Научная статья на тему 'Историко-культурологический подход к исследованию социального измерения в высшем образовании стран Евросоюза'

Историко-культурологический подход к исследованию социального измерения в высшем образовании стран Евросоюза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЛАТА ЗА ОБУЧЕНИЕ / ПРИЗНАНИЕ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПРИЗНАНИЕ КВАЛИФИКАЦИЙ / EUROPEAN SPACE OF HIGHER EDUCATION / SOCIAL DIMENSION / HISTORICAL AND CULTURAL ANALYSIS / SOCIAL SECURITY / PAYMENT FOR EDUCATION / RECOGNITION OF PRIOR LEARNING / ACADEMIC MOBILITY AND RECOGNITION OF QUALIFICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чистохвалов В. Н., Мошляк Г. А.

Статья посвящена развитию одного из направлений в европейском пространстве высшего образования социального измерения как одного из приоритетных областей сотрудничества России и стран Евросоюза. Анализ состояния и перспектив развития данного направления проведен на основе методологии историко-культурологического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL-CULTURAL APPROACH TO STUDY OF SOCIAL DIMENSION IN HIGHER EDUCATION SYSTEM OF THE EUROPEAN UNION

The article is devoted to development of one of the directions in the European higher education area -the social dimension as one of the priority areas of cooperation between Russia and the EU countries. The analysis of condition and prospects of development of this direction is carried out on the basis of methodology of the historical and cultural approach.

Текст научной работы на тему «Историко-культурологический подход к исследованию социального измерения в высшем образовании стран Евросоюза»

-о

историко-культурологический подход

к исследованию социального измерения

в высшем образовании стран евросоюза

В.Н. Чистохвалов

доктор исторических наук, профессор Российского университета дружбы народов (РУДН), директор

Учебно-научного института сравнительной образовательной политики РУДН, представитель России в Европейской наблюдательной группе по Болонскому процессу E-mail: chvn_rudn@mail.ru

Г.А. Мошляк

сотрудник Департамента стран Северной Америки и Латинской Америки, аспирант кафедры сравнительной образовательной политики РУДН E-mail: Gangelik@yandex.ru

Статья посвящена развитию одного из направлений в европейском пространстве высшего образования - социального измерения как одного из приоритетных областей сотрудничества России и стран Евросоюза. Анализ состояния и перспектив развития данного направления проведен на основе методологии историко-культурологического подхода.

Ключевые слова: европейское пространство высшего образования, социальное измерение, историко-культурологический анализ, социальное обеспечение, плата за обучение, признание предшествующего обучения, академическая мобильность, признание квалификаций.

В статье основной акцент сделан на историко-культурологическом аспекте непростой проблемы, которая появилась совсем недавно - на рубеже веков, и связана с построением европейского пространства высшего образования (ЕПВО). Эта проблема связана с социальной направленностью Болонского процесса (БП), или, как теперь ее именуют, социальным измерением ЕПВО.

Затронем некоторые аспекты историко-культурологического подхода, специфика которого, на наш взгляд, заключается в том, что любая проблема, в том числе и затрагиваемая нами, рассматривается с точки зрения ценностно-нормативных и регулятивно-коммуникативных механизмов социальной организации в историческом ракурсе. Историко-культурологический подход, как нам представляется, является наиболее предпочтительным в силу того, что позволяет выявлять и систематизировать социально-значимые характеристики рассматриваемой проблемы, ее динамики на

главнейших для ее становления исторических этапах.

Различные сферы образовательной политики [1], в том числе и ее социальный аспект, обладают значительной степенью функциональной автономии и взаимозависимы, предопределяются господствующей в обществе культурной парадигмой. Образовательная политика осуществляется в рамках культурно и исторически обусловленных социальных институтов, которые составляют механизм социальной регуляции каждого ее направления. Именно через социальные институты компоненты образовательной политики приводятся в соответствие с определенными нормами и стандартами. Социальные институты могут быть официальными и неофициальными, формальными и неформальными, но к какому бы типу они ни относились, их характеризуют устойчивые нормы: правовые, нравственные и т. д.

