Научная статья на тему 'Историко-географический анализ сочинения Мухаммеда Нидаи Кайсуни-заде "История хана Сахиб Гирея"'

Историко-географический анализ сочинения Мухаммеда Нидаи Кайсуни-заде "История хана Сахиб Гирея" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
241
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМСКОЕ ХАНСТВО / ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ / САХИБ ГИРЕЙ / РЕММАЛЬ ХОДЖА / CRIMEAN KHANATE / HISTORICAL GEOGRAPHY / SAHIB GIREY / REMMAL KHODJA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шалак Максим Евгеньевич

Исторический трактат видного османского ученого XVI в. Мухаммеда Нидаи Кайсуни-заде, известного под прозвищем Реммаль Ходжа, «Тарих-и Сахиб Гирей хан» в представленной статье анализируется на предмет поиска сведений по исторической географии Крымского ханства и сопредельных территорий, относящихся ко времени правления хана Сахиб Гирея (1532-1551). В исследуемом историческом источнике говорится о девяти походах, организованных Сахиб Гиреем за пределы Крымского полуострова. При этом автор дает их подробнейшее описание, включая маршруты передвижения войск, места переправ и стоянок, характеристику местности и противника и т. п. Складывается впечатление, будто Реммаль Ходжа принимал непосредственное участие в описываемых событиях. Можно выделить четыре направления походов крымского войска, содержащихся в «Истории хана Сахиб Гирея». Это западное направление (в Молдавию), северное (в Московское государство и, возможно, в пределы Великого княжества Литовского), восточное (в Астраханское ханство) и юго-восточное (на Северный Кавказ, в черкесские земли). При этом на территорию Северного Кавказа Сахиб Гирей совершил четыре похода, и тем самым этот историко-географический регион описан лучше всего у Реммаля Ходжи. На основании полученных данных можно попытаться очертить границы Крымского ханства за пределами собственно Крымского полуострова, определить размер его вассальных владений, уточнить местоположение городов и крепостей, территорию расселения черкесских племен. В представленной работе нами использовалась публикация «Тарих-и Сахиб Гирей хан», выполненная турецким ученым О. Гёкбильгином в 1973 г. Она содержит текст Реммаля Ходжи на тюркском языке и его французский перевод. За основу своего издания О. Гёкбильгин взял две старейшие рукописи этого источника, хранящиеся в Национальной библиотеке Франции и в Отделе рукописей восточного факультета СПБГУ, и составил из них сводный текст, снабдив его французским переводом XVIII века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical-geographical analysis of the work of Muhammad Nidai Kaysuni-zade "History of Khan Sahib Girеy"

This article is devoted to the analysis of the historical work of the famous Ottoman scholar Muhammad Nidai Kaisuni-zade, better known as Remmal Khodja, “Tariкh-i Sahib Girey Khan” written in the middle of the 16th century. This source, dedicated to the history of the reign of Khan Sahib Girey (1532 1551), will be studied by us for the purpose of revealing information on the historical geography of the Crimean Khanate and adjacent territories. In his chronicle Remmel Khodja describes nine military campaigns of Sahib Girey. He describes in details the routes of movement of the Tatar troops, the places of crossings and locations on vacation. Very valuable are the characteristics given by the court historian to the opponents of the Khan, and descriptions of the terrain on which the fighting was conducted. From the above mentioned, it may seem that Remmal Khodja described the events as a direct witness. All the military campaigns of Sahib Girey, described by Remmal Khodja, can be divided into four directions. To the west to Moldavia, to the north to Russia and Lithuania, to the east to the Astrakhan Khanate, and south-east to the Caucasus. Of all the directions, the North Caucasus region is described most of all in details in the source, since Sahib Girey made four campaigns to this territory. The revealed information will allow to clarify the boundaries of the Crimean Khanate, the lands that are in its vassal dependence, the location of cities and fortresses, as well as the areas of residence of some North Caucasian tribes. The only publication to date “Tarih-i Sahib Girey Khan” was implemented in 1973 by O. Gokbilgin. The scientist published a chronicle in the modern Turkish transcription, providing it with a French translation.

Текст научной работы на тему «Историко-географический анализ сочинения Мухаммеда Нидаи Кайсуни-заде "История хана Сахиб Гирея"»

УДК 94

Историко-географический анализ сочинения Мухаммеда Нидаи Кайсуни-заде «История хана Сахиб Гирея»

Максим Шалак

(Институт истории и международных отношений Южного федерального университета)

Аннотация. Исторический трактат видного османского ученого XVI в. Мухаммеда Нидаи Кайсуни-заде, известного под прозвищем Реммаль Ходжа, «Тарих-и Сахиб Гирей хан» в представленной статье анализируется на предмет поиска сведений по исторической географии Крымского ханства и сопредельных территорий, относящихся ко времени правления хана Сахиб Ги-рея (1532-1551). В исследуемом историческом источнике говорится о девяти походах, организованных Сахиб Гиреем за пределы Крымского полуострова. При этом автор дает их подробнейшее описание, включая маршруты передвижения войск, места переправ и стоянок, характеристику местности и противника и т. п. Складывается впечатление, будто Реммаль Ходжа принимал непосредственное участие в описываемых событиях. Можно выделить четыре направления походов крымского войска, содержащихся в «Истории хана Сахиб Гирея». Это западное направление (в Молдавию), северное (в Московское государство и, возможно, в пределы Великого княжества Литовского), восточное (в Астраханское ханство) и юго-восточное (на Северный Кавказ, в черкесские земли). При этом на территорию Северного Кавказа Сахиб Гирей совершил четыре похода, и тем самым этот историко-географический регион описан лучше всего у Реммаля Ходжи. На основании полученных данных можно попытаться очертить границы Крымского ханства за пределами собственно Крымского полуострова, определить размер его вассальных владений, уточнить местоположение городов и крепостей, территорию расселения черкесских племен.

В представленной работе нами использовалась публикация «Тарих-и Сахиб Гирей хан», выполненная турецким ученым О. Гёкбильгином в 1973 г. Она содержит текст Реммаля Ходжи на тюркском языке и его французский перевод. За основу своего издания О. Гёкбильгин взял две старейшие рукописи этого источника, хранящиеся в Национальной библиотеке Франции и в Отделе рукописей восточного факультета СПБГУ, и составил из них сводный текст, снабдив его французским переводом XVIII века.

Ключевые слова: Крымское ханство, историческая география, Сахиб Гирей, Реммаль Ходжа.

Ценные исторические сведения разнопланового характера содержатся в сочинении турецкого врача, астролога и придворного крымского историографа XVI в. Бадр ад-Дина Мухаммеда б. Мухаммед Кайсуни-заде Нидаи-эфен-ди [5, с. 69], известного в Крыму под прозвищем Реммаль Ходжа [1, с. 57], «Тарих-и Сахиб Гирей хан». Реммаль Ходжа поступил на службу к Сахиб Гирею в 1532 г., когда тот отправлялся из Стамбула в Крым после своего назначения ханом. Будучи рядом с Сахиб Гиреем на протяжении всего его правления (1532-1551), османский ученый настолько сблизился с ханом, что стал не только его советником, но и близким другом [22, р. 446]. Реммаль Ходжа неоднократно писал об этом в своем труде, утверждая, что без совета с ним хан не предпринимал никаких действий [23, 8. 240]. Являясь непосредственным свидетелем многих описываемых событий, придворный астролог написал историю правления Сахиб Гирея, которая, по сути, есть его панегирик [19, с. 414]. Хотелось бы отметить, что этот ценнейший источник по истории Крымского ханства первой половины XVI в. ещё не до конца оценен российскими исследователями по причине отсутствия опубликованного перевода «Тарих-и Сахиб Гирей хан» на русский язык.

Реммаль Ходжа отмечал, что он принялся за написание истории Сахиб Гирея уже после убийства хана по просьбе его дочери Нур-Султан Хани, которая хотела таким образом увековечить имя своего отца [23, 8. 275]. С его слов, он закончил работу над книгой в 960 г.х. (1552-1553 гг.) [23, 8. 277]. Х. Инальджик уточняет дату, говоря, что Реммаль Ходжа завершил свой труд в конце реджеба 960 г. х., что соответствует 13 июня - 12 июля 1553 г. [22, р. 445].

Сегодня известны шесть списков сочинения Реммаля Ходжи [12, с. 58]. Самый ранний, написанный в 1651 г., хранится в Национальной библиотеке Франции в Париже. Он принадлежал некоему Ибрагим-аге, который купил его у коменданта Ниша Осман-паши [23, 8. 277]. Второй список, выполненный предположительно во второй половине XVII в., находится в Отделе рукописей библиотеки восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета [11, с. 180]. Остальные четыре списка, датируемые XVIII-XIX вв., хранятся в Отделе рукописей Института восточных рукописей Российской академии наук (РАН) в Санкт-Петербурге [5, с. 73].

Ещё в XIX в. В. Д. Смирновым был сделан перевод хроники Реммаля Ходжи. Он использовал в своей работе два самых ранних списка рукописи. Однако этот труд выдающегося русского востоковеда так до сих пор и не был издан. Сейчас перевод В. Д. Смирнова хранится в Архиве востоковедов Института восточных рукописей РАН [11, с. 180].

