Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ РАЙОНА БОЛЬШОГО ЗАЛИВА В ЮЖНОМ КИТАЕ'

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ РАЙОНА БОЛЬШОГО ЗАЛИВА В ЮЖНОМ КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
251
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЙОН БОЛЬШОГО ЗАЛИВА / ЮЖНЫЙ КИТАЙ / ГОНКОНГ / МАКАО / ГУАНДУН / КУЛЬТУРА ЛИННАНЬ / КАНТОН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Струкова Полина Эдуардовна

Статья посвящена истории создания района Большого залива Гуандун-Гонконг-Макао в Южном Китае. Сегодня это самый бурно развивающийся и густонаселенный регион страны, одна из ключевых точек глобального проекта «Морского Шелкового пути XXI века». В статье поэтапно рассматривается история заселения территории района Большого залива, а также выявляются различные факторы, которые явились предпосылками активного развития городского кластера в дельте реки Чжуцзян. В центре внимания автора - политические, социокультурные, экономические и географические особенности района Большого залива, эволюционировавшего в один из городских кластеров мирового уровня. Статья охватывает основные этапы существования торговых отношений в данном регионе, включая период расцвета культуры Линнань, «эру Кантона», а также периоды до и после образования Китайской Народной Республики. Характерные черты района, его обособленность и в то же время внешняя открытость, внутренняя интеграция и структурные реформы на протяжении веков формировали специфический контекст, ставший не только почвой для развития провинции Гуандун и специальных административных районов Гонконг и Макао, но и «локомотивом» значительного сектора всей китайской экономики. Дополнительно приводится краткий анализ эволюции концепции района Большого залива в наши дни. В качестве основных источников информации использованы исследования китайских авторов и правительственные отчеты, не опубликованные на русском языке. С ростом интереса к данному масштабному проекту и с достижением первых запланированных результатов китайским научным сообществом опубликованы данные, которые прежде оставались недоступными для широкой читательской аудитории. Использование таких материалов позволяет увидеть процесс формирования района Большого залива глазами китайских авторов, погруженных в культурно-исторические реалии, а также восполнить пробелы в русскоязычных исследованиях на данную тему, сложить отдельные факты в общую картину и представить более структурированный взгляд на историю всего Южного Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND CULTURAL BACKGROUND FOR CREATION OF THE GREATER BAY AREA IN SOUTH CHINA

. The article covers the history of the Guangdong-Hong Kong-Macao Greater Bay Area in South China. Today it is the most rapidly developing and densely populated region of the country, one of the key points of the global project “The 21st Century Maritime Silk Road”. The article provides a step-by-step history of the settlement of the Greater Bay Area, as well as identifies various factors that have led to the active development of the urban cluster in the Zhujiang River Delta. The author focuses on the political, socio-cultural, economic and geographic features of the Greater Bay Area, which has evolved into one of the world-class urban clusters. Provides the main stages of the existence of trade relations in the region, including the epoch when Lingnan culture flourished, the “Canton era”, as well as the periods before and after the formation of the People's Republic of China. The characteristic features of the region, its isolation and structural reforms over the centuries have formed a specific context that has become not only the basis for the development of Guangdong province and the special administrative regions of Hong Kong and Macao, but also the “engine” of a significant sector of the Chinese economy. In addition, a brief analysis of the current Greater Bay Are concept evolution has been attempted. Research papers by Chinese authors and government reports are used as the main sources of information. Due to the growing interest in this large-scale project and the achievement of the first planned results the Chinese academic community has recently published the data that was previously unavailable to the general readership. The use of these materials allows us to see the process of the Greater Bay Area formation through the eyes of Chinese authors who are immersed in cultural and historical realities, as well as to fill gaps in the Russian-language studies on this topic, to add individual facts into an overall picture and present a more structured view of the entire South China region history.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ РАЙОНА БОЛЬШОГО ЗАЛИВА В ЮЖНОМ КИТАЕ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2020. № 4

п.Э. Огрукова

историко-культурные ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ РАЙОНА БОЛЬШОГО ЗАЛИВА В ЮЖНОМ КИТАЕ

P.E. Strukova

HISTORICAL AND CULTURAL BACKGROUND FOR CREATION OF THE GREATER BAY AREA IN SOUTH CHINA

Аннотация: Статья посвящена истории создания района Большого залива Гуандун-Гонконг-Макао в Южном Китае. Сегодня это самый бурно развивающийся и густонаселенный регион страны, одна из ключевых точек глобального проекта «Морского Шелкового пути XXI века». В статье поэтапно рассматривается история заселения территории района Большого залива, а также выявляются различные факторы, которые явились предпосылками активного развития городского кластера в дельте реки Чжуцзян. В центре внимания автора — политические, социокультурные, экономические и географические особенности района Большого залива, эволюционировавшего в один из городских кластеров мирового уровня. Статья охватывает основные этапы существования торговых отношений в данном регионе, включая период расцвета культуры Линнань, «эру Кантона», а также периоды до и после образования Китайской Народной Республики. Характерные черты района, его обособленность и в то же время внешняя открытость, внутренняя интеграция и структурные реформы на протяжении веков формировали специфический контекст, ставший не только почвой для развития провинции Гуандун и специальных административных районов Гонконг и Макао, но и «локомотивом» значительного сектора всей китайской экономики. Дополнительно приводится краткий анализ эволюции концепции района Большого залива в наши дни. В качестве основных источников информации использованы исследования китайских авторов и правительственные отчеты, не опубликованные на русском языке. С ростом интереса к данному масштабному проекту и с достижением первых запланированных результатов китайским научным сообществом опубликованы данные, которые прежде оставались недоступными для широкой читательской аудитории. Использование таких материалов позволяет увидеть процесс формирования района Большого залива глазами китайских авторов, погруженных в

* Струкова Полина Эдуардовна, PhD, доцент, факультет иностранных языков, Институт Наньфан Университета имени Сунь Ятсена, Гуанчжоу, Китай

Strukova Polina Eduardovna, PhD, Associate Professor, Department of Foreign Languages, Nanfang College, Sun Yat-sen University (Guangzhou, China) +86-1880-592-79-57; 19095@mail.nfu.edu.cn, st-polina@yandex.ru

культурно-исторические реалии, а также восполнить пробелы в русскоязычных исследованиях на данную тему, сложить отдельные факты в общую картину и представить более структурированный взгляд на историю всего Южного Китая.

Ключевые слова: район Большого залива, Южный Китай, Гонконг, Макао, Гуандун, культура Линнань, Кантон.

Abstract. The article covers the history of the Guangdong-Hong Kong-Macao Greater Bay Area in South China. Today it is the most rapidly developing and densely populated region of the country, one of the key points of the global project "The 21st Century Maritime Silk Road". The article provides a step-by-step history of the settlement of the Greater Bay Area, as well as identifies various factors that have led to the active development of the urban cluster in the Zhujiang River Delta. The author focuses on the political, socio-cultural, economic and geographic features of the Greater Bay Area, which has evolved into one of the world-class urban clusters. Provides the main stages of the existence of trade relations in the region, including the epoch when Lingnan culture flourished, the "Canton era", as well as the periods before and after the formation of the People's Republic of China. The characteristic features of the region, its isolation and structural reforms over the centuries have formed a specific context that has become not only the basis for the development of Guangdong province and the special administrative regions of Hong Kong and Macao, but also the "engine" of a significant sector of the Chinese economy. In addition, a brief analysis of the current Greater Bay Area concept evolution has been attempted. Research papers by Chinese authors and government reports are used as the main sources of information. Due to the growing interest in this large-scale project and the achievement of the first planned results the Chinese academic community has recently published the data that was previously unavailable to the general readership. The use of these materials allows us to see the process of the Greater Bay Area formation through the eyes of Chinese authors who are immersed in cultural and historical realities, as well as to fill gaps in the Russian-language studies on this topic, to add individual facts into an overall picture and present a more structured view of the entire South China region history.

Keywords: Greater Bay Area, South China, Hong Kong, Macao, Guangdong, Lingnan culture, Canton.

