Научная статья на тему 'Историко-культурное наследие святых источников Западной Сибири'

Историко-культурное наследие святых источников Западной Сибири Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
историко-культурное наследие / святые источники / культурно-религиозный ландшафт / музей / музеефикация / паломничество / туризм / historical and cultural heritage / holly springs / cultural and religious landscape / museum / museification / pilgrimage / tourism

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Труевцева Ольга Николаевна, Гибельгаус Татьяна Андреевна

Территория Западной Сибири богата природными источниками воды, но есть среди них особо ценные – святые источники, которые являются важной составной частью культурно-религиозного ландшафта региона. На основе экспедиционных и собранных материалов предпринята попытка доказательства идентификации рассмотренных святых источников в качестве объектов природного и культурного наследия. Святые источники Западной Сибири обладают качественными характеристиками комплексных объектов природного и культурного наследия. Ключевым методом идентификации святых источников выступает музеефикация, посредством которой святые источники в совокупности с сопутствующей инфраструктурой могут быть переведены в различные виды средовых музеев. В целом необходим комплексный подход к сохранению святых источников с участием государственных органов, общественности и ученых, что будет способствовать сохранению культурного наследия и развитию регионов страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical and cultural heritage of the Holy Springs of Western Siberia

The territory of Western Siberia is rich in natural water sources, but there are especially valuable among them – holy springs, which are an important part of the cultural and religious landscape of the region. The authors, based on the expedition and collected materials, attempted to prove the identification of the considered holy sources as objects of natural and cultural heritage. The holy springs of Western Siberia have qualitative characteristics of complex objects of natural and cultural heritage. The key method of identifying holy sources, according to the authors, is museification, by means of which holy sources, together with the accompanying infrastructure, can be transferred to various types of environmental museums. In general, an integrated approach to the preservation of holy springs is needed with the participation of government agencies, the public and scientists, which contributes to the preservation of cultural heritage and the development of the country’s regions.

Текст научной работы на тему «Историко-культурное наследие святых источников Западной Сибири»

УДК 27-522:556.36(571.1)

О. Н. Труевцева, Т. А. Гибельгаус

Историко-культурное наследие святых источников Западной

Сибири

Территория Западной Сибири богата природными источниками воды, но есть среди них особо ценные - святые источники, которые являются важной составной частью культурно-религиозного ландшафта региона. На основе экспедиционных и собранных материалов предпринята попытка доказательства идентификации рассмотренных святых источников в качестве объектов природного и культурного наследия. Святые источники Западной Сибири обладают качественными характеристиками комплексных объектов природного и культурного наследия. Ключевым методом идентификации святых источников выступает музеефикация, посредством которой святые источники в совокупности с сопутствующей инфраструктурой могут быть переведены в различные виды средовых музеев. В целом необходим комплексный подход к сохранению святых источников с участием государственных органов, общественности и ученых, что будет способствовать сохранению культурного наследия и развитию регионов страны.

Ключевые слова: историко-культурное наследие, святые источники, культурно-религиозный ландшафт, музей, музеефикация, паломничество, туризм

Olga N. Truevtseva, Tatyana A. Gibelgaus Historical and cultural heritage of the Holy Springs of Western Siberia

The territory of Western Siberia is rich in natural water sources, but there are especially valuable among them - holy springs, which are an important part of the cultural and religious landscape of the region. The authors, based on the expedition and collected materials, attempted to prove the identification of the considered holy sources as objects of natural and cultural heritage. The holy springs of Western Siberia have qualitative characteristics of complex objects of natural and cultural heritage. The key method of identifying holy sources, according to the authors, is museification, by means of which holy sources, together with the accompanying infrastructure, can be transferred to various types of environmental museums. In general, an integrated approach to the preservation of holy springs is needed with the participation of government agencies, the public and scientists, which contributes to the preservation of cultural heritage and the development of the country's regions.

Keywords: historical and cultural heritage, holly springs, cultural and religious landscape, museum, mu-seification, pilgrimage, tourism DOI 10.30725/2619-0303-2024-3-77-84

В настоящее время культурное наследие становится предметом обсуждения на уровне государства, разрабатывается программа сохранения наследия на долгосрочную перспективу. В число задач, которые необходимо выполнить к 2030 г., входит проведение ремонтных и реставрационных работ на тысяче объектов культурного наследия. Государство планирует привлечь общественность для разработки просветительских, образовательных, исторических, творческих проектов, на которые будет направлено более 100 млрд руб. [1]. К сожалению, святые источники, несмотря на их значимость для сохранения здоровья жителей регионов России, развития туризма и сохранения национальной идентичности, не могут рассчитывать на государственную поддержку в сохранении, изучении и популяризации. Проблема заключается в необходимости их идентифи-

кации не только как объектов природного, но и как культурного значения. Необходимо внести изменения в действующее законодательство и подготовить соответствующие научные обоснования для полного понимания интегративного значения святого источника как объекта природного, материального и нематериального наследия.