Единственное пока издание «Тарих-и Сахиб Гирей хан» было сделано в 1973 г. турецким ученым О. Гёкбильгином [23]. Оно представляет собой сводный текст в современной турецкой транскрипции, за основу которого были взяты два самых ранних списка рукописи, парижский и петербургский, с приложением к нему французского перевода, выполненного в 1740 г. [23, 8. 11-14; 5, с. 74].

Первым из отечественных ученых стал использовать рукопись «Тарих-и Сахиб Гирей хан» В. Д. Смирнов, работая над своей известной монографией [19, с. 414-422, 425]. Главное внимание он уделил поиску у Реммаля Ходжи подтверждений своему высказыванию о том, что вся внутренняя и внешняя политика Сахиб Гирея проводилась с ведома и под контролем его «патрона, султана Сулеймана» [19, с. 415]. Турецкий исследователь Х. Инальджик на основе сочинения Реммаля Ходжи сумел раскрыть все нюансы сложной внутриполитической борьбы в Крымском ханстве, которая велась между ханом и племенной аристократией [22]. Стоит согласиться с выводом ученого, что военный переворот в Крыму 1551 г. стал поворотным пунктом в истории всей Восточной Европы, поскольку позволил Московскому государству уже в следующем году захватить Казанское ханство, воспользовавшись параличом крымских сил [22, р. 446].

Используя ценнейшие данные по черкесским походам Сахиб Гирея, содержащиеся в «Тарих-и Сахиб Гирей хан», А. М. Некрасов сумел подробно осветить историю адыгских народов в первой половине XVI в. [12]. В частности, он отмечает, что Реммаль Ходжа, приводя имена адыгских правителей, различные топонимы и этнонимы, позволяет нам проследить направления, а иногда и маршруты этих походов [12, с. 58]. Исследованию военного дела в Крымском ханстве на основе хроники Реммаля Ходжи посвящена статья канадского историка В. Остапчука [15]. В нашем контексте следует особо указать на справедливое высказывание этого исследователя по поводу того, что «Тарих» является сокровищницей информации не только о крымской политике, институтах, военном деле, но также о быте населения ханства и даже его соседей (особенно народов северо-кавказского региона), а также о географических условиях» [15, с. 395].

Привлекал в своей фундаментальной работе по истории Ногайской Орды в качестве источника трактат Реммаля Ходжи и В. В. Трепавлов [20]. Он использовал информацию, описывающую борьбу мангытского Баки бека с Гиреями, статус и расселение мангытов в крымских владениях в первой половине XVI в., разгром Сахиб Гиреем ногайской конницы у Перекопа [20, с. 35]. Подробный источниковедческий анализ «Тарих-и Сахиб Гирей хан» содержится в монографии И. В. Зайцева [5, с. 69-83]. Ученный называет вероятные источники, которыми мог пользоваться Реммаль Ходжа при написании своего сочинения. Это так называемые хикайаты (рассказы или исто-

рии) о битвах и походах, фетх-наме и зафер-наме, официальная переписка Сахиб Гирея с османским двором, а также документы ханской канцелярии [5, с. 76-78].

Стоит также отметить работы Р. Р. Абдужемилева [1; 2] и С. Х. Хотко [21]. Так статья Р. Р. Абдужемилева «Панегирик крымскому хану Сахиб Гераю в литературном наследии Нидаи-эфенди» посвящена литературной специфики источника, а цель статьи автор формулирует как обобщение общих сведений о хронике «Тарих-и Сахиб Герай хан» [1, с. 57]. В другой статье этого же автора рассматриваются пейзажи в структуре хроники Реммаля Ходжи. В первую очередь это примеры горного пейзажа Кавказа и горы Эльбрус [2, с. 100-103]. В монографии С. Х. Хотко труд Реммаля Ходжи привлекается как источник по изучению усиления военного давления Османской империи и Крымского ханства в 1539-1551 гг. на народы Северо-Западного Кавказа [21, с. 277-300]. Исследователь отмечает, что «История хана Сахиб Гирея» «совершенно уникальный по информативности источник, который не только позволяет оценить степень угрозы, исходящей от Османской империи и Крымского ханства в 30-50-е гг. XVI в., но и выявить целый ряд интересных историко-эт-нографических сведений о Черкесии этого времени» [21, с. 277-278].

Из приведенного краткого историографического обзора видно, сколь разноплановая информация содержится в историческом сочинении Реммаля Ходжи. В представленной статье мы попытаемся проанализировать сведения, касающиеся исторической географии Крымского ханства и сопредельных с ним территорий в период правления хана Сахиб Гирея. Это касается в первую очередь описания географических объектов за пределами собственно Крымского полуострова, хотя и данные по географии Крыма мы тоже не обойдем стороной. На основании полученных данных можно будет уточнить территорию, на которую распространяли свою власть крымские ханы, границы их владений, а также понять, насколько верны были сведения Реммаля Ходжи по географии областей, сопредельных с Крымом, и насколько мы можем им доверять.

Согласно Реммалю Ходже, до того как стать крымским ханом, Сахиб Гирей находился в Стамбуле, куда он прибыл из Казани, оставив там ханский престол для того, чтобы совершить хадж в Мекку. Султан Сулейман взял его с собой в поход против «немцев», во время которого они очень сблизились, став хорошими друзьями. Во время этого похода, по словам Реммаля Ходжи, турецкая армия в течение месяца безуспешно осаждала одну крепость, взять которую удалось только благодаря каким-то действиям Сахиб Гирея [23, 8. 154]. Скорее всего, здесь речь идет о походе Сулеймана I на Вену 1532 г., который не увенчался успехом. Дело в том, что, оставив казанский престол в 1524 г., Сахиб Гирей прибыл сначала не в Стамбул, как следует из нашей хроники, а в Крым, где был заключен старшим братом - ханом Саадет Гире-

ем, в Балаклавскую крепость [9, с. 242]. Вскоре он был освобожден оттуда и принял участие в борьбе за власть в Крыму между Саадет Гиреем и его племянником Ислам Гиреем. После поражения последнего, 6 января 1525 г. Сахиб Гирей получил сан калги [9, с. 244-245]. В Стамбул он попал только в 1531 г., его отправил туда Саадет Гирей вместе с женою и детьми, подальше от кровопролитных баталий бушевавшей в Крыму гражданской войны [9, с. 259]. В поход на Вену Сулейман отправился в конце апреля 1532 г. и, следовательно, мог взять с собой и Сахиб Гирея [14, с. 151]. А та крепость, которую, по словам Реммаля Ходжи, османы осаждали в течение месяца, - это Кёсег, небольшая крепость на территории австрийских владений, осада которой задержала основные силы турецкой армии с 9 по 31 августа [14, с. 151].

После того, как Саадет Гирей в 1532 г. добровольно отказался от престола, турецкий султан назначил крымским ханом Сахиб Гирея, снабдив его значительным эскортом оттоманских «капукулу», состоявшем из 1000 вооруженных огнестрельным оружием стрелков, 600 янычар, 60 пушкарей, а также запасом оружия и боеприпасов [23, 8. 155, 156; 19, с. 404; 22, р. 459].

Ханский отряд, к которому примкнул и Реммаль Ходжа, двинулся из Стамбула сухопутным маршрутом. Маршрут этот не описан в хронике, но сказано, что из Аккермана Сахиб Гирей послал в Крым гонца с извещением о его назначении ханом. Встречать нового повелителя отправились 4 «карачи» бека (беки главных племен Крыма), огланы (родственники хана) и «ички беглери» (беки, приписанные на ханскую службу) [23, 8. 156; 22, р. 447]. Крымская делегация направилась к Днепру (Ое1 8иут), на правом берегу которого раскинул свой шатер Сахиб Гирей. После аудиенции у хана был устроен пир, во время которого все беки были одарены ценными подарками. Затем хан переправился через Днепр и по пути в Салачик «народы, которые жили в этой стране, приезжали посмотреть на его священное лицо» [23, 8. 157]. Из этой информации можно сделать заключение, что западной границей Крымского ханства на 1532 г. была река Днепр. Поэтому высшая аристократия выехала встречать своего правителя на границу его новых владений, а Сахиб Гирей не переправлялся через реку, пока не будет соблюден ритуал приветствия повелителя со стороны его подданных. Ханской резиденцией стал дворец его отца - Менгли Гирея, в Салачике.

Ислам Гирей был назначен новым ханом калгой с местом пребывания в Перекопе (Ог Agzi), как следует из хроники [23, 8. 157]. С Ислам Гиреем связан первый, кроме собственно татар, встречающийся в хронике этноним, -это ногаи [23, 8. 160]. Упоминание этого могущественного народа связано с заданием, которое поручает Сахиб Гирей влиятельному мангытскому Баки беку [20, с. 225]. Задание это заключалось в том, чтобы Баки бек, до этого покинувший Ислам Гирея, снова восставшего на этот раз уже против Сахиб Гирея, попытался опять войти в доверие к калге и затем убить его при первом

удобном случае. Если же Ислам Гирей заподозрит измену, то Баки беку надлежало уехать к ногаям, провести там несколько лет, а после неожиданно напасть на мятежника [23, 8. 160].