что такое район Большого залива

в южном Китае сегодня

Южно-китайская территория Большого залива сегодня упоминается в академическом и медийном дискурсе на китайском языке как сокращенно — ^^Ё. На английском языке

полное название — Guangdong-Hong Kong-Macao Greater Bay Area, для удобства его заменяют на Greater Bay Area или сокращение GBA. На русском языке можно встретить термин «зона Большого залива», однако в данной статье употребляется самый распространенный на данный момент вариант — район Большого залива.

eater Bay Area China Map

Район Большого залива в Южном Китае. Источник: China Discovery

Под районом Большого залива понимается приморская городская агломерация в области дельты р. Чжуцзян1 на юге Китая. В ее состав входят 11 субъектов: два города субпровинциального значения — Гуанчжоу и Шэньчжэнь, города Чжухай, Фошань, Дунгуань, Чжуншань, Цзянмэнь, Хуэйчжоу, Чжаоцин, а также два специальных административных района (САР)2 — Гонконг и Макао. Общая площадь данной территории составляет около 56 тыс. кв. км, а население — 70 млн человек (на 2018 г.)3.

По уровню экономического развития это один из наиболее развитых регионов Китая: общий ВВП района Большого залива составляет около 10 трлн юаней, а ВВП на душу населения в 2017 г. достигал 163 тыс. юаней. Занимая менее 0,6% территории страны, на которой проживает менее 5% ее населения, район располагает 12% от общего экономического объема КНР. В данной зоне экономического развития расположено 17 из 500 самых крупных компаний всего мира и более 40 тыс. высокотехнологичных предприятий национального уровня4.

При сравнении по базовым экономическим показателям района дельты реки Чжуцзян с двумя другими крупными агломерациями Китая — триединством Пекин, Тяньцзинь и провинция Хэбэй (^^Ä, так называемый «столичный регион» КНР) и дельтой реки Янцзы (^ttH^^tl) — становится очевидной исключительная активность и интенсивность его развития. При небольшой территории (всего 56 кв. км против 214 и 351 кв. км соответственно) район Большого залива является самым густонаселенным; сравним вышеупомянутые 70 млн чел. с 112 млн и 222 млн человек в двух других районах (2018). По ВВП дельта реки Чжуцзян находится на втором месте: в 2018 г. ВВП района Большого залива составлял 91,38 млрд юаней, в то время как двух других агломераций — вокруг столицы и Шанхая — 82,56 млрд и 195,32 млрд юаней соответственно5.

Такой интенсивный рост не случаен: район Большого залива находится на территории так называемых «больших южных ворот» (Ш*П) Китая, и все 11 городов занимают важное стратегическое

1 Также известна как река Жемчужная.

2 САР — особые территориально-административные единицы КНР, пользующиеся высокой степенью автономии.

3 Ш^ШИп Xianyang, ШФШТип Huali (ed.). Yuegang'ao dawanqu zhishi duben (Книга для чтения о районе Большого залива). Гуанчжоу, 2019. P. 23.

4 Ibidem.

5 Ernst & Young Global Limited. --Ша^Й

Yuegang'ao dawanqu — xushi dai fa, jian zhi chenggong (Район Большого залива Гуандун-Гонконг-Макао — ждет своего часа, нацелен на успех) // Отчет аналитической компании Ernst & Young Global Limited, 2018. — URL: file:///C:/Users/st-po/Downloads/ ey-guangdong-hong-kong-macau-greater-bay-area-from-connectivity-to-integration-cn. pdf (дата обращения: 07.04.2020).

и экономическое местоположение в рамках глобального проекта «Один пояс и один путь»6. В процессе формирования района здесь сложился уникальный формат функционирования «—'^НИ», т.е. «одна страна, две системы, три таможенных зоны, четыре центральных (ключевых) города»7, что, несомненно, способствует наиболее эффективному достижению поставленных целей8.

По мнению китайских исследователей Линь Сяньян и Тань Хуали, успех проекта также заключается в том, что население всех субъектов района Большого залива имеет примерно одинаковый уровень благосостояния и общий культурный фон, эти города характеризуются схожей транспортной и коммерческой нагрузкой. Таким образом, весь район представляет собой единый территориальный блок, в узловых точках которого высока как ротация, так и сила притяжения к центру9.

Тем не менее, Го Шипин выделяет факторы, сдерживающие развитие района Большого залива:

1. Поляризация управления внутри района, децентрализация и ослабление роли центрального правительства, что выражается в недостаточном контроле на местах.

2. Трудности в достижении договоренностей между всеми 11 участниками плана из-за несогласия по поводу приоритета в решении локальных проблем, а также из-за разных стандартов и норм регулирования. Это ведет к рассинхронизации воплощения планов.

3. Сложности в переходе к высокооплачиваемому квалифицированному производству. Необходимый отказ от дешевой рабочей силы ведет к увеличению расходов бюджета.

4. Нехватка территорий для размещения новых объектов. При густонаселенности региона крупные города располагают небольшими земельными ресурсами, это замедляет рост компаний и учреждений, а также реализацию крупномасштабных проектов.

5. Слабая комплиментарность (взаимная дополняемость) экономик материкового Китая, САР Гонконг и САР Макао. На данный момент существует потребность в эффективных механизмах регулирования и достижения договоренностей на правительственном уровне10.

6 «Один пояс и один путь» (—ф—Ш) — выдвинутое Китаем в 2010-х гг. предложение объединенных проектов «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века».

7 Имеются в виду Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Гонконг и Макао.

8 Lin Xianyang, Tan Huali (ed.). Op. cit. P. 28.

9 Ibid. P. 55.

10 ДЩ^ Guo Shiping. Yuegang'ao dawanqu gui-hua he quanqiu dingwei (Планирование и место в мире района Большого залива). Гуанчжоу, 2018. P. 179.

Исследователи Линь Сяньян и Тань Хуали отмечают также такие моменты, как обострение торговой конкуренции в городах и отсутствие единой городской (урбанистической) среды на территории всего района11.

Обозревая публикации, можно отметить, что китайские и зарубежные авторы пишут о важности каждого компонента этого комплексного плана, а также о необходимости усиления централизации управления (О.В. Корнейко, А.В. Пестерева, Го Шипин) и, в то же время, — большей гибкости в принятии решений на местах (Го Шипин). Интересно, что некоторые исследователи позиционируют весь проект как поддержку развития САР Гонконг и Макао (Берли), другие же при этом указывают на исключительно дополняющую роль САР в проекте развития материковой провинции Гуандун (Чжан Сыпин). Если судить по количеству публикаций, главное внимание уделяется решению миграционных проблем в данном районе, а также вопросам научно-технического развития и сотрудничества. Отдельные исследователи уделяют также внимание сохранению культуры Линнань как интегрирующей социально-культурной матрицы для общности людей, проживающих на данной бурно развивающейся территории (Чжан Лэй, Линь Сяньян и Тань Хуали).

Несомненно, район Большого залива представляет интерес для исследователей различного профиля, а особенно — китаистов, политологов, историков и экономистов. Исторически дельта р. Чжуцзян, как и территории других всемирно известных заливов, не только занимает выгодное геополитическое положение, но является ареалом уникальной культуры. Здесь проявились разнообразные факторы и модели сосуществования, ставшие в разное время предпосылками консолидации и интеграции торговли в данном регионе.

Ввиду недостаточного освещения вопроса эволюции района Большого залива в отечественной китаистике автор данной работы ставит перед собой задачу проанализировать факторы, оказавшие влияние на формирование культурной общности района Большого залива, его культуры и исторического локального самосознания. Для этого использована доступная литература и источники преимущественно на китайском языке, а также оценки китайских историков и специалистов по широкому спектру вопросов. Важной представляется возможность проследить этапы и предпосылки формирования активной экономической зоны не только в отдельные исторические периоды, но и в настоящее время. Рассматривая характерные особенности указанной территориальной общности в различные периоды ее существования и выявляя предпосылки создания района Большого

11 Lin Xianyang, Tan Huali (еА). Ор. ей. Р. 56.

залива в Южном Китае, автор приходит к выводу о базовых составляющих успешного воплощения всего проекта.

формирование района залива

как результат совокупности факторов

При рассмотрении историко-культурных предпосылок создания района Большого залива на юге Китая следует прежде всего обратить внимание на характерные особенности зон заливов. Исторически для сформирования мощного экономического и культурного центра необходимо, чтобы сложилась совокупность ключевых благоприятных факторов.

