Научная статья на тему 'Историко-педагогический анализ проблемы подготовки к родительству в России'

Историко-педагогический анализ проблемы подготовки к родительству в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
330
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЙ УКЛАД / РОДИТЕЛЬСТВО / ПОДГОТОВКА / ГОТОВНОСТЬ К РОДИТЕЛЬСТВУ / FAMILY LIFE / PARENTHOOD / TRAINING / READINESS FOR PARENTHOOD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Полканова Юлия Александровна

В статье рассмотрены особенности подготовки будущих родителей в России в историческом ракурсе, показано влияние различных компонентов семейного уклада на формирование готовности к родительству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историко-педагогический анализ проблемы подготовки к родительству в России»

Разработанные в этот период идеи являются базисными для современного научного знания. Среди них необходимо выделить следующие: усиление внимания к личности учащегося; разработка проблем коммуникативной компетенции; комплексность обучения, под которой понимается интеграция аспектов языка и видов речевой деятельности в процессе учебных занятий; интегративный характер применяемых методов обучения; разработка концепций интенсивного обучения иностранным языкам; разработка системы упражнений, теории урока и т.д.

Развитие данной методики с 1991 г. до наших дней обусловлено влиянием социального контекста. На первый план выходит развитие базовых компетенций, необходимых специалисту в любой области для адекватной адаптации к условиям динамического, постоянно изменяющегося современного мира. Анализ современного состояния и тенденций, обозначившихся в образовании, позволил выделить проблему специальной подготовки человека к жизни в

обществе. Одним из путей решения этой проблемы явилась интеграция различных подходов в образовании в единую концептуальную основу.

Литература

1. Ветчинова, М.Н. Теория и практика иноязычного образования в отечественной педагогике второй половины XIX - начала ХХ века: дис. ... д-ра пед. наук / М.Н. Ветчинова. - М., 2009.

2. Камызина, А.В. Становление и развитие иноязычной подготовки в школе дореволюционной России: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Камызина. - Майкоп, 2007.

3. Максимова, С.Н. Тенденции развития преподавания древних языков в русской классической гимназии XIX -начала XX века: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.Н. Максимова. - Ижевск, 2002.

4. Попова, Е.Г. Культурологические функции изучения иностранных языков в отечественной гимназии: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Г. Попова. - М., 1999.

УДК 37.0

ЮА. Полканова

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор О.Е. Черствая

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ

К РОДИТЕЛЬСТВУ В РОССИИ

В статье рассмотрены особенности подготовки будущих родителей в России в историческом ракурсе, показано влияние различных компонентов семейного уклада на формирование готовности к родительству.

Семейный уклад, родительство, подготовка, готовность к родительству.

The article describes the features of training of future parents in Russia in historical perspective. The influence of various components of family life on the formation of readiness for parenthood is shown. Family life, parenthood, training, readiness for parenthood.

Нестабильность семьи и рост разводов, конфликтность между родителями и детьми, рост безнадзорности и криминогенность поведения подростков, нарушение преемственности поколений в семье все еще воспринимаются в обществе как результат общего кризиса в стране, а не как кризиса семейного уклада жизни и семейных ценностей. Омоложение браков заставляет общество уделять внимание более ранней подготовке детей к родительству, поскольку именно в семье формируются первичные представления, ценностные ориентации и социальные установки ребенка.

Родительство - это сложная интегральная структура, которая включает в себя родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, чувства, позиции, ответственность, стиль семейного воспитания. Формирование родительства является источником педагогических целей и средством их достижения одновременно, в плане рассмотрения семьи как педагогической системы, и

должно основываться на педагогическом потенциале семьи [10, с. 124].

Анализ научной литературы по данной проблеме помог сформулировать понятие «готовность к родительству» как комплекс знаний, умений и навыков, направленных на положительную мотивацию потребности в детях.

Готовность к родительству - это результат подготовки.

