Научная статья на тему 'Историко – педагогический опыт использования творческих заданий в дизайн-образовании'

Историко – педагогический опыт использования творческих заданий в дизайн-образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ / ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕХУДОЖЕСТВЕННОГО БЛОКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юстус Ирина Викторовна, Руднева Наталья Евгеньевна

В статье рассмотрены методические подходы к творческим заданиям в дизайн-образовании в историческом аспекте. Методические особенности преподавания дисциплин общехудожественного блока в БАУХАУЗЕ, ВХУТЕМАСЕ и современный опыт творческих заданий в образовательном процессе УлГУ в рамках программы дисциплины «Рисунок». Исследования методического опыта этапа становления дизайн-образования позволили выявить переориентацию художественной специфики процесса обучения дизайнеров. Это непосредственно связано со спецификой профессионального художественно-предметного творчества дизайнеров. Обращение к историко-педагогическому опыту И. Иттена, К. Истомина в сфере дизайн-образования позволило выявить актуальность применения творческих заданий в образовательном процессе на сегодняшнем этапе развития дизайн-образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историко – педагогический опыт использования творческих заданий в дизайн-образовании»

УДК 658.512.23:747

Юстус Ирина Викторовна

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Ульяновского Государственного Университета, irincloud@mail.ru, Ульяновск

Руднева Наталья Евгеньевна

Старший преподаватель кафедры живописи рисунка и скульптуры Ульяновского Государственного Университета, nataliaru@list.ru, Ульяновск

ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье рассмотрены методические подходы к творческим заданиям в дизайн-образовании в историческом аспекте. Методические особенности преподавания дисциплин общехудожественного блока в БАУХАУЗЕ, ВХУТЕМАСЕ и современный опыт творческих заданий в образовательном процессе УлГУ в рамках программы дисциплины «Рисунок». Исследования методического опыта этапа становления дизайн-образования позволили выявить переориентацию художественной специфики процесса обучения дизайнеров. Это непосредственно связано со спецификой профессионального художественно-предметного творчества дизайнеров. Обращение к историко-педагогическому опыту И. Иттена, К. Истомина в сфере дизайн-образования позволило выявить актуальность применения творческих заданий в образовательном процессе на сегодняшнем этапе развития дизайн-образования.

Ключевые слова: Дизайн-образование, творческие задания, учебно-методические разработки; дисциплины общехудожественного блока.

Yustus Irina Viktorovna

Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Chair of Pedagogy, Ulyanovsk State University, irincloud@mail.ru, Ulyanovsk

Rudneva Natalia Eugenievna

Senior lecturer, Chair of Painting, Drawing and Sculpture, Ulyanovsk State University, nataliaru@list.ru, Ulyanovsk

HISTORIKAL AND PEDAGOGICAL EXPERIENCE OF USING CREATIVE TASKS IN DESIGN-EDUCATION

Abstract. The article deals with a historical aspect of methodical approaches to creative tasks in design-education. The article examines methodological peculiarities of General Arts teaching in BAUHOUSE and VHUTEMAS and modern experieance of creative tasks in the educational process in Ulyanovsk State University as part of a programme «Drawing». Research of methodical experience of design-education formation has allowed to reveal reorientation of art specificity of designers' education process. It is directly connected with specificity of professional artistic and objective creativity of designers. The reference to historical and pedagogical experience in design education I.Itten's and K.Istomin's has made possible the importance of creative task application in educational process at a modern stage of design education development.

