Научная статья на тему 'Историко-педагогическая реконструкция идей военных педагогов в сфере развития познавательных интересов личности в аспекте антиномии«Личностное социальное»'

Историко-педагогическая реконструкция идей военных педагогов в сфере развития познавательных интересов личности в аспекте антиномии«Личностное социальное» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС ВПО ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ / АНТИНОМИЯ «ЛИЧНОСТНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ» / ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ КУРСАНТОВ / ANTINOMY OF “PERSONAL SOCIAL” / CADETS’ COGNITIVE INTERESTS / EDUCATIONAL STANDARDS / MILITARY PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гашичев Алексей Владимирович

С помощью антиномии «личностное социальное» проанализированы и обобщены результаты историкопедагогической реконструкции теоретико-практических исследований 1960-80-х гг. в сфере формирования и развития познавательных интересов курсантов в образовательном процессе военных вузов. На этих основаниях выявлены условия их критически-творческого использования как одного из ресурсов гуманизации системы военного образования в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гашичев Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL-PEDAGOGICAL RENOVATION OF IDEAS OF MILITARY EDUCATORS IN THE DEVELOPMENT OF THE COGNITIVE INTERESTS OF THE INDIVIDUAL IN THE ASPECT OF “PERSONAL SOCIAL ANTINOMY”

The author of the article using antinomy of “personal social” analyzed and summarized historical-pedagogical reconstruction of 1960-80-s’ theoretical and practical researches on the problem of development of cadets’ cognitive interests in the educational process of military schools. On these grounds there were identified the conditions of their critical and creative use as one of the resources of humanization of military education system in modern Russia.

Текст научной работы на тему «Историко-педагогическая реконструкция идей военных педагогов в сфере развития познавательных интересов личности в аспекте антиномии«Личностное социальное»»

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 9 . 01:159 . 953. 5

А. В. Гашичев

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ИДЕЙ ВОЕННЫХ ПЕДАГОГОВ В СФЕРЕ

РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ЛИЧНОСТИ В АСПЕКТЕ АНТИНОМИИ

«ЛИЧНОСТНОЕ - СОЦИАЛЬНОЕ»

С помощью антиномии «личностное - социальное» проанализированы и обобщены результаты историкопедагогической реконструкции теоретико-практических исследований 1960-80-х гг в сфере формирования и развития познавательных интересов курсантов в образовательном процессе военных вузов. На этих основаниях выявлены условия их критически-творческого использования как одного из ресурсов гуманизации системы военного образования в современной России.

Ключевые слова: ФГОС ВПО третьего поколения, антиномия «личностное - социальное», военная педагогика, познавательные интересы курсантов.

Идеологически выверенная в советские годы трактовка понятий «познание», «интерес», «личность» в наше время вновь сменилась разнообразием подходов современных ученых к «вечным» вопросам «Что такое познание?», «Познаваем ли мир?» и т. д. Конструктивными в научно-педагогическом плане остаются идеи философов ХХ в.

о том, что «интерес - это не просто положение социального субъекта, это и положение, выражающееся в сознании, и вместе с тем сознание, переходящее в действие», «интересы выступают как побудительные мотивы деятельности людей и как специфическая форма их взаимосвязи в жизни и деятельности». Их поддерживает заявление современного философа: «В конечном счете, познание служит „интересу“ самосохранения людей и является его инструментом» (Ю. Хабермас [1. с. 91]).

Не утратили своего значения и мысли американского философа образования Дж. Дьюи: «Признание важности интереса в образовательном развитии ведет к учету индивидуальных способностей, потребностей и предпочтений каждого ребенка. Тот, кто признает важность интереса, не станет считать, что все ученические головы работают одинаково, „проходя“ одни и те же учебники под руководством одного и того же учителя... Случаи проявления интереса наводят на размышления, важные для философии образования в целом. Будучи правильно поняты, они заставляют нас внимательнее и осторожнее присмотреться к некоторым концепциям человеческого разума и предметного содержания образования...» [2, с. 125].

