Научная статья на тему 'Историко-героическое в исследовательском ракурсе'

Историко-героическое в исследовательском ракурсе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
121
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ДУХОВНЫЙ ОПЫТ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / HISTORY / SPIRITUAL EXPERIENCES / NATIONAL SYMBOLS / PATRIOTIC EDUCATION / MUSICAL ARTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Умнова Ирина Геннадьевна

В статье обзорно представлена работа участников Межрегионального круглого стола, обсуждавших вопросы значимости исторического наследия и героической образности для воспитания патриотизма у молодых музыкантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Умнова Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL PERSPECTIVE RESEARCH HEROIC IN

The article’s survey presents work of the participants of inter-regional roundtable discussing the issues of heritage significance and the heroic imagery of patriotism for the education of young musicians.

Текст научной работы на тему «Историко-героическое в исследовательском ракурсе»

2. Насонов А. А. XIII Иоанновские образовательные чтения в Кемеровском государственном университете культуры и искусств // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. - 2011. - № 17-2. - С. 248-249.

3. Егле Л. Ю. Межрегиональная научно-практическая студенческая конференция «Культура и искусство: поиски и открытия» // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. - 2010. - №10. - С. 157-159.

УДК 7

И. Г. Умнова

ИСТОРИКО-ГЕРОИЧЕСКОЕ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ РАКУРСЕ

Межрегиональный круглый стол «Историко-героическое

в отечественной музыкальной культуре» в Кемеровском государственном университете культуры и искусств

В статье обзорно представлена работа участников Межрегионального круглого стола, обсуждавших вопросы значимости исторического наследия и героической образности для воспитания патриотизма у молодых музыкантов.

Ключевые слова: история, духовный опыт, национальные символы, патриотическое воспитание, музыкальное искусство.

I. G. Umnova

HISTORICAL PERSPECTIVE RESEARCH HEROIC IN

Inter-regional round table on “History and the Heroic in the national musical culture” in the Kemerovo State University of Culture and Arts

The article’s survey presents work of the participants of inter-regional roundtable discussing the issues of heritage significance and the heroic imagery of patriotism for the education of young musicians.

Keywords: history, spiritual experiences, national symbols, patriotic education, musical arts.

Необходимость возрождения вечных нравственных ориентиров в сложной культурной среде России очевидна. Прошли годы безвременья, и проблема сохранения духовного опыта, накопленного нашими соотечественниками, задача патриотического воспитания средствами музыкального искусства нуждаются в корректировке. Их решение необходимо и для разработки современной концепции подготовки профессионального музыканта. Предметом гордости любого народа всегда являются великие исторические события, а 2012 г. отмечен несколькими важнейшими датами Российской истории:

1150-летие зарождения российской государственности; 770-летие легендарной победы русских воинов во главе с Александром Невским на Чудском озере; 400-летие освобождения Москвы народным ополчением под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского; 200-летие победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г. Возможно, есть некая предопределенность в том, что в День славянской письменности и культуры, в общий для государства и православной церкви праздник, который ежегодно отмечается 24 мая, на базе ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культу-

ры и искусств» в рамках Второго открытого международного Пасхального фестиваля музыкальной культуры «Хоровое Вече Сибири» по инициативе кафедры теории и истории искусств института музыки состоялся Межрегиональный круглый стол «Историкогероическое в отечественной музыкальной культуре».

В работе круглого стола приняли очное и заочное участие более 60-ти человек: представители администрации КемГУКИ, ведущие ученые-искусствоведы из вузов Астаны (Казахстан) и Екатеринбурга, Новосибирска и Красноярска, преподаватели и студенты института музыки, директора и преподаватели школ искусств, представители общественности. Межрегиональный круглый стол был организован в целях обмена мнениями философов и культурологов, педагогов и искусствоведов, филологов и богословов по проблемам воспитания духовности и патриотизма у талантливых молодых людей. Заглавным оказался вопрос о содержательном аспекте педагогических ресурсов, способных обеспечить повышение уровня мотивации у будущих профессиональных музыкантов к постижению духовных ценностей музыкальной культуры России и региона. Общий интерес привлекло обсуждение тезиса о том, что не только многовековые традиции или современная социокультурная среда влияют на личность музыканта, но и творчество композиторов-современников, композиторов, живущих в различных регионах Сибири.

