Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТАПЫ И ПЕРИОДЫ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ СПО / WORLDSKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минина Вероника Витальевна

В статье анализируются исторические основы создания и развития системы профессионального образования в России, тенденции и риски подготовки специалистов среднего звена, институциональный базис процесса. Рассмотрен теоретический фундамент исследования совмещения теоретической профессиональной подготовки с практическим обучением на предприятии, специфики профессионального образования в современном мире, влияющего на становление экономики, производства, а также на развитие структуры общества. На основе исторического анализа описаны этапы и периоды становления системы подготовки профессиональных кадров. Представлены результаты исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE NATIONAL VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM DEVELOPMENT

The article analyzes the historical foundations of the creation and development of the vocational education system in Russia, the trends and risks of training middle-level specialists, and the institutional basis of the process. The theoretical foundation of the study of combining theoretical vocational training with practical training at the enterprise, the specificity of vocational education in the modern world, affecting the formation of the economy, production and the development of the structure of society are considered. Based on the historical analysis, the stages and periods of the formation of the professional training system are described. The results of the study are presented.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Человек и образование. 2022. №1. С. 64-72.

Научная статья

УДК 378.046.4, 37.012.4, 37.012.7 doi: 10.54884/S181570410019925-2

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вероника Витальевна Минина

Новгородский государственный университет, Великий Новгород, Россия vvminina@novreg.ru

Аннотация. В статье анализируются исторические основы создания и развития системы профессионального образования в России, тенденции и риски подготовки специалистов среднего звена, институциональный базис процесса. Рассмотрен теоретический фундамент исследования совмещения теоретической профессиональной подготовки с практическим обучением на предприятии, специфики профессионального образования в современном мире, влияющего на становление экономики, производства, а также на развитие структуры общества. На основе исторического анализа описаны этапы и периоды становления системы подготовки профессиональных кадров. Представлены результаты исследования.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, этапы и периоды становления системы профессионального образования, модернизация СПО, WorldSkills.

Для цитирования: Минина В.В. Историко-педагогический анализ развития отечественной системы профессионального образования // Человек и образование. 2022. №1. с. 64-72. http:dx.doi.org/ 10.54884/S181570410019925-2

Original article

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE NATIONAL VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM DEVELOPMENT

Veronika V. Minina

Novgorod State University, Velikiy Novgorod, Russia vvminina@novreg.ru

Abstract. The article analyzes thehistorical foundations of the creation and development ofthe vocational educationsysteminRussia,thetrendsandrisksoftrainingmiddle-levelspecialists,andtheinstitutionalbasis of the process. The theoretical foundation of the study of combining theoretical vocational training with practical training at the enterprise, the specificity of vocational education in the modern world, affecting theformationoftheeconomy, productionandthedevelopmentofthestructureofsocietyareconsidered. Based on the historical analysis, the stages and periods of the formation of the professional training system are described. The results of the study are presented. Keywords: secondary vocational education, stages and periods of formation of the vocational education system, modernization of vocational education, WorldSkills.

For citation: Minina V. V. Historical and pedagogical analysis of the national vocational education system development // Man and education. 2022; (1): pp. 64-72. (In Russ). http:dx.doi.org/10.54884/ S181570410019925-2

Введение. Современные требования к образованию молодого специалиста в России и за рубежом поставили перед отечественной системой среднего профессионального образования в рамках национального проекта «Образование» цель - войти в десятку ведущих мировых стран по качеству образования, обеспечив ее конкурентоспособность на мировой арене. На достижение данной цели направлена государственная и региональная политика по построению более гибкой образовательной системы, оперативно реагирующей на быстро меняющиеся социально-экономические вызовы и запросы конкретных территорий [10]. Поэтому сегодня приоритетными тенденциями развития системы среднего профессионального образования становятся: выявление и продвижение новых и перспективных профессий и специальностей, входящих в ТОП-50 наиболее востребованных на рынке труда, развитие региональных систем СПО, способствующее укреплению профессиональных образовательных организаций и повышению престижа рабочих профессий и специальностей, удовлетворению профессиональных запросов молодого поколения и обеспечению региональной экономики квалифицированными кадрами.

В данном контексте изучение исторического и педагогического опыта, тенденций и особенностей становления системы профессионального образования в России, этапов развития профессиональной подготовки специалистов среднего звена имеет теоретическое и научно-практическое значение для прогнозирования результатов и построения эффективных моделей управления качеством среднего профессионального образования [5].

