Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН'

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
140
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / CONSTITUTIONALISM / НАРОДЫ ДАГЕСТАНА / PEOPLES OF DAGESTAN / ОСНОВНОЙ ЗАКОН / BASIC LAW / РАВНОПРАВИЕ НАЦИЙ / THE EQUAL RIGHTS OF NATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Джамалова Э.К.

Предметом данного исследования является анализ конституционного развития Республики Дагестан. В статье отмечается, что конституции отражают политико-правовую сущность эпохи. Конституции Дагестана были идеологическим индикатором дагестанского общества и явились конечным результатом политических, экономических, национальных, социально-демографических и иных интересов и волевых устремлений, которые формировались на протяжении всего этапа развития конституционного законодательства как СССР и РСФСР, так и Дагестана. Исследуется специфика конституционного развития Дагестана как наиболее многонационального региона России. Подчеркивается, что только государство способно объединить разрозненные представления, чувства, эмоции миллионов своих граждан и выразить их общую волю на рациональном уровне посредством правовой политики и практики ее реализации. После скрупулезного анализа всех шести конституций Дагестана подводятся итоги. Подчеркивается, что Конституция РД 2003 г. является первым персоноцентристским актом республики и закрепляет новые ценности и ориентиры политического и социально-экономического развития. Краеугольным камнем данной Конституции являются основные права и свободы человека. Конституция разрабатывалась с учетом современных идей конституционализма: свобода, равенство, гуманизм, права личности, разделение властей, демократическая форма правления. На основе Конституции Республики Дагестан 2003 г. проводятся политические и экономические реформы, создаются гражданское общество, правовое государство и рыночная экономика. В данной Конституции закреплен отказ от глобального огосударствления экономики и признается объективная необходимость частной собственности, основанной на экономической заинтересованности. Конституция провозгласила Республику Дагестан социальным и правовым государством, обозначив эти качества не только как цели, но и как уже достигнутый результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical and legal analysis of the constitutional development of the Republic of Dagestan

The subject of this study is to analyze the constitutional development of the Republic of Dagestan. The article notes that the Constitution reflects the political and legal essence of the epoch. Dagestan constitutions have been an ideological indicator of Dagestan society condensing political, economic, ethnic, socio-demographic and other interests and aspirations, which were formed during the whole phase of the development of constitutional law in both the USSR and RSFSR as well as Dagestan. The specific character of Dagestan constitutional development as one of the most multi-ethnic Dagestan regions of Russia has been analysed. The author stresses that only state is able to unite the disparate views, feelings, emotions of millions of its citizens and to express their common will through legal policy and its implementation. The article presents the findings of the analysis of all six of the constitutions of Dagestan. It is emphasized that the RD Constitution of 2003 was the first person-oriented act of the Republic providing new values and benchmarks of political and socio-economic development. The cornerstone of the Constitution are fundamental human rights and freedoms. The Constitution was drafted in the light of modern ideas of constitutionalism: freedom, equality, humanism, personality rights, separation of powers, and democratic form of Government. The Constitution of the Republic of Dagestan of 2003 became one of the main mechanisms for political and economic reforms, establishment of civil society, the rule of law and market economy. The Constitution rejected global nationalization of the economy and recognized objective necessity of private property based on economic interest. The Constitution proclaimed the Republic of Dagestan as a social and legal state, denoting these quality not only as a goal, but also as a result which had already been achieved.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН»

УДК 342.4:340.114.5 Э.К. Джамалова

Историко-правовой анализ конституционного развития Республики Дагестан

Дагестанский государственный университет, Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43 а; dgamalova@mail.ru

Предметом данного исследования является анализ конституционного развития Республики Дагестан. В статье отмечается, что конституции отражают политико-правовую сущность эпохи. Конституции Дагестана были идеологическим индикатором дагестанского общества и явились конечным результатом политических, экономических, национальных, социально-демографических и иных интересов и волевых устремлений, которые формировались на протяжении всего этапа развития конституционного законодательства как СССР и РСФСР, так и Дагестана.

