Научная статья на тему 'Историко-педагогический анализ деятельности некоммерческих организаций в России'

Историко-педагогический анализ деятельности некоммерческих организаций в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
317
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чёрствая Ольга Евгеньевна

В статье раскрывается понятие «некоммерческая организация». Автором проведен краткий экскурс деятельности некоммерческих организаций в России с XVIII века по настоящее время. Сделан акцент на ведущие направления деятельности некоммерческих организаций, тенденции в развитии третьего сектора, основные проблемы некоммерческих организаций, условия его дальнейшего позитивного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical and pedagogic analysis of noncommercial organizations activity in Russia

The article deals with the concept of "noncommercial organization". The author conducted a brief digression of noncommercial organizations in Russia from the 18th century to the present time. The article is focused on leading activities of noncommercial organizations, trends in the third sector, the main problems of noncommercial organizations, and the conditions for its further positive development.

Текст научной работы на тему «Историко-педагогический анализ деятельности некоммерческих организаций в России»

1 апреля учащиеся пользуются правом быть в дозволенных общественных местах до 8 часов вечера (в 8 часов должны быть дома), в праздничные дни до 8 ‘А часов вечера, а с 1 апреля до 1 сентября, за исключением времени летних каникул, до 9 А часов.

Для установления единства мероприятий по внешкольному надзору и по вопросу о посещении общественных развлечений учащимися средних учебных заведений города Архангельска, а также местной учительской семинарии и высших начальных училищ Попечитель Санкт-Петербургского учебного округа от 26 февраля 1914 г. N° 6338 признает целесообразным учредить временную комиссию в составе директоров реального училища, учительской семинарии, Ломоносовской гимназии и председателей педагогических советов женских I и II гимназий. Председательствование в названных комиссиях г. Попечитель просит принять г. Директора народных училищ Архангельской губернии.

В протоколе заседания временной комиссии начальников средних учебных заведений от 11 марта 1914 года говорится о том, что педагогический персонал обязан наблюдать за поведением учащихся вне учебного заведения (в общественных местах) и не позже следующего дня доводить до сведения начальства подлежащего учебного заведения о нарушениях вышеизложенных правил со стороны учащихся.

Настоящие правила вводятся в действие 15 марта 1914 г., о чем должны были быть поставлены в известность как педагогические советы учебных заведений, так и учащиеся, их родители и лица, на попечении которых учащиеся находятся во время проживания в г. Архангельске.

1. Изученные архивные материалы позволяют установить, что вопрос о внешкольном поведении

учащихся и единстве подходов к осуществлению надзора и контроля все время находится под пристальным вниманием начальников учебных заведений и педагогической общественности. Попечитель Санкт-Петербургского учебного округа рекомендует создать временную комиссию из руководителей и председателей педагогических советов отдельных учебных заведений и выработать единые походы к решению этого вопроса.

2. На территории Архангельской губернии в период с 1908 по 1914 годы осуществляется планомерная, систематическая деятельность по разработке и внедрению единых правил поведения для учащихся, а также по их безукоризненному выполнению.

3. При этом в указанный период в Архангельской губернии руководители учебных заведений и педагогическая общественность сообща вырабатывают единый комплекс мер по решению этой проблемы.

4. В комплекс мер, к примеру, входят: регламентация правил внешкольного поведения учащихся средних учебных заведений и начальных училищ на улице и публичных местах, определение требований к ношению форменной одежды и другое.

Библиографический список

1. Директора народных училищ Архангельской губернии. Дело об учреждении временной комиссии по организации внешкольного надзора за учащимися средних учебных заведений и начальными училищами г. Архангельска // ГААО, Ф. 61, Оп. 1, Ед. хр. 1617. 12 л.

2. Директора народных училищ Архангельской губернии. Дело с предписаниями высшего учебного начальства (начало 1912 г.) // ГААО, Ф. 61, Оп. 1, Ед. хр. 1397, 27 л.

УДК 37.0

Черствая Ольга Евгеньевна

Вологодский государственный педагогический университет

[email protected]

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ

В статье раскрывается понятие «некоммерческая организация». Автором проведен краткий экскурс деятельности некоммерческих организаций в России с XVIII века по настоящее время. Сделан акцент на ведущие направления деятельности некоммерческих организаций, тенденции в развитии третьего сектора, основные проблемы некоммерческих организаций, условия его дальнейшего позитивного развития.