Из множества видов социальных институтов, наиболее часто встречаемых в социо-

Педагогическое образование и наука, 2011, № 12 ™"—_

логической литературе, наибольший интерес для нас вызывают социализационные институты, включая образование, имеющие своей целью освоение и последующее воспроизводство культурных ценностей и выполняющие свои основные две функции: нормативно-ориентирующую и нормативно-санкционирующую. Первая функция социокультурных институтов осуществляется через системы правовых и культурных норм, вторая - через нормы, правила и предписания, закрепленные в юридических и административных актах. Гарантом их выполнения является государство (например министерство образования), его представительные органы, в частности руководство вуза.

В рамках изложенной выше историко-культурологической методологии проведем анализ состояния и перспектив развития социального измерения в системах высшего образования европейских стран.

Действительно, социальное измерение проходит красной линией через все цели Бо-лонского процесса (БП), сформулированные в Болонской декларации 1999 г. и коммюнике последующих конференций министров образования стран - участниц БП, проведенных в 2001 г. (Прага), 2003 г. (Берлин), 2005 г. (Лондон), 2007 г. (Берген, Норвегия),

2009 г. (Левен/Лювьен-ле-Нев, Бельгия) и

2010 г. (Будапешт/Вена) [2]. К предстоящей конференции европейских министров образования, которая будет проведена в апреле 2012 г. в Бухаресте, рабочей группой по социальному измерению в составе Европейской наблюдательной группы по БП (BFUG) будет подготовлен специальный доклад, посвященный состоянию дел и задачам, которые необходимо решить в рассматриваемом направлении в ближайшее десятилетие.

Социальное измерение, которое рассматривается как одна из сторон европейской культуры и наследия, является составной частью ЕПВО и необходимым условием для его привлекательности и конкурентоспособности, обеспечения качественного высшего образования, одинаково доступного для всех. Это направление работы академического сообщества обращает внимание на поддержание подходящих условий для жизни студентов, в которых они могли бы завершить свое обучение без препятствий,

связанных с их социально-экономическим положением. Социальное измерение также включает мероприятия, предпринимаемые руководством стран для оказания помощи студентам, особенно из социально бедных слоев населения, в решении финансовых и экономических проблем, обеспечении расширенного доступа к высшему образованию. Социальная значимость подразумевает правительственные меры по оказанию финансовой и экономической помощи студентам, особенно из числа нуждающихся, по представлению им услуг для расширения их возможностей в получении доступного образования, включая вопросы приемлемого медицинского обеспечения, проживания, социальной защищенности, устройства на работу и обеспечения карьеры и т. д.

Важным принципом в ЕПВО является утверждение, обозначенное во всех коммюнике конференций министров образования европейских стран в 2001-2010 гг. о том, что высшее образование - это общественное благо, и вся ответственность за него лежит на обществе. Этот принцип был особенно важен для решения проблем, касавшихся социального измерения и мобильности, так как успех выполнения принятых обязательств в высшей степени зависел от установленных обществом правил. При этом студенты, обучающиеся в частных учреждениях, не должны быть исключением из общих правил. Другой важный принцип - студенты являются полноправными членами и партнерами среди всех игроков системы высшего образования.

Необходимо отметить, что укрепление социальной направленности и расширение мобильности студентов и преподавателей не может быть сделано только в рамках одной системы высшего образования [3]. Достижение конкретных результатов в рассматриваемой области в значительной степени зависит от индивидуальной поддержки руководства на различных уровнях получения образования вплоть до высшего. Решение ни одной из указанных выше проблем не может быть достигнуто исключительно в пределах компетентности только министерства образования или какого-либо другого высшего эшелона власти, так как приходится сталкиваться с вопросами косвенного финансирования, си-

стемами финансовой поддержки, системой социального обеспечения, политикой иммиграции, выдачей виз и разрешений на трудоустройство и т. д.

