Научная статья на тему 'Историко-правовое развитие предпринимательства в России'

Историко-правовое развитие предпринимательства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
568
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕМЕСЛЕННИКИ И ТОРГОВЦЫ / СУДЕБНИК 1497ГОДА / СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 ГОДА / КУСТАРНО-РЕМЕСЛЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ГРАЖДАН / ПРАВОВОЙ СТАТУС МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлов Евгений Владимирович

Данная статья посвящена историко-правовому развитию института предпринимательства в России. В статье раскрываются основные вехи образования, развития и становления современной правовой базы деятельности предпринимателей в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историко-правовое развитие предпринимательства в России»

УДК 94:346.54(470+571)

Павлов Евгений Владимирович

кандидат исторических наук, доцент,

Средне-Волжский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции super.rpa12@yandex.ru

Evgeny V. Pavlov

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Middle-Volga Institute (branch) of All-Russian State University of Justice super.rpa12@yandex.ru

Историко-правовое

развитие

предпринимательства в россии

Historical and legal

development of entrepreneurship in russia

Аннотация. Данная статья посвящена истори-ко-правовому развитию института предпринимательства в России. В статье раскрываются основные вехи образования, развития и становления современной правовой базы деятельности предпринимателей в стране.

Ключевые слова: ремесленники и торговцы; Судебник 1497года; Соборное Уложение 1649 года; кустарно-ремесленные промыслы граждан; правовой статус малых предприятий; индивидуальный предприниматель.

Annotation. This article is devoted to the historical and legal development of the institute of entre-preneurship in Russia. The article reveals the main milestones of education, development and establishment of a modern legal framework for the activities of entrepreneurs in the country.

Keywords: artisans and traders; Law code of 1497; Council Code of 1649; handicraft crafts of citizens; legal status of small enterprises; individual entrepreneur.

История предпринимательства уходит своими корнями во времена Киевской Руси. Принято считать, что первыми представителями малого бизнеса были различные ремесленники и торговцы. Однако предпринимательство того времени имело свои особенности. Оно, как правило, осуществлялось не для получения прибыли, а для своего жизнеобеспечения. Чуть позже стали появляться профессиональные торговцы -купцы и владельцы лавок. По сегодняшним меркам их можно отнести к представителям среднего предпринимательства.

Какая-либо государственная политика в отношении малого и среднего предпринимательства в то время, естественно, отсутствовала. Можно лишь выделить отдельные меры, направленные на поддержку предпринимательства:

- закупку лошадей, фуража, продуктов питания для государственных нужд;

- охрану торговых путей, выделение площадей для торговли и складов.

Первым источником правового регулирования предпринимательства стала Русская правда. Она установила налогообложение купечества, защищала собственность, устанавливала виды сделок, закрепила отношения продавца и покупателя, но при этом не выделяла субъектов среднего предпринимательства.

Начиная с XV века, предпринимательские отношения начинают регулироваться различными

грамотами и судебниками. Так, Судебником 1497 г. была установлена нотариальная (крепостная) форма сделок.

Постепенно торговля начинает смещаться на север и северо-запад страны. В XVI в. слабо развитое купечество не может полностью удовлетворить запросынаселения. В связи с этим, власти идут на беспрецедентный шаг: отменяются торговые пошлины западноевропейским купцам.Кроме того, им разрешаетсясвободно передвигаться по всей территории России.

Огромное значение для развития предпринимательства имело Соборное уложение 1649 года. Как меру государственной поддержки предпринимательства того времени можно рассматривать освобождение ремесленников от налогов и несения службы, закрепленные в Соборном уложении. Принято считать, что именно эти меры положили начало формированию класса предпринимателей [1].

Однако уже в XVII в. купечеству стала отводиться огромная роль в развитии экономики страны. Постепенно оно разделилось на четыре группы, каждая из которых имела свои права и привиле-гии.Среди купечества выделялись «именитые люди Строгановы», гости, гостиная и суконная сотни.

С XVII в. Строгановы являлись крупнейшими промышленниками, на которых работали тысячи людей. Несмотря на то, что они были выходцами

из крестьян, они были самыми могущественными людьми на Западном Урале.

Принося громадный доход в казну, они к тому же обороняли русские земли с Востока. Взамен им предоставлялись такие права, что их владения практически были государством в государстве. Основой их могущества стал солеваренный промысел.

Почетное звание «гости» присваивалось купцам, у которых торговый оборот был не менее 20000 рублей в год. Они имели право на осуществление внешней торговли, сбор налогов, покупку земельных участков, а также освобождались от уплаты пошлин. Таких купцов насчитывалось около 30 человек. Купцы, которые обладали меньшим капиталом, входили в суконные сотни. У таких купцов также имелись привилегии. Они имели выборное самоуправление внутри сотни. Те, кто сами производили и продавали свой товар, называли «черные сотни» [2].

