Научная статья на тему 'Историко-философское и социально-культурологическое значение понятий дух, духовность'

Историко-философское и социально-культурологическое значение понятий дух, духовность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
224
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХ / ДУХОВНОСТЬ / ДУША / ЧЕЛОВЕК / ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ / SPIRIT / SPIRITUALITY / THE SOUL / A MAN / TRANSCENDING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мкртычан Ирина Александровна

В данной статье рассматривается проблема определения духа, духовности в историко-философском и социально-культурологическом значении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical, philosophical and social-cultural significance of the concepts spirit, spirituality

This article discusses the problem of defining the spirit and spirituality in the historical, philosophical and socio -cultural significance.

Текст научной работы на тему «Историко-философское и социально-культурологическое значение понятий дух, духовность»

УДК 130.1 ББК 87.3 М-71

Мкртычан Ирина Александровна, аспирант кафедры философии, культурологии и социально-гуманитарных наук АГПА, e-mail: [email protected].

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ ДУХ, ДУХОВНОСТЬ

(рецензирована)

В данной статье рассматривается проблема определения духа, духовности в историко-философском и социально-культурологическом значении.

Ключевые слова: дух, духовность, душа, человек, трансцендирование.

Mkrtychan Irina Alexandrovna, post graduate student of the Department of Philosophy, Cultural Studies and Social Sciences and Humanities of ASPA , e-mail: [email protected].

HISTORICAL, PHILOSOPHICAL AND SOCIAL-CULTURAL SIGNIFICANCE OF THE CONCEPTS SPIRIT, SPIRITUALITY

(reviewed)

This article discusses the problem of defining the spirit and spirituality in the historical, philosophical and socio -cultural significance.

Keywords: spirit, spirituality, the soul, a man, transcending.

Проблема духовности всегда беспокоила умы человечества на протяжении всей ее истории. Над изучением данного вопроса трудились сотни философов, начиная с древности и до наших дней, предлагались различные подходы в понимании содержания этого понятия. Древнегреческие философы высказывали множество интереснейших идей относительно души, духа и духовности.

В дошедшем до нас философском памятнике - сочинении Гераклита «О природе» -содержится ряд интересных мыслей. В нем философ утверждает, что первоосновой всего, а, следовательно, и души, является огонь. Но «это понятие у Гераклита представляет определенный методологический принцип. Огонь является для него наиболее адекватным символом развития, постепенности постоянных изменений».

Проблема души и духа получила новое звучание в трудах у Сократа, душа напрямую связывалась с сущностью человека, что позволяло отличать его от какого-либо другого существа. Он считал, что знание уже само по себе есть высшая добродетель. Дух неотделим от знания и задача состоит лишь в том, чтобы это добродетельное знание предоставить человеку.

Ориентация на знание как высшую ценность и составляет «сократовский» тип человеческой духовности. Именно знание, его количество и качество становится мерой ее онтологической истинности. Такая личность существует и действует во имя знания, и способна подавить в себе все животные начала.

Основные принципы понимания духовного, духовного опыта и феномена духовности заложил в европейской философской традиции Платон. В отличие от своих предшественников он явления духовности вывел за границу субъективно-личностного мира в широкий социальный космос. У Платона дух как первооснова всего - это мировая душа, душа космоса, обладающая творческой силой. Она есть первоначало вещей и универсальный принцип бытия, которая заставляет вещи подражать идеям.

Платон является первооткрывателем духовного преображения личности, то есть соответствие достижения ею добродетели, сопряженной с разумением, понимаемым как освобождение от страстей и перенос в «другую область, где является сущее само по себе». Он внес наиболее значительный вклад в разработку категориального аппарата для анализа духовности и духовного опыта [1].

Дальнейшее исследование в области души, духа и духовности проводил Аристотель.

Феномен духовности он рассматривает во взаимосвязи с учением о трех родах субстанций: чувственно-воспринимаемой и преходящей (растения, животные), чувственной, но вечной (небесные тела) и особой (разумная душа в человеке и Боге).

Формирование представлений о духовности в средневековой философии происходит, с одной стороны, на фоне все большего разделения сфер духа и души, а с другой - на фоне «открытия» феномена личности, носящего теологический характер. Сферы духа и души все более разделяются при одновременном установлении между ними строгой иерархии. Средневековая философская мысль выводит человека за пределы природы, утверждая нахождения его сущности в его духовном (божественном) прообразе. Творцом и носителем сущности человека является Бог. Человек созданный «по облику и подобию божьему», не может быть похож ни на кого другого. Истинность человека и каждой детали его бытия определяется через соответствие богу, его идеям, промыслу. Продолжая традицию античных исследований духовности, Августин в своей «Исповеди» закрепляет ранее сложившуюся традицию «расширения» сферы человеческой духовности за счет «открытия» в ней рефлексии, акцентирующей особое внимание человека на своем внутреннем духовном мире и соответственно, усиливая значимость и увеличивая удельный вес духовного. Рефлексия объявляется реальностью более достоверной и более открытой, чем все другие сферы и акты человеческого существования.

Достаточно сложно интерпретируется феномен человеческой духовности в философии Фомы Аквинского. Согласно Аквинскому феномен человеческой духовности, заключается в реализации понимания и действии с пониманием. Так, человеку природным образом свойственно постигать цель, к которой тяготеет каждая вещь и природный порядок вещей, завершением которого является высшее Благо - Бог.

Основоположник новоевропейского рационализма Рене Декарт также внес существенный вклад в разработку проблемы духовного и понимания истинной сущности духовности как таковой. Понимание духовного, по Декарту, состояло в последовательном применении интуиции как умственного усмотрения первичных, глубоких и наиболее фундаментальных духовных принципов и ценностей, а также дедукции, посредством которой постигается то, что с необходимостью извлекается из уже полученных духовных идей.

