Научная статья на тему 'Историко-философские аспекты изучения славянофильства'

Историко-философские аспекты изучения славянофильства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
147
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО / SLAVOPHILISM / НАРОД / PEOPLE / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ / SOCIO-POLITICAL DOCTRINE / ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ТЕОРИЯ / STATE AND LAW THEORY / КОНСЕРВАТИЗМ / CONSERVATISM / ЛИБЕРАЛИЗМ / LIBERALISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мельников Иван Игоревич, Мельникова Алена Алексеевна

Изучение вопросов, связанных с культурным, духовным и национальным самоопределением нашей страны на современном историческом этапе, является одним из центральных в отечественной историографии. Славянофильское общественно-политическое учение было основано на нравственно-религиозных и иных традиционных ценностях, своеобразии (самобытности) русской истории и государственности. Политический идеал славянофилов характеризуется: народностью монархической власти; ее неограниченностью; взаимным невмешательством народа и государства в дела друг друга; отсутствием бюрократии как промежуточного звена между ними; высоконравственным обликом правителя; широкими социальными функциями государства. Славянофильство следует отнести к наиболее исследованным течениям общественной мысли России, о чем свидетельствуют количество вышедшей у нас в стране и за рубежом литературы. Авторы публикации обращаются к анализу историко-философ-ских аспектов изучения славянофильства с целью изучения положительного опыта, который может быть использован в дальнейшем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL ASPECTS OF THE STUDYOF SLAVOPHILISM

The study of issues related to cultural, spiritual and national self-determination of our country at the present historical epoch is central in the national historiography. Slavophile political doctrine was based on moral and religious and other traditional values, singularity (identity) of Russian history and statehood. The Slavophile political ideal is characterized by: commitment to the people in monarchy; its absoluteness; mutual non-interference of the state and the people in each other's affairs; the lack of bureaucracy as an interagent between them; a ruler of good morals; wide social state functions. Slavophilism should be considered as the most studied Russian social thought; it is proved by the number of literature published in our country and abroad. The authors refer to the analysis of historical and philosophical aspects of the study of Slavophilism to work at the positive experience that can be used in future.

Текст научной работы на тему «Историко-философские аспекты изучения славянофильства»

УДК 34.01

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛАВЯНОФИЛЬСТВА

МЕЛЬНИКОВ Иван Игоревич

аспирант кафедры международного права и международных отношений Института права ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия. E-mail: ivan.melnikov.2011@yandex.ru

МЕЛЬНИКОВА Алена Алексеевна

аспирант кафедры международного права и международных отношений Института права ФГБОУ ВПО ««Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия. E-mail: alena.melnikova-rb@ya.ru

Изучение вопросов, связанных с культурным, духовным и национальным самоопределением нашей страны на современном историческом этапе, является одним из центральных в отечественной историографии. Славянофильское общественно-политическое учение было основано на нравственно-религиозных и иных традиционных ценностях, своеобразии (самобытности) русской истории и государственности. Политический идеал славянофилов характеризуется: народностью монархической власти; ее неограниченностью; взаимным невмешательством народа и государства в дела друг друга; отсутствием бюрократии как промежуточного звена между ними; высоконравственным обликом правителя; широкими социальными функциями государства. Славянофильство следует отнести к наиболее исследованным течениям общественной мысли России, о чем свидетельствуют количество вышедшей у нас в стране и за рубежом литературы. Авторы публикации обращаются к анализу историко-философских аспектов изучения славянофильства с целью изучения положительного опыта, который может быть использован в дальнейшем.

Ключевые слова: славянофильство, народ, общественно-политическое учение, государственно-правовая теория, консерватизм, либерализм.

HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL

ASPECTS OF THE STUDY OF SLAVOPHILISM

MELNIKOV Ivan Igorevich

postgraduate student of the chair of international law and international relations of the Institute of Law of the FBSEIHPE "Bashkir State University ", Ufa, Russia. E-mail: ivan.melnikov.2011@yandex.ru

MELNIKOVA Alena Alekseevna

postgraduate student of the chair of international law and international relations of the Institute of Law of the FBSEI HPE "Bashkir State University", Ufa, Russia.E-mail: alena.melnikova-rb@ya.ru

The study of issues related to cultural, spiritual and national self-determination of our country at the present historical epoch is central in the national historiography. Slavophile political doctrine was based on moral and religious and other traditional values, singularity (identity) of Russian history and statehood. The Slavophile political ideal is characterized by: commitment to the people in monarchy; its absoluteness; mutual noninterference of the state and the people in each other's affairs; the lack of bureaucracy as an interagent between them; a ruler of good morals; wide social state functions. Slavophilism should be considered as the most studied Russian social thought; it is proved by the number of literature published in our country and abroad. The authors refer to the analysis of historical and philosophical aspects of the study of Slavophilism to work at the positive experience that can be used in future.

