Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 
В СФЕРЕ РЕГИСТРАЦИОННОГО И МИГРАЦИОННОГО УЧЕТА 
(начало XIII—XIX в.)
'

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ РЕГИСТРАЦИОННОГО И МИГРАЦИОННОГО УЧЕТА (начало XIII—XIX в.) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
128
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российские граждане / иностранцы / передвижение / проезжие грамоты / население / въезд / вы-езд / паспорт. / Russian citizens / foreigners / movement / travel certificates / population / entry / exit / passport.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лайкова Елена Александровна

Введение: в статье рассматривается историческое развитие законодательства в сфере регистрационного и миграционного учета. Материалы и методы: основными методами, позволившими рассмотреть развитие законодательства в сфере регистрационного и миграционного учета, явились истори¬ко-правовой, сравнительно-исторический методы исследования. Кроме того, применялись об-щенаучные методы: (анализ, синтез, индукция, дедукция, системный, логический и др.). Результаты исследования: в работе проанализирована законодательная регламента-ция регистрационного и миграционного учета в России, определены основные направления развития правового регулирования регистрационного и миграционного законодательства (начало XIII—XIX в.). Выводы и заключения: Исторический анализ развития отечественного регистраци-онного и миграционного законодательства показал, что институт учета российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания и месту жительства фор-мировался в несколько этапов. Исторически так сложилось, что в России на всех выделен-ных этапах устанавливались определенные правила и требования в сфере регистрационного и миграционного учета, за нарушение которых предусматривались различные виды ответ-ственности. В этом заключается определенная особенность исторического развития инсти-тута ответственности за нарушения порядка регистрационного и миграционного законода-тельства. Первый этап формирования законодательства в сфере регистрационного и миграционного учета охватывает период с конца XIII по XVII в. В этот период впервые был регламентирован правовой статус иностранного гражданина, установлен правовой кон-троль за въездом на территорию государства и выездом за его пределы как подданных импе-рии, так и иностранных граждан. На втором этапе развития (начало XVIII в. — 1917 г.) появились нормы, регулирую-щие порядок передвижения населения в Российской империи без соответствующих доку-ментов, произошло установление паспортного контроля, были введены билеты на жительство для иностранных граждан с закрепленными сроками проживания, появилась ответственность за нарушения принимающей стороной правил проживания и за регистрацию по просроченным документам как российских подданных, так и иностранцев, а также ответственность должностных лиц за послабление контроля за лицами, проживающими без документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND LEGAL ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF LEGISLATION IN THE FIELD OF REGISTRATION AND MIGRATION ACCOUNTING (THE BEGINNING OF THE XIII—XIX centuries)

Introduction: the article examines the historical development of legislation in the field of registration and migration accounting. Materials and methods: the main method that allowed us to consider the development of legislation in the field of registration and migration accounting were historical-legal, comparative-historical research methods. In addition, general scientific methods were used: (analysis, synthesis, induction, deduction, system, logical, etc.) The results of the study: the paper analyzes the legislative regulation of registration and migration registration in Russia, identifies the main directions of development of legal regulation of registration and migration legislation (the beginning of the XIII-XIX centuries.) Findings and Conclusions: A historical analysis of the development of domestic registra-tion and migration legislation has shown that the institute of registration of Russian citizens, foreign citizens and stateless persons at the place of stay and place of residence was formed in several stag-es. Historically, in Russia, certain rules and requirements in the field of registration and migration registration were established at all selected stages, for violation of which various types of liability were provided. This is a certain feature of the historical development of the institution of responsibility for violations of the registration and migration legislation. The first stage of the formation of legislation in the field of registration and migration registration covers the period from the end of the XIII to the XVII century. During this period, for the first time, the legal status of a foreign citizen was regulated, legal control was established over the entry into the territory of the state and departure from its borders of both subjects of the empire and foreign citizens. At the second stage of development (the beginning of the XVIII — 1917), norms regulating the order of movement of the population in the Russian Empire without appropriate documents ap-peared, passport control was established, residence tickets for foreign citizens with fixed residence periods were introduced, responsibility for violations by the host party of the rules of residence and for registration on expired documents of both Russian subjects and foreigners appeared, as well as the responsibility of officials for easing control over persons living without documents.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ РЕГИСТРАЦИОННОГО И МИГРАЦИОННОГО УЧЕТА (начало XIII—XIX в.) »

Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2021. № 4 (99). С. 259—266. Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. no.4 (99). P. 259—266.

