УДК 82.3
Е.А.Груздева
ИСТОРИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ ТУРЦИИ ХХ ВЕКА В РОМАНЕ ОРХАНА ПАМУКА «ДОМ ТИШИНЫ»
Статья посвящена проблеме отображения историко-политических реалий Турции второй половины ХХ века в романе Орхана Памука «Дом тишины». В романе турецкий писатель показывает возможные пути развития для своей страны, которые воплощают различные персонажи произведения.
Ключевые слова: турецкая литература, историческая проблема, политическая проблема, жанр романа, тип героя, Орхан Памук.
Elena Gruzdeva HISTORICAL AND POLITICAL REALITY OF TURKEY IN THE SECOND PART OF XX-th CENTURY IN THE ORHAN PAMUK S NOVEL "THE SILENT HOUSE"
This article deals with the problem of historical and political reality of Turkey in the second part of XX-th century. This problem is raised in the Orhan Pamuk s novel "The Silent House". The author believes that history is the process of storytelling. For this reason Pamuk with his characters turns to history of the XVI-th century and this history requires a new form. The turkish writer shows the political ways which are possible for Turkey in future. These ways are presented by the characters of the novel.
Key words: Turkish literature, historical problem, political problem, the novel, the character of novel, Orhan Pamuk.
Роман Орхана Памука «Дом тишины» (1983) является вторым крупным произведением турецкого писателя, он был переведен на русский язык в 2007 году. Исследователями книга была оценена не очень высоко. Так, А.С.Сулейманова пишет: «Хотя произведение и было удостоено литературной премии им. Мадаралы, оно кажется значительно слабее остальных книг писателя... Большинство формальных экспериментов с языком, композицией, сюжетной канвой, которые реализовал романист на страницах именно этой книги, уже встречались в «Джевдет-бее и сыновьях».. Во втором романе Памук просто с большей очевидностью развил некоторые приемы» [2, с. 126-127]. Однако чтобы составить представление о художественном мире писателя в целом, необходимо обратить внимание на каждое его произведение, раскрывающее очередной этап творческой эволюции.
В центре романа - история семьи Дарвыноглу, представленная на фоне общественно-политической жизни Турции ХХ века. Проблема отображения общественно-политических реалий в художественном тексте является актуальной в современном литературоведении. Турецкий писатель в своем романе представил собственный оригинальный подход в решении данной проблемы. Действие романа Памука происходит в маленьком курортном поселке под Стамбулом - Дженнет-Хисаре (Райская крепость), куда в начале ХХ века был отправлен в ссылку глава семьи - врач Селяхаттин. Тема семьи является одной из ведущих в романе: каждый из героев предстает как часть своей семьи, однако при этом каждый ощущает себя бесконечно одиноким. Памук разрушает традиционный образ восточной семьи. Его герои пытаются построить свою семейную жизнь по новой модели, смешивая восточную и западную традиции: у Селяхаттина фактически две жены, однако первая законная жена считает себя единственной и ненавидит детей Селяхаттина от второй жены. Глава семьи мечется между двумя женщинами, и в этих семейных отношениях он не находит гармонии. Не складывается семейная жизнь и у внебрачного сына Селяхаттина - Реджепа, который всю свою взрослую жизнь проводит в доме законной жены своего отца в качестве прислуги, хотя при этом фактически их отношения представляют собой своеобразный вариант семьи.
Герои романа пытаются избежать одиночества при помощи завязывания дружеских связей, но и дружить они также оказываются не способны. Так, Реджеп говорит: «Может быть, найдется кто-нибудь, кто не играет в карты, мы поговорим, он спросит меня, как дела, я расскажу, он выслушает, потом я его спрошу, он будет рассказывать, а я - слушать..Это дружба» [1, с. 8]. Таким образом, Памук воссоздает в романе в обобщенном виде психологическую атмосферу турецкой жизни ХХ века, в которой люди не способны испытывать чувство душевной чуткости и привязанности, им ни до кого нет дела.
