Научная статья на тему 'Историко-культурное содержание этнонимов хатты и каски'

Историко-культурное содержание этнонимов хатты и каски Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1080
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАТТЫ / КАСКИ / ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО / HITTITE KINGDOM / СТРАНА КАСКОВ / COUNTRY OF KASKS / ПЕЛАСГИ / ПРОТОАБХАЗО-ЧЕРКЕССКИЕ ПЛЕМЕНА / PROTOABKHAZ-CIRCASSIAN TRIBES / ЭТНОГЕНЕЗ / ETHNOGENESIS / ЭТНИЧЕСКАЯ ПАРЦИАЦИЯ / CAUCASUS / ANATOLIA / HATTIANS / KASKA / PELASGI / ETHNIC HISTORY / ETHNIC PARTSIATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бгажноков Барасби Хасанбиевич

В статье предпринимается попытка преодолеть неопределенность в отношении историко-культурного содержания этнонимов хатты и каски (кашки). В нашем понимании, из двух семантически не вполне равноценных названий хатто-абхазо-черкесских племен первое хатты функционировало, главным образом, как самоназвание (эндоэтноним), как способ самоидентификации кавказско-анатолийской общности, связанной узами этнического родства. Второе каски/кашки/каскейцы выполняло функции экзоэтнонима термина, который применялся к майкопско-анатолийским племенам представителями других, прежде всего соседних, народов. Он возник и активно использовался преимущественно в среде индоевропейцев, с которыми хатты находились в постоянном контакте. Устанавливается связь кавказской ветви майкопско-анатолийских племен с возникновением топонима Кавказ и мифов об этнархе по имени Кавказ, с распространением на Северном Кавказе каскейского (черкесского) населения. Подчеркивается, что этноним каска/кашка во всех его дальнейших модификациях кас / каса / кавкаси / кашкон / кашак / джаркас / черкес оказался в силу определенных, главным образом внешних, причин более долговечным, чем термин хатты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical and cultural aspects of Hattian and Kaska ethnonyms

An attempt is made to overcome uncertainty concerning the historical and cultural aspects of Hattian and Kaska ethnonyms. In our understanding, of two semantically unequivalent names of Hattian-Abkhaz-Circassian tribes, the first Hattian functioned, mainly, as the self-name (endoethnonym), as a way of self-identification of the Caucasian Anatolian community connected by bonds of ethnic relationship. The second Kaska /Kashka/Kaskeans performed functions of an exoethnonym the term, which representatives of other, in the first place, neighboring people referred to the Maikop Anatolian tribes. It emerged and was actively used mainly among Indo-Europeans with which the Hattians were in continuous contact. Connection is established of the Caucasian branch of the Maikop Anatolian tribes with emergence of a toponym the Caucasus and myths about an ethnarkh by the name of Caucasus, with distribution in the North Caucasus of the Kaskean (Circassian) population. It is emphasized that the ethnonym Kaska/Kashka in all its further modifications Kas / Kasa / Kavkasi / Kashkon / Kashak / Jarkas / Circassian appeared to be, owing to certain, mainly, external reasons, far more durable, than the term Hattians.

Текст научной работы на тему «Историко-культурное содержание этнонимов хатты и каски»

УДК 94(470.620).01:81.27 ББК 63.3(235.7)2 Б 34

Б.Х. Бгажноков,

доктор исторических наук, заслуженный деятель науки КБР (Нальчик), заведующий сектором древней истории и археологии Института гуманитарных исследований - филиала Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный научный центр «Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук», г. Нальчик, тел.: +79187268191, e-mail: [email protected]

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭТНОНИМОВ ХАТТЫ И КАСКИ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье предпринимается попытка преодолеть неопределенность в отношении историко-культурного содержания этнонимов хатты и каски (кашки). В нашем понимании, из двух семантически не вполне равноценных названий хатто-абхазо-черкесских племен первое - хатты - функционировало, главным образом, как самоназвание (эндоэтноним), как способ самоидентификации кавказско-анатолийской общности, связанной узами этнического родства. Второе - каски/кашки/каскейцы - выполняло функции экзоэтнонима - термина, который применялся к майкопско-анатолийским племенам представителями других, прежде всего соседних, народов. Он возник и активно использовался преимущественно в среде индоевропейцев, с которыми хатты находились в постоянном контакте. Устанавливается связь кавказской ветви майкопско-анато-лийских племен с возникновением топонима Кавказ и мифов об этнархе по имени Кавказ, с распространением на Северном Кавказе каскейского (черкесского) населения. Подчеркивается, что этноним каска/кашка во всех его дальнейших модификациях - кас / каса / кавкаси / кашкон / кашак / джаркас / черкес — оказался в силу определенных, главным образом - внешних, причин более долговечным, чем термин хатты.

Ключевые слова: хатты, каски, Хеттское царство, Страна касков, пеласги, протоабхазо-черкесские племена, этногенез, этническая парциация.