12.00.14. Административное право.

Административный процесс.

Научная статья УДК 342.9

DOI: 10.24412/2312-3184-2021-4-259-266

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ РЕГИСТРАЦИОННОГО И МИГРАЦИОННОГО УЧЕТА

(начало XIII—XIX в.)

Елена Александровна Лайкова

Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск, Российская Федерация, elena-lajkova@yandex .ru

Введение: в статье рассматривается историческое развитие законодательства в сфере регистрационного и миграционного учета.

Материалы и методы: основными методами, позволившими рассмотреть развитие законодательства в сфере регистрационного и миграционного учета, явились историко-правовой, сравнительно-исторический методы исследования. Кроме того, применялись общенаучные методы: (анализ, синтез, индукция, дедукция, системный, логический и др.).

Результаты исследования: в работе проанализирована законодательная регламентация регистрационного и миграционного учета в России, определены основные направления развития правового регулирования регистрационного и миграционного законодательства (начало XIII— XIX в.).

Выводы и заключения: Исторический анализ развития отечественного регистрационного и миграционного законодательства показал, что институт учета российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания и месту жительства формировался в несколько этапов. Исторически так сложилось, что в России на всех выделенных этапах устанавливались определенные правила и требования в сфере регистрационного и миграционного учета, за нарушение которых предусматривались различные виды ответственности. В этом заключается определенная особенность исторического развития института ответственности за нарушения порядка регистрационного и миграционного законодательства. Первый этап формирования законодательства в сфере регистрационного и миграционного учета охватывает период с конца XIII по XVII в. В этот период впервые был регламентирован правовой статус иностранного гражданина, установлен правовой контроль за въездом на территорию государства и выездом за его пределы как подданных империи, так и иностранных граждан.

На втором этапе развития (начало XVIII в. — 1917 г.) появились нормы, регулирующие порядок передвижения населения в Российской империи без соответствующих документов, произошло установление паспортного контроля, были введены билеты на жительство для иностранных граждан с закрепленными сроками проживания, появилась ответственность за нарушения принимающей стороной правил проживания и за регистрацию по просроченным документам как российских подданных, так и иностранцев, а также ответственность должностных лиц за послабление контроля за лицами, проживающими без документов.

© Лайкова Е. А., 2021

Ключевые слова: российские граждане, иностранцы, передвижение, проезжие грамоты, население, въезд, выезд, паспорт.

Для цитирования: Лайкова Е. А. Историко-правовой анализ развития законодательства в сфере регистрационного и миграционного учета (начало XIII—XIX в.) // Вестник ВосточноСибирского института МВД России. — 2021. — № 4 (99). — С. 259—266.

DOI: 10.24412/2312-3184-2021-4-259-266

12.00.14. Administrative law. Administrative process.

Original article

HISTORICAL AND LEGAL ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF LEGISLATION IN THE FIELD OF REGISTRATION AND MIGRATION ACCOUNTING (THE BEGINNING OF THE XIII—XIX centuries)

Elena A. Laikova

East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk, Russian Federation, elena-lajkova@yandex .ru.

Introduction: the article examines the historical development of legislation in the field of registration and migration accounting.

Materials and methods: the main method that allowed us to consider the development of legislation in the field of registration and migration accounting were historical-legal, comparative-historical research methods. In addition, general scientific methods were used: (analysis, synthesis, induction, deduction, system, logical, etc.)

The results of the study: the paper analyzes the legislative regulation of registration and migration registration in Russia, identifies the main directions of development of legal regulation of registration and migration legislation (the beginning of the XIII-XIX centuries.)