В адрес участников круглого стола прозвучали приветственные слова заместителя губернатора Кемеровской области по вопросам образования, культуры и спорта, доктора исторических наук, профессора В. А. Волчека; Преосвященнейшего Аристарха, управляющего Кемеровской и Новокузнецкой епархией РПЦ; ректора КемГУКИ, доктора педагогических наук, профессора Е. Л. Кудриной; проректора по научной и инновационной деятельности КемГУКИ, кандидата филологических наук, доцента А. В. Шункова. В рамках

протокола Круглого стола состоялась встреча проректора по научной и инновационной деятельности КемГУКИ А. В. Шункова и проректора по научной и творческой работе Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки, кандидата искусствоведения, доцента кафедры истории музыки О. А. Светловой. Обсуждались вопросы дальнейшего сотрудничества, совместной разработки новых эффективных моделей и механизмов научно-исследовательской деятельности, направленных на развитие региональной концепции профессионального музыкального образования.

Участниками Межрегионального круглого стола обсуждались следующие проблемы:

- национальные исторические и культурные символы России;

- национальные проекты и идеи в музыкальном искусстве;

- значение народных традиций и культурного наследия для историко-героической образности музыкальных произведений;

- традиции и новации в воплощении историко-героического содержания в отечественной музыкальной культуре;

- историко-героическая образность в творчестве отечественных композиторов;

- духовно-нравственные проблемы музыкального воспитания и образования.

- историко-героическое содержание отечественных музыкальных произведений в условиях глобализации и социальной модернизации.

В открывшем работу круглого стола докладе кандидата педагогических наук, доцента кафедры теории и истории искусств КемГУКИ О. В. Сокол «Музыкальные символы России» анализировались русская народная песня и колокольные звоны в качестве своеобразных отечественных музыкальных символов. Докладчик предложил провести соподчинение понятий «символ» и «знак», указала на красоту, оригинальность, художественную ценность рассматриваемых явлений, их взаимосвязь с русским национальным

характером и менталитетом. Свое понимание проблематики круглого стола старший преподаватель кафедры оркестрового инструментального исполнительства КемГУКИ Н. Г. Протасова интерпретировала как «Взгляд на историко-героическое в отечественной музыке последней трети ХХ -начала XXI веков». Педагогом был обозначен круг произведений, связанных с исторической и героической образностью. Т. И. Мороз, кандидат философских наук, доцент кафедры теории и истории искусств КемГУКИ, в выступлении на тему «“Метафизика сердца” в русской музыкальной культуре» размышляла о глубинных духовно-нравственных пластах, заложенных в музыкальном искусстве.

Доклад доктора искусствоведения, доцента Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки С. Г. Тосина, посвященный теме «Звоннич-ный инструментарий на современном этапе развития русской колокольно-звонной традиции», был направлен на рассмотрение одного из основных музыкально-инструментоведческих вопросов кампа-нологии, связанного с количественным и качественным составом современных звон-ничных подборов. Была предложена их типизация, а также выделен главный принцип формирования колокольного арсенала ныне действующих звонниц. Автор доклада представил материалы, собранные им в течение последних 15 лет полевых исследований в различных регионах России, включая Сибирь и Дальний Восток. В докладе кандидата искусствоведения, преподавателя Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки А. П. Недо-спасовой «Как царь Петр «швецкими га-боями» под Полтавой взятыми Отечеству пользу учинил» сообщалось о полковых музыкантах армии Карла XII, их судьбах после событий Полтавской битвы 1709 г. Проанализированные сохранившиеся материалы о профессиональной деятельности пленни-

ков-оркестрантов зафиксировали представления о бытовании инструментальной музыки в России в петровскую эпоху, прояснили обстоятельства интенсивного развития инструментального музицирования в Тобольске в XVIII столетии.

