чены в региональную музейную деятельность. Редко встречаются вузовские художественные галереи. Таким редким примером может служить галерея факультета искусств Алтайского государственного университета «Universum». Среди многих функций этой галереи преобладают учебная и просветительская: здесь выставляются творческие работы студентов, обучающихся по направлениям «Искусствоведение», «Художественное проектирование костюма», «Дизайн», «Культурология». Присутствие галереи и необходимость повышения качества искусствоведческого и прочего образования на факультете стимулировало введение в учебный план обучения специального практикума «Основы копийного дела».
Начиная с 2006 г., в галерее проходят ежегодные отчетные выставки студентов по этому практикуму, и подобные экспозиции пользуются большим вниманием зрителей и студентов, повышая мотивацию молодежи к творческой самореализации. Откликается галерея на культурные инициативы и программы регионального и межрегионального масштаба. В подобных мероприятиях (выставка-ярмарка, выставка-конкурс, юбилей художника и т.п.) участвуют студенты факультета искусств, приобретая профессиональные навыки и компетенции. Вузовская галерея не имеет постоянного фонда произведений, экспонатов, но определяется ясная перспектива их создания на основе методических фондов, дарений и даже приобретений на заработанные факультетом средства. Ежегодно в галерее зрителям представляется 15-40 экспозиций, разрабатываемых и осуществляемых студентами факультета искусств под научным руководством куратора галереи — автора статьи. Таким образом, вузовская галерея органично включается в просветительскую, художественно-эстетическую, образовательную, экскурсионную деятельность, являясь в то же время духовно-эстетическим туристским ресурсом региона.
Музейная деятельность — это система взаимодействий. Многие ученые (Д. Камерон, Д. Портер, З. Странский, В.Ю. Ду-кельский, Т.П. Калугина, О.Н. Труевцева и др.) разрабатывают теорию музейной коммуникации, рассматривая культуру, в том числе и музей, как диалогическое явление. Важен семиотический подход в исследовании некоторых сторон деятельности музея, например, знаковой природы музейной коммуникации, исходящей из знаковой природы предмета, экспозиции как текста, и проблем восприятия и понимания (В. Глузинский, З. Странский, Э. Хупер-Гринхилл). Музей — важный духовно-эстетический туристский ресурс региона, ибо туризм — это общение, диалог и интеграция культур. Культурный туризм в Сибири еще только развивается: нестабильность экономики, отсутствие крупных инвестиций со стороны, как государства, так и частного ка-
Библиографический список
питала, неразвитая инфраструктура, недостаток высокопрофессиональных специалистов тормозят развитие туристской индустрии в регионах.
Этнические истоки ярко проявляются в творчестве выдающихся сибирских художников. Примером тому служит живопись первого народного художника России на Алтае М.Я. Будкеева. Художник родился в 1922 г. в крестьянской семье, в старинном селе у подножия Салаирского хребта Овсянниково Целинного района Алтайского края. Самобытность жизненного уклада, красота природы формировали цельный характер. В крестьянской юности у М.Я. Будкеева были занятия, определяемые забытыми ныне словами «коногон», «копновоз», художник помнит и клички всех лошадей из своего далекого детства - Лапоть, Попиха, Пегуха, о каждой из этих трудяг - поэма воспоминаний [7, с. 58]. Творческая индивидуальность художника глубоко раскрывается с середины 1960-х гг., когда в русло его искусства чистой рекой вливается тема Горного Алтая. В ней он находит богатство красок, мотивов и сюжетов, увиденных именно им. Особенности своего мироощущения художник выражает не только в этюдах и картинах, но и в коротких записях своего ежедневника, сделанных в процессе работы над произведением. Язык М.Я. Будкеева богат, выразителен: «Чуя под облаками... весь мотив светлый... солнечная лихорадка... набирать глубину хмари-тучи... пороги, перекаты, шумы, туча должна пылать, все серебристо, светло, прозрачно; должен гореть, светиться центр освещенной тучи; камни тяжелые, мокрые, загадочно мерцающие; деревья-образы - силуэты разлапистые...» [7, с. 62]. Быть может, к такой выразительности русского языка М.Я. Будкеев приобщился, слушая мелодии, шумы, грохот и шелест рек, озер, молчание хребтов Алтая. Всю эту природную музыку и ритмы своего крестьянского быта художник воплотил в своих произведениях, которыми гордятся большие и малые музеи Алтая - на своей родине в селе Овсянниково художник основал художественную галерею.