Реммаль Ходжа сообщает, что Баки бек выполнил всё в точности, как повелел ему хан. Из страны ногаев он отправился к повелителю «Персии и Хорасана», где уже находился его младший брат - Дивей мирза. Там они совершили много славных подвигов и приобрели известность [23, 8. 161]. Тем временем Сахиб Гирей разбил Ислам Гирея и занял Перекоп. Последний запросил пощады, и хан простил мятежного племянника, оставив за ним Перекоп. «Сам же отправился провести зиму в месте, подобном раю - в горах Бабуган» [23, 8. 161]. Это самый высокогорный массив в Крыму - Бабуган-яйла, расположенный в Алуштинском регионе [4, с. 9]. Когда весной Сахиб Гирей спустился с гор, ему доложили, что Баки бек убил Ислам Гирея. Как сообщает Реммаль Ходжа, на следующий день после получения известия о гибели племянника хан прибыл в Перекоп, откуда послал людей за Баки беком, но тот отказался приехать, опасаясь за свою жизнь [23, 8. 162].

Оставив Перекоп, Сахиб Гирей прибыл в Улаклы-Сарай, в котором по его приказу были построены великолепная мечеть и медресе [23, 8. 162]. На месте этой ханской резиденции потом возникло одноименное село [8, с. 73], в 1945 г. переименованное в село Глубокий Яр Бахчисарайского района. Затем Сахиб Гирей отправился в Бахчисарай. Реммаль Ходжа отмечает, что именно Сахиб Гирей построил здесь дворец [23, 8. 162]. Автор подробно описывает его. Это был поистине райский дворец, окруженный садом, полным птиц. В саду были павильоны, арки, беседки, террасы, газоны, «а вокруг ходят гурии и райские юноши» [23, 8. 162; 2, с. 104]. Повсюду текла лечебная вода, а кругом травы и зелень, кипарисы, гранатовые деревья, кусты жасмина, нарциссы, гиацинты, тюльпаны. Вблизи дворца хан приказал построить мечеть с деревянной галереей. Рядом с мечетью возвели хаммам, а напротив большие дома. В течение нескольких месяцев эта ханская резиденция, по утверждению Реммаля Ходжи, превратилась в большой и оживленный торговый город, с улицами, вдоль которых с двух сторон тянулись крытые торговые ряды [23, 8. 163; 2, с. 104].

Вскоре, как следует из сочинения Реммаля Ходжи, к хану в Бахчисарай прибыл турецкий чауш с приглашением от султана Сулеймана присоединиться к нему в его походе против «Кара Богдан» (молдаван) [23, 8. 163; 1, с. 59]. Известно, что поход, лично возглавленный султаном Сулейманом против мятежного молдавского воеводы Петру Рареша, начался 8 июля 1538 г. В конце июля из Эдирне (Адрианополя) к Сахиб Гирею был направлен фирман с предписанием выступить на Молдавию [5, с. 78]. Сахиб Гирей с радостью, как пишет Реммаль Ходжа, согласился принять участие в походе. Однако хан в ответном ярлыке написал султану, что он сможет двинуться со своим во-

йском через Днепр к Аккерману только во втором месяце сбора урожая, поскольку если выступить не в своё время, то воины будут испытывать нужду [23, 8. 164; 5, с. 78; 15, с. 401].

Но перед походом Сахиб Гирей решил укрепить крымские оборонительные сооружения на Пепекопском перешейке, тем самым обезопасив страну во время своего отсутствия. Реммаль Ходжа сообщает очень интересные подробности этих приготовлений [23, 8. 164]. Так, хан повелел от каждого дома привезти к Перекопу, как месту сбора крымского войска, по телеге, нагруженной камнями, а тем, кто жил вблизи гор, надо было привезти с собой сваи и бревна. Всем надлежало прибыть к обозначенному месту в недельный срок, захватив с собой запас продовольствия на один месяц. Воины и строители пришли к Перекопу, или Ор Агзы, спустя шесть дней, «в середине сбора урожая» [23, 8. 164]. Началась масштабная перестройка оборонительных сооружений старой крепости. Сама крепость была выстроена на возвышенности, где был источник пресной воды. Внутри крепости были возведены мечеть и два хаммама, а также жилые помещения для гарнизона. Проникнуть в город можно было только через одни ворота, а выйти через другие. На подступах к крепости хан приказал соорудить флеши. На стенах установили мелкокалиберные пушки - зарбузан, в самом городе разместился гарнизон, состоящий из мушкетеров, или тюфенкджи [23, 8. 164; 22, р. 459]. На четырех углах крепости были построены четыре башни, в которых хранился арсенал. Как утверждает Реммаль Ходжа, одна из этих башен была такой высоты, что была видна на расстоянии трех дней ходьбы [23, 8. 164]. В довершение ко всему Сахиб Гирей приказал вырыть ров глубиной в пять сажен - от Черного моря до Сиваша, и наполнить его водой. Поэтому татарская крепость Ор («Ров) Агзы в русских источниках и получила название «Перекопь» или «Перекоп», а Крымский полуостров с этого времени, по сути, превратился в остров [19, с. 413; 23, 8. 164].

Закончив укрепление обороноспособности своего государства, Сахиб Гирей повелел воинам в десятидневный срок собраться на левом берегу Днепра с трехмесячным запасом продовольствия. Ослушавшихся ждала смертная казнь. Хан выступил к Днепру с сорока зарбузанами и тысячью тюфенкджи. Далее Реммаль Ходжа сообщает, что по пути была сделана остановка в месте под названием «УаНп12 Agac» [23, 8. 165]. Трудно сказать, где находилось это место, но, как следует из дальнейшего рассказа, через три или четыре дня войско достигло берега Днепра. Если учесть, что средняя величина суточного перехода войска составляла приблизительно 25-30 км в день [10, с. 159], то, следовательно, «Уа1ш2 Agac» должно располагаться приблизительно в 100 км от места сбора крымского войска на днепровском берегу. Но в каком именно месте Сахиб Гирей форсировал реку? Реммаль Ходжа не указывает место переправы как таковое. По предположению В. Остапчука, «место сбо-

ра было на полуострове Кыл Бурун (Кинбурнская коса), то есть напротив крепости Ози (Очаков) - это было обычное место пересечения Днепра при движении к Молдавии» [15, с. 401-402].

Не пробыв и десяти дней, по утверждению Реммаля Ходжи, в лагере на берегу Днепра, хан отдал приказ начать переправу через реку. Первыми должны были переправляться отряды племен Барын и Ширин. Помимо этих двух знатнейших племен Крымского ханства в Молдавском походе приняли участие также войска племен Мангыт и Кипчак [23, 8. 165]. Ночью крымское войско было атаковано отрядом из пятисот ногайских воинов под предводительством Аксак Али Мирзы [23, 8. 165; 22, р. 457]. Однако крымцы сумели быстро развернуться и отразить атаку. Не добившись мгновенного успеха, ногаи столь же стремительно отошли [20, с. 204], потеряв около пятидесяти человек пленными, которых хан велел тут же казнить [23, 8. 165-166].

Переправа через Днепр заняла три дня. После этого началось движение крымского войска навстречу османам. При этом хан отдал приказ, чтобы никто не осмеливался обгонять его полк [23, 8. 166]. Вскоре была форсирована река Днестр («Тиг1и») и хан расположился в Аккермане. На следующий день татарское войско выступило в направлении Молдавии и, перейдя границу, двинулось вперед, «уничтожая и сжигая страну» [23, 8. 166]. Местное население ушло в горы. Бежал и молдавский воевода. Узнав о том, что страна осталась без предводителя, татары предались безнаказанному грабежу и «Всевышний дал бесчисленные богатства в этой стране неверных» [23, 8. 167]. Разграбив страну, татары пустились в обратный путь, достигли города «А8 Bazaгi» и стали поджидать войско османов. Через два дня в обозначенный пункт прибыл султан Сулейман со своей армией [23, 8. 167]. Так описывает события Реммаль Ходжа. На самом деле Петру Рареш никуда не бежал, а разбил татарское войско на р. Прут, у Штефэнешть, после чего направил свои силы на север, чтобы противостоять польским войскам [14, с. 142]. Татары же вынуждены были отступить к городу Яссы, где и произошла встреча османского и крымского войска в начале сентября 1538 г. [5, с. 78].

На третий день после встречи султан Сулейман и хан Сахиб Гирей выступили на «8е?уа» (г. Сучава), двигаясь разными путями. Они шли три дня, а на четвертый окружили крепость и разбили лагерь. Реммаль Ходжа так описывает её: «...крепость поднималась до небес. Огромный украшенный город дворцов и церквей» [23, 8. 170]. Не оказывая сопротивления, столица Молдавского княжества сдалась на милость победителей.

На следующий день, получив богатое вознаграждение от султана, Сахиб Гирей повел войско обратно в Крым. Через два дня похода к хану обратились беки с просьбой разрешить воинам захват ясыря. Но Сахиб Гирей запретил брать людей, поэтому войску пришлось ограничиться только угоном скота противника. Перейдя Днестр, Сахиб Гирей перешел границу татар [23,

s. 171]. Это очень важное сообщение Реммаля Ходжи позволяет нам сделать вывод, что теперь уже не Днепр, а Днестр стал западной границей Крымского ханства. Можно предположить, что земли в междуречье Днепра и Днестра были пожалованы султаном Сулейманом Сахиб Гирею за участие в Молдавском походе 1538 г.

