Научная статья на тему 'Историко–культурный потенциал туристской дестинации «Городная»'

Историко–культурный потенциал туристской дестинации «Городная» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
212
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Г.Ф. Вечорко

В статье анализируется историко–культурное наследие деревни Городная Столинского района. В качестве ресурса для разработки турпродуктов краеведческого, культурно–познавательного, а также ностальгического характера рассматриваются древнее городище и замковище, артефакты «труб городенских», две городнянские церкви, уникальный центр гончарства с этнографическим музеем и действующей усадьбой гончара, международные пленэры гончаров с ярмарками, памят-ники и памятные знаки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND CULTURAL POTENTIAL OF TOURIST DESTINATION OF «GORODNAYA»

The article examines the historical and cultural heritage of the village Gorodnaya of Stolin District. The ancient settlement and hill fort, artifacts «truby gorodenskije», two churches in Gorodnaya, the unique center of pottery with the ethnographic museum and the acting homestead of the potter, international pottery open–airs with fairs, monuments and memorials are considered as a resource for the development of tourist products of local history, culture and pilgrimage.

Текст научной работы на тему «Историко–культурный потенциал туристской дестинации «Городная»»

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТУРИЗМА

И ГОСТЕПРИИМСТВА

УДК 908

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ

«ГОРОДНАЯ»

Г.Ф. ВЕЧОРКО

Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь

Среди богатого историко-культурного наследия городенцев следует особо выделить их исконно традиционное гончарство. В примечании к воспоминаниям своего деда кандидат исторических наук И.С. Чернякевич на основе анализа отечественных и польских источников пишет: «Гарадная вядома даследчыкам Палесся па большасц як буйны ганчарны цэнтр, дзе выраблялася белаглтя-ная керам1ка, што забяспечвала патрэбы у посудзе значнага рэг1ёна - амаль усе цэнтральнае 7 усходняе Палессе. У гэтай сваёй якасц Гарадная упам1наецца ужо у XV ст.. У XIX - пач. XX ст. ганчарствам тут займалася каля 200 сем 'яу. У м1жваеннае дваццащгоддзе называюць розныя л1чбы: ад 44 майстэрань да 200 7 нават 500» [36].

Добавим и поясним, что городнянская белоглиняная посуда отличалась не только светло-кремовым цветом черепка и объёмистыми, шароподобными формами, но и декором в виде гармоничного сочетания волнистых и прямых поясков различной толщины, ритмически упорядоченных косых чёрточек, дужек и других элементов украшения. Описка (роспись) производилась водным раствором железистой глины красного цвета, которая частично впитывалась в сырое изделие, подвергаемое затем обжигу.

Белоглиняная декорированная посуда производилась вплоть до 30-хгодов прошлого века, пока её постепенно и окончательно не вытеснила полива, то есть гончарная посуда, покрытая глазурью. Такая посуда была более прочной и практичной не промокала, лучше отмывалась, неплохо смотрелась с точки зрения эстетики. Полива изготавливалась из свинца, который сначала расплавляли в чугунке и там же пережигали до окисла (порошка жёлтого цвета), после чего с добавлением воды перемалывали в жорнах один или два раза до нужной консистенции. Иногда добавлялись окислы других металлов, что позволяло варьировать цветами поливы от светло-жёлтого до изумрудно-зелёного. И такие горшки, естественно, стоили значительно дороже, чем простые. Так, известный в то время польский репортёр Ксаверий Прушинский, побывавший в Городной в 1934 году, в газетной статье писал, что поливники закупали у гончаров посуду по 3 гроша за штуку, а после покрытия ее глазурью продавали оптовикам от 10 до 20 грошей за штуку. Постепенно секретам поливочного мастерства научились у евреев и коренные городенцы. Тот же Прушинский насчитал тогда в Городной 18 поливников, среди которых, например, был и Миколай Вечорко по кличке «Заец».__

Еврей по имени Янкель и гончар Лигор Гмир за изготовлением белоглиняной росписной посуды (фото И.Сербова,1912 год) и сама посуда того времени, ставшая теперь музейной редкостью.