Цель статьи - продемонстрировать потенциал музеефикации святых источников на примере регионов Западной Сибири, а также обосновать статус святых источников в качестве объектов культурного наследия регионов.

С ростом религиозности общественного сознания и расширением культурно-познавательного туризма интерес к природным водным источникам, считаемыми святыми, значительно увеличился. Каждый год тысячи паломников отправляются для поклонения к святым местам.

Вокруг святых источников и родников веками складывалась богатая мифология, о целебных свойствах источников можно услышать огромное количество легенд, которые придают им особую значимость в культуре и духовной жизни людей. Эти аспекты в совокупности создают не только материальную, выражающуюся в наличии водоприемников, купелей, часовни и пр., но и духовную инфраструктуру, которая привлекает людей к святым источникам. Многие из них становятся центрами паломничества, где люди могут не только получить физическое исцеление, но и укрепить свою веру и дух.

Тем не менее охрану и уход за содержанием объектов в надлежащем порядке в лучшем случае осуществляет Русская православная церковь или музеи, на территории которых они находятся, а в большинстве они отданы на беспризорное существование.

Исследователи обратили внимание на необходимость изучения святых источников в конце XX в. В период гонений на Русскую православную церковь тема считалась закрытой. Из сибирских исследователей известны труды Е. Е. Ермаковой, Г. Д. Булгаевой, Г. В. Любимовой и др. Особое место в изучении святых источников занимает исследование Е. Е. Ермаковой. В монографии и многочисленных статьях автор на примере территории Тюменской области рассматривает почитаемые водные святыни как целостный локальный феномен через историю (появление, гонения, забвение, восстановление) и хронотоп (топография и время паломничества). Затрагивается проблема типо-логизации водных святынь и классификации источников, основанная на хронологическом, территориальном принципах, а также на степени их клерикализации [2]. В исследованиях Е. Е. Ермакова поднимает вопрос о методах и методологии исследования святых водных источников [3; 4].

Многие публикации о святых источниках сосредоточены на православной традиции и экскурсионных аспектах: Горбункова О. Г., Ткаченко И. В., Кирова Ю. И. «Исцеление святой водой» (М.: Науч. кн., 2017); Андреев М. А. «Святая вода: чудеса исцеления» (М.: Вектор, 2010) и др. В книгах и статьях, предназначенных для широкого круга читателей, сакральное и эзотерическое переплетаются, не уделяется должного внимания историко-культурному контексту. Можно также найти множество статей по экологической тематике, в которых рассматриваются гидрологические особенности и обустройство родников,

различные методы исследования химического состава воды на местности.

В современных публикациях о святых источниках часто наблюдается переплетение сакрального и эзотерического, что в итоге может привести к некоторому упрощению понимания значимости этих мест, в то время как их историко-культурное начало зачастую остается в тени. Подобный подход может затушевывать многозначность этих объектов и пренебрегать их культурной и исторической подоплекой. С другой стороны, статьи, посвященные экологическим аспектам, действительно предоставляют важную и полезную информацию. Они исследуют не только гидрологию родников, но и их биологическое разнообразие, влияние на местную экосистему, а также проблемы загрязнения и охраны окружающей среды. Эти исследования могут быть полезны для понимания ценности святых источников не только как объектов паломничества, но и как важнейших природных ресурсов (например: Зайцев В. М. «Родниковые источники как элемент традиционной культуры в природоохранной деятельности» (Валдай, 2013). Среди научно-публицистических работ обращает на себя внимание книга Д. Орехова «Святые источники России», в которой автор дает подробный анализ истории религиозного, преимущественно христианского почитания воды, а также приводит многочисленные факты, связанные с уничтожением святых источников в СССР в 1920-1930-е гг.

Наиболее актуальной для нашего исследования является работа Г. Б. Копелиович и Л. А. Павловой [5]. Статья поднимает важные проблемы, связанные с балансом между сохранением сакрального значения источников и их защитой как природных объектов, что является серьезной темой для дальнейших исследований и обсуждений.