Findings and Conclusions: A historical analysis of the development of domestic registration and migration legislation has shown that the institute of registration of Russian citizens, foreign citizens and stateless persons at the place of stay and place of residence was formed in several stages. Historically, in Russia, certain rules and requirements in the field of registration and migration registration were established at all selected stages, for violation of which various types of liability were provided. This is a certain feature of the historical development of the institution of responsibility for violations of the registration and migration legislation. The first stage of the formation of legislation in the field of registration and migration registration covers the period from the end of the XIII to the XVII century. During this period, for the first time, the legal status of a foreign citizen was regulated, legal control was established over the entry into the territory of the state and departure from its borders of both subjects of the empire and foreign citizens. At the second stage of development (the beginning of the XVIII — 1917), norms regulating the order of movement of the population in the Russian Empire without appropriate documents appeared, passport control was established, residence tickets for foreign citizens with fixed residence periods were introduced, responsibility for violations by the host party of the rules of residence and for registration on expired documents of both Russian subjects and foreigners appeared, as well as the responsibility of officials for easing control over persons living without documents.

Keywords: Russian citizens, foreigners, movement, travel certificates, population, entry, exit, passport.

For citation: Laikova E. A. Historical and legal analysis of the development of legislation in the field of registration and migration accounting (the beginning of the XIII-XIX century.) // Vestnik of the

East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. — 2021. — no. 4 (99). — pp. 248— 266 (in Russ.). DOI: 10.24412/2312-3184-2021-4-259-266

Неоспорим тот факт, что значительная часть деяний признается преступлениями лишь на определенном этапе развития общественных отношений при появлении ряда экономических, политических, социальных условий. К числу таких деяний относятся и преступления против порядка регистрационного и миграционного учета, общественная опасность которых была признана далеко не сразу и далеко не всеми государствами.

Вместе с тем в рамках отечественной истории концепция учета жителей и контроля за их движением зародилась еще в Древнерусском государстве. Складывалась она по мере развития крепостничества, активизации внутренней и внешней торговли, обострения и расширения общественной напряженности, формирования связей страны с другими государствами. Ее усовершенствование происходило в период позднего феодализма, когда указанные процессы подходили к критической точке.

Попытки формирования надзора с помощью регистрации передвижений иностранцев и основного населения отмечаются с конца XIII в. в Новгороде. Тогда были внедрены проезжие грамоты, которые предназначались для удостоверения личности.

Вплоть до начала XV в. на территории Российского государства не было никаких ограничений для перемещения коренных жителей по стране. И в древний период, и в поздний общины не имели возможности приостанавливать, ограничивать передвижение своих собратьев. Для предупреждения действий безнравственных или преступных в книге земского указа было определено требование, по которому жители других стран регистрировались в столице [1, с. 39].

Всерьез заставило власть задуматься над необходимостью системы письменного учета населения и контроля за его передвижением массовое перемещение населения из южных княжеств в северо-восточную Русь в XIV—XV вв. В писцовые книги заносилось составленное «сошное письмо», где содержались данные о населении, записи, дающие характеристику положения крестьян, выполняемым ими повинностям, и прочие сведения [2, с. 15].

Для въезжающих в Россию иноземных граждан и для русских подданных, отправляющихся за границу, в XIV в., русские князья предоставляли проезжие грамоты [3, с. 38] и отпускные жалованные грамоты [4, с. 270]. Введение проезжих грамот было частично обусловлено политическими интересами.

При царе Иоанне IV Васильевиче (Грозном) правило проезжих грамот особенно строго применялось по отношению к путешественникам, которые прибывали в Россию из соседних стран. Например, этим правилом был строго запрещен въезд в страну евреев. Однако в начальный этап применения проезжих грамот их предписаниям мало кто следовал. Поскольку дороги находились в плохом состоянии, то легко можно было проехать там, где не было заставы, на которой от путешественника требовалось предъявить проезжую грамоту. Несмотря на то, что это нововведение и существовало теоретически, на практике не всегда применялось [5, с. 59].