Исследуется специфика конституционного развития Дагестана как наиболее многонационального региона России. Подчеркивается, что только государство способно объединить разрозненные представления, чувства, эмоции миллионов своих граждан и выразить их общую волю на рациональном уровне посредством правовой политики и практики ее реализации. После скрупулезного анализа всех шести конституций Дагестана подводятся итоги. Подчеркивается, что Конституция РД 2003 г. является первым персоноцентристским актом республики и закрепляет новые ценности и ориентиры политического и социально-экономического развития. Краеугольным камнем данной Конституции являются основные права и свободы человека. Конституция разрабатывалась с учетом современных идей конституционализма: свобода, равенство, гуманизм, права личности, разделение властей, демократическая форма правления. На основе Конституции Республики Дагестан 2003 г. проводятся политические и экономические реформы, создаются гражданское общество, правовое государство и рыночная экономика. В данной Конституции закреплен отказ от глобального огосударствления экономики и признается объективная необходимость частной собственности, основанной на экономической заинтересованности. Конституция провозгласила Республику Дагестан социальным и правовым государством, обозначив эти качества не только как цели, но и как уже достигнутый результат.

Ключевые слова: конституция, конституционализм, народы Дагестана, основной закон, равноправие наций.

Для России, вступившей в XXI в. в условиях международных и внутренних вызовов и даже угроз, законодательными приоритетами становятся национальные интересы, понимаемые как жизненные интересы народа России, отражающие стремление граждан к обеспечению стабильного и устойчивого развития общества и минимизации (ликвидации) этих угроз.

Для такой многонациональной и многоконфессиональной страны, как Россия, особое значение имеет выработка общих для всех россиян правовых ценностей, общей национальной идеи, способной повысить уровень правовой культуры населения. Единым может быть только государство, имеющее общую идею. На современном этапе развития демократического правового российского государства идея единства и является одним из приоритетов развития [1]. Ведь только государство способно объединить разрозненные представления, чувства, эмоции миллионов своих граждан и выразить их общую волю на рациональном уровне посредством правовой политики и практики ее реализации. При разработке единой национальной идеи, способствующей обеспечению единого правового пространства Российской Федерации, необходимо прежде всего

иметь в виду, что представители различных народностей России «сохраняют своеобразие языка, культуры, образа жизни и хозяйственной деятельности» [2].

Процесс развития дагестанского общества иллюстрирует, что, несмотря на провал идей коммунизма, они являлись важнейшим фактором, консолидировавшим граждан. Основными идеями, объединявшими многонациональный дагестанский народ, являлись идеи свободы, равенства и братства всех народов СССР, РСФСР и ДАССР. Главным юридическим источником формирования правового сознания и правовой культуры дагестанцев являлись советские конституции, ибо они оказывали огромное воздействие на развитие идеологии и ход идеологической борьбы.

Всего в Дагестане было принято шесть конституций: 1921 г., 1927 г. и 1937 г., 1978 г., 1994 г. и ныне действующая Конституция РД 2003 г. Каждая конституция отражает политико-правовую сущность своей эпохи. Конституции Дагестана были идеологическим индикатором дагестанского общества и явились конечным результатом политических, экономических, национальных, социально-демографических и иных интересов и волевых устремлений, которые формировались на протяжении всего этапа развития конституционного законодательства как СССР и РСФСР, так и Дагестана.

Основы конституционного законодательства Дагестана были заложены уже в первом документе Советского государства в «Обращении к рабочим, солдатам и крестьянам», принятом II Всероссийским съездом Советов в день его открытия. В этом документе провозглашалось, что Советская власть «...обеспечит всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение». Основные начала национальной политики Советского государства были законодательно закреплены в «Декларации прав народов России» (2 (15) ноября 1917).

Провозгласив принцип равноправия наций и право их на самоопределение, Советское правительство оказывало помощь народам России в осуществлении предоставленных им прав [3, с. 55]. Каждый народ получил реальные возможности для создания своего национально-государственного образования. В то же время ставилась задача интернационального сплочения для создания на основе добровольного объединения единого многонационального государства.

Первая Конституция Дагестана была принята в декабре 1921 года Учредительным съездом Советов, в котором участвовало 250 делегатов. Данная Конституция соответствовала Конституции РСФСР 1918 года, но отражала особенности, характерные для Дагестана на тот период.

Основная задача первой Конституции Дагестанской АССР, которая была принята Вседагестанским учредительным съездом Советов 5 декабря 1921 г., как указывалось в ст. 4, заключалась «в установлении диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства в виде сильной вседагестанской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворении социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти» [4, с. 43].

По Конституции 1921 года Дагестан определялся как автономная республика, входившая в состав РСФСР. Власть в Дагестане принадлежала рабочему населению в лице Советов, а верховная власть, в свою очередь, - Вседагестанскому съезду Советов ДАССР. Конституция закрепляла довольно широкий круг полномочий республики в лице ее высших органов государственной власти - Вседагестанского съезда Советов и Центрального Исполнительного Комитета республики. Исполнительная власть сосредотачивалась в Совете народных комиссаров ДАССР.

