Научная статья на тему 'Историко-культурный энциклопедический атлас республики Башкортостан'

Историко-культурный энциклопедический атлас республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
365
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мурзабулатов М. В.

М.: ИПД «Дизайн. Информация. Картография», 2007. 696 с. : ил. карт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историко-культурный энциклопедический атлас республики Башкортостан»

В МИРЕ КНИГ

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ АТЛАС РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН.

М.: ИПД «Дизайн. Информация. Картография», 2007. 696 е.: ил. карт.

Уникальное издание, подготовленное большим коллективом авторов, открывается вступительной статьей Президента Республики Башкортостан М.Г. Рахимова, в которой подчеркивается, что оно приурочено знаменательному событию в общественно-политической и духовно-культурной жизни республики - 4S0-летию добровольного вхождения Башкортостана в состав Русского государства. Издание оснащено сведениями о многогранной общественно-политической, социально-экономической и духовно-культурной жизни современного Башкортостана, его богатой истории и культуре, стратегии развития республики на будущее.

Энциклопедический атлас состоит из 8 разделов. В первом довольно лаконично, но четко показано государственное устройство Республики Башкортостан. Государственная власть в республике, указывается в нем, осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Содержателен и информативен раздел «Природа Башкортостана» с несколькими подразделами, в которых представлены разносторонние материалы о полезных ископаемых, климате, растительном и животном мире, ландшафте края.

Большое место в энциклопедии-атласе отведено истории Башкортостана и его коренного народа - башкир.

Весьма богатую информацию содержит раздел «Древний и средневековый Башкортостан», в котором повествуется о древнейшем

населении Урала, о предках башкир, древней столице Башкортостана - городе «Башкорт», башкиро-мадьярских связях, кыпчаках-половцах, взаимоотношениях башкир и татаро-монголов и др. По мнению авторов, «на территории столицы Башкортостана - города Уфы - в эпоху средневековья существовал город Башкорт, о котором писали арабские авторы XIV в. Ибн-Халдун, ал-Омари и известный историк П.И. Рычков. Исследователи (академик Академии наук РБ Н.А. Мажитов, профессор БГПУ имени М. Акмуллы В.А. Иванов, доценты Ф.А. Сунгатов, А.Н. Султанова) убеждены, что предки башкир обитали на Южном Урале с глубокой древности и их столицей был один из городов Западно-Тюркского каганата - город Башкорт. На основе археологических и других материалов высказана гипотеза о том, что современная Уфа основана в V в. нашей эры, следовательно, столице Республики Башкортостан - минимум I 500 лет.

Большой интерес вызывают очерки о башкиро-мадьярских связях и кыпчаках-половцах на Южном Урале, согласно которым в XII в. на территории современной Венгрии (в долинах Дуная, Тисы, озера Балатон) обитали башкирские племена. Они пришли туда либо до событий 896 г. (до военного похода венгров в Византию), либо на рубеже X - XI вв., после разгрома печенежского союза в Северном Причерноморье. Южное Приуралье и Заволжье издавна были заселены кыпчакскими племенами. В предгорьях Южного Урала в конце XIV -XV вв. расселялись кара-, ак-, санкем-, и буш-ман-кыпчаки.

АШКОРТОСТАН

i л

В мире книг

55

В 1206 г. состоялся курултай кочевых племен Центральной Азии, провозгласивший образование Монгольской империи, которая в конце 60-х годов XIII в. распалась на несколько орд. Башкиры оказались в составе Золотой Орды. В условиях эксплуатации, угрозы потери политической независимости, этнической самостоятельности они из этой сложной ситуации вышли с достоинством.

В главах «Башкортостан в XV - XVI вв.» справедливо констатируется, что взаимоотношения башкир и сибирских династий (ханов Сибирских юрт) остаются слабоизученными, хотя земли башкир-табынцев во времена Чингисхана простирались «от вершины реки Яик до Иртыша». Более активные контакты башкир с Шибанидами, указывают авторы, начинаются с воцарением Кучума в Сибирском ханстве после вхождения основной части башкир в состав Московского княжества.

Большой интерес представляет раздел «Башкортостан в составе Российского государства во второй половине XVI - XVIII вв.», в котором повествуется о башкирских восстаниях 173S - 1736, 1737 - 1738, 1739 - 1740, 17SS - 17S6 гг. В сюжете о Крестьянской войне 1773 - 177S гг. отмечается, что на ее завершающем этапе особенно ярко и полно раскрылся полководческий талант Салавата Юла-ева; основные события осени 1774 г. связаны с его именем.

Дореволюционная история края и его коренного народа - башкир освещается в главе «Башкортостан в XIX - начале XX века». Особый интерес в ней представляют разделы об участии башкир в Отечественной войне 1812 г., заграничном походе русской армии 1813 -1814 гг., Крымской войне ^3-^6 гг. В 1812 г., после вторжения на территорию России наполеоновской армии, отмечают авторы, правительством по инициативе башкир было сформировано 20 полков.

Оренбургский край направил 20 башкирских, 2 мишарских, 2 тептярских, 4 уральских казачьих, 2 оренбургских казачьих пятисотенных полка. Башкиры подарили правительству 4 139 лошадей. Кроме этого, башкиры, мишари и тептяри пожертвовали в пользу армии S00 тыс. руб. Для сравнения: дворяне губернии внесли 6S тыс. руб., собранных с крепостных крестьян. И неслучайно русский писатель, автор мемуаров «Записки о 1812 годе» Сергей Глинка (1776 - 1847 гг.) писал: «Не толь-

ко стародавние сыны России, но и народы, отличные языком, нравами, верою и образом жизни, народы кочующие - и те, наравне с природными россиянами, готовы были умереть за землю русскую. Мордва, тептяри, мещеряки, черемисы ревностно и охотно шли на службу; башкирцы оренбургские сами собой вызывались и спрашивали у правительства, не нужны ли их полки».