В названии романа «Дом тишины» заявлена еще одна из центральных тем романа - тема дома. Название содержит в себе несколько толкований. В сюжетном плане Дом тишины - семейное гнездо для всех Дарвыноглу, в котором в момент развития действия постоянно проживает только жена главы семейства - Фатьма и ее слуга и одновременно сын ее мужа - Реджеп, к которым в гости приезжают внуки Фатьмы. Их дом старый, наполнен воспоминаниями о прошлом, тишиной, молчанием и одновременно пустотой. Героиня органично существует в этом мире уже на протяжении многих лет. Реджеп также привык к безмолвию, о звуках внешнего мира он говорит следующее: «.разве все это - не просто слова? Разве все это - не облако звуков, что исчезнет, едва только образуется в пустоте?» [1, с. 13]. Сама судьба уже с детства подталкивает Реджепа к обособленному существованию, и
тому есть две объективные причины: во-первых, он является незаконнорожденным сыном Селяхат-тина Дарвыноглу; во-вторых, автор раскрывает еще одну особенность этого героя, придающую ему сильное отличие от других - он карлик. Реджеп решает, что для него самый лучший способ существования: «жить тайно, в одиночестве, никому не показываясь» [1, с. 14]. Старый дом, в котором проживает Фатьма, наполнен особой атмосферой - он хранит в себе историю как самой семьи, так и всего турецкого общества.
Дому Фатьмы противопоставлен дом Джейлян - знакомой девушки внука Фатьмы - Метина. Этот новый бетонный дом богатый, с жуткой мебелью, который воплощает собой общую тенденцию изменения Дженнет-Хисара. Герои Памука отмечают, что раньше домов было мало, они были деревянные, повсюду цвели сады, но затем атмосфера райского сада сменилась на бездушную, шумную жизнь в окружении бетона. Таким образом, символическое значение «дома тишины» связано с прошлой эпохой.
В романе интересно представлен образ героя-рассказчика. Повествование здесь ведется от множественного первого лица (от имени пяти персонажей). В каждой главе точка зрения на изложенные события меняется, при этом не сразу становится понятно, от чьего имени ведется повествование - для этого нужно прочесть несколько строк. Эта своеобразная игра с читателем заинтриговывает, приковывает особое внимание к тексту, постепенно раскрывает новые грани личности повествователя, делает читателя участником событий романа. С точки зрения одних рассказчиков события романа излагаются так, словно они происходят в момент рассказа (Нильгюн, Метин), те же самые события с точки зрения других повествователей предстают как воспоминания о прошлом (Фатьма о смерти Нильгюн).
Помимо психологической атмосферы, автор воссоздает и идеологическую составляющую жизни турецкого общества. Каждый из героев Памука олицетворяет собой одну из социально-политических сил, которые могли оказать влияние на формирование идеологии. Так, основатель рода - Се-ляхаттин Дарвыноглу является сторонником западного пути развития, выступая против идеологии младотурок-националистов. Он выражает собственную характеристику политической жизни Турции периода Османской империи: «Все падишахи - глупцы... А нынешний - игрушка в руках иттиха-дистов 1 - один из первых глупцов..» [1, с. 228].
Целью своей жизни Селяхаттин считает обращение своего народа к новому мировоззрению. Он говорит, обращаясь к Фатьме: «Мы будем жить здесь и создадим здесь новый мир, размышляя о новых, простых, свободных, счастливых и совершенно новых вещах;., это будет мир свободы, доселе совершенно не виданный Востоком, снизошедший на землю рай разума, и мы сделаем его гораздо лучше, чем на Западе, - ведь мы видели их ошибки, мы не станем заимствовать их недостатки» [1, с. 101]. Он ясно представляет себе метод борьбы с невежеством и говорит о турках: «Дурни - спят глупым сном: погрузились в дурацкий покой лжи и спят, с первобытной радостью веря, что в мире все устроено так, как об этом говорит вздор и первобытные сказки, существующие у них в голове. А я возьму палку, буду стучать им по голове и разбужу их!» [1, с. 125].
Идеалы Селяхаттина связаны с эпохами Возрождения и Просвещения западного мира. Природу он понимает так же, как понимали ее просветители: для него это было место уединения, которое давало возможность предаваться размышлениям, при этом он сравнивает себя с Дидро и Руссо и говорит, обращаясь к Фатьме: «.ведь человек не может не восхищаться природой; давай будем держаться подальше от тех, кто далек от природы, - от подхалимов-пашей и глупых падишахов, давай посмотрим на все еще раз с помощью нашего разума» [1, с. 100-101]. Близость Селяхаттина просветительскому мировоззрению подчеркивается даже его фамилией (Дарвыноглу - сын Дарвина).
Селяхаттин мечтает об эпохе Возрождения науки для Турции, он пишет: «Восток все еще спит в глубокой и мерзостной тьме Средневековья, но это не должно ввергать нас, горстку просвещенных людей, в уныние, а, наоборот, воодушевлять на великий труд, ибо совершенно ясно, что мы должны непросто перенести оттуда [с Запада] сюда всю эту науку, а должны заново все это открыть» [1, с. 27]. Для реализации своей цели Селяхаттин решил написать новую энциклопедию, которая будет состоять из 48 томов. Он считает, что она просветит турок, осветит их жизнь светом разума и выведет их из средневековых предрассудков, невежества и несвободы.
