Научная статья на тему 'Историко-героические образы скрипичного творчества Капана Мусина'

Историко-героические образы скрипичного творчества Капана Мусина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1236
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКРИПКА / КОМПОЗИТОР / КАЗАХСКАЯ МУЗЫКА / VIOLIN / COMPOSER / KAZAKH MUSIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жумабекова Дана Жунусбековна

Статья посвящена историко-героическим образам камерно-инструментального творчества Капана Мусина, известного композитора Казахстана ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORIC HEROIC IMAGES OF VIOLIN CREATIVITY OF KAPAN MUSIN

The article deals with the historic heroic images of chamber-instrumental creativity of Kapan Musin, Kazakhstan's famous composer of the XXth century.

Текст научной работы на тему «Историко-героические образы скрипичного творчества Капана Мусина»

3. Скребкова-Филатова М. С. Фактура в музыке. - М.: Музыка, 1985. - 285 с.

4. Скребков С. С. Полифонический анализ. - М., 1940.

5. Скребков С. С. Учебник полифонии. - 4-е изд. - М., 1982.

6. Христов Д. Теоретические основы мелодики. - М.: Музыка, 1980. - 256 с.

7. Schenk P. Allgemeine Musiklehre. - Leipzig, 1956.

8. Sydow A. Das Leid, Ursprung, Wesen und Wandel. - Gottingen, 1962.

Literatura

1. Kurt Je. Osnovy linearnogo kontrapunkta. - M., 1931.

2. Lebedeva E. A. Puti uluchshenija staticheskih i dinamicheskih harakteristik klavishnyh mehanizmov pianino // Sovershenstvovanie proizvodstva muzykal'nyh instrumentov: sb. tr. NliKTIMP. - M., 1980. -

S. 4-49.

3. Skrebkova-Filatova M. S. Faktura v muzyke. - M.: Muzyka, 1985. - 285 s.

4. Skrebkov S. S. Polifonicheskij analiz. - M., 1940.

5. Skrebkov S. S. Uchebnik polifonii. - 4-e izd. - M., 1982.

6. Hristov D. Teoreticheskie osnovy melodiki. - M.: Muzyka, 1980. - 256 s.

7. Schenk P. Allgemeine Musiklehre. - Leipzig, 1956.

8. Sydow A. Das Leid, Ursprung, Wesen und Wandel. - Gottingen, 1962.

УДК 78

Д. Ж. Жумабекова

ИСТОРИКО-ГЕРОИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ СКРИПИЧНОГО ТВОРЧЕСТВА КАПАНА МУСИНА

Статья посвящена историко-героическим образам камерно-инструментального творчества Капана Мусина, известного композитора Казахстана ХХ века.

Ключевые слова: скрипка, композитор, казахская музыка.

D. J. Zhumabekova

HISTORIC HEROIC IMAGES OF VIOLIN CREATIVITY OF KAPAN MUSIN

The article deals with the historic heroic images of chamber-instrumental creativity of Kapan Musin, Kazakhstan's famous composer of the XXth century.

Keywords: violin, composer, Kazakh music.

С провозглашением независимости

Казахстана открывается новый этап в развитии национальной культуры народа, связанный с возрождением его историкокультурных и духовных ценностей. Развитие культуры и искусства независимого Казахстана - это сложный процесс, в котором. с одной стороны, прослеживается эволюция ранее накопленных тенденций. а. с другой.

раскрываются новые проявления, во многом определившиеся всем течением современной жизни. Культура и искусство Республики Казахстан вступило в новую фазу своего развития. Один из важнейших результатов процесса - это формирование национального видения с четко выраженной стилистикой. своими особенностями музыкального языка. своим кругом социально-значимых тем. Яр-

ким примером, подтверждающим вышесказанное, является творчество Капана Мусина.