Поступление на обучение студента, сам процесс обучения и завершение высшего образования должны соответствовать разнообразию национальных особенностей. В этой связи актуальна задача принятия мер для расширения участия студентов в получении высшего образования всех уровней на основе равной возможности граждан.

Можно выделить следующие направления развития социального измерения применительно к европейскому региону:

1) предоставление равных возможностей: разработка законодательства по борьбе с дискриминацией в высшем образовании; разработка правил приема, которые должны быть простыми, справедливыми и прозрачными;

2) расширение доступа и участия в высшем образовании: увеличение программ для недостаточно представленных групп ряда национальностей; включение гибкого механизма получения высшего образования; разработка гибких направлений и профилей обучения в рамках высшего образования; установление прозрачности квалификаций и признания предшествующего обучения; установление стимулов для развития вузов;

3) условия для окружающей среды обучения, улучшающие качество обучения:

- услуги обучения: руководство научными исследованиями и карьерой; меры поддержки (изменение учебных планов, гибкость отслеживания академической успеваемости студентов и т. д.); эффективно работающие библиотеки, лекционные залы, аудитории и т. д.;

- социальное обеспечение: открытость информации в получении полезных рекомендаций; поддержка студентов со специальными потребностями, физическими отклонениями; предоставление субсидированного жилья для тех, кто сильно в нем нуждается;

4) участие студентов в управлении и организации высшего образования: разработка законодательства или других мероприятий по участию студентов в управлении высшим образованием; создание условий для существования и влияния студенческих ор-

ганизаций на деятельность администрации вузов; оценка качества преподаваемых дисциплин (курсов) студентами, участие в планировании их создания;

5) пата за обучение: функционирование финансовых и юридических комитетов (комиссий) студентов; скоординированность действий национальных финансовых систем поддержки студентов; поддержка бедных групп студентов, разделяемых по национальному признаку; создание льготных условий для студентов с детьми.

Облегчение доступа к высшему образованию означает, что все люди имеют равные возможности для использования высшего образования в своих интересах, ведущих к личному развитию, подготовке к трудоустройству и активному участию в жизни каждого гражданина. Это означает, что системы высшего образования всех европейских стран должны предоставлять равноправные социальные условия и взаимоотношения, необходимые для реализации саморазвития и самоопределения для всех социальных групп в обществе.

Международная организация «Еш^аЬ> подготовила данные относительно текущего уровня участия населения в высшем образовании по возрастному составу и полу участников, а также по распределению полов студентов в различных областях образования. Приведенные данные показывают, что в 27 странах - членах Евросоюза численность студентов, зарегистрированных в системах высшего образовании в 2002/2003 учебном году, приблизилась к 17 млн чел., т. е. увеличилась за последнее пятилетие на 2,5 млн чел., или на 17% [4; 5].

В РФ с 2001 по 2004 г. наблюдался стабильный рост числа студентов, обучающихся с полным возмещением затрат с 40,9 до 53,9% от общей численности студентов. При этом в 2003/2004 учебном году 40,6% студентов с полным возмещением затрат обучались в государственных и муниципальных вузах на платной основе и только 13,3% от общего числа студентов обучались в негосударственных вузах [6]. Если сравнивать общую численность российских студентов в 1999 и 2004 гг., то количество студентов, обучавшихся за счет средств федерального бюджета, уменьшилось на 25,3%. Численность же студентов, обучавшихся с полным

возмещением затрат, увеличилось за этот же период на 25,1% [6].

Число зарегистрированных студентов зависит от возрастных требований, предъявляемых к ним при поступлении в вузы, а также от продолжительности сроков обучения в высшем образовании. Эти требования определяются как доля числа абитуриентов по отношению к общей численности населения в рассматриваемой теоретической возрастной группе, что связано с ежегодно изменяющимся количеством выпускников учреждений среднего образования в государствах - членах Евросоюза.

