УДК 303.1:001.2
ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Самыгин Сергей Иванович,
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), доктор социологических наук, профессор, г. Ростов-на-Дону, Россия. E-mail: [email protected]
Руденко Андрей Михайлович,
Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета, заведующий кафедрой философии, истории и мировых религий, доктор философских наук, доцент, г. Шахты, Ростовская область, Россия.
E-mail: [email protected]
Котлярова Виктория Валентиновна,
Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета, кандидат философских наук, доцент, г. Шахты, Ростовская область, Россия.
E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье авторами предпринимается попытка осмысления становления философско-методологических подходов к экспликации проблемы информационной безопасности. Авторы рассматривают развитие категории «информационная безопасность» в философских исследованиях с Античности и до начала XXI века в контексте понимания безопасности. Анализируется ряд современных представлений об информационной безопасности. Обращается внимание на взаимосвязь информационной безопасности с понятием информационной войны.
Ключевые понятия: информационная безопасность, безопасность, общество, информационные войны.
Динамика экономических, политических, социальных реалий XXI века способствовала формированию нового представление об информации как ведущем факторе общественного развития. Глобальные процессы информатизации, широкое внедрение информационных технологий как характерной черты современности, их влияние на все сферы развития общества поставили на первый план вопросы обеспечения информационной безопасности.
Проблема безопасности вообще и информационной безопасности в частности в последние годы стала очень популярной и используется настолько широко, что достаточно часто бывает невозможным выделить сущность и границы применения основных составляющих понятий и категорий в этой сфере. Поэтому представляется целесообразным конкретизировать сущность и содержание информационной безопасности на основании ретроспективного анализа наследия характерных представителей философской мысли в этой области.
Формирование современной парадигмы информационной безопасности происходит на базе переосмысления соответствующих исследований выдающихся отечественных и зарубежных мыслителей. В данной статье авторы предпринимают попытку генезиса философско-методоло-гических подходов к экспликации проблемы информационной безопасности. Как складывались представления о безопасном существовании, в чем мыслители разных эпох усматривали причины и источники безопасности, как пытались добиться устойчивого мира, безопасности и процветания, как менялись взгляды на информацию в контексте безопасной жизнедеятельности, - поиску ответов на эти жизненно важные вопросы и посвящена данная статья.
Проблема обеспечения информационной безопасности человека, общества и государства и получение достоверной информации волновала лучшие умы человечества. Но рассматривалась она преимущественно в контексте войны и мира. Ранним формам мировоззрения был присущ синкретизм. Философская мысль того времени еще не дифференцировала сферы духовной деятельности человека. Это было обусловлено «космологически-натуралистическим пониманием человеческого мира» [4, с. 61]. В Древней Греции появляются первые произведения, в которых излагались основные аспекты видения мира и безопасности. Идеи безопасности всегда распространялись в эпоху разрушитель-
ных войн и после них. Впервые критерии безопасности граждан обосновал древнегреческий мыслитель Аристотель в своих размышлениях по идеальному устройству государства и методах управления общественными процессами [1, с. 509].
Установка христианством общечеловеческой нравственности, отрицание им национальных, обрядовых и общественных различий дало мощный информационный импульс к выдвижению идеи вечного мира. Известный христианский теолог Августин Блаженный критикует «каиновский» дух Римской империи, потребительски ориентированную позднеантичную цивилизацию. Именно от Августина ведет начало идея «Мира Божьего» (Рах Тгеида Dеи) - мира, безопасности и согласия в рамках христианских государств.
Качественно новый этап формирования элементов философских концепций информационной безопасности связан с эпохой Возрождения. В центре внимания передовых мыслителей (Джованни Пико делла Мирандола, Лоренцо Вала)этого периода стоит человек, его духовная жизнь, его освобождение из-под гнета церкви и социальной несправедливости.
В XVII в., когда завершалось становление большинства национальных государств Европы, наметился этап обоснования идеи «вечного мира», в отличие от «христианского мира», включающего в себя религиозную нетерпимость и апологетику; большинство проектов «вечного мира» отражали успехи эмпирической философии и рационалистический подход. В таких проектах часто фигурировал «государственный интерес» в создании прочного мира и обеспечении устойчивой безопасности как реальной предпосылки процветания молодых государств [6, с. 18-19].