Общее определение «района залива» дают Линь Сяньян и Тань Хуали: это «территория суши, включающая бухту или несколько заливов, гаваней, прилегающих островов и морских районов, объединенных в единое целое»12. Районы заливов, существующие в мире, делятся по размерам на маленькие (Лонг-Айленд, бухта Рипалс-Бэй), средние (бухта Цзяочжоу, Английский канал), большие (Токийский залив, бухты Сан-Франциско и Нью-Йорка) и гигантские (Мексиканский залив, Бенгальский залив); их площадь может составлять от 5 кв. км и до 1 млн кв. км; район Большого залива Китая относится к большим заливам13.

на территории каждой известной зоны залива действует совокупность факторов, стимулирующих развитие в данной местности. К таким факторам относятся: местоположение, ресурсы, окружающая среда, технологические и социально-культурные особенности конкретного района. При этом под местоположением понимается общее географическое, транспортное и экономическое расположение. Роль этого фактора заключается в возможности концентрации или рассредоточении предприятий, возможности подстроить степень консолидации под необходимые задачи и условия на том или ином этапе развития страны, в данном случае — Китая14.

Ресурсы района залива — это в первую очередь ее население, земля, сырьё и изначально имеющиеся полезные ресурсы, которые составляют основу для развития. Пространство самих населенных пунктов Южного Китая, функционирование и связи на региональном рынке формируют такой фактор как среда. Если этот аспект достаточно силен, то развитие зоны залива будет направлено на оптимизацию локальных преимуществ и сотрудничество районов, входящих в состав территории и так или иначе связанных с ней15.

12 Ibid. P. 1.

13 Ibid. P. 2.

14 Ibid. P. 4.

15 Ibid. P. 6.

Еще один фактор, важный для понимания динамики развития района залива, — технологическое развитие, образовательный уровень населения и наличие пространства для инноваций. немаловажен и целый комплекс социально-культурных факторов, включая государственное регулирование, правовые нормы, форматы управления, общий политический курс, в отношении которых в Китае проводится большая работа.

В качестве предпосылки образования мощного городского кластера в Южном Китае можно выделить и рост конкуренции во всемирном масштабе, значительные перемены в технологическом и информационном плане, следование «принципам использования только талантливых, выдающихся, высококвалифицированных кадров в определенных регионах»(А^^^)16; Китай обратился к этой концепции после 2010-х гг. Китайский исследователь Чжан Сыпин пишет, что «в настоящее время в мире происходит переход от индустриальной цивилизации к цивилизации знаний. При этом люди являются главным ресурсом достижения народного благополучия»17. В данном аспекте район Большого залива имел все предпосылки стать центром притяжения людей и знаний.

Как показывает динамика развития района Большого залива Китая, здесь сложилась вся совокупность благоприятных факторов, однако необходимо отметить, что этапы развития данной зоны в силу различных причин оказались несколько сдвинуты относительно мировых трендов, и Китай включился в глобальную конкуренцию достаточно поздно. Если в среднем начальный этап развития районов заливов пришелся на 1950-е гг., то для района Большого залива — это конец 1980-х гг., когда другие районы прошли этап ускоренного развития и уже находились в стадии стабильного роста18.

На момент, когда Китай объявил миру о создании собственного района, способного в перспективе конкурировать с ведущими мировыми районами заливов, в стране сформировались необходимые условия для перехода к зрелому этапу развития дельты р. Чжуцзян. Накопился и солидный опыт: в Китае насчитывалось более 150 активных прибрежных районов площадью более 10 кв. км. На эти зоны и сейчас приходится более 40% экономики страны, из них ВВП территорий, прилегающих к Бохайскому заливу, заливу Ханчжоувань и району

16 ГМ^Ш^Щ^Ш Guangdong sheng shehui kexueyuan.

^ (2018) Yuegang'ao dawanqu jianshe baogao (2018) (Отчёт о строительстве района Большого залива (2018)). Пекин, 2018. P. 185-190.

17 Zhang Siping. Yuegang'ao dawanqu: zhongguo gaige kaifang de xin pianzhang (Район Большого залива: новая глава в реформах и открытости Китая). Пекин, 2019. P. 185.

18 Lin Xianyang, Tan Huali (ed.). Op. cit. P. 12.

Большого залива, составляет 35% от общекитайского. Можно сказать, что три этих территории — двигатели китайской экономики19.

Помимо базовых факторов важно понимать исторический контекст, в котором развивалась общность людей на данной территории, их опыт и образ мышления, что также является важными предпосылками.

Район Большого залива и культура Линнань

Современные китайские ученые выделяют три основных составляющих общенациональной культуры — регион аграрной культуры, регион степной культуры и регион приморской культуры. Последний подразделяется на культуру под названием У Юэ (одно из десяти царств в эпоху пяти династий), носителем которой сегодня является город Вэньчжоу, культуру Миньтай (Миньнань и Тайвань), сохранившуюся в провинции Фуцзянь, и культуру Линнань охватывающую провинцию Гуандун, остров Хайнань, Гуанси-Чжу-анский автономный район и северный Вьетнам20. В рамках культуры Линнань на территории, относящейся сегодня к провинции Гуандун, можно выделить кантонскую культуру, культуру Чаошань, культуру хакка, культуру Лэйчжоу и культуру Гаолян21. Из всех названных именно кантонская культура превалирует в районе Большого залива.

По мнению профессора Сюй Яньлинь22, название «Линнань» происходит от концепта что означает «пять горных

хребтов»23, таким образом, название данной культуры может переводиться как «к югу от пяти пиков» или «южный перевал». Эта территория охватывает множество народностей и локальных культур, однако этнически здесь преобладают ханьцы, крупнейшая народность в современном Китае.

Говоря о соотношении исторического названия региона Лин-нань и современных границ района Большого залива, стоит подчеркнуть, что входящая в проект часть провинции Гуандун, как и территории, ныне относящиеся к САР Гонконг и Макао, являются

19 Ibid. P. 15.

20 'ШШXu Yanlin. ^Ш^ШШ — ±Fei sha wenhua jiangtan di 192 jiang: Lingnan wenhua mantan — shang (Лекция 192 Форума культуры Фэйша. Обсуждение культуры Линнань. Часть 1») // Лекция в Общественной библиотеке Ричмонда. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=Vk73zkFH2rY (дата обращения: 01.03.2020).

21 Zhang Lei. МШФФХ&ШМЙ--

Zou xiang zhonghua wenhua de xiezouqu — yuegang'ao dawanqu jianshe yu lingnan wenhua (Концерт китайской культуры — Строительство Большого залива Гуандун-Гонконг-Макао и культура Линнань) // Культура Линнань. 2019. № 2. P. 1.

22 Xu Yanlin. Op. cit.

23 Пики Даюйлин, Юэчэнлин, Дупанлин, Мэнчжулин и Цитяньлин.

лишь малой частью всей территории, на которой распространилась культура Линнань, поэтому, сопоставляя территории, говорить о полном совпадении границ не приходится. Однако центральная часть современного проекта района Большого залива — дельта реки Чжуцзян — является местом зарождения культуры Гуанфу, одного из наиболее ярких проявлений культуры Линнань.

Внутренние взаимосвязи между культурой Линнань и созданием района Большого залива прослеживаются не только в географическом, но и в социально-экономическом аспекте, в частности — в бурном развитии международной торговли в данном регионе, а также в формировании локального самосознания проживающего здесь населения на протяжении веков, его жизненном укладе и принципах взаимодействия.

Исторические данные свидетельствуют: когда император Цинь Ши хуанди (259 г. до н. э. — 210 г. до н. э.) определил границы данного района, сюда направились мужчины с севера — военные и торговцы. По распоряжению императора из расположенной к северу провинции Хунань в южные земли были направлены женщины. Здесь начался рост численности населения и, как следствие, благоустройство городов и строительство дорог. В относительно спокойный и незатронутый набегами северных народностей район приезжало все больше людей24.

