DOI 10.47643/1815-1329_2023_7_54 УДК 342.6
ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЕМ НАКАЗАНИЙ В РОССИИ HISTORICAL AND LEGAL ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF THE PENITENTIARY MANAGEMENT SYSTEM IN RUSSIA
ГАЛУЕВА Вероника Олеговна,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и административного права ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет». 362040, Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, ул. Кирова, 37. E-mail: mirag.8184@ya.ru;
Galueva Veronika Olegovna,
Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Gorsky GAU. 37 Kirova str., Vladikavkaz, Republic of North Ossetia - Alania, 362040. E-mail: mirag.8184@ya.ru
Краткая аннотация: В статье проводится анализ развития системы уголовно-исполнительных учреждений российского государства за всю историю его существования. Во времена российских императоров управление местами исполнения наказаний переходило от одного ведомства в другое; создавались новые учреждения и ликвидировались старые. Однако и по сей день система пенитенциарных учреждений требует реформирования при существенных финансовых вложениях и грамотных управленческих решениях.
Abstract: The article analyzes the development of the system of penal institutions of the Russian state in the entire history of its existence. During the time of the Russian emperors, the management of places of execution of punishments was transferred from one departmen t to another; new institutions were created and old ones were liquidated. However, to this day, the penitentiary system requires reform with significant financial investments and competent management decisions.
Ключевые слова: закон, наказание, лишение свободы, тюрьма, исправительные учреждения, права заключенных, тюремная политика, исполнение наказания.
Keywords: law, punishment, imprisonment, prison, correctional institutions, prisoners' rights, prison policy, execution of punishment.
Для цитирования: Галуева В.О. Историко-правовой анализ развития системы управления исполнением наказаний в России // Аграрное и земельное право. 2023. № 7(223). С. 54-56. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_7_54.
For citation: Galueva V. O. Historical and legal analysis of the development of the penitentiary management system in Russia // Agrarian and Land Law. 2023. No. 7(223). pp. 54-56. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_7_54.
Статья поступила в редакцию: 27.06.2023
Учреждения уголовно-исполнительной системы составляют элемент правоохранительной системы Российского государства. Это совокупность взаимосвязанных органов, которые реализуют назначенное судом наказание, а также судебные решения о применении мер пресечения в виде содержания под стражей, конвоированию осужденных, подсудимых, обвиняемых и подозреваемых.
Центральным органом управления уголовно-исполнительной системой является Федеральная служба исполнения наказаний, функции которой говорят о значимости и необходимости этого органа исполнительной власти. Кроме того, ФСИН является органом, не только исполняющим наказания, но и соблюдающим права и свободы человека в местах лишения свободы, так как помещая его туда, государство в лице ФСИН берет на себя ответственность за соблюдение его прав.
В современном динамично развивающемся мире уголовно-исполнительная система должна соответствовать реалиям нового времени и существовать вне отрыва от реформ и научных разработок, которые позволят получить необходимый эффект в преобразовании мест лишения свободы и подходов к исполнению наказаний. Тем не менее существующая в России пенитенциарная система далека от современных реалий, происходящие в стране перемены и реформы пока еще не затрагивают этой системы, она не учитывает состояние экономики, интеграцию России в мировое сообщество, а также зачастую игнорирует международные стандарты обращения с заключенными.
Принятая в апреле 2021 года Правительством РФ Концепция развития уголовно-исполнительной системы России до 2030 года должна способствовать коренным изменениям облика УИС России, содержательному изменению статуса учреждений и их полномочий. [1]
Вместе с тем, стоит учитывать, что современная российская уголовно-исправительная система основывается на предшествующем опыте, а также на практике зарубежных стран и международных стандартов в области обращения с осужденными.
История становления и развития системы управления исполнением наказаний в России имеет продолжительную историю и начинается со времени возникновения самого Древнерусского государства и первых памятников древнерусского письменного права. Самым ранним этапом в оформлении порядка исполнения наказаний в Древнерусском государстве являлись нормы Русской Правды, которая состояла из трех источников - Краткой Правды, Пространной и Сокращенной редакции. Система наказаний и их исполнения соотносилась с существующими на тот период преступлениями и их тяжестью. Так, смертная казнь приводилась в исполнении родственниками убитого и являлась по сути кровной местью. Существовало также наказание в виде штрафа, который взымался в пользу князя.