Это связывается с тем, что, как отмечают многие исследователи, содержание профессионального образования и его целевые установки отражают приоритетные идеи каждого этапа развития общества и государства [9].

Рассмотрение среднего профессионального образования как целостной системы опирается на существующие теоретические разработки и диссертационные работы, ка-

сающиеся исторического базиса его становления (Е. А. Иуков, Р. И. Нуретдинов, Н. А. Ра-жова, А. В. Скоробогатов и др.), повышения качества современной подготовки специалистов среднего звена (Н. И. Натус, Л. В. Ре-зинкина, Г. А. Чередниченко, А. И. Шабалин и др.), реформирования региональных систем профессионального образования (Т.М. Аминов, Р.М. Асадуллин, Т. Р. Юсупов и др.).

Специалистом в области разработки проблем качества среднего профессионального образования Л. В. Резинкиной подчеркивается значительное продвижение в решении данной проблемы в сфере государственной политики и региональной практики и раскрывается проблемное поле развития этой системы. К позитивным решениям в этой области автор относит: построение дуальных систем подготовки специалистов, формирование проектной культуры, циф-ровизацию, внедрение интерактивных и дистанционных форм обучения и др. [10]. Однако это только признаки модернизации, конкретные пути её достижения пока только нащупываются. Поэтому появилась необходимость решения научной задачи - поиска путей преодоления отставания качества среднего профессионального образования от зарубежных аналогов. Сегодня появляются исследователи-практики, которые поднимают научную проблему внедрения новых инструментов оценивания качества подготовки современных специалистов на уровне СПО.

Исходя их анализа проблемы нами выдвинута гипотеза о том, что выявление исторических особенностей и предпосылок становления и развития среднего профессионального образования окажет существенное влияние на построение хода исследования и адекватный выбор нового подхода к оценке качества профессиональной подготовки специалиста среднего звена в региональной территории.

Методы исследования. Работа опирается на классические разработки в области ретроспективного анализа с опорой на историко-типологический и сравнительно-сопоставительный методы, которые позволили выделить причинно-следственные

связи, выстроить логическую цепочку на основе объективных исторических фактов. Изучение истории вопроса становления и развития среднего профессионального образования способствовало обогащению исследования дополнительными фактами, позволившими рассмотреть проблему с разных точек зрения [1 - 5, 8, 11, 12 и др.]. Особо подчеркнем значение исследований в области истории профессионального образования ученых Е. А. Иукова, Р. И. Нуретдинова, Н. А. Ражовой, А. В. Скоробогатова и др.

Результаты исследования могут быть полезны при разработке программ повышения квалификации преподавателей профессионального образования, а также проектировании региональной модели управления качеством системы СПО, модернизации системы оценивания будущих специалистов среднего звена.

Результаты исследования. В ходе ретроспективного анализа установлено, что периодизация становления отечественной системы среднего профессионального образования зависит от социально-экономической политики государства. Модернизация системы СПО обусловлена территориальными и государственными запросами и потребностями, общими закономерностями развития социальных структур.

Достигнута цель работы - определены и охарактеризованы основные этапы и периоды становления отечественной системы начального и среднего технического и ремесленного образования. В качестве оснований для периодизации изучаемого явления исследователи Т.М. Аминов и Р.М. Асадуллин предложили учет следующих факторов: «социально-экономические процессы, детерминировавшие эволюцию всей образовательной системы; формирование нормативно-правовой основы и квалификационных требований к будущим специалистам; становление сети учебных заведений и органов их управления; оформление структурных компонентов образовательной среды и педагогического процесса (материально-техническая составляющая, субъекты, способы их взаимодействия, цели, содержание образования, формы, методы, средства,

результаты, критерии оценки полученного результата и др.)» [1, с.152].

В данной статье коснемся лишь характеристик социально-экономических процессов и обусловленного ими становления сети профессиональных учебных заведений.

Самое раннее проявление начал профессионального образования встречается в Киевской Руси в форме ремесленного ученичества, а также присутствует в домашних, общинных, монастырских и государственных формах профессионального обучения того времени. Отдельные проявления профессионального образования отмечены с середины XVII века, когда появляются первые посольские, лекарские и типографские школы. Постепенно передача опыта и знаний от мастера ученику становится недостаточной - возникла необходимость создания государственных профессиональных школ [12].