Эффективное развитие экономики, ее «переход на инновационный путь развития обостряют проблемы подготовки выпускников учреждений про-

фессионального образования, актуализируют необходимость реформирования образования» [3, с. 8].

Происходящие в современном мире перемены обусловили необходимость обновления всей системы высшего образования, а в нормативно-правовых документах четко указан главный вектор этой модернизации. Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», высшее образование нацелено не только на подготовку высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, но и «на удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии» [4, ст. 69].

ФГОС ВПО нацелен на личностно-профессиональное становление выпускника, в том числе и военного учебного заведения, а важным ресурсом такого становления курсантов является устойчивый познавательный интерес к гуманитарным дисциплинам, которые входят в содержание военного образования и составляют ядро общекультурной подготовки будущих офицеров [5].

Современные историко-педагогические исследования проводятся с целью реконструкции и изучения для его критически-творческого использования в теории и практике военного образования.

Значимым становится изучение военно-педагогического наследия 1960-80-х гг., связанного с теорией и практикой формирования познавательных интересов курсантов и его критически-творческим применением в образовательном процессе военных учебных заведений как одного из ресурсов гуманизации системы военного образования в современной России.

Для обоснования этого тезиса мы проанализировали разнообразный круг источников, провели

историко-педагогическую реконструкцию ключевых идей и положений и пришли к выводу, что результатом научных исследований военных педагогов стало становление педагогической теории формирования и развития познавательных интересов курсантов. Под влиянием гуманистических тенденций отечественной педагогики теоретико-практические исследования военных педагогов во второй половине исследуемого периода все больше приобретали личностно-ценностную направленность.

Период 1960-80-х гг. оказался наиболее продуктивным в разработке проблемы формирования и развития познавательных интересов личности. Однако развернувшаяся в конце 1980-х гг. «перестройка» кардинально изменила ценностные ориентиры общества, что привело к необоснованному отказу от многих исследований, в том числе и в сфере развития познавательных интересов личности, на пике их движения к «личностному полюсу» педагогической теории и практики.

Историко-педагогическая реконструкция идей военных педагогов относительно феномена и условий формирования познавательных интересов курсантов в образовательном процессе военных учебных заведений, а также сопоставление результатов научно-педагогических исследований в общей и военной педагогике позволяет ответить на вопросы о причинах определенного отставания военно-педагогических разработок и вместе с тем об их актуальности и значимости для совершенствования современной системы высшего военного образования.

Для сравнительного анализа результатов общепедагогических и военно-педагогических исследований по интересующей нас проблеме мы использовали антиномию1 «личностное - социальное».

Антиномия «личностное - социальное» в образовании - это «противоречие становления человека в образовательном процессе, где „встречаются“, „состыковываются“, „взаимовлияют“, „взаимодей-ствуют“ заданное (внешнее по отношению к индивиду) и природное (внутреннее, природные сущностные силы); сознательное и стихийное; организованное и неорганизованное, предопределяя, в конечном счете, вероятностный характер реализации заданного, основного, „вечного“, универсального» (Л. А. Степашко [6, с. 12-13]).

Другими словами, в антиномии «личностное -социальное» разворачивается противоречие между естественным процессом взаимодействия индиви-

1 Антиномия - это противоречие между положениями, каждое из которых признается логически доказуемым // Современный словарь иностранных слов . М . , 1992 . С . 52 .

да со средой его жизнедеятельности вне образования («личностное») и процессом, возникающим и развивающимся как заданный и обусловленный взаимодействием индивида с образовательной средой («социальное»).

По мнению Л. А. Степашко, генезис личностного аспекта содержания, целей, процесса и результатов общего образования в период 60-80-х гг. ХХ в. детерминировался утверждением в стране тоталитарной идеологии, поэтому гуманистические установки на личность как цель и ценность образования оказывались в непримиримом противоречии с официальной идеологией. В исследуемый период утвердился приоритет социального над личностным, следствием чего явилось «утилитарное, прагматическое отношение к культуре как источнику общего образования в конструировании содержания общего образования и „социально значимого опыта“ в ущерб „культурному“ опыту человека» [6, с. 110]. В процессуальном отношении недооценка личностного (антропологического, гуманистического) аспекта приводила к тому, что содержание образования противостояло (как «надындивидуальное») «индивидуальному» (личностному, «персональному»); образовательным возможностям, познавательным интересам школьника (Л. А. Степашко [6, с. 110]).

