Научная статья на тему 'Историко-ориентированные информационные системы: опыт реализации «Пермских» проектов'

Историко-ориентированные информационные системы: опыт реализации «Пермских» проектов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
701
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ИСТОЧНИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / HISTORY-ORIENTED INFORMATION SYSTEMS / SOURCE-ORIENTED APPROACH / PROBLEM-ORIENTED APPROACH / HISTORICAL INFORMATION SCIENCE / INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Гагарина Д. А., Кирьянов И. К., Корниенко С. И.

На примере проектов, реализованных в Пермском госуниверситете, рассматриваются существующие подходы к созданию и внедрению историко-ориентированных информационных систем. Анализируются возможности и ограничение применения различных подходов. Особое внимание уделено системам, содержащим собственный исследовательский инструментарий. Выявлены направления использования систем в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the basis of the projects realized in Perm State University the approaches to creation and implementation of history-oriented information systems are considered. The possibilities and limitations of different approaches are analysed. Special attention is paid to the systems with their special tools for scientific researches. The trends for using information systems in historical education are revealed.

Текст научной работы на тему «Историко-ориентированные информационные системы: опыт реализации «Пермских» проектов»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2011 История Выпуск 2 (16)

УДК 004.9+93+378

ИСТОРИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ «ПЕРМСКИХ» ПРОЕКТОВ*

Д. А. Гагарина, И. К. Кирьянов, С. И. Корниенко

На примере проектов, реализованных в Пермском госуниверситете, рассматриваются существующие подходы к созданию и внедрению историко-ориентированных информационных систем. Анализируются возможности и ограничение применения различных подходов. Особое внимание уделено системам, содержащим собственный исследовательский инструментарий. Выявлены направления использования систем в образовании.

Ключевые слова: историко-ориентированные информационные системы, источникоориентированный подход, проблемно-ориентированный подход, историческая информатика, информационно-образовательная среда.

Введение

Информационные системы становятся сегодня значимым способом организации исторической информации и находят все более широкое применение в исторической науке. Этот тип ресурсов является одной из важнейших составляющих современной информационной среды в исторической науке, а их создание и использование - одним из ведущих направлений исторической информатики. Интерес историков к данной теме подтверждается как большим количеством создаваемых систем, так и ростом публикаций о них.

Историко-ориентированные информационные системы - особый класс систем, предназначенных для хранения, организации исторической информации, обеспечения доступа к ней и ее аналитической обработки в соответствии с потребностями исторических исследований и (или) образования [Кирьянов и др., 2010, с. 83-86]. Можно выделить следующие основные функции таких систем: сохранение и документирование исторических источников, исторических знаний; организация и визуализация исторической информации; предоставление инструментария для поисковоаналитических операций; обучение. Конкретная система может быть предназначена для реализации отдельных функций или их сочетания, что определяет подходы к ее созданию и информационную модель. Наибольший интерес представляют системы, содержащие помимо собственно исторической информации исследовательский инструментарий.

Разработка историко-ориентированных информационных систем - ведущее направление деятельности лаборатории исторической и политической информатики Пермского государственного университета. Завершенные и продолжающиеся проекты поддержаны грантами РГНФ и РФФИ. На сегодня созданы или находятся в стадии разработки следующие системы: «Российские парламентарии начала XX века» (грант РГНФ № 03-01-12012-в, рук. И. К. Кирьянов); «Журналы губернских земских собраний (II половина XIX - начало XX века)» (грант РФФИ № 04-07-90283-в, рук. С. И. Корниенко); «Пермские губернские ведомости» (гранты РГНФ № 05-01-82102-а/У, 08-01-82101-а/У, рук. С. И. Корниенко); «Стенографические отчеты Государственной Думы, 1906-1917» (грант РГНФ № 08-01-12108-в, рук. И. К. Кирьянов); «Программный комплекс для распознавания рукописных и старопечатных текстов» (грант РФФИ № 09-06-00254-а, рук. С. И. Корниенко); «Пермские газеты колчаковского периода» (грант РГНФ № 11-11-59003-а/У, рук. С. И. Корниенко); «Научно-образовательный интернет-портал “Парламентская история дореволюционной России”» (грант РГНФ № 11-01-12006-в, рук. И. К. Кирьянов).