Key words: slavophilism, the people, socio-political doctrine, state and law theory, conservatism, liberalism.

Мировая цивилизация в XXI веке столкнулась с рядом глобальных социо-культурных проблем, среди которых поиск парадигм общественного развития является одной из центральных. Актуальным являются вопросы, связанные с культурным, духовным и национальным самоопределением нашей страны на современном историческом этапе через призму интеллектуального наследия мыслителей славянофильского направления. «Ведь, в конце концов, и экономический рост, и благосостояние, и геополитическое влияние - это производные... от того, насколько граждане... страны чувствуют себя единым народом, насколько они укоренены в. своей истории, в ценностях и в традициях. В этом смысле вопрос обретения и укрепления национальной идентичности действительно носит для России фундаментальный характер» [1, а 2-3].

Проблемы российской культурной и национальной самобытности заставляют нас вновь обратиться к творчеству славянофилов - неординарных мыслителей XIX в., оставивших своим потомкам богатейшее и в должной мере неоцененное наследие. Славянофильство, будучи первым проявлением русского национального самосознания XIX века, это социально-политическое учение способствовало выявлению круга проблем, в русле которых протекало всё дальнейшее развитие общественной мысли. Однако славянофильская проблематика не ограничивается только проблемами национального самосознания и самоопределения русского народа. Представители славянофильства внесли значительный

вклад в развитие отечественной политической мысли: инициировали споры о путях развития русского общества, о границах государственной власти, о законности и преемственности, о путях достижения политического идеала - то есть по тем вопросам, поиск ответов на которые был актуален в XIX столетии и остается актуальным сегодня.

Что же такое славянофильство? Под этим объединяющим названием понимаются философские, исторические, литературно - художественные направления русской мысли, основанные на поиске места русского народа и России среди народов Запада и Востока. «...Явление славянофильства, - писал В.Г. Белинский, - есть факт, замечательный до известной степени, как протест против безусловной подражательности и как свидетельство потребности русского общества в самостоятельном развитии» [2]. Славянофильство в классической философской форме рождается в 30-40-х гг. позапрошлого века. Славянофильское общественно-политическое учение было основано на нравственно-религиозных и иных традиционных ценностях, своеобразии (самобытности) русской истории и государственности, активно поддерживало идеи монархического правления с применением религиозно-нравственной ответственности Государя и с соблюдением правил соборности, народности, участия земства, общины и семьи в решении проблем государственного и общественного устройства. Политический идеал славянофилов характеризуется: народностью монархической власти; ее неограниченностью; взаимным невмешательством народа и государства в дела друг друга; отсутствием бюрократии как промежуточного звена между ними; высоконравственным обликом правителя; широкими социальными функциями государства.

Славянофильство следует отнести к наиболее исследованным течениям общественной мысли России, о чем свидетельствуют и количество, и качество вышедшей у нас в стране и за рубежом литературы. До сегодняшнего времени в общетеоретической и исторической правовой науке продолжаются дискуссии о месте и роли славянофильского течения, славянофильской государственно-правовой теории в системе отечественной и мировой общественно-политической мысли. По этому вопросу существуют по крайней мере три точки зрения.

Согласно первой точке зрения, славянофильские политические идеи относятся к консервативному течению. Такую позицию занимают А.А. Васильев, А. Валицкий, В.А. Гусев, А.В. Серегин, О.В. Парилов, А.В. Репников, Ю.А. Степанова, Е.Ю. Фурсова, А.А. Ширинянц и др. При этом Н.В. Репников различает славянофилов-традиционалистов, национал-изоляционистов, консерваторов-охранителей, а также консерваторов-социалистов [3, с. 146,149].