Статья Г. Д. Булгаевой «Святые источники Алтайского края: возрождение и сохранение» [6], построенная на разножанровых работах местных авторов, воспроизводит популярную информацию о святых ключах Алтая.

Важной фигурой в исследовании исто-рико-этнографических аспектов почитаемых источников в Сибири является Г. В. Любимова. Ее работы освещают как сакральные традиции, связанные с водными ресурсами, так и культурные особенности местного населения. Любимова подробно рассматривает обряды, связанные с посещением источников, их мифологическую значимость, а также роль этих мест в жизни сообществ [7; 8].

Имеющиеся публикации различных специалистов, включая историков, этнографов, экологов и медиков, представляют собой важный ресурс для более глубокого и многогранного понимания святых источников и их значения в различных контекстах. Эти исследования могут значительно обогатить представление о том, как святые источники воспринимаются и используются в культуре и жизни современного общества.

Работы российских ученых, посвященные взаимовлиянию языческих и православных традиций, также имеют большое значение. Они могут предоставить ценную методологическую базу для изучения того, как сакральные места, такие как святые источники, служат местами пересечения различных культурных и религиозных практик. Исследования о синкретизме религий, о том, как элементы разных верований взаимодействуют и адаптируются друг к другу, могут пролить свет на многообразие ритуалов и обычаев, связанных с источниками, но вместе с тем в контексте этой статьи не рассматривались и будут служить полем для дальнейшего анализа.

Таким образом междисциплинарный подход способствует более глубокому анализу значения святых источников для различных аспектов жизни местных сообществ и их роли в сохранении традиционных культурных практик. Этот подход позволяет не только глубже исследовать святые источники, но и разработать целостные стратегии их охраны и популяризации, что важно для сохранения культурного наследия и устойчивого развития регионов.

Одним из эффективных методов сохранения объектов культурного наследия является музеефикация. Музеефикация - процесс превращения святых источников в музейные объекты для их сохранения, изучения и популяризации. Процесс музеефикации святых источников может стать ключевым элементом в сохранении их многогранной ценности и сыграть важную роль в поддержке как культурного, так и природного наследия. Этот подход позволяет не только сохранить уникальные ресурсы, но и предоставить возможность посетителям ознакомиться с духовным и историческим наследием различных культур. Музеефикация позволяет предотвратить утрату объектов, которые постоянно подвержены разрушениям.

Научные труды многих ученых - историков, искусствоведов, этнологов, культурологов, музееведов содержат теоретические обосно-

вания музеефикации, а также анализ практик сохранения объектов культурного наследия.

В рамках нашего исследования наибольший интерес вызывает монография М. Е. Каулен, в которой подробно рассмотрен ряд различных подходов к музеефи-кации с акцентом на их применение к разным видам объектов культурного наследия, включая святые источники и другие религиозные памятники [9]. Трактовки понятия и методические аспекты методов музеефикации в зарубежных средовых музеях впервые были описаны Е. Н. Мастеницей [10].

В настоящее время понятие «музеефикация» широко используется не только в музейном деле, но и в других дисциплинах как научный метод, направленный на изучение, сохранение, интерпретацию и популяризацию культурных ценностей. Дословно термин «Museumif¡catюn» переводится как «музеефицирование» [1].

В общем контексте музеефикация означает процесс превращения объектов культурного наследия или других значимых мест в музейные экспозиции или культурные пространства, где они могут быть представлены, сохранены и популяризированы для широкой аудитории. Этот процесс включает в себя как физическое обустройство объектов, так и создание образовательного, культурного и просветительского контента, который позволяет людям лучше понимать и ценить эти объекты [9, с. 10].

«Музеефикация» в современном понимании представляет собой многоступенчатый процесс, цель которого - сохранить и представить объекты историко-культурного наследия в новых контекстах, что позволяет сделать их доступными для широкой аудитории и обеспечить их долговременное сохранение [11]. Таким образом, музеефика-ция становится важным инструментом для сохранения культурного наследия, а также для его актуализации и интеграции в современную культуру [9, с. 25].

В результате музеефикации формируются различные типы ансамблевых и средовых музеев, которые отражают богатство и разнообразие культурного наследия страны.

Средовой музей представляет собой оптимальную форму сохранения и актуализации историко-культурных ландшафтов, поскольку он создает уникальную платформу для взаимодействия трех главных компонентов: природы, общества и истории [9, с. 73].

Для святых источников, которые мы рас-

сматриваем, наиболее применим средовой подход. т. е. источники в совокупности с сопутствующей инфраструктурой могут быть по средствам музеефикации переведены в различные виды средовых музеев.