Во времена династии Западная Хань (206 г. до н. э. — 24 г. н. э.) территорию культуры Линнань называли Паньюй (§Щ), сейчас такое название носит один из районов города Гуанчжоу. После 203 г. эти места стали носить название Цзяочжоу (^Ц), но в 217 г. канцелярия Цзяочжоу переместилась в Паньюй, который стал центром линнаньской культуры в экономическом, политическом и культурном плане. В 226 г., когда территории были разделены, образовался город Гуанчжоу, ставший центром и преемником линнаньской культуры25.

В эпоху существования империи Тан (618-907 гг.) южный район Линнань наладил торговые связи с севером, было построено больше безопасных дорог, а знатные семьи стали проявлять интерес к региону и понемногу перебираться сюда. В эпоху Сун (960-1127 гг.) в этот район сбегали сепаратисты, которые не хотели подчиняться императору, поэтому в дельту р. Чжуцзян императорским двором было направлено еще больше военных и чиновников. В итоге приток северного населения оказал влияние не только на местные традиции и стиль жизни, но и затронул язык: возникали локальные версии северных говоров, а на всей территории культуры Линнань широко ис-

24 Xu Yanlin. Ор. ей.

25 ¡ыа.

пользовали такие языки (диалекты), как кантонский, чаочжоуский и кэцзя (хакка)26. Наличие общего языка крайне важно для сохранения культурной общности, и можно утверждать, что это явилось основой относительной самостоятельности местной культурной системы.

Линь Сяньян и Тань Хуали сообщают: «С течением времени в рамках культуры Линнань в Гуанчжоу образовалась локальная культура Гуанфу Позже культуру Линнань стали на-

зывать кантонской культурой так как на этой территории

преобладал кантонский язык [диалект]. Стоит отметить, что гуанч-жоуская культура Гуанфу не имела отношения к культуре Гуанфу, зародившейся в провинции Хэбэй»27.

С давних времен путешественники и местные жители отмечали, что в данном приморском районе хороший климат, однако бывают разрушительные тайфуны и периоды затяжных дождей28. Такие условия влияли и до сих пор влияют на архитектуру, на технические требования к строительству и на его стоимость. В дельте р. Чжуцзян много небольших рукавов, что благоприятно для судоходства, кроме того, имеются горы, которые выполняют защитную функцию. Центральная часть территории распространения культуры Линнань представляет собой равнину, южная — гавани, удобные для строительства портов и налаживания контактов с внешним миром, что и было использовано в последующем.

Исследователь Чжан Лэй рассматривает культуру Линнань как неотъемлемую часть общей китайской культуры, в основу которой легли специфические локальные традиции приморского региона29. Однако культура Линнань вобрала немало черт культур центральных равнин Китая и окружающих стран. Она являлась опорой для поддержания торговой культуры в Кантоне30 в течение тысячелетия, а также для существования Великого шелкового пути. В частности, Чжан Лэй отмечает, что культуре Линнань отведена существенная роль в обеспечении строительства района Большого залива. Он пишет: «культурное и национальное самоопределение, а также культурная самобытность жителей района Большого залива и вдохновили [проект]. Так, широкие народные массы [принадлежащие культуре Линнань] проявляют смелость и выполняют историческую миссию в духе патриотизма»31.

26 Ibid.

27 Lin Xianyang, Tan Huali (ed.). Op. cit. P. 151.

28 Xu Yanlin. Op. cit.

29 Zhang Lei. Op. cit. P. 1.

30 Кантон — старое европейское название города Гуанчжоу. Иногда к Кантону относят и южные территории провинции Гуандун.

31 Ibid. P. 1.

Другой автор, Чэнь Вэйцзюнь, пишет о культуре Линнань так: «Она развивалась на открытом и разнообразном фоне приморской культуры. После начала проведения политики реформ и открытости культура Линнань проявила себя с новой силой»32. По его мнению, на основе данной культуры «выплавился» так называемый кантонский дух (^^Mtt). Это особый дух перемен, а люди, воспитанные в подобном ключе, отличаются открытостью ко всему новому, предприимчивостью. Названные качества ярко проявились в 70-е гг. XX в., когда центральная часть провинции Гуандун попала в струю реформ и бурного экономического роста.

Немаловажно отметить, что люди, принадлежащие культуре Линнань, являлись ведущей силой революционного движения в Китае начала XX в., и это лишний раз подчеркивает свободолюбие и реформаторский дух местного населения, а также потенциал политической и экономической конкуренции Севера и Юга страны. После образования КНР в 1949 г. именно прагматизм южан, и, соответственно, быстрое экономическое развитие обеспечили условия для возрождения страны33.

Нельзя игнорировать и консолидирующую роль кантонцев-хуацяо (^^)34, чье самосознание остается связанным с культурой Линнань даже в отрыве от нее35. Сообщество хуацяо, как и зарубежную китайскую диаспору в целом, можно сравнить с «глобальной коммерческой сетью» патриотической направленности. В 2003 г. сбытовой доход этой «сети» достигал 310 млрд долл. США. Так как исторически наибольшее число эмигрантов имели корни в Южном Китае, первоначально приток капиталов хуацяо в 1980-х гг. в Китай был сконцентрирован именно в южных регионах, что стало мощным драйвером экономического развития в особенности провинции Гуандун36. Л.Е. Стровский пишет: «По состоянию на конец 2004 г. в провинции [Гуандун] зарегистрировано более 3300 крупных (то есть

32 ШМЩ- Chen Weijun. Yi lingnan wenhua hangshi dawanqu renwen diyun (Объединение культурного наследия Большого залива посредством культуры Линнань) // ÀSÛE Renmin luntan. 2019. № 19. — URL: http:// www.rmlt.com.cn/2019/0717/552116.shtml (дата обращения: 10.06.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33 Ibidem.

34 «Понятие "хуацяо" объединяет всех граждан Китая, находящихся за рубежом. То есть оно включает как торговцев и рабочих, так и бизнесменов, журналистов, ученых, преподавателей и представителей иных профессий, выехавших за границу Китая» (Ходова С.С., Федорова Е.А. Роль «хуацяо» в формировании политики открытости КНР // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2015. № 4. С. 7-13).

35 Chen Weijun. Op. cit.

36 Стровский Л.Е. Роль хуацяо в развитии китайской экономики // Международные экономические отношения. C. 68-69. — URL: http://elar.urfu.ru/bit-stream/10995/54126/1/vestnik_2008_2_006.pdf (дата обращения: 20.03.2020). C. 68-69.

с капиталом более 5 млн долл.) предприятий хуацяо. Средний размер вложений в предприятие хуацяо составляет 2,63 млн долл. ... На пожертвования хуацяо построены школы, больницы, детские сады, дома престарелых, дороги и т. д. — всего более 30 тысяч объектов социальной сферы»37. Такая активность и сплоченность кантонской диаспоры также свидетельствует о глубоких культурных связях и деловой хватке представителей культуры Линнань.

Председатель отделения Всекитайской ассоциации работников литературы и искусства (ВАРЛИ) в провинции Гуандун Лю Сыфэнь отмечает, что современный процесс «реинтеграции кантонцев» в рамках развития района Большого залива на Юге Китая требует нового и более четкого понимания культуры провинции Гуандун, культуры, которая отличается высокой жизнеспособностью и широкой адаптивностью38.

Революционер Сунь Ятсен (1866-1925) считал, что культура Линнань — это сочетание упорства, целеустремленности, амбиций, духа предпринимательства и инициативности с деятельным патриотизмом39. Подобный синкретизм обусловил формирование таких специфических черт культуры Линнань, как ориентированность на коммерцию, открытость, прогрессивность, плюрализм, демократизм и их укорененность в широкой социальной среде. Названные характеристики определяют культурную идентичность экономического района Большого залива.

Район Большого залива до образования КНР

Мощный толчок развитию Китая как морской державы был дан еще при правлении императора У-ди (156 г. до н.э. — 87 г. до н.э.), династии Хань, одного из самых экспансионистских правителей Китай. В 112 г. до н.э. он послал множество военных экспедиций общей численностью 100 тыс. человек против государства Нань-Юэ, а затем и против Минь-Юэ и Чосон (нынешняя Корея). Позже, в 42 г. н.э. была организована экспедиция против Вьет, которая насчитывала 2000 кораблей40. Такая активность, несомненно, стимулировала заселение южных территорий. В 1127 г. военачальники отмечали важность защиты южных рубежей Китая путем развития морской военной силы

37 Там же. C. 70-71.