Далеко не все, даже городенцы, представляют истинную систему количественной меры горшков, которой издавна пользовались и пользуются настоящие городенские гончары. Хура горшков -это вовсе не воз или фура, как многие думают. «Хура - это 100 десятков. Один десяток - это 10 литров по объёму», - писал не понаслышке один из ныне покойных знатоков гончарного мастерства [29, 74]. А это значит, что на один десяток горшков надо изготовить 10 однолитровых мамзелей, 5 двухлитровых зливачей, 2 пятилитровых нерознака или 1 десятилитровый одинец. А ещё есть семак (семь штук на десяток), есть и поляк - самый большой горшок, объёмом 15 литров.

Надо сказать, что эта система мер тоже была введена евреями с того времени (начало межвоенной Польши), когда они стали покупать горшки у городенских гончаров для поливания их глазурью, повторного обжига и дальнейшей реализации. А до этого (при царизме) неполиванные, простые горшки городенцы исчисляли не десятками литров как единицей меры, а сотнями штук. И тогда на одну хуру приходилось значительно больше горшков. Например: одинцов - 150 штук, нерознаков - 300, зливачей - 500, семаков - 700, мамзелей - 800 [37]. Всё это круглые горшки, но горшками городенцы традиционно называют и всю гончарную посуду, в том числе миски, макот-ры, баньки, вазоны, кухлики (кувшины с ушком) и гладышки (похожие на кухлики, но без ушка) и другие.

К сказанному добавим, что для оценки качества любого горшка его берут за донышко и костяшками пальцев стучат по бокам. Если звук дребезжащий, то горшок имеет изъяны, чаще всего, в виде еле заметных трещин. Звонкий и чистый звук - признак высокого качества. Горшок может быть также недопаленный или перепаленный. Данная информация представляется полезной для будущих туристов при покупке гончарных сувениров на городенских ярмарках.

В трудные послевоенные годы, когда повсеместно была разруха и голод, горшки просто спасали городенцев. Один из непосредственных участников тех событий, кто не только делал горшки, но и развозил их по окрестным городам и сёлам, в своих воспоминаниях пишет: ««Может возникнуть вопрос - откуда у городенцев был хлеб? А они доставали и привозили хлеб из сёл за горшки. Горшки были в цене, потому что за время войны все горшки были уничтожены. Война поразбивала. Поэтому городенцев тогда называли «богами». ... Все, кто пришёл из армии, и те, кто не ходил вообще на войну, занимались горшками. Почти в каждой хате, потому что другого выхода не было» [29, с. 73-77].

В одной из публикаций, посвящённой проблемам развития туризма, высказывается мнение, что «в деревне Городная (Столинский район), где значительная часть населения традиционно занималась гончарством, по инициативе местного руководства неоднократно проводились рейды по выявлению и ликвидации гончарных печей» [38, с. 106]. Но это не совсем так. Действительно, в конце 50-ых - начале 60-ых годов прошлого века такая практика имела место. И виновата в этом была не только и не столько местная власть, сколько внутренняя политика тогдашнего советского государства. Волюнтаристский партийно-государственный курс на построение коммунизма уже к 1980-му году привел к тому, что в угоду коллективному хозяйствованию искоренялась всякая частнопредпринимательская деятельность, вплоть до ограничения приусадебных участков и количества мясомолочного скота. Запрещалось держать коней, запрещались теплицы, вырубались частные плодовые сады и, конечно же, целенаправленно разрушались горны для обжига горшков. Таким образом, гончарное производство резко пошло на убыль. Но не только поэтому. С развитием крупной промышленности в стране появилось много более практичных (небьющихся) заменителей гончарной посуды. Это изделия из чугуна, алюминия и различных пластмасс.

Не имея возможности обеспечить хотя бы минимальный уровень проживания за счет местного колхоза имени Пономаренко, а затем «Заря», значительная часть трудоспособных городенцев вынуждена была ежесезонно выезжать на заработки в Сибирь, Татарстан, Башкирию и другие регионы Советского Союза. В итоге, к концу прошлого столетия действующих гончаров осталось не более двух десятков. Были, правда, попытки местных властей организовать сначала при колхозном кирпичном заводе гончарный цех, который вскоре был передан Кобринскому комбинату стройматериалов. Была и попытка производства по инициативе Пинской фабрики художественных изделий в порядке надомничества уже не хозяйственной, а декоративной керамики, которая со временем тоже пропала.