Keywords: design-education, creative tasks, educational-methodical tasks, General Arts disciplines

Методические основы учебных программ специальности «Дизайн» были заложены в основных курсах подготовки специалистов школы Баухауз, основанной в начале ХХ века Вальтером Гропиусом в Германии. Современные разработки высшей школы в области подготовки, как специалистов дизайнеров, так и архитекторов, худож-

ников опираются на творческие задания, разработанные специалистами Баухауза в числе которых можно назвать В. Гропи-уса, Х. Мейера, И. Иттена и др. Под влиянием промышленного развития, социальных и культурных изменений в обществе сформировалась педагогическая концепция первой школы дизайна, утверждавшая пози-

цию объединения квалификаций художника, ремесленника и технолога в едином лице -специалиста-дизайнера. Педагоги Баухауза утвердили новый принцип педагогической деятельности- прикладное обучение, соединивший обучение и ремесло, педагогическим методом которго было наставничество [3]. Таким образом, возникновение новой профессии повлекло необходимость пересмотра программ художественного образования и как следствие этого процесса можно отметить создание новых учебных курсов, овеча-ющих требованиям подготовки специалистов в появившейся новой отрасли. Одной из наиболее сильных методических работ в данном направлении стали учебно-методические разработки творческих заданий И. Иттена «Искусство формы» и «Искусство цвета».

В своих методических разработках И. Иттен заложил следующие принципы обучения специалистов творческих профессий: принцип интуитивности, принцип уважения к личности, принцип личностно-ориентированного подхода в творческом образовании. О первом принципе интуитивности и следования своему внутреннему голосу Иттен говорил: «Учить, доверяя своему внутреннему голосу, это совсем не то, что следовать умозрительно построенным методикам. Моими лучшими учениками я считаю тех, которые сумели, доверяя своей интуиции, открыть для себя свой собственный путь в искусстве. Только внешнее подражание и копирование того, что даёт учитель, не позволяет проявить себя в полную силу» [2, с. 4]. Вторым основополагающим принципом методической системы И. Иттена был принцип уважения личности и её проявлений в творчестве. «Понимание человеческой природы - представляется мне необходимым качеством настоящего педагога, поскольку он должен почувствовать в своём ученике его прородные данные и темперамент и стремиться раскрыть их» [Там же. С. 5]. Тем самым он отстаивает точку зрения о том, что манера преподавания, основанная на принципах копирования и подражания, активно использовавшаяся в художественном образовании конца XIX - начала XX века никак не может привести к воспитанию в человеке полноценной творческой личности. Третий принцип его методической системы - принцип личностно-ориенированного подхода в раскрытии творческих способностей. Иттен

пишет: «По-разному одарённые люди неоднозначно реагируют на различные средства художественной выразительности и как художники формируются также различно...» [Там же. С. 8]. Формирование целостной творческой сущности человека, творческой личности, специалиста-дизайнера стала определяющей позицией в методике Иттена.

И. Иттеном был разработан для занятий комплекс творческих заданий, названный им «Форкурс». Он был предназначен для студентов первого года обучения, работы которых при поступлении не имели индивидуального творческого самовыражения, и имеющегося уровеня художественной подготовки. Целью комплекса являлось развитие художественных способностей и оригинальности мышления, пробуждение творческих сил, выбор творческо-професси-ональной специализации и знакомство с основами художественной композиции. «Фор-курс» включал в себя задания, направленные на раскрытие основ художественной композиции через такие категории как «геометрия форм», «ритмика», «полярный контраст». Комплекс заданий включал и упражнения на ослабление и концентрацию внимания, и работу с различными материалами и их текстурами (дерево, металл, стекло, камень, ткань, глина), основой которого была практическая деятельность студентов.

Методически занятия И. Иттена имели своеобразное построение: начало - упражнения на мышечное расслабление, задержку дыхания и концентрацию внимания, проводимые с целью: настроить учащихся на интенсивную творческую работу. «Тренировка тела, как инструмента духа очень важна для творческих личностей» [Там же. С. 12]. Если в руке или в плече присутсвует скованность, то невозможно создать варазительный графический образ, передать в линии определённые ощущения или какие-либо эмоции. Дыхание также важно для творческого человека, как и мышечное расслабление «.как мы дышим, так и размышляем» [Там же]. Данные упражнения на концентрацию внимания и мышечное расслабление дополнялись краткими лекциями преподавателя на разнообразные темы повседневной жизни, создающие в аудитории необходимое настроение, позволяющее приступить к художественным упражнениям.