По возвращении татарского войска в Крым были устроены торжества с применением фейерверков. Реммаль Ходжа перечисляет города, в которых были устроены празднества. Интересно, что это были города, находящиеся в подчинении как крымского хана - Or Agzi (Перекоп), Güzlü (Гёзлев - Евпатория), Akmescid (Акмесджит - Симферополь), Kirim (Эски-Кырым - Старый Крым), так и в подчинении турецкого султана - Kefe (Кефе - Феодосия) и Ker§ (Керш - Керчь) [23, s. 171; 13, с. 5].

В хронике названы сопредельные с Крымом страны и народы, правители которых, узнав о возвращении Сахиб Гирея из Молдавии, исполнились страха и отправили к хану свои посольства с богатыми подарками. Важно, что автор называет их «беками», то есть князьями, показывая тем самым их более низкий политический статус по отношению к крымскому хану - царю. Это были «беки Gürel (Гурел. - М. Ш.), Москвы, черкесов и ногаев» [23, s. 172]. Из всех перечисленных соседей Крымского ханства непонятно первое название. В. Остапчук предполагает, что имя Гурел/Курел/ Корел могло относиться к Великому княжеству Литовскому [15, с. 417]. Он объясняет происхождение такого необычного названия Литвы от слова «король», ссылаясь на исследования Ярослава Дашкевича, который на основе изучения термина «Керел», встречающегося во многих славянских и других источниках и относящегося к Венгрии, также считал, что происходит он от слова «король» и относил к территории бывшего Галицко-Волынского княжества, некоторые правители которого действительно носили титул королей [15, с. 417]. И. В. Зайцев считает, что О. Гёкбильгин просто не понял текст источника и привел транскрипцию «Gürel» вместо «Корал», отчего «Gürel» стало непонятным личным именем. Исследователь пишет, что это название польского монарха, а также польских и украинских земель было довольно распространено в османских, крымских и среднеазиатских источниках [5, с. 80].

Теперь перейдем к описанию юго-восточного направления внешней политики Сахиб Гирея в трактате Реммаля Ходжи. Это походы против черкесов и кабардинцев [12; 21]. Причиной первого черкесского похода 1539 г. послужила жалоба кафинского беклербека Халил бека на то, что черкесы совершили нападение на «остров Тамань» и угнали скот [23, s. 176]. Таманский полуостров назван в хронике островом, видимо, потому, что ещё в XIX в. половина стока р. Кубани направлялась через Старую Кубань (Черноморское

русло) в причерноморский лиман Кизилташский, а оттуда в Черное море. Затем было произведено обвалование, и сток через Старую Кубань прекратился [3]. Таким образом, Таманский полуостров, по сути, был островом, со всех сторон окруженным водой.

Хан приказал объявить о выступлении в поход на Кавказ, дав пять дней воинам на сборы. Перед тем он отправил послание беклербеку Кафы с просьбой подготовить в Керчи суда для переправы [23, 8. 177]. Прибыв в Керчь, татарское войско разбило лагерь. В ставку хана приехал Халил бек, сообщивший, что суда готовы. Через день, на рассвете, татарское войско начало переправляться через Керченский пролив. Первыми должны были переправляться Ширины во главе с Баба беком. Это заняло у них целый день, до вечера. Затем настала очередь «храбрых Барын, Кипчак, Мангыт», последним переправлялся хан со своей гвардией [23, 8.178]. Как сообщает Реммаль Ходжа, в ту ночь штормило, «и бесчисленное количество карпов было выброшено на берег» [23, 8. 178]. Наличие пресноводной рыбы в Керченском проливе служит еще одним подтверждением тому, что в каких-нибудь 25 км от него Кубань впадала в Черное море. Измученное переправой войско отдыхало три дня, за это время «всем опротивела рыба» [23, 8. 178].

Отдохнув, ханское войско прибыло в крепость Темрюк. Реммаль Ходжа пишет, что «там было около четырех сотен черкесских домов» [23, 8. 178]. Возле Темрюка татары переправились через Кубань, что возможно было только в том случае, если один из её рукавов впадал в Черное море. Дальше войско Сахиб Гирея двинулось к горе «НШЫЪ» (Хитибит). А. М. Некрасов считает, что это гора Тхаб [12, с. 129], одна из наиболее высоких гор хребта Кецехур. С. Х. Хотко уточняет, что «горы Хитибит могут быть сопоставлены с хребтом Кецехур, разделявшим прикубанские территории Жанея (название одного из западноадыгских племен - М. Ш.) от его причерноморских земель, в секторе между Цемезом и Пшадом или даже тянувшихся до Небуга или Агоя» [21, с. 280]. Там к нему прибыл бек племени Жане Кансавук. Это было одно из самых многочисленных и древних западноадыгских племен. Сам Кансавук сообщил Сахиб Гирею, что он способен выставить войско в пятнадцать тысяч человек [23, 8. 178]. Жанеевцы обитали в нижнем течении Кубани примерно по рекам Адегум, Абин, Хабль [12, с. 69]. Это племя находилось в вассальной зависимости от Крымского ханства. Об этом можно сделать заключение из того, что, по словам Реммаля Ходжи, Сахиб Гирей велел казнить явившегося к нему с повинной Кансавука за то, что тот не смог обеспечить безопасность владениям Османской империи на Таманском полуострове [23, 8. 178-179; 12, с. 129]. Впоследствии хан помиловал Канса-вука за выкуп в 320 рабов, и тот, отправив заложников на «остров Темрюк», удалился собирать условленный выкуп к возвращению хана из похода [23, 8. 179].

Уладив вопрос с Кансавуком, Сахиб Гирей двинулся с войском в сторону горы Эльбрус. «А гора Эльбрус настолько огромна, что простирается от Хорасана до Ширвана. Оттуда достигает Демир-Капу (Дербент. - М.Ш.). А оттуда лежит от земель черкесов-абазин до Грузии. Далее к Трабзону, потом к Синопу, Болу, Бурсе, а оттуда простирается хребтами вплоть до Средиземного моря» [23, 8. 179; 2, с. 101]. Скорее всего, здесь имеется в виду не собственно гора, а Большой Кавказский хребет [12, с. 129]. По-видимому, татарское войско двигалось параллельно так называемому Черноморскому Кавказу, от меридиана Анапа до горной группы Фишт-Оштен, имеющей протяженность 265 км. Там начинаются высокие горные цепи, покрытые ледниками [21, с. 281].

Вообще описание горы Эльбрус в тексте произведения весьма символично: «В этом мире есть семь гор, гора Эльбрус следует за горой Каф (мифическая гора. - М. Ш.)» [23, 8. 179; 2, с. 101]. И в то же время Реммаль Ходжа сообщает нам весьма ценные географические сведения, как, например, то, что, начиная от середины страны Жане и до Ширвана склоны гор покрыты снегом, который никогда не таял со дня сотворения мира [23, 8. 179; 15, с. 407; 2, с. 102]. Здесь берут начало реки, которые впадают в Черное и Азовское моря [23, 8. 179].

Через десять дней пути, не встречая противника, татарское войско пришло на вершину, где располагались черкесские селения, которые Реммаль Ходжа называет «кабак». Однако жители, узнав о приближении татар, покинули свои жилища. Воины Сахиб Гирея сожгли ряд селений и остановились здесь на ночлег [23, 8. 180; 21, с. 281]. Вскоре удалось захватить языка, который рассказал, что черкесы ушли к берегу Кубани, вырыли там рвы, вбили в дно колья и в полном вооружении ждут прихода татар [23, 8. 180; 21, с. 281; 12, с. 129; 15, с. 407]. Оставив основное войско в лагере под началом Баба бека, хан, отобрав десять тысяч воинов, отправился дальше в горы. Прошло ещё три дня труднейшего горного перехода по местности, где в свое время не смог пройти сам Тимур, как сообщили хану его приближенные [23, 8. 181; 15, с. 408]. Оказавшись в труднопроходимых местах, было решено сделать привал. Здесь был захвачен ещё один местный житель, который рассказал, что татары шли неправильным путем, так как ниже есть ровная, удобная дорога, по которой можно было бы добраться до черкесских укреплений за один день. Но если повернуть назад, то потрачено будет ещё около пяти-шести дней впустую. А если идти дальше прямо, то на следующий день Сахиб Гирей достигнет отвесной скалы, за которой будет узкая тропа, ведущая в черкесское селение Оргун. Но спуститься по ней будет очень тяжело [23, 8. 181].

Локализация Оргуна весьма затруднительна. Исходя из показаний Ремма-ля Ходжи, что укрепления черкесы соорудили на берегу Кубани, В. Остапчук считает, что это селение находилось где-то возле истока реки [15, с. 407]. А. М. Некрасов на основании сообщения, что войско Сахиб Гирея продви-

нулось далеко вглубь адыгских земель - путь в одну сторону занял более двух недель, уточняет, что Оргун должен был находиться на левом берегу Кубани. Исходя из вышесказанного, ученный предположил, что удар намечалось нанести по кемиргоевцам, обитавшим по р. Белой до р. Лабы, или бесленеевцам, занимавшим междуречье Лабы и верхнего течения Кубани [12, с. 129, 69]. Другого мнения придерживается С. Х. Хотко. Он полагает, что Реммаль Ходжа был дезориентирован, и под Оргун надо понимать наименование убыхского общества Ордан на реке Лоо. Исследователь пишет, что сначала войско Сахиб Гирея двигалось по Жанею к горе Тхаб, хребет Кецехур, а потом вдоль линии предгорий, по «анапской дороге» к Майкопу, где хан оставил основную часть войска, а сам с отрядом пошел вверх по реке Белой к Гузерипльскому перевалу с целью грабежа причерноморского «кабака» общества Ордан [21, с. 282].