Таким образом, теоретическая база по изучению музеефикации объектов культурного наследия достаточно обширна, однако на практике примеры музеефикации святых источников, имеющих свою историю, располагающих объектами материальной и нематериальной культуры, не так многочисленны, хотя в каждой республике, каждом регионе Западной Сибири имеются многочисленные источники, освященные Русской православной церковью.

На территории Западной Сибири, простирающейся от Уральских гор до русла Енисея, располагается множество святых источников - мест, которые считаются особыми и благодатными не только для верующих людей. Некоторые святые источники Западной Сибири стали популярными центрами паломничества. Рассмотрим наиболее почитаемые святые источники Западной Сибири, которые могут подлежать музеефикации как объекты природного и культурного наследия.

В Искитимском районе, примерно в 70 км от Новосибирска, находится поселок Ложок. Этот поселок известен своим святым источником, который пользуется уважением не только среди жителей Новосибирской области, но и за ее пределами. Исходя из архивных данных и воспоминаний старожилов, в 1930-е гг. здесь находился Отдельный лагерный пункт (ОЛП) № 4 штрафного лагеря «всесоюзного» значения СИБЛАГа. Среди лагерных заключенных было много священнослужителей, которые впоследствии были расстреляны, а многие погребены заживо. Спустя некоторое время на расстрельном месте забил ключ с ледяной водой, который сразу же нарекли «святым». Местные власти пытались избавиться от так называемого «святого места»: засыпали мусором, взрывали, однако источник вновь появлялся, но уже в нескольких десятках метров от прежнего места [12]. Сегодня источник обустроен, освящен, у родника сооружена купель. Паломники к святому источнику идут из многих регионов страны и даже с Республики Казахстан.

В Омской области одним из наиболее известных является Святой источник Ача-ирского Крестового женского монастыря. История этого монастыря уходит корнями

в конец XIX в., когда возникла женская православная община рядом с поселком Ачаир. По легенде, природные объекты на территории монастыря были явлены во сне местному владыке Феодосию. Сразу после освещения источника в 1993 г. по всей стране пошла слава о его чудотворных свойствах, которая подтверждалась чудесным воздействием [13]. По словам паломников, вода исцеляла практически все болезни, особенно хорошо помогала от хронических гастритов, язвенной болезни желудка, болезней печени и эндокринной системы.

В трех километрах от города Салаир в поселке Гавриловка Кемеровской области располагается известный на всю страну Святой источник Пророка Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, или, как называют его местные жители, «Гавриловский источник». Местное предание о святом источнике гласит, что вскоре после Октябрьской революции, во время Божественной литургии, которую проводили священник Рафаил и диакон Терентий, в церковь ворвались большевики, которые схватили отца Рафаила. Они зверски истязали его на глазах у верующих. Вскоре над местом гибели священника стал появляться свет, и пробился источник. Святой источник стал местом паломничества, но лишь в 1995 г. он был освящен настоятелем Сала-ирской церкви отцом Сергием. На сегодняшний день Гавриловский источник является не только местом религиозного паломничества, но и яркой туристской достопримечательностью региона. Вода в источнике никогда не замерзает. Паломники говорят о том, что вода избавляет от всех болезней.

Алтайский край славится своими святыми источниками, которые привлекают паломников и туристов. Среди них особенно популярны Святой источник святителя Николая Чудотворца в Барнауле и «Святой ключ» в селе Сорочий Лог. Эти места являются не только объектами поклонения, но и центрами духовной силы, обладающими особым мистическим очарованием для посетителей [14].

Свято-Никольский источник, освященный в честь святителя Николая Чудотворца, расположен на живописном склоне правого берега реки Барнаулки [15]. История Свято-Никольского источника окутана легендами и преданиями, которые делают это место особо значимым для верующих. Легенда, восходящая к концу XIX в. и гласящая о встрече благочестивого христианина с образом Николая Чу-

дотворца в огненном столпе и обнаружившим бьющий из земли родник, подчеркивает чудесный аспект этого явления и символизирует божественное вмешательство в жизнь человека. С момента обнаружения источник стал объектом поклонения и был освящен в честь Николая Чудотворца - Никольский [15]. После прихода советской власти располагающийся рядом монастырь был закрыт, источник разрушен, и только лишь во второй половине 1990-х гг., после признания источника историко-культурным объектом, источник вновь был возрожден. Усилиями местной православной общины на источнике была создана развитая инфраструктура: каптаж родника, оформленное камнем русло стока, купальня, часовня, костница, беседка с информационными стендами.