Сторонники второй точки зрения утверждают, что славянофильство - это либеральное течение (с некоторыми консервативными элементами). Так, например, участник литературного кружка «ранних славянофилов» А.И. Кошелев (1812-1883) писал, что славянофилы «уважали и ценили либерализм и сами были отменно либеральны в своих мнениях и действиях» [4, с. 88]. Приверженцами такой позиции являются также Н.М. Азаркин, В.Я. Гросул, С.С. Дмитриев, Е.А. Дудзинская, А.Л. Золкин, Л.Н. Столович, Н.И. Цимбаев, М.А. Широкова и др. Однако большинство сторонников названной точки зрения не приводят убедительных доказательств правоты своей точки зрения.

В соответствии с третьей точкой зрения, славянофильство - это учение, вобравшее в себя консервативные, либеральные и социалистические идеи. К сторонникам такого взгляда можно отнести Н.А. Бердяева, В.Г. Графского, И.А. Исаева, Н.М. Золотухину, М.А. Широкову и др.

Попытки толкования и идеологической интерпретации взглядов славянофилов наблюдались уже в период существования славянофильского кружка, а также вскоре после его распада. Сторонники консервативных ценностей (И.С. Аксаков, Д.Ф. Самарин, К.Н. Бестужев-Рюмин, Э.А. Дмитриев-Мамонов и др.) выступали как последователи и апологеты славянофильства, хотя в их трудах славянофильские идеи приобретали все более охранительное звучание, определяющей чертой славянофильства они считали религиозность. Этот подход был продолжен на рубеже веков биографами отдельных славянофилов и близких к ним мыслителей [5, с. 1-4]. Что же касается либералов-западников -П.Г. Виноградова, В.И. Герье, П.И. Линицкого, П.Н. Милюкова, А.Н. Пыпина, А.М. Скабичевского, М.Д. Чадова, Б.Н. Чичерина и других, то в их работах подчеркнуто противопоставляются славянофильство и русский либерализм, а идеи славянофилов зачастую смешиваются с консервативным «охранительством» теории «официальной народности». Преимущественно критическое отношение к славянофильству, воспринятое во многом у идеологов революционного крыла - западничества - А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, прослеживается и в трудах народников-социалистов. Разделяя основные положения учения славянофилов о русской общине, они резко отвергали славянофильскую модель социально-политического идеала [6, с. 5,6].

В ХХ в. многие русские либералы из противников превратились в апологетов классического славянофильства. Среди них следует назвать Н.А. Бердяева и М.О. Гершензона - авторов так называемого «веховского» взгляда на славянофильство. «Веховцы» рассматривали славянофильство как истинно русское направление общественной мысли, основанное на «народном чувстве», в то время как идеалы революционной демократии объявлялись не присущими русской духовности [7]. Эти мыслители посвятили изучению славянофильства еще ряд своих работ [8]. Н.А. Бердяеву принадлежит знаменательная мысль о том, что славянофильская «социальная идеология» представляла собой «смесь консерватизма с либерализмом и демократизмом» [9, с. 203]. Кроме того, именно Бердяев определил славянофильство как исторически первый этап русского народничества. «Веховская» концепция в дальнейшем получила развитие в трудах зарубежных исследователей и мыслителей русской эмиграции.

В то же время представители русской консервативно-реакционной историографии начала ХХ столетия стали обвинять родоначальников славянофильства в недостаточной консервативности, в буржуазном «либеральничаньи» [10]. Со своей стороны продолжатель идей народников Р.В. Иванов-Разумник, говоря об исторических судьбах славянофильства и западничества, возвестил гибель консервативного (славянофильство) и либерального (западничество) доктринерства «под ударами зарождавшегося русского социализма, народничества» [11, с. 396].

Началом марксистской историографии славянофильства следует считать работы Г.В. Плеханова, который, первым из историков поставив вопрос о классовой природе славянофильства, объявил его «реакционной идеологией» [12, с. 109-110]. Идеи Г.В. Плеханова стали определяющими в советской литературе на несколько десятилетий (их влияние про слеживается в работах Н.Л. Мещерякова,

A.Г. Дементьева, В.А. Малинина, С.А. Покровского и др.). В связи с господствующей оценкой славянофильства как реакционного общественного течения его изучению уделялось крайне мало внимания.