В начале нашего столетия гончарный промысел в Городной находился ещё в «лежачем» положении, но уже стала появляться заинтересованность государства в его подъеме и возрождении. В 2003 году в здании местного Дома культуры открывается Центр гончарства в составе мастерской для изготовления горшков и краеведческого музея. Наряду с различными горшками, атрибутами гончарного ремесла и другими этнографическими экспонатами на стенах музея здесь представле-24

ны и портреты потомственных местных гончаров, среди которых есть и выдающиеся. Например, Матвей Печонка, который виртуозно делал горшки одной левой рукой и выигрывал на конкурсах. Или Авраам Басовец, ставший в 2004 году лауреатом специальной премии Президента Республики Беларусь «За духоунае адраджэнне» в номинации «народная творчасць». Этой премии Авраам Николаевич удостоен «за уклад у справу зберажэння народных традыцый ганчарнага рамяства 7 пленную працу па выхаванм падрастаючага пакалення».

Время идет, и сейчас кружок юных гончаров-школьников, которым руководил Авраам Николаевич, перешел к другому мастеру - Шелесту Адаму. А поблизости с Центром в последнее время обустроена и открыта для туристов усадьба гончара как часть Столинского краеведческого музея. Имеются здесь запас глины, гончарные круги, необходимые инструменты, приспособления для покрытия горшков глазурью, горн и теперь уже современные муфельные печи для первичного и повторного обжига горшков. А главное - действующие мастера, всегда готовые продемонстрировать туристам традиционную городнянскую технологию производства горшков.

Активная работа Центра гончарства под руководством его директора - Олимпиады Дмитриевны Леоновец привела к тому, что с подачи отдела культуры Брестского облисполкома с 2008 года в Городной стали проводиться международные пленэры гончаров (2008, 2010, 2012 гг.).

Изготовление горшка на гончарном круге в наше время, поливание горшков глазурью, обжиг горшков в горне и готовые (поливаные) современные городнянские горшки. (Фото из дипломной работы студента М. Денисовича, науч. рук. С.П. Жлоба)

Очередной пленэр гончаров планируется провести в середине июля 2014 года. Одновременно с пленэрами проводятся и ярмарки (кирмаши), на которых туристы и просто приехавшие в гости могут приобрести различной формы и назначения горшки, а также другие керамические изделия в

качестве сувениров. Примечательно и то, что19 мая 2010 года Министерством культуры Республики Беларусь традиционному гончарному промыслу д. Городная присвоен статус нематериальной историко-культурной ценности. И сейчас Городная на наших глазах превращается в настоящую столицу белорусского гончарства.

Участники пленэра (керамических дел мастера) из Грузии и Украины за работой

(фото А.Ф.Вечорко)

Закрытие III Городнянского традиционного международного пленэра гончаров из Беларуси, России, Украины, Грузии, Молдовы, Армении, Швеции, Литвы, Латвии, Польши и Узбекистана

(Фото А.Ф.Вечорко)

Подводя итоги проведенного исследования, можно сформулировать следующие выводы и предложения:

1. Нынешняя деревня Городная Столинского района является очень древним поселением. В районе Городнянского городища археологами в ходе раскопок обнаружены следы стоянки людей еще эпохи неолита. Есть достаточные основания рассматривать ее не только как бывший древнерусский (дреговичский) город Городно, но и как центр удельного Городнянского княжества ХП-ХШ веков в междуречье Стыра и Горыни. Таким образом, Городная как населенный пункт значительно старше, чем это принято считать официально.

2. На основании летописных, научно-исторических, литературно-краеведческих и других источников можно с большой долей уверенности утверждать, что одним из первых городнян-ских князей был не кто иной, как Изяслав Васильевич - сын князя Василька, которого ослепили, выколов ему глаза, из опасения, что тот захватит Туров и Пинск. А последующими князьями горо-денскими были Всеволодко Изяславович (Всеволодко Городенский) и в разное время три его сына: Глеб Всеволодкович, Борис Всеволодкович и Мстислав Всеволодкович.

