А.В. ДВАДНЕНКО кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования и гуманитарных дисциплин филиала ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Будёновске
С.С. БОЧАРОВ кандидат химических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Будёновске*
Историко-педагогический анализ развития основных подходов к хобби как содержательной формы культурного досуга старших подростков
В отечественной педагогике появление первых форм внеурочной работы с детьми относят к 30-м гг. XVIII в., когда в Петербурге энтузиастами было организован литературный кружок под названием «Праздное время, в пользу употребления».
В средине XIX в., в Царской России открываются первые детские клубы, при которых их участники посещали музеи и кинотеатры, устраивали загородные прогулки, участвовали в передвижных выставках и концертных выступлениях и др. В такие клубы вступали и старшие подростки. В рассматриваемый период, они были предоставлены самим себе и не находили для себя достойного творческого применения в свободное от учебы время. Посещая в клубы, подростки учились работать с информацией в библиотеках, мастерить и др. Они узнавали много нового в новых для себя формах,
* Двадненко Алексей Владимирович, Бочаров Сергей Стефанович, e-mail: [email protected]
отличительных от классно-урочного обучения1. В начале XX в., в крупных городах страны стали проводится детские массовые игры, осуществляться дальние экскурсии, поездки и походы. Постепенно такая практика утвердилась и на периферии. В это же время по инициативе П.Ф. Лесгафта и др. видных ученых и педагогов в России повсеместно строятся детские катки, спортивные площадки и гимнастические залы. Появляются условия для вовлечения детей в оздоровительную деятельность в форме свободного досуга. Наряду с формированием культа активного времяпрепровождения,
зарождаются традиции надобного или клубного обучения
2
детей рисованию, лепке, конструированию, пению, танцам .
С 20-30-х гг. XX в., в советской России расширяется практика внеклассной работы с детьми различных возрастных групп. Организуются пионерские лагеря, спортивные и познавательные клубы и общества, группирующих вокруг себя старших подростков по преобладающим у них инте-ресам1. В дальнейшем такие формы работы перевоплотились в систему дополнительного образования, которая имела большие возможности в развитии склонностей и потребностей старших подростков в творческом самосозидании, подготавливала их к взрослой жизни. В настоящее время педагогами и методистами осуществляется поиск новых, нестандартных подходов и форм культурного досуга, особенно востребованных аудиторией старших подростков, как наиболее «зависимых» от педагогической новизны.
Разнообразие творческого досуга для личности старшего подростка, как раз и создает надлежащие предпосылки к утверждению в нем культурной ментальности. В отличие от взрослых, не всегда имеющих хобби, в подростковом возрасте, его значение трудно переоценить для старших подростков. Поэтому в их жизни хобби - важнейшее условие для удовлетворения естественных потребностей в интеллектуальном и психофизическом обогащении в атмосфере плодотворного коммуникативного обмена информацией со сверстниками3. Такая закономерность особенно ярко прояв-
1 Латышина Д.И. История педагогики и образования. М., 2016.
2 Асанова И.М. Организация культурно-досуговой деятельности. М., 2016, с. 69-74.
3 Верещагина В.М. Социально-культурная поддержка хобби как личностной любительской инициативы: Автореф. ...дисс. канд. пед. наук. Кемерово, 2008.
ляется в среде старших подростков, стремящихся к идентификации с единомышленниками с помощью хобби. Они, как показывает практика, получают удовлетворение не только от результатов, но и от процесса творчески проявить себе через различные виды хобби, которые порой перерастают для них в нечто большее. Оно может стать делом всей жизни для старших подростков, помочь им более уверено очертить путь социального взросления1.