Пр облемы, связанные с выпавшим в ХХ в. на долю русской художественной интеллигенции уникальным жизненным опытом, освещались в докладе доктора искусствоведения, профессора Уральской государственной консерватории Б. Б. Бородина. «Потерянный рай: образ России в русской зарубежной культуре» - заявленный ракурс в ретроспективе охарактеризовал тот драматичный период, когда уделом одних стал «горький хлеб изгнания», а участью других - противодействие жесточайшему идеологическому прессу или нравственная деградация и физическое уничтожение. Не менее конфликтным страницам отечественной истории был посвящен доклад кандидата искусствоведения, доцента кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки О. А. Светловой «Историко-героическое содержание жития и службы старообрядческому святому (на примере текстов святителю Павлу Коломенскому)». Научную характеристику получило особое отражение времени в житии и каноне старообрядческому святителю Павлу Коломенскому, где на анфиладном выстраивании различных пространственновременных координат образовался агиографический хронотоп. Агиографическими текстами описаны реальные эпизоды жизни, деяний, чудес святого, события, происходившие в конкретный временной промежуток.

О. В. Гусева, кандидат культурологии, доцент кафедры теории и истории искусств КемГУКИ в докладе «Историко-патриотическая тема в концертной жизни Кузбасса» сообщила о наиболее часто исполняемых музыкальными коллективами города Кемерово произведениях, отличающихся историко-

патриотической темой. Среди них шедевры - «Торжественная увертюра 1812 год» П. И. Чайковского, кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский, Седьмая симфония Д. Д. Шостаковича, а также сочинение современного кемеровского композитора

В. В. Шергова «Тяжинские фрески».

Проблема художественного воплощения исторических идей и героической образности получила развитие в ряде докладов участников из разных регионов. Так, в докладе «Трагические страницы истории России в хоровой музыке Р. Щедрина» внимание кандидата искусствоведения, заведующей кафедрой оркестрового инструментального исполнительства О. В. Синельниковой было сконцентрировано не только на обзоре драматичных страниц отечественной истории, получившей отражение в разных жанрах у маститого композитора современности. Фрагменты жизни родных и близких, испытавших сложности переломных моментов, повлияли на творчество музыканта. Органичность синтеза исторически устоявшегося и нового, несущего в себе авторски-субъективное содержание, рассматривалось в докладе кандидата искусствоведения, доцента, заведующей кафедрой теории и истории искусств КемГУКИ И. Г. Умновой «Путь к “Русскому Ренессансу” Сергея Слонимского». Отмечалось, что содержание произведений крупнейшего композитора современности заставляет соотечественников задуматься над тем, как соотнести жизнь и деяния героев прошлого с собственным опытом.

Тема доклада «Духовно-нравственная проблематика творчества Георгия Иванова в свете развития отечественной музыкальной культуры 1970-1990 гг.» кандидата искусствоведения, доцента Новосибирской государственной консерватории А. С. Молчанова позволила охарактеризовать особенности творчества самобытного сибирского музыканта, а также проанализировать общественную социокультурную обстановку того

времени. Внимание доктора искусствоведения, профессора, заведующей кафедрой истории музыки Красноярской государственной академии музыки и театра Л. В. Гавриловой в докладе «Историко-героическая тема в творчестве композитора Владимира Примака» было сосредоточено на музыкальных сочинениях молодого композитора, написанных в 2010-м и 2012-м гг., исполнение которых на сцене Красноярской краевой филармонии имело широкий общественный резонанс. История создания, идея и особенности ее драматургического, композиционного воплощения в хоровом произведении получили характеристику в докладе преподавателя кафедры теории и истории искусств КемГУКИ Н. В. Медведевой «Патриотическая образность кантаты “У обелиска”

С. Б. Толстокулакова». Примечательно, что автор сочинения - композитор из города Новокузнецка С. Б. Толстокулаков - присутствовал среди участников круглого стола. А в исполнении многочастного произведения принимал участие и хор «Академия» института музыки Кемеровского государственного университета культуры и искусств.