Ситуация начала меняться после того, как в 1940 г. в Институте истории Академии наук СССР историк С.С. Дмитриев выступил с докладом о славянофилах, вызвавшим живую дискуссию. Эта дискуссия продемонстрировала, в частности, что известные советские историки Н.М. Дружинин, М.В. Нечкина, А. Шестаков вместе с С.С. Дмитриевым признавали наличие в славянофильской концепции не только реакционных, но и прогрессивных для своего времени положений. После этого большинство исследователей стали твердо отделять славянофильство от идеологии «официальной народности». Главной линией в оценке классового характера славянофильства постепенно становится понимание его как одного из течений раннего российского либерализма, предложенного С.С. Дмитриевым. «Дворянскими либералами» назвали как славянофилов, так и западников А.А. Галактионов и П.Ф. Никандров. Именно эти авторы вернули в советскую историко-философскую мысль характерное для русских философов начала ХХ в. и для эмигрантской литературы представление о славянофильстве как о «своеобразной форме национального сознания» [13, с. 122].

С начала 1970-х гг. активно изучаются литературно-эстетические взгляды (К.Н. Ломунов,

B.А. Кошелев, В.И. Кулешов, Ю.З. Янковский, Б.Ф. Егоров, Е.В. Старикова и др.), исторические воззрения славянофилов (А.И. Цамутали, С.Н. Носов), их журналистская деятельность (П.С. Рейфман, Т.Ф. Пирожкова). Несколько позже началось изучение славянофильской философской системы, продолжившееся затем в 1990-е гг. (Т.И. Благова, З.А. Каменский, А.Д. Сухов). Взгляды славянофилов на государственное и общественное устройство, на политическое развитие России и Запада впервые были систематически про анализированы Н.И. Цимбаевым [14]. Примечательно, что каждый из историков, философов, литературоведов, занимавшихся изучением наследия деятелей славянофильства, так или иначе стремился определить их идейно-политическую принадлежность. Спектр мнений на этот счет достаточно широк.

Вывод С.С. Дмитриева о либерализме родоначальников славянофильства стал господствующим в советской историографии. Он получил дальнейшее развитие в работах Е.А. Дудзинской, В.А. Кита-ева, К.Н. Ломунова, Т.Е. Пирожковой, П.С. Рейфмана, А.Д. Сухова, А.Н. Цамутали, Н.И. Цимбаева и многих других. Относительное меньшинство исследователей продолжали считать славянофильское учение консервативно-реакционным, правда, отдавая должное имеющимся в нем прогрессивным чертам (В.А. Кошелев, С.А. Новиков, Ю.З. Янковский). Имеется и третья точка зрения, хотя и не столь распространенная, как две первые. Часть исследователей относили учение Хомякова, Киреевского, Аксакова и Самарина к христианскому социализму [15].

Такое разнообразие трактовок идеологии славянофильства сохранилось и в постсоветский период. Отличительная черта исследований 1990-х -начала 2000-х гг. - усиление тенденции к преувеличению консервативного характера славянофильских идей. Так, А. А. Васильев в своей работе «Госу-

дарственно-правовой идеал славянофилов» признает славянофильство «особой ветвью в консервативном, охранительном русле политико-правовой мысли» [16, с. 44]. Несомненную востребованность славянофильского наследия в 2000-е гг. подтверждают материалы международной конференции, посвященной 200-летию А. С. Хомякова, которая состоялась в апреле 2004 г. в Москве в Литературном институте им. А. М. Горького. В объемном двухтомнике были опубликованы доклады и статьи по вопросам богословия, философии, истории, славяноведения, социологии, эстетики, политической мысли, литературы участников конференции из ведущих академических институтов и вузов России, а также Украины, Латвии, Литвы, Сербии, Хорватии, Франции, Италии, Германии, Финляндии.

Отдельную группу исследований составляет литература, посвященная в целом «русской идее», русскому национальному сознанию (самосознанию), значительное место в которой занимает анализ славянофильской философии. Данная проблематика восходит к трудам русских писателей и философов конца XIX - начала ХХ в. Ф.М. Достоевского, В.С. Соловьева, В.В. Розанова, В.И. Иванова, С.Л. Франка, И.А. Ильина, С.Н. и Е.Н. Трубецких, Н.А. Бердяева и многих других. В конце ХХ -начале ХХ1 в. к этой теме обращались Ф.И. Гиренок, А.В. Гулыга, Н.П. Ильин, С.Г. Кара-Мурза, В.В. Кожинов, А.А. Корольков, М.А. Маслин, В.С. Непомнящий, А.С. Панарин, В.В. Сербиненко и др. Есть и авторы, сближающие концепты национального самосознания и культурно-исторического самосознания (культурно-исторической самобытности), - Ю.Ю. Булычев и А.И. Зимин.

