Научная статья на тему 'Историко-педагогический анализ проблемы обучения курсантов военных вузов и вузов системы МВД в XVII-XIX веках'

Историко-педагогический анализ проблемы обучения курсантов военных вузов и вузов системы МВД в XVII-XIX веках Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / КУРСАНТ / ЦЕЛЬ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / THE PROCEDURE OF EDUCATION / FORMS OF EDUCATION / TEACHER / CADET / AIM / SUCCESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Башлуева Наталья Николаевна

В работе характеризуется процесс обучения, дается определение формам и методам данного процесса, анализируется исторический аспект процесса обучения в военных учебных заведениях, а также системы МВД в XVII-XIX веках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical pedagogical analysis of the problem of military training students of schools and universities of mia in XVII-XIX centuries

In the article is characterized the procedure of training, the forms and methods of this procedure are defined, the historian aspects of the procedure of education in the military schools and in schools of the ministry of internal affairs in the XVII-XIX centuries.

Текст научной работы на тему «Историко-педагогический анализ проблемы обучения курсантов военных вузов и вузов системы МВД в XVII-XIX веках»

9.4. ИСТОРИКОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ И ВУЗОВ СИСТЕМЫ МВД В XVII-XIX ВЕКАХ

Башлуева Наталья Николаевна, к.п.н. Должность: доцент кафедры педагогики и психологии. Место работы: Московский университет МВД России, Московский областной филиал. E-mail: bashlu-eva@mail.ru

Аннотация: В работе характеризуется процесс обучения, дается определение формам и методам данного процесса, анализируется исторический аспект процесса обучения в военных учебных заведениях, а также системы МВД в XVII-XIX веках.

Ключевые слова: процесс обучения, формы обучения, преподаватель, курсант, цель, преемственность.

HISTORICAL - PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF MILITARY TRAINING STUDENTS OF SCHOOLS AND UNIVERSITIES OF MIA IN XVII-XIX CENTURIES

Bashlueva Natalia Nikolaevna, PhD at Pedagogic. Position: associate professor at pedagogic and psychology chair.

Place of employment: Moscow university of MIA Russia, Moscow regional branch. E-mail: bashlueva@mail.ru

Annotation: In the article is characterized the procedure of training, the forms and methods of this procedure are defined, the historian aspects of the procedure of education in the military schools and in schools of the ministry of internal affairs in the XVII-XIX centuries.

Keywords: the procedure of education, forms of education, teacher, cadet, aim, succession.

Современный этап строительства и реформирования высшей школы Министерства внутренних дел Российской Федерации предъявляет качественно новые требования к организации, содержанию и методике процесса обучения курсантов в ведомственных высших учебных заведениях.

Конструктивные изменения в системе высшей профессиональной подготовки квалифицированных офицерских кадров, процессе обучения курсантов высших учебных заведений МВД России жизненно необходимы.

Поэтому главной задачей и конечной целью совершенствования процесса обучения в вузах является обеспечение выпуска квалифицированных специалистов с высокими профессиональными качествами. Основными направлениями данного процесса являются: сохранение преемственности в российской высшей школе МВД опыта и традиций обучения курсантов; укрепление научно-педагогического потенциала; устранение избыточности системы подготовки специалистов МВД России; минимизация затрат на реализацию кадрового заказа по профессиональной подготовке; оптимизация содержания учебной деятельности курсантов; усовершенствование организации и улучшение методического разработке концептуального аппарата исследования использованы положения обеспечения процесса обучения в ведомственной высшей школе.

Теория и практика образования в России свидетельствует, что ни одна теоретическая педагогическая проблема, как правило, не может быть изучена, разра-

ботана и успешно решена без её историкопедагогического анализа, накопленного в процессе развития человечества, общества, государственной и военной высшей школы. В своё время Н.Г. Чернышевский справедливо утверждал: «...без истории предмета нет теории предмета, но и без теории предмета нет даже мысли о его истории, потому, что нет понятия о предмете, его значении и границах»1.

