Научная статья на тему 'Историко-правовой анализ борьбы с разбойными нападениями в Украине в 20-х - начале 30-х годов ХХ столетия'

Историко-правовой анализ борьбы с разбойными нападениями в Украине в 20-х - начале 30-х годов ХХ столетия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
248
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗБОЙНОЕ НАПАДЕНИЕ / БАНДИТИЗМ / УГОЛОВНЫЙ РОЗЫСК / БОРЬБА С РАЗБОЙНЫМИ НАПАДЕНИЯМИ / МЕТОДЫ БОРЬБЫ С РАЗБОЙНЫМИ НАПАДЕНИЯМИ / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС / ROBBERY / BANDITRY / CRIME DETECTION / ANTI-ROBBERY / METHODS OF DEALING WITH ROBBERIES / THE CRIMINAL CODE / THE CRIMINAL PROCEDURE CODE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Телийчук В. Г.

В статье рассматриваются вопросы борьбы с разбойными нападениями в исторической ретроспективе. Осуществлен исторический анализ борьбы правоохранительных органов с этим преступным проявлением в 1920-х – начале 30-х годов. Упомянуты, проанализированы первые уголовно-правовые и подведомственные нормативные акты, которые были направлены на обеспечение защиты от этого уголовного проявления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND LEGAL ANALYSIS OF THE STRUGGLE HIGHWAY ROBBERY IN UKRAINE IN THE 20-30 ‘S OF XX CENTURY

The issues of combating robberies historically. Performed a historical analysis of law enforcement agencies fight this criminal manifestation in the 1920’s early 30’s. Mentioned, analyzed the first criminal and subordinate regulations, which were aimed at ensuring the protection of the criminal manifestations.

Текст научной работы на тему «Историко-правовой анализ борьбы с разбойными нападениями в Украине в 20-х - начале 30-х годов ХХ столетия»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

историко-правовом анализ борьбы с

разбойными НАПАДЕНИЯМИ В УКРАИНЕ В 20-х - НАЧАЛЕ 30-х ГОДОВ XX СТОЛЕТИЯ

HISTORICAL AND LEGAL ANALYSIS OF THE STRUGGLE HIGHWAY ROBBERY IN UKRAINE IN THE 20-30 S OF XX

CENTURY

УДК 343.7(477)

В.Г. ТЕЛИЙЧУК,

кандидат юридических наук, доцент, докторант (Национальная академия внутренних дел, Украина, Киев)

V.G. TELIYCHUK,

candidat of legal sciences, the chair of Operative-Detective

Activity

(The National Academy of Internal Affaires Ukraine, Kiev)

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы борьбы с разбойными нападениями в исторической ретроспективе. Осуществлен исторический анализ борьбы правоохранительных органов с этим преступным проявлением в 1920-х - начале 30-х годов. Упомянуты, проанализированы первые уголовно-правовые и подведомственные нормативные акты, которые были направлены на обеспечение защиты от этого уголовного проявления.

Ключевые слова: разбойное нападение, бандитизм, уголовный розыск, борьба с разбойными нападениями, методы борьбы с разбойными нападениями, уголовный кодекс, уголовно-процессуальный кодекс.

Abstract: the issues of combating robberies historically. Performed a historical analysis of law enforcement agencies fight this criminal manifestation in the 1920’s - early 30’s. Mentioned, analyzed the first criminal and subordinate regulations, which were aimed at ensuring the protection of the criminal manifestations.

Key words: robbery, banditry, crime detection, anti-robbery, methods of dealing with robberies, the Criminal Code, the Criminal Procedure Code.

Разбойное нападение в истории уголовного законодательства рассматривается как одно из самых опасных имущественных преступлений.