Таким образом, очевидно, что существующие оценки славянофильства весьма противоречивы. С нашей точки зрения, сама возможность настолько разнообразных интерпретаций славянофильской концепции позволяет сделать вывод о ее неисчерпаемо глубоком ценностном содержании и о необходимости ее дальнейшего изучения.

Библиографические ссылки

1. Красные нити Владимира Путина: доклад В. Путина, прочитанный 19.09.2013 на заседании клуба «Валдай». Российская газета. 2013. 20 сентября.

2. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. В 13 т. Т. 10. М., 1956.

3. Репников А.В. Консервативная модель. Модели общественного переустройства России. ХХ век / Отв. ред. В.В. Шелохаев. М.: РОССПЭН, 2004.

4. Кошелев А.И. Мои записки (1812-1883). Русское общество 40-50-х гг. Х1Х в. Ч. 1. М.: Изд-во Московского ун-та, 1991.

5. Колюпанов Н.П. Биография А.И. Кошелева. М., 1892. Т. 1-2.; Лясковский В. А.С. Хомяков, его биография и учение. Русский архив. 1896. № 11; Бородкин М. Славянофильство Тютчева и Герцена. СПб., 1902; Завитне-вич В.З. А.С. Хомяков. Киев, 1905. Т. 1-2.

6. Семевский В.И. Крестьянский вопрос в России в XVIII и первой половине XIX в. СПб., 1888. Т. 2; Чернышевский Н.Г. Очерки гоголевского периода русской литературы. Полн. собр. соч. М., 1947. Т. 3.

7. Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда. Вехи; Интеллигенция в России. М., 1991; Гер-шензон М.О. Творческое самосознание. Вехи; Интеллигенция в России. М., 1991.

8. Бердяев Н.А. Русская идея. О России и русской философской культуре. М., 1990; Гершензон М.О. И.В. Киреевский. Вестник Европы. 1908. № 8; Гершензон М.О. Славянофильство. Вопросы философии. 1997. № 12.

9. Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. М., 1912.

10. Таубе М.Ф. Славянофильство и его определения. Харьков, 1905.

11. Иванов-Разумник Р. В. История русской общественной мысли: в 3 т. Т. 1. М., 1997.

12. Плеханов Г.В. Собр. соч. Т. 23. М.; Л., 1926.

13. Дмитриев С.С. Славянофилы и славянофильство. Из истории русской общественной мысли середины XIX в.. Историк-марксист. 1941. № 1.

14. Цимбаев Н.И. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли XIX в. М., 1986.

15. Володин А.И. Утопия и история. М., 1976; Попов А.А. Социально-политические воззрения А.С. Хомякова. Социально-политические науки. 1992. № 4-5.

16. Васильев А.А. Государственно-правовой идеал славянофилов. М., 2010.

References

1. Red thread of Vladimir Putin: report V. Putin, read 19.09.2013 at the meeting of the club «Valdai». Rossiyskaya Gazeta. 2013. No. 216 (6192).

2. Belinsky V.G. Complete works. 13 T. M., 1956. Vol. 10.

3. Repnikov A.V. Conservative model. Model public transformation of Russia. The twentieth century / ed. edited by V.V. Shelokhayev. Moscow: ROSSPEN, 2004.

4. Koshelev A.I. My notes (1812-1883). Russian society of 40-50-ies of the XIX century, part 1. M.: Publishing house of Moscow University, 1991.

5. Kolupaev N.P. Biography Of A.I. Kosheleva. M., 1892. Vol. 1-2.; Lyaskovsky V. A.S. Khomyakov, his biography and teachings. Russian archive. 1896. No. 11; M. Borodkin Slavophilism Tyutchev and Herzen. SPb., 1902; Savanov-ic V.Z. A.S. Khomyakov. Kiev, 1905. Vol. 1-2.