Особое место как в духовной, так и в культурной жизни Алтайского края занимает родник «Святой ключ» в селе Сорочий Лог. История этого места связана с трагическими событиями 1922 г., когда на его территории были захоронены крестьяне, восставшие против политики продразверстки. По преданию, после явления лика Богородицы в источнике «Святой ключ» вода стала известна своими целительными свойствами. Это событие превратило источник в важное место паломничества и духовного исцеления. Несмотря на попытки властей закрыть источник, засыпав его землей, результатов не было, наоборот, его популярность лишь возросла, что привело к возникновению скита и расцвету паломничества. Это свидетельствует о тесной связи местных жителей и верующих с природными и духовными объектами, а также о стремлении сохранить свою культурную и духовную идентичность. В настоящее время источник имеет региональный статус памятника природы [14, с. 75]. Вода из этого источника, о которой так много говорят туристы и паломники, обладает целебными свойствами, благоприятно влияющими на зрение, опорно-двигательный аппарат, а также способна излечивать «душевные болезни» и психические расстройства [16, с. 115]. С каждым годом интерес к роднику «Святой ключ» только растет, и он остается важным культурным и духовным объектом в Алтайском крае.

Горный Алтай - место, где сливаются небеса и земля, источники великой духовности и мудрости. Территория Республики Алтай (Горного Алтая) богата сакральными местами. Алтайцы наделяют сакральным разные природные объекты - горы, скалы,

реки, озера, не исключением стали и источники, называемые местным населением аржан суу. Слово «аржаан» или «аршан» употребляется в культуре многих народов Центральной Азии для обозначения священной или целебной воды. Священные источники этого удивительного региона пронизаны духом древних обрядов и легенд, окутанных тайной и мистикой.

Чаган-Узунский источник представляет собой уникальную природную и культурную достопримечательность. Его расположение на высоте 1750 м в окружении живописных гор делает его особенно привлекательным для паломников и туристов. Чистота и прозрачность воды, а также ее целебные свойства делают источник популярным местом для тех, кто ищет как физического, так и духовного исцеления. Легенда рассказывает о чудесных свойствах источника, связанных с историей охотника по имени Адучы. Внезапно потеряв зрение в 18 лет, он был приведен своими детьми к этому источнику. Здесь, читая молитвы и желая благополучия, Адучы стал свидетелем удивительного происшествия: источник, обычно изливающий воду, внезапно начал струить молоко. Когда Адучы омылся чудодейственной водой, его зрение вернулось, наполнив его сердце благодарностью и удивлением. Таким образом источник стал символом надежды, объединяющим людей в их стремлении к исцелению [17, с. 59].

Республика Тыва с ее уникальной природой, расположенной в пределах Алтае-Саянского экорегиона, поражает своими первозданными ландшафтами. Природа Республики уникальна и занимает одно из лидирующих мест в экологическом плане, обладая разнообразием природных богатств. Особенно выделяются аржааны - природные источники с целебными свойствами. Аржааны имеются на территории почти всех кожу-унов (районов) Тывы. В настоящее время известно более 100 святых источников, каждый из которых имеет свою специфику [18]. Культ аржаанов, или священных источников, имеет глубокие исторические корни и представляет собой интересный пример синкретизма в религиозных практиках.

Как подчеркивают Тувинские исследователи святых источников, в Республике в масштабном плане сохраняется так называемое аржааннаар или аржаанное лечение - массовое стихийное лечение на аржанах. Ежегодно с середины июля по вторую половину августа (время «созревания» аржаанов) тысячи

тувинцев отправляются на аржааны, чтобы поправить свое здоровье по принципам древней народной медицины тувинцев [19].

Аржаан «Кундустуг» - один из самых известных лечебных источников в Тыве, обладающий особым очарованием благодаря своей уникальной природе и легендам о бобрах. Открытие этого источника относится к периоду Тюркского каганата (М^Ш вв.). В тувинских легендах и мифах рассказывается, что люди узнали о нем благодаря бобрам, которые приходили на источник за водой. Источник Кундустуг благоустроен, выходы воды, которых насчитывается более 20, каптированы, сделаны удобные лестницы и скамейки.

