И
сторико-культурныЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ВХУТЕМАСА И БАУХАУЗА: КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ
УДК 7.03
В. Д. Козловский
Московский государственный институт культуры
В статье рассматриваются первые школы индустриального дизайна — ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) и Баухауз (Высшая школа строительства и художественного конструирования). Проанализированы историко-культурные предпосылки возникновения школ и их структур. Выявлена и обоснована аналогичность истории создания и основных целей и задач, поставленных перед деятельностью ВХУТЕМАСа и Баухауза. Особое внимание уделяется не описанию художественно-педагогической системы или творческой деятельности школ, а социокультурным изменениям России и Германии первой трети XX столетия, повлиявшим на формирование принципиально нового подхода к подготовке художников, исходя из требований производства. Учебные заведения выступают как феномены советской и немецкой художественной культуры, в которых были сформированы объективные методы моделирования и обучения промышленных художников.
Ключевые слова: ВХУТЕМАС, Баухауз, немецкая художественная культура первой трети XX века, советская художественная культура первой трети XX века, дизайн, архитектура, образование в сфере культуру, реформа художественного образования.
V. D. Kozlovskiy
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406
HISTORICAL AND CULTURAL BACKGROUND TO THE VHUTEMAS (HIGHER ART AND TECHNICAL STUDIOS) AND THE BAUHAUS (HIGHER SCHOOL OF CONSTRUCTION AND ARTISTIC DESIGN): A COMPARATIVE ANALYSIS
The article deals with the first schools of industrial design — VHUTEMAS (Higher Art and Technical Studios) and Bauhaus (Higher School of Construction and artistic design). The historical, cultural preconditions of schools and their structures are analyzed in the article. A similar story of creation and the main objectives and tasks assigned to the activities of VHUTEMAS and Bauhaus was established and developed. Special attention is paid not to description of artistic pedagogical system or creative activities of schools, but to social and cultural changes in Russia and Germany in the first third of the XX century that influenced the formation of a new approach in artistic creation. The purpose was to train artists in line with production requirements. Educational institutions have appeared as a phenomenon of Soviet and German art and culture, where objective methods of simulation and training of industrial artists were formed.
Keywords: VHUTEMAS (Higher Art and Technical Studios), Bauhaus (Higher School of Construction and artistic design), the German art culture of the first third of XX century, the Soviet artistic culture of the first third of the XX century, design, architecture, education in the field of culture, art education reform.
КОЗЛОВСКИЙ ВЛАДИСЛАВ ДМИТРИЕВИЧ — аспирант кафедры истории, истории культуры и музееведения социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры
KOZLOVSKIY VLADISLAV DMITRIYEVICH — doctoral student of Department of history, cultural history and museology, Faculty of Social Studies and Humanities, Moscow State Institute of Culture
e-mail: erenyar@gmail.com © Козловский В. Д., 2015
Художественная культура России и Германии первой трети XX века способствовала рождению нового вида искусства, который получил название «индустриальный дизайн». Предпосылками создания этого направления были: промышленная революция, авангардные художественные течения рубежа XIX— XX столетий, художественный стиль модерн, появление ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские) и Баухауза (Высшая школа строительства и художественного конструирования) [6].
промышленная революция в россии стала возможна благодаря экономическим, политическим и социокультурным изменения общества рубежа XIX—XX веков. По утверждению ряда историков культуры, эти годы были временем культурного ренессанса [1, с. 5—21]. Положительные изменения культуры были обусловлены буржуазными реформами середины XIX столетия. Они обозначили начало капиталистического пути развития россии, что потребовало более высокого культурного уровня развития общества.
Художественное творчество, отвечая требованиям времени, выступило средством преображения действительности, став универсальным, объемлющим все без исключения сферы человеческого существования. Более того, в конце XIX — начале XX столетия были упразднены строгие границы жанров и художественное творчество стало многогранным — Московский и Питерский модерн.
Предметы быта, как часть вещественной культуры своего времени, по-новому выражались в художественно осмысленных предметах и в оформлении предметно-пространственной среды в целом. Это была уже часть художественной промышленности, которая находилась в конце XIX столетия в стадии интенсивного развития, как и вся промышленность в целом [8].
