Научная статья на тему 'Историко-правовое сравнение советской и Российской конституций'

Историко-правовое сравнение советской и Российской конституций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15436
946
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / STATE / ПРАВО / LAW / КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ / ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО / FEDERAL STRUCTURE / СОВЕТЫ / SOVIETS / LEGISLATIVE ACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сорокун Павел Владимирович, Калашников Владислав Сергеевич

Конституция является основным нормативно-правовым актом, в котором закреплены фундаментальные принципы, функции, основные формы и методы деятельности государства. Наличие данного правового акта является одним из главных черт любого правового государства. Благодаря изменениям происходившим в правовой сфере государства появлялись конституции имеющие преемственность от ранее действующих. В данной работе авторы провели сравнительную характеристику Конституций РСФСР 1978 года от 1993 года, в рамках которой были выявлены схожие и отличительные черты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL BACKGROUND, DEVELOPMENT AND DIFFERENCES IN THE CONSTITUTION OF THE USSR AND RUSSIA

The Constitution is the basic legal act, which establishes the fundamental principles, functions, basic forms and methods of activity of the state. The availability of this legal act is one of the main features of any rule of law. Due to the changes happening in the legal sphere of the state constitution appeared with the continuity of the previously existing ones. In this paper, the authors conducted a comparative description of the RSFSR in 1978, the Constitutions of 1993, in which similar and distinctive features were identified.

Текст научной работы на тему «Историко-правовое сравнение советской и Российской конституций»

УДК 342.41

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ СРАВНЕНИЕ СОВЕТСКОЙ И РОССИЙСКОЙ

КОНСТИТУЦИЙ

Сорокун Павел Владимирович

к.и.н., доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачинский филиал Россия, г. Ачинск Калашников Владислав Сергеевич магистрант направления юриспруденции ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачинский филиал Россия, г. Ачинск

Краткая аннотация: Конституция является основным нормативно-правовым актом, в котором закреплены фундаментальные принципы, функции, основные формы и методы деятельности государства. Наличие данного правового акта является одним из главных черт любого правового государства. Благодаря изменениям происходившим в правовой сфере государства появлялись конституции имеющие преемственность от ранее действующих. В данной работе авторы провели сравнительную характеристику Конституций РСФСР 1978 года от 1993 года, в рамках которой были выявлены схожие и отличительные черты.

Ключевые слова: государство, право, Конституция, нормативно-правовой акт, федеративное устройство, Советы.

HISTORICAL BACKGROUND, DEVELOPMENT AND DIFFERENCES IN THE CONSTITUTION OF THE USSR AND RUSSIA

Sorokun Pavel Vladimirovich

Head of the Department of Theory and History of State and Law, Ph.D., Associate Professor Krasnoyarsk State Agrarian University Achinsk branch Russia, the city of Achinsk Kalashnikov Vladislav Sergeevich Master of direction 40.04.01 "Jurisprudence" Krasnoyarsk State Agrarian University Achinsk branch Russia, the city of Achinsk

Brief summary: The Constitution is the basic legal act, which establishes the fundamental principles, functions, basic forms and methods of activity of the state. The availability of this legal act is one of the main features of any rule of law. Due to the changes happening in the legal sphere of the state constitution appeared with the continuity of the previously existing ones. In this paper, the authors conducted a comparative description of the RSFSR in 1978, the Constitutions of 1993, in which similar and distinctive features were identified.

Keywords: state, law, constitution, legislative act, the federal structure, the Soviets.

Изменения в правовой сфере нашего государства происходили и происходят довольно часто, это обусловлено прежде всего кодификацией законодательства и сменой политико-правовой ориентации в обществе. В рамках преемственности правового развития, на первый план выходит главный нормативно-правовой акт, который сохраняет неизменно свою роль, как основного Закона государства - Конституция.

В истории Российской Федерации насчитывается пять конституций, прежде всего это 1918, 1925, 1937, 1978, 1993 годов. Принятие которых было ознаменовано существенными изменениями в жизни общества и государства[4].