В нашем исследовании «подготовка к родительству» - это комплекс воздействий на подрастающее поколение с целью включения их в детско-родительские отношения, формирование готовности к родительству.

В трудах отечественных и зарубежных педагогов, таких как Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт, Д. Локк, А.Н. Острогорский, И.Г. Песталоцци, В.А. Стоюнин, К. Д. Ушинский, ставятся вопросы о главенствующей роли родителей в формировании личности ребенка; влиянии семейного уклада на воспитание детей; о

пользе педагогической литературы для родителей, о пользе расширения теоретических знаний в области семейного воспитания.

Так, например, А.Н. Острогорский писал, что семейная жизнь для ребенка то же, что общественная жизнь - для взрослого. Душа ребенка питается впечатлениями, полученными в семье. Здесь он учится любить и ненавидеть, привыкает к труду или праздности. Именно в семье первоначально сосредотачиваются интересы, впечатления и увлечения ребенка. В обыденных условиях происходит формирование полоролевого поведения и установок молодого поколения. Семья воспитывает детей как будущих родителей своим укладом жизни [11, с. 387].

Зависимость характера воспитания от уклада жизни семьи можно обнаружить в работах Л.Н. Ле-сохиной [8, с. 78].

О подготовке юношей и девушек к семейной жизни, молодых родителей к воспитанию детей писал И.В. Гребенников [3, с. 132].

Возможность раннего воспитания будущих родителей была доказана научными исследованиями, в которых установлено, что социальная ориентация детей начинается с постижения уклада семьи (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, Н.Н. Под-дьяков) [12, с. 98].

Учеными доказано, что в процессе самой жизни дети перенимают от старшего поколения немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, семье, родительстве, устанавливают нормы поведения. Исследования Т.И. Юферевой и А.М. Прихожан показало, что в подростковом возрасте имеются уже достаточно сформированные представления о мужественности и женственности, о социальной роли мужчины и женщины в семейно-бытовой и трудовой сферах; представления о будущей семейной жизни, о родительстве. Практика показывает, что знаний, полученных в семье, не хватает, поэтому возникает необходимость специальной подготовки подрастающего поколения к родительст-ву в условиях учебных заведений [16, с. 95].

Развитие и становление системы воспитания в любом государстве тесно связано с его историей. Исторические периоды развития российского государства характеризуются определенными взглядами на обучение и воспитание детей, потребностями общества в образованных и воспитанных людях [5, с. 234].

Ограничения по формату статьи не позволяют исследовать особенности подготовки к родительству, начиная с древних времен, поэтому мы более подробно остановимся на изучении воспитания в царских, дворянских и крестьянских семьях, а также проанализируем современное состояние данной проблемы в России.

Воспитанием в царской семье занимались в основном наставники и учителя: детей обучали грамоте, истории, географии, иностранным языкам, а мальчиков еще военному делу и различным ремеслам. Большое внимание уделялось религии и государственной науке. В целом дети в таких семьях получали разностороннее образование [6, с. 17]. Для

данного типа семьи характерен приоритет общественных ценностей над личными, жестко регламентированный порядок жизни, благоприятная нравственная атмосфера, которые в сочетании с высоким уровнем психолого-педагогической культуры и личным примером родителей позволяли сформировать модель поведения в семье, оказавшую большое влияние на формирование будущего отцовства и материнства. Роль родителей в данном процессе также очень велика, поскольку именно они послужат прообразом будущего супруга для их дочери или сына.

Образ идеального дворянина строился на основе иерархии социальных и моральных ценностей: высокому положению человека в обществе должны соответствовать его высокие нравственные качества (храбрость, честность, образованность). Решающая установка в воспитании дворянского ребенка состояла в том, что его ориентировали не на успех, а на идеал. Анализ литературных источников показал, что дворянские дети получали в основном домашнее образование, состоящее в изучении двух-трех иностранных языков и начальном освоении основных наук. Внутрисемейные отношения строились на ие-рархизме, всевластии главы семьи, на зависимости функций, прав и обязанностей члена семьи от пола и возраста, на господстве общих семейных интересов над индивидуальными, на слабой автономии семьи от общества и на огромном значении общественного мнения для семьи [9, с. 402]. В дворянских семьях девочек готовили к обязанностям «матери-наставницы», которая должна была заботиться о здоровье и воспитании своих детей, мальчиков обучали военному делу [13, с. 271].