Была предпринята попытка систематического изложения истории возникновения, становления и развития обучения в вузах МВД России и некоторые его особенности в современных условиях. Основное внимание обращалось на выявление тенденций развития военной школы МВД России через призму развития образования в России в целом, отношения государства к образованию в стране. Подробно рассмотрены истоки появления системы вузов МВД России , деятельность педагогических кадров по формированию системы обучения, взаимодействие высшей школы МВД с государственными вузами, вузами МО России, ФПС и самим государством.

Начало XVIII века характеризуется началом создания Петром I отечественной системы образования. В 1701 г. были созданы навигацкая2, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы3. Уже после смерти Петра, в 1732 г., возникли гарнизонные школы, дававшие не только начальное военное, но и начальное математическое и инженерное образование.

Обучение в этих учебных заведениях коснулось не только дворянского сословия. Стране все более были нужны специалисты из всех общественных слоев, способные на своевременном им уровне решать сложные профессиональные задачи. Поэтому по образцу созданных для простонародья в 1698 году гарнизонных школ, в 1714 г. возникают государственные начальные или цифирные, а в 1719 г. - адмиралтейские школы. По Указу царя от 28 февраля 1714 г. во всех губерниях при архиерейских домах и в больших монастырях также должны были быть открыты цифирные школы. Так практически по всей России возникла сеть государственных начальных общеобразовательных школ и вводилась система обязательного обучения «дворянских и приходского чина, дьячих и подьячих детей от 10 до 15 лет». Сенатский Указ от 20 января 1714 г. даже запрещал венчания необученных дворян.

Первые военные школы при гвардейских полках, Артиллерийский и инженерный кадетские корпуса, Морская академия давали воспитанникам универсальную подготовку, характерную для образования дворянства того времени, обеспечивая возможность выпускникам как на военной, так и гражданской службе занятия высоких должностей. Были четко определены четыре главные военные дисциплины: тактика, артиллерия, фортификация и военная история.

1 Чернышевский Н.Г. О поэзии// Полн. собр. соч. - М., 1949. - Т. 4 - С. 265 - 266

2 Эта школа просуществовала до 1752 г., подготовив только за первые 14 лет 1200 специалистов. В 1715 г. ее высшие классы были переведены в Петербург, где на их основе начала действовать Морская академия.

3 В 1701 г. создана пушкарская (артиллерийская) школа в Москве, здесь же в 1707 г. - медицинская школа при военном госпитале, имевшая Анатомический театр и Аптекарский огород, а в 1712 г. - инженерная школа для дворянских детей. Для обеспечения лучших контактов с заграницей в 1701 г. в Москве, а в 1704 г. в Петербурге были организованы так называемые разноязычные школы, в которых осуществлялась подготовка переводчиков. В Петербурге в 1719 г. открываются артиллерийская и инженерная школы, в которых продолжалось обучение выпускников Московской пушкарской школы.

Содержание военного образования детально не определялось, четкого деления по учебным предметам не было, а следовательно, и не было учебных программ в том виде, в котором ныне мы их представляем.

В этой связи следует обратить внимания, что уже тогда были установлены определенные критерии отбора преподавательского состава (уровень образования, боевой опыт), хотя педагогических критериев пока не выдвигалось.

Установившаяся система военного образования достаточно успешно выполняла свое предназначение на протяжении всего XVIII века, несмотря на временные отклонения от петровских идей после смерти императора. Петровские традиции обучения и воспитания офицерских кадров были возрождены и сохранены в деятельности П.А. Румянцева, Г.А. Потемкина, А.В. Суворова, их соратников и учеников. Подтвердивших жизнеспособность своих педагогических идей в ходе победоносных сражений, принесших славу России.

