Научная статья на тему 'Историко-педагогическии анализ проблемы становления и развития правовой культуры'

Историко-педагогическии анализ проблемы становления и развития правовой культуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
174
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильев П. Г.

This article covers the stages of formation and development of legal culture in Russia from the point of pedagogy. The author evaluates the influence of educational institutions and leading pedagogues and law-yers, who contributed to working out questions of legal upbringing and education on this process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of formation and development of legal culture: historical and pedagogical alalysis

This article covers the stages of formation and development of legal culture in Russia from the point of pedagogy. The author evaluates the influence of educational institutions and leading pedagogues and law-yers, who contributed to working out questions of legal upbringing and education on this process.

Текст научной работы на тему «Историко-педагогическии анализ проблемы становления и развития правовой культуры»

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

П.Г. Васильев

Vasiljev P.G. The problems of formation and development of legal culture: historical and pedagogical alalysis. This article covers the stages of formation and development of legal culture in Russia from the point of pedagogy. The author evaluates the influence of educational institutions and leading pedagogues and lawyers, who contributed to working out questions of legal upbringing and education on this process.

Не останавливаясь на комплексе государственных и общественных мер, посредством которых осуществляется формирование в современных условиях нравственного и правового сознания общества, выделим среди них острую необходимость педагогического обеспечения процесса формирования правовой культуры общества как основополагающего фактора правового прогресса. От степени качественного влияния педагогическими средствами на развитие социальноправовой активности граждан и ее поддержания будет зависеть будущее и самого государства, и дальнейшее развитие его правовой сферы.

Для того чтобы понять значение правовой культуры и оценить ее роль в механизме зарождения и эволюции российской государственности, а так же уяснить основные тенденции ее развития, необходимо первоначально проследить стадии формирования и становления национальной правовой культуры в качестве социально-правового феномена.

Базовой системой, в рамках которой протекали процессы возникновения, становления и первоначального развития национальной правовой культуры под действием формирующейся государственности, стала общая культура народов, проживавших на территории зарождающегося Российского государства.

Возникновение и развитие российского права, российской правовой культуры происходило по общим законам, характерным возникновению и развитию любого права, любой правовой культуры.

Генезис права и правового сознания из общей культуры (мифологии, из народной устно-поэтической традиции) способствовал проникновению в правовую культуру через юридические тексты наиболее стабильных и

глубоких мифологических образов о норме, обычае, порядке, их нарушениях и, как следствие, неотвратимости наказания, таким образом, начало этапа становления национальной правовой культуры можно отнести к древнерусскому периоду, когда при помощи языковых средств и конструкций, встречающихся в мифологических и фольклорных текстах, происходило их проникновение в правовую ткань, посредством чего в сознании этноса формировались «предправовые образы и представления» [1].

Вплоть до середины XVIII в. юриспруденция в России носила сугубо практический, прикладной характер. Знание законов и навыки их применения приобретались почти исключительно в процессе судебных разбирательств и при составлении различного рода деловых бумаг. Соответственно носителями таких знаний и умений, составляющих содержание юриспруденции, становились лица, занятые в судопроизводстве и делопроизводстве, - так называемые приказные. «Русская первоначальная юриспруденция есть собственно юриспруденция дьяческая, - писал Ф.Л. Морошкин в 1834 г. - Дьяк или клерк -сие таинственное, дивное существо в истории законодательств, с успехами единодержавия растет и с течением времени из карла делается великаном» [2].

С начала XVIII в. отчетливо проявилась необходимость внесения существенных структурных изменений в систему развития российской юриспруденции в связи с резким количественным ростом законов и, как следствие, усилением хаоса в законодательстве. Преодолеть постоянно множащуюся разрозненность законодательства можно было качественно новой организацией правового материала, распределением его по отраслям и институтам. Сугубо практическая, при-

кладная по своему характеру юриспруденция не могла обеспечить решение этой задачи. Для этого необходимо было развитие теоретической юриспруденции и создание широкого круга юридически образованных лиц. Хаотичность огромного российского законодательства порождала произвол и беззаконие. В России сложилось положение, которое видный публицист петровского времени И.Т. Посошков охарактеризовал словами: «...какие указы императорского величества ни состоятся, вси ни во что обращаются, но всяк по своему обычаю делает» [3]. Попытки исправить данное положение быстрыми и координальными мерами принудительного характера оканчивались неудачей. Подобное состояние дел в отечественной юриспруденции способствовало организации профессионального юридического образования и акцентированию внимания на педагогическом сопровождении процесса развития знаний в области права и навыков их применения. Впервые в России о формировании этого процесса можно говорить, начиная с эпохи правления Петра I. По его распоряжению учреждались учебные заведения, где среди прочих предметов предполагалось специальное изучение законоведения, появилась должность преподавателя юриспруденции.