Низкая образованность основной части населения страны, и в частности рабочего класса, затрудняла модернизацию промышленного производства, основой которого была машинная индустрия. В связи с этим в 1888
году были утверждены «Основные положения о промышленных училищах» (основной закон в сфере профессионального образования до 1917 года). Подготовкой кадров для художественного производства в это время занимались российские художественно-промышленные учебные заведения, ставшие на этом этапе не только «кузницей кадров», но и крупной производственной базой, где выполнялись самые разные художественно-ремесленные работы — от ювелирных украшений до архитектурного убранства.
первым, по времени основания, отечественным учебным заведением художественно-промышленного профиля являлось Строгановское Центральное училище технического рисования в Москве, обязанное своим появлением в 1825 году (тогда оно называлось Школа рисовальная в отношении к искусствам и ремёслам) видному общественному деятелю, знатоку и собирателю искусства — графу Сергею Григорьевичу Строганову. Училище стало предтечей ВХУТЕМАСа и одной из основ его структуры.
В Германии времён империи, так же как и в России, наблюдался расцвет производства, идеи технического прогресса проникли во все сферы культуры. Основным стилевым направлением становится югендстиль (обозначение стиля модерн в Германии). Для него характерно создание художественно-ремесленных мастерских и понимание художника как универсала, соединившего в себе архитектора, графика, живописца и теоретика [7, с. 225].
Новым в политике Германии стало пристальное внимание к взаимодействию разных направлений в художественном искусстве. Страна стала центром развития архитектуры, ремесла и промышленной продукции. Конкуренция за рынки сбыта продукции привела правительство Германии к идее создания Вер-кбунда (немецкого производственного союза), что и было сделано 7 октября 1907 года.
Союз вёл активную пропаганду достижений немецкой индустрии и издательскую деятельность. Особое внимание уделялось подготовке кадров художников для промышленности.
одним из образовательных учреждений художественно-промышленного профиля была Школа прикладного искусства в Веймаре, которую возглавил приехавший в Германию из Бельгии А. ван де Вельде. В дальнейшем именно эта школа, вместе с Высшей школой искусства, станет основой Баухауза.
Последствия Первой мировой войны и революций в россии и Германии негативно сказались на развитии художественного творчества и художественно-промышленного производства.
Так, послереволюционные события в россии способствовали разрушению относительной замкнутости художественной культуры, когда возникла зависимость от социального заказа. В первые годы после октябрьского переворота (1917) наблюдалось большое разнообразие в направлениях и стилях. По подсчётам Х. Арпа и Э. Лисицкого, издавших в 1925 году книгу «Измы в искусстве», тогда насчитывалось около семидесяти семи направлений. В двадцатые годы становится популярным лозунг: «Искусство — в производство» [9, с. 248]. В художественной практике шли поиски нового визуального языка, способного отразить революционную действительность. Обобщая, можно выделить два течения: одно вело поиски в русле традиционного реалистического искусства, другое, так называемое левое течение, искало новые формы.
Эти события, естественно, отразились и на образовании в сфере искусства. Первая реорганизация художественного образования была проведена в 1918 году, что вылилось в создание Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ). Основной задачей художественных учебных заведений было интегрирование искусства в промышленность.
Вторая реформа художественного образования закончилась созданием Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Мастерские появились в 1920 году на базе Первых и Вторых Государственных свободных художественных мастерских. Целью деятельности нового учебного заведения была подготовка художни-
ков-мастеров высшей квалификации для промышленности, преподавателей и руководителей в области художественного проектирования, отвечающих требованиям новой культуры [5, с. 70].
Возникновение немецкого Баухауза происходило в схожих политических, экономических и социально-культурных условиях. Поражение Германии в войне, революция 1918 года и образование Веймарской республики привели к необратимым изменениям в её общественно-политическом устройстве, искусстве и культуре в целом. Культуру Веймарской республики называют «культурой прорыва» [4, с. 211]. Её особенность определялась противоречием между модернизацией и страхом перед ней, радикализмом и желанием сохранить старые ценности. В целом эти противопоставления и противоречия характерны для экспрессионизма, который стал символом духовного мира человека и его чувственных переживаний. В то же время в культуре и искусстве Германии появляется новое течение Neue Sachlichkeit («Новая вещественность», или «Новая деловитость»), направленное на реалистическое отражение действительности с чертами авангарда.