Опыт реализации «пермских» проектов позволяет решить ряд теоретических и прикладных задач, связанных с созданием и использованием информационных систем в истории, некоторые из них будут рассмотрены в данной статье.

Подходы к созданию систем: принципы, возможности, ограничения

К созданию историко-ориентированных информационных систем и баз данных традиционно

© Д. А. Гагарина, И. К. Кирьянов, С. И. Корниенко, 2011

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ: гранты № 11-01 -12006-в, 11-11-59003-а/У, 11-36-00379-а2 - и РФФИ: грант № 09-06-00254-а.

выделяется два подхода - источнико-ориентированный и проблемно-ориентированный. В первом случае основой системы является, как правило, массив одного источника, а структура источника становится информационной моделью системы. Во втором случае разработка системы ведется «от проблемы» - модель системы строится на основе модели рассматриваемой предметной области. Кроме того, возможно соединение названных подходов в рамках одной системы. Каждый из подходов имеет свои преимущества и ограничения.

Большинство перечисленных «пермских» систем создано на основе источникоориентированного подхода. Максимально сохраняя внешний вид, структуру и содержание источника, этот подход позволяет, с одной стороны, решить проблему собственно сохранения и расширения доступа к нему, с другой - использовать систему как источниковую основу научных исследований.

Между тем применение данного подхода имеет ограничения, связанные с источниковой базой. Для подобных систем требуется массив однотипных источников - схожих по структуре и тематике. Такому требованию удовлетворяют, например, коллекции номеров газеты за некий период, что и стали основой систем «Пермский губернские ведомости» и «Пермские газеты колчаковского периода». Информационные модели систем соответствуют структуре выпусков газеты. Трудности могут возникнуть, если структура источника меняется во времени или есть группа схожих, но не одинаковых источников. Так, в случае с «Пермскими губернскими ведомостями» потребовалась адаптация к газетам 1840-х гг. информационной модели системы, разработанной изначально для выпусков 1900-х гг. [Пигалева и др., 2008, с. 72-76]. Что касается пермских газет колчаковского периода, то проект предусматривает объединение в одной системе четырех изданий - «Освобождение России», «Свободная Пермь», «Современная Пермь», «Отечество», что предполагает необходимость разработки единой информационной модели описания и хранения выпусков, которая подойдет для всех перечисленных изданий.

Использование данного подхода требует и предварительного источниковедческого анализа, в частности, формально-логического - для разработки информационной модели и предметносодержательного - для определения возможных значений атрибутов, ключевых слов и т.п. Это значительно усложняет процесс создания информационной системы.

Вместе с тем подобный источниковедческий анализ имеет самостоятельную ценность. Так, в настоящее время изучаются пермские коллекции газет колчаковского периода. Они являются памятником материальной и духовной культуры определенной эпохи, значение которого со временем только возрастает. Однако в силу идеологических причин и политической конъюнктуры в советский период эти газеты, например, в Пермском краевом музее не ставились на учет и долгое время хранились спрятанными среди других газет. И сегодня доступ исследователей к данному источнику ограничен, но уже в силу его плохой физической сохранности. Вследствие этого рассматриваемые коллекции до сих пор не введены в достаточной степени в научный оборот. В ходе работы над проектом впервые будет осуществлен комплексный источниковедческий анализ коллекций пермских газет колчаковского периода, предварительный - традиционными методами, а затем и с помощью методов компьютерного источниковедения. На этой основе будут выявлены предметнотематическая информативность изданий, возможности их использования и значение для исследования проблем периода Гражданской войны. По результатам этой работы будет сделано предметно-тематическое описание коллекции.

Другим методологическим подходом к созданию «пермских» систем является проблемноориентированный. Такой подход положен в основу системы «Российские парламентарии начала XX века», которая разрабатывалась как инструмент для изучения социокультурных характеристик и деятельности депутатов Государственной Думы [Кирьянов, Корниенко, 2005, с. 50-55].