Гегель характеризует «Дух» как третью, высшую и завершающую ступень развития абсолютной идеи, она «снимает» предшествующую ступень своего природного «инобытия»: «В этой истине природа исчезла, и дух обнаружился в ней как идея, достигшая своего для-себя-бытия...» И хотя Гегель, объявляет отличительной чертой духа «его идеальность, т.е. снятие инобытия идеи, возвращение и возвращенность ее к себе из своего другого», но фактически под «духом» им предполагается совокупность определений такого материального существа, как человек в его социально-историческом развитии. Поэтому в сущности философия духа Гегеля это, его антропо-социальная философия. Гегель именует человеческое бытие «духом» вследствие идеалистической установки своей философской сиситемы, который ставит в абсолют тот факт, что из всех живых существ, возникших в природе, «только человек впервые поднимается от единичного ощущения к всеобщности мысли, к знанию о самом себе, к постижению своей субъективности, своего Я.» Первая форма существования духа - это субъективный дух как отношение к самому себе». Вторая форма - это объективный дух, существующий как порождаемый духом мир, в котором свобода имеет место в виде наличной необходимости. Третья форма - это абсолютный дух «как в себе и для себя сущее и вечно себя порождающее единство объективности духа и его идеальности, или его понятия», т.е. «дух в его абсолютной истине» [2].

Категория духовности в современном культурологическом значении представляет предмет острых теоретических дискуссий. Духовность является квинтэссенцией понятий культура и духовные ценности. Духовность человека как таковая производна от способности человека к трансцендированию, к выходу за пределы жизненного опыта, наличной действительности в сферу должного. Сердцевину духовности составляет

нравственный идеал личности, идеальные нормы общения между людьми, реализация которых находится в тесной связи с идеалом общественного устройства. Эти высшие духовные ценности признаются как должное и желанное, следование которым ведет их -общество и отдельного человека - к совершенству [3].

Духовность как качество человека проявляется в его тяге к правде, добру, красоте, в его стремлении к общению с другими людьми, в заботливом отношении к природе. Человек, характеризующейся высокой духовностью, способностью, способен преодолеть свои эгоистические, корыстные устремления. Духовность есть борьба с эгоизмом, своекорыстием в отношении других людей, общества, борьба за утверждение идеалов справедливости высокой нравственности.

Духовность включает высокую идейность, составляющую ее сердцевину, и непреходящие общечеловеческие ценности. Истина, надежда, доброта, человеколюбие, милосердие, вера в торжество справедливости и т.д. и деятельность, поведение в соответствии со сложившимися убеждениями являются, несомненно, проявлением высокой духовности. Одним из ярких проявлений духовности является интеллигентность, которой к сожалению, еще многим из нас недостает. Она является высочайшей социальной ценностью. Ее укрепление и возвышение осуществляется через преодоление противоречий, борьбу с бездуховностью как социальным злом, получившим в обществе довольно широкое распространение [4].

Духовность как явление, предполагает некоторую внутреннюю энергию, активное начало. Она может быть направлена и вовнутрь человека, и вовне. Центростремительный вектор действия указывает на работу внутри человека над собственным внутренним миром, а центробежный вектор - на преобразование социума, внешней среды. Дух, есть высшая способность человека, которая позволяет ему стать источником смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности, открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей, играющая роль руководящего и сосредоточивающего принципа для других способностей души [5].

Это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными [6].

Для более детального понимания характера термина духовность, необходим анализ современных взглядов на данную проблему, под призмой сегодняшних реалий нашего государства и мира в целом.

Литература:

1. Платон. Филеб // Собр. соч.: в 4 т. / общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994. Т. 3. С. 18.

2. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII -начала XIX века: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1989. С. 334.

3. Оганов А. А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: учеб. пособие для вузов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.

4. Крымский С.Б. Контуры духовности. Новые контексты инливидуальности // Вопросы философии. 1992. №12. С. 213.

5. Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2000. Т. 1. С. 706.

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка:80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук, Институт русского языка им. В В. Виноградова. 4-е изд., доп. М., 2003. 944 с.

7. Платон. Диалоги. М., 1986. С. 428.

8. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических неокосмогоний до возникновения атомистики: пер. с греч. / Ин-т философии. М.: Наука, 1989. С. 231.

9. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 351.

References:

1. Plato. Fileb // Coll. of works in 4 vols. / Ed. A.F. Losev, V.F. Asmus, A.A. Tahoe-Godi.

M: Mysl, 1994. V.3. P. 18.

2 . Kuznetsov V.N. German classical philosophy of the second half of the XVIII - beginning of XIX century: textbook for universities. M.: High school, 1989. P. 334.

3. Oganov A. A., Khangeldieva I. G. The theory of culture: a manual for high schools . M.: FAIR - PRESS, 2004.

4. Crimskiy S.B. The contours of spirituality. New contexts of individuality // Problems of Philosophy. 1992. № 12. P. 213.

5. New Encyclopedia of Philosophy: in 4 vols. M., 2000. V. 1. P. 706.

6. Ozhegov S.I., Shvedova N. Y. Dictionary of the Russian language: 80 000 words and phraseological expressions / Russian Academy of Sciences. Russian Language Institute named after V.V. Vinogradov. 4th ed., add. M., 2003. 944p.

7. Plato. Dialogues. M., 1986. P. 428.

8. The fragments of the early Greek philosophers. Part 1. From epic neokosmogonies to the atomic theory: tr. from Greek /Institute of Philosophy. M.: Nauka, 1989. P. 231.

9. Heidegger M. Being and Time: articles and speeches. M.: Republic, 1993. P. 351.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.