Гостиная и суконная сотняделились набольшую, среднюю и меньшую. По нашему мнению, это можно рассматривать как выделение крупного, среднего и малого предпринимательства.

Огромное значение для развития торговли имело Соборное уложение 1649 г. Оно закрепило розничную и оптовую торговлю, а также правила ведения торговли. Кроме того,поделило торговлю на три вида: посадскую, купеческую и крестьянскую.

Периодом активного развития российского предпринимательства считается время правления Петра I. Он придерживался политики протекционизма, поддерживал российских предпринимателей и направлял их на обучение заграницу.

С целью поддержки частного предпринимательства предоставлялись беспроцентные ссуды, предоставлялись временные льготы по уплате податей и пошлин, а также гарантировались государственные заказы.

Главной мерой поддержки российского предпринимательства стал протекционистский тариф. Суть его заключался в том, что при ввозе на российский рынок иностранного товара, аналог которого производился в России, ввозимый товар облагался высокими пошлинами.

В 1724 г. в России вводиться первый таможенный тариф, которым были установлены пошлины в 75 % на определенные виды товаров (импорт железа, игл, парусины, некоторых видов тканей), которые в достаточном количестве производились в России.

Политика того времени была направлена на вовлечение в предпринимательскую деятельность представителей разных сословий. Разработкой недр и строительством заводов мог заняться каждый желающий, для этого он мог получить из казны земли, лес и другие ресурсы.

Одновременно правительство учреждает контролирующие органы, такие как Берг-коллегия и

Мануфактур-коллегия.Основной задачей указанных органов являлась проверка результатов работ предприятий и прием отчетности. Коллегии имели право изымать в казну или передавать изъятые предприятия иным лицам, если управление ими осуществлялось недостаточно эффективно. Кроме того,указанные коллегии разрабатывали программы, на основании которых предпринимателям предоставлялись различные льготы и преференции.

Эпоха Петра I послужила толчком для развития предпринимательства в России. В это время возрастает количество мануфактур. Появляются новые формы организационные формы предпринимательства - кумпании. Обозначиласьтен-денцияделения предпринимателей на малых, средних и крупных.

Екатерина II продолжила реформы по поддержке предпринимательства начатые Петром I. В 1775 году был издан Манифест о свободе предпринимательства. Указанным Манифестом всем желающим разрешалось заниматься промышленной деятельностью. В Манифесте также прослеживалось разделение предпринимательства на малое, среднее и крупное.

Проводимые реформы существенно не улучшали экономическое положение предпринимателей, а лишь поддерживали определенные группы населения, предоставляя им привилегии. При этом льготы, предоставленные крупным предпринимателям, не стимулировали экономическую деятельность, а лишь облегчали им жизнь. В тоже время, представителям малой и средней торговли приходилось бороться за отдельные права.

Во второй половине XIX века отношение государства к предпринимательству кардинально изменилось. Это было связано с отменой крепостного права и возросшей предпринимательской активностью высвобожденных крестьян. Крестьяне получили возможность без регистрации и без пошлин создавать торговые и ремесленные предприятия, вступать в гильдии. В связи с этим, стало увеличиваться количество средних предприятий. Государство старалось оказывать поддержку средним и мелким предпринимателям, размещая у них государственные заказы. Одновременно была проведена систематизация налогообложения. Государствоввело систему уплаты налогов с учетом градации предприятий и предпринимательской деятельности. Отсюда можно прийти к выводу, что государство того времени было направлено на развитие предпринимательства путем проведения деятельной государственной поддержки.

С октября 1917 года начинается вытеснение предпринимательства из экономической жизни страны Советов. Во всех сферах была установлена государственная монополия, проводится национализация, как крупных промышленных предприятий, так и небольших частных. Нормативные акты, регулирующие предпринимательство,практически отсутствовали. Конкуренция также практически отсутствовала. Определен-

ные изменения в отношении предприниматель-ствабыли сделаны в период НЭПа. На законодательном уровне была закреплена возможность занятия предпринимательской деятельностью. Однако какая-либо поддержка субъектов предпринимательства в этот период не проводилась. Предпринимательство начинает рассматриваться как чуждое явление для страны Советов.

В 1958 году Советом Министров СССР было принято постановление [3], утвердившее Положение о кустарно-ремесленных промыслах граждан, которое регулировало легальную деятельность предпринимателей. Кроме того, все без исключения уголовные кодексы союзных республик устанавливали наказания за незаконную предпринимательскую деятельность [4].