Художественные упражнения были по-

строены на принципе последовательности «почувствовать - понять - сделать». Например, ставя перед студентами задачу изобразить «ветер», Иттен просил некоторых встать и своим телом выразить ощущение ветра, а затем бури, только после этих упражнений следовало приступать к заданию по графическому изображению шторма, на которое отводилось короткое время 10-15 минут, после чего следовал анализ и критический разбор результатов.

Таким образом, исследования методического опыта этапа становления дизайн-образования позволили выявить проблемы переориентации художественной специфики процесса обучения дизайнеров, который существенно должен был отличаться от процесса обучения живописцев, графиков, скульпторов, что непосредственно связано со спецификой профессионального художественно-предметного творчества дизайнеров. Личностно-ориентированный подход к формированию творческой индивидуальности, интуитивно-чувственный метод творческого самовыражения студентов, приёмы достижения психологического комфорта и концентрации на творческую работу были сформированы И. Иттеном в целостный методический комплекс, применение которого позволило достичь поставленных целей в практике дизайн-образования.

Обращаясь к российскому опыту становления дизайн-образования, следует отметить методические разработки педагогов ВХУТЕМАСА, специфика которых заключалась в добровольном выборе студентом педагога и художественно стилевого направления творческой мастерской. Следствием такого выбора была совместимость обучения и творческого общения педагога и студентов. Среди методов, предлагаемых педагогами по развитию у студентов воображения, творчества, художественной изобретательности мы можем выделить психоаналитический метод преподавания Н. Ладовского [3], применяемый им в рамках пропедевтической дициплины «Пространство» [1]. Данный метод предполагал в своём процессе взаимное и совместное творческое общение педагога и студентов. Метод реализовывался через процесс поощрения самых смелых предложений студентов и процесс поиска их возможного теоретического обоснования преподавателем. Соединение данных факторов

в ходе учебного процесса рождали атмосферу креативности и творческой отдачи.

Однако следует отметить, что в образовательном процессе ВХУТЕМАСА изменение и переориентация программ коснулось не только дисциплин, связанных с проектным творчеством («Композиция», «Пропедевтика»), но и для дисциплин общехудожественного блока («Рисунок», «Живопись», «Скульптура»). По данному направлению К. Истоминым была сформирована система преподавания изобразительных академических дисциплин «Цвет», «Объём» и «Графика». В учебный процесс вводились авторские курсы, разработанные художниками, представлявшими авангардное течение -А. Родченко, В. Веснин, Л. Попова, А. Экс-тер, Д. Штеренберг, Г. Клуцис и другие. В этой положительной тенденции следует отметить слабую сторону - авторские курсы не всегда были подробно разработаны и адаптированы к пониманию студентами. Они являлимсь откликом на авторскую стилистику произведений в художественном творчестве своих авторов. Аналитический метод, заложенный в основу художественной пропедевтики, был следствием процессов происходивших в художественных течениях того времени, а именно - это стремление авнгардных течений живописи к символизму и содержательности «цветового пятна», либо «простейшей формы», уход от изобразительности и литературности в художественном произведении.

Методика К. Истомина основывалась на теории развития и «движения цветового пятна». Программа по живописи К. Истомина имела сложную многоуровневую структуру, включавшую три основных раздела: решение плоскости (двухмерность и плавность поверхности), объём (отношение объёма к плоскости) и пространство (глубина, композиция). Данная программа близка по своей сущности к иконологическому методу искусствознания. Выделяя и абсолютизируя элемент «светотень», как основное выразительное средство,

К. Истомин прослеживает последовательное развитие данного элемента в изобразительном искусстве, связывая проблему характера светотеневой моделировки с изменениями эпохи представлений о мире. Подобное применение метода наглядности в обучении художников-практиков, с исполь-

зованием сравнительного анализа конкретных произведений, имело положительные результаты при выявлении стилистической разницы изображения, понимании абстрактных категорий и закономерностей. Для раскрытия каждой темы программы использовалось несколько упражнений, каждое из которых опиралось как на натурную практику, так и на формальные упражнения, лабораторные исследования. Таким образом, можно говорить о том, что К. Истоминым были заложены основы новой методики изучения дисциплин общехудожественного блока: объединение натурной работы и формальных композиционных упражнений в изучении тем учебного материала.