Как указывалось выше, расширение доступа в высшее образование является главной целью образовательной политики любого государства [1]. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что дети родителей с более высоким социально-экономическим статусом имеют значительно больше шансов для получения высшего образования. Обзор, подготовленный Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD), подтверждает вышеупомянутую гипотезу о том, что дети родителей, имеющих высшее профессиональное образование, составляют подавляющее большинство по сравнению с детьми родителей, имеющих среднее образование.

Другим показателем политики, характеризующим равноправное участие студентов в высшем образовании, является социальная составляющая студенчества. Организации «Eurostudent» и «LIS» подготовили данные о социально-экономической принадлежности студенчества. При этом «Eurostudent» сфокусировала свое внимание на образовательном уровне родителей студентов и частично на их профессиональном статусе, определяющем социальную составляющую студента. Данные «LIS» служат источником информации о распределении студентов по социально-экономическим группам, главным образом, по уровню бедности или распределению доходов, а также по профессии, главенствующей в семье, или по уровню навыков.

Социальное измерение можно также рассматривать как среду обучения, способствующую улучшению качества образования. Среда обучения включает условия академического социального обеспечения, которое

предусматривает, например, правила внутреннего распорядка, поддержание здоровья, заботу о детях, питание и размещение, а также обеспечение транспортом. В совместной публикации организаций «Eurydice» и «Eurostat» «Основные данные о высшем образовании» содержится информация о доступном количестве мест для проживания в государственных студенческих общежитиях, а также о максимальной и минимальной стоимости оплаты за проживание.

Доклады «Eurostudent» [9] содержат информацию по типу и стоимости размещения студентов в общежитиях. Обзоры «LIS» используют такой показатель, как распределение студентов по составу семьи, который позволяет получить ответ на вопрос, являются ли студенты главой семьи, и если это так, то есть ли у них дети или же они все еще живут с родителями. В этих докладах содержатся данные по размещению студентов как по уровню различного образа жизни, так и по доходам/расходам. Показатель «проживание» тесно связан с финансовыми средствами студента и, таким образом, является частью общей стоимости обучения в высшем образовании.

Сравнительный анализ по странам показывает существование в основном двух форм проживания студентов: в собственном жилье и с родителями. Студенческие общежития предлагают третью форму проживания. Арендная плата часто субсидируется государством. Анализ этих соотношений по возрастному признаку выдвигает на первый план тот факт, что чем старше студенты, тем более они должны жить в собственной семье.

В большинстве стран независимо от суммы, выплачиваемой за арендную плату, дешевле остаться в студенческих общежитиях. Исключения в этой ситуации составляют Испания и Ирландия. Однако именно в этих странах менее 10% студентов используют именно эту форму места проживания. Самая высокая доля студентов, проживающих в общежитиях, отмечается в Нидерландах, Финляндии и Великобритании, где приблизительно 1/3 всех студентов проживает именно так.

Студенты, родители которых имеют высшее образование, получают самую большую материальную помощь от своих родителей.

Во всех европейских странах большинство студентов получают поддержку от родителей в пределах от 50% (Финляндия) до »90% (Португалия и Германия), что делает этот источник дохода главным в общем доходе студентов. В некоторых странах (Германия) этот вид поддержки является частью вклада, финансируемого косвенно государством (например пособие на ребенка).

В большинстве европейских стран государственная поддержка компенсирует социальный перекос в доходах студентов. К странам, которые поддерживают социально-экономическую группу студентов с низкими доходами, относят Австрию, Германию и Ирландию. Студенты с низким уровнем доходов в этих странах получают в 2-4 раза больше материальной поддержки, чем их сокурсники с высоким образовательным цензом родителей. Долю студентов, получающих государственную поддержку, можно ранжировать в интервале от 79% (Финляндия) до 28% (Австрия, Германия, Ирландия).

Несмотря на наличие дохода от трудовой деятельности студента, все же социальный перекос остается и выходит на первый план. При использовании дохода от занятости студенту необходимо учитывать затраты на обучение и проживание. Этот факт очевиден для всех стран, хотя наименее заметен для Португалии - там только относительно небольшая доля студентов получает доход из этого источника (19%). Указанный источник дохода всех студентов находится в диапазоне от 42% (для Испании) до 84% (для Австрии).