B.Kh. Bgazhnokov,

Doctor of Historical Sciences, the Honored Worker of Science of KBR (Nalchik), Head of Sector of Ancient History and Archeology of the Research Institute of Humanities - Affiliate of Federal Scientific Center "Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences", Nalchik, ph.: +79187268191, e-mail: [email protected]

HISTORICAL AND CULTURAL ASPECTS OF HATTIAN AND KASKA ETHNONYMS

Abstract. An attempt is made to overcome uncertainty concerning the historical and cultural aspects of Hattian and Kaska ethnonyms. In our understanding, of two semantically unequivalent names of Hattian-Abkhaz-Circassian tribes, the first - Hattian - functioned, mainly, as the self-name (endoethnonym), as a way of self-identification of the Caucasian Anatolian community connected by bonds of ethnic relationship. The second - Kaska /Kashka/Kaskeans - performed functions

of an exoethnonym - the term, which representatives of other, in the first place, neighboring people referred to the Maikop Anatolian tribes. It emerged and was actively used mainly among Indo-Europeans with which the Hattians were in continuous contact. Connection is established of the Caucasian branch of the Maikop Anatolian tribes with emergence of a toponym the Caucasus and myths about an ethnarkh by the name of Caucasus, with distribution in the North Caucasus of the Kaskean (Circassian) population. It is emphasized that the ethnonym Kaska/Kashka in all its further modifications - Kas / Kasa / Kavkasi / Kashkon / Kashak / Jarkas / Circassian appeared to be, owing to certain, mainly, external reasons, far more durable, than the term Hattians.

Keywords. Caucasus, Anatolia, Hattians, Kaska, Hittite kingdom, Country of Kasks, pelasgi, protoAbkhaz-Circassian tribes, ethnogenesis, ethnic history, ethnic partsiation.

Существовало два семантически не вполне равноценных названия хатто-абхазо-черкесских племен. Первое из них - хатты. Такое наименование функционировало, главным образом, как самоназвание, для внутреннего пользования, как способ самоидентификации кавказско-анатолийской общности, связанной узами культурно-языкового, этнического родства. В настоящее время эту функцию выполняет у черкесов этническое имя адыги.

Второе, сравнительно поздно возникшее название хатто-абхазо-черкесских племен - каска/кашка/ каскейцы. Этот термин, выполнявший функции экзоэтнонима, распространился и активно использовался преимущественно в среде индоевропейцев, с которыми хатты находились в постоянном контакте, в том числе в Передней Азии, Приазовье, Северном Причерноморье, Карпатах. Обычно так называли майкопско-анатолийские хаттские племена представители других, прежде всего соседних, народов. Поэтому производный от этнического имени каска этноним (экзоэтноним) черкес и сейчас используется повсеместно для адыгов, живущих в различных концах мира (на исторической родине - около 800 тыс., за пределами Кавказа и РФ, по разным подсчетам, - около 4-7 млн).

Из этого следует также, что хат-тами были и признавали себя одновременно и носители майкопской археологической культуры на Кавказе

(протоабхазо-черкесы), и жители Хаттского царства в центральной части Анатолии. И это несмотря на то, что еще в доисторические времена хаттская культурно-языковая общность распалась на две ветви. Первая - анатолийская, вторая - кавказская.

Одной из причин такого разделения стало глобальное потепление и таяние ледников в IX тыс. до н.э., когда Чёрное море поднялось более чем на 100 м и вместе с труднодоступными горами и густыми лесами Западного Кавказа стало препятствием для общения анатолийских и кавказских хаттов (протоабхазо-черкесов). Культурная и языковая связь между ними устанавливается сейчас только благодаря специальным изысканиям, начало которым положили труды Е. Форрера и Б. Грозного [1], а в отечественной науке работы И.М. Дунаевской, И.М. Дьяконова, В.В. Иванова, В.Г. Ардзинба, Н.Г. Ловпаче, Р.Ж. Бетрозова и др.

В свою очередь, кавказская культурно-языковая ветвь разделилась на две подгруппы. Первая из них, протоабхазская, - на юго-восточном побережье Черного моря и в Центральном Предкавказье (нынешние абхазы и абазины). Вторая, прото-черкесская, - на Северо-Западном и Северном Кавказе и в Северном Причерноморье. Взаимное обособление абхазо-абазинских и адыгских этнических групп и языков состоялось, судя по всему, не раньше IV тыс. до

н.э. Есть мнение, что это могло произойти еще позже - в III-II тыс. до н.э. [2, 86], и, видимо, следует принять эту дату как наиболее вероятную.

При этом в любом случае нет сомнений в том, что родственные про-тоабхазо-черкесские родоплеменные группы были создателями и носителями майкопской и дольменной культур, что именно они составляли также и основное ядро носителей кобанской, а затем меотской археологических культур. Оторвавшись от анатолийской ветви хаттов, про-тоабхазо-черкесские племена развивались самостоятельно, создавая и поддерживая сравнительно богатую и самобытную духовную и материальную культуру, которая, в силу названных выше причин, сильно отличалась от культуры анатолийских хаттов.

Несмотря на это, следы былого культурно-языкового единства анатолийских и кавказских хаттов остаются и сейчас. Например, при сравнении хаттского и абхазо-адыгских языков обращают внимание на параллелизм префиксального строя глагола, на многочисленные фонетические соответствия.

Показательны совпадения каузативных глагольных префиксов - gga/гъэ (gga -zzu, е-гъэ-шъо-н - поить, давать пить), глагольных префиксов с грамматическим значением отрицания, запрещения - та/ мы (i-ma-al-hi-ib, и-мы-лъ-хьэ-н - не класть), модальных аффиксов h / хъу (iskate-h, ире-хъу - да будет, да будет сохранен) и др.