Наибольшее развитие незаконная предпринимательская деятельность получила в производстве. В условиях дефицита продукции нелегальные производители восполняли недоработки государственных предприятий. Очень часто качество изготовляемогоими товара было существенно выше производимого государственными предприятиями. Кроме того, при появлении дефицита на определенный товар неофициальные предприниматели устраняли его быстрее, чем государственные предприятия.

Во второй половине 80-х гг. XX столетия в России начинается «перестройка». Предпринимательская деятельность получает новое развитие на основании Закона СССР от 19 ноября 1986 г. «Об индивидуальной трудовой деятельности» [5]. Указанным нормативным актом разрешалось применение индивидуальной трудовой деятельности для удовлетворения потребностей в услугах и товарах, предоставления возможности гражданам получать дополнительный доход.

Огромное значение для развития предпринимательства имело Постановление Совмина СССР от 8 августа 1990 г. № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» [6]. Впервые в России нормативным актом был закреплен правовой статус малых предприятий, их значе-ниедля рынка товаров и услуг. Однако указанное постановление имело существенный недостаток. Оно регулировало деятельность государственных малых предприятий. Законодательная база, регулирующая деятельность частных предприятий, отсутствовала.

Начало 1990-х годов ознаменовалось принятием нескольких нормативных актов, регулирующих занятие предпринимательской деятельности, права и обязанности предпринимателей, меры их государственной защиты, различные льготы и преференции малому и среднему предпринимательству. К ним относятся: Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. № 443-1 «О собственности в РСФСР», Закон СССР от 2 апреля 1991 г. № 2079-1 «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР»Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» определил общие экономические, социальные и правовые

основы образования предприятий при условии многообразия форм собственности, дал легальное определение предпринимательской деятельности, Постановление Совмина РСФСР от 18 июля 1991 г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» [7].

Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»были систематизированы все ранее принятые нормативные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность [8]. Принятый закон имел ряд существенных недостатков. В нем отсутствовали критерии отнесения к малому и среднему предпринимательству,а также механизм оказания финансовой или иной помощи.

В настоящее время законодательной основой государственной поддержки малого и среднего предпринимательства является Федеральный закон от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [9]. При этом нужно отметить, что в последние годы значение малого и среднего предпринимательства в национальной экономике России существенно возросло.Первые лица государства неоднократно акцентировали свое внимание на необходимости развития среднего и малого предпринимательства.

В 2015-2017 гг. был осуществлен ряд значимых мер, обращенных на изменение условий ведения предпринимательской деятельности. При Президенте Российской Федерации был учрежден институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Снижена административная нагрузка на малый и средний бизнес. Так, Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» были введены ограничения при проведении плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства [10].

С целью дальнейшего развития предпринимательства Министерством экономического развития Российской Федерации была разработана «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» [11]. Важнейшей целью стратегии является развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов развития экономики, а также обеспечения стабильного уровня занятости трудоспособного населения.

Таким образом, при рассмотрении развития предпринимательства в России можно прийти к выводу, что на протяжении длительного времени государство негативно относилось к развитию предпринимательской деятельности. И лишь в последние двадцать лет законодатель стал связывать развитие среднего и малого предпринимательства с повышением общего экономического благосостояния.

Литература:

1. Соборное Уложение 1649года / Под. ред. М.Н. Тихомирова, П.Н. Епифанова. М. : Изд-во Моск. Ун-та, 1961.

2. Тимошина Т.М. Экономическая история России : учеб пособие. М. : ЗАО Юстицинформ, 2009. С. 57.

3. Об утверждении Положения о кустарно-ремесленных промыслах граждан : постановление Совета Министров СССР от 3 мая 1976 // СПП СССР. 1976. № 7.

4. Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996) // Ведомости ВС РСФСР. 1960. № 40. Ст. 591.(Утратил силу); Уголовный кодекс Республики Беларусь1961 год (принят четвертой сессией Верховного Совета Республики Беларусь пятого созыва 29 декабря 1960 года. Собр. законодательства БССР. 1961. № 1. Ст. 4. (утратил силу).

5. Об индивидуальной трудовой деятельности: закон СССР от 19 ноября 1986 (ред. от 14.03.1988, с изм. от 25.12.1990) // Ведомости ВС СССР. 1986. № 47. Ст. 964. (утратил силу).

6. О мерах по созданию и развитию малых предприятий:постановление Совмина СССР от 08 августа 1990 № 790 // СП СССР. 1990. № 19. Ст. 101 (утратило силу).