Реформы в сфере военного образования были предложены Н.И. Пироговым, а также Н.Г. Чернышевским, Н.А. Добролюбовым, возглавлявшими редакцию журнала «Современник» и другими прогрессивно мыслящими деятелями российского просвещения. Их идеи были поддержаны военным министром России Д.А. Милютиным, представившим в 1862 году проект реформы системы военного образования. Считая, что воспитание, основанное на строжайшей дисциплине, приносит плоды лишь в зрелом возрасте, а ранняя военная специализация обрекает юношу на одностороннюю мыслительную и практическую деятельность. Ретроспективный анализ исторических документов показал, что процесс обучения в учебных заведениях времен петровской эпохи предполагал различные формы и методы. Основными его формами были излагающая и вопросно-ответная. Им соответствовали виды учебных занятий: лекции, практические занятия, репетиции, экзамены. Однако, из всех школ, созданных при Петре I, дальнейшее развитие получили главным образом учебные заведения, готовившие военные кадры.

Реформы военно-учебных заведений 1861-1874 гг. и 1905-1912 гг. внесли изменения в структуру военного образования. В результате, подготовка офицерских кадров осуществлялась в военно-учебных заведениях двух типов - средних общеобразовательных и средних специальных. К средним заведениям относились военные гимназии, кадетские корпуса и военные прогимназии. Военные прогимназии готовили кадры для поступления в юнкерские училища. Срок обучения в них был 4 года, учебная программа прогимназии включала: закон божий, русский язык, арифметику, начальную алгебру, низшую геометрию и черчение, историю, географию и рисованиеЗ.

Год 1802 знаменателен ещё и тем, что было создано Министерство Внутренних дел России. С этого времени различные ведомства, департаменты, комитеты и службы объединяются в единое Министерство. Однако подготовка кадров офицерского состава для МВД России осуществлялась все еще в основном за счет Министерства народного просвещения (в основном юридические университеты) и в рамках военного образования (военные училища, академии). Эти реформы в начале XIX века сыграли важную роль и оказали положительное воздействие на совершенствование как гражданского, так и военного образования, откуда шло комплектование кадров для МВД России. В начале XIX

века остро встал вопрос об увеличении офицерского корпуса. Имевшиеся к тому времени пять военноучебных заведений не могли решить этой задачи. В результате изменений в системе подготовки офицерских кадров за первую половину века сложились три типа военно-учебных заведении:

а) губернские кадетские корпуса, дающие общеобразовательную и минимальную военную подготовку;

б) кадетский корпус и Школа гвардейских подпрапорщиков, обеспечивающие фундаментальное военное образование;

в) Военная академия, Главное артиллерийское и Главное инженерное училище, предназначавшиеся для завершения военной подготовки офицеров, то есть для получения высшего военного образования.

В России создаются 6 учебных округов: Московский, Дерптский, Виленский, Казанский, Петербургский и Харьковский, состоящие из нескольких ступеней. Высшей ступенью являлись окружные университеты. К университетам были приравнены также училище правоведения, кадетские корпуса и пажеский корпус.

Эти тенденции положительно сказались в развитии процесса обучения в военных учебных заведениях. Так, было определено, что содержание образования определялось штабом и руководством вуза, благодаря чему согласовывались учебные планы и программы военных учебных заведений различных типов, строго определялось учебное время на изучение конкретных учебных дисциплин.

Интенсивно разрабатывались частные методики преподавания различных учебных предметов. Ужесточались инструктивные требования, осуществлялся недельный цикл занятий.

Отечественная война 1812 г. стала жестоким испытанием, выпавших на долю наших предков, а победа в ней явилась одним из показателей высокого уровня знаний, навыков и умений, полученных в гражданских и военных заведениях России.