Классифицировать хобби современного старшего подростка непросто в связи с ускорением социальных процесса, накладывающего «отпечаток» на их интересы, меняющееся довольно быстро и непоследовательно, дополняемые все новыми увлечениями в досуговой деятельности. Условно можно подразделить их на следующие типы увлечений:
- Первые из них - интеллектуально-эстетические. Они основываются на глубоком интересе к любимому делу старшего подростка, например, рисование, радиотехника, история и др. К данной группе относятся подростки, склонные к изобретениям, конструированию или инновациям. Им нравится заниматься такого рода деятельностью в свободное время, так как именно в ней они находят отраду для самовыражения в удобной им форме культурно-досуговой деятельности. Отдельного упоминания заслуживают в этой связи шахматы. Так, Б.С. Гершунский в своих трудах подчеркивал, что шахматы являются не только занимательной игрой для учащихся, но и мощным стимулом для формирования интеллектуальных видов хобби, особенно притягательных для старших подростков, натренированных умственно и психофизически на конструктивное противостояние социальным вызовам2. Телесно-мануальные увлечения составляют второй тип хобби. Они основываются на стремлении старших подростков укрепить свою силу, выносливость, приобрести ловкость или какие-либо важные мануальные навыки. Занятие спортом, экстремальные походы, езда на машине или верхом на лошади, плетение сетей, желание мастерить и т.д. - лишь незначительная часть данного типа хобби. Привлекательность их для старшего подростка заключается в потребности укрепить себя
1 Азарова Р.Н. Социально-педагогические основы организации досуга современной молодежи. М., 2005.
2 Шахматы - школе // Под ред. Б.С. Гершунского и др. М., 2015.
физически, чтобы успешнее реализоваться в разной социальной обстановке. Быть конкурентоспособными и привлекательным для общения со сверстниками.
- Отдельную группу подростковых хобби составляют лидерские увлечения. Их суть - возможность подростку повести за собой других, например, стать капитаном командного вида спорта или неформальным лидером в среде молодежной субкультуры. Главное, чтобы педагоги дополнительного образования умели направлять лидерские качества таких подростков исключительно в созидательном направлении, чтобы им легче было найти «свое место под солнцем» в «культурном оплодотворении».
- Накопительные увлечения с полным правом следует отнести к самостоятельной группе хобби, объединенных под эгидой коллекционирования старшими подростками чего-либо. Их «собирательство» может иметь как самые обычные, так и весьма причудливые формы. Для соблюдения логики анализа проблемы, принципиальное значение имеет факт их интеллектуального и психофизического развития в свободной форме досуговой деятельности, способствующий более поступательному образовательному продвижению в культурообразующей среде.
- Эгоцентрические увлечения формируют особую группу хобби у старших подростков. Их привлекает возможность оказываться в центре внимания окружающих, быть важным действующим лицом какой-либо деятельности или события. Так, участие подростков в художественной самодеятельности, любительских эстрадных ансамблях, публичных выступлениях и т.д. - позволяет им сосредотачиваться на базе всеобщего внимания, оправдывать их ожидания путем самобытных форм творчества. Увлечение части старших подростков экстравагантной (концептуальной) одеждой, изучение иностранных языков, стариной и т.п., позволяет им одновременно удовлетворять свои духовные потребности в развитии и предстать перед окружающими знатоками в важных сферах человеческой деятельности. Получить у них одобрение, повысить свою репутацию, как «продвинутых» в различных проблемных вопросах личностей1.
- В отдельную группу хобби входят азартные увлечения. К ним можно отнести ставки на спорт, различные пари на
1 Латышина Д.И. Указ. соч., с. 327.
деньги, увлечение разными лотереями, картежные игры. В этих хобби таится немало опасностей для психического благополучия старшего подростка, чрезмерно предающемуся азартным играм. Он может приобрести психологическую зависимость от самого процесса, подогреваемый его желанием, выиграть. Получение новой порции адреналина в форме азартных увлечений становится насущной потребностью старшего подростка и порой подталкивает его к необдуманным поступкам1. В этой связи важнейшей педагогической задачей является не назидательные беседы со старшими подростками о вреде азартных увлечений, а вооружение их защитными психологическими технологиями, позволяющими вырабатывать в себе критическое мышление, самостоятельным образом постигать более развивающие модели любимых увлечений2.