Расходы российских семей на оплату услуг в системе образования включают следующие компоненты:

1) плата за обучение в университетах, академиях, институтах;

2) плата за получение образовательных услуг в области профессионально-технического обучения;

3) плата за другие направления обучения (компьютерные курсы, курсы иностранного языка, бухгалтерского учета и т. п.) [6].

Суммы, потраченные студентами и их семьями для того, чтобы покрыть плату за обучение и другие расходы, имеющие отношение к образованию, изменяются от одной стране к другой. Указанные затраты составляют менее 5% в Дании, Греции, Мальте,

Финляндии, Швеции, Исландии, Норвегии и превышают 20% в Испании, Кипре, Латвии, Польше, Болгарии, Японии и Соединенных Штатах. В то же самое время на Кипре, в Латвии, Великобритании, Японии и Соединенных Штатах семьи тратят более 15% всех затрат на образование, выделяемых государственными органами в качестве финансовой помощи студентам. В Российской Федерации максимальные расходы на образование приходятся на государственные учреждения и составляют 82,1%, в то время как домашние хозяйства тратят на образование лишь 2,1% от всех расходов.

В период с 1999 по 2003 г. стоимость образовательных услуг в РФ постепенно росла. По состоянию на 2003 г. расходы семей в РФ различного состава и уровня среднедушевых и денежных доходов на оплату услуг образования составляли 3,2% для семей с наименьшими денежными доходами и 42,4% соответственно для семей с наибольшими денежными доходами. В сфере высшего образования аналогичные расходы для указанных выше категорий семей составляла 1,8 и 49,0% соответственно [6].

Исходя из сказанного выше, можно сделать следующие выводы по предпринимаемым правительствами европейских стран мерам для усиления социального измерения в высшем образовании:

1) расширение доступа к качественному высшему образованию:

- финансовая поддержка студентов;

- предоставление грантов и займов для покрытия расходов на проживание и оплату за обучение;

- выплаты стипендии по оказанию финансовой помощи, обеспеченной государством, вузами или частными фондами;

- оказание помощи в предоставлении жилья и транспортных средств;

- освобождение от налогов за оплату обучения или получения займов и полное/ частичное освобождение от оплаты;

- предоставление льгот вузам;

- проведение мониторинга или отчет перед государством;

- оказание помощи определенным людям, например с физическими отклонениями;

- публикация показателей выполненной работы.

Другие меры, встречающиеся реже, включают:

- принятие антидискриминационных законов по месту обучения;

- подготовку докладов и проведение научных исследований об условиях проживания/обучения студентов;

- разработку программ развития и поддержки студентов;

- улучшение условий для получения высшего образования, включая обучение в открытых университетах;

- применение «гибких» критериев при приеме в вузы;

- признание предшествующего, неформального и неофициального обучения;

2) оказание помощи студентам для завершения обучения без препятствий, связанных с их социально-экономическим положением:

- обеспечение и расширение служб консультационных услуг в школах и вузах;

- установление размеров финансовой поддержки и стимулирование студентов;

- установление стипендий, базирующихся на успехах студента в обучении;

- обеспечение доступа к фондам для нуждающихся студентов;

- расширение сроков финансовой поддержки;

- увеличение уровня предоставления грантов и займов;

- обеспечение услугами студенческого благосостояния: жильем, здравоохранением, социальными и спортивными средствами;

- распределение кредитов по модулям и возможность студента для получения кредита для продолжения данного курса;

- улучшение доступа к информации о перечне доступных курсов;

3) привлечение студентов к управлению вузами и высшим образованием.

Почти все страны имеют свое законодательство, которое гарантирует студентам участие в управлении вузами. Многие страны определяют количество студентов в управлении вузами; оно колеблется от 10 до 30%. Также существуют меры для привлечения студентов в управление на национальном уровне или в консультативные ор-

ганы. Обычно во многих странах студентов привлекают для проверки качества образования. Несмотря на такой высокий уровень причастности в управлении вузами некоторые страны рассматривают возможность увеличения дальнейшего привлечения студентов в управление высшим образованием.