Однако ретроспективный анализ показал, что периодизацию отечественного профессионального образования можно вести со времен Петра I, осознававшего первостепенную государственную значимость образования, в первую очередь направленного на подготовку подростков к технической деятельности. В период с 1701 по 1721 год были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, морская академия и инженерная школа в Петербурге, горные школы при Тульском оружейном, Уральских и Солонецких заводах. В это же время открывается первая ремесленная школа в Европе - «навигационных и математических наук», основанная в Москве 14 января 1700 года [12].

Открытие государственных профессиональных школ как первых заведений профессионального образования положило начало систематизации образования, в котором преобладали инженерное, техническое, военное и духовное направления.

При Екатерине II продолжается активное развитие горнозаводских школ, открывается горное училище и первая государственная хирургическая школа [12, 13]. Чаще всего школы открывались при казенных предприятиях и процесс обучения в них носил ярко выраженный практикоориенти-

рованный характер [2]. Кроме того, установлено, что появление тех или иных профессиональных школ напрямую связывается с развитием конкретных отраслей производства. Например, потребность в развитии судоходства по внутренним рекам обусловила необходимость строительства гидротехнических сооружений, пристаней, что повлекло открытие в 1767 г. государственных гидротехнических школ при казенных предприятиях [2].

Социально-экономические преобразования в эпоху Александра III во второй половине XIX-го века вызвали интенсивный экономический рост в государстве, а вместе с тем бурное возникновение профессиональных учебных заведений, которые по единой системе уже классифицировали как средние технические училища, готовившие техников-помощников; низшие технические училища, обучающие рабочих для конкретного производства; ремесленные училища, дающие навыки бытового ремесла.

С приходом к власти Николая II активно развивается женское образование. К 1913 году в России насчитывается уже 1314 гимназий и 121 прогимназия, 284 реальных училища и 59 технических училищ, 63 учебных заведения высшего образования [11].

Обратим внимание на особенность становления среднего профессионального образования, связанную с многонациональ-ностью и удаленностью отдельных территорий нашего отечества. Например, становление женского профессионального образования в Якутии непосредственно связано с тем, что по переписи 1897 г. среди якутов грамотность составляла 0,7 %, а среди северных народов - 0,1 %. Поэтому открытие женской гимназии в г. Якутске (1882 г.), где девушки получали качественное всестороннее образование и право преподавания в начальных классах, было весьма актуальным и востребованным [4].

Таким образом, о системе среднего профессионального образования в дореволюционный период можно сказать, что это были профессиональные учебные заведения, четко ориентированные на запросы конкретных предприятий, реализующие

принцип взаимосвязи обучения с производством. Появление данных заведений обусловлено изменениями в экономическом развитии страны и социально-экономическими особенностями регионов.

Развитие системы среднего профессионального образования продолжилось и в послереволюционный период. Главной особенностью является общедоступность профессионального образования.

В 1920 году организованы школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), которые к 1939 году реорганизованы в цехи базовых предприятий. Особенностью данного периода является введение обязательного профессионально-технического обучения рабочих, активная их подготовка прямо на производстве [12].

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 г. был принят декрет «О государственных трудовых резервах СССР», провозгласивший создание единой государственной системы подготовки квалифицированных специалистов. Данным декретом утверждались следующие типы учебных заведений: школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) и училища (ремесленные и железнодорожные). Прием в данные учебные заведения осуществлялся в основном путём призыва (мобилизации), мотивация добровольного набора молодежи заключалась в бесплатном обучении, предоставлении общежития и т.д. Ускоренное создание, укомплектование обучающимися и сокращенные сроки подготовки в данных учебных заведениях в годы Великой Отечественной войны значительно помогли в организации изготовления вооружения, боеприпасов, обслуживания грузовых и военных перевозок [3].

В послевоенные годы вместо ремесленных училищ и школ ФЗО, решивших свою стратегическую задачу, была создана новая государственная система обучения профессиям, согласно которой были учреждены 2 типа профессионально-технических училищ на единой общеобразовательной базе (8-летней школе): городские (ГПТУ) со сроком обучения 1-3 года и сельские (СПТУ) со сроком обучения 1-2 года.