Проблемам уголовно-правовой борьбы с преступными посягательствами на собственность в Украине в историческом аспекте были посвящены работы таких выдающихся ученых, как: Б.Н. Бабий, Я.М. Брай-нин, П.С. Матишевский, П.П. Михайленко, С.И. Тихенко, И.Б Усенко и др. В отрасли

оперативно-розыской деятельности вопросы борьбы с бандитизмом и разбойными нападениями исследовались в работах А.И. Гурова, В.А. Кузнецова, А.М. Бандурки, А.А. Герцензона, Н.Ф. Кузнецовой, С.С. Остроумова, А.С. Шляпошникова, В.А. Лукашо-ва, Д.И. Никифорчука, В.О. Силюкова и др.

Первые органы советской милиции в Украине, в том числе подразделения уголовного розыска, создавались по мере освобождения территорий из под власти Центральной

Рады, Гетьманата и Дирректории.

История формирования подразделений уголовного розыска, который осуществлял борьбу с преступностью, становления и развития службы в целом является составляющей истории независимого Украинского государства.

После свержения царизма и первого распада Российской Империи на ее окраинах, в том числе и в Украине, начался процес активного становления государства и создания основных институтов государственности, одним из которых является служба охраны правопорядка и борьбы с преступностью. Центральная Рада Украинской Народной Республики ввела в действие Постановление Временного правительства России от 17 апреля 1917 г. об изменении названия «внешняя полиця» на «народная милиция», при этом личный состав народной милиции остался в основном тот же. Исполнение обязанностей, связанных с поддержанием революционного порядка и борьбы с уголовной преступностью, в частности бандитизмом и разбойными нападениями, в Украине возлагалось на военно-революционные комитеты, Красную гвардию, рабочую милицию, комитеты по делам борьбы с «пьяными» погромами и др. [1, с.5].

Украина вошла в новый этап своего развития, который охватывал существование на ее территории власти Временного правительства (февраль - октябрь 1917 г.), Центральной Рады (март 1917 - апрель 1918 г.), Гетьманата (апрель - декабрь 1918 г.), Директории УНР (декабрь 1918 г. - ноябрь 1920 г.) и советской власти (с декабря 1917 г.).

Этот период характеризируется сложной криминогенной обстановкой на территории Украины, причиной которой стало уничтожение карательно-принудительного аппарата Российской империи [2, с.5].

Декретом Совета Народных Комиссаров Украины от 9 февраля 1919 г. была создана рабоче-крестьянская милиция, основным заданием которой была «охрана революционного порядка и личной безопасности граждан», а также борьба «с уголовными преступными элементами, которые являются наследием капиталистического строя» [1, с.58].

16 апреля 1919 года Совет народных Комиссаров Украины принял декрет «Об организации уголовного розыска», а 11 мая

1919 года Народный Комиссариат Юстиции на исполнение указанного декрета утвердил Положение об органах уголовного розыска и судебно-уголовной милиции, которым

определялись задания, структура, штаты, компетенция уголовного розыска и судебноуголовной милиции, порядок их организации на территории республики [2, с.41-42].

Деятельность уголовного розыска по предотвращению разбойных нападений, как и преступности в целом, а также раскрытия, в некоторой степени дублировалась аналогичной работой других служб милиции, что приводило к межведомственному разногласию и впоследствии - грубым просчетам. Создание в системе Наркомата внутренних дел Главного управления милиции, которое возглавило борьбу с преступностью, в том числе и по линии уголовного розыска, не имело положительного влияния на состояние дел.

Исходя из требований времени и потребностей практики, 3 апреля 1920 г. Совнарком УССР принял Положение о создании в системе милиции отделов (отделений) уголовного розыска во главе с Центррозыском республики. На конец 1920 г. в Украине было создано около ста подразделений уголовного розыска численностью до шести тысяч сотрудников.

В этот период самыми распространенными методами борьбы с разбойными нападениями были облавы, окружение, засады и др. Вместе с тем, в розыскных целях использовались тайные сотрудники.