Опираясь на проведенный выше анализ только небольшой части общих проблем социального измерения в сфере высшего образования стран Евросоюза и РФ, а также на основании исследований в области культурологии и социологии, можно выделить три периода развития социального измерения в этой области: премодерн, модерн и постмодерн. Парадигму премодерна можно отнести к периоду до 1999 г., т. е. до зарождения интеграционных процессов в европейском пространстве высшего образования [7]. Основные черты периода модерна описаны в настоящей статье и относятся к периоду 2000-2010 гг., т. е. началу формирования единого европейского пространства высшего образования. И, наконец, парадигму постмодерна следует решить в 2010-2020 гг., когда ЕПВО должно быть построено [8].

Проведенный выше анализ состояния дел и возможных перспектив развития такого сложного механизма, как социальное измерение в системах высшего образования европейских стран, показал обоснованность историко-культурологического подхода, предполагающего изучение социокультур не только в их актуальном состоянии, но прежде всего в историческом развитии. Необходимость такого рассмотрения проблемы социального измерения основывается на общенаучном принципе историзма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чистохвалов В.Н. Современная образовательная политика России: Учебно-ме-тод. комплекс. - М.: РУДН, 2008.

2. Чистохвалов В.Н., Филиппов В.М. Международное академическое сотрудничество: Учебно-метод. комплекс. - М.: РУДН, 2008.

3. Чистохвалов В.Н. Историко-сравнитель-ный анализ реализации основных направлений Болонского процесса в России и европейских странах в 1999-2006 гг.: Монография / Под общ. ред. В.М. Козьменко. - Ярославль: Ремдер, 2008.

4. Чистохвалов В.Н. Создание и реализация нормативной базы, совместных программ и учебных планов в области высшего образования России и стран Евросоюза (1992-2007 гг.): Монография / Под общ. ред. В.М. Козьменко. - Ярославль: Ремдер, 2009.

5. Чистохвалов В.Н. Особенности модернизации российского и европейского высшего образования в 1991-2005 гг.: Историко-сравнительный анализ высшего образования: Монография / Под общ. ред. В.М. Филиппова. - М.: Изд-во РУДН, 2010.

6. Образование в Российской Федерации: Статистический ежегодник. - М.: ГУ-ВШЭ, 2005.

7. Bologna Declaration. Joint Declaration of the European Ministers of Education Convened in Bologna on the 19th of June 1999 (Bologna, Italy, June 19, 1999) // http://www. bologna-bergen2005.no

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Communique of the Conference of Ministers Responsible for Higher Education in Budapest/Vienna (2010, April 19) // http://www. ehea.info

9. Orr D., Gwosc C., Netz N. Social and Economic Conditions of Student Life in Europe: Synopsis of indicators. Final report. Eurostudent IV 2008-2011. - Bielefeld: W. Bertelsmann Verlag, 2011 // http://www.eurostudent.eu

historical-cultural approach to study of social dimension in higher education system of the european union

V.N. Chistokhvalov

doctor of historical sciences, professor of the Russian University of Peoples' Friendship (RUPF), director of the Educational and Scientific Institute of Comparative Educational Policy

of the Russian Peoples' Friendship University, Russian representative in the European Monitoring Group of the Bologna Process

G.A. Moshlyak

official of the Department of the Countries of North America and Latin America, postgraduate student of the Department of Comparative Educational Policy of the Russian University of Peoples' Friendship

The article is devoted to development of one of the directions in the European higher education area -the social dimension - as one of the priority areas of cooperation between Russia and the EU countries. The analysis of condition and prospects of development of this direction is carried out on the basis of methodology of the historical and cultural approach.

Key words: European space of higher education, the social dimension, historical and cultural analysis, social security, payment for education, recognition ofprior learning, academic mobility and recognition of qualifications.

I 35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.