Следующая Конституция в ДАССР была принята в 1927 г. Необходимость принятия данной Конституции объяснялась образованием СССР и принятием первой Кон-

ституции СССР, что соответственно стало причиной принятия новой Конституции РСФСР 1925 года [5].

Для обсуждения и принятия новой Конституции ДАССР и решения других вопросов в конце марта - начале апреля 1927 г. прошел Вседагестанский съезд Советов. Конституция была утверждена Вседагестанским съездом Советов 5 апреля 1927 г. Она имела много общего с Конституцией 1921 г., но содержала и новые положения, которых не было в последней.

В соответствии с главой первой Конституции 1927 г. статус Дагестана определялся так: «Дагестанская Республика, будучи национальной Советской Республикой, государством рабочих и крестьян, входит на основе федерации в состав Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, а через посредство ее - в Союз Советских Социалистических Республик».

Правовой статус ДАССР по Конституции 1927 г. был значительно снижен. Конституция не закрепляла право республики осуществлять общее государственное законодательство, уголовное и гражданское законодательство, решать вопросы судоустройства и судопроизводства. Соответственно это означало, что республика лишалась права принимать законы по указанным вопросам: вопросы судоустройства и судопроизводства исключались из ведения республики.

Демократизм Конституции выражался в том, что закреплялась власть большинства населения - трудящихся. Согласно Конституции 1921 г., вся власть в пределах республики принадлежала рабочему населению Дагестана, объединенному в городских и сельских Советах (ст. 5). В Конституции 1927 г. говорилось о принадлежности всей власти Советам депутатов названных выше классов и красноармейцев.

Демократизм конституций состоял также в том, что в них закреплялись демократические права и свободы граждан, рабочих, крестьян и трудящихся: свобода печати; организаций и действий; право свободно устраивать собрания, митинги, шествия; равноправие граждан, принципы выборности представительных органов государственной власти, Советов, подотчетности и подконтрольности исполнительных органов представительным органам. Советы избирались путем всеобщего равного избирательного права. Выборы были многоступенчатыми (кроме низовых звеньев), голосование было открытым.

Правом избирать и быть избранным обладали граждане и другие лица, достигшие 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости, пола и других обстоятельств; крестьяне, землевладельцы, не пользующиеся наемным трудом, красноармейцы и матросы; потерявшие трудоспособность работники; иностранцы, проживающие на территории ДАССР для трудовых занятий, принадлежавшие или не принадлежавшие к рабочему классу или к не пользующемуся наемным трудом крестьянству.

Лишались избирательных прав лица, прибегавшие к наемному труду с целью извлечения прибыли; живущие на нетрудовые доходы; частные торговцы и некоторые другие категории людей. В отличие от Конституции РСФСР 1918 г., Конституция ДАССР 1921 г. не лишала избирательных прав монахов, духовных служителей церквей и религиозных культов. В Конституции ДАССР 1927 г. эти лица вновь лишались избирательных прав. Однако алимы (ученые-арабисты и муталимы, учащиеся мусульманских школ и получившие исламское образование в этих школах) не признавались духовными лицами и не лишались избирательных прав, если не выполняли обязанностей духовных лиц в качестве мулл и кадиев [5].

Основные задачи конституций 1921 и 1927 г. заключались в установлении, укреплении (гарантировании) диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства (полупро-

летариата), подавлении буржуазии, уничтожении эксплуатации человека и построении коммунизма, при котором не будет деления на классы и государственной власти. Задачу по установлению социалистического строя надо понимать как обеспечение перехода от капитализма и докапиталистических отношений к первой фазе коммунизма, к социализму, при котором существует классовое деление и государственная власть.

Изменения и дополнения в конституции ДАССР 1921 и 1927 г. вносились Вседа-гестанским съездом Советов и Центральным исполнительным комитетом республики, а в Конституцию 1937 г. - Верховным Советом республики по решению, принятому большинством (не менее двух третей от общего числа депутатов Верховного Совета). Изменения, внесенные в конституции ДАССР 1927 и 1937 г., подлежали утверждению высшим органом государственной власти РСФСР (в Конституцию 1927 г. - Всероссийским съездом Советов и ВЦИКом, в Конституцию 1937 г. - Верховным Советом РСФСР). Конституции республики подлежали утверждению высшими органами государственной власти РСФСР. Конституция ДАССР 1921 г. принималась высшим органом государственной власти республики без последующего утверждения высшим органом государственной власти РСФСР.