Данный подход позволяет «строить» систему на основе различных по происхождению и структуре источников, объединенных, как правило, общей предметной областью. В основе такой системы может быть и один источник, но для системы важны лишь отдельные элементы его содержания, а не структура, или необходимость максимально полно сохранить его. Проблемноориентированный подход более эффективен при решении конкретной задачи или выполнении серии схожих исследований, чем источнико-ориентированный.

Основное ограничение применения проблемно-ориентированного подхода связано с узостью выполняемых системой задач. Выборочное сохранение информации источников приводит к тому, что для решения новой задачи в той же предметной области может понадобиться создание новой

системы (а в некоторых случаях - повторная оцифровка). Одним из вариантов преодоления этого ограничения является хранение в системе электронных версий всех источников.

Объединить преимущества обоих подходов и частично избавиться от их недостатков позволяет их сочетание. В этом случае для создания одних компонентов системы применяется проблемно-ориентированный подход, а для других - источнико-ориентированный. Модель системы в целом создается, как правило, проблемно-ориентированной.

Именно такой подход используется при создании портала по парламентской истории дореволюционной России. В основу портала легла информационная модель предметной области, включающая такие важнейшие объекты, как источники, публикации, персоналии, учреждения, события. Для разработки информационных моделей перечисленных объектов и портала в целом применен проблемно-ориентированный подход. Он позволяет объединить разрозненную информацию, относящуюся к парламентской истории дореволюционной России, в одном ресурсе и использовать инструменты поиска и анализа сразу относительно целого массива различных типов данных. Так, установленные между объектами связи дают возможность получить о каждом экземпляре одного объекта всю связанную с ним информацию из других объектов. Например, найти для каждой персоналии учреждения, к которым она относится, публикации, посвященные ей, источники, содержащие информацию о ней и ей деятельности. Источнико-ориентированный подход в рамках данного проекта используется для организации информации отдельных массивов источников (в частности, стенографических отчетов Государственной Думы и Государственного Совета), что позволяет максимально полно передать облик и структуру изданий, сохранить их содержание. Такой подход обеспечит и определенную универсальность создаваемого портала с точки зрения его научного использования.

Соединение проблемно- и источнико-ориентированного принципов целесообразно и возможно только при работе над достаточно масштабными, комплексными проектами. Сегодня этот подход используется достаточно редко.

Исследовательский инструментарий систем

Информационные системы являются не только средством хранения и представления исторических данных, но и базой научных исследований. Так, извлечение из системы электронных версий исторических источников уже позволяет изучать их традиционными и компьютеризированными методами. Однако историко-ориентированные системы могут содержать и собственный аналитический инструментарий. Именно такие системы представляются наиболее перспективными.

Возможности разработки исследовательского инструментария определяются особенностями информационной модели, ее основными объектами, их метаданными, связями между объектами и их свойствами, программно-технологическими средствами, используемыми для хранения и визуализации цифровых версий исторических источников.

Можно выделить несколько уровней включения исследовательского инструментария в систему.

1. Встроенный инструментарий стандартного программного обеспечения. В большинстве случаев технологической основой информационной системы является СУБД, что позволяет в самой программе осуществлять поиск, сортировку, фильтрацию, создавать запросы различного уровня сложности. Класс таких запросов достаточно широк - запросы на выборки, группировки, создание новых таблиц, обновление данных и др., что является безусловным преимуществом этого подхода. Ограничение же состоит в том, что исследователь в таком случае должен иметь полный доступ непосредственно к базе данных, кроме того, от него требуется высокий уровень владения используемым программным обеспечением. Очевидно, что такое возможно лишь при наличии персональных баз данных и невозможно в системах коллективного доступа, тем более размещенных в Интернете. Вряд ли такой вариант исследовательского инструментария можно считать соответствующим современным информационным системам.