Заслуженный деятель искусств Республики Казахстан, композитор Капан Мусин является одним из основоположников казахской профессиональной музыки. С детства он воспитывался в атмосфере большой любви к музыкально-поэтическим традициям казахского народа. С огромным вниманием Капан слушал казахские лирические песни, кюи, айтысы в исполнении известных музыкантов, в особенности, своей матери - народной поэтессы Халимы Утегалиевой. Первоначальное образование К. Мусин получил в музыкально-драматическом техникуме. Он занимался по классу скрипки у И. Л. Рык, а позднее - у И. А. Лесмана, ассистента профессора Санкт-Петербургской консерватории Л. С. Ауэра. В годы учебы всесторонне раскрываются яркие способности талантливого юноши. Заслуженный артист Республики Казахстан, профессор И. Коган писал: «Ка-пан успешно выступает в концертах, интересуется дирижерским и хоровым искусством, увлекается композицией... Он играл мягко, грациозно. Руки скрипача были сильны, но гибки и эластичны. На концертной эстраде он был сосредоточенным и “спокойным”» [4, с. 4].

К. Мусин написал пьесу «Прелюдия» для скрипки и фортепиано (1942), «Фантастическую поэму» для скрипки и фортепиано (1945), Сонату для скрипки и фортепиано, посвященную генералу И. Панфилову (1946), два струнных квартета (1949, 1954), Поэму для скрипки и камерного оркестра (1966).

Преломление здесь приемов инструментальной культуры европейской традиции соединены у композитора с подлинно мелодическим даром. Героическая поступь входит в тематику произведений в блеске фанфар, твердости маршевых ритмов.

В 1940 году, в период обучения в Московской государственной консерватории име-

ни П. И. Чайковского в классе профессора

Е. К. Голубева, К. Мусин написал Фантазии для скрипки. Сам композитор вспоминал: «Бесконечно переделывал отдельные фразы, созвучия, интонационные изгибы мелодии и почти все написанное безжалостно уничтожал» [4, с. 7].

В военные годы некоторые композиторы республики продолжают метод цитирования подлинно народных мелодий, а другие - создают оригинальные произведения с опорой на интонационно-ладовые, ритмические особенности музыкального фольклора. «В этот период получает развитие жанр миниатюры, в котором художественный образ раскрывается во всей своей глубине и выразительности. Этот жанр нашел яркое воплощение в творчестве М. Тулебаева, А. Жубанова, К. Мусина», - пишет автор статьи [1, с. 24].

В 1942 году К. Мусин создает пьесу «Прелюдия» для скрипки и фортепиано (ми минор). Пьеса была написана в Московском госпитале, где он провел на больничной койке многие месяцы. «Прелюдия» носит характер размышления, полна светлой печали и грусти. А сколько огромной веры в мелодии этого лирического откровения души! Она предопределила собой круг лирических образов: мятежных, взволнованных и устремленных в неизведанные дали.

Приведем мнение исследователя: «Несмотря на малые формы, легкость и незатейливость большинства пьес, которые создавались в это время, наблюдается более глубокое, чем на раннем этапе, постижение мелодического богатства, ладовых и метроритмических особенностей народной музыки. Такие сочинения, как “Ария” для скрипки и фортепиано А. Жубанова, “Ноктюрн” и “Элегия” для виолончели и фортепиано К. Кужамья-рова, “Прелюдия” для скрипки и фортепиано К. Мусина . и ряд других говорят о расширении круга образов, об усилении лирического начала в камерной музыке» [3, с. 305].

Пример № 1. Поэма К. Мусина (начало)

Пример № 2. Прелюдия К. Мусина (начало) 222

В кульминационном разделе звучит главная тема в увеличении, в октавном увеличении, в тональности ре минор, приобретая черты эпичности и размаха. В сочинении заметно прекрасное знание импровизационных возможностей любимого им инструмента - скрипки. Показательно, что «Прелюдия» вошла в учебно-педагогический репертуар студентов колледжей и высших учебных заведений, не только скрипачей, но и кобызистов.