На агентов уголовного розыска возлагались обязанности «вести постоянный контроль за преступным элементом и предупреждать совершение разбойных нападений, а также производить розыск как лиц, подозреваемых в совершении разбойных нападений, так и предметов и следов, которые могут способствовать раскрытию преступлений». Агенты уголовного розыска должны были проживать в своем районе и знать, по возможности, весь его преступный мир. При этом они имели право пользоваться услугами филеров, т.е. лиц, которые не состояли на службе, но давали «указания для раскрытия преступления, розыска похищенного и задержания преступников за определенную плату», на что заведующему секцией уголовного розыска отпускались тайные суммы».

Это Положение было первым нормативным актом советского времени, который юридически закрепил право уголовного розыска иметь тайную агентуру [3, с.75].

С целью усиления борьбы с преступностью, а особенно бандитизма и разбойных нападений, уголовный розыск в феврале

1920 года был передан в ведомство НКВД и объединен со внешней (общей) милицией.

В истории уголовного законодательства разбойное нападение рассматривается как одно из самых опасных корыстно-насильственных преступлений.

До момента принятия в 1922 году уголовного кодекса УССР на территории Украины действовал кодекс РСФСР, в котором определение и признаки разбойного нападения приводились в статье 184.

К распространенным и опасным имущественным преступлениям первых лет становления Советской республики относились бандитизм, разбойные нападения и грабежи. При анализе уровня бандитизма следует иметь в виду, что в уголовном законодательстве, а также юридической литературе тех лет групповой разбой рассматривался как бандитизм (ч. 2 ст. 184 УК РСФСР 1922 г.). Если учесть, что разбойные нападения практически во всех случаях совершались группой лиц, то нетрудно понять, почему статистический показатель бандитизма был так велик. Тем не менее бандитизм в нашем сегодняшнем его понимании был тогда явлением распространенным [4, с.93-94].

В августе 1923 года Главмилиция и Центррозыск республики были объединены в Главное управление милиции и уголовного розыска в составе НКВД.

Основным заданием милиции Украины в 1926 г., как и раньше, была борьба с уголовной преступностью, в частности с бандитизмом и разбойными нападениями, охрана общественной безопасности (порядка), укрепление дисциплины среди личного состава милиции и розыск преступников [5, с.19].

Первая редакция статьи уголовного кодекса УССР, которая предусматривала уголовную ответственность за совершение разбойного нападения, имела такой вид:

«...Разбой, т.е. открытое, с целью похищения имущества нападение отдельного лица на кого-либо, соединенное с физическим или психическим насилием, грозящим смертью или увечьем, карается -

лишением свободы на срок не ниже трех лет со строгой изоляцией, а при рецидиве

- высшей мерой наказания.

То же преступление, совершенное группой лиц (бандитизм), карается наказаниями, предусмотренными ст.76 Уголовного Кодекса.» [6, с.29].

УК предусматривал уголовную ответственность при наличии вины лица. Причем

вина определялась Кодексом в двух формах

- умысел и неосторожность.

Таким образом, первый УК Украины, введенный в действие 23 августа 1922 г., не стал в полной мере результатом самостоятельного правотворчества украинского законодателя, а дублировал нормы российского законодательства, которое возвращало на путь имперской политики.

13 сентября 1922 г. ВУЦИК принял постановление «О введение в действие Уголовно-процессуального кодекса УССР» (далее - УПК), который определял порядок ведения следствия и его общие условия, а именно: возбуждение уголовного дела, дознание, предъявление обвинения и допрос обвиняемого, меры пресечения уклонения от следствия и суда, допрос свидетелей и экспертов, обыска и изъятия, осмотра и освидетельствования, определения психического состояния обвиняемого, завершения предварительного следствия, опровержения действий следователя, др. [7, с.258].

Характерной чертой этого периода было прежде всего завершение начатой еще в 1922 г. реформы административно-территориального устройства УССР, главной целью которой был поиск наиболее эффективной системы контроля за местным управлением.

Переход к новой экономической политике определил изменения, которые произошли в отраслях права Украины.