Селяхаттин живет в окружении вещей, которые символизируют просвещение: человеческий череп, маленький столик, заваленный бумагами, стеклянная трубка, весы, маленькие скляночки, осколки стекла, ящики, брошенные в коробку кости, газеты, ножницы, пинцеты, книги на французском
1 Иттихадисты - члены партии «Иттихад ве Теракки» («Единение и прогресс», или националистической партии «младотурок», созданной в 1889 году в Париже. После прихода к власти в результате Младотурецкой революции в 1908 году оставалась правящей партией вплоть до 1918 года.
языке по анатомии и медицине, коробки, полные бумаг, фотографии птиц и самолетов, наклеенные на дощечки, стекла от очков, картонный круг, состоявший из семи разноцветных частей, цепи, швейная машина, отвертки, насекомые и ящерицы, приколотые к дощечкам, различные порошки в аптечных пузырьках с этикетками и пробки в цветочном горшке.
Герой считает, что одним из препятствий на пути просвещения является религия. Следуя за традициями западной материалистической мысли, Селяхаттин отвергает традиционную для мусульманского Востока идею веры в Аллаха, он говорит следующее: «У нас нет ни одного доказательства бытия Бога, кроме всякой схоластической ерунды, есть только факты и предметы, и знать мы можем только о них или об их связях; мой долг - рассказать всему Востоку, что Аллаха не существует!» [1, с. 71]; «.. даже если и есть этот самый Аллах, то наша наука отняла у него все, что Он может делать, и Ему теперь остается только сидеть и смотреть» [1, с. 148]. Однако в своих устремлениях Селя-хаттин также остается бесконечно одиноким.
Дело Селяхаттина продолжает его внук - Фарук - ученый-историк. Пребывая в гостях у бабушки Фатьмы, он находит для себя интересное занятие - посещает архив соседнего городка Гебзе и там изучает судебные документы XVI века. Он записывает средневековые истории в своей тетради, как когда-то писал свою энциклопедии Селяхаттин. Таким образом, в романе Памука появляется эпоха XVI века.
Для Фарука история - это процесс рассказывания истории, поэтому он решил написать книгу о простых жителях Гебзе XVI века. Фарук говорит: «В ней действовал бы только один принцип: там были бы упомянуты все события, вне зависимости от их значения и важности... А над всем этим я бы разместил историю Будака.. Так что моя книга представляла бы собой попытку бесконечного 'описания'» [1, с. 169]. Фарук так же, как его дед Селяхаттин, ясно осознает свою задачу, он пишет: «Я начну описание мира и истории., с того момента, где мир и история впервые возникли передо мной. Я. расположу факты по порядку.. Эти факты ждут меня в архиве.. Я., никогда не буду высказывать в текстах никаких суждений.. Так моя история получится не чем иным, как бесконечным перечислением фактов., и таким образом дам читателю понять, что мои факты очищены от приятных и забавных фантазий, появлявшихся в текстах из-за человеческих эмоций и страстей» [1, с.241]. Фарук создает новую историю, противопоставленную официальной (например, по официальной версии Будак был уважаемым солидным жителем Османской империи XVI века, однако Фарук по документам воспроизвел в образе этого человека хитрого и ловкого мошенника). Внук Дарвыноглу философски осмысляет законы мироздания и приходит к следующему выводу: «Вот история и жизнь: ..ничто ни с чем не связано, нет ни начала, ни конца. ни причины, ни результата. Все просто существует, и все, что есть, живет внутри этого, но никакой истории, что связала бы все это в единое целое, нет» [1, с.243-244].
Предметом осмысления Фарука является не только история, но и современность. Продолжая идеи Селяхаттина, в невежестве турок он винит государственную политику и идеологию, Фарук говорит: «..создавая идеологию, мы внушаем людям ошибочные мысли о мире и о них самих» [1, с. 131]. Одним из таких заблуждений ученый считает идеологию национализма, которая представлена в романе при помощи образа Хасана - внебрачного внука Селяхаттина. Он находится под психологическим влиянием оголтелых активистов террористической организации, которых возглавляет Мус-тафа. Мустафа проповедует национализм, по его мнению: «..мир хотят разделить две супердержавы; еврей Маркс врет, потому что миром правит не то, что он называет классовой борьбой, а национализм, и самая националистическая страна - Россия, и самая империалистическая - тоже., центром мира является Ближний Восток, а центром Ближнего Востока - Турция. И огромные силы руками своих агентов устраивают провокации и споры о том, кто мусульманин, а кто турок, чтобы разделить нас, уничтожить наши ряды, сплотившиеся против коммунизма. мы можем заставить империалистических обманщиков и клеветников-европейцев, которые называют нас варварами-турками, харкать собственной кровью» [1, с. 186]. Недалекий и безвольный Хасан поддается влиянию националистов, он говорит: «.мне показалось, что я слышу наши звонкие голоса, от которых христиане дрожат холодными зимними ночами» [1, с. 186].