- Информационно-коммуникативные увлечения формируют собой широкую группу культурно-досуговой деятельности старших подростков, объединенных жаждой получения новой информацией и желанием установления все больших новых контактов со сверстниками и взрослыми. Такого рода хобби способствуют оттачиванию коммуникативных навыков в максимально комфортной психологической обстановке, что придает им дополнительную пикантность в глазах подростков, им нравится рассуждать на различные темы, поглощать огромные массивы разнообразной информации3.
Анализ приведенной классификации показывает, что данные виды хобби не всегда служат положительным образовательным «композитом» в интеллектуальном и психофизическом развитии старшего подростка. Следует отметить, что деятельность по добыванию и обработке информации порой хаотична, а навыки анализа фактов поверхностны, знания же, демонстрируемые с их помощью, сомнительны. Следовательно, педагогическая задача заключается в демонстрации старшим подросткам качественно иных результатов деятельности, полученных с помощью информационно-коммуникативных технологий, вооружение их необ-
1 Цицер Ю.А. Педагогическая коррекция девиантного поведения старших подростков. Челябинск, 2016, с. 69.
2 Фельдштейн Д.М. Психология воспитания подростков. М., 1978, с. 92-93.
3 Соколов Р.В. Привлечение населения к организации досуга детей и подростков по месту жительства. М., 2015, с. 14.
ходимыми специальными знаниями, позволяющими индивидуальным способом постигать истину и добиваться успеха. Перечисленные виды хобби, разумеется, не имеют строгой иерархии, так как они на разных этапах взросления старших подростков, выступают для них главными и второстепенными ориентирами в «социальном погружении», меняются между собой местами, образуют различные сочетания. Поэтому более корректно, в видении авторов, говорить об их совокупной ценности для всестороннего развития личности старшего подростка.
С исторической призмы рассмотрения проблемы, отмечаем, что на протяжении последних нескольких десятилетий значительно возрастают возможности для персонификации личности старшего подростка в культурно-досуговой деятельности. Такая тенденция лишь подтверждает развивающую направленность содержания большинства видов хобби старших подростков для оптимизации состояния их интеллектуального и психофизиологического тонуса.
Для рассмотрения генезиса развития хобби как формы культурного досуга старших подростков, весомый интерес представляет исследование на уровне кандидатской диссертации по педагогике И.Л. Давлетчина: «Развитие культуры досуга подростков в социально-культурной деятельности детского оздоровительного лагеря». В исследовании освещены теоретико-методологические подходы в развитии культуры досуга подростков в условиях оздоровительного лагеря, опытно-экспериментальным путем доказана возможность оптимизации их досуговой деятельности1. Однако положительные результаты достигнуты в специальных условиях детского лагеря, значительным образом отличающихся от внеучебной свободной деятельности старших подростков, предоставленных самим себе.
Исследователь А.В. Урсу в диссертации на соискателя степени кандидата медицинских наук затрагивает клинические аспекты одержимости значительной части подростков компьютерными играми. Он предлагает комплекс эффективных медико-психологических воздействий, способных трансформировать их компьютерную зависимость в более
1 Давлетчин И.Л. Развитие культуры досуга подростков в социально-культурной деятельности детского оздоровительного лагеря. Челябинск, 2015, с. 86.
позитивное русло личностного развития . В авторском диссертационном исследовании М.В. Ярмолинская предлагает использовать Интернет-проект как эффективный психолого-
педагогический инструментарий формирования ответствен-
2
ности старшего подростка .
Такой взгляд на проблему импонирует авторам статьи, так как она обозначает условия для трансляции образовательной компоненты в содержание и форму досуга старшего подростка, более осознанно воспринимающего поручение учителя, так как задаваемое отвечает его потребностям в интеллектуальном саморазвитии самостоятельным путем. Социологический анализ досуговой практики городских подростков в современности рассмотрел в кандидатской работе по социологии С.В. Павлов3. В результате он пришел к выводу, что содержательное наполнение куль-турно-досуговой деятельности подростков, особенно старшей группы, в силу информатизации общества, значительно изменилось. По его мнению, за последнее время хобби следует рассматривать как некий социальный статус подростка среди сверстников, определенным образом группирующихся вокруг общих интересов и увлечений, порожденных деятельностной стороной различных видов хобби.