Несмотря на политические и экономические изменения в стране, реализация программ Веркбунда была так же актуальна, как и ранее, особенно при подготовке художественных кадров для промышленности. Поэтому 1919 году в Веймаре В. Гропиус открыл Баухауз — на основе Школы прикладного искусства А. ван де Вельде и Высшей школы искусств. В новом учебном заведении нашли своё отражение идеи авангардистов, конструктивистов и урбанистов начала двадцатых годов о преобразования мира через искусство. Также в основу первых учебных программ Баухауза, в частности пропедевтических курсов И. Иттена, легли идейные основы экспрессионизма.
Рассмотрев историко-культурные предпосылки возникновения ВХУТЕМАСа и Баухауза, можно сделать вывод, что школы возникли в схожих как в россии, так и в Германии по-
литических, экономических и социальных условиях. Но не только история создания школ похожа. Организация процесса обучения и методы были одинаковы. Ректорами ВХУТЕМАСа на протяжении всего времени его существования были: Е. В. Равдель (1920—1923), В. А. Фаворский (1923—1926) и П. И. Новицкий (1926—1930), возглавивший реорганизованное и переименованное учебное заведение ВХУТЕИН. При первом ректоре ВХУТЕМАСа сложилась структура обучения, состоявшая из двух уровней (с 1923 года): основное отделение (пропедевтические курсы) и последующее обучение на одном из восьми факультетов. Направления подготовки подразделялись по профилям: деревообделочный, полиграфический (графический), металлообрабатывающий, текстильный, керамический, живописный, скульптурный и архитектурный. Стоит уточнить, что в дальнейшем деревообделочный и металлообрабатывающий факультеты были объединены. В Баухаузе, директорами которого были В. Гропиус (1919—1928), Х. Мейера (1928—1930), Л. Мис ван де Роэ (1930—1933), система обучения была трёхступенчатой. Первая ступень — форкурс, аналог пропедевтических курсов ВХУТЕМАСа, вторая ступень — обучение на одном из семи отделений: скульптура по дереву и камню, столярная, металла, текстиля, настенной живописи, стекла и керамики. В процессе эволюции школы к ним прибавились театральное, переплётное отделения и мастерская графической печати. Последняя ступень — курс для развития таланта одарённых учеников.
Схожесть структур школ отнюдь не случайна. Преподаватели и студенты ВХУТЕМАСа
и Баухауза поддерживали связь между собой посредством периодической печати и поездок-экскурсий. В обеих школах окончательно был сформирован универсальный метод формообразования, основой которого стал абстрактно-композиционный метод моделирования. Он объединил в себе прикладное, станочное и художественно-промышленное искусство.
Несмотря на различия в стратегическом развитии школ, идеологических и стилевых основах, основной целью и ВХУТЕМАСа, и Баухауза оставалась интеграция художественной практики в массовое производство. Объекты предметно-пространственной среды должны были служить на благо и во имя человека, воспитывать его с позиций морально-нравственных установок послевоенного мира.
Закрытие ВХУТЕМАСа и Баухауза было также обусловлено изменением социально-культурных условий. Пережив лишения и ужасы Первой мировой войны, ещё не оправившись от революций, Россия и Германия, так же как и мир в целом, не смогли воспитать в себе истинной морали и нравственности. Причиной реорганизации ВХУТЕМАСа была «...пропаганда формализма под видом пролетарского искусства.» [2, с. 409]. В 1926—27 годах ВХУТЕМАС был реорганизован во ВХУТЕИН и окончательно закрыт в 1930 году. Баухауз в Десссау был закрыт правыми силами Германии за «культурный большевизм». Попытки спасения школы и её открытие в Берлине как частного учебного заведения были тщетны. Школу ликвидировали в 1933 году пришедшие к власти нацисты.
Примечания
1. Аронов А. А. Мировая художественная культура. Россия. Конец XIX—XX века : учебное пособие. Москва : Издательский центр A3, 1998. 360 с.
2. Вхутемас // Большая советская энциклопедия : в 51 т. 2-е изд. Москва : Советская энциклопедия, 1949—1958. Т. 10. Москва : Советская энциклопедия, 1952. С. 409.
3. дросте М. Баухауз, 1919—1933. Реформа и авангард / пер. с фр. Ю. Ю. Котова. Москва : Арт-Родник ; Koeln : TASCHEN, 2008. 96 с. : фот., портр. (Архитектура).