Причина всех этих перекосов в антиномии «личностное - социальное», по мнению историка педагогики, заключалась в том, что идея всестороннего развития личности как цель коммунистического воспитания была в советской педагогике ориентирована на человека как «социальное существо» и на интересы общества при игнорировании природной сущности человека, его индивидуальных интересов. Гуманистические установки на личность как цель и ценность образования оказывались в непримиримом противоречии с официальной идеологией, «личностный аспект образования, по сути, сводился к тому, чтобы способствовать осуществлению социального развития личности» [7, с. 237].

Анализ и оценка педагогических исследований 1960-80-х гг. в сфере развития познавательных интересов личности в аспекте антиномии «личностное - социальное» представляется нам адекватным и конструктивным научным подходом, поскольку сама эта идея разрабатывалась в сложных социально-политических, социокультурных, научно-педагогических и практических реалиях СССР. Отношение отечественных педагогов к идее формирования и развития познавательных интересов личности может быть представлено в следующих ракурсах, а по степени значимости проранжировано следующим образом:

1) официальный ракурс - как одно из ведущих направлений совершенствования системы образования, нацеленной на всестороннее развитие личности, воспитание «строителя коммунизма»;

2) инструментально-педагогический ракурс -как эффективный способ преодоления формализма, в который все больше погружался образовательный процесс на всех ступенях образования;

3) ценностно-педагогический ракурс - как средство сохранения и развития гуманистических тенденций отечественной педагогики.

Во всех проанализированных нами педагогических трудах 1960-80-х гг., посвященных проблеме развития познавательных интересов учащихся и курсантов, противостояние личностного и социального выражено достаточно отчетливо. Но мы выявили устойчивую тенденцию к усилению «личностного» полюса антиномии, особенно к концу исследуемого периода в трудах не только по общей, но и военной педагогике.

Педагогическая теория, как исходно-предпосы-лочное знание, выступала своеобразным «горизонтом развития» для военно-педагогических исследований:

1. Определение базового понятия как «избирательной направленности личности, обращенной к области познания, к ее предметной стороне и к процессу деятельности, имеющая тенденцию углубляться в сущность познания, а не быть на поверхности явлений» (Г. И. Щукина [8, с. 77]) позволило педагогам изучать данный феномен не только в гностическом, но и в нравственном аспекте, высоко оценить роль познавательных интересов в социализации личности и ее духовнонравственном становлении.

Военные исследователи, относясь к познавательному интересу как отношению или направленности личности, сущностно редуцировали этот феномен, связывая его с учебными предметами, познавательной деятельностью и военной профессией и не увидели, как в общей педагогике, связи между познавательными интересами и личностью курсантов.

Вопрос о специфике познавательных интересов курсантов не получил убедительного ответа, поскольку особенности образовательного процесса в исследуемый период не были проанализированы военными педагогами «изнутри», а сводились к особому режиму и организации высшего военного образования, служебным и учебным обязанностям курсантов.

2. Психологические характеристики уровней развития познавательных интересов учащихся в общей педагогике были систематизированы в соответствии со структурными компонентами - интеллектуальным, эмоциональным, волевым- и дополнены педагогическими показателями их диаг-

ностики в учебно-воспитательном процессе. В результате познавательные интересы школьников стали характеризоваться по комплексу параметров: предметная направленность, степень сформиро-ванности, устойчивости, эмоциональной окрашенности, объём, сила воздействия и др.

В классификации познавательных интересов курсантов сначала была «активирована» только та часть разработанных психологами и педагогами критериев, которая связана с содержанием, широтой, степенью их устойчивости и сформированно-сти. Поэтому исследователи и практики ориентировались на внешние атрибуты образовательного процесса в военном вузе: формы учебных занятий, методы преподавания и учебно-познавательной деятельности курсантов, визуальные и количественные признаки их активности (количество ответов и выступлений, решенных задач, прочитанных статей, посещенных выставок и т. п.).