6. Semevsky V.I. Peasant question in Russia in XVHI-first half XIX century St. Petersburg, 1888. T. 2; Chernyshev-sky N.G. Essays on Gogol period of Russian literature. Full. SOBR. Op. M., 1947. T. 3.

7. Berdyaev N.A. the Philosophical and intellectual truth. Milestones; the Intelligentsia in Russia. M., 1991; M.O. Gershenzon Creative identity. Milestones; The intelligentsia in Russia. M., 1991.

8. Berdyaev N.A. the Russian idea. About Russia and Russian philosophical culture. M., 1990; Gershenzon, M.O. I.V. Kireyevsky. Herald Of Europe. 1908. No. 8; M.O. Gershenzon Slavophilism. Questions of philosophy. 1997. No. 12.

9. Berdyaev N.A. Alex Stepanovich Khomyakov. M., 1912.

10. Taube M.F. Slavophilism and its definition. Kharkov, 1905.

11. Ivanov-Razumnik R.V. History of Russian social thought: in 3 vols, 1997. T. 1.

12. Plekhanov G.V. Coll. op. M.; L., 1926. Vol. 23.

13. Dmitriev S.S. Slavophiles and Slavophilism. From the history of Russian social thought in the mid-nineteenth century Historian and Marxist. 1941. № 1.

14. Tsimbaev N.I. Slavophilism. From the history of Russian political thought XIX V. Moscow, 1986.

15. Volodin A.I., Utopia and history. M., 1976; Popov A.A., Social and political views Khomyakova. Socio-political Sciences. 1992. № 4-5.

16. Vasiliev A.A. State legal ideal of the Slavophiles. M., 2010.

Дата поступления: 17.08.2015 Received: 17.08.2015

УДК 340

ДОИСЛАМСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ И ИСЛАМ У БАШКИР

РАХМАТУЛЛИНА Зиля Нурмухаметовна

кандидат философских наук, директор Учалинского представительства ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия E-mail: zilrah@yandex.ru

Ислам как неотъемлемая часть истории и культуры башкирского народа оказал значительное влияние на рост его национального самосознания, сыграл этноконсолидирую-щую роль против внешнего насилия, определил специфику духовного пути. Вместе с исламом в социальное бытие башкир вошли нормы шариата, мусульманского законодательства. У башкир были еще живы многие институты патриархально-родового строя, поэтому возникает некий синтез шариата с адатом - нормами обычного права. Башкирский вариант ислама имеет свои особенности, которые отличают его от ортодоксального мусульманства стран Ближнего и Среднего Востока. Выделяют ряд его специфических характеристик: во-первых, раздельность власти и религии, слабая политическая выраженность мусульманского верования, во-вторых, недостаточная развитость экономических принципов существования мусульманской общины, и, в третьих, сохранение реликтов доисламских верований у башкир вплоть до ХХ в.

Ключевые слова: ислам, шариат, адат, минорат, карым-та, барымта, аманат, кисас, теософия, суфизм.

PRE- ISLAMIC RELIGIOUS BELIEFS AND ISLAM AMONG BASHKIRS

RAKHMATULLINA Zilya Nurmuhametovna

candidate of sciences (philosophy), director of the Uchaly department of the FBSEIHPE "Bashkir State

University", Ufa, Russia E-mail: zilrah@yandex.ru

Islam as an integral part of the history and culture of the Bashkir people had a significant impact on the growth of its national consciousness, played ethnocon-solidation role against external violence, determined the specific spiritual path. The shariat standards and the muslim legislation joined the social life of Bashkirs together with islam. Many institutions of patriarchal tribal system of Bashkirs still remained and as a result there is some kind of synthesis of shariat and adapt -standards of customary law. The Bashkir variant of Islam has its own characteristics that distinguish it from Orthodox Islam of the Middle East. A number of specific characteristics are distinguished: firstly the separation of power and religion, weak political expression of the Muslim beliefs, and secondly, insufficient development of the economic principles of the existence of the Muslim community, thirdly, the preservation of relics of pre-Islamic beliefs among the Bashkirs until the twentieth century.

Key words: islam, shariat, adapt (customs, tradition), minoret (inherity system), karista (blood revenge), profit (economic revenge), amanat (hostage), criminal, sufism, theosophy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.