«Фантастическая поэма» для скрипки и фортепиано К. Мусина написана в 1945 году. В ней отчасти передается душевное состояние самого композитора, у которого еще не зажили раны Великой Отечественной войны. Основная тема «Фантастической поэмы» излагается в повествовательном характере с характерными мелодико-интонационными оборотами казахского мелоса. Далее ее вычлененные мотивы преображаются в танцевальном освещении. В среднем разделе и затем каденции солиста появляются светлые мажорные интонации, олицетворяющие собой веру в идеи гуманизма - мира. В небольшой каденции скрипка как бы имитирует звучание домбры посредством применения бурдонов.

В 1946 году К. Мусин написал Сонату для скрипки и фортепиано (до минор), посвященную Герою Советского Союза генералу И. Панфилову. Ее первым исполнителем был заслуженный артист Республики Казахстан, профессор И. Коган. В фонде телерадиовещания имеется запись этой Сонаты в исполнении Иосифа Когана, Арала Байсакалова.

Одночастное произведение излагается в сонатной форме. В главной и связующей партиях раскрывается энергичный образ героя с элементами маршеобразности. «Главная партия сохраняет темп вступления и имеет героический, энергичный и волевой

характер. Ямбические кварто-квинтовые скачки, тираты звучат активно, решительно и придают теме мужественный облик», -пишет Г. Саипова [6, с. 114].

Побочная тема состоит из двух лирических тем. Первая светлая тема звучит с оттенком некоторой взволнованности. А вторая (в жанре ноктюрна) воспринимается как заветная мечта о прекрасном будущем. Заключительная партия ассоциируется с патриотической темой любви к Родине.

Воспевание активных, борющихся личностей в Сонате К. Мусина предопределило звучание напористых, энергичных тем в темпе аллегро и активные действенные приемы их развития. Л. Измайлова отмечает: «Порою как-то невольно ждешь от музыки Мусина мотивов, связанных с переживаниями военных лет. Однако встречаются они лишь изредка, например, в сонате, посвященной генералу Панфилову. Сюжетика войны с открытым столкновением антиобразов, темою обличения зла едва задела сочинения композитора. Он предпочитал воспевать созидание, почти целиком обходя тематику разрушения» [2, с. 55].

В Сонате для скрипки и фортепиано налицо стремление К. Мусина «создать музыкальный образ, отражающий характерные приметы конкретного исторического лица. Об этом же свидетельствуют трехчастная Соната для фортепиано А. Кулиева (1946), Соната для скрипки и фортепиано, посвященная генералу Панфилову К. Мусина (1946), Фортепианная поэма-соната, посвященная памяти Абая М. Койшибаева (1954)», -пишет Г. Кузнецова [5, с. 78].

Одночастная форма инструментальных сонат стала характерной чертой в творчестве ведущих композиторов республики прошлого века. Источником вдохновения для них, возможно, послужили одночастные композиции казахских инструментальных пьес - кюев.

Пример № 3. Фантастическая поэма (начало)

В 1948 году К. Мусин продолжил обучение в Алма-атинской консерватории имени Курмангазы в классе народного артиста Республики Казахстан, профессора Евгения Григорьевича Брусиловского. «Я встретился с Капаном уже тогда, когда он, раненый, после войны зашел ко мне в консерваторию. Он показал тогда Сонату для скрипки, и мы все были в восторге от его первого крупного сочинения. Потом он стал учиться у меня в классе, успешно окончив консерваторию», -вспоминал Е. Г. Брусиловский [4, с. 17].