3. Результаты всестороннего анализа собранного материала убеждают нас в том, что печальные слова «приуныли голоса, поникло веселие, трубы трубят городенские!» из знаменитого памятника древнерусской литературы «Слово о полке Игореве» относятся именно к тому Городно (центру удельного княжества в междуречье Стыра и Горыни), историческим преемником которого и является современная деревня Городная. А поскольку ни один из современных населенных пунктов «не претендует» на «трубы городенские», то этот факт можно рассматривать как дополнительный аргумент в пользу того, что они относятся к рассматриваемой нами дестинации.

И даже если научное сообщество в этом вопросе и дальше будет сохранять свою инертность, то написанное нами про «городенских князей и трубы городенские» можно подавать туристам как очень красивую легенду. Туристы любят легенды, потому что многие легенды, сказки, псалмы и молитвы, произведения художественной литературы и искусства не менее продуктивны, чем достижения науки. Они украшают нашу жизнь, делают ее осмысленной, задают духовные ориентиры или критерии истины, добра и красоты. А наука является в определенном смысле лишь рационально-холодным отражением действительности. Реальная жизнь всегда значительно богаче, чем самые глубокомысленные научные теории. Поэтому наука не может претендовать на овладение всей реальностью. И тогда на помощь человеку приходят мифология, религия, идеология, художественная литература и искусство. А весь фокус в том, что в противоположность науке, которая преимущественно основана на разуме, логике и планировании, художественная литература, поэзия, искусство и т.п. зиждется, скорее всего, на чувстве, интуиции и экспромте. В чем и состоит их отличительная особенность, достоинство и преимущество в постижении окружающего мира, в том числе и туристами. И этот интерес к легендам почти повсеместно используют смышленые разработчики туров для привлечения туристов.

4. Поскольку в Городной начиная с XVI века проживало достаточно много евреев, оказавших значительное влияние на жизнедеятельность коренных городенцев, а на месте их расстрела и захоронения недалеко от деревни в последнее время установлен новый памятник из черного гранита, то для туристов этой национальности вполне могут организовываться экскурсии ностальгического характера. Интересной для туристов теперь может быть не только деревянная православная Свято-Троицкая церковь XVIII века с ее архитектурой, иконами и росписями, но и восстановленная кирпичная Свято-Николаевская церковь. И, конечно же, памятник советским воинам, погибшим за освобождение Городной от немецко-фашистских оккупантов.

5. Туристская дестинация «Городная» может быть значительно пополнена новыми, ранее не включенными в нее объектами. Это «Замковая гора» с древним городищем, окруженным с одной стороны двумя валами и рвами, а с другой - ручьем как остатком протекавшей здесь реки Го-роденки. Здесь и «Княжий камень», который после реставрации и нанесения памятной надписи мог бы напоминать туристам о древнерусских князьях удельного княжества Городенского. Другим артефактом могли бы стать реконструированные и размещенные в местном музее сигнальные трубы, упоминаемые в «Слове о полку Игореве» как «трубы городенские», похожие на карпатские трембиты и подробно описанные Ф.Д. Климчуком [22]. Дополнительными артефактами в качестве экспонатов для того же музея могли бы стать и копии фрагментов городнянской лепной керамики бронзового века, а также копии белоглиняной расписной посуды более позднего времени, оригиналы которых хранятся в Минске в Музее древней белорусской культуры Национальной академии наук Беларуси [31, с. 575-576]. Было бы также целесообразным объединение музея Центра гончарства со школьным краеведческим музеем.