Ключевые слова: некоммерческая организация, благотворительность, третий сектор.

История некоммерческих организаций в России берет свое начало в идеях меценатства и благотворительности. Данные идеи связаны со становлением и развитием Российского государства. Историю возникновения некоммерческих организаций, законодательную основу их развития рассматривали И.В. Скрын-ник, В.М. Каменева, И.Л. Шершнев, В.Н Якимец и др.

У древних славян благотворительность понималась как безвозмездная помощь. Важным пунктом для развития благотворительности стало принятие христианства. На Руси стали заботиться

о бедных, раздавать милостыню нищим. Первые благотворительные общества стали создаваться еще в XIII веке. Князь Владимир велел раздавать еду и воду из княжеской казны. Активно помогал неимущим князь Владимир Мономах.

250

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Черствая О.Е., 2012

Иван Грозный узаконил благотворительность в рамках государственной политики. Были изданы законы, ориентированные на оказание помощи нуждающимся; созданы благотворительные учреждения, финансируемые государством и частными лицами. В монастырях создавались больницы, приюты, школы для сирот. С середины XVI века начался период развития благотворительности в России как объекта государственного призрения с дифференцированным подходом к разным группам населения. Царь Михаил Федорович открывал сиротские дома. При царе Алексее Михайловиче были созданы специальные приказы, занимавшиеся призрением бедных. Петр I уделял внимание строительству больниц, приютов, боролся с нищенством. При Екатерине II были созданы дома призрения для бедных, богадельни, повивальный институт с родильным отделением для бедных женщин. Во время царствования императрицы Екатерины II появлялись негосударственные организации, не являющиеся компонентом церкви. Благотворительность в допетровской Руси состояла в основном в раздаче еды и одежды, строительстве жилья и оказании бесплатной медицинской помощи. До середины XVI века специфичной для России была благотворительность, связанная с частной инициативой первых лиц государства. Позднее она стала государственной проблемой.

В XVII в. общественность занимала зависимое положение по отношению к верховной власти. До

XVIII века известно о существовании лишь восьми благотворительных организаций. К XIX в. Россия насчитывает 1404 благотворительные организации, из них в ведении только одного «Императорского человеколюбивого общества» состояло 221 заведение, в том числе: 63 учебно-воспитательных, где призревались и обучались свыше 7000 сирот и детей бедных родителей; 63 богадельни, призревавшие 2000 престарелых и увечных обоего пола; 32 дома бесплатных и дешевых квартир и 3 ночлежных приюта, в которых ежедневным приютом пользовались свыше 3000 человек; 8 народных столовых, обеспечивавших ежедневно 3000 бесплатных обедов; 4 швейных мастерских, в которых работали свыше 500 женщин; 29 попечительных комитетов, оказывавших временную помощь свыше 10000 нуждавшимся; 20 медицинских учреждений, в которых бесплатно лечились 175000 бедных больных [1].

Значительную часть средств благотворительных обществ составляли членские взносы, добровольные поступления и пожертвования. На цели филантропии и меценатства вносили пожертвования предприниматели Бахрушины, Солодовниковы, Морозовы, Мамонтовы, и др. В России в XVIII-

XIX вв. существовали купеческие гильдии - сословные объединения купцов, которые участвовали в благотворительной деятельности.

При Александре I в Петербурге был основан первый в России Институт для слепых. Во время правления Александра II почти ежедневно в России возникали благотворительные организации, объединявшие людей по профессиональным признакам, месту проживания, склонностям.

В 1857 году был принят Устав об Общественном призрении. Во второй половине XIX века развивалось законодательство в сфере благотворительности. К концу XIX века в России общественным призрением занимались городские благотворительные общества, земства. В городах была налажена система попечительства о бедных. В деревнях открывались общества призрения для крестьян и ясли-приюты. Кроме того, существовали также частная и приходская благотворительность. К концу

XIX века благотворительность в России стала масштабным общественным явлением. В 1892 году была создана комиссия, в ведении которой были все аспекты благотворительности. В стране устанавливается общественный контроль над благотворительностью.

Императорский манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 г. провозгласил право на «незыблемые основы гражданской свободы» на началах неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. «Временные правила об обществах и союзах» от 4 марта 1906 года давали официальное понятие общества, союза и профессионального общества. Временное правительство 12 апреля 1917 года приняло Постановление о союзах и собраниях, отменившее все ограничения свободы коалиций.