Е.Д Хлестова, осуществив диссертационное исследование на уровне кандидатской работы по педагогике: «Формирование ключевых компетенций познавательной активности современного подростка», предложила универсальные психолого-педагогические подходы к вооружению старших подростков необходимыми умениями, позволяющих им преодолеть инертность и активизирующих познавательную деятельность. Важнейшей формой культурной деятельности для данной возрастной группы, в ее видении, является их увлеченность каким-либо делом, несвязанным напрямую с учебным процессом, но позволяющих им получать по-
1 Урсу А.В. Сверхценное увлечение детей и подростков компьютерными играми. Распространенность и клинические проявления. М., 2012, с. 32-39.
Ярмлолинская М.В. Интернет-проект как инструмент формирования ответственности старшего подростка. СПб., 2016, с. 94.
3 Павлов С.В. Досуговые практики городских подростков в современной России. М., 2013.
лезную информацию, удовлетворяя попутно свои внутренние психологические амбиции в самореализации1.
Безусловно, что своевременное формирование универсальных образовательных компетенций у старших подростков педагогами или социальными работниками, позволит им наилучшим образом раскрыть свою индивидуальность именно в хобби. Например, в клубной работе, что высвободит им дополнительное время на самостоятельную поисковую деятельность, продуктивность, которой, будет значительно выше, так как не потребует от них непомерных интеллектуальных и психофизических затрат. Более детально возможности для самореализации подростков в клубной среде на уровне кандидатской работы изучены исследователем Е.Н. Ханиной. Она полагает, что туристский клуб создает для подростков наилучшие условия не только для самоактуализации в различных видах туристической деятельности, но и является для них средством успешной социализации2. В видении авторов статьи, участие старших подростков в различных туристических, поисково-спасательных, скаутских клубах или волонтерских движениях, как раз и формирует у них активную социальную позицию на фоне расширяющегося горизонта для разного вида увлечений, погружаясь в которые, старшие подростки словно «впитывают» в себя культуру досуговой деятельности, становящейся их неотъемлемой частью жизнедеятельности.
Исследователь Нестерова Н.Д. на уровне кандидатской работы по педагогике выделяет большой потенциал для развития творческой индивидуальности подростков средствами современного танца3. Несомненная ценность ее труда заключается в его универсальной составляющей, так как увлеченность музыкой или танцами современных старших подростков не подлежит сомнению. Однако лишь системная целенаправленная педагогическая работа позволяет раскрыть, в массовом плане, все их таланты, привить культуру танца, пения, музыкальной, танцевальной или хореографической деятельности и т.п., укрепить у подростков
1 Хлестова Е.Д. Формирование ключевых компетенций познавательной активности современного подростка. М., 2009, с. 68-70.
2 Ханина Е.Н. Туристский клуб как социально-педагогическая среда социализации подростков. СПб., 2015, с. 84.
3 Нестерова Н.Д. Современный танец как средство развития творческой индивидуальности подростка. Шадринск, 2011.
веру в себя, в свои силы. Главное же - воспитать у них культуру досуговой деятельности, прологом к которой и выступают перечисленные средства творческого самовыражения. По мнению А.Т. Дарчиевой, у подростков разных возрастов наилучшим образом формируются художественные интересы в процессе изобразительной творческой деятельности, постижение, которой - целенаправленная внутренняя их работа над собой, позволяющая воплощать индивидуальный взгляд на мир средствами художественного творчества.
В преломлении к контексту затронутой проблематики, подчеркиваем, что любая творческая деятельность старших подростков, позволяющая им раскрывать свои склонности к деятельностным формам самовыражения, безусловно, должна всячески поощряться педагогами дополнительного образования, умело направляться ими по параллельным путям с их увлечениями и укреплять содержание культурного досуга. Формирование толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности всесторонне изучены в одноименной кандидатской диссертационной работе исследователем М.Г. Михайловым. Он центрируется на необходимости воспитания у подростков ведущих черт личности, позволяющих им реализовать свои духовно-нравственные
потребности через разные увлечения в поликультурной
1
социальной среде .