Подготовленное кандидатом искусствоведения, профессором кафедры струнных инструментов Казахского национального университета искусств (Астана, Казахстан) Д. Ж. Жумабековой сообщение «Историкогероические образы скрипичного творчества Капана Мусина» акцентировало внимание на творчестве одного из основоположников казахской профессиональной музыки. Ученый обратил внимание на тот факт, что в раскрытии художественно-образного содержания скрипичных произведений К. Мусина, созданных в 40-е годы прошлого века, большая роль принадлежит известным исполнителям Казахстана.

Сибирские национальные композиторские школы, развивающиеся с конца 1930-х гг. ХХ столетия до настоящего времени, были охарактеризованы в докладе кандидата искусствоведения, доцента Ново-

сибирской государственной консерватории

Л. Л. Пыльневой «Национальные бурятские, тувинские и якутские героические образы в творчестве композиторов». Музыковед рассмотрела процесс формирования системы профессионального музыкального языка в бурятской, тувинской, якутской культурах.

Новый ракурс в обсуждении вопросов круглого стола задал доклад кандидата искусствоведения, доцента, заведующей кафедрой музыкального образования и просвещения Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки

Л. П. Робустовой «Музыкальное искусство и педагогика на перекрестке культуротворческих и нравственно-этических проблем: история и современность». Музыкальное искусство и педагогика были охарактеризованы как явления культуротворческого и нравственно-этического смысла, был определен статус их существования в контексте современной отечественной истории. Вопросам патриотического воспитания был посвящен и доклад-презентация педагога дополнительного образования МБОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Междуре-ченска Кемеровской области Е. В. Медведевой «Профильная смена “Великой Победе посвящаем наше творчество” как средство духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения (из опыта вокальной студии «Касталия»). Информация о креативных формах воспитания патриотического чувства у талантливых детей была проиллюстрирована большим числом оригинальных фотографий и содержала мнения и высказывания детей.

В резолюции, принятой участниками Межрегионального круглого стола, подчеркивалась важность системы духовнонравственного воспитания средствами музыкального искусства, а также необходимость корректировки и выработки современной концепции подготовки профессионального музыканта. Важным пунктом стало общее

решение совершенствовать музыкальное образование в Сибирском Федеральном округе. В этой связи необходимыми стали следующие положения резолюции:

1) актуализировать разработку теоретико-методологических основ патриотического воспитания будущих профессиональных музыкантов;

2) активизировать совместный поиск, разработку новых эффективных моделей и механизмов сотрудничества учреждений музыкального образования различных ведомств, направленных на развитие региональной концепции многоуровневого музыкального образования в Сибири;

3) проводить раз в четыре года Круглый стол, в работе которого преподаватели обсуждали бы содержательные аспекты, а также инновационные формы и методы регионального музыкального образования;

4) в целях сохранения и развития духовно-нравственных ценностей, присущих российской многонациональной культуре, осуществлять разработку и реализацию концертно-просветительских программ по освоению творчества современных композиторов, работающих в регионах;

5) направить обращение в адрес руководителей административных и образовательных систем с предложениями по оптимизации научных исследований творчества региональных музыкантов.

В рамках протокола круглого стола состоялась встреча проректора по научной и инновационной деятельности КемГУКИ А. В. Шункова и проректора по научной и творческой работе Новосибирской государственной консерватории О. А. Светловой. Обсуждались вопросы дальнейшего сотрудничества, совместной разработки новых эффективных моделей и механизмов научно-исследовательской деятельности, направленных на развитие региональной концепции профессионального музыкального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.