Сахиб Гирей принял решение двигаться дальше. На следующий день войско вышло к крутому склону, где из ущелья уже был виден дым Оргуна [23, 8. 182; 2, с. 103]. Но спуститься вниз не удалось. Пришлось поворачивать назад. Хан был в ярости и хотел оставаться в горах на зиму, чтобы затем продолжить поход. Но приближенным удалось уговорить его вернуться в Крым, сославшись на то, что ногаи непременно воспользуются долгим отсутствием хана и нападут на беззащитную страну. Таким образом, было решено отдохнуть два дня, а на третий двинуться домой [23, 8. 183].

На обратном пути было захвачено большое количество ясыря из черкесов. Спустившись с гор, войско Сахиб Гирея расположилось лагерем на берегу Кубани, миновав Темрюк [23, 8. 183]. Ни о какой переправе через реку Рем-маль Ходжа уже не сообщает, хотя для того, чтобы попасть в эту крепость, нужно было сначала переправиться через Кубань. Получив от Кансавука обещанных для османского султана рабов, хан двинулся к Керченскому проливу. Как и в начале похода, первыми переправились воины, за ними хан, и вскоре войско вернулось в Бахчисарай [23, 8. 184].

Вернувшись из похода, Сахиб Гирей проводил время в праздности в трех своих дворцах. Это были уже упоминавшиеся в трактате Бахчисарай и Ула-клы-Сарай, а также впервые встречающийся в тексте Алма-Сарай, располагавшийся на берегу р. Альма, в урочище Хан-Эли [8, с. 73]. Через пять или шесть дней по возвращении из черкесского похода хан отправил к султану гонца с известием о его результатах и с просьбой разрешить построить пристань в Гёзлеве [23, 8. 185; 19, с. 415]. Вскоре из Стамбула пришел фирман, в котором султан одобрял действия Сахиб Гирея, подтверждая, что это земля хана, и он вправе делать на ней всё, что посчитает нужным. Здесь Реммаль Ходжа впервые в своем сочинении приводит точную дату, что произошло это в 946 г. х. (19 мая 1539 - 7 мая 1540) [23, 8. 185; 12, с. 129; 5, с. 82].

Так прошло лето и пришла осень (1539 г. соответственно). Сахиб Гирей

собрал совет беков, на котором поставил вопрос о новом военном походе. Как следует из речи хана, приведенной Реммалем Ходжой, есть два времени года, когда крымцы организуют походы - это время сбора урожая и зима [23, 8. 185; 15, с. 401]. Хан спрашивает беков, дождаться ли им зимы, когда замерзнет Керченский пролив, и тогда отправиться в поход на черкесов или же теперь пойти в страну Московию, добраться до столицы «рус» и разграбить их провинции? Беки ответили хану, что для него вполне достаточно совершать один поход в год, а так как прошло только четыре или пять месяцев со времени возвращения Сахиб Гирея из черкесского похода, то будет лучше, если поход возглавит его сын - Эмин Гирей. А так как зимние походы наиболее тяжелы, то решено было выступить на север [23, 8. 185-186].

Местом сбора всех желающих поучаствовать в походе против «рус акыны» был объявлен Ор Агзы (Перекоп) [23, 8. 49, 188; 15, с. 417]. Через три дня туда прибыл аталык Эмин Гирея - Ибрагим паша, вместе с другими беками и ханским знаменем (тугом). Покинув Перекоп, войско достигло берега Днепра и, по сообщению Реммаля Ходжи, насчитывало тридцать тысяч воинов. Здесь мы второй раз сталкиваемся с названием «Оиге1». В хронике говорится, что татары кричали: «Где ты, «Оиге1»!» [23, 8. 188]. В данном случае употребление этого термина Реммаль Ходжа применяет как будто к конкретному человеку, возможно, к правителю Литвы, если следовать за предположением В. Остапчука. Но в таком случае поход Эмин Гирея был направлен не против Московского княжества, а против Великого княжества Литовского. При этом ничего не говорится о переправе через Днепр. Войско двигалось ровно двадцать пять дней, прежде чем достигло границы «Рус». Здесь татары разбили лагерь на берегу некой большой реки [23, 8. 189].

Мнения исследователей разделились относительно того, против кого всё-таки был организован поход Эмин Гирея 1539 г. Сообщения Реммаля Ход -жи носят противоречивый характер. Поэтому В. Остапчук считает, что, скорее всего, поход был направлен против Литвы, которая в то время обладала значительными территориями к востоку от Днепра [15, с. 398]. Во-первых, Московия названа как одна из возможных целей экспедиции. Во-вторых, нет ясного указания на то, что татары перешли границу и вошли в Московию. В-третьих, В. Остапчук замечает, что османы и крымские татары часто также называли украинцев и белорусов этнонимом «рус». Следовательно, термин «рус» был для них указанием в целом на восточных славян, а не только на собственно русских. Поэтому сам по себе набег на «Рус» не обязательно означал набег на Московию [15, с. 417]. И. В. Зайцев полагает, что поход Эмин Гирея был направлен против Литвы и, возможно, против Московии [5, с. 79].

А. Н. Некрасов придерживается точки зрения, что крымский хан организовал нападение на русские земли [12, с. 130]. Как аргумент в пользу этого он приводит показания русских летописей, в которых сообщается, что Эмин

Гирей пришел «на Коширьскые места и на Ростовьскую волость» 26 октября 1539 г. [16, с. 130]. Другим источником, подтверждающим его точку зрения, служит письмо Сахиб Гирею от польского короля Сигизмунда I, датированное 10 января 1540 г. В нем король выражает хану свою благодарность за то, что он послал своего сына Эмин Гирея воевать землю московского князя [18, стб. 59]. Такого же мнения придерживается Х. Инальджик [22, р. 457].

Более поздний источник н. XIX в. - «Розовый куст ханов» (Гюльбун-и ханан) Халим Гирея сообщает, что одним-единственным походом, совершенным калгой Эмин Гиреем, был поход против венгров, однако не приводит ни его дат, ни его деталей [23, 8. 190]. Если предположить, что поход 1539 г. был действительно в Венгрию, что отчасти соотносится с её названием «Керел» в ряде источников, то тогда крымскому войску было просто необходимо форсировать Днепр. Однако Реммаль Ходжа, уделявший столь большое внимание описаниям переправ через всевозможные водные препятствия [15, с. 404], в повествовании о походе Эмин Гирея ни словом об этом не обмолвился.

Но вернемся к нашему источнику. Реммаль Ходжа сообщает, что на границе «Рус» решено было отправить разведчиков в страну врага с целью добычи «языков». Через сутки им удалось захватить казака и привести его в лагерь. На вопросы, где находится «Оиге1» и где расположены его войска, казак отвечал, что «Оиге1», ничего не подозревая о прибытии крымцев, находится на своем троне, а войска его рассредоточены [23, 8. 189].

Где же всё-таки происходили описываемые Реммалем Ходжой события? Если следовать за русскими источниками, писавшими о том, что Эмин Гирей приходил в конце октября под Каширу, то тогда крымское войско должно было расположиться на границе с Тульским краем. Как писал В. В. Каргалов, для крымских вторжений это был наиболее удобный участок, так как в район Тулы вел знаменитый Муравский шлях [6, с. 36]. Он проходил между верховьями Ворсклы и Северского Донца, затем в междуречье Сейма и Оскола, далее между Зушею и Красивой Мечей и выходил прямо к Туле [6, с. 36-37]. К Туле вели и другие татарские шляхи. Видимо, не являясь непосредственным участником похода, Реммаль Ходжа спутал Московское княжество с Великим княжеством Литовским, большинство населения которого составляли те же «рус».

Узнав о том, что им удалось подойти к границе «неверных» незамеченными, Эмин Гирей приказал воинам идти в набег («чапгул») и ровно через десять дней собраться возле какой-то крепости [23, 8. 189; 15, с. 409]. Сам он с двумя тысячами своих нукеров двинулся позади основных крымских сил и прибыл к вышеуказанной крепости на третий день, разграбив все окрестные деревни. Возможно, этой крепостью и была Кашира.

Ни о каком сопротивлении со стороны «неверных» Реммаль Ходжа не сообщает. Мало того, он пишет, что все воины вернулись из набега к намечен-

ному месту сбора и ни у кого даже не был разбит нос [23, 8. 189]. Совсем другую картину рисуют русские летописи. В частности, в них сообщается следующее: «И въ то время сшелъ съ Рязани великого князя въевода князь Семенъ Ивановичь Микулинъской и, пришедъ подъ Крымьскые люди, язы-кы поималъ и къ великому князю на Москву прислалъ, а иныхъ въ загонехъ Татаръ побил» [16, с. 130]. В одном только источники сходятся - в том, что крымскому царевичу удалось захватить много пленных.