Культурное наследие региона - основа его уникальности. Музеи призваны не только хранить историко-культурное наследие, но и транслировать его традиции, знания и память о нем в современную повседневность. Возрастающее в наши дни значение и многообразие форм «малых» региональных музеев очевидно, как и очевидно значение этнокультурных традиций для сохранения единого культурного и художественного пространства региона. Культурное наследие, хранимое музейными средствами и формами, составляет не только духовно-эстетический ресурс культурного туризма региона, но и мощный ресурс гуманизации общества, его гармоничного развития на основе преемственности.
1. Монахова, М.О. Об источниках формирования этнокультурных стереотипов // Вестник гуманитарного научного образования. - 2011. -№ 9.
2. Нехвядович, Л.И. Этническая традиция в современном гуманитарном знании. - Барнаул, 2010.
3. Энциклопедия Барнаул. - Барнаул, 2000.
4. Ледебур, К.Ф. Путешествие по Горному Алтаю и предгорьям Алтая. - Берлин, 1829.
5. Степанская, Т.М. Архитектура Алтая XVIII-XX веков. - Барнаул, 2006.
6. Использованы материалы личного архива автора.
7. Степанская, Т.М. Очерки истории искусства Алтая. - Барнаул, 2009.
Bibliography
1. Monakhova, M.O. Ob istochnikakh formirovaniya ehtnokuljturnihkh stereotipov // Vestnik gumanitarnogo nauchnogo obrazovaniya. - 2011. -№ 9.
2. Nekhvyadovich, L.I. Ehtnicheskaya tradiciya v sovremennom gumanitarnom znanii. - Barnaul, 2010.
3. Ehnciklopediya Barnaul. - Barnaul, 2000.
4. Ledebur, K.F. Puteshestvie po Gornomu Altayu i predgorjyam Altaya. - Berlin, 1829.
5. Stepanskaya, T.M. Arkhitektura Altaya XVIII-XX vekov. - Barnaul, 2006.
6. Ispoljzovanih materialih lichnogo arkhiva avtora.
7. Stepanskaya, T.M. Ocherki istorii iskusstva Altaya. - Barnaul, 2009.
Статья поступила в редакцию 17.01.12
УДК 78.071.1
Tlekhuray Z.М. HISTORICAL AND CULTURAL PRECONDITIONS OF FORMATION ADYGEN COMPOSER SCHOOL. Article is devoted research of historical and cultural preconditions of formation adygen composer school. On the basis of the analysis adygen musical culture, we have revealed the basic historical and cultural preconditions of formation of composer school in Adygea and have drawn a conclusion that the designated stages of formation of composer tradition allow to see prospect of the further development of professional musical art in Adygea. All listed features of formation of composer creativity have caused an originality of formation of the academic tradition of musical art in Adygea.
Key words: adygen composer school, preconditions, formation, tradition, musical art.
З.М. Тлехурай, аспирантка каф. теории музыки и композиции Ростовской Государственной консерватории (академия) им. С.В. Рахманинова, РГК им. С.В. Рахманинова, г. Ростов-на-Дону,
E-mail: zarina-t83@mail.ru
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ АДЫГСКОЙ КОМПОЗИТОРСКОЙ ШКОЛЫ
Статья посвящена исследованию историко-культурных предпосылок формирования адыгской композиторской школы. На основе анализа адыгской музыкальной культуры, мы выявили основные историко-культурные предпосылки формирования композиторской школы в Адыгее и сделали вывод о том, что обозначенные этапы формирования композиторской традиции позволяют увидеть перспективу дальнейшего развития профессионального музыкального искусства в Адыгее. Все перечисленные особенности становления композиторского творчества обусловили своеобразие формирования академической традиции музыкального искусства в Адыгее.