Екатерина II в 1793 г. учреждает при Московском университете и кадетском корпусе классы российского законоведения. В 1767 г. в своем «Наказе, Уложенной Комиссии» она ставит задачу по широкому распространению среди населения России знания и понимания законов как средства формирования грамотных представлений о праве, выражаясь современным языком воспитания правовой культуры: «Законы должны быть писаны простым языком; и уложение, все законы в себе содержащее, должно быть книгою весьма употребительною, и которую бы за малую цену достать можно было наподобие букваря... Преступления не столь часты будут, чем большее число людей уложение читать и разуметь станут. И для того предписать надлежит, чтобы во всех школах учили детей грамоте попеременно из церковных книг и из тех книг, кои законодательство содержат» [4]. Этот процесс становится наиболее активен с наступлением XIX в., ознаменованного усилиями самодержавной власти по учреждению целой серии учебных заведе-

ний, ставших центрами новой юриспруденции. В стенах последних и происходило становление Российской правовой культуры.

Огромное влияние на формирование российской юриспруденции и правовой культуры оказала созданная 5 июня 1801 г. Комиссия составления законов, результатом деятельности которой явилась систематизация российского законодательства.

Уже начиная с XIX в. можно говорить о стремительном развитии правовой культуры в России. Нигде в этот исторический период политика самодержавной власти не дала столь положительных результатов как в сфере юридического образования и юриспруденции.

Подобные координальные трансформации в способах организации профессиональной подготовки и правового воспитания способствовали формированию прогрессивных подходов к пониманию и осознанию новыми поколениями правоведов задач юриспруденции. «Изучение законов должно быть особенно направлено к тому, - отмечал

К.А. Неволин, - чтоб разъяснить для человека идею правды как вообще, так и в частности по духу известного законодательства, дабы он мог о каждом представляющемся случае и предмете сказать, как сей случай должен быть решен и по общим началам правды, и по особенным началам известного законодательства. Конечно, и богатство сведений в законах важно, но еще важнее это чувство законности, которое дает нам возможность самим судить о праведном и неправедном и при всех случаях указывает нам непогрешительно то и другое. Одни сведения без такого чувства составляли мертвое богатство» [5].

Необходимо отметить, что к тому времени в России издавалось достаточное количество профессиональных и популярных юридических газет и журналов. Русские правовые издания - «Юридический вестник», «Вопросы права и нотариата», «Русский вестник», «Судебный вестник», «Журнал гражданского и уголовного права» - вносили свой посильный вклад в правовую просветительскую деятельность и становление правосознания всех классов Российского общества. Несмотря на огромный разрыв в правосознании между крестьянством и Российской интеллигенцией, можно с уверенностью кон-

статировать, что данный период в истории Российской империи являлся пиком развития и распространения видными педагогами-юристами того времени правовых взглядов, позиций и представлений, во многом не растерявших своей значимости и в современных условиях.

Наиболее яркими представителями этого периода в сфере просвещения и формирования общественного правосознания являлись профессор Московского университета Борис Николаевич Чичерин (1828-1904). Им были подготовлены фундаментальное пятитомное исследование «История политических учений» (1869-1902 гг.), «Собственность и государство» в двух томах (1881-1883 гг.), «Курс государственной науки» в трех частях (1894-1898 гг.), работы по вопросам государства и права второй половины XIX в., где он настоятельно доказывал необходимость реформ общественно-полити-ческой жизни в России, последовательно проводя начала либерализма. С. А. Муромцев (1850-1910) -профессор юридического факультета Московского университета, лидер конституционно-демократической партии, председатель I Государственной думы. Историк, социолог, правовед, деятель либерального движения М.М. Ковалевский (1851-1916). Основные его произведения: «Социология» в двух томах, 1910 г., «Общее учение о государстве». 1909 г. Философ права, государствовед, теоретик неолиберализма, родоначальник концепции возрожденного естественного права в России П.И. Новгородцев (1866-1924). Он являлся профессором Московского университета, основателем и первым деканом Русского юридического факультета в Праге. Ему принадлежат работы по истории философии права, вопросам государства и права, среди которых наиболее известны «Кризис современного правосознания» (1909 г.), «Об общественном идеале» (1917 г.).