В соответствии со ст. 1 гл. VI «О проезжих грамотах в и(ы)ные государства» Уложения 1649 г. в населенных пунктах воеводам приказывалось «безо всякого задержания давати проезжие грамоты» тем, кто ехал в другое государство, спокойное с Московским, «с целью торгового промыслу или для любого другого личного дела» [6, с. 84]. Таким образом, начало законному оформлению выездов в иные государства впервые положило Соборное уложение 1649 г., вводившее удостоверение личности в виде проезжих грамот в другие города, а также впервые был установлен контроль за выездом российских подданных [7, с. 16].

Первый этап формирования законодательства в сфере регистрационного и миграционного учета в отношении граждан других стран, по мнению А. М. Тесленко [8, с. 13—14], следует связывать с Новоторговым уставом от 22 апреля 1667 г., который гласил о том, что приторговывающие иноземные граждане могли попасть в столицу только при наличии специальных грамот, заверенных красной печатью. При этом торговать они могли только

непосредственно у города Архангельска и в Пскове [9, с. 266—268]. Российское законодательство предоставляло заграничным купцам права, а также условия торговой деятельности в России, которые определялись их связями с иностранным (чаще западноевропейским) рынком. Вплоть до 1724 г. Новоторговым уставом регламентировался законный режим торговли, для заграничных купцов были установлены таможенные пошлины.

Помимо этого, в середине XVII в. ужесточаются правила нахождения иностранных граждан на территории Российского государства, вводится запрет на проживание иностранцев в определенных местах в столице и других городах. Для граждан иных государств определяется местом жительства немецкая слобода на Яузе, а для купцов — Архангельск и Вологда [10, с. 57].

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что Новоторговый устав полностью закрыл въезд иностранным гражданам и не решил вопроса об их законном положении. Иностранные граждане зачастую нарушали правила проживания.

Таким образом, в XIII—XVII вв. постепенно складываются три главные тенденции развития законодательства, согласно которым государство реализовывало надзор:

1) в границах страны за передвижением российских подданных;

2) за пределами государства за прибытием и убытием российских подданных;

3) за прибытием иностранцев в Россию, их убытием из России и нахождением на территории России.

Первоначально объектом миграционного контроля были в основном иностранцы, которых Россия активно привлекала в страну для решения экономических, военных, научных и иных целей [11, с. 67].

За передвижением иностранных подданных по стране и их численностью законодательный аппарат установил контроль в целях государственной безопасности. За дезертирство и массовые уходы крестьян и работных людей Наказом 1683 г. устанавливалось двойное взыскание «зажилых денег». Разъезжать по территории государства и находиться в нем без особых жалованных грамот иностранцы уже не могли. Для въезда в Российское государство прибывающие граждане при себе должны были иметь путевую книгу или национальный паспорт, засвидетельствованный российским посольством либо представительством, располагающемся при иностранном государстве [12, с. 15].

Начало коренных преобразований в государственной и общественной жизни, государственно-правового регулирования передвижения населения в России прочно связано с правлением императора Петра I. Это второй этап формирования законодательства, устанавливающего ответственность за нарушение регистрационного и миграционного учета.

Своего рода прорывом стал манифест Петра I от 16 апреля 1702 г. «О вызове иностранцев в Россию с обещанием им свободы вероисповедания» [13]. В начале XVIII в. начинает складываться отечественная паспортная система с целью усиления контроля за перемещением жителей и раскрытия лиц, своевольно оставляющих место службы и своего проживания. Так, в 1714 г. указом Петра I воеводам и губернаторам не позволялось пускать без паспортов людей через провинции и губернии [14, а 266].

Для всех убывающих в другие населенные пункты или за пределы России в 1719 г. уста-навливилась система надзора, которая утверждала обязательность «проезжих писем» и «пашпартов» [15, с. 11]. Указ от 31 августа 1719 г. «О приезжих иноземцах» предписывал всем прибывшим иностранцам отмечаться в Канцелярии. Причем кого-то дозволялось опрашивать о целях приезда и т. д. [16, с. 392].