На фоне структурного сходства важными дополнительными признаками генетических связей хатт-ского языка с абхазо-адыгскими считают обнаруженные лексические соответствия. Их число достигает сейчас сотни единиц. Сходными или сопоставимыми оказались такие слова, как пить, есть, сидеть, говорить, видеть, варить, мясо, очаг, сердце (душа), зло, добрый (хороший, благой), черный (темный), луна, земля, лиса, дерево, арфа (цитра,

зурна), пальцы, обувь и т.д. [3]. В недавно опубликованной новой работе В.В. Иванова этот список пополняется целым рядом других слов: восклицание-призыв маржэ, черный, давать (дарить), подобный (такой же), одеваться (одежда) [4; 634, 637] и др. Как видим, это ходовые лексические единицы, входящие в основной словарный фонд любого языка.

О близкой внутренней связи хат-тов с черкесами свидетельствует и большое число черкесских имен и фамилий с основой хатт: Хьэтыжь - «Славный хатт», Хьэтыгу - «Хатт-ское сердце», Хьэтыкъуэ - «Сын хатта», Хьэтэжьыкъуэ - «Сын славного хатта», и др.

Много общего обнаруживается, кроме того, в мифологии, обычаях, обрядах, а также в характере древних памятников анатолийских и кавказских хаттов. Известно, в частности, что на территории современной Турции анатолийские хатты оставили памятники первой половины III тыс. до н.э. (Аладжа-Хююк, Арслан-тепе и др.), в которых прослеживается влияние майкопской археологической культуры [5; 7-8]. В «Царских гробницах» Аладжа-Хююка останки лежали в могилах на правом боку, в характерной для Майкопа позе адорации, головой на юг. Рядом с покойниками располагалось множество металлических, в том числе золотых, изделий, напоминающих находки из майкопского кургана Ошад. В их числе сосуды, ювелирные изделия, оружие. Большую известность получили солнечные диски, напоминающие найденный в кургане Ошад скипетр из пучка золотых и серебряных стрел, с насаженными на них фигурками золотых и серебряных бычков и ослика.

В одном из солнечных дисков Аладжа-Хююка мы видим фигурку ослика, в других - фигурки бычков, собаки, повторяющих каждый раз образы и художественную металло-пластику майкопских древностей.

Одним словом, впечатление такое, что весь этот сложный культурный комплекс был привнесен с Северного Кавказа, из центров развития майкопской археологической культуры. С некоторой долей сомнения можно сказать это и о подобии металлических цилиндрических печатей Чатал-Хююка. Во всяком случае, они очень похожи на изготовленные из камня май-копско-северокавказские образцы [6; 11] и в меньшей степени - на месопотамские.

В 1900-1800-х годах до н.э. Хатт-ское царство было разрушено и занято индоевропейскими племенами: лувийцами, ликийцами, палайца-ми и др., мигрировавшими в Анатолию из своей индоевропейской прародины в Юго-Восточной Европе [7]. Объединившись с хаттами, эти племена усвоили и переняли многие черты хаттского языка и хаттской культуры и стали затем известны под общим названием хеттов или хиттитов. В то же время некоторые ближайшие соседи хеттов, например, хурриты и позже урартийцы, называли их, кажется, хаттами, а Хеттскую державу и поздние хеттские царства - Хатией, Хатиной

- по имени прежнего, неиндоевропейского (хаттского, протоабхазо-черкесского) народа, населявшего Анатолию.

Сохранив прежнее название страны и название ее главного города

- Хаттуша, хетты позиционировали себя во многом как преемники и продолжатели традиций и достижений хаттской культуры, поэтому есть все основания считать этот в основе своей индоевропейский народ составной частью майкопско-анатолий-ской общности. Хетты заимствовали практически всю идеологическую надстройку прежнего Хаттского царства, включая пантеон языческих богов, религиозную культуру в целом. Сохранялось некоторое время хаттско-хеттское двуязычие, в ходе которого «индоевропейский хеттский язык народа-завоевателя

наложился на неиндоевропейский язык хаттов» [8; 19]. В середине 11-го тыс. до н.э. хаттский язык стал мертвым, был вытеснен из общего употребления, а «культура народа, на нем говорившего, была перевоплощена на хеттском языке» [9; 8]. В то же время язык хаттов продолжал функционировать как язык письменных текстов.

Смена языка, как следует из этого, не повлекла за собой полного уничтожения хаттского языка и хаттской культуры, поэтому в научной литературе хаттов называют часто протохеттами, а об их языке и культурных традициях судят во многом по хеттским письменным памятникам.

Однако имя «природных», анатолийских хаттов подверглось «коррозии», наполнилось иным историко-культурным содержанием. И, прежде всего, самим фактом использования данного этнонима по другому назначению - для народов, завоевавших и занявших Страну хаттов - автохтонных жителей Анатолии. Остаткам выжившего и сохранившего свою идентичность хаттского народа Анатолии оставалось после этого только их индоевропейское название - каска/ кашка/каскейцы, позволяя, таким образом, отличать их от народов, присвоивших себе, можно сказать, «узурпировавших», самоназвание автохтонного населения. Отсюда, соответственно, и название нового, сформировавшегося к концу первой половины II тысячелетия до н.э. политического образования - Страна касков, или Каская.

Каски занимали значительную территорию на севере хеттской империи. Сохраняя господствующее положение между верхним Евфратом и рекой Марасантия (Галис) [10], они состояли из 12 родственных племен, были довольно многочисленны и обладали внушительным военным потенциалом. В хеттских письменных источниках содержатся сведения о способности касков действовать в

составе войск, состоящих из 5-9 тысяч воинов и 8000 колесниц [11; 56].