Ключевые слова: адыгская композиторская школа, предпосылки, формирование, традиция, музыкальное искусство.
Изучение процессов формирования национальных композиторских школ в российских республиках - важная проблемная область современного музыкознания. Интереснейшая и пока еще мало изученная ее страница - музыкальная культура Адыгеи. Когда мы говорим об адыгской музыкальной культуре или об адыгском фольклоре, мы имеем в виду культуру и фольклор народа, исконное название, которого «адыгэ», и который во всем мире известен как «черкесы». Основными предпосылками становления профессиональной музыкальной культуры в республике Адыгея явился ряд историко-культурных фактов, которые требуют специального рассмотрения.
В силу сказанного цель данной статьи состоит в выявлении культурно-исторических предпосылок формирования композиторской школы в Адыгее.
Важнейшей вехой истории республики явилось приобретение Адыгеей статуса автономии в 1922 г., существенно повлиявшее на формирование и развитие национального самосознания, и стимулировавшее стремление к культурной самоидентификации этноса. В рамках этого процесса осуществилось приобщение широких масс к профессиональному музыкальному искусству через внедрение просветительских форм музыкально-концертной жизни и ликвидации музыкальной неграмотности. В республике были созданы музыкальные школы, кружки, которые готовили просвещенных любителей музыки. Началось активное изучение адыгского фольклора, системное осуществление записей образцов традиционного искусства, их публикация и пропаганда. Определенную роль в этом процессе сыграли русские музыканты, работавшие в Адыгее в 1920-30-е годы -М. Гнесин, А. Гребнёв, А. Митрофанов, Г. Концевич и другие. Их обработки адыгского музыкального фольклора воплощали идею равноправия наций, а подчеркнутое внимание к традиционной культуре больших и малых народов выражалось в организации фольклорных экспедиций, создании научно-исследовательских институтов.
Существование богатейших традиций вокального и инструментального исполнительства в процессе их освоения формировало звукообраз этнической музыки. На основе знакомства с европейским опытом и его овладением закладывался фундамент профессиональной музыкальной культуры. Отмеченные историко-культурные предпосылки подготовили почву, на которой выросло фортепианное искусство.
На пути становления академического профессионализма адыгской музыки важным этапом явилось развитие художественной самодеятельности. М. Анзарокова говорит, что «...социокультурная ситуация в Адыгее первой половины ХХ века определила новый творческий облик деятелей искусства, требовала появления “проводников” современных музыкальных направлений» [1, с. 12]. Фольклорное самодеятельное движение, развернувшееся в различных районах республики, подготовило не только почву для композиторского творчества, но и стало главной сферой его потребления. Творческая связь с художественной самодеятельностью, отсутствие профессионального системного образования авторов музыки, овладение только первоначальными композиторскими навыками, прикладной характер творчества
- все эти факторы определили особенности формирования композиторского творчества в Адыгее.
Главное содержание процесса становления адыгского профессионального музыкального творчества заключалось в орга-
ничном слиянии богатейших достижений национального фольклора и мировой музыкальной культуры, прежде всего, русской классической музыки. А. Соколова пишет: «.становление профессиональной музыкальной культуры в Адыгее проходило в поликультурных условиях, что определило особенности “интонационного генофонда” новой музыкальной культуры, а также характерные черты композиторского творчества». [2, с. 11].
Таким образом, становление композиторского творчества происходило на фоне небывалого подъема и профессионального роста самодеятельного исполнительства, а также активной деятельности художественно-образовательных учреждений. Художественная самодеятельность стала той культурной средой, в которой формировался социальный заказ на композиторское творчество, эстетический эталон авторских сочинений. Композиторская продукция создавалась преимущественно в расчете на исполнительские возможности самодеятельных и полупрофессиональных (учебных) коллективов.