4. История Германии : учебное пособие : в 3 томах / под общ. ред. Б. Бонвеча, Ю. В. Галактионов. Москва : КДУ, 2008. [Т. 2] : От создания Германской империи до начала XXI века / А. М. Бетмакаев, Т. А. Бяликова, Ю. В. Галактионов [и др.] ; отв. ред. Ю. В. Галактионов, сост. науч.-справ, аппарата А. А. Мить. Москва : КДУ, 2008. 672 с.
1 ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ 1 (63) январь-февраль ^
5. Лаврентьев А. Н. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. Аналитический опыт композиции // Строгановская школа композиции / глав. ред. О. Л. Голубева. Москва : МГХПУ им. С. Г. Строганова, 2005. 352 с.
6. Михайлов С. М, Михайлова А. С. Становление универсального абстрактного метода в первых школах дизайна // Мир науки, культуры, образования : сборник научных статей. 2008. № 5 (12). С. 104—106.
7. Мишина Л. А. История культуры Германии : учебное пособие. Москва : РИО, Русская панорама, 2003. 304 с.
8. Печёнкин И. Е. Из истории отечественного художественно-промышленного образования начала XX века // Научные исследования в образовании. 2007. С. 112—115.
9. Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. Москва : МГУ, 1993. 248 с.
10. Хан-Магомедов С. О. Высшие государственные художественно-технические мастерские. ВХУТЕМАС : в 2 книгах. Москва : Ладья, 2000 Кн. 1. 344 с.
References
1. Aronov A. A. World art culture. Russia. End of the XIX—XX century. Moscow, AZ Publ., 1998. 360 p.
2. VHUTEMAS. Great Soviet Encyclopedia, in 51 vol., vol. 10. 2th edition. Moscow, Soviet Encyclopedia Publ., 1949—1958.
3. Droste M. Bauhaus, 1919—1933. Reform and avant-garde. Moscow, Art-Rodnik Publ., Koeln, TASCHEN, 2008. 96 p.
4. Bonvech B., Galaktionov Iu. V., ed. History of Germany, in 3 vol., vol. 2. Moscow, KDU Publ., 2008. 672 p.
5. Lavrent'ev A. N. Higher Art and Technical Studios. Analytical experience of composition. Stroganovsky school of composition. Moscow, 2005. 352 p.
6. Mikhailov S. M., Mikhailova A. S. Formation of a universal abstract method at the first schools of design. The world of science, culture and education. 2008, No. 5 (12), pp. 104—106.
7. Mishina L. A. Cultural History of Germany. Moscow, RIO Publ., Russkaia panorama Publ., 2003. 304 p.
8. Pechenkin I. E. From the history of Russian art-industrial education early XX century. Research in Education. 2007, pp. 112—115.
9. Turchin V. S. Through the maze of avant-garde. Moscow, 1993. 248 p.
10. Khan-Magomedov S. O. Higher Art and Technical Studios. VHUTEMAS, in 2 books, book 1. Moscow, Castle Publ., 2000. 344 p.
(<З
ЕРКАЛЬНОЕЯ» В АВТОРСКОМ ФИЛЬМЕ
УДК 778.5(778.5.04.072:8.01-21) С. А. Тугуши
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова (ВГИК)
В статье рассматриваются экстраординарная роль зеркала в развитии и функционировании художественно-эстетической реальности; «Зеркальное Я» как отражение психической реальности кинообраза; психологические мотивации, вызывающие бессознательные действия персонажа, и психическое состояние героев фильма в разных экстремальных ситуациях. Анализируются картины, созданные мастерами «авторского кино», представляющие разные национальные киношколы, снятые в эстетике модернизма и постмодернизма, в которых присутствует тема зеркала и иллюстрируется состояние меняющегося сознания индивидуума. Показано, как внешние факторы действуют на целостность сознания, как над «Я» господствует «Оно», толкающее человека на абсурдные и алогические поступки;
ТУГУШИ СОСО АКАКИЕВИЧ — кинорежиссёр, кандидат искусствоведения, докторант Всероссийского государственного университета кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК), член Гильдии кинорежиссёров России
TOUGOUSHI SOSO AKAKIEVICH — Film Director, Ph.D. (History of Arts), doctoral candidate of Russian State University of Cinematography named after S. A. Gerasimov (VGIK), member of the Russian Film Directors' Guild
e-mail: press@kinogildia.ru © Тугуши С. А., 2015