Научное же обоснование информационных аспектов проблемы национальной безопасности в современном понимании содержатся в творчестве Т. Гоббса и И. Канта. Разработку философских проблем безопасности через религиозно-этическое понимание проблемы мира осуществляли в эпоху Просвещения Ф. Вольтер, Д. Дидро, точку зрения Т. Гоббса поддерживал Ж-Ж. Руссо; в период немецкой классики - И. Фихте и И. Гердер, которые с разных сторон рассматривали идею обеспечения безопасности через обоснование государственного суверенитета. Много интересных идей по решению проблем безопасности выразили социалисты-утописты Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оу-
эн. Проблемы философского осмысления безопасности вообще и информационной безопасности в частности становятся в центр внимания таких выдающихся мыслителей Х1Х-ХХ вв., как Р. Арон, А. Бергсон, М.Л. Кинг, Б. Рассел, П. Тейяр де Шарден, А. Тойнби, А. Швейцер, К. Ясперс и др.
Французский философ А. Бергсон, сочетая информационную безопасность с пониманием закрытого и открытого обществ, отмечает, что насилие и войны являются неизбежным следствием закрытых обществ и, следовательно, печальной необходимостью эпохи [2, с. 190].
Английский философ, логик и моралист Бертран Рассел в своих многочисленных произведениях предупреждает человечество: наступил решающий момент истории, когда оно должно сделать выбор: или погибнуть в результате военной опасности (поскольку современное оружие поражает обе стороны), или эту опасность победить. Разум должен взять верх над безрассудством, и особое место в данном процессе должно принадлежать формированию и направлению необходимых информационных потоков (действий) [7, с. 55].
Взгляды французского мыслителя П.Т. де Шардена по вопросам безопасности логично вытекают из его теории «космогенеза», согласно которой развитие Вселенной идет в определенном направлении и в конечном итоге сводится к становлению и развитию духа. Он писал, что насилие выступает как вопиющая бессмыслица «свободы в беспорядке», что оно тормозит прогресс, ожидается всеми. Процессы социализации, конвергенции народностей, по его мнению, в конечном итоге обеспечат условия естественной ликвидации опасности насилия. Особое значение в данном процессе приобретает влияние информации космического уровня [3, с. 142].
Английский историк и социолог А. Тойнби пытался проанализировать различные пути борьбы за установление прочного мира и безопасности. Как «серьезные усилия», которые делались для обеспечения безопасности, он рассматривает сознательную деятельность людей в двух альтернативных направлениях:1) попытки вести наступление на насилие с помощью прямых действий частных лиц и 2) попытки достичь этой же цели с помощью побочных действий граждан государства.
А. Тойнби отдает дань большого уважения «героическому», близкому к святости поведению тех, кто шел путем личного отказа от участия в любой войне своего
государства. В то же время он считает, что альтернативная стратегия безопасности, которая с помощью информационных средств и способов пытается склонить и приучить правительства объединяться для совместного противостояния агрессии, когда возникает ее угроза, как показывает опыт, «значительно более многообещающие». А. Тойнби справедливо отмечает опасность одностороннего пацифизма миролюбивых государств, которая может сделать их беззащитными перед агрессивными государствами. Отсюда необходимость того, чтобы миролюбивые народы «поднимались до уровня воинов», поскольку «святость» может принести пользу только «завтра». Именно этот «подъем до уровня воинов» в мировых войнах 1914-1918 и 1939-1945 гг. позволил, согласно А. Тойн-би, неагрессивным народам победить милитаристские империи. Он считает, что это открыло возможность установления ойку-менической безопасности с помощью мирного объединения человечества на основе справедливости и мудрости в «добровольный союз», способный гарантировать мир и безопасность. И все же путь к окончательному и необратимому уничтожению института насилия он видит только в «религиозном преображении» человечества, когда физическая война человека против человека будет переведена в духовную (информационную) войну всех людей, объединенных на службе Богу, против сил зла [12, с. 219-221].