Усилившись и подчинив себе целый ряд индоевропейских народов (палайцев, урмийцев, думанов), каски постоянно угрожали хеттам, а позднее даже Ассирийской державе. В XVI в. до н.э. они полностью преградили путь хеттам к Черному морю и поставили под сомнение само существование Хеттского царства, захватив и разорив столицу Хаттусу. В хеттских текстах XV в. до н.э. также имеются сообщения об актах неповиновения касков. Отмечается, что каски «отказываются платить дань, которая им положена, и начинают сами нападать на страну Хатти» [9; 104], что они завладели странами Бала (Пала), Ду-мана, Урум, городами Куммаха, Ша-муха и др. Сообщается о постоянных войнах хеттских царей с каскайца-ми и другими осаждавшими Хеттскую державу народами - хайасца-ми (древнеармянскими племенами), миттанийцами (хурритами) и др.

Походы хеттских царей в Страну касков были иногда успешными (например, поход Мурсили II против царя касков Пиххуниа), но все больше и больше истощали Хеттскую державу. Страна касков, тем временем, наращивала мощь и расширяла свои границы.

После того как в XIII - начале XII вв. до н.э. Хеттская держава рухнула под ударами коалиции народов Восточного Средиземноморья, Страна касков находилась в зените своей славы. Не исключено, что основной, ударной силой в антихеттской коалиции были каски, соединившиеся с фригийскими и фракийскими племенами (народами моря). Каски, по словам Г.А. Капанцян, «несомненно, были одной из причин распада хеттского государства. После них такими же грозными племенами выступают только киммеры» [12; 135]. Каскам приписывают даже сожжение и уничтожение Хаттушаша - столицы хеттов, около 1210 г. до н.э. [13; 58].

Хеттская держава распалась затем на относительно слабые и раздробленные позднехеттские царства. Показательно, что в урартских клинописных текстах середины VIII в. до н.э. эти царства все еще предстают под именами, заимствованными у хаттов: Хатти, Хаттина [14; 250], о чем говорилось выше. В конце VIII в. до н.э. история хеттов прерывается. Исчезают, в конце концов, и сообщения о касках. В течение ХП в. до н.э. они неоднократно подвергались опустошительным нападениям народов моря, а при Ти-глатпаласаре I они были повержены ассирийцами вместе с урумейцами, мушками и всеми другими народами Восточной Анатолии.

Но это не означает полного исчезновения племен, выступавших под именем касков. И.А. Джава-хишвили считает, что они ушли вместе с мушками в северо-восточном направлении и положили начало культуре и царству колхов. При этом этническое имя каски, по его мнению, было преобразовано в кол-хи [15]. Несколько иначе, но в том же духе, высказывался Н. Адонц, полагая, что во время нашествия народов моря, каскайцы и урумей-цы, находящиеся в близком между собой родстве, были оттеснены к границам урартийских и ассирийских областей и положили начало формированию колхов и имеретин [16; 276-277].

Однако есть, кроме того, основания думать, что каски, объединившись с палами (палайцами) и некоторыми другими народами Анатолии (урумейцами, думанами) стали именоваться пеласгами. А пеласги, в свою очередь, приняли прямое участие в этногенезе греческих племен, а также, видимо, и в еще большей степени - в формировании абхазо-адыгских племен Восточного Причерноморья: гениохов, зихов, ахейцев, керкетов и др. [17].

Вспомним в данной связи, что еще Н.Я. Марр считал невозможным объяснить происхождения племени

и этничского имени пеласги, не обращаясь к вопросу о «кавказской или прикавказской почве» происхождения эллинов, не учитывая, в том числе и греко-черкесские языковые параллели [18; 303-304].

Следует, таким образом, признать, что широко распространенное мнение, согласно которому этноним каска/кашка/каскейцы является обозначением одного из хаттских племен на северо-востоке Анатолии [19], не совсем точно отражает историко-культурное содержание данного термина. На самом деле это индоиранское название хат-то-абхазо-адыгских племен, фактически, синоним этнического имени хатты. Судя по всему, этноним каски восходит к индийскому kas -«сверкать, сиять», kasih - «солнце, свет, сияние» [20; 62], и соотносится с названием Бога луны у хаттов - Каску. Отсюда внутренняя форма этнонима каски и соответствующие коннотации слова, ставшего индоевропейским названием хаттов - «почитающий луну народ» [19; 200] или «сияющий, луноподобный народ». По характеру используемого наименования, оно перекликается с семантикой термина хатты, в котором первый элемент хьэ восходит к значению «жизнь», «живое», а второй -т- соотносим, как и в индоевропейских языках, со значением «давать», и, таким образом, закрепляет в языковом сознании термин с внутренней формой «животворящий», «жизнеутверждающий» [21; 18].

Этноним каска сопоставим также с названием касситов - народом, который правил Вавилоном во второй половине II тыс. до н.э. В сущности, при общей основе - kas - эти названия отличаются друг от друга только конечными суффиксами, выражающими принадлежность к одному и тому же народу кас/каса. Отсюда также имя главного божества касситов - Кашшу. Эти факты позволяют думать, что касситы являются ответвлением хатто-каскейцев, смешавшимися с населением Вавилона,

к этому времени преимущественно ираноязычным.

Касситский народ сформировался, насколько мы понимаем, в результате отделения (сепарации) от анатолийских хаттов и взаимодействия с народами Месопотамии и северокавказскими хаттами, потомками носителей майкопской культуры, проложившими путь в Западный Иран, в Приурмийскую область еще в IV тыс. до н.э.

Следует отметить в данной связи, что, по мнению ряда ученых, первоначальный центр касситов находился не в горах Загроса [22; 216], а на северо-востоке Малой Азии [23; 850], недалеко от того места, где располагалась, сохраняя свою самостоятельность и самобытность, область касков. Начиная с XVIII в. до н.э. именно отсюда двигались они на юг и затем, спускаясь с гор Загроса и пересекая Тигр, совершали набеги на Вавилон.