На протяжении веков воспитание детей в крестьянских семьях менялось незначительно: сохранялся патриархальный уклад, авторитет отца, почтение родителей и старших, покорность детей. Основной особенностью было трудовое воспитание. Во главе семьи стоял отец, он управлял всей жизнью и хозяйством семьи. В отсутствии отца его обязанности исполнял старший сын. Культура поведения строилась на принципе почтительного отношения к мужчинам и старшим. Уважением была окружена и мать. Такое отношение было важным элементом воспитания и закладывалось с раннего детства. Мать показывала детям личный пример любви к ним, повседневной заботы, нежности и ласки. Строгостью отличалось отношение главы семьи к детям, жене; такой стиль предписывала церковь. В семье дети не только осваивали свои обязанности, но и осознавали свои функции в будущей семейной жизни. Девочка перенимала у матери стиль поведения в семье, училась строить взаимоотношения, признавая безусловный авторитет главы семьи. Врожденный инстинкт материнства развивался благодаря постоянной практике участия в воспитании своих братьев и сестер. Мальчик также начинал осознавать свою ответственность за семью, включаясь в трудовую деятельность. С детства дети знали, что их семейное будущее определяется родителями. Родительская семья служила прообразом их будущего жизненного устройства [2, с. 75].

В последние годы XX века проблема подготовки подрастающего поколения к семейно-родительской деятельности актуализировалась в связи с тем, что разрушилась «домашняя школа», где традиционно начиналось воспитание будущих родителей. В СССР пытались решить эту проблему дважды: первый раз -путем введения «родительского всеобуча», второй -школьным курсом «Этика и психология семейной жизни». Обе попытки закончились неудачей, а проблема осталась нерешенной. Между тем от решения этой проблемы зависит социальное благополучие общества, счастье каждого его члена [1, с. 97].

В настоящее время подготовка к родительству в государственных масштабах практически не ведется. Формирование готовности к родительству осуществляется в основном в семье через родительские установки, психолого-педагогическую культуру, личный пример и ценностные ориентации родителей.

Ребенок, находясь в семье, чувствует на себе ее постоянное влияние. Поэтому правильно организованное семейное воспитание строится на сочетании целенаправленных воздействий родителей и повседневных всепроникающих положительных влияний на детей всего семейного уклада (благоприятного, неблагоприятного, педагогически противоречивого), каждый из которых по своему способствует воспитанию ребенка как личности, как будущего родителя.

Семья с благоприятным укладом жизни характеризуется нормальной нравственной и трудовой атмосферой, стабильностью, положительным примером родителей, гуманистическими и доверительными отношениями между взрослыми и детьми, богатой сферой общения и добрыми семейными традициями, разумными потребностями, полезными увлечениями родителей и детей, что способствует правильному воспитанию детей [15, с. 128].

Особое внимание заслуживают неблагополучные семьи, обладающие в основном педагогически противоречивым и неблагоприятным укладом, поскольку именно в данных типах семей подготовка к родительству практически не ведется. Кроме того, не стоит забывать и о благоприятном укладе.

В своем исследовании мы опираемся на классификацию неблагополучных семей, предложенную В.М. Целуйко, в которой с учетом доминирующих факторов семьи условно можно разделить на три группы, каждая из которых включает в себя несколько разновидностей: семьи с явной (открытой) формой неблагополучия (асоциальные, аморально-криминальные); семьи со скрытой формой неблагополучия (соперничество, мнимое соперничество, изоляция); неполные семьи. Рассмотрим характеристику данных типов семей и особенности влияния каждого из них на формирование готовности к родительству.