6. Главным объектом историко-культурного наследия деревни Городная, безусловно, является традиционно-народное гончарство. Как уже отмечалось, 19 мая 2010 года Министерством культуры Республики Беларусь городнянскому гончарному промыслу присвоен статус нематериальной историко-культурной ценности со всеми вытекающими отсюда последствиями. А это значит, что данное историко-культурное наследие переходит под покровительство государства, и в меру наших общих усилий будет возрождаться и развиваться. Созданный в Городной Центр гончарства - это историко-культурная ценность уже не регионального, а национального уровня. Вместе с усадьбой гончара, гончарно-краеведческим музеем, международными пленэрами гончаров и сопутствующими ярмарками он станет той рабочей лошадкой, которая вытащит на «божий свет» богатую, но в суматохе войн, революций и перестроек подзабытую седую старину.

7. Следует отметить значительный вклад в развитие туризма по Пинскому Полесью нынешнего руководителя лаборатории туризма Полесского государственного университета Т.А. Хва-гиной. Разработанные ею в последние годы туристические путеводители по Брестской области [39],[40], [41] включают в себя и объекты дестинации «Городная». Это и городнянские церкви, и заброшенные гончарные печи (горны), и центр гончарства с музеем керамики, где проходят международные пленэры гончаров, и деревянные скульптуры городенцев с горшками в руках на центральной площади. Но в большом списке экскурсий и туристических маршрутов по Брестской области [40] Городная, к сожалению, отсутствует. В связи с этим думается, что Городная могла бы стать не только одним из объектов туризма по Брестской области, но и входить в другие локальные районы комплексного историко-культурного наследия. Например, в туристический маршрут по Полесью с привлекательным названием «По следам В.С. Короткевича. От Мозыря до Пинска» с главными остановками в Турове, Давид-Городке, Столине и Городной.

8. Причин медленного развития культурного туризма в Беларуси, особенно по небольшим городам и селам, много. Одна из них - это недостаточная научно-исследовательская разработанность объектов историко-культурного наследия для их последующей реставрации или реконструкции. Это их заброшенность вследствие многолетней невостребованности. Другая причина -это недостаточная развитость инфраструктуры. Что касается Городной, то к ней давно проложена шоссейная дорога, имеется отделение связи, работает мобильная связь, можно получить деньги по карточке «Беларусбанк», имеется два продовольственных и один промтоварный магазины, амбулатория с дневным стационаром, скорая помощь, аптека. Третий этаж школы силами районного отдела культуры сейчас переоборудуется под гостиницу, там же, в школьной столовой, предварительно договорившись, можно будет и пообедать. Останется открыть в центре лавку сувениров керамических изделий, чайную в стиле старинной мещанской корчмы и благоустроить грунтовую дорогу к древнему городищу, что в урочище «Замковище».

9. Результаты проведенного исследования, актуализирующие историко-культурное наследие д. Городная, могут использоваться в качестве информации для разработчиков туристских программ, туроператоров и экскурсоводов. Как отмечают специалисты, «Для туриста, помимо визуального созерцания важна информация. Потенциал таких знаний очевиден для местной крае-ведческо-воспитательной работы среди школьников и молодёжи с целью развития чувств любви к «Малой Родине», «Отчему краю», «отцовской усадьбе», воспитания чувства уважения к труду на земле своих предков» [1]. Эта информация может быть использована и для рекламы соответствующего турпродукта. В частности, на въезде в Городную можно установить большой рекламный щит с изображением средневекового герба в виде головы лося с золотыми рогами. А ниже -схему расположения основных объектов для прибывающих туристов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Локотко, А.И. Туристическая мозаика Беларуси/ А.И. Локотко [и др.]; науч. рук. А.И. Локотко. -Минск : Беларус. навука, 2011.- 640с.

2. Гайдукевич, Л.М. Культурно-историческое и природное наследие Беларуси: теория и практика использования в туризме / Л.М. Гайдукевич [и др.]. - Минск : издательство «Четыре четверти», 2014.-348 с.

3. Лесков, Н.С. Из одного дорожного дневника / Н.С. Лесков // Северная пчела,1862. - №337.

4. Беларусы у фотаздымках 1сака Сербава.1911-1912. / Склад., аут. уступ. артыкула В.А.Лабачэуская; рэдкал.: Т.У. Бялова (гал.рэд.) [i шт.]. - Мшск : Беларус. энцыкл. iмя П. Броуш, 2012. - 456с.