После Февральской революции 1917 года в Петрограде возникали демократические организации, следившие за распределением жилья, снабжением продуктами, одеждой, создавались культурно-просветительские организации. Позднее средства благотворительных организаций были национализированы, их имущество передано государству, сами организации упразднены.

Затем в период до 1932 гг. типичными становятся массовые объединения, поддерживающие политику партии большевиков. В 1930-е гг. многие добровольные объединения прекратили существование из-за провозглашения тезиса об обострении классовой борьбы в СССР, требования военной дисциплины, крайности в оценке явлений искусства и т.д. [3]. Политика правительства была направлена на подавление проявления гражданского общества. Этому способствовало и законодательство, регулирующее деятельность добровольных объединений. 10 июля 1932 г. было принято постановлением ВЦИК и СНК РСФСР «Положение о добровольных обществах и их союзах», действовавшее до конца 1980-х гг., которое усложняло процедуру создания и регистрации общества.

В конце 1950-х - начале 1960-х гг. произошел подъем общественной активности в сфере науки, культуры, образования. С 1960-х гг. в стране получали развитие различные молодежные самодеятельные инициативы социального характера. К концу 1970-х гг. насчитывалось пять видов общественных структур, которые были под контролем государства: комсомол, профсоюзы, кооперации, творческие союзы (художников, писателей и т.д.), добровольные объединения (например, Общество «Знание»). Потенциал гражданских инициатив был невысок.

Новый рост некоммерческих организаций в России начался в конце 1980-х годов. Возникали молодежные жилищные комплексы, детские, семейные клубы и т.д. В середине 1980-х годов активизировались добровольные общественные формирования.

Впервые термин «некоммерческая организация» встречается в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик от 31 мая 1991 года № 2211-1. Далее развитие законодательной базы НКО было осуществлено Государственной думой России 21 октября 1994 года при принятии первой части Гражданского кодекса РФ. В ней содержится понятие «некоммерческая организация» как юридическое лицо и перечень видов некоммерческих организаций (п. 1, 3 ст. 50 ГК РФ).

С 1 января 1995 года вступила в действие часть

1 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепившая в специальном разделе основные нормы существования и деятельности некоммерческих организаций (ст. 116-123, § 5, гл. 4). Согласно ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации определяются как организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Можно выделить социально-экономические и правовые условия формирования российского третьего сектора с начала 1990-х гг. К ним относятся следующие:

1) изменение нормативно-правовой базы, принятие федеральных законов «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О некоммерческих организациях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» обеспечило необходимые правовые условия для создания и функционирования общественных объединений граждан;

2) институционализация новых форм взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления обеспечивала уставной деятельности общественных объединений экономическую, информационную, консультативную поддержку;

3) резкое падение уровня жизни населения выдвинуло на передний план необходимость создания большого количества организаций и групп самопомощи;

4) ограничение централизованного управления наукой привело к увеличению количества научнотехнических объединений;

5) резкое сокращение финансирования социально-культурной и гуманитарной областей усилило процесс создания общественных объединений для спасения культуры, искусства, образования, науки;

6) специальная налоговая и таможенная политика предоставляла льготы отдельным видам общественных объединений, стимулировала их создание;

7) формирование рынка услуг в нашей стране способствовало возникновению объединений граждан, обладающих необходимыми ресурсами и способных оказывать населению различные социальные услуги [2, с. 77].

Во время перестройки в России возник интерес к благотворительности. Средства массовой информации поддерживали данную тему. Зарубежные грантодатели и благотворительные фонды помогали реализации социальных, научных и культурных проектов в нашей стране. Отсутствие четкого законодательства тормозило деятельность аналогичных отечественных организаций.

Деятельность третьего сектора в настоящее время в России регламентируется на трех уровнях государственной власти: федеральном, региональном и местном.

В настоящее время в стране происходит подъем волонтерской деятельности. Причины данного процесса, на наш взгляд, в недостаточно эффективной государственной системе социальной защиты, низких темпах экономического развития страны, а также в увеличении числа людей, неудовлетворенных возможностями самовыражения в различных сферах жизни.