Такой подход позволяет взглянуть на очерченную проблему несколько шире, не упустить из поля зрения важнейшие аспекты социальных взаимодействий старших подростков, задействованных ими в процессе формирования хобби с другими субъектами познавательной деятельности, не столь привычными для них, как например, в типовой школе. Во многом созвучные идеи М.Г. Михайлову отразила в авторском диссертационном исследовании на уровне кандидатской работы по педагогике С.О. Кожакина. Она отмечает в первой главе диссертации, что подлинный социальный успех подростков, в их числе и старших, наступает при условии их полномерной реализации через активизацию их жизненной позиции2. Очевидно, что именно
1 Михайлов М.Г. Формирование толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности. Тамбов, 2006, с. 56.
2 Кожакина С.О. Формирование социальной успешности подростков. Саратов, 2014, с. 44.
хобби позволяет сформировать своего рода дополнительную «творческую базу» старшим подросткам, «подпитывать» их деятельность созидательной энергией по мере продвижения вверх по социальной лестнице. Исследователь З.Ш. Саитгалиева, проведя опытно-экспериментальное исследование на уровне кандидатской работы по педагогике, выявила ряд главных педагогических условий, коренным образом обуславливающих форму свободного времени старших подростков. Среди других педагогических условий, в ее понимании, определяющих форму их досуга, является и подростковые хобби, оказывающие неизгладимое воздействие на мотивацию подростков к творческому
1
развитию в среде сверстников .
Несомненно, что, несмотря на значительную отдаленность во времени исследования (2001 г.), оно не утратило своей актуальности и в настоящем, которое детерминирует научное изучение новейших нюансов подростковых увлечений, «выплескивающихся» ими в разнообразные хобби. Таким образом, историко-педагогический анализ развития хобби как содержательной формы культурного досуга старших подростков позволил выявить ряд его основных принципов. Во-первых, оно особым образом развивает интеллектуально-познавательную сферу деятельности старшеклассников путем удовлетворения их склонностей и способностей к самореализации в социокультурной среде при положительном опыте. Во-вторых, наполняет их жизнедеятельность новыми смыслами, постичь, которые, возможно лишь путем овладения необходимым набором исто-рико-культурологических знаний, преломляемых ими под воздействием индивидуальных стилей познания, что благоприятным образом отражается на их интеллектуальном и психофизическом самочувствии.
В-третьих, содержательная сторона культурного досуга в форме хобби развивает коммуникативную мобильность
старших подростков, постигающих азы взрослой жизни,
2
активируя все их творческие задатки .
1 Саитгалиева З.Ш. Педагогические условия организации свободного времени подростка. Уфа, 2001, с. 93.
2 Муштакова К.А. Психология увлечений в подростковом возрасте. Чебоксары, 2016, с. 96-97.
Двадненко А.В., Бочаров С.С. Историко-педагогический анализ развития основных подходов к хобби как содержательной формы культурного досуга старших подростков. В
статье представлен авторский взгляд на проблему развития содержательной формы досуга старших подростков средствами хобби последних десятилетний; осуществлен ретроспективный обзор особенностей развития их досуговых практик в отечественном опыте.
Ключевые слова: жизнедеятельность старшеклассников, содержательная форма досуга, социальная активность старших подростков, хобби.
Dvadnenko A.V., Bocharov S.S. Historical and pedagogical analysis of the development of the main approaches to Hobbies as a meaningful form of cultural leisure of older adolescents. The
article presents the author's view on the problem of the development of meaningful forms of leisure of older adolescents by means of Hobbies of the last decade; a retrospective review of the features of the development of their leisure practices in the domestic experience.
Keywords: life activity of high school student, meaningful form of leisure, social activity of senior teenagers, Hobbies.