Но на обратном пути крымское войско было застигнуто сильным снегопадом и морозом. Передвигаться было практически невозможно, в день нагруженные добычей воины могли проходить расстояние, равное трем полетам стрелы. Со слов хрониста, понадобилось сорок дней только на то, чтобы добраться до границы «неверных» [23, 8. 189]. Тогда Эмин Гирей с отрядом из ста человек двинулся вперед, оставив основные силы, чтобы как можно раньше достигнуть берега Днепра и оттуда послать гонца в Крым за помощью. Получив в Бахчисарае известие от сына, Сахиб Гирей велел срочно отправить к Днепру подкрепление с лошадьми и продовольствием.

Тем временем вышедший к Днепру авангард измученного крымского войска был атакован мангытами Баки бека. По словам Реммаля Ходжи, отбивая атаки ногаев, войску пришлось ещё задержаться на пять - десять дней. И когда из Крыма пришла помощь, оказалось, что четыре или пять тысяч татарских воинов погибли исключительно от холода [23, 8. 191; 15, с. 410]. Баки беку удалось уйти с награбленным добром, однако его брат Дивей мирза был захвачен в плен. Так закончился этот поход на север, согласно описаниям Реммаля Ходжи.

Дальнейший сюжет трактата связан с описанием попыток Сахиб Гирея вернуть в Крым Баки бека. И здесь впервые мы встречаем упоминания османской крепости Азак (Азов). Именно там находился мятежный Баки бек со своими казаками. Очень важным для нас выглядит сообщение Реммаля Ходжи о том, что «все казаки в Азаке были под его (Баки бека. - М. Ш.) командованием. Они ходили вместе в походы» [23, 8. 193]. Речь идет о казаках-тюрках, которые, как и их предводитель, порвали со своими родными улусами и стали промышлять разбоем и грабежом. Пристанищем этих казаков был османский Азак. То есть еще до появления на Дону казаков славянского происхождения, первые упоминания о которых относятся к концу 40-х гг. XVI в. [17, с. 285], мы находим у Реммаля Ходжи свидетельство о существовании здесь казаков тюркского происхождения, относящееся к началу 40-х гг. этого же столетия.

Четвертый поход Сахиб Гирея, описанный Реммалем Ходжой, был направлен против Московского государства. Состоялся он в 1541 г. и подробно описан в русских источниках. Здесь мы остановимся лишь на географических данных, которые приводит крымский хронист, описывая это крупное

военное предприятие Сахиб Гирея. В первую очередь это связано с рекой Окой. В отличие от той неизвестной реки, на которой расположилось лагерем войско Эмин Гирея в предыдущем походе, Ока хорошо была известна татарам. Так, когда во время пира у Сахиб Гирея князь Семен Федорович Бельский пообещал хану провести крымское войско к Оке и указать на ней брод, «где вода не доходит даже до стремени», то присутствовавшие при этом беки сказали, что они и раньше слышали о его существовании, но не знали, где именно он находится. «Если бы мы узнали об этом броде через реку Оку, то Московская страна давно была бы нашей, этому только и препятствовала река Ока» [23, 8. 195].

Местом сбора татарского войска, как и в предыдущем походе, был Ор Агзы (Перекоп). Хан со своим личным отрядом достиг его за три дня. Покинув Перекоп, Сахиб Гирей двинулся к «Ya1iniz Agac», который уже упоминался Реммалем Ходжой во время Молдавского похода 1538 г. как место остановки на пути к переправе через Днепр [23, 8. 200]. В Перекопе он оставил часть войск (от 30 до 40 тыс.) во главе с сыновьями - Эмин Гиреем и Адиль Гиреем, для охраны страны во время своего отсутствия [23, 8. 200].

Как пишет Реммаль Ходжа, во всех соседних странах узнали, что крымский хан выступил в поход, но никто не знал, на кого он отправляется в этот раз. Первыми черкесы услышали о походе и «бежали в неприступные горы» [23, 8. 200]. Ногаи отступили к Волге, а астраханцы засели в своей крепости. «Оиге1» вдоль своих границ велел выставить войска [23, 8. 201]. Узнал и московский князь о выступлении Сахиб Гирея. Он послал своих воевод на берег Оки, а сам в страхе бежал и укрылся в некоем хорошо укрепленном замке, расположенном в скалистом месте [23, 8. 201]. Русские не знали, в каком именно месте крымцы будут форсировать Оку, и поэтому разбили свое войско на отдельные отряды, охранявшие переправы через реку.

Тем временем крымский хан подошел к русской границе. Здесь беки предложили ему начать захват ясыря до перехода через Оку, но Сахиб Гирей запретил им это делать. «Выступив из этого места, они добрались до Оки» [23, 8. 202]. Из этого рассказа Реммаля Ходжи следует, что Ока не являлась пограничной рекой Московского государства. Где же тогда мог остановиться на московской границе Сахиб Гирей? Крымская хроника никак не описывает это место. Но зато в русских летописях говорится, что «июля въ 28 пришолъ царь къ городу Осетру, и Татарове мнопе къ городу приступали» [16, с. 102]. Осетр - это крепость Зарайск, расположенная на передней линии русской обороны [6, с. 97].

Не дает точных указаний крымский хронист и относительно того, к какому месту на Оке привел крымское войско Семен Бельский. Нет их и в русских летописях. Они только сообщают, что Сахиб Гирей «прiиде къ Оке-реке на берегъ 1юля въ 30, въ суботу, на третьемь часу дни, и ста на горе на вы-

соце месте» [16, с. 108]. Если учесть, что к Оке хан выступил из Зарайска и пришел через один день, то место предполагаемой переправы было в районе Коломны.

Реммаль Ходжа дает нам точное описание крымского лагеря. Так, хан со своими воинами расположился у самой переправы, ниже по течению -огланы, за ними беки Ширин, а выше по течению стали лагерем мангыты Баки бека [23, 8. 202]. Переправиться на другой берег у татар так и не получилось. По свидетельствам крымского хрониста, причиной тому послужили разногласия между Сахиб Гиреем и Баки беком, замышлявшим якобы во время переправы убить хана. По свидетельствам же русских летописей, переправа крымцев была сорвана умелыми действиями русских береговых полков. Так или иначе, Сахиб Гирей вынужден был отступить от Оки, причем очень скоро, на следующий день: «въ неделю (т. е. воскресенье. -М. Ш.) рано, на память святаго праведнаго Евдокима, канонъ Спасова дни» [16, с. 110].

После нескольких дней отступления по войску разнесся слух, что где-то поблизости находится отряд «неверных». Рано утром хан выступил в направлении расположения этого отряда, и татарам удалось захватить большое количество пленных, после чего воины «утешились, забыв о печали». Затем Сахиб Гирей двинул войско в обратный путь, которое в целостности и сохранности перешло русскую границу, и разбил лагерь на берегу некой реки. [23, 8. 204]. Так описано отступление крымского войска в трактате Реммаля Ходжи. Русские источники рисуют более конкретный маршрут отступления крымцев. Хан отступал той же дорогой, по которой пришел. 3 августа он подошел к Пронску, повелев войску «приступати ко граду съ пушками и съ пищалми и градобитными наряды» [16, с. 112]. Не сумев взять город, татары продолжили отступление, преследуемые русскими воеводами до Дона. И только переправившись через Дон, Сахиб Гирей смог уже спокойно продолжить свое возвращение в Крым.

По Реммалю Ходже, в своем лагере Сахиб Гирей велел написать и отправить три послания. Одно - к детям в Крым, в котором сообщал, что в целости и сохранности возвращается домой. Второе - к беку «Оиге1», которому он обещал, что вскорости вернется и накажет «Московита». И третье - к московскому князю, с оскорблениями в его адрес [23, 8. 204]. Перевод этого последнего ругательного послания к Ивану IV содержится в работе В. Д. Смирнова [19, с. 417].

На следующее утро крымское войско снялось с лагеря и двинулось к Ор Агзы. Получив весть о приближении хана, его сыновья вышли из перекопской крепости ему навстречу, и встреча состоялась на берегу Днепра. Придя в Ор Агзы, войско было распущено по домам, хан же на несколько дней задержался там, желая узнать, куда отправится Баки бек. Последний, перейдя

Перекоп, отправился в «страну мангытов» - Манкыт эли, которая располагалась в окрестностях г. Гёзлев [20, с. 201]. Узнав это, Сахиб Гирей двинулся в Бахчисарай.

Дальнейшие события, описанные в трактате, связаны с сюжетом отмщения Баки беку со стороны хана за предательство на Оке. Здесь тоже содержатся ценные сведения по исторической географии Крымского ханства. Так, в хронике говорится, что, понимая всю нависшую над ним угрозу, Баки бек решил во что бы то ни стало покинуть Крым. Он отправил своего человека к Сахиб Гирею сообщить, что очень болен. Баки бек просил разрешения выехать на несколько дней к берегу Днепра для поправки здоровья, так как климат этого региона очень благоприятен и место это в целом весьма красивое. Хан согласился, добавив, что и ему очень нравится бывать в этих местах, поэтому он скоро сам отправится туда поохотиться [23, s. 206]. Баки бек вместе с братом Ак Биби мирзой, выйдя за Перекоп, расположились станом в местенедалеко от «Divan Geçidi» [23, s. 206]. О. Гёкбильгин никак не поясняет, что это была за местность. Можно только предположить, что свою ставку мангытский бек разбил где-то недалеко от Перекопа. Скоро, как и обещал, туда прибыл Сахиб Гирей с сотней стрелков, чтобы поохотиться на оленей и журавлей. Реммаль Ходжа дает некоторое уточнение, написав, что хан прибыл туда, покинув Крым, идя дни и ночи, на третий день [23, s. 207]. Следовательно, эти охотничьи угодья крымского хана располагались приблизительно в 100-120 км к северу от Перекопского перешейка. Обратный путь в Бахчисарай занял у хана пять дней. С собой он привел закованных в цепи Баки бека и Ак Биби мирзу, которые вскоре были казнены [23, s. 209].