Большую роль в профессионализации музыкальной культуры и становлении композиторского творчества сыграли открывшиеся в 1960 году Адыгейское областное музыкальное училище и в 1972 году - музыкально-педагогический факультет Адыгейского государственного педагогического института. Значение музыкального училища в формировании профессиональной музыкальной культуры Адыгеи велико. С его открытием в Майкопе стали работать профессиональные музыканты с консерваторским образованием, которые были первыми исполнителями и пропагандистами музыки местных авторов. На базе училища создавались академические коллективы (симфонический, духовой, народный оркестры), имеющие большой творческий потенциал, позволяющий пропагандировать музыкальную классику и произведения адыгских композиторов в аулах Адыгеи. С появлением музыкального училища началась планомерная и систематическая работа по воспитанию национальных кадров исполнителей и композиторов.
Для адыгских композиторов главной творческой проблемой было овладение национальной интонацией, составившей основу вновь созданных произведений, использующих фольклорный материал адыгов, но структурно оформленных по нормам европейского искусства. Творческий багаж композиторов Адыгеи за последние тридцать лет значительно возрос в количественном и художественном отношении, что дает возможность представить композиторскую деятельность адыгских авторов как целостное явление и национальную школу. Произведения адыгских композиторов органично вписываются в общую картину российского музыкального искусства, став формой этнической самоидентификации в новых исторических условиях.
Последние пятьдесят лет истории музыкальной культуры Адыгеи связаны со становлением композиторского профессионализма. Показателем определенной зрелости творчества композиторов является почти двадцатилетний стаж существования Союза композиторов Адыгеи, который проявляет себя в отчетных концертах, нотных изданиях. Мощным импульсом для композиторского творчества стали идеи, связанные с резко возросшим национальным самосознанием, стремлением к «самосохранению» культуры малого народа в полиэтнических условиях проживания, переосмыслением исторического прошлого этноса с целью возродить его культуру, унифицированную в советское время.
«Адыгский колорит» становится главным критерием ценности музыкального сочинения. Влияние фольклорных истоков на стиль адыгских композиторов представляется нам сильным и глубоким - даже если композиторы не стремились прямо выразить в своей музыке что-то национальное. Сам национальный характер автора, его исконная принадлежность к диаспоре накладывала отпечаток на выбор универсальных музыкальных средств и способы их развития в композиции, на стиль в целом. Благодаря этой почвенной связи, всего за пятьдесят лет адыгской профессиональной музыкой оказались освоены все академические жанры, что свидетельствует о достижениях народа, стремительно преодолевшего в своей истории разрыв с высоким уровнем мировой музыкальной культуры. А. Соколова пишет: «.в творчестве композиторов Адыгеи отразились те процессы, которые были характерны для становления национальных композиторских школ в других национальных автономиях Северного Кавказа, в республиках бывшего союзного государства» [2, с. 7]. Современные адыгские композиторы создают свои произведения, свободно владея жанрово-стилевыми моделями и общеевропейской техникой письма. При этом они демонстрируют черты яркого национального стиля, который проявляется в специфике мелоса и особых средствах языковой выразительности. Через обращение к фольклору формируется индивидуальный композиторский почерк. В результате этого синтеза вырабатывается стилевая специфика каждого автора.
Исполнительский и композиторский фольклоризм проявил себя в профессиональном овладении инструментальной сферы народного искусства в творчестве гармошечников (пщынао) К. Тлецерука и У. Тхабисимова. Первоначальное освоение национального материала в виде обработок, переложений, сюит, вариаций, фантазий для различных инструментов определяет особенности становления инструментальной области композиторского творчества Адыгеи. «Рассвет в ауле» (1967) У. Тхабисимова, «Сюита на адыгейские темы» (1965) К. Туко представляют первые опыты вариационного развития национального материала. Основная часть адыгских авторов в инструменталь-
Библиографический список
ных жанрах находилась на уровне любительского самодеятельного сочинительства, в котором в той или иной мере принимали участие профессиональные музыканты. Поэтому при оценке данного вида творчества адыгских авторов встает проблема соавторства.