Для военного образования характерны были следующие тенденции: во-первых, в первой половине XIX произошел качественный скачок практически во всех наиболее важных областях военного образования офицеров, что, вопреки ряду негативных обстоятельств, позволило успешно реформировать в дальнейшем систему подготовки военных кадров; во-вторых, сложившаяся система военного образования дала России многих выдающихся воспитанников-педагогов: М.И. Кутузова, М.А. Милорадовича, М.И. Платова, Н.Н. Раевского, Я.П. Кульнева, М.М. Воронцова, адмиралов российского флота М.П. Лазарева, П.Н. Нахимова, В.Д. Корнилова и др.; в-третьих, наметилась тенденция к значительному улучшению качества преподавательского состава, чему способствовало материальное и моральное стимулирование педагогического труда; установление высокого образовательного и научного ценза, предварительных испытаний и испытательных сроков как для преподавателей, так и для репетиторов военных наук; прекращение практики совмещения обязанностей преподавателя с другими функциями, усиление специализации преподавательского состава.

Вторая половина XIX века связана, прежде всего с реформированием военно-педагогической теории и практики после поражения России в Крымской войне. Проект реформ системы подготовки офицерских кадров был разработан военным министром России, генерал-фельдмаршалом Д.А. Милютиным. Проектом предлагалось отказаться от кадетских корпусов, соз-

дать военные гимназии и прогимназии, военные, юнкерские и специальные училища, увеличить число военных академий и развить социальную базу комплектования военно-учебных заведений.

Военное образование офицеры родов войск получали в 2 - 3-х годичных военных юнкерских и военных училищах были сближены и большинство юнкерских училищ было преобразовано в военные.

Самой высшей ступенью системы военного образования в России второй половины XIX - начала XX века являлись военные академии, занимавшиеся подготовкой штаб-офицерского состава. К этому времени в России действовали: Николаевская академия Генерального штаба, Николаевская инженерная академия, Михайловская артиллерийская академия, военномедицинская академия. В 1862 году на базе офицерских классов морского кадетского корпуса был открыт академический курс морских наук, который в 1877 году был преобразован в Николаевскую морскую академию. В 1867 году на базе офицерских классов аудиторского училища была создана Александровская военно-юридическая академия. В 1911 году на основе интендантского курса академии Генерального штаба была учреждена Интендантская военная академия.

Все это положительно сказалось на совершенствовании системы подготовки офицеров не только для армии и флота, но и для МВД России

Педагогический музей военно-учебных заведений был учрежден в 1864 году при Педагогическом комитете Главного управления военно-учебных заведений. Устройство такого учреждения было делом новым не только для России, но и для большинства европейских стран. Его основной задачей являлось внедрение в практику образовательного процесса принципов наглядного обучения, привлекавшего к себе пристальное внимание педагогической общественности.

Усилиями Н. Головина и П. Бобровского созданы теоретические основы контроля и оценки знаний обучаемых, которые включали комплекс оценок различных уровней: урочных, репетиционных, аттестационных, годовых, экзаменационных и др., что стимулировало усилия и юнкеров и преподавателей в овладений своей военной специальностью.

В вузы были введены штатные должности преподавателей, хотя оставались и внештатные педагоги.

Стала более дифференцированной система стимулирования педагогического труда, оставался жестким порядок отбора преподавателей, что обеспечивало преподавание в вузах на достаточно качественном уровне.

Для современной практики совершенствования процесса обучения в вузах МВД России важное значение будут иметь основные положения военной дидактики, которые научно разработаны и проверены практикой в вузах дореволюционной России. Среди них следует отметить следующие:

- четкое определение в обучении целей и обоснование путей их достижения;

- проведение процесса обучения в вузах к оптимальной структуре.

Данный подход вызывает интерес, тем более что в современных условиях, ему уделяется достаточно внимания. На содержание обучения оказывала определяющие влияние реализация принципов военной дидактики. При этом, категория «принципы обучения», хотя и употреблялась в некоторых литературных источниках, но не имела широкого распространения в

военно-педагогической литературе рассматриваемого периода.