5. Фядзечка, С.А. Турыстычная i рэкрэацыйная шфраструктура Палескага ваяводства (1921-1939) / С.А. Фядзечка. Устойчивое развитие экономики: состояние, проблемы, перспективы: сборник трудов VI международной научно-практической конференции, УО «Полесский государственный университет» , г.

Пинск. 26-27 апреля 2012 г. // Национальный банк Республики Беларусь [и др.]. - Пинск : ПолесГУ, 2012. - 264с.

6. Przewodnik po Polesiu / Michal Marczak.-Nakladem oddzialu polskiego towarzystwa krajoznawczego w Brzesciu-nad Bugiem. - 1935.

7. Решетников, Д.Г. География туризма Беларуси: пособие для студентов фак. междунар. отношений / Д.Г.Решетников. - Минск : БГУ,2012. - 303с.

8. Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении: В19 т. - СПб-М.: Вольф, 1882. - 3т.

9. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества: В 11 т./ Под ред. В.П. Семенова. -СПб.: Девриев А.Ф., 1905. - 9т.

10. Хвагина, Т. От Беловежской пущи до Полесских болот: путеводитель по Брестской области / Т.Хвагина, А.Варвва. - Минск: УП «Рифтур», 2013. -255с.

11. Грушевский, А. Пинское Полесье Х1^-ХУ1вв. Исторические очерки. /А. Грушевский - Киев : Н.Т. Корчак-Новиков, 1903. -793с.

12. Slownik geograficzny krolewstwa Рolskiego i innych krajow slowianskich.-Warszawa, 1882 r. - 3т.

13. Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. - СПб: Брокгауз-Ефрон,1890-1907.

14. Шэлехау, М.У. Давыд-Гарадок. Час i людзi / У.Шэлехау - Брэст: Брэсцкае упр. Па друку, 2000.-304с.

15. Kraszewski, J.I. Wspomnia Poliesia, Wolynia i Litwy. / J.I.Kraszewski. - Warszawa, 1837. - 124s .

16. Труды Девятого Археологического съезда в Вильне 1893 [года]: [в 2т.] / Под редакцией П.С.Уваровой и С.С.Слуцкого. Т.2: [сборник научных статей и протоколы], 1897.

17. Климчук, Ф.Д. Отголоски праславянщины в Столинском районе Брестской области / Ф.Д. Климчук // Язык культуры: Семантика и грамматика. - Москва, 2004.

18. Кисель, В. Замкавшча / В.Кисель // Городна-полеське местэчко [электронный ресурс] - Режим доступа : http://horodno.blogspot.com/2013/02/zamkavisca.html. - Дата доступа : 05.05.2014.

19. Грушевский, А. Пинское Полесье XI-XIII вв. Исторические очерки./А. Грушевский. - Киев: Т.Корчак-Новиков, 1901.-480с.

20. Слово о полку Игореве / Вст. статья, ред. текста, досл. и объяснит. перевод с древнерусского, примеч. Д.С. Лихачева. - 5-е изд. - Москва : Детская литература, 1972.-221с.

21. Живописная Россия: Отечество наше в его зем., ист., плем., экон. и быт.значении: Литов. И Белорус. Полесье. - Репринт. Воспроизведение изд. 1882 г. - Минск : БелЭн, 1993.-550с.

22. Климчук, Ф.Д. О полесском варианте одной карпато-полесской изопрагмы /Ф.Д. Климчук //«Карпатский сборник», Москва. - 1976, с.135-139.

23. Ossendowski, AntoniFerdinand. Polesie / A. F. Ossendowski. - Poznan: WidawnictwoPolskie «R.Wegner». - 1934 - 206 s.

24. Повесть временных лет /пер. Д.С. Лихачева и Б.А. Романова//Хрестоматия по древнерусской литературе : учеб. пособие для вузов по спец. «Русский язык и литература» // Сост. М.Е. Федорова, Т.А.Сумникова. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Высшая школа, 1986.

25. Энцыклапедыя псторьп Беларуси У 6 т. / Рэдкал.: Б.У. Сачанка (Гал. рэд.) i шш.; Маст. Э.Э. Жа-кевiч. - Мнск : БелЭн, 1994. - 2т.