Именно в этот исторический период формируется осознание роли юриспруденции не только в качестве средства обработки и организации сведений о праве и законодательстве, но и как фактор воспитания нравственности, формирования правовой культуры.

Уже в конце 60-х гг. XIX в. этот вопрос поднимается на уровне всего государства, что свидетельствует о серьезных положительных сдвигах в правовом сознании обще-

ства. Одно из направлений в становлении и развитии правового воспитания как средства формирования правовой культуры на данном историческом этапе связывалось с воспитательными процессами в отношении несовершеннолетних преступников. Последние, совершив преступление, в соответствии с приговором суда должны были не отбывать наказание в исправительных учреждениях, как практиковалось до этого, а препровождаться в исправительно-воспитательные дома. Задача подобных приютов заключалась, по толкованию Правительствующего Сената, не столько в наказании малолетнего, сколько в его перевоспитании [6].

Следовательно, государством преследовались не карательные, а воспитательные цели, т. е. - подвергнуть несовершеннолетнего такому целенаправленному воздействию, при котором формировался бы принципиально новый уровень его нравственного осознания окружающего мира, особенно на начальной стадии его социализации, способствующий становлению у подростка не только нравственных, но и новых правовых убеждений и воззрений, формированию определенной системы ценностей, ориентирующих на правомерное поведение [7].

Коренные преобразования в области юриспруденции, воплощенные в жизнь самодержавной властью, позволяют уже к концу XIX в. говорить о сложившейся в Российской империи для того времени прогрессивной модели формирования не только правовых знаний и представлений, но и правовой культуры в целом, выделить ее наиболее существенные признаки, определить те исходные позиции, с которых начиналась деятельность юристов и педагогов советского периода.

После Октябрьской революции начался демонтаж системы юридического образования как проводника дореволюционного правового сознания и правовой идеологии, непосредственно связанной с царским режимом, поставлявшей кадры для буржуазного государственного аппарата.

Высшую школу не могло оставить без внимания и партийное руководство, которое выдвигало задачу ее политического завоевания. Юриспруденция ввиду специфики ее предмета наряду с педагогикой, историей, философией, филологией и экономикой была

отнесена к общественным наукам, перестройке преподавания которых придавалось особое значение. В данный период осуществляется активная деятельность по пересмотру учебных программ по правовым дисциплинам, написание работ в русле марксистской идеологии, которые должны были заменить дореволюционные юридические учебные материалы.

В этот период проблема правовой культуры личности стала предметом пристального внимания ученых и практических работников. Предпринимаются попытки выработать определение понятия «правовое воспитание» как системы мер по формированию социалистического правосознания и правовой культуры, уяснить его цели и задачи. Активно проводятся исследования различных форм и методов правового воспитания [8]. В целях повышения эффективности исследований к разработке проблемы привлекаются не только юристы, но и специалисты по педагогике, психологии, социологии.

Для построения нового общества необходимо было, прежде всего, формировать правосознание особого, нового типа. Именно с этой целью изыскивались и самым активным образом использовались такие средства политического и идеологического воздействия на народы, населяющие бывшую Российскую империю, которые активно формировали общественное сознание и готовили его к построению принципиально новых общественных отношений. В сфере идеологии одной из главных задач стало формирование человека - «советского», а следовательно, и нового правосознания, правовой культуры. Однако парадокс данного этапа заключался в том, что, с одной стороны, происходил целенаправленный процесс активного воздействия на общественное сознание, результатом которого явилось разрушение и без того едва оформившихся позиций и представлений о государстве, праве и т. д. (т. е. еще не устоявшегося правосознания), а вся система государственного механизма была направлена на формирование человека полностью отрицавшего догмы старого времени. С другой стороны, этот процесс носил созидательный характер, т. к. формирование правосознания и правовой культуры, ранее носившее в дореволюционной России корпоративный характер, приняло качественно новые характе-

ристики, т. е. стало приобретать всеобщую направленность (посредством всего набора идеологического инструментария и активизации правового воспитания).

Моделирование подобного правосознания в специфических условиях СССР привело к развитию таких феноменов, как советское право, социалистическая правовая культура, социалистическая законность и правосознание, сформировавшиеся на классовом подходе не только к экономике, но и к политике, праву, культуре, воспитанию и т. д. Но, как представляется, не следует давать однозначно негативную оценку этому периоду, так как, несмотря на явные перегибы в правовой практике, непосредственно в советское время начинается период интенсивного теоретического освоения правовой культуры, правосознания и правового воспитания как научных категорий. Именно в это время появляются выдающиеся работы, составившие основу для формирования концепции правового воспитания в России.