Требования принципов, выполняли тогда «общие дидактические положения». Они представляли собой педагогические требования, применение которых имеет место при обучении каждому учебному предмету. На них основывались методические правила. Для того, чтобы дидактические положения имели такое общее значение они, по мнению педагогов того времени, должны вытекать из «твердого основания». «Таким основанием и служат естественные законы и условия развития и деятельности душевных способностей человека, проверенные указанием педагогической практики. Дидактические положения, правильно выделенные из законов развития, правильно выделенные из законов и деятельности сил человека, подтверждаются и педагогической практикой, так как наиболее успешно идет обучение тогда, когда оно согласуется с естественными законами развития учащихся и малоуспешно, когда оно противоречит этим законам».

В обучении тогда выделялось 16 общих дидактических требований, которые определяли организацию, содержание, и методику обучения в военно-учебных заведениях. К ним относятся: последовательность обучения; учет индивидуальных особенностей обучаемых; наглядность обучения; переход от известного к неизвестному, от близкого к дальнему, от простого к сложному; сознательность обучения; самостоятельность обучения; умение выражать словами усвоенное; интерес к обучению; жизненность обучения; взаимосвязь различного рода занятий;

- разработка и обоснование основных форм обучения в военной школе, под которыми понимались способы, приёмы, к которым нужно прибегать для обогащения учеников сведениями из предметов.

В результате анализа архивных, диссертационных и литературных источников выявлено три основные формы обучения, применяемых в военно- учебных заведениях этого периода: излагающая (акроаматиче-ская); вопросно-ответная; показательная (деиктиче-ская);

- совершенствовались в методике обучения в вузах основные виды учебных занятий, среди которых ведущими были: лекции; практические занятия. Важное место в процессе обучения в вузах занимали репетиция, подготовка и защита рефератов;

- для совершенствования процесса обучения и достижения высоких результатов обучающихся широко применялась средства стимулирования юнкеров в вузах. Так юнкера, получившие самые высокие показатели (от 10 до 12 баллов) распределялись в гвардейские части;

- в совершенствовании обучения в вузах особое значение придавалось методам обучения, которые представляли собой не отдельные способы, приемы, действия преподавателя, направленные на достижения цели обучения, а всю совокупность этих способов, приемов, действий. Следовательно, под дидактическим методом понималась целая теория обучения, способствующая достижению ее цели. Ярким примером одной из таких теорий, получивших распространение при изучении тактики, являлся прикладной метод. Его сущность заключалась в «перенесении центра тяжести обучения на приложение знаний к частному случаю», то есть обучение должно было вестись только на конкретной боевой обстановке, никакое обсуждение вопросов теории и практики вне конкретного случая или конкретной боевой обстановки не допускалось.

Исследуя период с момента образования системы военного образования (с начала XVII века до начала XX века) следует отметить, что основными тенденциями в теории и практики обучения офицерского состава, как показал историко-педагогический анализ, были: создание благоприятных условий для развития прогрессивной военно-педагогической мысли по обучению офицерских кадров; повышение роли офицерских кадров, выполнение ими основных функций по обучению и воспитанию войск, обучение офицеров всему тому, что необходимо на войне; специальная подготовка офицерских кадров в военных учебных заведениях различного профиля; индивидуальная и дифференцированная система обучения различных категорий офицеров.

Список литературы:

Алехин И. А. Развитие теории и практики военного образования в России XVIII - начала ХХ века:Дис. ... д-ра пед. наук.-М.: ВУ,2004.

Барабанщиков А. В., Звягинцев В. Г. Педагогика высшей военной школы: Учебное пособие. - М.: ВПА,1999. - 169 с.

Вдовюк В.И. Военно-педагогическая этика и совершенствование профессионально-этической подготовки советских офицеров: Дис. ... докт. пед. наук. - М.: ВПА, 1983. - 414 с.

Военная энциклопедия. Пред. Гл. ред. комиссии С.Б. Иванов.-М.: Военизат, 2004.

Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 224 с.

Еремин В.П. Методологические подходы к формированию доктрины военного образования в России // Военная мысль. - № 5. - 1997. - С.54-57.

Железняк Л.Ф. Формирование военно-

профессиональной направленности у курсантов военных училищ: Дис. канд.псих.наук.-М.: ВПА, 1968.-259 с

Муцынов С.С., Руденко Ю.С. Передовой педагогический опыт как научная категория: В сб. “Передовой научно - педагогический опыт: теория, технологии, пер-спективы”/Под общ. ред. В.Н. Герасимова. - М.: ВУ, 2001. - С. 17 - 28.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю. Шведовой.-М.: Рус. яз., 1991. - 917 с.

Офицерский корпус русской армии: опыт самопозно-вания/Российский военный сборник. Выпуск 17. - М.: ВУ, 2000. - 640 с.

Педагогический словарь. В двух томах.-М: Изд-во АЛЛ РСФСР , 1960, - Т.1.-774с; Т.2.-776с.

Передовой научно - педагогический опыт: теория, технологии, перспективы. Сборник статей/Под ред.В.Н. Герасимова. - М.: ВУ, 2001. Выпуск. 1. - 156 с.

Подласый И.П. Исселедования закономерности дидактического процесса. Дис. ... докт. пед. наук(в виде науч. докл.). - Киев 1991. - 51 с.

Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах - М.: Научное издательство “Большая Российская энциклопедия”, 1993. Т.1- 608 с.

Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3 т. - Т.З.-М.: Педагогика, 1981. - 650 с.

Literature list:

Alekhine I. Development theory and practice of military education in Russia XVIII - the beginning of the twentieth century: Dis. Dr. ... ped. nauk.-M. 2004.

Drummers AV Zvyagintsev V. Education Higher Military School: A Tutorial. - M.: WPA, 1999. - 169 p.

Vdovyuk VI Military and ethics of teaching and improving shenstvovanie professional and ethical training of Soviet officers: Dis. Doctor .... ped. Sciences. - M.: WPA, 1983.

Military Encyclopedia. Prev. Chap. Ed. Commission SB Ivanov.-M.: Voenizat, 2004.

Gusinsky, EN, Y. Turchaninova Introduction to the philosophy of education, Sofia. - M.: Publishing Corporation "Logos", 2000.

Eremin, VP Methodological approaches to the formation of vaniyu doctrine of military education in Russia / / In-ennaya thought. - № 5. - 1997.

Iron ore, LF Formation of the military professional orientation for students of military academies: Dis.

kand.psih.nauk.-M.: WPA, 1968.

Mutsynov SS, Rudenko, YS Advanced pedagogical Soviet experience as a scientific category: The Sat "Advanced scientific - pedagogical experience: theory, technology and prospects" / Ed. Ed. VN Gerasimov. - M.: WS, 2001.

Ozhegov S. Dictionary of Russian language. Ed. NY Shvedovoy.-M.: Eng. lang., 1991. - 917 p.

The officer corps of the Russian army: the experience of samopoznovaniya / Russian military collection. Issue 17. -M.: WS, 2000.

Teaching vocabulary. In two volumes. M Univ APL of the RSFSR, 1960 - T.1.-774s, 776s, V.2.

Advanced scientific - pedagogical experience: theory, technology, and prospects. Collected papers / red.V.N. Gerasimov. - M.: Ws, 2001. Edition. A.

Podlasy IP Isseledovaniya patterns of di-dakticheskogo process. Dis. Doctor .... ped. Science (in the form of scientific. Reports.). - Kiev 1991.

Russian Pedagogical Encyclopedia. In 2-then-max -Moscow: Science Publishing House "Great Russian Encyclopedia", 1993. V.1-608.

Sukhomlinsky VA Selected pedagogical miami-tion. The 3 tons - T.Z.-M.: Pedagogy, 1981.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.