Основной целью данной статьи является сравнительно - правовое исследование Конституций 1878 и 1993 годов. Именно эти периоды времени значились более важными в жизни нашей страны и принятии основных законов государства.

Известно из истории, что Основной закон государства, принятый в 1978 году, в своём изначальном виде не изменил структуру политики страны. В целом она, также продолжала декларировать советско - социалистический тип государства. Наблюдались лишь незначительные изменения. К примеру, «Совет трудящихся депутатов» изменили своё название на «Совет народных депутатов». Так же был увеличен срок в Верховном совете с четырёх лет до пяти, аналогично и с советом народных депутатов. Их срок полномочий был увеличен до двух с половиной лет.

Принятие конституции 1978 года напрямую был связан с принятие конституции СССР 1977 года. Но в отличие от последней новая советская конституция России имела существенные отличия. Она увеличила свой объём, углубила систематизацию конституционных норм. Более значимое различие от основного закона СССР наблюдалось всё же в третьем разделе.

Конституция РФ 1993 года конечно же, была создана довольно не в таких «спокойных» условиях по сравнению с Конституцией РСФСР 1978 года, так как вся страна была в тяжелом состоянии переворота, где власть могла измениться за часы - а законы были в «подвешенном» состоянии как и вся политика государства. Но как ни как она была принята народом России 12 декабря 1993 года, вступила в силу с 25 декабря и по сей день действует. В рамках сравнительного анализа данные нормативные акты имеют ряд сходств и отличий.

Более банальной схожестью обладают первый и второй раздел Основного закона как 1978 года, так и 1993 года. Так как РСФСР являлась социалистической, а РФ демократической страной, то соответственно само содержание двух разных Конституций имела отличия. Если же обратить внимание на эти различия, то они существовали как наиболее значимые, так и незначительные. Конституция РФ 1993 года закрепляет новые нормы о принятии новой Конституции (в частности, Конституционным Собранием). Прежний высший нормативно-правовой акт 1978 года не включал прямых норм о порядке принятия Конституции, но содержал указание на эту процедуру среди исключительных полномочий Съезда. По сравнению с 1978 года, в 1993 году исключены нормы о делегировании парламентом своих полномочий, где ранее они предусматривались статьей 185 Конституции РСФСР [5].

Так же отменено право приостановления отдельных статей Основного закона законодательным органом (ранее статья 185 Конституции 1978 года предусматривала, что Съезд народных депутатов РСФСР может это сделать не менее, чем двумя третями голосов народных депутатов РСФСР). Важно заметить то, что Конституция получила высшую юридическую силу (статья 15 высшего нормативно-правового закона РФ). Ранее говорилось лишь о том, что «все законы и иные акты государственных органов РСФСР издаются на основе и в соответствии с Конституцией РСФСР», что было закреплено статьёй 184 Конституции РСФР 1978 года. Съезд народных депутатов РСФСР отказался рассматривать беловежское соглашение и, в частности, отменять формальное действие Конституции и законов СССР [2].

В отличие от этих норм в Основном законе 1993 года, происходят изменения -ликвидация системы Советов, так же как и Съезд народных депутатов, прошла ликвидация в законодательстве о закреплении земли и в качестве достояния народностей определенной территории [1]. Должным образом изменена должность Вице-президента Российской Федерации (ранее статья 121 пункт 7 Конституции 1978 года предусматривала, что в одно время с Президентом РСФСР избирается вице-президент РСФСР). Эти момент хоть и не столь значимый, но его стоило обратить во внимание. Обратим внимание на срок президентских полномочий. В 1993 году, срок полномочий был сокращён с пяти лет до четырёх. Но уже в 2012 году, высший нормативно-правовой акт 93-го года перетерпел кодификацию, где срок был увеличен до 6 лет. Касаясь президентского возраста, то был исключен высший предел кандидата в президенты, который до 1993 года составлял 65 лет [1].