С учетом этих обстоятельств неоднократно высказывалась мысль о наличии внутренней связи кас-ситского языка с хаттским и, соответственно, с каскским языком [24; 852], что неизбежно ставит вопрос о характере взаимодействия кассит-ского языка с абхазо-адыгскими. Так, Б. Грозни считает язык касси-тов одним из древних кавказских языков [25; 2] и усматривает прямую связь между касситами Передней Азии и касогами Кавказа, склоняясь, тем самым, к тому, что из множества кавказских языков, прежде всего, именно адыгские языки наиболее тесно связаны с древним, еще не иранизированным касситским языком.

Касаясь этой гипотезы и фактически поддерживая ее, И. Алиев пишет: «Кашков, сближаемых с касси-тами, нередко в научной литературе связывают с северокавказским народом - черкесами, называемых грузинами - kasag (древнерусск.: ка-соги)» [26; 81]. Отсюда и различные варианты осетино-алано-иранского названия черкесов: каскон, кашкон,

казгон, касаг [27]. И этническое имя kaspi (греч. kaspios), которое, по словам Н.Я. Марра, будучи формой множественного числа от чистой основы kas [28; 1392-1393], легло в основу названий Каспийского моря и горы Казбек [29; 49-50]. И появление созвучного этим названиям этнонима caucasi - «кафказы» в период поздней античности (Певтингерова карта вв. н.э.). И, наконец, распространившиеся на Востоке уже в раннем Средневековье этнонимы ка-скун, кас, кашак, джаркас [30].

Во всех этих случаях мы имеем различные модификации индоевропейского названия хаттов с основой kas.

Но это не значит, что этноним хатт был совершенно вытеснен из языкового сознания и лексикона черкесов и соседних с ними племен. Корень хатт, как сказано выше, лежит в основе большого числа адыгских слов, среди которых особенно показательны престижные родовые имена и фамилии типа: Хьэтыжь — «Славный хатт», Хьэтыгу - «Хатт-ское сердце», Хьэтыкъуэ - «Сын хатта», Хьэтэжьыкъуэ - «Сын славного хатта», и др. Общее число таких имен и фамилий очень велико. Это, конечно, неслучайно и связано, безусловно, с внутренней формой этнонима хатт, с буквальным значением данного слова - «животворящий». Отсюда уверенность в том, что обладатели имен и фамилий с элементом хатт вырастут (выживут) и останутся до конца своих дней здоровыми, полными сил и энергии.

Такое, в основе своей магическое, значение «хаттских» имен и фамилий сейчас уже не осознается в полной мере. На первый план выходит, как сказано выше, их престижность. Не вполне отчетливо представлено в народном сознании и заключенное в слове хатт этно-нимическое значение. Но в прошлом оно было, несомненно, самоназванием всех майкопско-анатолийских племен, в том числе и северокавказских хаттов или проточеркесов.

Сведениями о хаттах и хаттском языке располагали, судя по всему, и древние индоевропейцы, воспринимая этноним хатт как самоназвание протоабхазо-черкесских племен. Об этом свидетельствует тот факт, что у осетин наряду с обычным названием черкесов - каскон/касаг - сохраняется (в Нартском эпосе) память о непонятном хаттиагском языке, на котором говорили отдельные группы нартов. К этнониму хатт восходят и названия двух племен в составе древних германцев. Это племена хаттов и хаттуариев, сведения о которых содержатся в трудах Страбона и Тацита [31]. А. Намиток относит их к малоазийским хеттам, переселившимся в Германию в середине 2-го тысячелетия до н.э. [32]. Но, скорее всего, германские хатты и хаттуарии сформировались из северокавказских хаттов (проточерке-сов). Это могло произойти и до появления хеттов на исторической арене, в период тесных и длительных контактов проточеркесов и индевропей-цев в Северном Причерноморье и в других пограничных районах Восточной Европы.

В дополнение ко всему сказанному следует отметить, что под именем «кавкасов», «кавкасионов» фигурируют северокавказские хатты в генеалогии Л. Мровели, автора средневековых грузинских хроник «Картлис Цховреба». Они выступают здесь как потомки Кав-каса - одного из восьми сыновей Торгамы [33; 21, 43-44]. К сожалению, такое продолжение библейского сказания о потомках Ноя и его сыновей, основанное, надо полагать, на сочинениях Иоанна Ка-таликоса и Моисея Хоренского, недостаточно осмыслено и оценено. И особенно в той части, которая прямо и недвусмысленно указывает на очевидную связь, которую устанавливает генеалогия Л. Мро-вели с хатто-каскейцами, создателями и носителями майкопской культуры. Между тем, вне всякого сомнения, речь идет здесь об одной

из трех ветвей майкопско-анато-лийской общности. А имя Кавкас, представленное в «Картлис Цхов-реба» в виде эпонима и этнарха кавкасионов, аборигенов Северного Кавказа, прочно связано с кавказской ветвью майкопско-анатолий-ской общности, с проточеркесами.

С этой группой майкопско-ана-толийской общности ассоциируются многие, если не все, наиболее значимые и знаковые моменты древней истории кавказского региона, расположенного в самом центре евразийского континента. Распространение майкопской, дольменной и кобанской археологических культур, взаимодействие создателей и носителей этих культур с народами Юго-Восточной Европы, Передней и Центральной Азии, оседание индоиранских племен и их миграция в глубь Азии вплоть до Месопотамии, Иранского плоскогорья и Индии, развитие всаднической культуры и т.д. - все это происходило, так или иначе, при активном участии кавкасионов или хатто-каскейских (протоабхазо-адыгских) племен.