После образования СССР на территории Украины начали действовать общесоюзные законодательные акты. Органы власти и управления Союза ССР должны были принимать нормативные акты в рамках, предусмотренных ст. 1 Конституции СССР 1924 г. [8, с.223].

В редакции Уголовного кодекса УССР с изменениями и дополнениями на 1 января 1924 года разбой также закреплялся в статье 184, которая имела несколько иной вид: «.Разбой, т.е. открытое, с целью похищения имущества нападение отдельного лица на кого-либо, соединенное с физическим или психическим насилием, грозящим смертью или увечьем, карается - лишением свободы на срок не ниже 3-х лет со строгой изоляцией, а при признании судом лица, совершившего преступление, особо социально опасным - высшей мерой наказания.

То же преступление, совершенное группой лиц (бандитизм), карается наказаниями, предусмотренными ст.76 Угол. Кодекса.» [9, с.58].

Как видим, данные изменения санкции

статьи были обусловлены существенными изменениями в судебной системе республики. Принятие в 1924 г. общесоюзного закона - Основ судоустройства Союза ССР и союзных республик - вызвало необходимость пересмотра Положения о судоустройстве УССР 1922 г., которое на то время уже устарело.

О деятельности милиции того периода относительно борьбы с бандитизмом и разбойными нападениями свидетельствуют такие данные: изъято оружия у населения в 1923-1924 гг. - 11 328 шт., в 1924-1925 гг.

- 14 467 шт.

В этом контексте следует вспомнить организацию бригады бедных крестьян милиции УССР и ее участие в борьбе с разбойными нападениями и бандитизмом. Лозунг «Бедняк, на коня» был првозглашен Советской властью на Украине в 1921 г., после чего были сформированы отдельные эскадроны по поветам, которые позже, летом 1921 г., были объединены в два конных полка, а затем 23 марта 1922 г., согласно постановлению 2-го Всеукраинского съезда бедных крестьян, были сведены в бригаду.

Бригада в 1921 и 1922 гг. очистила от бандитов Харьковскую область, ликвидировав остатки савоновщины, банд Каменюка и прочие криминальные элементы.

Все это свидетельствует об огромной работе, которую выполнила милиция как один из боевых органов защиты Советской власти в период гражданской войны [10].

В годы новой экономической политики существенные изменения произошли в деятельности практически всех без исключения правоохранительных органов. Поскольку в одной статье невозможно охарактеризовать их все, мы рассмотрим лишь самые принципиальные реформы, среди которых наибольшее значение имела ликвидация ЧК и создание вместо нее органов ГПУ.

По примеру Российской Федерации Все-украинский ЦИК своим Постановлением от 22 марта 1922 г. отменил ВУЧК и его местные органы. Для подавления и предупреждения открытых контрреволюционных выступлений, борьбы со шпионажем, охраны дорог и границ республики, а также исполнения специальных поручений Президиума ВУЦИК и СНК УССР по охране революционного порядка при НКВД УССР было создано Государственное политическое управление, а на местах - политические отделы при губернских исполнительных комитетах. Как и в советской России, на Украине ГПУ воз-

главил сам нарком внутренних дел или его заместитель. Первым главой управления Всеукраинский ЦИК был назначен В.М. Ман-цев, который перед этим занимал пост главы ВУЧК. В тот же день, 22 марта 1922 года, он стал и наркомом внутренних дел республики [11, с.23].

В связи с принятием уголовно-процессуальных кодексов в ССФРР (25 мая 1922 г.) и УССР (13 сентября 1922 г.) были уточнены процессуальные полномочия органов ГПУ. Если при создании этих органов лишь значилось, что к их компетенции относились дела о контрреволюционных и некоторых других преступлениях, то теперь было четко определено, что ГПУ - это органы дознания по этим делам, то есть кроме обысков и арестов, как предусматривалось раньше, управление имело право допрашивать подозреваемых, свидетелей, собирать доказательства и т.д. Эти материалы потом передавались следователям, которые работали при судебных органах, которые должны были продолжать предварительное следствие (чего практически никогда не было), или, если признавали дознание достаточно полным, ограничиться тремя необходимыми процессуальными действиями (предъявить обвинение, допросить обвиняемого, составить обвинительное заключение) и передать дело в судебные органы [13, с.25].