По Конституции 1927 года ДАССР не имела прежнего права заключать займы, экономические торговые договоры, финансовые соглашения, международные договоры, т. е. для Дагестана эта конституция означала ограничения во всех сферах деятельности.

В конституциях признавалось федеративное устройство России. В Конституции ДАССР 1921 г. закреплялось вхождение Дагестана в качестве автономной республики в состав РСФСР. В Конституции 1927 г. говорилось, что Дагестанская Республика, будучи национальной Советской Социалистической Республикой, входит на основе федерации в состав РСФСР, а через ее посредство - в состав Союза ССР.

Закреплялось равноправие граждан независимо от расовой и национальной принадлежности (ст. 16 Конституции 1921 г.), равноправие языков всех национальностей, населяющих Дагестан, право пользования гражданами республики родным языком (ст. 6 Конституции 1927 г.).

Конституции закрепляли автономные права республики. Конституция 1927 г. содержала специальную главу «О взаимоотношениях Дагестанской Советской Социалистической Республики с Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Союзом Советских Социалистических Республик в области законодательства и управления». Согласно Конституции, автономные права Дагестанской Республики ограничивались в пределах, указанных в конституциях СССР и РСФСР, и по предметам, отнесенным к компетенции СССР и РСФСР.

Полномочия, предметы ведения между Союзом ССР, РСФСР, с одной стороны, и Дагестанской АССР, с другой, разграничивались, исходя из федеративной природы СССР и РСФСР, а также в силу вхождения государства - субъекта федерации в состав Союза ССР посредством РСФСР.

Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР 5 декабря 1936 г. принял новую Конституцию СССР, в соответствии с ней были приняты конституции всех союзных и автономных республик: Конституция РСФСР - Чрезвычайным XVIII Всероссийским съездом Советов 21 января 1937 г., Конституция Дагестанской АССР - Чрезвычайным XI Вседагестанским съездом Советов 12 июня 1937 г.

Новая Конституция по своему характеру и содержанию была социалистической и демократической, так как закрепляла принадлежность власти трудящимся в лице Советов депутатов трудящихся.

Конституция 1937 года значительно снизила правовой статус Дагестана по сравнению с предыдущими конституциями: ДАССР входила в состав РСФСР на правах автономной республики. Вне пределов ст. 14 Конституции СССР и ст. 19 Конституции РСФСР, закреплявших предметы ведения, полномочия СССР и РСФСР, Дагестанская АССР осуществляла государственную власть на автономных началах. Эти «автономные начала» не были четко определены. Неизвестно, осуществляла ли ДАССР государственную власть в пределах своей компетенции самостоятельно или нет [5]. В соответствии с Конституцией 1937 г. (ст. 38), высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти ДАССР являлся образуемый Верховным Советом ДАССР Совет народных комиссаров ДАССР, ответственный перед Верховным Советом и президиумом Верховного Совета ДАССР и подотчетный этим органам. Отдельными отраслями государственного управления ДАССР руководили наркоматы, подчиняясь как Совету народных комиссаров, так и соответствующим министерствам РСФСР.

Конституцию ДАССР 1937 года можно назвать реальной, т. к. впервые в Конституции ДАССР закреплялись права на труд, на отдых, на материальное обеспечение, на образование, неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища, тайна переписки; обязанность граждан беречь и укреплять социалистическую собственность, соблюдать Конституцию; гарантировались свобода проведения собраний и митингов, свобода уличных шествий и демонстраций; право объединения в общественные организации и др.

Специфика закрепленных в Конституции прав и свобод граждан заключалась в том, что они были гарантированы материально, и эти гарантии содержались в Конституции, что обеспечивало наряду с другими гарантиями реальность прав и свобод граждан.

Свобода совести по Конституции 1937 г. гарантировалась полным запретом религиозной пропаганды.

В соответствии с главой IX Конституции 1937 г. избирательная система стала более демократичной: выборы стали всеобщими, равными, прямыми, при тайном голосовании. Избирать и быть избранными не имели права умалишенные, а также лишенные судом избирательного права.

Конституция ДАССР 1937 г. закрепила основные, соответствовавшие Конституциям СССР 1936 г. и РСФСР 1937 г. положения, связанные с решением вопросов национально-государственного и административно-территориального строительства в республике.