Бурное развитие научно-технического прогресса во второй половине 1960-х годов определило стратегические направления социально-экономической политики: механизация и автоматизация производства, сближение науки и производства, применение счетно-решающих устройств, использование атомной энергии. Это вызвало появление новых специальностей, связанных с радио- и электронной промышленностью, ремонтом авиационных приборов, работой на станках с числовым программным управлением. Основной вектор развития составляли широкое внедрение робототехники в производство и кибернетики. В 1981 году профильных заведений было уже более 700, а число студентов около 3,6 млн. Профессиональная подготовка в специалистов среднего звена осуществлялась по 450 рабочим профессиям. Государственная поддержка студентов выражалась в выплате стипендий, обеспечении бесплатным питанием, различных льготах [9].

Значительный вклад в развитие теории и методологии психолого-педагогической науки в сфере профессионального образования внесли сотрудники Института профтехобразования РАО, г. Санкт-Петербург. Известный ученый А.В. Батаршев разработал теоретико-методологические основы творческой самореализации личности в профессиональной деятельности. В трудах О. Ф. Федоровой «Некоторые вопросы активизации учащихся в процессе теоретического и производственного обучения» (1971) и «Дидактика производственного обучения» (1972) исследованы проблемы содержания, методов и форм профессиональной подготовки рабочих в данный период. В. В. Шапкин разработал вопросы научных основ общетехнической подготовки учащихся профтехучилищ, занимался проблемой совершенствования системы образования на основе применения средств вычислительной техники, возглавил проектирование концепции перестройки профессионально-технического образования. А.П. Беляева является основателем методологического направления в педагогике профтехобразования [13].

Однако на практике продолжается региональное расслоение профессионального образования в соответствии с запросами и потребностями конкретной территории. Например, в исследовании Т. Р. Юсупова приводятся особенности организации профессиональной подготовки кадров в Чечено-Ингушетии в 1960-1980 годы, вызванной необходимостью обеспечения промышленных предприятий, строительных и транспортных организаций республики квалифицированными специалистами, в том числе для предприятий точного машиностроения, биохимии, медицинской техники. Поставленная задача привела к быстрому росту сети профессионально-технических училищ. В работе Т.Р. Юсупова приводятся следующие цифры: в 1961-1965 гг. выпуск из средних специальных учебных заведений Чечено-Ингушетии составил 7,5 тыс. человек, в 1981-1985 гг. - 19,9 тыс. человек [18]. Ученый подчеркивает, что для эффективного формирования системы подготовки квалифицированных специалистов существенное значение представляет исторический анализ модернизации экономики и социально-культурной жизни Чечено-Ингушетии, результаты которого вкупе с педагогическим исследованием периодов становления профессионального образования могут быть использованы и в ходе разработки промышленной и образовательной политики современной Чечни [18].

Таким образом, особенностью данного этапа становления системы среднего профессионального образования является то, что автоматизация и механизация производств определяет потребность в квалифицированном рабочем широкого профиля. В связи с этим средние профессиональные учебные заведения начинают специализироваться по отраслевому принципу, всем выпускникам гарантировано трудоустройство.

А.В. Скоробогатов и Е.А. Иуков в своей научной работе на тему «История становления и развития профессионального образования в России (XVШ-XX века)» выделяют 5 периодов:

- возникновение различных форм профессионального обучения, зарождение профессиональной школы (XVI - XIX века);

- развитие профессионального образования в период промышленного бума в России (XIX - нач. ХХ века);

- реформация системы профессионального образования после Октябрьской революции (1917 - 1940 гг.);

- формирование системы государственных трудовых резервов (1940 - 1958 гг.);

- переход трудовых резервов в профессиональное образование (1959 - 1990 гг.) [12].

По мнению авторов работы, начиная с 1991 года после значительных изменений в России система профессионального образования находится в стадии становления и нового развития.

Следующий этап развития системы среднего профессионального образования можно выделить в 90-е годы XX века, когда Интернет проникает во все области жизни человека. Крайне актуальными становятся понятия математического, а затем и компьютерного моделирования. Такая тенденция развития компьютерных технологий ведет к развитию 1Т-специальностей как в высшем, так и в среднем профессиональном образовании. К 2000-м годам система образования России уходит от унитарной системы профессионально-технического образования. Формируется многообразие моделей профессионально-технических учебных заведений: открываются технические колледжи, лицеи, высшие профессиональные училища [6, с. 683-686].