История кавказской ветви май-копско-анатолийских племен породила мифы об этнархе по имени Кавкас и положила начало этното-пониму Кавказ, буквальное значение которого - «Гора (горы) касов (касков)» указывает на преобладающее в этом регионе каскейское население. И.И. Мещанинов не зря называл касов (касситов) и каспов племенем, «давшим свое имя целой стране и морю (Кавказ и Каспий)» [34; 26, 401-409].

Н.Я. Марр в своих ранних публикациях высказывался на этот счет еще более определенно. Считая, что этнический термин кас/ касп, соотносимый с древнейшим на Северном Кавказе «черкесским племенем» [28; 1401, 1407], объединял Каспийский бассейн с Пон-тийским, он подчеркивал, что это свидетельствует о соответственно широком некогда расселении в этом пространстве племени или племен под таким названием [35; 335-336].

По мнению Н.Я. Марра, термин Кабарда (Ка-Ь-аг^а) в его архе-типной разновидности ка-р можно считать эквивалентом племенного названия касп (kas-p), которое отложилось во многих названиях населенных пунктов и стран на Кавказе, а также «моря (Kasp-skoe) и всей горы (Kav-kas)»[35; 336].

Таким образом, обнаруживается обычное для подобных случаев взаимное соответствие имен разного таксонимического уровня. В средние века оно нашло свое продолжение в орониме Черкесские горы, которое время от времени использовалось как наименование главного Кавказского хребта. Можно вспомнить в данной связи упоминание горы Аскаска (Ал-Идриси) и Кас-ской водораздельной территории (Н.Я. Марр), как участка в центре Главного Кавказского хребта, откуда берут начало главные реки Кавказа (прежде всего Кубань и Терек). Здесь, как известно, расположены Кассарское ущелье (осет. Акъасара) и гора Каспий (нынешний Казбек).

Подводя итоги, следует отметить, что древняя история северо-восточной части Циркумпонтийской зоны - это, прежде всего, история северокавказских хаттов - проточерке-сов. Получив известность под своим индоевропейским названием - кас/ каски/кашки/каскейцы, эта группа майкопско-анатолийской общности оставила свой след в истории в качестве создателей необычайно богатой майкопской археологической культуры. А потомки майкопцев стали вслед за этим основным ядром носителей дольменной, кобанской, меот-ской культур.

Этноним каска в форме черкес сохраняется и сейчас как название всех групп разбросанного по всему миру адыгского народа. В силу указанных выше, главным образом - внешних, причин, термин каска/кашка во всех его дальнейших модификациях -кас/каса/кавкаси/кашкон/кашак/ джаркас/черкес оказался более долговечным, чем термин хатты.

Примечания:

1. Hrozni B. Über die Völker und Sprachen des alten Chatti-Landes // Boghaskoi- Studien. 1920. № 5; Forrer E. Die Inschriften und Sprachen des Hattilandes // Zeitschrift der Deutchen Morgenlandischen Gesellschaft. Leipzig, 1922.

2. Анчабадзе З.В. История и культура древней Абхазии. М.: Наука, 1964. С. 120-121; Инал-Ипа Ш.Д. Абхазы. Сухуми: Алашара, 1965.

3. Иванов В.Вс. Об отношении хаттского языка к северокавказским // Древняя Анатолия. М.: Наука, 1985.

4. Иванов В.Вс. Индоевропейские и древнесеверокавказские (хаттские и хур-ритские) этимологии. М.: Языки славянских культур, 2008. Т. 2.

5. Frankfort H. The Art and Architecture of the Ancient Orient. New Haven; London, 1996. P. 231-233; Acurgal E. Hatti uygarlilari. Ancara: Phoenix Yayinevi, 2015.

6. Нехаев А.А. Погребение майкопской культуры из кургана у села Красногвардейское // Советская археология. М., 1986. № 1. С. 246- 247; Бочковой В.В., Лимберис Н.Ю., Марченко И.И., Резепкин А.Д. Поселение майкопской культуры «Чекон» // Археология и этнография понтийско-кавказского региона. Краснодар, 2013.

7. Mallory J.P. In Search of the Indo-Europeans. London, 1989. 288 р.

8. Герни О.Р. Хетты. М.: Наука,1987.

9. Луна, упавшая с неба. М.: Худож. лит., 1977.

10. Mattheus R. Landscapes of Terror and Control: Imperial Impacts in Paphlag-onia // Near Eastern Archaeology. 2004. P. 200-211; Hrozny B. Ancient history of Western Asia, India, and Grete. N. Y.: Philosphical Library, 1953. Р. 2. P. XIV, 260.

11. Glatz C., Mattheus R. Anthropology of a Frontier Zone: Hittite-Kaska Relations in Late Bronse Age North-Central Anatolia // Bulletin of the Amerikan Schools of Oriental Research. 2005.

12. Капанцян Г.А. Хайаса - колыбель армян. Этногенез армян и их начальная история. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1947.

13. Singer I. Who Were the Kaska? // Phasis 10 (1). Tbilisi: Tbilisi State University, 2007. P. 166; Ушаков П.Н. Проблема древнейшего населения Малой Азии, Кавказа и Эгеиды // Вестник древней истории. М., 1939. № 4.