38 MM^Liu Sifen. ^Ш^^ЙНЙ^иШ Lingnan wenhua de huiguyu qianzhan

(Обзор и перспективы культуры Линнань) // --Lingnan de

jintian — wenhua luntan. — URL http://theory.southcn.com/llzhuanti/lndjt/zxwz/con-tent/2009-07/20/content_5387552_3.htm (дата обращения: 22.03.2020).

39 Zhang Lei. Op. cit. P. 1.

40 Lo Jung-pang, Elleman B.A. (ed.). China as a Sea Power 1127-1368: A Preliminary Survey of the Maritime Expansion and Naval Exploits of the Chinese People During the Southern Song and Yuan Periods. Hong Kong University Press, 2012. P. 4.

там, а также заселения территорий. Идею эту активно поддерживали и при последующей династии Сун41.

Во времена династии Сун (960-1279 гг.) существовало большое количество торговых портов, которые связывали Гуанчжоу, как и южное побережье Китая в целом, с другими портами в Юго-Восточной Азии. Развитие южно-китайских портов сильно зависело от их доступности и экономической выгоды их использования. Например, порт Гуанчжоу (бывший Кантон), один из самых старых портов Китая, располагается на пересечении трех рек, где не всегда удобна логистика, особенно в сезоны дождей. однако более удобного места для транспортного и урбанистического развития в регионе так и не оказалось42.

Как пишет Дж. Ган, китаецентричная торговая сеть долго эволюционировала и разрослась в результате глобального политического и коммерческого расширения торговли с южными странами Азии главным образом за счет распространения китайских поселенцев по всему этому региону. Она продолжала разрастаться до начала XX в., называясь «кантонской торговой системой»43.

До конца XIII в. на территории дельты р. Чжуцзян находился только один центральный город — Гуанчжоу. Позже, в Х1У-Х1Х вв. здесь располагались два центра — города Гуанчжоу и Макао. В конце XIX в. ведущие роли в развитии региона заняли Гуанчжоу и Гонконг. Однако, как отмечают Линь Сяньян и Тань Хуали, «связи между этими центрами были слабыми, особенно в периоды застоя и регрессии»44.

Положение существенно изменилось, когда европейцы открыли для себя традиционные китайские товары (шелк, чай, фарфор)45, и в регион снова пришла активная торговля. Историк Ван Дайк называет данный период «эрой Кантона» (1700-1842 гг.), подчеркивая ведущую роль Кантона в развитии региона46.

В XVIII в. значительно изменился сам формат мировой торговли, и Китай оказался одной из стран, провоцировавших эти трансформации. Международная торговля стала более открытой, безопасной, эффективной и дешевой. Кантонские и макаосские торговцы были в центре данной «эволюции», от монополии до частных компаний.

41 Ibid. P. 130.

42 Ibid. P. 23.

43 Gunn G.C. History Without Borders: The Making of an Asian World Region, 1000-1800. Hong Kong University Press, 2011. P. 130.

44 Lin Xianyang, Tan Huali (ed.). Op. cit. P. 63.

45 Торговля чаем, фарфором, шелком была движущей силой местной экономической и социальной жизни; при этом на чай приходилось 60-90% товарооборота.

46 Van Dyke P.A. Merchants of Canton and Macao: Politics and Strategies in Eighteenth-Century Chinese Trade. Hong Kong University Press, 2011. P. 11.

В финансовые отношения здесь, на юге Китая были вовлечены армяне, мусульмане, персы, евреи, португальцы, испанцы, англичане, французы, шотландцы, датчане, норвежцы, шведы, флеминги, австрийцы, итальянцы. Местные и иностранные купцы были опытными и гибкими, но региону требовались новые финансовые формы и рыночные стратегии, что способствовало активному культурному обмену в регионе47.

Проанализировав торговые процессы в регионе, Ван дайк делает вывод, что факторы, повлиявшие на активизацию экономики и привлечение финансовых и людских потоков в Кантон (Гуанчжоу) и Макао, а также рост локального рынка в XVIII в., включают: 1) разнообразие форм кредитования на разных уровнях, в том числе для иностранцев; 2) регулирование торговых отношений их непосредственными участниками; 3) рост безопасности грузоперевозок; 4) сохранение разумной, «здоровой» конкуренции48.

Специальные исследования свидетельствуют о преимуществах географических и климатических особенностей данного региона в сравнении с северными территориями страны. Снимая по три урожая риса в год и имея достаточное водоснабжение, средневековый Южный Китай применял мобильную и дешевую ирригационную технику, тогда как Северному Китаю приходилось проводить широкомасштабные и дорогостоящие инженерные работы, осуществлять долгосрочное планирование. Южный Китай был более активен и вел более успешный «технологический диалог» с Индией и странами южных морей49. Позже к обмену технологиями присоединилась и северная часть Китая, но обмен этот больше походил на трансфер знаний из периферии в столицу и наоборот50.

Андрадэ и Син Xан считают, что к середине XVI в. из всех азиатских стран, присутствовавших в море, наиболее активными были именно китайцы. По мнению этих авторов, китайцы, будучи стратегами, одолевали конкурентов, занимаясь не войной, а морской торговлей51.

В 1740-1750-х гг. торговля шла особенно успешно, и местный рынок уже не мог удовлетворять запросы ее развития. Тогда государство дало частным предприятиям больше власти на местах, появились коммерческие ассоциации (укрепились уже существующие) и пар-

47 Andrade Y. (ed.), Xing Hang. Sea Rovers, Silver and Samurai: Maritime East Asia in Global History, 1550-1700. Honolulu, 2016. P. 21-23.

48 Van Dyke PA. Op. cit. P. 6.

49 В китайской литературе под «странами южных морей» подразумевается район Филиппинских островов и весь островной мир к югу от Южно-Китайского моря.

50 Gunn G.C. Op. cit. P. 291-313.

51 Andrade Y. (ed.), Xing Hang. Op. cit. P. 21.

тнерства, был нащупан и соблюдался баланс между монополизацией и здоровой конкуренцией. Позже образовалась купеческая гильдия, которая просуществовала с 1720 по 1842 г., в разных форматах, самый активный период пришелся на 1760-1770 гг.52

Международные торговые потоки регулировали четыре уровня власти: генерал-губернаторы, таможенные инспекторы, губернаторы, магистраты (государственные чиновники). Первые три категории назначались Пекином на три года, но по разным причинам они могли задерживаться на посту по 10-15 лет. В среднем на рынке лицензию имели одновременно около 10-20 крупных торговцев. После 1760 г. был установлен лимит в 10 торговых домов, в 1842 г. — максимум 6-8 домов единовременно53.

Помимо купеческой гильдии на рынке присутствовали и «внешние», т.е. иностранные купцы. Однако у них были ограничения на торговлю некоторыми товарами в больших объемах, например чаем. Эти купцы имели в общей сложности около 100 магазинов в Кантоне и Макао. Также в торговле участвовали «внутренние» купцы с материка: обычно это были узкоспециализированные и привлекаемые на сезонную работу агенты поставщиков. К тому же на территорию нынешнего района Большого залива в больших количествах прибывали чернорабочие, обслуживавшие караваны с товаром. Такие караваны могли насчитывать от 5 до 30 тыс. человек54.

По пути своего следования этот людской поток не только основывал поселения и распространял культуру, но также обустраивал водные маршруты и дороги. Продукцию везли главным образом из центра и востока Китая. Наиболее популярными, а значит развивающимися направлениями были г. Уишань, оз. Поянху, р. Ганьцзян, г. Данься, р. Бэйцзян, местность в районе нынешнего города Цзиань55 и, естественно, различные области провинции Гуандун и Гуанси-Чжуанского автономного района56. Таким образом, торговые пути прошлых лет в некоторой степени повторяют нынешнюю радиальную схему развития района Большого залива, с той лишь разницей, что в наши дни по этим направлениям «движется» процесс урбанизации из центра (треугольника Гуанчжоу-Гонконг-Макао) к периферии, а исторически по этим же направлениям, но в сторону центра зоны стекались товары и мигранты.