К началу 1720-х гг. во время Северной войны правила въезда иностранцев, особенно торговцев, которые подолгу оставались на территории империи, были ужесточены. В отношении шведов был введен особый режим. Они должны были предоставить справки, а также поручительство, подтверждающее нешведское гражданство [17, с. 413]. Только при наличии на руках абшида (паспорта) с государственной печатью, проставляемой в Коллегии иностранных дел, возможен был отъезд подданных других государств из Российской империи [18, с. 732].

Реформы Петра I в данном отношении продолжило правительство Екатерины II, которым было принято решение о беспрепятственном въезде иностранцев в Россию, которым также были даны значительные полномочия и привилегии. Вне зависимости от социального и материального положения на постоянное место жительства в Россию имел законное право прибыть любой иностранец. Важным документом стал манифест от 22 июля 1763 г. «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, в Губерниях которых они пожелают остановиться и о жалуемых им правах». Его издание было вызвано стремлением к «умножению населения» и к тому, чтобы «русские подданные могли извлекать новые навыки в сельском хозяйстве и земледелии».

Вторая половина XIX и начало XX в. характеризуются коренными изменениями законодательства, в том числе и об иностранцах. Действующие акты были представлены в Своде законов Российской империи. Во всевозможных отраслях права общеправовой статус, изменяясь и совершенствуясь, приобрел довольно четкую законодательную систему. В Полное собрание законов Российской империи вошло систематизированное законодательство об иностранцах. С 1803 г., уже в правление Александра I, в России закрепляются для купцов, мещан и крестьян печатные паспорта.

Нормы, регулирующие порядок передвижения населения в Российской империи без соответствующих документов, содержались в Уставе от 1833 г. «О паспортах и беглых» (далее — Устав), изложенном в томе XIV Свода законов Российской империи «О паспортах, о предупреждении преступлений, о цензуре, о содержащихся под стражею, и о ссыльных». Главное правило Устава (ст. 1) гласило, что «без законного вида или паспорта, ни один человек не может уезжать от места постоянного жительства», постоянным местом жительства считается:

1) в каком месте и кто именно должен службою, или состоит в ведомстве ином;

2) где располагается его недвижимая собственность;

3) где и кто обязан быть записан в книгах дворянских, городских, или ревизских.

Представители дворянского сословия могли пользоваться паспортами бессрочно

(ст. 58 Устава). Все без исключения уезжающие из одной губернии в другую, согласно определенным билетам или паспортам, обязаны предъявить вышеуказанные документы: в период пути — в городах, заставах и шлагбаумах, а по прибытии на место отпуска — городничим или городским полицаям (ст. 327 Устава). В городах всякий хозяин или управитель обязывался незамедлительно оповещать квартального надзирателя о прибывших и убывших людях (ст. 333 Устава), в противном случае они подвергались денежному взысканию: в столицах — в размере 1 руб. за каждого человека в сутки, в других городах или местах, где установлено законом оповещать полицию о прибывших и убывших из домов, — по 25 коп. (ст. 337 Устава или ст. 1260 Уложения).

В столицах появляются адресные бюро, которые входят в состав общегородской полиции. Так, согласно ст. 349, 358 Устава для законного пребывания в столицах все трудившиеся лица должны были зарегистрироваться в адресной конторе. Приезжие обязывались приобрести билеты на жительство: в Санкт-Петербурге — в Адресной экспедиции, в Москве — в Бюро адресов. Адресная экспедиция выдавала билеты российским подданным и иностранцам независимо от их звания, пола, рода занятий (ст. 357, 557 Устава). Бюро адресов работало с российскими подданными, а жителям других стран оформлялись в Иностранном отделении при Канцелярии военного генерал-губернатора (ст. 411, 557, 558 Устава).