Кроме органов ГПУ раскрытием преступлений, в том числе и разбойных нападений, занимались «.также органы уголовного розыска и милиции.» [14, с.52].

Находясь в одном ведомстве с органами государственной безопасности и подчиняясь им, милиция, кроме выполнения своей главной функции борьбы с разбойными нападениями, бандитизмом и другими тяжкими преступлениями, исполняла также и отдельные поручения управления госбезопасности: приводы задержанных и конвоирование арестованных, поиск тех, которые подлежат аресту.

Уголовно-розыскная часть аппарата милиции Украины, несмотря на целый ряд неблагоприятных условий работы розыска на местах, а именно: отсутствие достаточно подготовленных кадров, специалистов уголовно-розыскного дела, нехватка средств на приобретение специального технического оборудования и содержания информационной сети, и т.д. - в целом выполняла это тяжелое и ответственное задание.

Благодаря проведенному в первой половине 1926 года отбору, качественный состав

сотрудников значительно улучшился, но текучесть кадров из-за низкой оплаты труда была еще достаточно высокой.

Необходимо отметить, что в этом же году были достигнуты значительные результаты в организации учета притонов, «малин» и подозрительных лиц, улучшении оперативного делопроизводства благодаря переводу его на карточную систему, которая была введена в 24 округах. В Украине насчитывалось 40 регистрационно-дактилоскопических бюро (по количеству округов), к тому же в 4 крупных городах Украины - Харькове, Киеве, Одессе, Днепропетровске - регистрационный аппарат передан городскому управлению милиции и розыска. Как правило, регистрационное бюро обслуживало всю территорию округа, проводя регистрацию уголовного элемента и письменного розыска. Это, без сомнений, способствовало повышению качества предупреждения и раскрытия разбойных нападений.

Уголовный кодекс УССР 1927 года существенно отличался от УК УССР 1922 года с точки зрения как законодательной техники, так и юридического содержания, и был шагом вперед в развитии украинского уголовного законодательства. Украинский законодатель декриминализировал ряд действий, относительно некоторых преступлений понизил верхнюю границу степени уголовной ответственности, но в целом кодекс имел тенденцию усиления уголовной репрессии, в том числе за преступления, объектом посягательства которых была чужая собственность, а именно разбойных нападений. Так, ст. 174 этого кодекса определяла: «.Разбой, то есть явное, с целью завладения чужим имуществом, нападение отдельного лица, сопряженное с насилием, которое грозит смертью или увечьем или с угрозой совершить подобное насилие.». Однако в этом кодексе, как и в Уголовном кодексе 1922 года, отсутствует отдельная глава, регламентирующая преступления против государственной или кооперативной (социалистической) собственности и преступления против частной или личной собственности. Кроме этого, законодатель выделяет бандитизм в отдельную норму.

Составы преступлений, указанные во второй и третьей частях этой статьи, отсутствовали в старом кодексе. Включение их в новый уголовный кодекс было обусловлено необходимостью усиления правовой охраны имущественных интересов советских граждан, а также созданием условий для

беспрепятственного действия основного экономического закона социализма - обеспечении максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем постоянного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники. Этим объясняется и целый ряд изменений и дополнений статей главы об имущественных преступлениях старого кодекса.

Уровень борьбы с уголовной преступностью, в том числе с разбойными нападениями, того периода характеризуют данные: за отчетный год в органах милиции было проведено 52 697 дел дознания. По основным категориям преступлений дела распределились в процентном отношении так: имущественные преступления - разбой и ограбления

- 1,08 %, кражи всех видов - 29,8 %, другие имущественные преступления - 8,3 %.