При помощи образа Хасана Памук раскрывает механизм формирования идеологии национализма, показывает средства привлечения в их ряды новых сторонников, например, такие, как использование клишированной, эмоционально окрашенной лексики в пропаганде.
Роман Памука пронизан атмосферой страха. Она проникает в изображаемое событие еще задолго до того, как появляются объективные факты воплощения чего-либо ужасного. Так, например, Фатьма, выступая рассказчиком в одной из глав, преподносит события как бы из будущего. Она слышит, что происходит в доме, описывает появление ее юной внучки Нильгюн и заключает свои размышления следующей фразой: «Потом она ушла. И до самой ее смерти ко мне в комнату больше никто из них не заходил» [1, с. 224]. Постепенно чувство страха нагнетается, при этом до самого кон-
ца не верится, что юная Нильгюн умрет, но она умирает страшной смертью от побоев Хасана.
По мере продвижения повествования страх становится всеобъемлющим, он проявляется на разных уровнях - не только как страх физической смерти, но и как страх перед осознанием бессмысленности бытия человека. Так, например, очень страшным является постижение того, что энциклопедия, составлявшая цель всей жизни Селяхаттина, в итоге была прочитана только его женой -Фатьмой и внебрачным сыном - Реджепом. Такой поворот сюжета говорит о том, что автор считает несостоятельными путь турецкой модернизации, проект просвещения с его принципиальной установкой на познание, да и саму идею возможности познания истины, которая не зависит от познающего субъекта.
Парадокс устремлений героев связан с тем, что все они мечтают о лучшем будущем для своей страны (просветители, националисты, коммунисты), однако в их воспоминаниях прекраснее выглядит прошлое (цветущие сады, прекрасная первозданная природа, красивая музыка, естественные звуки природы, более дружелюбные отношения между людьми). Только Фарук, пожалуй, обладает способностью философски осмыслить свое место в истории и отношение к ней. Он читает, что восхищаясь прошлым, современный человек обманывает себя самого. Фарук говорит: «Я знаю, что я втайне люблю и в глубине души скучаю по всему, что считаю безжизненным и заурядным, и, хотя я пытаюсь убедить себя в том, что все это мне противно, я сам являюсь частью всего этого.. Иногда я убеждаю себя, что хотел бы жить на двести лет раньше или позже, но это ложь.. Я обожаю газированную воду и рекламу мыла, стиральные машины и маргарин. Век, в который я живу, надел на меня очки, в которых все выглядит искаженным, я чувствую, что не могу разглядеть реальность, но, черт побери, мне нравится то, что я вижу» [1, с. 242-243].
Таким образом, основная идея романа Орхана Памука заключается в беспокойстве автора о том, что турки не смогли выбрать оптимально подходящий для них путь развития, не противоречащий их истории, традициям, культуре. В Турции ХХ века разрушается традиционный уклад - семья, дом, религия, однако взамен этого не возникает новых ценностей, поэтому герои либо теряют себя, либо погибают. Все представленные в романе идейные направления - просветительство, национализм, коммунизм (кемализм) являются для Турции чужеродными, не приносят счастья. Автор предсказывает достаточно мрачное будущее Турции: если уйдут сторонники идеологии кемализма и модернизации (Селяхаттин, Нильгюн), которых писатель никогда не любил, то оставшиеся (Мустафа, Хасан) могут быть гораздо опаснее тех, кто ушел.
Список литературы:
1. Памук О. Дом тишины. / Пер. с тур. А. Аврутиной. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015 . -352 с.
2. Сулейманова А.С. Постмодернизм в современном турецком романе (на примере творчества Орхана Памука). Дис. ..канд. филол. наук. - СПб., 2007. - 215 с.
3. Гаранина К.П. Кутзее, Памук, Рушди: писатели и современные национально-культурные конфликты // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Т. 14. - 2012. - № 2 (5). - С. 1243-1246.
4. Сушкова В.Н. В поисках гармонии языка и литературы (по материалам нобелевских лекций писателей XXI века) / / Язык и культура. - 2010. - № 4. - С. 66-71.
5. Чижова Е.С. «Аллаху принадлежит и Восток, и Запад..» Орхан Памук // Вопросы литературы. - 2010. - № 3. - С. 279-296.