Судебники 1497 года и 1550 года установили основную цель наказания как публично-позорящую. Многие наказания из Русской Правды были заменены на смертную казнь, была введена также торговая казнь - избиение кнутом в людном месте. Впервые в истории уголовно-исполнительной системы появились тюремные учреждения.
По Соборному Уложению 1649 года часто практиковались членовредительские наказания, смертная казнь, тюремное заключение. Появляется такой вид наказания как ссылка, а соответственно необходим был надзор за местами ссылок - острогами, крепостями, монастырями.
Наиболее значимым периодом в развитии системы исполнения уголовных наказаний является время правления Петра I. За это время
Публично-правовые (государственно-правовые) науки
было принято более сотни законодательных актов и разработана система уголовно-исполнительных отношений.
Однако за весь период существования системы исполнения наказаний на права заключенных внимание было обращено только к концу XVII века, когда был поднят вопрос их правовой защиты.
В период правления Екатерины II были созданы приказы общественного призрения, которые осуществляли организацию и управление исполнением лишения свободы в работных и смирительных домах. [2] Кроме того, при Екатерине II было создано пенитенциарное право, а также Проект об устройстве тюрем. Он способствовал развитию системы тюремных учреждений, смягчил условия содержания заключенных.
Впервые в проекте был обозначен также правовой статус администрации тюрем. Стало практиковаться раздельное содержание лиц женского и мужского полов, осужденных и тех, в отношении кого только велось следствие, и ограничивалось количество заключенных в одной камере - до 2-3 человек. Однако данный проект не сразу был принят на государственное управление, а только спустя сотню лет.
В начале XIX века в России произошли перемены в сторону развития системы исполнения уголовных наказаний в России. В 1802 году было образована министерство внутренних дел, в состав которого входила в том числе 4 экспедиция, отвечающая за управление тюрьмами.
В июле 1819 года во время правления императора Александра 1 в Петербурге под его покровительством было образовано Попечительское о тюрьмах общество, которое ставило своей целью исправлять преступников нравственно, улучшать их быт, лечить и т.д. Однако в тех условиях, в которых они содержались в тюрьмах (цепи, кандалы, сырые и темные камеры и т.д.) реализовать все это было практически невозможно.
Первым этапом в развитии исправительно-трудового законодательства в России стало принятие Устава о ссыльных 1822 года. Заключенные принуждались к труду, который должен был иметь на них воспитательное воздействие. [3]
В 30-х годах XIX века на международном уровне происходило укрепление тесного межгосударственного сотрудничества в вопросах реформирования и улучшения условий в пенитенциарных учреждениях. Россия принимала активное участие в различных международных мероприятиях. Итогом второго конгресса 1878 года в Стокгольме явилось создание Международной пенитенциарной комиссий. Войти в ее состав можно было при условии уплаты вноса, который для России составил 800 рублей в год. [4] Комиссия ежегодно должна была готовить данные о состоянии тюремных учреждений, условиях содержания заключенных и мерах по их улучшению и развитию.
Положением о земских учреждениях 1864 года произошло перенесение расходов на содержание тюрем с местного на государственный бюджет, что должно было улучшить их состояние. Однако все предшествующие меры уступают место такому событию, как принятие закона 1879 года «Об учреждении в составе Министерства внутренних дел Главного тюремного управления», в соответствии с которым в России был образован центральный орган управления местами заключения - Главного тюремного управления Министерства внутренних дел (ГТУ). В его структуре существовало подразделение - Тюремная инспекция, которое в своей деятельности руководствовалось Временными правилами для первоначального руководства тюремным инспекторам во время командировок с целью осмотра и ревизии учреждений, входящих в состав карательной системы. Такое подразделение не имело аналогов в зарубежных странах.
С этого периода в России появилась новая структура госаппарата, которая имела собственные организационно-управленческие функции в сфере управления тюремным делом. Условия для осуществления этой деятельности в России были довольно трудными, так как места тюремных заключений не отвечали международным требованиям, которые подписывала сами Россия. Кроме того, они были чрезмерно переполнены, что создавало проблемы не только организационного характера, но и нравственно-воспитательного.