Отличительной особенностью семей с открытой формой неблагополучия является ее ярко выраженный характер (на социальном, материальном уровнях или на уровне межличностных отношений). Ребенок в такой семье испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота, неправильный уход и питание, насилие, игнорирование и т.п.) в результате чего у него появ-

ляется чувство неадекватности, чувство стыда за себя и родителей [14, с. 78].

Размытость, неточность границ своего «я», отсутствие личного примера, дефицит внимания к себе со стороны взрослых, авторитарный стиль воспитания отрицательно сказываются на подготовке ребенка к родительству. Изучив литературу по данному вопросу, мы обнаружили, что для таких семей характерен неблагополучный уклад жизни. Низкий уровень психолого-педагогической культуры, излишняя строгость, суровость родителей, потеря общественных и нравственных ценностей в семье приводит к тому, что дети не готовы быть родителями, поскольку та атмосфера, в которой происходит воспитание, не способна сформировать осознанное отцовство или материнство.

Скрытое семейное неблагополучие не менее вредно для формирования личности ребенка. Проблема заключается в том, что выявить его гораздо сложнее. Только при пристальном внимании к анализу семейной атмосферы, к поведению ребенка можно выяснить, что благополучие относительное. Внешне урегулированные отношения в таких семьях являются прикрытием эмоционального отчуждения на уровне супружеских и родительско-детских отношений. Дети испытывают острый дефицит родительской любви, ласки и внимания из-за занятости супругов, они обладают низким уровнем общественной активности, так же как и их родители. Для таких семей характерен педагогически противоречивый уклад.

Современные психологи выделяют три наиболее распространенные формы проявления скрытого неблагополучия: соперничество, скрытое соперничество, изоляция [14, с. 84]. Рассмотрим особенности каждого из них.

Соперничество проявляется в виде стремления двух или более членов семьи обеспечить себе главенствующее положение в ней. В зависимости от лидерства в семейных отношениях выделяют патриархальный, матриархальный и эгалитарный уклады, каждый из которых оказывает специфическое влияние на воспитание детей как будущих родителей [4, с. 724].

Патриархальный уклад сегодня связывают с определенным характером распределения обязанностей в семье. Личным примером в таких семьях служит отец, а вся забота о воспитании детей ложится на плечи матери. Однако жесткий контроль, авторитаризм со стороны отца, педагогическое воздействие, осуществляемое сверху вниз, приводит к тому, что дети легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей.

Воспитание «будущего семьянина» в матриархальных семьях идет по другому сценарию. Мать, обладая монополией на семейную власть, диктует свои правила и законы, которым подчиняются все домочадцы. Воспитанием детей тоже занимается мать, однако смена ролей приводит к искажению образа семьи. И ребенок в дальнейшем будет иметь трудности в построении ролевой структуры собственной семьи.

Уклад, который уравнивает мужчину и женщину, - это эгалитарный союз, полное равенство мужчины

и женщины во всех семейных, домашних обязанностях. Такой союз хорош тем, что он почти постоянно поддерживает между супругами психологически комфортный баланс. Но на практике он связан с огромными трудностями, так как требует высокой скоорди-нированности действий, понимания с полуслова, налаженной системы взаимозаменяемости в нужный момент. Ценностная установка на эгалитарный союз, которая формируется вместе с усвоением идеала романтической любви, делает супругов чрезвычайно чувствительными к случайным и непредвиденным сбоям при передаче обязанностей и полномочий, особенно на фоне перенапряжения и усталости, когда супругам начинает казаться, что другой просто отлынивает от домашнего труда [7, с. 134].

Для подготовки ребенка как будущего родителя более благоприятен эгалитарный союз, поскольку оба родителя, имея одинаковые родительские установки и ценностные ориентации, готовят ребенка к будущей семейной жизни.