В нынешней Конституции изменена регламентация структуры представительных и исполнительных органов местного самоуправления, как в прежнем Основном законе статус местных Советов народных депутатов и местной администрации входил в регламент непосредственно. Так же мы обратили внимание на то, что в высшем нормативно-правовом акте 1993 года принципы избирательной системы выведены в законы. В ходе исследования, нами было выявлено то, что в 1978 году всё это регламентировалось одной статьёй, под номером №11. Касаясь символики, то видимое отличие от 1978 года нынешней Конституции заключалась в том, что герб, гимн и флаг были установлены Конституцией, что закреплено статьёй 180,181 и 182 Конституции РСФСР. Сейчас же конституционными федеральными законами устанавливается символика государства. В высшем нормативно правовом акте 1993 года, что примечательно, отсутствовал национальный орган, ответственный за стратегические интересы страны, что было характерно в 78-ом году [3].

Непосредственно, существуют и сходства. Выделяется наличие близких по тематике разделов. Как например, основным субъектом власти являлся народ проживающий на территории РСФСР (ст.2), в отличие о этого в Конституции 1993 года многонациональный народ выступает как основной носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации (ст. 3) [3].

Отличие Основного закона 1978 года от Конституции 1993 года заключалась в том, что в первом акте отражался этап развития советского общества - «этап развитого социализма». Это означало, что прогрессировало превращение советского государства из государства диктатуры пролетариата в общенародную страну, где учитывается мнение и свобода граждан. Поскольку принятие новой Конституции знаменовало собой начало очередного этапа развития российского государства, устанавливалась и новая конструкция государственного и общественного строя страны. Но момент парадоксальный - название первой главы, о которой говорилось выше, менялось практически в каждой Конституции. Всё сходство в большей степени отразилось в самой сути Основного закона, нежели структуре [5].

Подводя итог, нужно отметить, что при переходе нашей Великой страны к демократическому режиму, всё что было в Конституции 1978 года было заменено как частично, так и полностью. Вся суть заключается в том, что переход к демократии от социализма всё - таки повлияло не только на финансовое состояние, интересы людей и прочее, но и то, что пришло новое время - время идти дальше. А значит и законодательство не должно оставаться на прежнем месте. На всё влияет прогресс, не исключая нормативно-правовые акты, в частности Конституцию нашей страны. Ведь Конституция - значимый высший нормативно-правовой акт, основной закон государства, который идёт не только для порядка в законодательстве и политики, а и для порядка жизни граждан нашей огромной страны.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. - 03.03.2014. - N 9. - Ст. 851.

2. Чистяков О.И. Конституция СССР 1924. Учебное пособие - «Зерцало-М», 2004

3. Сайт конституции Российской федерации (http://constitution.garant.ru/history/ussr-

г$|$г/).

4. Беспалый И.Т. Государственное право Российской Федерации. Учебное пособие. Часть 1. Изд-во "Самарский университет". Самара,2004. 2004.-С. 140.

5. Жуйков В.И. Права человека и власть закона - М.,2006.

УДК 37

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

Сорокун Павел Владимирович

к.и.н., заведующий кафедрой теории и истории государства и права ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачинский филиал Россия, г. Ачинск Яськова Елена Евгеньевна магистрантка направления юриспруденции ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачинский филиал Россия, г. Ачинск

Краткая аннотация: В работе создана попытка проанализировать и рассмотреть основные политические, правовые и философские учения в Древнем Китае о государственном управлении, которые сформировались в прошлом, но имеют большое значения в современное время. В статье в центре внимания находятся основные политико-правовые учения конфуцианства, легизма, даосизма, моизмома, благодаря которым раскрываются понятия идеального правителя, эффективного управления, идеального государства. Анализируется соотношение права и морали. Выявляется сходство и различие концепций.

Ключевые слова: Всеобщая история, правовые учения, политические учения, право Китая, право и мораль, государственное управление, философия власти.

POLITICAL AND LEGAL DOCTRINES IN ANCIENT CHINA

Sorokun Pavel Vladimirovich

Head of the Department of Theory and History of State and Law, Ph.D., Associate Professor Krasnoyarsk State Agrarian University Achinsk branch Russia, city of Achinsk Yaskova Elena Evgenyevna Magistrantka of the direction 40.04.01 "Law" Krasnoyarsk State Agrarian University Achinsk branch

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.