Аржаан Чойган - это один из самых известных и в то же время труднодоступных целебных источников Тувы. Этот природный аржаанный комплекс, известный как «Чой-ганские минеральные воды», обладает разнообразием исцеляющих свойств. Здесь можно найти не только минеральные источники, но и уникальные геофизические особенности местности, а также биологически активные компоненты, такие как фитонциды, содержащиеся в воздухе в окрестностях реликтового пихтового леса [19]. На площади примерно 28 га комплекс природных артезианских источников «Чойганские минеральные воды» располагает 33 родниками разнообразной геоморфологии, температуры и химического состава. Ежегодно сотни людей приезжают сюда, чтобы насладиться естественным лечением и отдохнуть, принимая водные ванны в родниковых источниках.

Бурятия, называемая краем «тысячи нарзанов», как и многие другие регионы Западной Сибири, богата природными источниками воды - святыми источниками. На территории Республики насчитывается свыше 360 источников, называемых здесь «аршанами» (что в переводе с бурятского значит «целебная вода») [20]. Бурятские целебные источники действительно имеют особое значение для местных жителей, и их святость пронизана многими аспектами культуры и традиций. Они не просто природные образования, но и важные символы духовной жизни бурятского народа.

Наиболее популярным в Бурятии и за ее пределами является комплекс минеральных источников Ута-Булаг. История источника Ута-Булаг теряется в глубине веков. Он был открыт кочевниками, которые пасли скот в этих краях. Со временем выяснилось, что источники могут являться не только местом

питьевой воды, но и помогают в лечении многих заболеваний - кожных и суставных болезней, внутренних органов и др. Популярность источнику приносит еще и тот факт, что в конце XIX - начале XX в. здесь жил, занимался практиками и собирал травы величайший из буддийских подвижников, глава буддистской общины Восточной Сибири Пандито Хамбо Лама XII Даши-Доржо Итигэлов. Поэтому ежегодно тысячи паломников со всех регионов России приходят к месту силы, которое использовал сам перерожденный Пандито Хамбо Лама.

Экспедиционные исследования святых источников на территории Алтайского края1, предпринятые учеными и аспирантами Алтайского государственного педагогического университета, а также теоретическое изучение святых источников Западной Сибири показали, что на этой территории располагается значительное количество святых источников, которые, к большому сожалению, не всегда обследованы. В Алтайском крае имеется всего лишь один официальный памятник природы (Святой источник в Сорочьем Логу) и один памятник истории и природы краевого значения (Никольский источник), что может свидетельствовать о недостаточной защите и охране других источников, обладающих не меньшей ценностью. Как правило, источники, не имеющие официального статуса, сохраняются силами православных общин и муниципальных органов власти. Ситуация, когда лишь немногие источники имеют официальный статус, может приводить к разрушению источников или заброшенности, особенно при отсутствии внимательного отношения со стороны властей и местных сообществ. Это также открывает возможность для активистов, ученых и жителей региона объединить усилия в целях защиты и популяризации этих уникальных природных объектов.

Ежегодно с ростом потока религиозных туристов и паломников к святым источникам возрастает антропогенная нагрузка на эти места. Это может привести к ряду негативных последствий, таких как загрязнение воды, уничтожение природной среды, деградация инфраструктуры, а у большинства источников в силу комплекса причин и вовсе отсутствует какая-либо инфраструктура, в том числе и инфор-

1 Проект «Родники нашей памяти», реализованный преподавателями и студентами ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» при поддержке гранта Министерства образования и науки РФ, № 20-09-00143.

мационная. Отсутствие информационной инфраструктуры возле святых источников может способствовать распространению мифов, легенд и различных недостоверных интерпретаций их происхождения и целебных свойств. Это снижает познавательную ценность таких мест как туристических объектов и может привести к тому, что паломничество станет менее осознанным и более поверхностным.

Таким образом, объем проблем, связанных с сохранением и пользованием святых источников, приводит к выводу, что необходим комплексный подход, включающий сотрудничество государственных органов и инициативных общин, а также правовую защиту источников, который сможет помочь в обеспечении сохранности и благоустройства источников. А для того, чтобы комплексный подход качественно работал, святые источники должны быть идентифицированы как комплексные объекты природного и культурного наследия.

Проанализировав святые источники Западной Сибири, можно выявить, что множество из них обладает качественными характеристиками комплексных объектов природного и культурного наследия. Музе-ефикация в этом случае становится ключевым методом идентификации и сохранения святых источников как объектов природного и культурного наследия. Святые источники имеют полное право на государственную регистрацию и поддержку, нужно только приложить усилия органов региональной власти, ученых, общественности.

Признание святых источников объектами природного и культурного наследия будет способствовать не только сохранению их природных и культурных ценностей, но и развитию туризма, экономики региона и укреплению идентичности местных сообществ. Важно, чтобы этот процесс осуществлялся с учетом мнения местных жителей и уважал традиции и обычаи.