14. Меликишвили Г.А. Урартские клинообразные надписи. М.: Изд-во АН СССР, 1960.

15. Джавахишвили И.А. История грузинского народа. Тбилиси, 1928. Т. 1. (на груз. яз.).

16. Adontz N. Histoire d'Arménie. Paris, 1946.

17. Бгажноков Б.Х. К культурной истории майкопско-анатолийских племен (Гениохи и Гениохия) // Археология и этнология Северного Кавказа. Нальчик: Изд. отдел КБИГИ, 2014. Вып. 7. С. 33-60.

18. Марр Н.Я. К вопросу о происхождении племенных названий «этруски» и «пеласги» // Записки Восточного отделения Русского археологического общества. 1917-1920. СПб., 1921. Т. 25.

19. Гиоргадзе Г.Г. К вопросу о локализации и языковой структуре каскских этнических и географических названий // Переднеазиатский сборник. Вып. 1: Вопросы хеттологии и хуритологии. М.: Наука, 1961. С. 209-210; Singer I. Hittites and Hattians in Anatolia at the Beginnung of the Second Millennium B.C. // Journal of Indo-European Studies. 1981. 9. P. 119-134.

20. König Fr.W. Der Burgbau zu Sua. Nach dem Bauberichte des Königs Dareios I. Leipzig: J.C. Hinricssche Buchhandlung, 1930.

21. Бгажноков Б.Х. Культ собаки и семантема хьэ в языковом сознании черкесов // Вестник КБИГИ. Нальчик: Изд. отдел КБИГИ, 2016. № 1.

22. См. напр.: Бауэр С.У. История Древнего мира. От истоков цивилизации до падения Рима. М.: Астрель, 2011.

23. Jaritz K. Die Kulturreste der Kassiten // Anthropos. Bd. 55. Wien, 1960.

24. Forrer E. Stratification des Langues et des peoples dans le Proche-Orient pre-historigue // Journal Asiatique. 1930. CCXVII, № 2. P. 230; Jaritz K. Kassitische Sprachreste Anthropos. 1957. Bd. 52, № 5-6.

25. Hrozny B. Ancient history of Western Asia, India, and Grete. N. Y., 1953.

26. Алиев И. История Мидии. Баку: Изд-во АН Аз. ССР, 1960.

27. Бгажноков Б.Х. Аланские названия адыгских племен Северного Кавказа и Крыма // Проблемы генеалогии и этнонимики народов Кавказа и Крыма: материалы круглого стола, посвящ. 70-летию А.А. Максидова. Нальчик: Изд. отдел КБИГИ, 2014. С. 11-23.

28. Марр Н.Я. К истории передвижения яфетичеческих народов с юга на север Кавказа // Известия Императорской Академии наук. Петроград: Типография Императорской академии наук, 1916.

29. Hrozny B. Ancient history of Western Asia, India, and Grete...

30. Бгажноков Б.Х. Касы и Страна касов на Северном Кавказе // Археология и этнология Северного Кавказа. Нальчик: Изд. отдел КБИГИ, 2014. Вып. 3. С. 7-17; Он же: Историческая география и этнография Черкесии // Вестник КБИГИ. Нальчик: Эль-Фа, 2016. Вып. 12. С. 3-45.

31. Страбон. ГЕОГРАФИЯ в 17 книгах. Репринтное воспроизведение текста издания 1964 г. М.: Ладомир, 1994; Тацит. О происхождении германцев и местоположении Германии. URL: https://history.wikireading.ru/25930. Дата обращения: 07.01.2018.

32. Namitok A. Les origins des Circassiens. Paris: Library Orientaliste Paul Geuthner, 1939.

33. Мровели Л. Жизнь Картлийских царей. Извлечение сведений об абхазах, народах Северного Кавказа и Дагестана. М.: Наука, 1979.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34. Мещанинов И. Каменные статуи рыб - вишапы на Кавказе и в Северной Монголии // Записки Коллегии востоковедов. Л., 1925. Т. I.

35. Марр Н.Я. Каппадокийцы и их двойники // Известия Российской Академии истории материальной культуры. Т. II. Петербург, 1922.

References:

1. Hrozni B. Über die Völker und Sprachen des alten Chatti-Landes // Boghaskoi-Stu-dien. 1920. № 5; Forrer E. Die Inschriften und Sprachen des Hattilandes // Zeitschrift der Deutchen Morgenlandischen Gesellschaft. Leipzig, 1922.

2. Anchabadze Z.V. History and culture of ancient Abkhazia. M.: Nauka, 1964. P. 120-121; Inal-Ipa Sh.D. Abkhazians. Sukhumi: Alashara, 1965.

3. Ivanov V.Vs. On the relation of the Hutt language to the North Caucasian languages // Ancient Anatolia. M.: Nauka, 1985.

4. Ivanov V.Vs. Indo-European and ancient North Caucasian (Hutt and Hurrian) etymologies. M.: Languages of Slavic Cultures, 2008. Vol. 2.

5. Frankfort H. The Art and Architecture of the Ancient Orient. New Haven; London, 1996. P. 231-233; Acurgal E. Hatti uygarlilari. Ancara: Phoenix Yayinevi, 2015.

6. Nekhaev A.A. The burial of Maikop culture from the mound near the village of Krasnogvardeyskoye // Soviet archeology. M., 1986. No. 1. P. 246-247; Bochkovoy V.V., Limberis N.Yu., Marchenko I.I., Rezepkin A.D. "Chekon" settlement of Maikop culture // Archeology and ethnography of the Pontic-Caucasian region. Krasnodar, 2013.