В начале 90-х годов прошлого века композиторское творчество в Адыгее развивается в новом социокультурном контексте, который связан с общероссийскими перестроечными процессами во всех сферах общественной жизни, а также с изменением политического статуса национальной автономии, которая в 1991 году стала республикой в составе России. Статус республики дал Адыгее возможность относительно самостоятельно определять стратегию культурного строительства. Главным направлением культурных преобразований в Адыгее стало создание профессиональных творческих коллективов - Симфонического оркестра, Камерного музыкального театра, Оркестра русских народных инструментов «Русская удаль», Хоровой капеллы. В целом такая «глобализация» культурной жизни стала возможной благодаря росту исполнительского профессионализма, явившегося результатом функционирования уже отлаженной системы музыкального образования.
Е. Гогина пишет: «.появление профессиональных коллективов открывало новые возможности для реализации творческих планов композиторов, они способствовали подъему их творческой активности» [3, с. 5]. В последние десятилетия расширилась панорама музыкальных жанров, в которой важное место занимают инструментальные сочинения.
Таким образом, обозначенные этапы формирования композиторской традиции позволяют увидеть перспективу дальнейшего развития профессионального музыкального искусства в Адыгее, связанную с освоением архаических пластов народной музыки, свободным использованием принципов фольклорного мышления, стилевых приёмов современной музыки. Все перечисленные особенности становления композиторского творчества обусловили своеобразие формирования академической традиции музыкального искусства в Адыгее.
1. Анзарокова, М. Умар Тхабисимов // Музыкальная летопись российских регионов: материалы международной конф. - Майкоп, 2007.
2. Музыкальная культура Адыгеи. Творчество композиторов республики Адыгея: учебное пособие / под общ. ред. А.Н. Соколовой. -Майкоп, 2011. - Вып. 16.
3. Гогина, Е.Л. Этапы становлений профессионального композиторского творчества в Адыгее // Научная мысль Кавказа. Приложение. -Ростов-на-Дону. - 2006. - №13.
Bibliography
1. Anzarokova, M. Umar Tkhabisimov // Muzihkaljnaya letopisj rossiyjskikh regionov: materialih mezhdunarodnoyj konf. - Mayjkop, 2007.
2. Muzihkaljnaya kuljtura Adihgei. Tvorchestvo kompozitorov respubliki Adihgeya: uchebnoe posobie / pod obth. red. A.N. Sokolovoyj. - Mayjkop, 2011. - Vihp. 16.
3. Gogina, E.L. Ehtapih stanovleniyj professionaljnogo kompozitorskogo tvorchestva v Adihgee // Nauchnaya mihslj Kavkaza. Prilozhenie. -Rostov-na-Donu. - 2006. - №13.
Статья поступила в редакцию 10.01.12
УДК 78.03
Fedosova E.P. MUSIC AS A SEMANTIC DOMINANT IN CULTURE SPACE. The article is devoted questions of semantics of musical language. In it the presence question in each historic-style cut of musical culture of the constant elements sated with key senses and acting within the limits of the given epoch in a role of a semantic dominant is considered.
Key words: music, composer, language, semantics, symbol, culture.
Э.П. Федосова, д-р искусствоведения, проф. Академии музыки имени Гнесиных, г. Москва,
E-mail: k-ole@yandex.ru
МУЗЫКА КАК СМЫСЛОВАЯ ДОМИНАНТА В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ
Статья посвящена вопросам семантики музыкального языка. В ней рассматривается вопрос наличия в каждом историко-стилевом срезе музыкальной культуры константных элементов, насыщенных ключевыми смыслами и выступающих в рамках данной эпохи в роли смысловой доминанты.
Ключевые слова: музыка, композитор, язык, семантика, знак, культура.
Оттолкнемся в наших рассуждениях по осмыслению музыки как смысловой доминанты в пространстве культуры от мысли, вернее, - афоризма, принадлежащего Каролине Мартинсен
- «только в свете больших единств все частное приобретает цель и смысл» [1, с. 116].
В аспекте проблемы семантики эта мысль имеет весьма большое, если не сказать, определяющее значение. Действительно, ни отдельный аккорд, ни мелодическая фраза или конкретный звук, взятые сами по себе, не могут служить ключом в определении значимости того или иного элемента языка, по-