2. Поисково-аналитический инструментарий, реализованный в виде пользовательских приложений. Как правило, в этом случае речь идет о веб-приложениях, созданных на основе все тех же запросов к базе данных информационной системы. При таком подходе от пользователя не требуется знания специального программного обеспечения, а вся работа осуществляется в обычном веббраузере. Однако возможности исследователя ограничены набором разработанных приложений. Если этот набор недостаточно широк, то эффективность использования системы значительно снижается даже в том случае, если исходная информационная модель обладала высоким потенциалом.

Для полноценного функционирования такие системы требуют постоянного «развития», расширения типов приложений.

Именно этот вариант в качестве базового используется при разработке «пермских» систем. Рассмотрим его на примере ресурса «Парламентская история России начала ХХ века» (http://helios.psu.ru/pls/parlament/), объединившего информационные системы «Российские парламентарии начала XX века» и «Стенографические отчеты Государственной Думы, 1906-1917» (позже этот ресурс станет основой портала по парламентской истории дореволюционной России) [Кирьянов и др., 2010, с. 83-86].

Данная система имеет приложения для осуществления запросов информационно-поискового и аналитического характера, ориентированных на исследование структуры и деятельности Государственной Думы. В настоящее время через Интернет доступны приложения системы для обеспечения просопографических исследований, изучения парламентской активности депутатов, деятельности подразделений Думы. Через раздел «Просопографическое исследование» можно получить данные о возрастном составе, региональном представительстве, национальном, религиозном, сословном, профессиональном, образовательном, партийно-политическом распределении депутатов как в целом в Думе, так и по ее отдельным созывам. Аналогичные запросы можно сделать и для получения сведений о группировках депутатов, характеризующихся различным сочетанием указанных признаков. Система обеспечивает изучение на количественном и содержательном уровне взаимодействия депутатов и думских структур с правительственными учреждениями и высшими должностными государственными деятелями, позволяет устанавливать связи между характеристиками депутатов, событиями в сфере думской деятельности, думскими структурами и текстами стенографических отчетов.

3. Специализированный инструментарий как основная функция системы. В этом случае разрабатываемая система изначально ориентируется на выполнение неких специфических задач, что определяет ее модель и логику создания. Среди «пермских» систем таковой является программно-технологический комплекс для распознавания рукописных и старопечатных текстов [Корниенко и др., 2011, с. 35-37]. Эта система представляет инструментарий и соответствующие пользовательские интерфейсы, реализующие достаточно сложные алгоритмы распознавания текстов на основе методов искусственного интеллекта. Подобные проекты достаточно редки в настоящее время и используются, как правило, для реализации специфического инструментария (например, проект «Манускрипт» (http://manuscripts.ru), ориентированный на лингвистический анализ)1.

Информационные системы в историческом образовании

Будучи эффективным средством хранения исторических данных и реализации исторических исследований, информационные системы обладают также значительным образовательным потенциалом. Изучение историко-ориентированных систем как образовательного ресурса является одной из задач проекта «Информационная среда исторического образования: модель, ресурсы, методы обучения» (грант РГНФ № 11-36-00379-а2, рук. Д. А. Гагарина), работа над которым начата в 2011 г. В рамках проекта разрабатываются принципы проектирования подобных образовательных продуктов, методы их использования в учебном процессе, а также выявляется дидактический потенциал существующих систем, созданных изначально в научных целях.

Можно выделить следующие направления внедрения информационных систем при подготовке историков в Пермском государственном университете:

1. Изучение теоретических и прикладных аспектов создания и использования историкоориентированных систем в рамках курсов информатики и исторической информатики, знакомство студентов с существующими разработками.

2. Использование в исторических курсах созданных систем как дополнительного образовательного ресурса [Корниенко, Гагарина, 2009, с. 45-54; Корниенко, и др., 2008, с. 19-23].

3. Привлечение студентов к реализации исследовательских проектов на разных этапах - от оцифровки источников до конкретно-исторических исследований на основе систем, в том числе к написанию соответствующих курсовых и дипломных работ.

4. Создание студентами собственных информационных систем и выполнение на их основе исследований в рамках проектной деятельности, курсовых и дипломных работ.