Список литературы

1. Словарь актуальных музейных терминов // Музей. Москва, 2009. № 5. С. 55.

2. Ермакова Е. Е. Почитаемые водные источники в сакральном ландшафте Тюменской области: монография / [отв. ред. В. И. Харитонова]. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2018. 350 с.

3. Ермакова Е. Е. Исцеление водой: почитаемые источники юга Тюменской области // Вестник Тюменского государственного университета. Сер. История. 2011. № 2. С. 27-32.

4. Ермакова Е. Е. Почитаемые водные источники Тюменской области: итоги и платформа исследования // Этнографическое обозрение. 2019. № 6. С. 92-137.

5. Копелиович Г. Б., Павлова Л. А. Сакральное и официальное: вопросы этичности признания сакральных источников официальными местами лечения // Курортная база и природные лечебно-оздоровительные местности Тувы и сопредельных регионов. 2013. № 1. С. 103-105.

6. Булгаева Г. Д. Святые источники Алтайского края: возрождение и сохранение // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2017. № 3 (32). С. 73-75.

7. Любимова Г. В. Предания о происхождении святых источников: опыт классификации // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2008. Т. 14: Материалы Годовой сессии Института археологии и этнографии СО РАН. 2008 г. С. 326-329.

8. Любимова Г. В. К вопросу о формах материального воплощения народной исторической памяти: феномен святых мест (на материалах истории Сибири) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2012. Т. 18: Материалы Итоговой сессии Института археологии и этнографии СО РАН, 2012 г. С. 362-365.

9. Каулен М. Е. Музеефикация историко-культурного наследия России. Москва: Этерна, 2012. 430 с.

10. Мастеница Е. Н. Музеефикация городской среды: подходы и методы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2013. № 10, ч. 1. С. 137-141.

11. Глушкова П. В., Родионов С. Г. Музеефикация архитектурного наследия шорцев // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 38. С. 61-67.

12. Кокоулин Д. По святым местам земли Новосибирской // Новосибирская митрополия Русской Православной Церкви: офиц. сайт. URL: 1тИрБ://пБкт1. ги/еБТ1/аг^с1еБ/4234/ (дата обращения: 07.09.2024).

13. Ачаирский женский монастырь // Туристер.ру: сайт. https://www.tourister.ru/world/europe/russia/ city/oтsk/teтples/28414 (дата обращения: 07.09.2024).

14. Памятники природы Алтайского края / М. М. Силантьева и др.; отв. ред.: М. М. Силантьева, А. Н. Дубров. Барнаул: [б. и.], 2011. 121 с.

15. Гибельгаус Т. А. Туристско-рекреационный потенциал сакральных источников Алтайского края // Музей и наука: к 45-летию музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемер. гос. ун-та, к 300-летию Кузбасса: материалы междунар. науч. конф., Кемерово, 11 нояб. 2021 г. Кемерово: Кемер. гос. ун-т, 2022. С. 17-19.

16. Строчков П. И., Строчков И. П., Рассыпнов В. А. Сорочий Лог: история села. Барнаул: Барнаул. гос. пед. ун-т, 2001. 214 с.

17. Природно-культовые объекты и археологические памятники Республики Алтай / Э. В. Екеева и др. Горно-Алтайск: Науч.-исслед. ин-т алтаистики им. С. С. Суразакова, 2015. 232 с.

18. Маадыр М. С. Аржааны Тувы в контексте развития туристско-рекреационных зон // Новые исследования Тувы. 2013. № 4. URL: http://www.tuva.asia/journal/ issue_20/6733-maadyr.html (дата обращения: 07.09.2024).

19. Аракчаа К. Д., Кужугет К. С. Природные водные лечебные ресурсы Республики Тыва: состояние и перспективы исследований // Курортная база и природные лечебно-оздоровительные местности Тувы и сопредельных регионов. 2013. № 1. С. 8-15.

20. Карбаинова О. Б., Лубсанцыренова Р. А. Природные целебные источники Республики Бурятия и их туристско-рекреационный потенциал // Устойчивое развитие технологии сервиса: материалы V Междунар. студен. науч.-практ. конф., Улан-Удэ, 13-15 июня 2016 г. Улан-Удэ: Вост.-Сиб. гос. ун-т технологий и управления, 2016. С. 52-56.

References

1. Dictionary of dii-rent museum terms. Museum. Moscow, 2009. 5. 55 (in Russ.).

2. Ermakova E. E.; Kharitonov V. I. (ed.). Revered water sources in the sacred landscape of the Tyumen region: monograph. Tyumen: Tyumen State Univ. Press, 2018. 350 (in Russ.).