Накануне февральского переворота 1917 года система исполнения уголовных наказаний в России развивалась в направлении усовершенствования, смягчения наказаний и общей гуманизации. Это стало возможным благодаря развитию пенитенциарной науки в начале ХХ века.
К 1917 году российская система исправительных учреждений включала в себя: места заключения, подведомственные Главному тюремному управлению и места заключения, находящиеся вне подчинения Главному Тюремному управлению.
Революция 1917 года, повлекшая за собой крушение империи и смену политического режима оголила потребность в реформировании пенитенциарной и карательной политике государства. Это было вызвано революционными событиями, которые привели к разгрому тюремных учреждений, самовольному освобождению отбывающих наказание и неоправданной амнистии.
Новая Советская власть пыталась избавиться от всего имперско-буржуазного, в том числе в науке, названиях учреждений и политике в целом. Так, в апреле 1917 года Главное тюремное управление было переименовано в ГУМЗ - Главное управление мест заключения. Обоснованность этого преобразования довольно сомнительна, и связана скорее всего с уничтожением ассоциаций с самодержавием и его системой.
Однако проводимая советской властью тюремная политика была далеко не такой бездумной, как ее первые преобразования. Реформирование тюремной системы началось в марте 1917 года в соответствии в Приказом №1 Главной задачей наказания являлось перевоспитание заключенного, которое было невозможно без гуманных способов его содержания.
В приказе также говорилось о достоинстве личности, его правах, которые должны были соблюдаться в местах лишения свободы. Так, персоналу тюрем запрещалось использовать телесные наказания, заточение в оковы, и других негуманных способов воздействия. При этом указывалось, что нарушение данных норм тюремной администрацией, повлечет за собой судебное разбирательство.
Реформированию подверглись и управленческие структуры системы исполнения наказаний. Что касалось самих тюремных учреждений, то аппарат управления ими возглавили комиссары, внешнюю охрану обеспечивали надзиратели, а внутренний порядок устанавливался самим заключенными. Однако на этом преобразования не закончились. В 1918 году Главное управление местами заключения было переименовано в Народный отдел Народного комиссариата юстиции. Были созданы также карательные отделы губернских комиссариатов юстиции, осуществляющие деятельность на местах.
Ко концу 30-х годов значительно увеличилось число пенитенциарных учреждений, что было связано с репрессивной политикой государства. Это повлекло за собой реорганизацию структуры НКВД и образованию в его составе Тюремного отдела, который в дальнейшем был преобразован в Главное тюремное управление Народного комиссариата внутренних дел.
На протяжении длительного времени МВД оставалось главным органом управления местами заключения. Однако в 1960 году Постановлением Совета Министров СССР МВД СССР было упразднено. Его функции были распределены между министерствами союзных республик. В России это стало соответственно МВД РСФСР, в составе которого осуществляло свою деятельность Главное управление местами заключения (ГУМЗ).
В 1966 году союзное министерство было восстановлено, а в 1970 году в его составе создано Главное управление исправительно-трудовыми учреждениями (ГУИТУ), параллельно с которым осуществляло свои функции Главное управление лесных исправительно-трудовых учреждений (ГУЛИТУ). Его обособленность определялась в первую очередь экономическими составляющими в исправительно-трудовой деятельности на лесозаготовках. [5]
В конце 80-х годов обе структуры объединяются в Главное управление по исправительным делам МВД СССР, но просуществовало оно недолго, так как организационно и в правовом плане такое объединение не было подготовлено.
После 1991 года в связи с переименованием российского государства из РСФСР в Российскую Федерацию все учреждения уголовно-исполнительной системы страны также переименуются в учреждения уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
Исправительно-трудовая система претерпевает дальнейшее реформирование в связи с внесением существенных изменений в Исправительно-трудовой Кодекс РСФСР, Уголовный Кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный Кодекс РСФСР.
В 1994 году после тщательной подготовки создается новая структура - Главное управление по исполнению уголовных наказаний Министерства внутренних дел Российской Федерации.
На современном этапе развития учреждений уголовно-исполнительной системы важное значение имеет закон 1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», который действует и по сегодняшний день с учетом внесенных изменений. Этот закон явился основанием для создания уголовно-исполнительной системы современного российского государства, в основу которой входят центральный орган и его территориальные подразделения. В их функции входят управление местами лишения свободы и осуществление смертной казни. Однако на сегодняшний день законодательно в России введена временная отмена привидения в исполнение смертной казни - мораторий.