Выделяют процессы, влияющие на деятельность НКО в современной России: трансформация целевых групп и их интересов; изменение правовой базы; появление новых форм взаимодействия с государством; развитие общественной экспертизы; судебно-правовая реформа; профессионализация третьего сектора; формирование рынка услуг и другие тенденции [4].

В связи с этим можно назвать основные важные направления работы современных НКО: профсоюзная деятельность; социальное партнерство и взаимодействие с государством, бизнесом и населением; укрепление сотрудничества с другими общественными организациями; социальный маркетинг и формирование общественного мнения; развитие инфраструктуры третьего сектора; подготовка и обучение сотрудников и добровольцев, поддержка групп населения, находящихся в трудной жизненной ситуации.

252

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

Итак, историко-педагогический анализ деятельности некоммерческих организаций в России дает возможность сделать следующие выводы. Первоначально история данных организаций берет свое начало в идеях меценатства и благотворительности. В развитии негосударственных некоммерческих организаций в России можно выделить различные этапы [3]. Каждый из них, по нашему мнению, имеет свою специфику.

С середины XVIII в. до 1861 г. - этап становления общественных объединений институционального характера, осуществляющих благотворительные, филантропические виды деятельности. Особенностью первого этапа, на наш взгляд, является важная роль первых лиц государства в создании данных организаций. Кроме того, отличительной чертой данного периода будет малочисленность данных объединений.

С 1861 г. до 1917 г. - этап расцвета благотворительных организаций в России, расширения сфер деятельности и повсеместного распространения негосударственных некоммерческих организаций, интенсивного вовлечения широких слоев населения в сферу гражданской активности. Анализ благотворительной деятельности в данный период показывает, что в стране были сильны традиции государственной и церковной социальной помощи, поддержки образования, науки, искусства, но она была недостаточной. На протяжении данного периода представители всех слоев российского общества занимались благотворительностью, а также вступали в благотворительные организации. Во второй половине XIX века в России развивалось законодательство в данной сфере; филантропия стала масштабным общественным явлением.

Третий период (с 1917 г. до середины 1980-х гг.) характеризуется превращением гражданских институтов в часть государственной системы. Государство берет на себя функцию социального обеспечения населения и благотворительности. К концу 1970-х гг. все виды общественных структур работают под контролем государства. Это закрепляет и законодательство, регулирующее деятельность добровольных объединений. Поэтому потенциал гражданских инициатив был достаточно низким. В советский период негосударственные некоммерческие организации могли создаваться в разрешительном порядке и находились под контролем го-

сударственных органов.

Четвертый этап (с конца 1980-х гг. до настоящего времени) - этап превращения системы структур третьего сектора в организованный процесс с определённой структурой отношений. С середины 1980-х гг. добровольные общественные формирования начали набирать силу. Впервые термин «некоммерческая организация» закрепился в нормативных документах в 1991 году. В стране создаются политические, социально-экономические и правовые условия формирования российского третьего сектора. Во время перестройки в России вновь возникает интерес к благотворительности, поддержанный сначала зарубежными грантодате-лями и благотворительными фондами, а с середины 1990 -х годов и российскими благотворительными структурами.

Как видим, деятельность структур «третьего» сектора напрямую связана с социально-экономическими и политическими событиями в стране. Кроме того, ее интенсивность зависит от законодательных инициатив государства по данному вопросу, а также активности и инициативности представителей самих некоммерческих организаций и всего общества, в том числе в социальной работе с населением.

Библиографический список

1. Егорова Т.Г., Лейкинд О.Л., Северюхин Д.Я. Императорское человеколюбивое общество // Электронная энциклопедия Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.encspb.ra/artide.php?kod=2815935782 (дата обращения 2.09.2011).

2. Мальцев В.А. Демократические основы политической жизни общества // Социально-политический журнал. - 1993. - № 7. - С. 76-78.

3. Пашигорева Г.И., Пилипенко В.И. Учет в некоммерческих организациях: Учебное пособие: 1-е издание. - 2002 г. - 176 с. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://eup.ru/Documents/2003-08-18/16C5E.asp (дата обращения 26.02.2011).

4. Якимец В.Н. Гражданские инициативы и будущее России / под ред. М.И. Либоракиной и В.Н. Якимца. - М.: Школа культурной политики, 1997. - 152 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http: //www. owl. ru/win/books/ngoinic/razd2 -

2.htm (дата обращения 22.09.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.