Во второй половине ХХ в. происходит всплеск интереса к пониманию информационной безопасности. Это связано, прежде всего, с активным влиянием информационных технологий на современное общество. В современной науке проблема информационной безопасности выступает предметом исследования многих ученых. За последние годы в отечественной и зарубежной науке в целом проявилось большое количество работ, посвященных углубленному исследованию проблем информационной безопасности.
Подавляющее большинство современных исследователей характеризуют информационную безопасность как особое состояние защищенности общественной информационной среды, соответствующей интересам общества, государства или отдельной личности, при котором обеспечивается постоянное формирование, функционирование и развитие независимо от влияния внешних и внутренних информационных угроз. Именно такой точки зре-
ния придерживается известный российский политолог И.Н. Панарин, акцентирующий внимание на «ведущую роль политической элиты российского общества, противостоящей информационному влиянию» [5, с. 134]. Противоположное определение представлено в исследованиях А.А.Тер-Акопова, предлагающего понимать под «информационной безопасностью субъекта состояние защищенности информации, обеспечивающей жизненно важные интересы человека» [11, с.87]. Информационная безопасность в современных исследованиях очень часто сравнивается со своим социальным антиподом - информационной войной. Такая точка зрения присутствует в работах российского политолога и филолога Г.Г. Почепцова.
Информационная сфера общества была и остается особенно чувствительной к внешним воздействиям в условиях развития и становления демократических институтов. Ведь остаются выработанными необходимые устойчивые фильтры: механизмы отбора нужного продукта потребления или защиты от него. Почти неизбежно в таких условиях любая страна может стать объектом спланированного информационного воздействия. И в случае когда нет формулы защиты от информационной опасности или правил существования в условиях информационной безопасности, возникает угроза не только информационному суверенитету, но и государственному [6, с. 351].
Обращаясь к исследованиям специалистов в сфере информационной войны, которые являются самыми известными в наше время, безусловно, необходимо сделать особый акцент на работах Дж. Ар-килла (США). Это автор современной американской информационной стратегии, он сейчас возглавляет Центр информационных операций в системе военно-морских сил США. Именно Дж. Аркилл наиболее полно осветил практические механизмы ведения информационной войны и во многом своими собственными усилиями определил ее ход в первые десятилетия XXI века. К основным научным достижениям Дж. Аркил-ла следует отнести вывод закономерностей противостояния сетей и иерархий, вывод процессного и структурного типов информации, выделение трех видов информационного пространства: киберпространства, инфосферы и ноосферы [13].
В условиях XXI века стало очевидным, что современное общество нуждается не только в поступлении информации, но и в защите от негативной информации, а
информационная составляющая служит важным компонентом национальной безопасности. Все это происходит на фоне постоянно увеличивающегося влияния средств массовой коммуникации на экзистенцию современного человека [8, с. 102], что устанавливает четкую корреляцию между информационной и социальной безопасностью [10, с. 54-59]. В наши дни информационная безопасность не ограничивается сугубо техническими и технологическими параметрами (информационно-техническая безопасность). Не менее значимой как для военной, так и для невоенной области оказывается информаци-он но-психологическая (психофизическая) безопасность. Информационно-психологическая безопасность в отношении личности состоит в защищенности отдельных лиц и (или) групп лиц от негативных информационно-психологических воздействий и связанных с этим иных жизненно важных интересов личности, общества и государства. Это особенно актуально в условиях, когда глобальный мир, к сожалению, становится пространством информационных войн. При этом общим для них становится то, что они имеют культурную основу, поскольку адресованы культурной психологии и ментальности человека.
Современные информационные войны особенно часто используются в экономике, политике и военной борьбе. Кроме того, «информационная война может вестись управляющей элитой с целью удержания своего господствующего положения через сохранение доминирующей в данном обществе структуры приоритетов и ценностей, через поддержание возможности непрерывно продолжать воспроизведение этой структуры, поддерживая тем самым и непрерывность (сохранение) власти» [9, с. 36]. В настоящее время информационно-психологические войны становятся основой и всяких других войн, предшествуя им или протекая параллельно, определяя успех или поражение их исхода.