По исполнении всех обязанностей (ст. 359, 411, 412 и 415 Устава) каждый записанный в адресную книгу сдавал паспорт или другой документ и получал билет на жительство. Записанный в Адресной энциклопедии в случае выезда (отъезда) из столиц российских подданных (постановление ст. 374 на иностранцев не распространяется) билет на жительство возвращался в экспедицию или контору. Если от властей не поступало информации о причастности гражданина к следственным, долговым и другим делам, паспорт или другой документ возвращался владельцу с разрешения помощника управляющего (ст. 374, 384, 386, 387, 429, 430 Устава).

Домохозяева, управляющие, наниматели домов и казенных мест, которые позволяют у себя заведомо жить как российским подданным империи, так и иностранцам без билета на жительство или по просроченному билету, согласно ст. 1243 Уложения, подвергались штрафу (взысканию) в размере, в два раза превышающем адресный сбор. Проживание с просроченным «билетом на жительство» наказывалось штрафом 30 коп. за каждые просроченные сутки. В случае послабления контроля за лицами, проживающими без документов, должностное лицо наказывается в соответствии со ст. 1271 Уложения.

За проживание в столице по документам, в которых установленный срок был пропущен без уважительных причин, применялось наказание в виде денежного взыскания в 25 коп. за каждые сутки. В других населенных пунктах это наказание составляло денежное взыскание размером 10 коп. за каждые сутки. В соответствии со ст. 601 Устава полицейскому выдавалось за каждого пойманного беглеца материальное поощрение.

В административном порядке аресту на двое-трое суток, высылке к месту регистрации (прописки) подвергался задержанный, пойманный полицией с просроченными документами. Кроме того, если задержанному без вида на жительство удавалось подтвердить свою личность, то он направлялся по этапу к месту постоянного жительства, а если нет, то его помещали на срок до четырех лет в исправительные арестантские отделения (ст. 1216, 1217, 1218 Уложения). В случае если гражданин не подтверждает свою личность, статус соответствующими бумагами, то такое лицо именует себя иностранным гражданином, считается виновным в бродяжничестве (ст. 1222 Уложения) [19, с. 17].

С 1882 по 1889 г. за бродяжничество было сослано 13 тыс. 606 человек. Каждый иностранный гражданин, прибывший в Россию с узаконенным паспортом, имел юридическую обязанность явки в ближайший для него губернский город в целях получения взамен своего паспорта путевого вида, дававшего право на дальнейшее передвижение по государству. Билетом на жительство заменялся путевой вид по месту прибытия [20, с. 115]. В дальнейшем законодатель устанавливает в новой редакции Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г. (далее — Уложение 1885 г.) ответственность за приготовление (подговор) незаконного переселения подданных на новое место жительство (ст. 370 гл. VII Уложения 1885 г. «О недозволенном оставлении отечества»). В Уложении редакции от 1906 г. (далее — Уложение 1906 г.) было криминализировано распространение заведомо ложных слухов, позволяющих облегчить перемещение на территории страны.

Также определялась ответственность за применение подложных паспортов и иных бумаг и за внесение изменений в них (ст. 1264, 1265 Уложения 1885 г.): лицо теряло все присвоенные ему права и преимущества, подвергалось ссылке в Томскую или Тобольскую губернии. Вместо этого могло быть назначено помещение в исправительные арестантские роты или телесное наказание, независимо от сословия.

Кроме того, в соответствии со ст.ст. 1267—1271 Уложения 1906 г. за обеспечение или выдачу подложных документов должностными лицами, предоставление необоснованных послаблений при проверке соблюдения требований миграционного законодательства устанавливалось денежное взыскание в размере от 50 до 100 руб. [21, с. 448].

Таким образом, к концу первой половины XIX в. на территории империи была введена стабильная законодательная система норм, регулирующих паспортный контроль, регламентирующих разнообразные процессы, такие как перемещение и проживание коренного населения и иностранных граждан.