3. Ermakova E. E. Healing with water: revered springs of the south of the Tyumen region. Bulletin of the Tyumen state university. Series:History. 2011. 2, 27-32 (in Russ.).

4. Ermakova E. E. Revered water sources of the Tyumen region: results and research platform. Ethnographic review. 2019. 6, 92-137 (in Russ.).

5. Kopeliovich G. B., Pavlova L. A. Sacred and official: issues of the ethics of recognizing sacred springs as official places of treatment. Resort base and natural health-improving areas of Tuva and adjacent regions. 2013. 1, 103-105 (in Russ.).

6. Bulgaeva G. D. Holy springs of the Altai territory: revival and preservation. Bulletin of the Altai state pedagogical university. 2017. 3 (32), 73-75 (in Russ.).

7. Lyubimova G. V. Legends about the origin of holy springs: an attempt at classification. Problems of archeology, ethnography, anthropology of Siberia and adjacent territories. Novosibirsk, 2008. 14: Proceedings of the Annual Session of the Institute of Archaeology and Ethnography SB RAS. 2008, 326-329 (in Russ.).

8. Lyubimova G. V. On the question of the forms of material embodiment of national historical memory: the phenomenon of holy places (based on the materials of

the history of Siberia). Problems of archeology, ethnography, anthropology of Siberia and adjacent territories. Novosibirsk, 2012. 18: Proceedings of the final session of the Institute of archaeology and ethnography SB RAS, 2012, 362-365 (in Russ.).

9. Kaulen M. E. Museification of the historical and cultural heritage of Russia. Moscow: Eterna, 2012. 430 (in Russ.).

10. Mastenitsa E. N. Museification of the urban environment: approaches and methods. Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art criticism. Theoretical and practical issues. Tambov, 2013. 10 (1), 137-141 (in Russ.).

11. Glushkova P. V., Rodionov S. G. Museification of the architectural heritage of shorts. Bulletin of the Kemerovo state university of culture and arts. 2017. 38, 61-67 (in Russ.).

12. Kokoulin D. To the holy places of the Novosibirsk land. Novosibirsk Metropolitanate of the Russian Orthodox Church: offic. website. URL: https://nskmi.ru/esmi/ar-ticles/4234/ (accessed: Sept.07.2024) (in Russ.).

13. Achairsky convent. Tourister.ru: website. URL: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/omsk/ temples/28414/ (accessed: Sept.07.2024) (in Russ.).

14. Silantyeva M. M., et al.; Silantyeva M. M. (resp. ed.), Dubrov A. N. (resp. ed.). Natural monuments of the Altai territory. Barnaul: [b. i.], 2011. 121 (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Gibelgaus T. A. Tourist and recreational potential of sacred springs of the Altai territory. Museum and science: to the 45th anniversary of the museum "Archaeology, ethnography and ecology of Siberia"Kemerov state univ., to the 300th anniversary of Kuzbass: materials of the intern. sci. conf., Kemerovo, Nov. 11. 2021. Kemerovo: Kemerov state univ., 2022. 17-19 (in Russ.).

16. Strochkov P. I., Strochkov I. P., Rassypnov V. A. Sorochiy Log: history of the village. Barnaul: Barnaul state pedagogical univ., 2001. 214 (in Russ.).

17. Ekeeva E. V., et al. Natural religious objects and archaeological monuments of the Altai Republic. Gorno-Altaisk: Sci. research. Inst. of Altaistics named after S. S. Surazakova, 2015. 232 (in Russ.).

18. Maadyr M. S. Arzhaans of Tuva in the context of the development of tourist and recreational zones. New studies of Tuva. 2013. 4. URL: http://www.tuva.asia/journal/ issue_20/6733-maadyr.html (accessed: Sept.07.2024) (in Russ.).

19. Arakchaa K. D., Kuzhuget K. S. Natural water healing resources of the Republic of Tuva: status and research prospects. Resort base and natural health-improving areas of Tuva and adjacent regions. 2013. 1, 8-15 (in Russ.).

20. Karbainova O. B., Lubsantsyrenova R. A. Natural healing springs of the Republic of Buryatia and their tourist and recreational potential. Sustainable development of service technology: Proc. ofthe V Intern. student research and practical conf., Ulan-Ude, June 13-15, 2016. Ulan-Ude: East Siberia State Univ. ofTechnology and Management, 2016. 52-56 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.