Такая форма семейного неблагополучия, как мнимое соперничество, на социальном уровне прикрыта кажущимися гармоническими отношениями супругов и других членов семьи. Конфликты незаметны, пока кто-то из членов семьи не поменяет своей жизненной позиции. Мир и согласие сменяются недовольством и раздражительностью. Сотрудничество и взаимопонимание в такой семье оказываются мнимыми и носят показной характер.

Изоляция одного из членов семьи - еще одна наиболее распространенная форма скрытого семейного неблагополучия. Отстраненность одного из родителей (матери или отца), эмоциональное отчуждение приводят к тому, что отношения между супругами становятся формальными, а семья держится на необходимости воспитывать детей.

Изучение данной категории семей со скрытой формой неблагополучия показало, что дети в таких семьях неизбежно вовлекаются в межличностные конфликты взрослых. При этом каждый из родителей стремится сознательно или неосознанно использовать их с выгодой для себя. Дети сначала не понимают, что происходит, а затем по мере взросления и осознания семейной ситуации начинают играть со взрослыми в игры, правила которых им были навязаны [14, с. 174]. Отсутствие личного примера, авторитета, либеральный стиль воспитания, направленность родительских установок на уклонение от контакта с детьми приводит к тому, что ребенок, вступая во взрослую жизнь, не может определиться с теми ролями, которые он должен играть в обществе и в собственной семье.

Следующим типом неблагополучной семьи является неполная семья, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. В зависимости от причины появления выделяют следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. Исследование ученых показало, что существует определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполных семьях и их последующей неудавшейся семейной жизнью, родительством. Основной причиной называется отсутствие примера брачных отно-

шений. Будущие мужья, воспитывающиеся без отца, нередко усваивают женский тип поведения, у них формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, резком и жестоком. Будущие жены, выросшие без отца, хуже формируют представления об идеале будущего супруга, в семейной жизни им значительнее труднее адекватно понимать мужа и сыновей [18, с. 92]. Воспитание детей как будущих родителей в неполной семье имеет свои особенности: расплывчатые представления о родительских функциях; инфантилизм; наличие ошибок в воспитании (гипер- или гипоопека) приводят к тому, что у ребенка формируется определенная модель поведения (избыточная эмоциональность, преобладание вне-семейных ценностей, нежелание иметь детей, пробелы в знаниях по вопросам родительства).

Историко-педагогический анализ, проведенный нами, показал, что в разных типах семьи подготовка к родительству осуществляется в основном через различные компоненты семейного уклада. Например, подготовка к материнству и отцовству через ценностные ориентации более характерна для семей священнослужителей; влияние личного примера родителей можно проследить во всех типах семьи, однако наибольшее значение ему придается в семьях крестьян; высокий уровень психолого-педагогической культуры в царских и родительские установки в дворянских семьях показали, что воспитание полноценного родителя возможно только в семье при активном участии родителей. Проблема формирования готовности к родительству актуальна и сегодня. В настоящее время (XXI век) подготовка молодежи в данном аспекте в государственных масштабах практически не ведется. Решить эту проблему можно только через семейный уклад.

Родительская семья является первичной социальной средой человека и наиболее доступным образцом наблюдения и при определенных условиях становится образцом для подражания. Родители являются для ребенка значимыми людьми, поэтому осуществление ими родительской роли частично осознанное, а частично неосознанное, впоследствии копируется в собственной семье.

Литература

1. Бестужев-Лада, И.В. История твоих родителей: разговор с молодым поколением / И.В. Бестужев-Лада. - М., 1988.

2. Борисова, Е.М. Мудрость народной педагогики / Е.М. Борисова // Народное образование. - 1998. - № 9, 10. - С. 74-76.

3. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. - М., 1991.

4. Добреньков, В.И. Фундаментальная социология. В 15 т. Т. 1. Теория и методология / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М., 2003.