Согласно исследованию доктора социологических наук Г.А. Чередниченко, численность абитуриентов, принятых на программы СПО квалифицированных рабочих, с 2000 по 2012 год выросла с 34,2% до 38,6%. За этот же период показатель по специалистам среднего звена вырос с 35,1% до 50,8% [15]. Автор также отмечает, что популяризация среднего профессионального образования в данный период связана с образовательным треком школа - СПО - ВУЗ. Мониторинг экономики образования, проведенный в 2001-2014 гг., показал, что в среднем 31%

выпускников СПО в год окончания учебного заведения продолжали свое обучение в высших профессиональных заведениях [15].

Это подтверждается выводами В.И. Фи-лоненко и др. о том, что важнейшая профессиональная мотивация современной молодежи заключается в ориентации на профессию как средство саморазвития. Однако студенты не владеют запросами рынка труда, спросом на ту или иную профессию, что приводит к нарушению баланса в подготовке кадров, пресыщению представителями модных специальностей, дефициту специалистов в других секторах экономики и вытекающей отсюда проблеме трудоустройства выпускников [14].

Сегодня наблюдается значительный рост популярности среднего профессионального образования. Это связывается с широкими возможностями профессионального выбора, процессом внедрения инновационных и практикоориентированных технологий в образование и с глобальной цифровизацией [8].

Так, в 2017 году подготовка кадров в системе СПО велась по 485 профессиям и специальностям. Самые же популярные специальности относятся к группе «Инженерное дело, технологии и технические науки». Актуальность технического образования подтверждается и со стороны работодателя. Из исследования рынка труда 2018 года порталом для поиска работы HeadHunter видно, что 32% всех вакансий по России требуют от молодых специалистов технического образования [17].

Таким образом, среди запросов рынка явно прослеживается тенденция к популяризации и актуальности технических специальностей именно в системе СПО. Это связывается в первую очередь с тем, что Россия начала активно принимать участие в международном движении WorldSkills (Молодые профессионалы).

Современной парадигме среднего профессионального образования соответствует стратегия его развития как открытой образовательной системы с постоянным взаимодействием с внешней средой, прежде всего с рынками труда.

Выводы. Общая совокупность характеристик становления и развития отечественной системы среднего профессионального образования, как показало исследование, позволяет установить, что:

- периодизация становления отечественной системы среднего профессионального образования зависит от социально-экономической политики государства;

- происходившие этапы модернизации системы СПО обусловлены территориаль-

ными и государственными запросами и потребностями, общими закономерностями развития социальных структур;

- выявленные исторические особенности и предпосылки развития среднего профессионального образования повлияли на выбор подходов к современной оценке качества профессиональной подготовки специалиста среднего звена в региональной территории.

Список источников

1. Аминов Т. М., Асадуллин Р. М. Периодизация развития начального и среднего технического и ремесленного образования Башкортостана // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 3. С. 148-171. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-3-148-171

2. Игтисамова Г. Р., Вахитова Р. Р. Открытие профессиональных школ при казенных предприятиях России в XVIII веке // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. С. 175-179.

3. Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.: статистический сборник. М.: Информационно-издательский центр, 1990. 235 с.

4. Неустроева А. Н. Из истории профессиональной подготовки учительниц начальных классов в женских гимназиях Якутии // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 210-215.

5. Нуретдинов Р. И. Становление и развитие среднего профессионального образования России // Человек и образование. 2021. №1 (66). С. 151-156.

6. Образование в конце 20 века // Большая российская энциклопедия. Том Россия. М., 2004. С. 683-686.

7. Образование в Российской Федерации: 2010: статистический сборник. М.: ГУВШЭ, 2010. 492 с.

8. Образование в цифрах: 2019. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2019. 97 с.

9. Ражова Н.А. История развития профессионального образования в России // Молодой ученый. 2019. № 25 (263). С. 429-431.

10. Резинкина Л. В. Формирование проектной культуры будущих специалистов в условиях модернизации СПО // Достижения науки и образования. 2020. № 13(67). С. 26-28.

11. Россия 1913 год. Статистико-документальный справочник. СПб.: Российская Академия Наук. Институт Российской истории, 1995. 415 с.

12. Скоробогатов А.В., Иуков Е.А. История становления и развития профессионального образования в России (XVIII-XX вв.) [Электронный ресурс] // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. №2 (26). С.181-185.