Далее следует рассказ о втором походе Сахиб Гирея против западноадыг-ского племени Жане. Сам автор никак не датирует его. О. Гёкбильгин, а следом за ним В. Остапчук, И. В. Зайцев и др. считают, что эта военная экспедиция крымского хана на Кавказ могла состояться около 1542 г. [15, с. 399; 5, с. 79; 1, с. 59]. Х. Инальджик писал, что вторая черкесская кампания Сахиб Гирея состоялась в 1543 г. [22, p. 448, 459, 463]. Весной 1545 г. датирует этот поход А. М. Некрасов, а вслед за ним и С. Х. Хотко, основываясь на сведениях, содержащихся в документах русских архивов [12, с. 131; 21, с. 284]. При этом А. М. Некрасов показал, что впервые на эти сведения ссылалась ещё Е. Н. Кушева [7, с. 201].

Поводом к походу, как и в первый раз, послужила жалоба кафинского беклербека на то, что бек Жане в очередной раз напал на «остров» Тамань, ограбил жителей и увел скот, да к тому же не предоставил османам ежегодной дани рабами [23, s. 212]. Выступив в поход, хан со своими гвардейцами направился в Кафу. Остальное войско должно было собраться на берегу, в месте под названием «Nahcivan» [23, s. 213]. Прибыв к Кафе, Сахиб Гирей расположился лагерем на «Saru Gol», куда повалил народ в надежде уви-

деть хана во всём его величии [23, s. 213]. Здесь Реммаль Ходжа приводит описание крымского войска на марше. Впереди двигались воины Ширин, за ними следовал хан со своими янычарами, тюфенкджи (мушкетерами) и «ички» беками. Справа от него шли воины кланов Аргын, Кипчак и огланы, слева - мангыты. Замыкали шествие телеги с пушками и боеприпасами [23, s. 213-214]. Интересно и содержащееся в этом месте хроники описание походного лагеря хана, напоминавшего собой, по мнению В. Остапчука, табор или так называемый «Wagenburg» [15, с. 403]. Так, в центре его размещался ханский шатер, окруженный повозками с пушками и боеприпасами. За этим кольцом располагались палатки янычар, третье или внешнее кольцо состояло из палаток служилых беков [23, s. 214].

Устроив пышный прием жителям Кафы, хан с войском на следующее утро отправился к Керчи, где его уже ждало 300 кораблей, подготовленных кафинским беклербеком. Из полученного донесения стало ясно, что черкесам известно о готовящемся против них походе, поэтому они разделили своё десятитысячное войско на отряды и ушли в укрепленные места. На четвертый день пути войско прибыло в Керчь. Пролив на этот раз был форсирован за полдня. На рассвете войско двинулось в путь и расположилось станом у «Yilanli Hi§ar» (Змеиная крепость). Реммаль Ходжа не упоминал о ней во время описания похода 1539 г. Здесь же он пишет, что это была огромная крепость, стоявшая на холме. Люди покинули её из-за змей громадных размеров, которые обосновались там. По этой причине люди боятся туда приходить [23, s. 216]. На следующий день войско выступило из этого места и добралось до Темрюка. Не останавливаясь там, татары переправились через Кубань и расположились лагерем на горе [23, s. 216]. Наутро войско двинулось в путь и достигло «подножья горы Эльбрус». Здесь надо понимать, что за день пути крымское войско смогло достичь предгорий Кавказа.

Тут к Сахиб Гирею прибыла делегация от Кансавука с предложением откупиться от хана рабами. Но оно было отвергнуто. Хан двинулся дальше в горы. Расположившись лагерем недалеко от того места, где находился со своими людьми Кансавук, крымцы выдержали ночное нападение черкесов, которое с успехом отбили. Утром татары напали на укрепленный лагерь жанеевцев, почти все они были перебиты либо взяты в плен. Кансавуку же удалось уйти с сотней или двумя верных людей [23, s. 219]. Дальше в течение семидесяти пяти дней татары прошлись по черкесским горам, предаваясь грабежу. По сообщению Реммаля Ходжи, к Темрюку было пригнано 50 тыс. рабов. «Воины были довольны. Никто не остался без рабов. Сердце народа было весело и счастливо» [23, s. 219]. Так описывает Реммаль Ходжа в своей хронике второй поход Сахиб Гирея против западноадыгского племени Жане.

(Окончание следует)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдужемилев Р. Р. Панегирик крымскому хану Сахиб Гераю в литературном наследии Нидаи-эфенди // Вопросы крымскотатарской филологии, истории и культуры. 2016. №2. С. 56-61.

2. Абдужемилев Р. Р. Пейзаж в повествовательной структуре крымских хроник ханского периода // Крымское историческое обозрение. 2016. № 2. С. 99-112.

3. Борисов В. И. Реки Кубани. Краснодар: Кубанское книжное издательство, 2005. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psekups.m/aгtic1es/ гekikubani/05.htm1

4. Ена В. Г. В горах и на равнинах Крыма. Симферополь: Издательство «Таврия», 1973. 112 с.

5. Зайцев И. В. Крымская историографическая традиция XV-XIX вв.: пути развития: рукописи, тексты и источники. М.: Вост. лит., 2009. 304 с.

6. Каргалов В. В. На степной границе (Оборона «крымской украины» Русского государства в первой половине XVI столетия). М.: Издательство «Наука», 1974. 184 с.

7. Кушева Е. Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией (вторая половина XVI - 30-е годы XVII в.). М.: Изд-во АН СССР, 1963. 372 с.

Лашков Ф. Ф. Исторический очерк Крымско-татарского землевладения // Известия Таврической Учёной Архивной Комиссии. Симферополь: Типография Таврического губернского управления, 1895. Т. 23. С. 71-117.

8. Малиновский А. Ф. Историческое и дипломатическое собрание дел, происходивших между российскими великими князьями и бывшими в Крыму татарскими царями с 1462 по 1533 год // Записки императорского Одесского общества истории и древностей. Одесса. 1863. Т. 5. С. 178-419.

9. Михневич Н. П. Основы стратегии. СПб., 1913. 364 с.

10. Некрасов А. М. Материалы по истории Крымского ханства XV-XVI веков в отечественных и зарубежных архивных хранилищах // Некрасов А. М. Избранные труды. Нальчик: Издательский отдел КБИГИ, 2015. С. 177-182.

11. Некрасов А. М. Международные отношения и народы Западного Кавказа (последняя четверть XV - первая половина XVI века) // Некрасов А. М. Избранные труды. Нальчик: Издательский отдел КБИГИ, 2015. С. 45-140.

12. Озова Ф. А. Черкесские города - османские крепости Причерноморья в XVII в. // Труды института Российской истории РАН. 2017. № 14. С. 259-278.

13. Османская империя и страны Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы в XV-XVI вв.: Главные тенденции политических взаимоотношений. Ред. И. Б. Греков. М.: Наука, 1984. 302 с.

14. Остапчук В. Хроника Реммаля Ходжи «История Сагиб Гирей хана» как источник по крымскотатарским походам // Источниковедение истории Улу-са Джучи (Золотой Орды). От Калки до Астрахани. 1223-1556. Казань, 2001. С. 391-421.

15. Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Ч. 1. СПб.: Типография И. Н. Скороходова. 1904. 298 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Посольские книги по связям России с Ногайской Ордой. 1489-1549 гг. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1995. 360 с.

17. Русская Историческая Библиотека. Т. XXX. Юрьев, 1914. 896 стб.

18. Смирнов В. Д. Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты до начала XVIII века. СПб., 1887. 772 с.

19. Трепавлов В. В. История Ногайской Орды. Казань: Издательский дом «Казанская недвижимость», 2016. 764 с.

20. Хотко С. Х. Черкесия: генезис, этнополитические связи со странами Восточной Европы и Ближнего Востока (XIII-XVI вв.). Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2017. 544 с.

21. Inalcik H. The Khan and the Tribal Aristocracy: The Crimean Khanate under Sahib Giray // Harvard Ukranian Studies. Vol. 3-4, p. 1-1979-80. - Pp. 445-466.

22. Tarih-i Sahib Giray Han (Histoire de Sahib Giray, khan de Crimée de 1532 à 1551). Ed. crit., trad., notes et glossaire par O. Gokbilgin. Ankara, 1973. 313 s.