Трудоспособность органов милиции по борьбе с разбойными нападениями, как и вообще с уголовными преступлениями, за отчетный период повысилась и общий процент раскрытия преступлений по УССР составлял 73,3 %, по сравнению с 71,3 % предыдущего года [3, с.77-78].

Следует отметить, что новый кодекс стал преимущественно результатом законотворческой деятельности украинского законодателя.

В 1927 г. был принят новый Уголовнопроцессуальный кодекс УССР, который дублировал отдельные статьи УПК УССР 1922 г., но дополнялся новыми положениями, касающимися работы органов следствия, прокуратуры и суда и отражающими тенденцию усиления влияния государства на общество.

УПК 1927 г. значительно расширил права органов дознания, передав им часть функций, которые раньше выполняли исключительно следственные органы. Дела, по которым проведение предварительного следствия было не обязательным, органами дознания направлялись непосредственно в народный суд. УПК уже не регулировал порядок дознания, который проводили органы ГПУ. Одновременно ограничивалось право на защиту: защитник теперь принимал участие в процессе только со стадии судебного рассмотрения [9, с.260].

Именно благодаря тому, что законодатель, формулируя нормы нового кодекса, учел не только произошедшие изменения в экономике страны, но и тенденции ее дальнейшего

развития, большинство норм, которые вошли в него, не утратили своей актуальности и в наше время.

Дальнейшее развитие украинского социалистического уголовного законодательства было тесно связано с развитием социалистических производственных отношений и строительством социализма в стране.

Большое значение для деятельности советской милиции, в том числе и украинской, имело принятие 25 мая 1931 г. СНК СССР общесоюзного Положения о рабоче-крестьянской милиции, которое отменяло республиканские положения о милиции. В Украине до 25 мая 1931 г. действовало Положение о рабоче-крестьянской милиции УССР от 10 ноября 1926 г., согласно которому милиция делилась на общую и ведомственную.

В борьбе с разбойными нападениями на общую милицию возлагалось предотвращение, прекращение, раскрытие и расследование этих преступлений; розыск лиц, которые укрывались от следствия, суда и исполнения приговора; розыск похищенного имущества; исполнение приговоров суда о ссылке и высылке, учет засланных и высланных и надсмотр за ними. Ведомственная милиция, наряду со специальной охраной отдельных предприятий, сооружений и имущества государственных и общественных органов, исполняла на территории охраняемых предприятий и сооружений обязанности общей милиции. Для преследования преступников, которые совершили разбойные нападения, доставления в лечебные заведения лиц, которые нуждались в немедленной медицинской помощи, сотрудники милиции и уголовного розыска имели право использовать все средства перемещения и связи. С целью предотвращения и прекращения разбойных нападений они могли арестовывать подозреваемых, проводить обыски и изъятия, задерживать лиц, которые со-

вершили административные правонарушения. Специально предусматривалось право сотрудников милиции применять оружие в случаях, предусмотренных уставом о службе в милиции.

Как и раньше, на этом этапе значительное внимание уделялось укреплению связей милиции с общественностью. Среди существующих в этот период форм участия общественности в деятельности милиции особое место занимали товарищества (отряды) содействия милиции (ТСМ), которые создавались на добровольных началах и оказывали существенную помощь сотрудникам милиции в борьбе с разбойными нападениями, в наведении образцового общественного порядка в городах и районах, в контроле за работой торговли и проч. [12]. С целью достижения единства в создании и деятельности товариществ (отрядов) добровольных помощников милиции, СНК УССР 10 сентября 1932 г. принял постановление о реорганизации товариществ содействия милиции. Товарищества (отряды) содействия милиции были реорганизованы в бригады содействия милиции (бригадмил), руководство их деятельностью возлагалось на Главное управление милиции. Одной из форм связи милиции с общественностью были систематические отчеты сотрудников милиции перед коллективами трудящихся, с которыми они выступали непосредственно на предприятиях, в совхозах и колхозах.