В 1980-е гг. военных педагогов заинтересовали внутренние, т. е. личностные, проявления отношения курсантов к учебным предметам и познавательной деятельности, и, что важнее всего, к себе как субъектам реального образовательного процесса и будущим офицерам: избирательность, действенность, осознанность, самостоятельность возникновения, устойчивость, выраженность, эмоциональность, познавательная целеустремленность, интеллектуально-ориентировочная реакция, умственная и познавательная самостоятельность, саморегуляция и т. д.

3. Большинство факторов формирования и развития познавательных интересов школьников педагоги относили к детерминированным социальнополитической обстановкой в стране и официальной идеологией, значительно меньше - к обусловленным возрастными и индивидуальными особенностями учащихся. Позднее, в 1970-80-е гг., педагоги обосновали значимость внутренних стимулов, связанных с личностным отношением учащихся к предмету познания и самой деятельности. Процессуальный уровень педагогической теории был представлен комплексом принципов, относящихся к каждой из трех групп стимулов познавательных интересов учащихся: содержание учебного материала, организация познавательной деятельности, отношения между участниками образовательного процесса. В каждой из них акцент был сделан на личностных аспектах познавательной деятельности школьников с учебным материалом и общения с педагогом и одноклассниками, а результаты связывались с самоопределением и саморазвитием личности ученика.

Военные педагоги постепенно от внешних по отношению к личности курсантов факторов формирования познавательных интересов переносили вни-

мание к «внутренним»: познавательная деятельность самих курсантов, общение и взаимодействие преподавателей и курсантов, отношения в курсантских коллективах. В 1980-е гг. педагогические условия развития познавательных интересов курсантов, ранее ориентированные исключительно на преподавателей, их кругозор, увлеченность предметом, мастерство, материально-техническое обеспечение учебного процесса и т. п., стали больше соотноситься с деятельностью и личностью самих курсантов.

4. В общей педагогике комплекс «методов исследования» охватывал как отдельные аспекты формирования познавательных интересов школьников, так и целостный образовательный процесс.

В практико-ориентированной части военно-педагогических исследований внешние, т. е. обусловленные учебным содержанием и методикой преподавания, формы и способы развития познавательных интересов курсантов были преобладающими. Однако в 1980-е гг. военные педагоги сделали шаг вперед в обновлении традиционных для военного вуза форм учебных занятий, познавательных заданий и дидактических приемов, активизирующих познавательную деятельность самих курсантов и, таким образом, позитивно влияющих на развитие их познавательных интересов.

Актуализированный уровень анализа военнопедагогических трудов отражает степень освоения теоретико-концептуальных положений, их востребованность и внедрение в реальный образовательный процесс военных учебных заведений не протяжении всего исследуемого периода. Факт появления в 1980-е гг. учебников по военной педагогике и психологии со специальными главами о познавательных интересах личности свидетельство-

вал об усилении гуманитарной составляющей высшего военного образования и актуальности проблемы формирования и развития познавательных интересов курсантов.

Критический анализ военно-педагогического наследия 1960-80-х гг позволил нам выявить устойчивую тенденцию к усилению «личностного» полюса антиномии «личностное - социальное» в вопросах о факторах, условиях и способах формирования познавательных интересов курсантов, критериях их диагностики в образовательном процессе военного вуза.

Историко-педагогическая реконструкция идей военных педагогов в сфере формирования и развития познавательных интересов курсантов способна обогатить современную науку и практику ценным опытом внедрения гуманистических традиций отечественной педагогики в систему высшего военного образования.

Такое образование предполагает «развитие активной познавательной позиции, способствующей самостоятельному поиску и применению знаний в жизненной практике, воспитание личности, открытой для восприятия и осмысления нового знания, способной в дальнейшем реализовать свой интеллектуальный и личностный потенциал» [9, с. 20].

Значение теоретико-практического опыта военных педагогов 1960-80-х гг. для модернизации системы высшего военного образования в свете требований стандартов третьего поколения заключается в последовательном движении к «личностному» полюсу образования, в стремлении гуманизировать все звенья образовательного процесса высшего военного учебного заведения как на теоретическом, так и на практическом уровне.