В 1994 году учреждения уголовно-исполнительной системы были дополнены следственными изоляторами, которые были отнесены к ней Постановлением Правительства РФ.
Ориентируясь на международную практику и рекомендации Совета Европы в России началась поэтапная передача исправительно-трудовых учреждений из подчинения МВД в ведение Министерства юстиции Российской Федерации, правовой основой которой явился Указ Президента РФ от 8 октября 1997 года «О реформировании уголовно-исполнительной системы МВД Российской Федерации». [6]
В июле 1998 года на основании федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием Уголовно-исполнительной системы» Министерство юстиции РФ получает в свое ведение центральный и территориальные органы УИС, а также следственные изоляторы и исправительные учреждения.
Таким образом, уголовно-исполнительная система российского государства, уходя своими корнями далеко в глубь веков, и являясь по сути консервативной, всегда отвечала веяниям времени и подвергалась изменениям в соответствии с развитием социально-политических отношений.
Законодательство в сфере регулирования деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы также всегда старалось отвечать уровню социально-экономического и политического развития. Учитывая, что учреждения, исполняющие наказания, являются необходимым атрибутом любого государства, они всегда присутствуют в государственном механизме. А сам механизм государства неизменно подвержен изменениям в зависимости от политической и экономической обстановки и ряда других факторов.
Библиогра фия:
1. Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 №1138-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года» (в ред. от 27.05.2023) // Правовая система КонсультантПлюс https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_383610/f62ee45faefd8e2a11 d6d88941 ac66824f848bc2/
2. Степанов А.В. Исторический экскурс развития уголовно-исполнительной системы в России [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://scienceforum.ru/2017/article/2017030493
3. Назаров И.Г. Формирование и развитие тюремной системы в России в XV-XIX веках // Политика, государство и правою Электронный научно-практический журнал. - Режим доступа: https://politika.snauka.ru/2013/04/716
4. Трофимова Н. Н. Международные тюремные конгрессы как форма сотрудничества в сфере исполнения уголовных наказаний (историко-правовой аспект) / Н. Н. Трофимова, Д. И. Рубцов // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2017. - № 5(180). - С. 24-27. - EDN YNBMNV
5. Сальникова А.А. Советская политическая тюрьма 60-70-х годов ХХ века: концепция власти и повседневные реалии / А.А.Сальникова, Е.А.Герасимова // Ученые записки Казанского университета. Серия гуманитарные науки. - 2016. - Т.58. - Кн.3. - С.754-764
6. Указ Президента РФ от 8 октября 1997 года №1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы МВД Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Правовая система Гарант. - Режим доступа: https://base.garant.ru/9706809/f7ee959fd36b5699076b35abf4f52c5c/
References:
1. Decree of the Government of the Russian Federation dated 04/29/2021 No. 1138-r "On the Concept of the development of the penal enforcement system of the Russian Federation for the period up to 2030" (ed. from 27.05.2023) // Legal system ConsultantPlus https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_383610/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/
2. Stepanov A.V. Historical background of the development of the penal system in Russia [Electronic resource] // Access mode: https://scienceforum.ru/2017/article/2017030493
3. Nazarov I.G. Formation and development of the prison system in Russia in the XV-XIX centuries // Politics, state and law Electronic scientific and practical journal. -Access mode: https://politika.snauka.ru/2013/04/716
4. Trofimova N. N. International prison congresses as a form of cooperation in the field of execution of criminal penalties (historical and legal aspect) / N. N. Trofimova, D. I. Rubtsov // Vedomosti of the penal system. - 2017. - № 5(180). - Pp. 24-27. - EDN YNBMNV
5. Salnikova A.A. The Soviet political prison of the 60-70s of the twentieth century: the concept of power and everyday realities / A.A.Salnikova, E.A.Gerasimova // Scientific notes of Kazan University. Humanities series. - 2016. - Vol.58. - Book.3. - p.754-764
6. Decree of the President of the Russian Federation No. 1100 dated October 8, 1997 "On reforming the penal enforcement system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation" [Electronic resource] // Legal system Garant. - Access mode: https://base .garant.ru/9706809/f7ee959fd36b5699076b35abf4f52c5c/