Оценивая путь украинской милиции в течение периода, рассмотренного в статье, следует акцентировать, что главным в повышении уровня деятельности милиции в борьбе с бандитизмом, разбойными нападениями и другими преступлениями является работа с кадрами, их юридическая подготовка, повышение профессионального мастерства, моральное воспитание сотрудников, привитие им обостренного чувства законности.

Література

1. Советская милиция: история и современность. 1917-1987 / Косицын А.П., Мулукаев Р.С., Биленко С.В. И др.; под ред. А.В. Власова - М.: Юрид. лит., 1987. - 336с.

2. Бандурка, О. М. Оперативно-розшукова діяльність: Підручник / О.М. Бандурка. Харків: Вид-во Нац. ун-ту внутр. справ, 2002. - Ч. І. - 336с.

3. Телшчук, В. Г Боротьба з розбійними нападами в період НЕПу / В.Г. Телійчук // Проблеми протидії корисливо-насильницькій злочинності: Матеріали науково-практичного семінару (29 березня 2007 року). Кіровоград: Кіровоградський юридичний інститут ХНУВС, 2007. - С.74-78.

4. Гуров А. И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. / А. И. Гуров. М.: Юрид. лит., 1990.

- 304 с.

5. Табачник Д. В. Феномен тоталітарно- репресивного суспільства в Україні (кінець 20-х- 50-ті роки). Історичний та етнополітичний аспекти: дис. ...доктора іст. наук: 07.00.05 / Д. В. Табачник. К., 1995. - 259с.

6. Уголовный кодекс У.С.С.Р. Харьков: Наркомюст, 1922. - 31с.

7. Історія держави і права України: підручник. - У 2-х т. / За ред. В.Я. Тація., А.Й. Рогожина. - Кол. авторів: В.Д. Гончаренко, А.Й.Рогожин, О.Д. Святоцький та ін. - К.: Видавничий Дім „Ін Юре”, 2000. Том 2. 580с.

S. Хрестоматія з історії держави і права України: У 2-х т.: Навч. посіб. для студ. юрид. спец. вищ. закл. освіти II За ред. В.Д.Гончаренка. - Вид. 2-е, перероб. і доп. I Уклад.: В.Д. Гончаренко, A.K Рогожин, О.Д. Святоцький. К.: Видавничий Дім „Ін Юре”, 2000. - Том 2: лютий 1917 р.-199б р. - 72S^

9. Уголовный кодекс У.С.С.Р. с изм. и доп. по 1-ое июня 1924 г. и с алфав. указателем. Харьков: Юридическое издательство Наркомюста, 1924. - 5S^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Лдміністративний вісник. 192б. №2-З. С.5-б

11. Усенко, І. Б. Україна в роки непу: доля курсу на революційну законність. Харків: Ун-т вн. справ, 1995. - 2Зс.

12. Інструкція про робітничо-міліційні загони (видана на підставі наказу начадмінуправління НКВС ч.22-19З0р.) II Ц^ОР УССР, ф.1, оп.б, д.52б, л.7-10.

Литература —

1. Советская милиция: история и современность. 1917-19S7 I [Косицын А.П., Мулукаев Р.С., Биленко С.В. и др.]; под ред. А.В. Власова. М.: Юрид. лит., 19S7. - ЗЗбс.

2. Бандурка, О. М. Оперативно-розыскная деятельность: учебник. Харков: Изд-во Нац. ун-та внутр. дел, 2002.

- Ч. І. - ЗЗб с.

3. Телийчук, В. Г Борьба с разбойными нападениями в период НЭПа II Проблемы противодействия корыстнонасильственной преступности: материалы научно-практического семинара (29 марта 2007 года) I В. Г Телийчук.

- Кировоград: Кировоградский юридический институт внутренних дел 2007. - ^74-7S.

4. Гуров, А. И. Профессиональная преступность: прошлое и современность I А. И. Гуров. - М. : Юрид. лит., 1990. - З04 с.