Таким образом, концептуальные идеи информационной безопасности начинают формироваться в философских размышлениях с глубокой древности. Однако философы анализировали информационную безопасность не в качестве отдельной философской категории, а в контексте философских исследований безопасности общества и человека, в контексте противодействия насилию и войнам.
Информационная безопасность - это
состояние защищенности жизненно важных интересов человека, общества и государства в информационной сфере от внешних и внутренних вызовов и угроз, обеспечивает их устойчивое развитие. В то же время, информационная безопасность - это и процесс, поскольку теснейшим образом связана с культурной средой и является неотъемлемой частью социокультурной жизни общества, в котором действуют политическая власть, общественно-политические силы и движения, участвуют личности, социальные группы, которые побуждаются экономическими и социально-политическими потребностями, интересами и целями. Это обстоятельство предполагает раскрытие имеющихся связей среди субъектов и объектов безопасности, их интересов, а также тенденций и закономерностей их развития, понятий, с помощью которых вычленяются угрозы из совокупности различных факторов и явлений окружающей действительности.
Информационная безопасность является сложной категорией, многообразие рассмотренных концепций связано с тем, что информационная безопасность как социокультурное явление является сложной многоуровневой функциональной системой и не может быть исчерпывающе проанализирована только под углом одного методологического подхода. Поиск различных методологических подходов, дополняющих друг друга, позволяющих взглянуть на проблему информационной безопасности комплексно, будет осуществлен в последующих публикациях авторов.
1. Аристотель. Политика [Текст] /Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4.; пер. с древнегреч.; общ. ред. А.И. Доватура. М.: Мысль, 1983. 830 с.
2. Бергсон, А. Два источника морали и религии [Текст] / А. Бергсон; пер. с фр., послесловие, примечания А.Б. Гофмана. 2-е изд., испр. М.: КДУ, 2010. 288 с.
3. Котлярова, В.В. Информационно-коммуникационные технологии в ценностном пространстве современной культуры [Текст] / В.В. Котлярова // Современные проблемы межкультурных коммуникаций: язык, культура, общество: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (11-13 мая 2009 г.) / ФГОУ ВПО «ЮФУ». Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ АПСН, 2009. С. 140-144.
4. Котлярова, В.В. Парадигмы аксиологии: монография [Текст] / В.В. Котлярова. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2014. 226 с.
5. Панарин И.Н. Информационная война и власть [Текст] / И.Н. Панарин. М.: Мир безопасности, 2001. 224 с.
6. Почепцов, Г.Г. Информационные войны [Текст] / Г.Г. Почепцов. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2001. 576 с.
7. Рассел, Б. Здравый смысл и ядерная война [Текст] / Б. Рассел; пер. с англ. В. М. Карзинкина. М.: Изд-во иностр. лит., 1959. 79 с.
8. Руденко, А.М. Влияние средств массовой коммуникации на экзистенцию современного человека [Текст] / А.М. Руденко, Ю.А. Фролова // Современное общество, образование и наука/ Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. 2015. С. 102-103.
9. Самохвалова, В.И. Глобальный мир как пространство современных информационных войн [Текст] / В.И. Самохвалова // Философия и общество. 2011. № 4. С. 33-49.
10. Самыгин, С.И. Социальная безопасность в системе социально-гуманитарного знания о безопасности [Текст] / С.И. Самыгин, О.В. Степанов // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 11. С. 54-59.
11. Тер-Акопов, А.А. Безопасность человека: Теоретические основы социально-правовой концепции [Текст] / А.А. Тер-Акопов. М.: МНЭТТУ, 1998. 194 с.
12. Тойнби, А.Дж. Цивилизация перед судом истории. Мир и Запад [Текст] / А.Дж. Тойнби; пер. с англ. М.: ACT: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. 318 с.
13. Arquilla, J. In Athena's Camp: Preparing for Conflict in the Information Age [Text] / J. Arquilla, D. Ronfeldt. Santa Monica, Calif.: Rand, 1997. 557 р.