Сведения об авторе: Шалак Максим Евгеньевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры специальных исторических дисциплин и документове-дения Института истории и международных отношений Южного федерального университета (344006, ул. Б. Садовая, д. 105/42, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация); shemjchich@mail.ru

Historical-geographical analysis of the work of Muhammad Nidai Kaysuni-zade «History of Khan Sahib Girey»

Maxim Shalak

(Institute of history and international relations, Southern Federal University)

Abstract. This article is devoted to the analysis of the historical work of the famous Ottoman scholar Muhammad Nidai Kaisuni-zade, better known as Remmal Khodja, "Tari^-i Sahib Girey Khan" written in the middle of the 16th century. This source, dedicated to the history of the reign of Khan Sahib Girey (1532 - 1551), will be studied by us for the purpose of revealing information on the historical geography of the Crimean Khanate and adjacent territories. In his

chronicle Remmel Khodja describes nine military campaigns of Sahib Girey. He describes in details the routes of movement of the Tatar troops, the places of crossings and locations on vacation. Very valuable are the characteristics given by the court historian to the opponents of the Khan, and descriptions of the terrain on which the fighting was conducted. From the above mentioned, it may seem that Remmal Khodja described the events as a direct witness.

All the military campaigns of Sahib Girey, described by Remmal Khodja, can be divided into four directions. To the west - to Moldavia, to the north - to Russia and Lithuania, to the east - to the Astrakhan Khanate, and south-east - to the Caucasus. Of all the directions, the North Caucasus region is described most of all in details in the source, since Sahib Girey made four campaigns to this territory. The revealed information will allow to clarify the boundaries of the Crimean Khanate, the lands that are in its vassal dependence, the location of cities and fortresses, as well as the areas of residence of some North Caucasian tribes.

The only publication to date "Tarih-i Sahib Girey Khan" was implemented in 1973 by O. Gokbilgin. The scientist published a chronicle in the modern Turkish transcription, providing it with a French translation.

Keywords: Crimean Khanate, historical geography, Sahib Girey, Remmal Khodja.

REFERENCES

1. Abduzhemilev R. R. Panegirik krymskomu khanu Sakhib Gerayu v literaturn-om nasledii Nidai-ehfendi [The Eulogy to the Crimean Khan Sahib Gerai in the literary heritage of Nidai-Efendi]. Voprosy krymskotatarskoy filologii, istorii i kultury [ Issues of the Crimean Tatar Philology, history and culture], 2016, no. 2, pp. 56-61.

2. Abduzhemilev R. R. Peyzazh v povestvovatel'noy strukture krymskikh khronik khanskogoperioda [The landscape in the narrative structure of the Crimean Chronicles of the Khan's period]. Krymskoe istoricheskoe obozrenie [Crimean historical review], 2016, no. 2, pp. 99-112.

3. Borisov V. I. Reki Kubani. [Rivers of Kuban]. Krasnodar, Kubanskoe knizh-noe izdatelstvo - Kuban book publishing house, 2005. Available at: http://psekups.ru/ articles/rekikubani/05.html.

4. Ena V. G. Vgorakh i na ravninakh Kryma [In the mountains and plains of the Crimea]. Simferopol, Tavriya, 1973. 112 p.

5. Zaytsev I. V. Krymskaya istoriograficheskaya traditsiya XV-XIX vv.: puti razvitiya: rukopisi, teksty i istochniki [The Crimean historiographical tradition of the XV-XIX centuries: ways of development: manuscripts, texts and sources]. Moscow, Vostochnaya literature, 2009. 304 p.

6. Kargalov V. V. Na stepnoy granitse (Oborona «krymskoy ukrainy» Russkogo gosudarstva v pervoy polovine XVI stoletiya) [On the steppe border (defense of the

"Crimean Ukraine" of the Russian state in the first half of the XVI century)]. Moscow, Nauka, 1974. 184 p.

7. Kusheva E. N. Narody Severnogo Kavkaza i ikh svyazi s Rossiey (vtoraya po-lovinaXVI- 30-e gody XVII v.) [The peoples of the North Caucasus and their relations with Russia (second half of XVI - 30-ies of the XVII century.)]. Moscow, AN SSSR, 1963. 372 p.

8. Lashkov F. F. Istoricheskiy ocherk Krymsko-tatarskogo zemlevladeniya [Historical sketch of the Crimean Tatar land ownership]. Izvestiya Tavricheskoy Uchyonoy ArkhivnoyKomissii [News Of The Taurian Scientific Archival Commission]. Simferopol, 1895, vol. 23, pp. 71-117.

9. Malinovskiy A. F. Istoricheskoe i diplomaticheskoe sobranie del, proiskhodiv-shikh mezhdu rossiyskimi velikimi knyazyami i byvshimi v Krymu tatarskimi tsaryami s 1462po 1533 god [Historical and diplomatic collection of cases that took place between the Russian Grand Dukes and former Tatar kings in the Crimea from 1462 to 1533]. Za-piski imperatorskogo Odesskogo obshchestva istorii i drevnostey [Notes of the Imperial Odessa society of history and antiquities], Odessa, 1863, vol. 5, pp. 178-419.

10. Mikhnevich N. P. Osnovy strategii [Basic strategy]. Saint-Petersburg, 1913. 364 p.

11. Nekrasov A. M. Materialy po istorii Krymskogo khanstva XV-XVI vekov v otechestvennykh i zarubezhnykh arkhivnykh khranilishchakh [Materials on the history of the Crimean Khanate XV-XVI centuries in domestic and foreign archival repositories]. Nekrasov A. M. Izbrannye trudy [Nekrasov A. M. Selected works], Nalchik, Izdatelskiy otdel KBIGI, 2015, pp. 177-182.

12. Nekrasov A. M. Mezhdunarodnye otnosheniya i narody Zapadnogo Kavkaza (poslednyaya chetvert XV - pervaya polovina XVI veka) [International relations and peoples of the Western Caucasus (last quarter of XV-first half of XVI century)]. Nekrasov A.M. Izbrannye trudy [Nekrasov A. M. Selected works], Nalchik, Izdatelskiy otdel KBIGI, 2015, pp. 45-140.

13. Ozova F. A. Cherkesskie goroda - osmanskie kreposti [The Circassian cities -the Ottoman fortresses]. Trudy instituta Rossiyskoy istorii RAN [Proceedings of the Institute of Russian history RAS], 2017, no. 14, pp. 259-278.

14. Osmanskaya imperiya i strany Tsentralnoy, Vostochnoy i Yugo-Vostochnoy Ev-ropy v XV-XVI vv.: Glavnye tendentsii politicheskikh vzaimootnosheniy [The Ottoman Empire and the countries of Central, Eastern and South-Eastern Europe in XV-XVI centuries: The Main trends of political relations]. Moscow, Nauka, 1984. 302 p.

15. Ostapchuk V. Khronika Remmalya Khodzhi «Istoriya Sagib Gerey khana» kak istochnikpo krymsko-tatarskimpokhodam [Remmal Khoja's chronicle "history of Sahib Gerey Khan" as a source of information on the Crimean Tatar campaigns]. Istoch-nikovedenie istorii Ulusa Dzhuchi (Zolotoy Ordy). Ot Kalki do Astrakhani. 1223-1556 [Source history of Ulus Jochi (of Golden Horde). From Kalka to Astrakhan. 12231556]. Kazan, 2001, pp. 391-421.

16. Polnoe sobranie russkikh letopisey [Full collection of Russian Chronicles]. Saint-Petersburg, 1904, vol. 13, part 1, 298 p.

17. Posolskie knigi po svyazyam Rossii s Nogayskoy Ordoy. 1489-1549 gg. [Embassy books on relations between Russia and the Nogai Horde. 1489-1549.]. Makhachkala, Dag. kn. izd-vo, 1995. 360 p.

18. Russkaya Istoricheskaya Biblioteka [Russian Historical Library]. Yuriev, 1914, vol. 30. 896 col.

19. Smirnov V. D. Krymskoe khanstvopodverkhovenstvom Ottomanskoy Porty do nachala XVIII veka [The Crimean Khanate under the rule of the Ottoman Empire until the early eighteenth century]. Saint-Petersburg, 1887. 772 p.

20. Trepavlov V. V. Istoriya Nogayskoy Ordy [History Of The Nogai Horde]. Kazan, Kazanskaya nedvizhimost, 2016. 764 p.

21. Khotko S. Kh. Cherkesiya: genezis, ehtnopoliticheskie svyazi so stranami Vostochnoy Evropy i Blizhnego Vostoka (XIII-XVI vv.) [Circassia: the Genesis of eth-no-political relations with the countries of Eastern Europe and the Middle East (XIII-XVI centuries.)]. Maikop, Adyg. resp. kn. izd-vo, 2017. 544 p.

22. Inalcik H. The Khan and the Tribal Aristocracy: The Crimean Khanate under Sahib Giray // Harvard Ukranian Studies. Vol. 3-4, p. 1, 1979-80. - Pp. 445-466.

23. Tarih-i Sahib Giray Han (Histoire de Sahib Giray, khan de Crimée de 1532 à 1551). Ed. crit., trad., notes et glossaire par O. Gokbilgin. Ankara, 1973. 313 s.

About the author: Shalak Maxim E., Cand. Sci. (History), Associate Professor of the Department of special historical disciplines and documentation of the Institute of history and international relations, Southern Federal University (105/42, Bolshaya Sadovaya st., Rostov-on-Don, 344006, Russian Federation); shemjchich@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.