5. Табачник, Д. В. Феномен тоталитарно-репрессивного общества в Украине (конец 20-х - 50-е годы). Исторический и этонополитический аспекты: дис.......д-ра ист. наук: 07.00.05 I Д. В. Табачник. К., 1995. - 259с.

6. Уголовный кодекс У.С.С.Р. - Харьков: Наркомюст, 1922. - З1с.

7. История государства и права Украины: учебник. - В 2-х т. I под ред. В. Я. Тация, А. И. Рогожина. - Кол. авторов: В.Д. Гончаренко, А.И. Рогожин, О.Д. Святоцкий и др. К.: Издательский Дом «Ин Юре», 2000. - Том 2. - 5S0^

S. Хрестоматия истории государства и права Украины: в 2-х т.: учеб. пособие для студ. юрид. спец. I под ред. В.Д. Гончаренко. - Изд. 2-е, перераб. и доп. I Aвт0рский коллектив: В.Д. Гончаренко, А.И. Рогожин, О.Д. Святоцкий. К.: Издательский Дом «Ин Юре», 2000. - Том 2. - 199б. - 72S с.

9. Уголовный кодекс У.С.С.Р. с измен. и дополнениями по 1-ое июня 1924 года и с алфав. указателем. Харьков: Юрид. изд-во Наркомюста, 1924. - 5S^

10. Aдминистративный вестник. 192б. №2-З. - С.5-б.

11. Усенко, И. Б. Україна в годы нэпа: курс на революционную законность I И. Б. Усенко. Харков: Ун-т вн. дел, 1995. - 2Зс.

12. Инструкция о рабоче-милицейских отрядах (издана на основании приказа начадминуправления НКВД ч.22-19З0г.) II Ц^ОР УССР, ф.1, оп.б, д.52б, л.7-10.

References

1. Soviet militia: Past and Present. 1917-19S7 I [Kositsyn A.P., Mulkaev R.S., Bilenko S.V. etc.], ed. A.V. Vlasov. M. Urid. Lit., 19S7. - ЗЗб р.

2. Bandurka O.M. Operatively-search activity: Textbook. Harkov, 2002. - Part I. - ЗЗб р.

3. Teliychuk V.C. Fighting robberies during the NEP II Problems of anti-selfish violent crime: Proceedings of the workshop (March 29, 2007. Kirovograd: Kirovograd Law Institute of the Interior, 2007. - р.74-78.

4. Curov А. Professional crime: the past and the present. - Moscow: Legal. Lit., 1990. - З04 р.

5. TabachnikD. The phenomenon of totalitarian repressive society in Ukrain e (late 20’s- 50’s). Historical and etonopolitical aspects: dis ... Doctors ist. sciences: 07.00.05 I K., 1995. - 259 p.

6. Criminal Code U.S.S.R. Kharkov: Narcom, 1922. - Зїа

7. History of State and Law of Ukraine: Student. - In 2 vol. I ed. V.Ya.Tatsiya, A.I. Rogozhin. - Authors: V.D. Goncharenko, A.I. Rogozhin, O.D. Svyatotsky etc. - Publishing House «In Jure», 2000. - Vol. 2. - 5S0 р.

S. Anthology stories of State and Law of Ukraine: in 2 vol. I Ed. V.D. Goncharenko. - Ed. 2th, revised and enlarged. I Authors: V.D. Goncharenko, A.I. Rogozhin, O.D. Svyatotsky. K.: Publishing House «In Jure», 2000. - Vol. 2. - 1996I - 72S p.

9. Criminal Code U.S.S.R. with adultery and additions as the first in June 1924. Kharkov: Legal. Publishing House of Narcom, 1924 - 5S p.

10. Administrative Bulletin. 1926. № 2-З. p. 5-6.

11. Usenko IB. Ukraine in the years of the NEP: the course of revolutionary legality. Harkov, 1995. - 2З р.

12. Instructions on Workers militias (published by order of the NKVD ch.22-1930.) II TSGAOR USSR, f.1, op.6, d.526, l.7-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.