7. Mallory J.P. In Search of the Indo-Europeans. London, 1989. 288 рp.

8. Gurney O.R. The Hittites. M.: Nauka, 1987.

9. The moon that fell from the sky. M.: Khudozh. lit., 1977.

10. Mattheus R. Landscapes of Terror and Control: Imperial Impacts in Paphlag-onia // Near Eastern Archaeology. 2004. P. 200-211; Hrozny B. Ancient history of Western Asia, India, and Grete. N. Y.: Philosophical Library, 1953. P. 2. P. XIV, 260.

11. Glatz C., Mattheus R. Anthropology of the Frontier Zone: Hittite-Kaska Relations in the Late Bronze Age North-Central Anatolia // Bulletin of the Amerikan Schools of Oriental Research. 2005.

12. Kapantsyan G.A. Hayasa is the cradle of Armenians. Ethnogenesis of Armenians and their initial history. Yerevan: AS of the Arm. SSR Publishing house, 1947.

13. Singer I. Who Were the Kaska? // Phasis 10 (1). Tbilisi: Tbilisi State University, 2007. P. 166; Ushakov P.N. The problem of the ancient population of Asia Minor, the Caucasus and the Aegeid // Bulletin of Ancient History. M., 1939. No. 4.

14. Melikishvili G.A. Urartian cuneinform inscriptions. M.: Publishing House of the USSR Academy of Sciences, 1960.

15. Dzhavakhishvili I.A. History of the Georgian people. Tbilisi, 1928. Vol. 1. (in the Georgian language).

16. Adontz N. Histoire d'Arménie. Paris, 1946.

17. Bgazhnokov B.Kh. On the cultural history of Maykop-Anatolian tribes (He-niochus and Heniochia) // Archeology and Ethnology of the North Caucasus. Nalchik: Ed. department of KBIGI, 2014. Iss. 7. P. 33-60.

18. Marr N.Ya. On the origin of the tribal names of "Etruscans" and "Pelasgians" // Notes of the Eastern Branch of the Russian Archaeological Society. 1917-1920. SPb., 1921. Vol. 25.

19. Giorgadze G.G. On the problem of the localization and linguistic structure of the Cask ethnic and geographical names // The Front Asia collection. Iss. 1: Problems of Hettology and Churitology. M.: Nauka, 1961. P. 209-210; Singer I. Hittites and Hattians in Anatolia at the Beginning of the Second Millennium B.C. // Journal of Indo-European Studies. 1981. 9. P. 119-134.

20. König Fr.W. Der Burgbau zu Sua. Nach dem Bauberichte des Königs Dareios I. Leipzig: J.C. Hinricssche Buchhandlung, 1930.

21. Bgazhnokov B.Kh. Cult of a dog and semantheme khe in the language consciousness of the Circassians // Bulletin of KBIGI. Nalchik: Publishing department of KBIGI, 2016. No. 1.

22. See, for example: Bauer S.U. History of the Ancient world. From the origins of civilization to the fall of Rome. M.: Astrel, 2011.

23. Jaritz K. Die Kulturreste der Kassiten // Anthropos. Bd. 55. Wien, 1960.

24. Forrer E. Stratification des Langues et des peoples dans le Proche-Orient pre-historigue // Journal Asiatique. 1930. CCXVII, No. 2. P. 230; Jaritz K. Kassitische Sprachreste Anthropos. 1957. Bd. 52, No. 5-6.

25. Hrozny B. Ancient history of Western Asia, India, and Grete. N.Y., 1953.

26. Aliev I. History of the Media. Baku: Publishing House of the Academy of Sciences of Azerbaijan SSR, 1960.

27. Bgazhnokov B.Kh. Alans' names of the Adygeyan tribes of the North Caucasus and the Crimea // Problems of genealogy and ethnonymy of the peoples of the Caucasus and the Crimea: materials of the round table, ded. to the 70th anniversary of A.A. Maksidov. Nalchik: Publishing department of KBIGI, 2014. P. 11-23.

28. Marr N.Ya. On the history of the movement of the Japhetic peoples from the south to the north of the Caucasus // News of the Imperial Academy of Sciences. Petrograd: Printing house of the Imperial Academy of Sciences, 1916.

29. Hrozny B. Ancient history of Western Asia, India, and Grete ...

30. Bgazhnokov B.Kh. Kases and the Country of Kases in the North Caucasus // Archeology and Ethnology of the North Caucasus. Nalchik: Publishing department of KBIGI, 2014. Iss. 3. P. 7-17; By the same author: Historical geography and ethnography of Circassia // Bulletin of KBIGI. Nalchik: El-Fa, 2016. Iss. 12. P. 3-45.

31. Strabon. GEOGRAPHY in 17 books. Reprinted reproduction of the text of the 1964 edition. M.: Ladomir, 1994; Tacitus. On the origin of the Germans and the location of Germany. URL: https://history.wikireading.ru/25930. Date of access: 07.01.2018.

32. Namitok A. Les origins des Circassiens. Paris: Library Orientaliste Paul Geuthner, 1939.

33. Mroveli L. The life of the Kartli kings. Extract information about the Abkhazians, the peoples of the North Caucasus and Dagestan. M.: Nauka, 1979.

34. Meshchaninov I. Stone statues of fish: vishaps in the Caucasus and Northern Mongolia // Notes of the Board of Orientalists. L., 1925. Vol. I.

35. Marr N.Ya. Cappadocians and their counterparts // News of the Russian Academy of the History of Material Culture. Vol. II. Petersburg, 1922.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.