Анализ истории становления и развития дизайн-образования, а также опыта обучения специалистов дизайнеров Ульяновского государственного университета выявил потребность включения в учебную программу изобразительных дисциплин творческих заданий. Данные творческие задания, объединённые в комплекс, направленны не только на отработку мастерства копирования натуры, но и на её формальное и композиционное осмысление через аналитическое расщепление на простые элементы, а также на реализацию творческого начала личности будущего специалиста. Эта потребность модернизации учебного процесса была реализована с помощью введения комплекса творческих заданий «Стилизация» в программу дисциплины «Рисунок» у студентов 3-4 курсов и дисциплины «спецрисунок» у студентов 1-2 курсов направления дизайн. В комплекс «Стилизация» заложены когнитивные задачи формирования знаний о визуальной культуре, особенностях восприятия визуального образа, эстетических и этических аспектов создания стилизованного изображения. Комплексом предусмотрены и практические задачи, включающие в свой состав формирование умений создавать художественно-техническими средствами графики точно адресованный, а в дальнейшем адекватно воспринимаемый и прочитываемый зрителем визуально-коммуникативный ряд, формирование умений и навыков работы с разнообразными графическими техниками и материалами, синтетически использовать графические техники для создания визуаль-

ного образа.

Программа комплекса состоит из нескольких модулей, каждый из которых включает в себя несколько заданий, возрастающих по уровню сложности. Модули и задания комплекса творческих заданий «Стилизация» предусматривают различные виды учебной деятельности студентов: исследовательскую, аналитическую, практическо-лабора-торную, творческую, синтетическую. Это позволяет разнообразить деятельность студентов и запустить разные виды мыслительных творческих процессов, а в дальнейшем свободно оперировать этими различными видами творческо-мыслительной деятельности [5]. Курс по стилизации может быть включён в программу подготовки студентов всех специализаций направления дизайн, в том числе и студентов бакалавров в виде спецкурса в рамках обучения спецрисунку, а также для курсов повышения квалификации.

Таким образом, обращение к историко-педагогическому опыту в сфере дизайн-образования позволяет нам говорить об актуальности применения творческих заданий при понимании абстрактных категорий и закономерностей в образовательном процессе дизайнеров, как на этапе становления разработки методики преподавания профессиональных и общехудожественных дисциплин, так и на сегодняшнем этапе развития дизайн-образования.

Библиографический список

1. Барышников В. Л. Профессор ВХУТЕМАСА Константин Истомин и его программа по дисциплине «Живопись» [Электронный ресурс]. -URL: http://www.marhi.ru/AMIT/2012/4kvart12/ baryshnikov/baryshnikov.pdf (дата обращения: 16.04.2013)

2. Иттен И. Искусство формы. Мой пропедевтический курс в Баухаузе и других школах. -М.: Д. Аронов, 2001. - 136 с.

3. Козырева Т. В. Анализ отечественной практики социального творчества студентов ВУЗа [Электронный ресурс]. - URL: http://www. superinf.ru/view_helpstud.php?id=3251 (дата обращения: 15.04.2013)

4. Лаврентьев А. В. История дизайна. - М. : Гардарики, 2006. - 303 с

5. Руднева Н. Е. Стилизация: комплекс творческих заданий: учебно-методическое пособие. -Ульяновск : Издатель Качалин А.В., 2012 - 44 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.