Необходимо заметить, что иностранные граждане, проживавшие в империи, наравне с русскими подданными подлежали уголовной ответственности за нарушение правил проживания и перемещения по российской территории.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Павлов Г. О паспортах (для лиц податных сословий) // Отечественные записки. — 1860. — № 4. — 394 с.

2. Мерзон А. Ц. Писцовые и переписные книги XV—XVII вв. — М., 1956. — 34 с.

3. Дерюжинский В. Ф. Полицейское право: пособие / В.Ф. Дерюжинский. Изд. 2-е, доп. Санкт-Петербург :Сенат. тип.1908 — 38 с.

4. . Российское законодательство X—XX веков. В 9 т. Т. 2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. — М., 1985. — 432 с.

5. Андреевский И. Е. Курс полицейского права. — СПб., 1866. — Вып. 1. — 160 с.

6. Тихомиров М. Н., Епифанов П. П. Соборное уложение 1649 года. — М., 1961. — 448 с.

7. Суслин Э. В. Правовое регулирование миграции и свободы передвижения в России в XIX— XX веках (историко-правовое исследование): дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2006. — 308 с.

8. Тесленко А. М. Правовой статус иностранцев в России (вторая половина XVII — начало ХХ в.): дис. ... канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2000. — 226 с.

9. О свободной им торговле в Новгороде и Пскове, о пропуске их в Москву с товарами по пяти и по шести человек и о платеже им, против прочих иноземцев, обыкновенной пошлины: [Жалованная грамота жителям города Любека от 30 июня 1652 года] // Полн. собр. законов Рос. империи. Собр-е первое. — СПб., 1830. — Т. 1. — № 80. — С. 266—268.

10. Репин Н. Н. Русские и западноевропейские купцы в России XVII—XVIII вв. К вопросу о периодизации борьбы за рынок // Торговля, промышленность и город в России XVII — начала XX в. — М., 1987. — С. 57; Захаров В. Н. // Там же. С. 89.

11. Миграция населения: Прил. к журн. «Миграция в России» / под общ. ред. О. Д. Воробьевой. Вып. 6: Миграционная политика. — М., 2001. — 175 с.

12. Корсик К. А. Особенности правового положения иностранных граждан в Российской Федерации. — М., 1998. — 274 с.

13. Манифестъ. О позволенш иностранцам кромгъжидовъ, выходить и селиться въ Россш и о свободномъ возвращешивъ свое отечество русскихъ людей, бiжавшихъ за границу // Полное собрате законовъ россшской имперш, съ 1649 года. — Собр. 1-е. — Т. XVI. — № 11720.

14. Мулукаев Р. С. Полиция в России (IX — начала XX в.). — Н. Новгород, 1993. — 286 с.

15. Николаева Т. Б. Паспортная система России: формирование и механизм функционирования во второй половине XVII — начале XX в. (историко-правовой аспект): дис. ... канд. юрид. наук. — Н. Новгород, 2003. — 221 с.

16. Законодательство Петра I. — М., 1997. — 878 с.

17. . О объявлении иноземцам пашпортов для отъезда в свои государства в Полицеймейстерской Канцелярии: [Указ от 16 августа 1721 года] // Полн. собр. законов Рос. империи. Собр-е первое. — СПб., 1830. — Т. 6. — № 3812. — 413 с.

18. О явке иноземцам... // Полн. собр. законов Рос. империи. — Т. 5. — № 3420. — 732 с.

19. . Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. // Свод законов Российской империи. — СПб., 1857. — Т. 15. — С. 18.

20. Устав о паспортах и беглых // Свод законов Российской империи. — СПб., 1857. — Т. 14. —

908 с.

21. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года с объяснениями по решениям Уголовного кассационного департамента Правительствующего Сената по 1910 год включительно. Текст Уложения по изданию 1885 г. и по продолжениям 1906, 1908 и 1910 гг. / сост. Д. А. Каплан. Изд. 3-е, испр., доп. и вновь обраб. — Екатеринослав, 1912. — 775 с.