References
1. Aristotel'. Politika (1983) Sochinenija: V 4-h t. T. 4.; per. s drevnegrech.; obshh. red. A.I. Dovatura. Moscow, Mysl', 830 p. [in Rus].
2. Bergson A. (2010) Dva istochnika morali i religii. per. s fr., posleslovie, primechanija A.B. Gofmana. Moscow, KDU, 288 p. [in Rus].
3. Kotljarova V.V. (2009) Informacionno-kom-munikacionnye tehnologii v cennostnom prostranst-ve sovremennoj kul'tury. Sovremennye problemy mezhkul'turnyh kommunikacij: jazyk, kul'tura, obshhest-vo: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. (11-13 maja 2009 g.) / FGOU VPO «JuFU». Rostov n/D, Izd-vo SKNC VSh JuFU APSN, pp. 140-144 [in Rus].
4. Kotljarova V.V. (2014) Paradigmy aksiologii. Rostov n/D, Izd-vo SKNC VSh JuFU, 226 p. [in Rus].
5. Panarin I.N. (2001) Informacionnaja vojna i vlast'. Moscow, Mir bezopasnosti, 224 p. [in Rus].
6. Pochepcov G.G. (2001) Informacionnye vojny. Moscow, «Refl-buk», K., «Vakler», 576 p. [in Rus].
7. Rassel B. (1959) Zdravyj smysl i jadernaja vojna / B. Rassel; per. s angl. V.M. Karzinkina. Moscow, Izd-vo inostr. lit., 79 p. [in Rus].
8. Rudenko A.M., Frolova Ju.A. (2015) Vlijanie sredstv massovoj kommunikacii na jekzistenciju sovremennogo cheloveka. Sovremennoe obshhestvo, obrazovanie i nauka sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarod-noj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 16 chastjah. pp. 102-103 [in Rus].
9. Samohvalova V.I. (2011) Global'nyj mir kak pros-transtvo sovremennyh informacionnyh vojn. Filosofija i obshhestvo, no. 4, pp. 33-49 [in Rus].
10. Samygin S.I., Stepanov O.V. (2014) Social'naja bezopasnost' v sisteme social'no-gumanitarnogo znanija o bezopasnosti. Social'no-gumanitarnye znanija, no. 11, pp. 54-59 [in Rus].
11. Ter-Akopov A.A. (1998) Bezopasnost' cheloveka: Teoreticheskie osnovy social'no-pravovoj koncepcii. Moscow, MNJeTTU, 194 p. [in Rus].
12. Tojnbi A.Dzh. (2011) Civilizacija pered sudom istorii. Mir i Zapad. per. s angl. Moscow, ACT: Astrel'; Vladimir: VKT, 318 p. [in Rus].
13. Arquilla. J., Ronfeldt. D. (1997) In Athena's Camp: Preparing for Conflict in the Information Age. Santa Monica, Calif.: Rand, 557 p. [in Eng].
UDC 303.1:001.2
HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL UNDERSTANDING OF THE PROBLEM OF INFORMATION SECURITY
Samygin Sergey Ivanovich,
Rostov State University of Economics, Doctor of Sociology, Professor, Rostov-on-Don, Russia. E-mail: [email protected]
Rudenko Andrey Mikhailovich,
Institute of Service and Business (branch) of Don State Technical University, Head of the Department Chair of Philosophy, History and World Religions, Doctor of Philosophy, Associate Professor, Shakhty, Rostov Region, Russia. E-mail: [email protected]
Kotlyarova Viktoriya Valentinovna,
Institute of Service and Business (branch) of Don State Technical University, Cand. Sc. (Philosophy), Associate Professor, Shakhty, Rostov Region, Russia. E-mail: [email protected]
Annotation
The authors make an attempt of understanding philosophical and methodological approaches to explicating the problem of information security. The authors study the development of the category "information security" in philosophic researches from antiquity to the beginning of XXI century in the context of understanding security. The article analyzes some present-day conceptions of information security. Attention is given to interrelation between information security and the notion of information war.
Key concepts: information security, security, society,
information war.