В постсоветский период вопросы правового воспитания и пропаганды права юристами освещаются в специализированных средствах массовой информации и популяр -ных правовых изданиях. Однако наблюдения показывают, что многие современные отечественные СМИ не в полной мере осознают свою роль и место в правовой социализации населения, не стремятся к формированию обоснованной информационной концепции в представлении правового материала и освещении деятельности правоохранительных органов.

Педагогическая наука и в период СССР, и на современном этапе уделяет определенное внимание вопросам правового воспитания и в первую очередь правового воспитания подрастающего поколения. «Учитывая, что молодое поколение - это будущая основная часть зрелого населения в государстве, от социально-политической активности которой будет зависеть будущее данной страны... » [14], одна из первоочередных государственных задач появляется в формировании прогрессивной (соответствующей современным правовым представлениям) правовой культуры, направляющей граждан на законопослушное поведение, соблюдение общественного порядка, установленного в обществе. Однако в рамках той образовательно-

правовой программы, которая реализуется на данный момент, правовому воспитанию и обучению уделяется недостаточно внимания.

Действительность свидетельствует о том, что на сегодняшний день уровень правовой культуры в обществе крайне низок. Подобное состояние свойственно не только для отдельных социальных категорий граждан, но и для общества в целом, в том числе и учебных заведений, одна из основных функций которых - выпускать в жизнь всесторонне развитую личность.

Завершая исторический обзор процесса становления и развития правовой культуры не только как правовой категории, но и как правового феномена, закономерно возникает вопрос: что такое правовая культура в ее современной интерпретации? Естественно, что в научной литературе нет единого мнения на сей счет. Все многообразие существующих на сегодняшний день определений правовой культуры можно свести к следующему. Правовая культура, отражая уровень правовой цивилизованности общества и включая в себя прогрессивные достижения зарубежных правовых систем, объединяет все, что создано человечеством в правовой сфере: право, юридическую науку, правосознание, практику законотворчества и судебной деятельности, юридическое мировоззрение, национальные корни, историческую память, юридические обычаи и традиции. Это обусловленное социальным, экономическим и духовным строем общества внутреннее состояние его правовой жизни.

Правовая культура предполагает достаточное знание должностными лицами и гражданами юридических норм, их правовую грамотность, умение пользоваться законами в практической жизни, высокую степень уважения, авторитета права, его оценки как необходимой социальной ценности для нормального функционирования цивилизованного сообщества людей, атмосферу законопос-

лушания личности, устойчивые привычки, внутреннюю потребность к соблюдению закона и социально-правовой активности [15].

1. Семитко А.П. // Государство и право. 1992. № 10. С. 108

2. Морошкин Ф.Л. // Ученые записки Императорского Моск. ун-та. 1834. Ч. 3. 8. С. 214.

3. Посошков И. Т. Книга о скудности и богатстве. М., 1951. С. 91.

4. Наказ императрицы Екатерины II, данный Комиссии о сочинении проекта нового уложения. СПб., 1907.

5. Неволин К.А. Полное собрание сочинений. СПб., 1857. Т. 1.

6. Тюремный вестник. 1911. № 5. С. 169.

7. Крыгина И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе. Ростов н/Д, 1999. С. 189.

8. Керимов Д.А., Никитин В.Б., Орехов В.В., Спиридонов Л.И. // Человек и общество. Вып. 2. Л., 1967.

9. Вопросы теории и практики правовой пропаганды / под ред. Д.А. Керимова, Л.И. Спиридонова. Л., 1973.

10. Рыбак М.С. Вопросы правового воспитания. Саратов, 1975.

11. Мицкевич А.В. // Социологические исследования. 1976. № 3.

12. Балин Л.Е. Правовое воспитание и предупреждение правонарушений органами внутренних дел. Ташкент, 1977.

13. Иванов В.М., Костаки Г.И. Конституция СССР и вопросы правового воспитания. Кишинев, 1978.

14. Крыгина И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе. Ростов н/Д, 1999. С. 189.

15. Теория государства и права: учеб. / Пигол-кин А. С., Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А., Саидов А. Х.; под ред. А.С. Пи-голкина. М., 2005.

Поступила в редакцию 26.11.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.