13. Сопин В.И., Батаршев А.В. Институт профессионально-технического образования РАО в развитии методологии и практики отечественной профессиональной школы // Человек и образование. 2013. №3 (36). С. 15-20.

14. Филоненко В.И., Мосиенко О.С., Магранов А.С. Представления студенческой молодежи о профессиональном выборе //Вопросы образования. 2020. № 1. С. 283-301.

15. Чередниченко Г.А. Российская молодежь в системе образования: от уровня к уровню // Вопросы образования. 2017. №3 С. 152-182.

16. Школы взрослых // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.

17. Шабалин А.И. Система среднего профессионального образования Российской Федерации в 2005-2030 гг.: влияние демографических факторов // Факты образования. 2017. №4 (13). 28 с.

18. Юсупов Т.Р. Формирование корпуса индустриальных кадров в Чечено-Ингушетии в 1960-1980 годы // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 3. С. 66-69.

References

1. Aminov, T. M., Asadullin, R. M. (2020) Periodization of the development of primary and secondary technical and craft education of Bashkortostan, Education and Science. vol. 22, no. 3, pp. 148-171. (In Russ.)

2. Igtisamova, G. R., Vakhitova, R. R. (2012) Opening of professional schools at state-owned enterprises of Russia in the XVIII century. Modern Problems of Science and Education, no. 2, pp. 175-179. (In Russ.)

3. The national economy of the USSR in the Great Patriotic War of1941-1945: Statistical collection (1990). Moscow: Information and Publishing Center. (In Russ.)

4. Neustroeva A. N. (2014) From the history of professional training of primary school teachers in female gymnasiums of Yakutia. Modern Problems of Science and Education, no. 3, pp. 210215. (In Russ.)

5. Nuretdinov, R. I. (2021) Formation and development of secondary vocational education in Russia. Man and Education, no. 1 (66), 151-156 р.

6. Education at the end of the 20th century (2004) The Great Russian Encyclopedia. Volume Russia, pp. 683-686. (In Russ.)

7. Education in the Russian Federation: 2010: Statistical collection (2010) Moscow: su-HSE(In Russ.)

8. Education by the numbers: 2019 (2019) M.: National Research University "Higher school of Economics". (In Russ.)

9. Rаgova, N. (2019) The history of development of vocational education in Russia. Young Scientist, no. 25 (263), pp. 429-431. (In Russ.)

10. Rezinkina, L. V. (2020) Formation of project culture of future specialists in the conditions of modernization of SPO, Achievements of Science and Education, no. 13(67), pp. 26-28. (In Russ.)

11. Russia 1913. Statistical and documentary reference (1995) St. Petersburg: Russian Academy of Sciences. Institute of Russian History. (In Russ.)

12. Skorobogatov, A.V., Iukov, E.A. (2017) History of the formation and development of vocational education in Russia (XVIII-XX centuries). Vocational Education in Russia and Abroad, no.2 (26). pp. 181-185.(In Russ.)

13. Sopin, V.I., Batarshev, A.V. (2013) Institute of vocational education of RAE in the development of methodology and practice of the national vocational school. Man and Education, no.3 (36), pp. 15-20. (In Russ.)

14. Filonenko, V.I., Mosienko, O.S., Magranov, A.S. (2020) Representations of student youth about professional choice. Education Issues, no. 1, pp. 283-301. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Cherednichenko, G.A. (2017) Russian youth in the education system: from level to level, Education Issues, no. 3, pp. 152-182. (In Russ.)

16. Adult schools. The Great Soviet Encyclopedia: (1969-1978). 3rd ed. M.: Soviet Encyclopedia. (In Russ.)

17. Shabalin, A.I. (2017) The system of secondary vocational education of the Russian Federation in 2005-2030: the influence of demographic factors, Facts of Education, no. 4 (13). (In Russ.)

18. Yusupov, T.R. (2015) The formation of the corps of industrial personnel in Chechen-Ingushetia in the 1960s-1980s, Historical and Socio-educational Thought, Vol. 7, no. 3, pp. 66-69. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 02.02.2022; одобрена после рецензирования 19.02.2022, принята к публикации 21.03.2022.

The article was received on 02.02.2022; approved after reviewing on 19.02. 2022; accepted for publication on 21.03.2022.

Информация об авторе: Минина Вероника Витальевна

Соискатель, Новгородский государственный университет Information about the author:

Minina Veronika Vitalievna

Aspirant, Novgorod State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.