Список литературы

1. Хабермас Ю . Познание и интерес: панорама мировой философской мысли // Филос . науки . 1990 . № 1. С . 90-99 .

2 . Дьюи Дж. Демократия и образование . М ., 2000 . 382 с.

3 . Харина Н . В . Профессиональное образование в России: проблемы, пути решения // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical

Review) . 2013 . Вып 1 (1) . С . 8-15 .

4 . Федеральный закон Российской Федерации № 273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» // Рос . газета .

2012 .31 дек.

5 . Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г . N 67 «Об утверждении и введении в действие Федерального госу-

дарственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030301 Психология служебной деятельности (квалификация (степень) „специалист“» .

6 . Степашко Л . А . Учитель и реформирование современной школы: ценностно-мировоззренческий и генетический аспекты профессио-

нального педагогического мышления . Хабаровск: ХГПУ, 2003. 114 с.

7 . Степашко Л . А. Философия и история образования: учеб. пос . для студентов высших учебных заведений . М ., 1999 . 272 с.

8 . Щукина Г. И . Проблема познавательного интереса в педагогике . М .: Педагогика, 1971. 351 с.

9 . Меньшикова Е . А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса // Вестн . Томского гос. пед . ун-та (Tomsk State

Pedagogical University Bulletin) . 2008. Вып 3 (77) . С . 16-20 .

Гашичев А. В. соискатель, преподаватель кафедры.

Хабаровский пограничный институт ФСБ России.

Ул. Большая, 85, Хабаровск, Россия, 680017.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 20.01.2014.

GashichevA V.

HISTORICAL-PEDAGOGICAL RENOVATION OF IDEAS OF MILITARY EDUCATORS IN THE DEVELOPMENT OF THE COGNITIVE INTERESTS OF THE INDIVIDUAL IN THE ASPECT OF “PERSONAL SOCIAL ANTINOMY”

The author of the article using antinomy of “personal - social” analyzed and summarized historical-pedagogical reconstruction of 1960-80-s’ theoretical and practical researches on the problem of development of cadets’ cognitive interests in the educational process of military schools. On these grounds there were identified the conditions of their critical and creative use as one of the resources of humanization of military education system in modern Russia.

Key words: educational standards (Federal state educational standards of higher education of the third generation), antinomy of "personal - social", military pedagogy, cadets’ cognitive interests.

References

1. Habermas Yu . Learning and interest: Panorama of world philosophy. Philosophical Sciences, 1990, no . 1, pp . 90-99 (in Russian) .

2 . Dewey J . Democracy and education. Moscow, 2000 . 382 p . (in Russian) .

3 . Harina N . V. Professional education in Russia: problems and solutions . Scientific and pedagogical review, 2013, issue 1(1), pp . 8-15 (in Russian) .

4 . Federal law of the Russian Federation № 273 of December 29, 2012 “The Education Act of the Russian Federation” . Russian newspaper. 31.

December 2012 (in Russian)

5 . Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation from January 17, 2011, no . 67 “On the approval and enactment of

federal State educational standard of higher vocational education in training (job) performance Psychology (030301 qualification (degree) “specialist” (in Russian)

6 . Stepashko L .A . A teacher and a modern school reform: value-ideological and genetic aspects of professional pedagogical thinking. Khabarovsk,

KSPU Publ. , 2003. 114 p . (in Russian) .

7 . Stepashko L . A. Philosophy and history of education: a training manual for university students. Moscow, 1999 . 272 p . (in Russian) .

8 . Schukina G . I . The issue of cognitive interest in pedagogy. Moscow, Pedagogika Publ ., 1971.351 p . (in Russian) .

9 . Menshikov E . A . Psychological and pedagogical essence of cognitive interests . Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2008, vol . 3 (77),

pp . 16-20 (in Russian) .

Khabarovsk Border Institute, FSB of Russia.

Ul. Bolshaya, 85, Khabarovsk, Russia, 680017.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.