На большом фактическом материале написаны и другие разделы главы: «Религиозная политика», «Положение башкир во второй половине XIX - начале XX века», «Башкирские просветители», «Литература и искусство» и др.

Глава, посвященная описанию исторических событий 1917-1999 гг., открывается повествованием о революциях 1917 г. и Гражданской войне, содержит материалы о национально-государственном строительстве БАССР, социально-экономической жизни республики в годы Великой Отечественной войны 1941 -194S гг., о реформах 90-х годов XX в.

Неподдельный интерес читателей, на наш взгляд, вызовет глава «Народы Башкортостана». Она открывается довольно подробным описанием численности и расселения коренного населения - башкир, их материальной и духовной культуры, традиционного хозяйственного уклада. Правда, отдельные ее подразделы могли бы быть выполнены с учетом новейших научных исследований.

Глава содержит также довольно краткую, но емкую характеристику русских, татар, украинцев, белорусов, чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов и немцев. К сожалению, обойдены вниманием кряшены (по переписи населения 2002 г. их в РБ 4,S тыс.), казахи (более 4 тыс.), евреи (2,4 тыс.), латыши (1,S тыс.). Кстати, в аналогичном атласе, изданном в Оренбурге (Этнокультурная мозаика Оренбуржья. 200з г.), содержатся данные и о тех народах, численность которых в области менее 100 человек (гагаузы, уйгуры, абхазы, кабардинцы, калмыки, буряты, лакцы, ногайцы, персы, румыны и др.).

Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан и ее культурный облик (наука, образование, литература, искусство, спорт) освещены в главе «Республика Башкортостан в 2000 - 2006 годах».

Заключают атлас данные о городах и сельских районах республики.

Как любая крупная работа, энциклопедический атлас Республики Башкортостан не

56

В мире книг

свободен от отдельных упущений. В разделе «Хозяйство и общественный строй» саун и аш в лучших традициях недавнего прошлого названы полупатриархальными формами эксплуатации. Там же (с.172) допущена ошибка -сообщается, что «В ходе подавления башкирских восстаний 1930 - 1950-х годов оно (скотоводство) было сильно подорвано».

На с. 229 помещена фотография с надписью «Оренбург. Дом, в котором остановился A.C. Пушкин». Дом этот сохранился и до наших дней и стоит на улице Советской недалеко от Оренбургского областного музея. В те времена, когда A.C. Пушкин, решив объехать места, охваченные Пугачевским восстанием, посетил Оренбург, в нем размещались Губернское присутствие и магазины: часов, ювелирный, музыкальный «Лира», табачный. И как известный уже тогда русский писатель, которому широкое содействие в сборе материала

о Пугачевском движении оказали сам генерал-губернатор Оренбургского края В.А. Перовский и его чиновник по особым поручениям, писатель, лингвист, этнограф, врач В.И. Даль, мог остановиться в магазинах? В годы нашего студенчества мемориальная доска на фасаде этого дома гласила о том, что в нем останавливался A.C. Пушкин. Ныне ее нет: убрали из-за недоказанности.

На наш взгляд, в разделе «Народы Башкортостана на завершающем этапе восстания (осень - зима 1774 г.)» несколько скупо освещена роль Салавата Юлаева.

В целом «Историко-культурный энциклопедический атлас Республики Башкортостан» выполнен на достаточно высоком научном уровне, насыщен огромным разнообразным материалом и стал настоящим юбилейным подарком для читателей Республики Башкортостан.

М.В. Мурзабулатов,

кандидат исторических наук

САЛАУАТ БАШКОРТ ФОЛЬКЛОРЫНДА: 2 ТОМДА. САЛАВАТ В БАШКИРСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ: В 2 Т. SALAWAT IN BASHKIR FOLKLORE: IN 2 VOL. / Проект, сост., научн. ред., вступит. ст. и коммент. Ф.А. Надршиной

Уфа: Информреклама, 2008. Т. I. 536 е.; Т. 2. 320 с.

В издательстве «Информреклама» в 2008 г. увидел свет свод фольклорных материалов в двух томах -«Салават в башкирском фольклоре» [I; 2]. Автором проекта, составителем и редактором данного прекрасно оформленного издания является доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института истории, языка и литературы УНЦ РАН Ф.А. Надрши-на. В тома вошли кубаиры, предания, легенды, песни, баиты об одном из лидеров башкирских повстанцев в период народного движения 1773-177S гг. под предводительством Е.И. Пугачева - национальном герое башкирского народа, поэте-импровизаторе Салавате

лы даны на трех языках: башкирском, русском и английском. За последние годы таким же образом Фанузой Аитбаев-ной были выпущены книги «Башкирские народные песни», «Башкирские народные предания и легенды» и эпос «Урал-батыр» и др.

В первый том издания вошло 261 произведение фольклора - предания и легенды, сгруппированные составителем в семи тематических разделах. В них нашли отражение внешность, сила, духовный мир героя; его семья: родители, жены, дети; участие в народном движении, в конкретных военных операциях; вооружение и личные

Юлаеве (17S4-1800). Фольклорные материа- вещи Салавата; его поимка и казнь. Здесь же

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.