7. О собственности в РСФСР: закон РСФСР от 24 декабря 1990 № 443-1 (ред. от 24.06.1992, с изм. от 01.07.1994) // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 30. Ст. 416 (утратил силу); Об общих началах предпринимательства граждан в СССР: закон СССР от 02 апреля 1991 № 2079-1 // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1991. № 16. Ст. 442 (утратил силу); О предприятиях и предпринимательской деятельности: закон РСФСР от 25 декабря 1990 № 445-1 (ред. от 30.11.1994) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418.(утратил силу); О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР: постановление Совмина РСФСР от 18 июля 1991 № 406 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Документ опубликован не был (утратил силу).

8. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: фе-дер. закон Рос. Федерации от 14 июня 1995 № 88-ФЗ (ред. от 02.02.2006) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 25. Ст. 2343 (утратил силу).

9. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 24 июля 2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собр. законодательстваРос. Федерации. 2007. № 31. Ст. 4006.

Literature:

1. Cathedral Code of 1649 / under. Ed. M.N. Tikhomirova, P.N. Epifanova. M. : Publishing House of Moscow. University, 1961.

2. Timoshina T.M. Economic history of Russia : textbook. M. : ZAO Yustitsinform, 2009. P. 57.

3. On the approval of the Regulations on Artisan Crafts of Citizens: Decree of the Council of Ministers of the USSR dated May 3, 1976 // SPP USSR. 1976. № 7.

4. Criminal Code of the RSFSR (approved by the Supreme Council of the RSFSR 10/27/1960) (as amended on 07/30/1996) // Vedomosti Supreme Soviet of the RSFSR. 1960. № 40. Art. 591. (Lost force); The Criminal Code of the Republic of Belarus 1961 (adopted by the fourth session of the Supreme Council of the Republic of Belarus of the fifth convocation on December 29, 1960 // Collected Legislation of the BSSR. 1961. № 1. Article 4 (expired)

5. On the individual labor activity: the law of the USSR dated November 19, 1986 (ed. From 03/14/1988, as amended on 12/25/1990) // Vedomosti Armed Forces of the USSR. 1986. № 47. Art. 964 (expired).

6. On measures for the creation and development of small enterprises: Decree of the Council of Ministers of the USSR of August 8, 1990 № 790 // SP of the USSR. 1990. № 19. Art. 101. (expired).

7. On Property in the RSFSR: Law of the RSFSR of December 24, 1990 № 443-1 (as amended on 24.06.1992, as amended on July 01, 1994) // Vedomosti SND RSFSR and VS RSFSR. 1990. № 30. Art. 416 (expired); On the general principles of entrepreneurship of citizens in the USSR: the law of the USSR of April 02, 1991 № 2079-1 // Vedomosti SNM USSR and USSR Armed Forces. 1991. № 16. Art. 442 (expired); On enterprises and entrepreneurial activity: Law of the RSFSR of December 25, 1990 № 445-1 (as amended on 11/30/1994) // Vedomosti SND and VS RSFSR. 1990. № 30. Art. 418. (expired); On measures to support and develop small enterprises in the RSFSR: Decree of the Council of Ministers of the RSFSR of July 18, 1991 № 406 // Access from the legal reference system «Consultant Plus». The document has not been published (expired).

8. On state support of small business in the Russian Federation: Feder. The law grew. Federation of June 14, 1995 № 88-03 (as amended on 02.02.2006) // Coll. legislation grew. Federation. 1995. № 25. Art. 2343 (expired).

9. On the development of small and medium enterprises in the Russian Federation: Feder. The law grew. Federations of July 24, 2007 № 209-FZ (as amended on 12/27/2018) // Coll. legislation grew. Federation. 2007. № 31. Art. 4006.

10. О внесении изменений в Федеральный закон О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федер. закон Рос. Федерации от 13 июля 2015 № 246-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 29. ч. 1, ст. 4372.

11. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года») : распоряжение Правительства РФ от 02 июня 2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 24. Ст. 3549.

10. On Amendments to the Federal Law On the Protection of the Rights of Legal Entities and Individual Entrepreneurs in the Implementation of State Control (Supervision) and Municipal Control: Federal Law of the Russian Federation of July 13, 2015 № 246-FZ // Law collection of the Russian Federation. 2015. № 29, Part 1, Article 4372.

11. On approval of the Strategy for the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation for the period up to 2030 (together with the "Action Plan (road map) for the implementation of the Strategy for the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation for the period until 2030): Of the Government of the Russian Federation dated June 02, 2016 № 1083-p (as amended on 03/30/2018) // Coll. legislation grew. Federation. 2016. № 24. Art. 3549.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.