «О расширении и улучшении юридического образования в стране» обучение в школах в рамках указанного курса было направлено на формирование правовых знаний у школьников [1, с. 126].

С 50-х годов ХХ в. несколько меняется концепция правового просвещения школьников: из школьной программы исключаются наиболее сложные разделы теории права. Суть образова-

тельной деятельности строится на основе изучения юридических документов и конкретизации их с опорой на примеры из юридической и судебной практики.

В 60-е годы начинается процесс обновления и систематизации законодательства. Активное вовлечение граждан в охрану общественного порядка через добровольные дружины приводит к возрастанию роли права в регулировании общественных отношений. Появляется необходимость в правовом образовании граждан, в обеспечении его практической направленности. Основой учебной программы впервые становится не просто правовое просвещение, а формирование у учащихся трехуровневой системы правовых знаний: знание отдельных вопросов общей теории права; Конституции СССР; основных норм трудового, семейного, гражданского, административного и уголовного права. Основой целью курса «Основы советского законодательства» являлась необходимость воспитания у молодежи сознательной потребности в соблюдении норм права на базе знаний возможных моделей правомерного поведения. Предусмотренное программой изучение ряда законодательных актов расширяло возможности создания у учащихся конкретных представлений о роли законов в регулировании общественных отношений, формирования уважения к праву [3].

Важнейшим стратегическим направлением деятельности государственных органов страны в 70-е годы XX века стало правовое воспитание граждан. Фактором, способным повысить правовую культуру населения становится система правового образования, созданная в школах, техникумах, ПТУ, вузах и трудовых коллективах. В рамках данной системы выделялись две подсистемы: осуществление правового просвещения и воспитания и создание комплекса внеурочной и внетрудовой работы [4].

Надо отметить, что формированию правовой культуры и правосознания в СССР уделялось огромное внимание. Так, исследованием проблем формирования правосознания в СССР занимались тысячи ученых в 375 вузах. В системе Государственного комитета по народному образованию СССР действовали Научно-исследовательский институт проблем высшей школы, более 20 специализированных лабораторий и групп, исследовавших правосознание населения. Проблемы правосознания и правовой культуры исследовались в учебных и научных заведениях КПСС: Академии общественных наук при ЦК КПСС, НМЛ при ЦК КПСС и

его филиалах, Высших партийных школах, действовал Научно-исследовательский центр, насчитывавший более 220 ученых [5, с. 247]. Проблемы формирования правовой культуры и правосознания изучались специальным сектором Института социологии, отделом Института международного рабочего движения Академии наук СССР. В СССР ежегодно проходили десятки региональных, областных и республиканских научных конференций, посвященных проблемам повышения правовой культуры и правосознания населения.

Влияние Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Дагестан на процесс формирования правосознания и правовой культуры обуславливается тем, что данные Конституции являются результатом достигнутого за многие годы уровня развития правосознания и правовой культуры общества [2].

Конституция РФ 1993 г. и Конституции Республики Дагестан 2003 года в формально-юридическом значении значительно предваряют реальный уровень правосознания населения, что обусловлено как правовым наследием, так и декларативностью некоторых конституционных положений.

Основным условием, способствующим повышению уровня правосознания и правовой культуры населения, является соответствие норм конституции реалиям жизни. Соотношение фактической и юридической конституций является основным критерием адекватности интерпретации последней и непременным условием эффективной реализации ею функции воспитательного воздействия на индивидов в процессе формирования и повышения уровня их правосознания [6].

Значение Конституции РФ и Конституции Республики Дагестан как нормативно-правовой основы формирования правосознания и правовой культуры населения базируется на правовой информированности всего современного общества и зависит от знания своих прав и свобод, от степени осознанности своих обязанностей и морально-этических норм.

Колоссальное значение в формировании правового сознания и правовой культуры населения в процессе применения права играет Конституция РФ и Конституция Республики Дагестан, обладающие приоритетом в системе источников права и доминирование конституционного права перед всеми остальными отраслями российского права.

Литература

1. Певцова Е.А. Правовое воспитание и формирование правосознания в России // Журнал российского права. 2003. № 10. С. 122-133.

2. Джамалова Э.К. Конституция как важнейший фактор формирования правовой культуры народов Дагестана // Юридический вестник ДГУ. 2013. № 4. С. 52-56.

3. Джанибекова Н.А. Место правового воспитания в формировании правосознания молодежи // Молодой ученый. 2013. №7. С. 272-274.

4. Джамалова Э.К., Гуруев Д.К. Некоторые проблемы формирования правосознания и правовой культуры молодежи в Республике Дагестан // Вестник Дагестанского государственного университета. 2014. № 2. С. 81-84.

5. Ильинский И. Молодежь и молодежная политика. М., 2001. 526 с.

6. Муртазалиев А.М. Повышение правовой культуры как актуальная задача современности // Вестник ДГУ. 2013. Вып. 2. С. 5-10.

7. Собиров А.Р. Роль правовой пропаганды в формировании правового сознания и правовой культуры у молодёжи // Право: современные тенденции: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2014 г.). Уфа, 2014. С. 30-33.

8. Калинина Е.Ю. Ментальность и правосознание // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. № 3. С. 27-32.

9. Пирбудагова Д.Ш., ГамзатоваМ.М. Конституционное право определять и указывать свою национальную принадлежность как реализация этнической самоидентификации личности в контексте обеспечения прав человека в Российской Федерации // Юридический вестник ДГУ. 2013. № 2. С. 41-45.

10. Catherine Corrigall-Brown, Rima Wilkes. Media exposure and the engaged citizen: How the media shape political participation // The Social Science Journal. September. 2014. P. 408-421.

References

1. Pevcova E.A. Pravovoe vospitanie i formirovanie pravosoznanijа v Rossii. // Zhurnal rossiiskogo prava. 2003. № 10. S. 122-133.

2. Dzhamalova E.K. Constitution as the most important factor of formation of legal culture of the peoples of Dagestan // Law herald of Dagestan State University. 2013. № 4. P. 52-56.

3. Dzhanibekova N.A. Mesto pravovogo vospitanijа v formirovanii pravosoznanijа molodezhi // Molo-doi uchenyi. 2013. № 7. S. 272-274.

4. Dzhamalova E.K., Guruev D.K. Some problems in shaping legal awareness and legal culture of Dagestan youth // Herald of Dagestan State University. 2014. № 2. P. 81-84.

5. Il'inskii I. Molodezh' i molodezhnajа politika. M., 2001. 526 s.

6. Murtazaliev A.M. Legal Culture Enhancing as a Vital Modern Problem // Herald of Dagestan State University. 2013. Vol. 2. P. 5-10.

7. Sobirov A.R. Rol' pravovoi propagandy v formirovanii pravovogo soznanijа i pravovoi kul'tury u mo-lodyozhi // Pravo: sovremennye tendencii: materialy II mezhdunar. nauch. konf. (g. Ufa, aprel' 2014 g.). Ufa, 2014. S. 30-33.

8. Kalinina E.Yu. Mental'nost' i pravosoznanie // Vestnik Permskogo universiteta. YUridicheskie nauki. 2012. №3. S. 27-32.

9. Pirbudagova D.Sh., GamzatovaM.M. Constitutional law to define and specify the national identity as realization ethnic self-identification of the personality in a context of ensuring human rights in the Russian Federation // Law herald of Dagestan State University. 2013. № 2. P. 41-45.

10. Catherine Corrigall-Brown, Rima Wilkes. Media exposure and the engaged citizen: How the media shape political participation // The Social Science Journal. September. 2014. P. 408-421.

Поступила в редакцию 24 января 2015 г.

Received 24 January 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.