Заслуженный деятель искусств Казахстана К. Мусин в молодые годы сочинял произведения в жанрах камерно-инструментальной музыки, и его вклад в этом направлении нео-

ценим. Музыка - самое интеллектуальное из искусств. Это особенно ярко проявилось и раскрылось в ХХ веке. Интерпретатор лишь тогда становится социально-значимой фигурой культуры, когда в своем творчестве достигает высшего - концепционного, идейноэстетического уровня музыки, который и составляет ее сущность. Важно отметить, что в раскрытии художественно-образного содержания скрипичных произведений Ка-пана Мусина большая роль принадлежит известным исполнителям - заслуженным артистам Республики Казахстан Иосифу Когану, Рафаэлю Хисматулину, заслуженному деятелю Республики Казахстан, профессору Аралу Байсакалову и другим виртуозам.

Литература

1. Жумабекова Д. Ж. История смычкового (скрипичного) исполнительского искусства в Казахстане. -Алматы: РИК, 1995. - 198 с.

2. Измайлова Л. В. Капан Мусин // Композиторы Казахстана. - Алматы: Онер, 1982. - Вып. 2. -С. 43-65.

3. История музыки Средней Азии и Казахстана. - М.: Музыка, 1995. - 357 с.

4. Коган И. Капан Мусин. - Алма-Ата: Знание, 1977. - 25 с.

5. Кузнецова Г. В. Образный мир творчества композиторов республик Средней Азии и Казахстана. -М.: Сов. композитор, 1991. - 335 с.

6. Саипова Г. Особенности формы соната для скрипки и фортепиано // Жизнь как подвиг. Композитор Капан Мусин. - Алматы: Изд. дом «Жибек жолы», 2002. - С. 112-118.

Literatura

1. Zhumabekova D. Zh. Istorija smychkovogo (skripichnogo) ispolnitel’skogo iskusstva v Kazahstane. -Almaty: RIK, 1995. - 198 s.

2. Izmajlova L. V Kapan Musin // Kompozitory Kazahstana. - Almaty: Oner, 1982. - Vyp. 2. - S. 43-65.

3. Istorija muzyki Srednej Azii i Kazahstana. - M.: Muzyka, 1995. - 357 s.

4. Kogan I. Kapan Musin. - Alma-Ata: Znanie, 1977. - 25 s.

5. Kuznecova G. V Obraznyj mir tvorchestva kompozitorov respublik Srednej Azii i Kazahstana. - M.: Sov. kompozitor, 1991. - 335 s.

6. Saipova G. Osobennosti formy sonata dlja skripki i fortepiano // Zhizn’ kak podvig. Kompozitor

Kapan Musin. - Almaty: Izd. dom «Zhibek zholy», 2002. - S. 112-118.

УДК 78

Л. В. Гаврилова

ИСТОРИКО-ГЕРОИЧЕСКАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ ВЛАДИМИРА ПРИМАКА

В статьe рассматривается творчество норильского композитора Владимира Примака, посвященное историко-героической теме. В орбите исследовательского внимания - вокально-симфоническая фреска «Чтоб стояла в веках Москва» и оратория «История Мастера», посвященная творчеству художника В. Сурикова.

Ключевые слова: историко-героическая тема, композитор В. Примак, художник В. Суриков, оратория, идея, концепция.

L. V. Gavrilova

HISTORICAL AND HEROIC THEME IN THE WORK OF COMPOSER VLADIMIR PRIMAK

This paper consideres the art of Norilsk composer Vladimir Primak, dedicated to historical heroic theme. The researcher focuses on vocal-symphonic fresco “So That Moscow Would Stand for Centuries” and oratorio “The Story of the Master,” dedicated to artist V Surikov.

Keywords: historical and heroic theme, the composer B. Primack, an artist V. Surikov, oratorio, idea, the concept plays.

Историко-героическая тема является во имя «всезначимой национальной идеи»

одной из магистральных линий в отечествен- [4, с. 75], впервые ярко проявилась героико-

ном музыкальном искусстве. С момента соз- патриотическая сущность исторической

дания оперы М. Глинки «Жизнь за царя», темы, закрепилась традиция ее воплоще-

где, благодаря жертвенному подвигу героя ния при помощи мощных вокально-хоровых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.