Отметим, что Конституция ДАССР 1937 года, дублировавшая положения Конституции СССР 1936 года, была самой демократичной и реальной конституцией Дагестана советского периода.

30 мая 1978 г. была принята четвертая Конституция ДАССР, закреплявшая основы общественного строя и политики ДАССР: основные черты социализма, гражданство, основные права, свободы и обязанности граждан, национально-государственное и административно-территориальное устройство ДАССР, систему, принципы организации и деятельности, полномочия государственных органов.

Изменения в политико-правовой системе страны, распад СССР, переход к рыночной экономике, полная смена формы государства вызвали необходимость в новой Конституции Российской Федерации. После принятия путем всенародного голосования Конституции РФ 1993 года назрела необходимость принятия основного закона и в Республике Дагестан.

26 июля 1994 г. Конституционным Собранием ДАССР была принята пятая по счету Конституция Дагестана, отличавшаяся от предшествующих социалистических Конституций ДАССР. Основные ее положения соответствовали Конституции РФ 1993 г.

Перечень прав и свобод в Конституции Республики Дагестан 1994 года был установлен в последовательности, присущей Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1949 г. Сначала указывались личные, затем политические, а за ними социально-экономические права.

Однако, хотя Конституция РД 1994 г. и воспроизводила основные положения действующей Конституции РФ, касавшиеся основ конституционного строя и правового статуса личности, она в то же время содержала ряд положений, резко отличавшихся от норм Конституции РФ 1993 года. Впервые проект Конституции Республики Дагестан составлялся не путем пересказа российской конституции. Разработчики проекта руководствовались своим правосознанием, идеями национального суверенитета, равноправия народов, демократии, законности, стремясь повысить правовой статус РД, способствовать созданию благоприятных условий для обеспечения достойной жизни, свободного, всестороннего развития народов Дагестана. Разумеется, разработчики проекта, Конституционная комиссия, готовя и обсуждая проект, учитывали основные положения действующей Конституции РФ [4, с. 43].

Конституция Республики Дагестан 1994 г. впервые закрепила право народов на самоопределение, суверенитет РД, его правовые основы. Она гарантировала права коренных народов, национальных меньшинств, закрепляла более широкий круг прав и свобод личности, чем конституции ДАССР 1937 и 1978 годов. При разработке Конституции 1994 года были учтены такие особенности республики, как многонациональность и историческое единство. Это была первая Конституция Дагестана, закрепившая принцип разграничения между различными ветвями власти. Но разработчики Конституции 1994 года не учли, что в Российской Федерации существует единое правовое пространство и конституционные акты субъектов не должны противоречить федеральному конституционному законодательству [7].

Действующая ныне Конституция Дагестана была принята в 2003 году и явилась результатом конституционно-правовой реформы.

Конституция Республики Дагестан 2003 г. года является первым персоноцентри-стским актом республики и закрепляет новые ценности и ориентиры политического и социально-экономического развития. Краеугольным камнем данной Конституции являются основные права и свободы человека. Данная Конституция разрабатывалась с учетом современных идей конституционализма: свобода, равенство, гуманизм, права личности, разделение властей, демократическая форма правления. На основе Конституции Республики Дагестан 2003 г. проводятся политические и экономические реформы, создаются гражданское общество, правовое государство и рыночная экономика. В данной Конституции закреплен отказ от глобального огосударствления экономики и признается объективная необходимость частной собственности, основанной на экономической заинтересованности. Конституция провозгласила Республику Дагестан как социальное и правовое государство, обозначив эти качества не только как цели, но и как уже достигнутый результат.

Конституция, провозгласившая высшей ценностью человека, его права и свободы, является для граждан индикатором справедливости. Именно с ней гражданин сверяет реальное действие законов, защищающих разные формы собственности, направленных на борьбу с коррупцией и организованной преступностью и т. д. Конституция только тогда называется основным законом, высшим и непосредственным по юридической си-

ле правовым актом, когда ее принципы и нормы воплощаются в действиях всех субъектов права, и прежде всего в деятельности государственных органов и должностных лиц [6]. Реализация конституционных норм требует серьезной организационной работы органов государственной власти и местного самоуправления. Конституция только тогда считается реальным актом, когда пользуется авторитетом и уважением у народа. Конституция является показателем уровня правосознания и правовой культуры общества. Одновременно Конституция способствует дальнейшему развитию правосознания, правовой культуры и нравственности. Основное значение Конституции состоит в создании системы государственно-правовых институтов, в конституировании определенной системы управления государством, формировании основ правового порядка. Известно, что назначение права - регулирование общественных отношений, отражающих интересы большинства населения [11]. В регулировании этих отношений конституция играет важную роль [12].