26. Вечорко, А.Ф. Городная под «Белым орлом» (1919-1939) /А.Ф. Вечорко.// Городна-полеське местэчко [электронный ресурс]. - Режим доступа : http://horodno.blogspot.com/l. - Дата доступа : 04.05.2014.

27. Дело о командировании Пинского уездного землемера Гумницкого для отмежевания и установления границ местечка Городно Пинского уезда со смежными владениями. Февраль 14 дня 1848 года. / Национальный исторический архив Беларуси. - Фонд 120. - Оп.1. - Д. 2921.

28. Юсель, В. Мястэчка Гарадная: ад майдэборып да сельсавету /В. Юсель //Архе, 4(121). - 2013. -С. 295-343.

29. Вечорко, Ф.И. Записки западнобелорусского полешука /Автор предисл., послесл. и редактор Г.Ф.Вечорко. - Пинск, ПолесГУ, 2012-222с.

30. Вярэшч, В.Л. Палесш архiу: Лшгвютычныя, этнаграфiчныя i пстарычныя матэрыялы / В.Л.Вярэшч // Пад навуковай рэдакцыяй Фёдара Кл1мчука, Эльжбеты Смулковай i Анны Энгельшнг.-Мнск : Выдавец А.Н. Вараксш, 2009.-692с.

31. Гарады i вёск1 Беларусi. Брэсцкая вобласць. - Мшск : БелЭн, 2007. - 4т.

32. Короткевич, Вл. Колокола в глубинах озёр; авторизованный перевод с белорусского В. Кудинова / Вл. Короткевич. // Нёман, 1986, №8.- С.11-54.

33. Макарова, Л.Л. Нацистская концепция человека и методы её реализации / Л.Л. Макарова // Человек. - 2003. - № 3. - С. 93-98.

34. Столинское еврейское общество «Мост» - [электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.stolinmost.narod.ru. - Дата доступа : 12.10.2011.

35. Патриотический интернет проект «Герои Страны»: С.А. Черновский-[электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.warheroes.ru. - Дата доступа : 15.11.2011.

36. Вячорка, Ф.1. У краше продкау / Ф.1.Вячорка //Homohistorikus 2008. Гадавж антрапалагiчнай псторьи // Пад. Рэд. А.Ф.Смаленчука з удзелам 1.М.Дубянецкай - Вшьня: ЕГУ, 2008. - С. 485-500.

37. Веренич, В.Л. Лексика городенских гончаров./ В.Л.Веренич, А.А. Кривицкий // сб. «Полесье», Москва,1968. - С.175-177.

38. Дорогенский, А.В. Проблемы и специфика развития агротуризма в Республике Беларусь / А.В. Дорогенский // Устойчивое развитие экономики: состояние, проблемы, перспективы: сборник трудов VI международной научно-практической конференции, УО «Полесский государственный университет» , г. Пинск. 26-27 апреля 2012 г. /// Национальный банк Республики Беларусь [и др.]. - Пинск : ПолесГУ, 2012. - 264с.

39. Полесье. От Буга до Уборти /Текст Т. Хвагиной. - Минск : Выщэйшая школа,2005,-143с.

40. Брестчина туристическая /Текст Т.Хвагиной. - Брест : Туристско-информационный центр «Брест», 2009. -24с.

41. Хвагина, Т. От Беловежской пущи до Полесских болот: путеводитель по Брестской области / Т. Хвагина, А. Варавва. - Минск : УП «Рифтур», 2013. - 255с.

HISTORICAL AND CULTURAL POTENTIAL OF TOURIST DESTINATION

OF «GORODNAYA»

G.F. VECHORKO

Summary

The article examines the historical and cultural heritage of the village Gorodnaya of Stolin District. The ancient settlement and hill fort, artifacts «truby gorodenskije», two churches in Gorodnaya, the unique center of pottery with the ethnographic museum and the acting homestead of the potter, international pottery open-airs with fairs, monuments and memorials are considered as a resource for the development of tourist products of local history, culture and pilgrimage.

© Вечорко Г.Ф.

Поступила в редакцию 24 мая 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.