5. Дружинский, А.Н. История педагогики: учеб. пособие для студ. педвузов / А.Н. Дружинский. - М., 1999.

6. Золотусский, И.П. Жизнь человека / И.П. Золотус-ский // Россия молодая. - 1996. - № 2. - С. 14-18.

7. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т. А. Куликова. - М., 2000.

8. Лесохина, Л.Н. Педагогическая пропаганда как элемент непрерывного образования / Л.Н. Лесохина. - М., 1984. - С. 76-81.

9. Миронов, Б.В. Семья и внутрисемейные отношения: становление малой демократической семьи // Миронов Б.В. Социальная история периода империи (XVIII - нач. ХХ в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. - СПб., 1999. - Т. 1.

10. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учеб. пособие / Р.В. Овчарова. - М., 2006.

11. Острогорский, А.Н. К вопросу о нравственности / А.Н. Острогорский // Педагогический сборник. - 1887. -№ 5. - С. 387-413.

12. Петровский, А.В. Популярные беседы о психологии / А.В. Петровский. - М., 1983.

13. Пушкарева, Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X - начало XIX вв.) / Н.Л. Пушкарева. - М., 1997.

14. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. - М., 2003.

15. Черствая, О.Е. Педагогические аспекты влияния семейного уклада на воспитание детей: дис. ... канд. пед. наук / О.Е. Черствая. - М., 2001.

16. Юферева, Т.И. Формирование представлений подростков о мужественности-женственности как одно из условий подготовки молодежи к семейной жизни / Т.И. Юферева // Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовки молодежи к семейной жизни. - М., 1980. - С. 92-107.

УДК 378.146

М.В. Узкая

МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В статье представлены результаты мониторинга, которые позволяют сделать заключение о степени сформированности социально значимых качеств будущих специалистов, составляющих основу компетенций социального взаимодействия.

Компетенции, компетенции социального взаимодействия, социально значимые качества.

In the article, there have been presented the results of monitoring, which allow to make a conclusion about the degree of formation of socially important properties of future specialists making the core of competences of social interaction.

Competences, competence of social interaction, socially important qualities.

Необходимым условием формирования инновационной экономики России является модернизация системы образования. Модернизация отечественного образования, вызванная изменением экономических, исторических, политических, социальных условий, потребовала переосмысления практически всех аспектов образования, в том числе и качества его результата.

В последнее десятилетие во всем мире и в России требования к результату общего и особенно высшего профессионального образования, в силу целого ряда причин, формулируются исключительно в категориях компетенции/компетентности [3].

Проведенный анализ работ большинства исследователей данной проблемы (В.И. Байденко [1], В.А. Болотов, В.В. Сериков [2], И.А. Зимняя [4], А.В. Хуторской [6], В. Д. Шадриков [7] и др.) и федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения подтверждает, что именно система компетенций является результатом образования.

Компетенция - это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Компетенции в общем плане подразделяются на общекультурные и профессиональные. Анализ федеральных государственных стандартов высшего профессионального об-

разования третьего поколения по направлениям медицинского образования позволил выделить нам компетенции социального взаимодействия, непременным условием формирования которых является развитие социально значимых качеств будущего специалиста.

К социально значимым качествам, по мнению С. Л. Рубинштейна, можно отнести систему мотивов и задач, которые ставит себе человек, свойства его характера, обусловливающие поступки людей (то есть те их действия, которые реализуют или выражают отношения человека к другим людям), и способность человека, то есть свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности [5].

Процесс формирования социально значимых качеств личности является длительным и сложным, происходящим под влиянием множества объективных и субъективных факторов. Оценка социально значимых качеств - это сложная, дискуссионная проблема в педагогической науке. Кроме того, у практиков нет доступного диагностического инструментария, позволяющего с высокой степенью достоверности осуществлять оценку социально значимых качеств личности, степень выраженности которых позволяет не только оценить компетенции социального взаимодействия будущего специалиста, но и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.