52 Van Dyke P.A. Op. cit. P. 2.

53 Ibid. P. 219.

54 Ibid. P. 14-16.

55 Данная местность в оригинале обозначена как ^Д-^йШ, однако такое географическое наименование отсутствует в справочниках, поэтому соответствие установлено путем анализа художественной литературы.

56 Van Dyke P.A. Op. cit. P. 14-16.

В результате бурной торговой деятельности лодки и караваны с товарами, следующие в города дельты р. Чжуцзян, стали привлекать особое внимание бандитов. После того как Гонконг и Макао попали в руки западных колонизаторов, они стали особыми районами, не подпадающими под действие китайского законодательства, и местом концентрации различных преступных элементов с материка57.

Китайский исследователь Хэ Вэньпин сообщает, что Гонконг и Макао на протяжении десятилетий были важными базами пиратов, возивших оружие, табак и контрабанду. Под атаками пушек западных колонизаторов активность пиратов в этих зонах несколько снизилась, но, так или иначе, сохранялась. Очевидно, что бандиты выбрали наилучшее стратегическое место в регионе не случайно. С середины XVII и вплоть до начала XX в. они использовали налаженные связи между процветающими Кантоном, Гонконгом и Макао для приобретения современного оружия. Кроме того, эти территории были крайне удобны, чтобы стать безопасным убежищем и базой для планирования операций58.

Росту класса торговцев, деловой и пиратской активности в Китае тех лет в первую очередь способствовало активное финансирование мореплавания в Китае и Японии, что затронуло развитие отраслей промышленности, связанных с металлургией, добычей руд, созданием керамики, маркетингом в 1800-е гг.59

Как отмечают Тальякоццо и Чан Вэньчин, к концу XIX в. Китай представлял собой девять отдельных урбанистических систем, соответствовавших географическим регионам страны, каждый с центральной и периферийными областями. Внутри каждой системы существовали налаженные рыночные связи, но межрегиональные связи были крайне слабы, так как стоимость перевозок между ними была высока. Но именно миграционные процессы стимулировали трансформацию южно-китайского макрорегиона из «множества мелких относительно автономных анклавов» в «интегрированную региональную иерархическую систему»60, ставшую впоследствии мощной урбанистической системой в основе проекта района Большого залива.

57 He Wenping. --Wffi.iī

Qingmo min chu de yue gang'ao liudong yu guangdong shehui zhixu — yi feihuan wei li (Движения в провинции Гуандун, Гонконга и Макао и общественный строй провинции Гуандун в период поздней династии Цин и в начале Китайской Республики — на примере бандитизма) // Ii^Щ^Ш Zhongshan daxue xuebao: shehui kexue ban. 2013. № 4. P. 46-57.

58 Ibid. P. 47.

59 Gunn G.P. Op. cit. 321.

60 Tagliacozzo E., Wen-Chin Chang. Chinese Circulations: Capital, Commodities, and Networks in Southeast Asia. Duke University Press, 2011. P. 37-38.

Район Большого залива после образования КНР

Относительно долгий период отсутствия активности в районе Большого залива после образования КНР в 1949 г. может иллюстрировать тот факт, что Кантонская выставка61, проходящая в Гуанчжоу с 1957 г., вышла на уровень крупнейшего экономического события мирового масштаба лишь в последние два десятилетия. Линь Сяньян и Тань Хуали сообщают, что «с 1949 по 1978 г. территории дельты р. Чжуцзян были закрыты для свободной торговли и передвижения, как и другие акватории Китая. Инвестиций здесь было крайне мало, а развитие проходило медленно и без урбанизации»62.

Как отмечает Вогель, «ощутимые перемены начались здесь в конце 1977 г.»63. Китайский реформатор Дэн Сяопин побывал в провинции Гуандун с визитом 11 ноября, что ознаменовало начало перемен. На встрече с местным руководством он узнал, что из-за отсутствия достойных условий труда, голода и нищеты молодые люди тысячами бежали через границу — в Гонконг и Макао, а оттуда разъезжались по всему миру. Их не останавливали ни обещания правительства, ни государственная идеология, ни угроза личной безопасности, ни даже полиция и армия. После этой знаковой встречи было решено создать в южной провинции благоприятные условия для развития в первую очередь сельского хозяйства; о промышленном подъеме в те годы речи пока не шло.

В числе первых шагов стало создание баз для сельхозпродукции в городах Чжухай (выход на Макао) и Шэньчжэнь (выход на Гонконг), чтобы облегчить и ускорить ее экспорт. Также было отдано распоряжение о строительстве в этих районах складов, отелей, дорог и другой инфраструктуры для привлечения иностранной валюты. Тем не менее, инвестиции из-за рубежа оставались под запретом. Постепенно Пекина стал уделять больше внимания провинции Гуандун с ее выходами на крупные порты Гонконг и Макао: сюда направляли рабочую силу, оборудование, оказывали финансовую поддержку. С увеличением товарооборота для распределения нагрузки некоторые местные порты материкового Китая все же были открыты64.

рассказывая о трансформациях зоны залива, Вогель пишет: «31 января 1979 г. дельте р. Чжуцзян были официально одобрены

61 ФЯЙЖРШЙЙ^^ (гх£), или China Import and Export Fair (Canton Fair), 213 стран-участниц в 2017 г.

62 Lin Xianyang, Tan Huali (ed.). Van Dyke P.A. Op. cit. P. 30.

63 Vogel E.F. Deng Xiaoping and the transformation of China. Harvard University Press, 2011. P. 825.

64 Ibid. P. 825-830.

первые иностранные инвестиции в региональные проекты. В апреле того же года были открыты специальные экономические зоны в провинции Гуандун, в городе Шаньтоу и в провинции Фуцзянь, что расширило приток капитала из-за рубежа»65. В то время лишь 12% всего китайского экспорта приходилось на провинцию Гуандун, но с каждым годом прирост составлял около 30%66.

По сравнению с Шанхаем индустрия и инфраструктура, которая могла заинтересовать зарубежных инвесторов, была здесь мало развита. Впрочем, правительство Китая активно продвигало проекты, способные заинтересовать состоятельных китайских эмигрантов хуа-цяо, сохранивших связи с Южным Китаем. По приблизительным подсчетам, тогда за пределами материкового Китая проживало 8,2 млн выходцев из провинции Гуандун67. Об их участии в формировании экономики района Большого залива упоминалось выше.

Реформы 1980-х гг. на территории района Большого залива оказались удачным решением, стимулирующим развитие местной экономики. Китай извлек из этого опыта такие ценные уроки, как: 1) необходимость сокращения бюрократических процедур для иностранных инвесторов; 2) важность стандартизации цен и большей открытости для выхода на мировой рынок; 3) необходимость обеспечить иностранным инвесторам должную прибыль для конкуренции с другими зонами и странами; 4) важность стабильности в работе и технической оснащенности на всех уровнях для качественного и быстрого решения задач68.

В 1980-1999 гг. дельта р. Чжуцзян вошла в число первых зон в Китае, открытых для иностранных граждан (включая хуацяо) и иностранного бизнеса. После 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва в 1978 г. сюда пришли революционные изменения и ускорение развития. Для обрабатывающей промышленности были разработаны форматы "М^^^" — «вчера с завода — завтра в лавке» (т.е. реализация товара практически сразу после выпуска) и "Н^—W"69 — «переработка сырья иностранных заказчиков, изготовление изделий по полученным от них образцам, сборка продукции из их деталей и компенсационная торговля»70. Сформировались торговые цепочки, которые стали почвой и фоном для дальнейшего развития ключевых точек района Большого залива, в особенности Гонконга.

65 Ibid. P. 840.

66 Ibid. P. 841.

67 Ibid. P. 843.

68 Ibid. P. 855-858.

69 жмх шшшш

70 Lin Xianyang, Tan Huali (ed.). Op. cit. P. 30-33.

После 1978 г. благодаря начавшимся реформам на этой территории выделилось три центра — города Гуанчжоу, Шэньчжэнь и Гонконг, а после 2000 г. к ним присоединились менее известные города Фошань, Дунгуань, Чжухай и Чжуншань. Существенное расширение и создание транспортной и экономической сети между всеми этими городами произошло уже после 2008 г., тогда были созданы объединения городов, так называемые «метрополитенские ареалы» — связки Гуанчжоу-Фошань-Чжаоцин, Макао-Чжухай-Цзянмэнь и Гуанчжоу-Шэньчжэнь-Дунгуань. Транспортные связи между этими городами образуют сеть, или каркас, на котором базируется нынешняя структура района Большого залива71.