REFERENCES

1. Pavlov G. On passports (for persons of taxable estates) // Domestic notes. 1860, no. 4, 394 p.

2. Merson A. C. Scribe and census books of the XV-XVII centuries. M., 1956, 34 p.

3. Derujinsky V. F. Police law. 38 p.

4. Russian legislation of the X-XX centuries. In 9 vols. 2. Legislation of the period of formation and strengthening of the Russian centralized state. M., 1985. 432c.

5. Andreevsky I. E. Course of police law. St. Petersburg, 1866. Issue.1. 160 p.

6. Tikhomirov M. N., Epifanov P. P. The Cathedral Code of 1649. M., 1961, 448 p.

7. Suslin E. V. Legal regulation of migration and freedom of movement in Russia in the XIX-XX centuries (historical and legal research): dis. ...Dr. yurid. M., 2006, 308 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Teslenko A.M. The legal status of foreigners in Russia (the second half of the XVII — the beginning of the XX century): dis. ... cand. jurid. sciences'. Yekaterinburg, 2000, 226 p.

9. On their free trade in Novgorod and Pskov, on their admission to Moscow with goods for five and six people and on payment to them, against other foreigners, of an ordinary duty: [Letter of Commendation to residents of the city of Lubeck dated June 30, 1652] // Full collection. laws of the Russian Empire. The first meeting. St. Petersburg, 1830. Vol. 1, no. 80, pp. 266-268.

10. Repin N. N. Russian and Western European merchants in Russia of the XVII-XVIII centuries. On the question of the periodization of the struggle for the market // Trade, industry and the city in Russia of the XVII — early XX century. M., 1987. p. 57; Zakharov V. N. Decree. soc. p. 89.

11. Population migration: Adj. to the journal. "Migration in Russia" / under the general editorship of O. D. Vorobyova. Issue 6 : :Migration policy. M., 2001, 175 p.

12. Corsica K. A. Peculiarities of the legal status of foreign citizens in the Russian Federation. M., 1998, 274 p.

13. Manifesto. About the permission of foreigners to leave and settle in Russia and about the free return to their fatherland of Russian people who went abroad // The Complete collection of the Laws of the Russian Empire, from 1649. Sobr. 1-E. T. XVI. No. 11720.

14. Mulukaev R. S. Police in Russia (IX — early XX century.). N. Novgorod, 1993. 286 p.

15. Nikolaeva T. B. Passport system of Russia: formation and mechanism of functioning in the second half of the XVII — early XX century. (historical and legal aspect): dis. ... cand. jurid. nauk. N. Novgorod, 2003. 221 p.

16. Law Of Peter I. M., 1997, 878 p.

17. On the announcement of passports to foreigners for departure to their states in the Police Master's Office: [Decree of August 16, 1721] // The Complete Collection of laws of the Russian Empire. The first meeting. St. Petersburg, 1830. Vol. 6, no. 3812. 413 p.

18. On the appearance of foreigners ... // The Complete Collection of laws of the Russian Empire. Vol. 5, No. 3420. 732p.

19. The Code of Criminal and Correctional punishments. // Code of Laws of the Russian Empire. St. Petersburg., 1857. Vol. 15, 18 p.

20. Charter on passports and fugitives // Code of Laws of the Russian Empire. SPb., 1857. Vol. 14.

908 p.

21. Charter on passports and fugitives // Code of Laws of the Russian Empire. SPb., 1857. Vol. 14.

908 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Лайкова Елена Александровна, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного права и криминологии. Восточно-Сибирский институт МВД России, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110. ORCID: 0000-0002-4504-8855 INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Laikova Elena Aleksandrovna, Candidate of Law, Lecturer of the Department of Criminal Law and Criminology, East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 664074, Russia, Irkutsk, Lermontov str., 110. ORCID: 0000-0002-4504-8855

Статья поступила в редакцию 01.09.2021; одобрена после рецензирования 15.09.2021; принята к публикации 02.12.2021.

The article was submitted 01.09.2021; approved after reviewing 15.09.2021; accepted for publication 02.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.