Таким образом, Конституция Республики Дагестан 2003 года представляет собой основной закон, закрепляющий равноправие наций, народностей, народов, гарантирующий их неотъемлемые права. Конституция Республики Дагестан 2003 года играет огромную роль в решении национального вопроса, в установлении мирных, братских, дружественных отношений между различными национальностями, в предупреждении межнациональных конфликтов, негативных явлений в области межнациональных отношений.

Литература

1. Анненкова В.Г. Единая национальная идея - основа и смысл единства Российского государства // Государственная власть и местное самоуправление. - 2005. - № 9. -С. 14-15.

2. Хабриева Т.Я. Доктринальное значение российской Конституции // Журнал российского права. - 2009. - № 2. - С. 34-38.

3. Джамалова Э.К. Конституция как важнейший фактор формирования правовой культуры народов Дагестана // Юридический вестник ДГУ. - 2013. - № 4. - С. 54-58.

4. Джамалова Э.К., Кадилаев М.А. Эволюция конституционализма в Дагестане // История государства и права. - 2010. - № 23. - С. 33-38.

5. Халилов A.M., Магомедов Ш.Б. Государственное (конституционное) право РД. -Махачкала, 1998.

6. Муртузалиев А.М. Повышение правовой культуры как актуальная задача современности // Вестник ДГУ. - 2013. - Вып. 2. - С. 5-10.

7. Габиева С.М., Исаев З.М., Фезлиев А.Г. Сравнительный анализ Конституций Республики Дагестан 1994 и 2003 годов // Юридический вестник ДГУ. - 2013. - № 4. -С. 26-28.

8. Постников А.Е. Тенденции развития институтов конституционного права // Журнал российского права. - 2011. - № 10. - С. 107-118.

9. Чиркин В.Е. Конституционные обязанности: человек, гражданин, государство и общество // Гражданин и право. - 2011. - № 1. - С. 7-14.

10. Богатырева И.Н. Об актуальных тенденциях в процессе «централизации» Российского государства // Гражданин и право. - 2012. - № 10. - С. 75-81.

11. Азизова В.Т. Социокультурный аспект исследования Северного Кавказа как правового пространства // Юридический вестник ДГУ. - 2013. - № 2. - С. 11-13.

12. Легостаева В.В. Правовая социализация личности и позитивная юридическая ответственность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 14: Право. -2012. - Вып. 2. - С. 9-12.

Поступила в редакцию 29 января 2015 г.

UDC 342.4:340.114.5

Historical and legal analysis of the constitutional development of the Republic

of Dagestan

E.K. Dgamalova

Dagestan State University, Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43 a; dgamalo-va@mail.ru

The subject of this study is to analyze the constitutional development of the Republic of Dagestan. The article notes that the Constitution reflects the political and legal essence of the epoch. Dagestan constitutions have been an ideological indicator of Dagestan society condensing political, economic, ethnic, socio-demographic and other interests and aspirations, which were formed during the whole phase of the development of constitutional law in both the USSR and RSFSR as well as Dagestan.

The specific character of Dagestan constitutional development as one of the most multi-ethnic Dagestan regions of Russia has been analysed. The author stresses that only state is able to unite the disparate views, feelings, emotions of millions of its citizens and to express their common will through legal policy and its implementation.

The article presents the findings of the analysis of all six of the constitutions of Dagestan. It is emphasized that the RD Constitution of 2003 was the first person-oriented act of the Republic providing new values and benchmarks of political and socio-economic development. The cornerstone of the Constitution are fundamental human rights and freedoms. The Constitution was drafted in the light of modern ideas of constitutionalism: freedom, equality, humanism, personality rights, separation of powers, and democratic form of Government. The Constitution of the Republic of Dagestan of 2003 became one of the main mechanisms for political and economic reforms, establishment of civil society, the rule of law and market economy. The Constitution rejected global nationalization of the economy and recognized objective necessity of private property based on economic interest. The Constitution proclaimed the Republic of Dagestan as a social and legal state, denoting these quality not only as a goal, but also as a result which had already been achieved.

Keywords: Constitution, constitutionalism, the peoples of Dagestan, the basic law, the equal rights of Nations.

Received 29 January, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.