О популярности последнего направления свидетельствует написание в 2011 г. дипломных работ, выполненных в рамках специализации по исторической информатике. На достаточно высо-

ком уровне студентами созданы источнико- и проблемно-ориентированные информационные системы. Среди наиболее интересных - системы по советско-германским отношениям периода перестройки [Красильщиков, 2010, с. 96-97], археологическим памятникам юга - юго-востока Пермского края (А. С. Круглова), террористической деятельности партии социалистов-революционеров (О. А. Островская). Также была предпринята попытка теоретического обобщения проблем создания и использования историко-ориентированных систем и анализа 200 существующих продуктов [Власова, Гагарина, 2011, с. 32-35].

«Образовательная» составляющая является неотъемлемой частью практически всех «пермских» систем. Наиболее комплексное отражение она получит в процессе создания научнообразовательного интернет-портала «Парламентская история дореволюционной России». В частности, одним из основных его результатов будут разработанные методики использования портала в обучении, включая методы и приемы проведения аудиторных занятий, самостоятельной работы, проектной деятельности по вузовским курсам отечественной истории, исторической информатики, политической истории России, истории государственного управления в России.

Выводы

Начиная с 2003 г. в Пермском университете ведется разработка историко-ориентированных информационных систем. Реализуемые проекты лежат в русле актуальных проблем исторической информатики, используемые подходы и методы создания систем соответствуют мировому уровню в данной области. Тематика и хронология проектов разнообразна, хотя преобладают системы, посвященные отечественной истории XIX-XX вв.

Анализируя завершенные и продолжающиеся проекты, можно отметить тенденцию к их технологическому усложнению и комплексности, в том числе к объединению ранее созданных отдельных систем. Все проекты совершенствуются, на их основе проводятся исследования, что подтверждает их жизнеспособность.

Создание конкретных систем сопровождается разработкой теоретических и методологических проблем, связанных с понятийным аппаратом, классификацией, информационным моделированием, функциональными возможностями, методами и ограничениями их использования в исторической науке и образовании. Сегодня эти проблемы не получили достаточного отражения в отечественной историографии и их решение является актуальной задачей.

Примечания

1 См. об этом статью Баранова В. А. в настоящем выпуске.

Библиографический список

Власова О. В., Гагарина Д. А. Историко-ориентированные информационные системы как элемент информационно-образовательной среды исторической науки // Информ. и коммуникац. технологии в образовании («ИТО-Екатеринбург-2011»): матер. конф. Екатеринбург, 2011.

Кирьянов И. К., Корниенко С. И. Информационная система «Российские парламентарии начала ХХ в.» // Вестн. Перм. ун-та. История. 2005. Вып. 5.

Кирьянов И. К., Корниенко С. И., Гагарина Д. А., Рябухин И. В. Информационный ресурс по парламентской истории России начала XX в. // Власть. 2010. № 12.

Корниенко С. И., Айдаров Ю. Р., Гагарина Д. А. и др. Программный комплекс для распознавания рукописных и старопечатных текстов // Информ. ресурсы России. 2011. № 1.

Корниенко С. И., Гагарина Д. А. Использование источнико-ориентированных информационных систем в историческом образовании // Метод. вюн. ют. ф-ту. Харюв, 2009. Вип. 8.

Корниенко С. И., Гагарина Д. А., Горбачева Н. Г. Базы данных как основа изучения истории земского самоуправления // Преподавание истории в школе. 2008. №. 5. Спец. выпуск.

Красильщиков Г. Г. Советско-германские отношения 1985-1991 гг.: опыт компьютеризированного исследования // История современной России: Проблемы. Документы. Факты (1985-1999): матер. конф. М., 2010.

Пигалева С. В., Корниенко С. И., Гагарина Д. А., Горбачева Н. Г. Газета «Пермские губернские ведомости» (1838-1844 гг.): проблемы сохранения и дальнейшего изучения // Вестн. Перм. ун-та. Сер. История. 2008. Вып. 7(23).

Дата поступления рукописи в редакцию: 07.07.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.