По мнению Линь Сяньян и Тань Xуали, последовавшие далее «2000-2013 годы ознаменовались стабилизацией развития и значительными структурными изменениями»72. В 2003 г., когда было подписано трехстороннее соглашение СЕРА73, совокупный товарооборот двух территорий Гонконга и Макао составил 59,26 млрд долл., а к 2012 г. он вырос до 591,66 млрд долл. С 2008 г. в орбиту развития экономически мощных территорий вошел город Шэньчжэнь, что определило материковый вектор развития всей территории. В результате весь район Большого залива стал в некоторой степени функционировать в формате «одна страна, две системы»74, а не только два ее САР75.

Необходимо отметить, что важную роль в становлении района Большого залива сыграли капиталовложения САР Гонконг и Макао. С 1979 по 2003 г. прямые инвестиции иностранных компаний (включая компании, принадлежащие хуацяо) осуществлялись по 103 004 проектам, расположенным в районе Большого залива; из них Гонконг и Макао участвовали в 82 316 проектах, что составило 79,9% присутствия их капитала. За эти годы провинция Гуандун получила реальных прямых инвестиций на общую сумму 140 млрд долл., при этом из Гонконга и Макао было направлено 97,74 млрд долл., что составило 69,6%. Подавляющее большинство инвестируемых средств были направлены на развитие обрабатывающей промышленности и производственного сектора района Большого залива76.

71 Ibid. P. 31.

72 Ibid. P. 33.

73 «^^Ш.&Ж'^^&'М^М, Й^Йк или "Closer Economic Partnership Arrangement", подписаны отдельно для Макао и для Гонконга.

74 «Одна страна, две системы» (—HMí'J) — идея, предложенная в начале 1980-х гг. Дэн Сяопином, руководителем КНР, в соответствии с которой Гонконг, Макао и Тайвань могли бы иметь собственные капиталистические экономические и политические системы, в то время как в остальной части Китая существовала бы социалистическая система.

75 Lin Xianyang, Tan Huali (ed.). Op. cit. P. 65.

76 Ibid. P. 120.

Эволюция концепции

района Большого залива в наше время

Развитие данной территории и исторические факторы, повлиявшие на процесс, как и отношение центральной власти к данному региону, ясно отражаются и во внутриполитическом контексте. За время активного участия Пекина в формировании, развитии, планировании и контроле культурной, экономической и политической деятельности в районе дельты р. Чжуцзян концепция района Большого залива носила разные названия. Кроме того, что это ареал культуры Линнань, культуры Гуанфу, а также «эры Кантона», в официальных документах сменяли друг друга несколько определений, которые отражают перемены в государственных планах относительно района Большого залива.

До 1985 г. эта местность была известна как т.е.

«приморская открытая экономическая зона», одна из нескольких в то время в Китае. До 1994 г. правительство провинции Гуандун называло эту территорию ^^Н^^'Н^^Е, т.е. «экономическая область дельты реки Чжуцзян», подчеркивая географическую принадлежность. В конце 1990-х гг. на основании названия (Ф)^Н^, «малая зона дельты реки Чжуцзян», был выдвинут более расширенный вариант — ^^Н^, что можно перевести как «большая зона дельты реки Чжуцзян». В 2003 г. для обозначения этих территорий стали применять еще более широкий термин — «пан-дельта

реки Чжуцзян». Однако в том же 2003 г. профессор Хуан Чжилянь предложил названия «зона залива Линдинъян77» СгеЧТ^МЕ) или «зона Южно-китайского залива» (ШМЕ), по аналогии с названиями других известных мировых экономических зон78.

В 2008 г. появился вариант «прибрежная зона развития провинции Гуандун, Гонконга и Макао» в которой, исходя из названия, были подчеркнуты главенствующие роли трех составных ее частей, а также интеграция Гонконга и Макао в единый проект. В том же году детальный план был сформулирован в документе «Проект реформ и планирования развития в дельте реки Чжуцзян»79.

Интересно, что в 2013 г. на экономической карте морского побережья провинции Гуандун район Большого залива был отмечен названием ^^Е—что можно перевести как «шесть заливов и полуостров», т.е. состав ее дробился. В 2014 г. в Шэньчжэне был

77 Также известен как Линдинский канал, среднее русло устья р. Чжуцзян.

78 Ibid. P. 19.

79 «аншша^шмш®».

впервые выдвинут формат «концентрация на портовой экономике, создание новых преимуществ регионального сотрудничества в развитии»80, что вписало экономику развивающейся прибрежной зоны в политическую повестку. Тогда же в контексте проекта «Морского Шелкового пути XXI века» был официально создан южно-китайский городской кластер. В марте 2015 г. район Большого залива в нынешнем его понимании впервые был упомянут на высоком уровне в контексте обсуждения государственной конкуренции на международной арене и в последующем неоднократно фигурировал в правительственных планах и отчетах, отражающих самое актуальное видение концепции81.

Поддержка на уровне государства, а также комплексная поддержка властных и управляющих структур на протяжении всей истории формирования района Большого залива выступили в качестве базовых факторов развития особой зоны. В 2015-2016 гг. были утверждены официальные планы и конкретные проекты, что обеспечило системный подход, контроль и распределение нагрузки в рамках района Большого залива и всей страны. «Подготовка базы для интеграции производства, преподавания/обучения, исследований, т.е. сочетание трех ключевых составляющих дало мощный толчок для развития уникального района», — отмечает Го Шипин82.

Чэнь Чэнь и Ло Лян пишут, что хотя у основных составляющих проекта района Большого залива различные системы ценностей и контроля, культурная интеграция — это внутренняя движущая сила района, его основа и база. Они также подчеркивают, что в документе «План проекта развития Большого залива Гуандун-Гонконг-Макао»83, опубликованном в феврале 2019 г., четко указано, что Большой залив Южного Китая — это «район совместного строительства цивилизации (человеческой культуры)»

В плане напрямую указано, что создание района Большого залива Гуандун-Гонконг-Макао и создание городской агломерации мирового уровня «способствуют на практике обогащению коннотации "одна страна, две системы", дальнейшему углублению обменов и сотрудничества между материком и Гонконгом и Макао». В плане также отдельно отмечена необходимость способствовать интегра-

80 шштт,тшшшш»ш.

81 Lin Xianyang, Tan Huali (ed.). Op. cit. P. 20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

82 Guo Shiping. Op. cit. P. 176-177.

83

84 РШ Chen Chen, Luo Liang. Shi lun

yuegang'ao dawanqu de wenhua zhenghe (О культурной интеграции района Большого залива Гуандун-Гонконг-Макао) // Shijian yu sikao. P. 45-49.

ции городского и сельского развития, что актуально для данного региона85.

Китайские исследователи Чэнь Сяоюнь и Го Сяоминь подчеркивают ярко выраженную политическую основу проекта района Большого залива, а также его интеграцию в инициативу «Один пояс и один путь». В частности, они пишут, что фактором, консолидирующим силы региона извне, является «управление вместе с Коммунистической партией Китая в качестве высшего политического руководства»86. В итоге реализация проекта проходит по трем осям: политической, экономической и внешнеполитической87.

Говоря о внутренней объединяющей социокультурной концепции, Чэнь Чэнь и Ло Лян отмечают особую инклюзивность и толерантность культуры Линнань: «В процессе конкуренции и обмена с разными культурами [у культуры Линнань] не было серьезных конфликтов и конфронтации». По их мнению, возвращение Гонконга и Макао материковому Китаю настолько сильно повлияло на процессы интеграции района Большого залива, что его можно выделить в отдельный этап усиления данного региона. После очевидного всплеска культурного обмена перед правительством Китая на первый план вышла задача охраны памятников культуры Линнань на данной территории, распространение ценностей данной культуры, а также позиционирование культуры Линнань как ключевого внутреннего фактора дальнейшего объединения территории в рамках проекта района Большого залива88.

Заключение

Рассмотрев такие важные особенности района Большого залива, как его местоположение, наличие природных и человеческих ресурсов, влияние окружающей среды, технологические и социально-культурные особенности, можно прийти к выводу, что влияние перечисленных факторов было комплексным и решающим для исторического развития и культурной консолидации людей, так или иначе ассоциирующих себя с культурой Линнань.

общность прагматичной, новаторской и открытой к внешним контактам культуры Линнань, существовавшая в данном бурно

85 Yuegang'ao dawanqu fazhan guihua gangyao (Программа развития района Большого залива). Центральный комитет Коммунистической Партии КНР, Государственный совет КНР. 2019.

86 Chen Xiaoyun, fß'hft Guo Xiaomin.

Yuegang'ao dawanqu jianshe de zhengzhi luoji (Политическая логика строительства района Большого залива Гуандун-Гонконг-Макао) // ^^iiii Xueshu luntan. 2020. № 1. P. 90-98.

87 Ibid. P. 92.

88 Chen Chen, Luo Liang. Op. cit. P. 45-49.

развивающемся регионе, несомненно, стала базой и фоном для проявления исторических предпосылок образования района Большого залива на юге Китая. В так называемую «эру Кантона» посредством активной торговой деятельности и культурных обменов с иностранными купцами здесь были заложены основы городов и маршрутов для дальнейшего развития инфраструктуры региона, образовав его «каркас». Перемены происходили постоянно, однако в подавляющем количестве случаев они были мягкими, ненасильственными, определялись единым вектором развития.

Этническая общность способствовала консолидации населения: несмотря на большое число северных переселенцев и потоки мигрантов, проходящие через Гонконг и Макао, здесь главенствовала кантонская культура, чей язык также стал объединяющим средством. Ощутимый вклад внесли и хуацяо, китайские мигранты и их потомки, проживающие за рубежом, с их активами, инвестициями и полезными связями.

Реформы 1980-х гг. при определяющей роли Коммунистической партии Китая легли на благоприятную почву, позволили постепенно вписать район Большого залива в политическую, внешне- и внутри-экономическую повестку Китая, признав и выгодно использовав специфику региона.

особое политическое положение территорий и подход «одна страна — две системы» наложили отпечаток и на социально-культурный аспект жизни региона. В качестве главной задачи здесь издавна присутствовала не только экономическая или транспортная, но и «идейная интеграция, включая политический, правовой, образовательный, жизненный уклад, моральный и ценностный аспекты»89.

За последние 40 лет проведения в КНР политики реформ и открытости район Большого залива последовательно прошел несколько этапов развития различных сфер, от сельского хозяйства до новой экономики. Однако до сих пор существуют различия между городами, которые, с учетом прошлого опыта и историко-социального контекста, предполагается нивелировать в ближайшей или, возможно, среднесрочной перспективе.

References

РШ [Chien Chen], ^ [Luo Liang]. Ши^й^^ [She

lun yrngangao dawanqu de wenhua zhenghe] [ExaminingCultur al Integration in the Guangdong — Hong Kong — Macao Greater BayAre а]. ГНН [Guangzhou]: ^Ш-^ЖЩ [Shijianyu sikao], 2019. P. 45-49.

89 Lin Xianyang, Tan Huali (ed.). Op. cit. P. 151-153.

Hitfe [Chen Xiaoyun], Iß/MU [Guo Xiaomin], i«UAUUIÜlft [Yuegang'ao dawanqu jianshe de zhengzhi luoji] [Political Logic of the Construction of the; Guangdong — Hong Kong — Mac ao GreaterBay .Are a] // ^TRi&jg [Xueshu luntan], 2020, № 1, P, 90-99 8,

J P^mtt^K [Guangdong sheng shehui kexueyuan] [Guangdong Academy of Social Sciences ], iislfcUf l HtS! (o018) [Yuegangao dawanqu jianshe baogao (2018)] [Repo rt onnli^ Constr uction of the (Greater BayArea (2oi8)], jl^ [Oeijing]: rT11Ít'hP/ÄPii:YeerT [Shehui kexuewmxianchubanshn], 22018, 4(58 p,

Gunn G,C, Hittory Wtthout Oorders: The Making of an Asian World Region, 1000-1800, Hong Kong: Hong Kong University Press, 2011, 444 p,

StäD [Guo Shipinc]. tiSU^CUU jtSi¿Jfeíeíít<grS¿ [Yu^angae Aawa-nqu guihua he quanqiu dingwei] [Guangdong — Hong Kong — Macao Greater Bay Area Planning and Global Positinning], JM [Guangzhou]: J p AK itsi TT [Guangdong renmin chubanshe], 2018, 3 08 p,

^ [He Wenping], ^KJ^tyUg^UPTI^ — fffi

SSZi [Qingmo min chu deyuegang'ao iiudonmyuhPangd2ngshehmizhixu —yi Beihuan wri li] [The Movements arid Social Order in Guangdong in Late Qing and Early Republic of China: Taking Banditry as an Example]// ^LLlA^^tu: i [Zhongshen daxue xuebao: ehehui kexue ban], 2013, № 4, P, 45-57, Khod ova S.S,, Fedorooa E,A, Rol' "khuatsyao" vformiuovanii politiki otkrytoati KNR [The Role of "Huaqiao" in the Development of the PRC's Policy of Openness] // Vestnik Vladivostakskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki iservisa. 2015, №4, P 7-13,

Lo Jung-Pang, China a. a Sfo Power, 1127-1368. A Preliminary Surveu of the Maritime Expansi9n and Naval Exploits of the Chinese People during the Southern Song and Yuan Periods / Ed,byBruce A,Elleman,HongKong:Hong Kong University Press,2012, XXX, 378 p,

Soa Rovers, Sitver and Samurai: Maritime East Asia in (Global History 1550-1700 / Ed. by Tonio Andrade aod Xing Hang, Honolulu : Univers ity of HazaCi Press, 2016,396 p,

Strovskiy L,E, Rol' khuatsyao v razvitd kitayskoy ekonomiki [The Role of Huaqiaointhe Development of the Chinese ecu^a^' /u Vestnik UGTU-UPI. Series: E2on8mika i upravlernya. 2008, № 2, P h4-72.

Tfyliacozzo E,, Wtn-Chin Ch0ng. Chinese Circulations: Capital,Commodi-ties, and Nftwoch in Southeast Asia. Durham: Duke University Press, 2011, 552 p, VanDyke P, A, Merchants of Canton and Macao-.Politics and Stratezies in 18th-Century Cqiuese Trade, Hong Kong: Hong Kong University Preso, 20ta,57t p, Vogel E.F, Deng Xiaoping andthe Transformation ofChina. Cambsidg e: The Belknap Press of Harvard University Press, 2011, 928 p,

tfyyU^HUW — H?ixfSo ^Ja^t [Yuegang'aodawanqu — xushidai fa, jian zhi che^gon^ [The Gu angdong — Hong Kong — Maano Greatsr Bay Area — Ready to Launch,Aiming foa Success], Ernst Oo Younu Global Limited, 2018, 28 p,

thyyU;??IU£niRÜSof [Yuegang'ao dazsnqu zhishi duben] [Guangdong — Hong Kong — Macao Greater Bay Area Reading Book] / Ed, by

[LinXianyang], ШЩШ [TainHuali]. ОН [Guangzhou]: Г~[АКСВШ± [Guong-dong renmin chubanshe], 2019. 216 p.

[ZhangLei], Цв^Ф^ЗС^ЙЙНШЙ -^ueg [Zou aiang zhunglrna wunhua de aiez ouqu — ynegаng'ао dawanqu j'ianshe yu lingnan wen]iua] [A Concertfor Chinese Culture — The Construction o1 the; Guangdong — Hong Kong — Macao GreaterBay Area and Lingnan Culture] // ГШ^-к [Iaingnan wenhua]. 2019 . № 2. P. 1.

[ZhangSip^ng], -^^ки^ат^зйспкоm: f НЙУЙЫ —ШШШ [lugi»^™ dawоnqu: zhongguoga—e kaifangdexinpianzhang] [Guangdong — HongKong — ¡V[acro Greathr Bay .Area: A New Chapter in China's Reform and Openness]. [Brnjing]: f {шССШО [Zhongxin 1hubanshe], 2019. 245 p.

Поступила в редакиию 9марта 2h20 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.