Научная статья на тему 'Историко-философская интерпретация консерватизма и марксизма'

Историко-философская интерпретация консерватизма и марксизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
453
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
КОНСЕРВАТИЗМ / ЛИБЕРАЛИЗМ / LIBERALISM / МАРКСИЗМ / СВОБОДА / FREEDOM / ПРАВО / ГОСУДАРСТВО / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ТРАДИЦИИ / КУЛЬТУРА / CONSERVATIVE LIBERALISM / IDEOLOGY / SOCIETY / MORALITY / VALUE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Золотарев Сергей Петрович

Проведен анализ идеологии консерватизма, идей Э. Бёрка о "свободе" и теории марксизма о путях построения справедливого общества. Рассмотрены положительные и негативные идеи консерватизма, либерализма и марксизма. Предложена авторская позиция по исследуемым проблемам в отношении права, государства и личности. Сделаны выводы о состоятельности некоторых философских идей возникших в период Европейских буржуазно-демократических революций XVIII века, в современных развивающихся государствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical and philosophical interpretation of conservatism and Marxism

Some aspects of the identity of liberalism and conservative liberalism are considered. A brief analysis of the influence of conservative liberal parties on the politics, economy and culture of society. The author assesses the changes taking place in the socio-political thought of some philosophical directions. The article substantiates the position in the emergence of a new philosophical direction on the "basis" of conservatism neo-conservatism. The conclusion is made about the importance of liberal conservatism in the formation of a democratic society.

Текст научной работы на тему «Историко-философская интерпретация консерватизма и марксизма»

3.Татаринов Ю.Б. Проблемы оценки эффективности фундаментальных исследований: логико-методологические аспекты. Управление эффективностью и качеством: модульная программа в 2-х.ч.- М.,1986.

4.Вчерашний Р.П., Попов C.B. Анализ инноваций-ориентир научно-технического развития // НТИ. Сер.1. Организация и методика информационной работы. - М:, 1999. - №2.

5. Бурнышев К.А. Инновации и проблемы качества // Вопросы экономики. - 2001. - №7. Контуры инновационного развития мировой экономики: Прогноз на 2000-2015 гг. / под ред. A.A. Дынкина. -М., 2000.

6. Сазанов Б.В. Субъект в процессах нововведений // Сб. тр. / ВНИИ система исследований.- М.; 1987,- Вып. 16.

HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL INTERPRETATION OF CONSERVATISM AND MARXISM

Zolotarev Sergey Petrovich, DSc of Philosophy, Department of Philosophy and History, Stavropol State Agrarian University, Stavropol

Some aspects of the identity of liberalism and conservative liberalism are considered. A brief analysis of the influence of conservative liberal parties on the politics, economy and culture of society. The author assesses the changes taking place in the socio-political thought of some philosophical directions. The article substantiates the position in the emergence of a new philosophical direction on the "basis" of conservatism - neo-conservatism. The conclusion is made about the importance of liberal conservatism in the formation of a democratic society.

Keywords: conservative liberalism; liberalism; ideology; freedom; personality; society; morality; value.

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КОНСЕРВА ТИЗМА И МАРКСИЗМА

Проведен анализ идеологии консерватизма, идей Э. Бёрка о "свободе" и теории марксизма о путях построения справедливого общества. Рассмотрены положительные и негативные идеи консерватизма, либерализма и марксизма. Предложена авторская позиция по исследуемым проблемам в отношении права, государства и личности. Сделаны выводы о состоятельности некоторых философских идей возникших в период Европейских буржуазно-демократических революций XVIII века, в современных развивающихся государствах. Ключевые слова: консерватизм; либерализм; марксизм; свобода; право; государство; личность; традиции; культура.

УДК 1 (091 ):316.75 ВАК РФ 09.00.03

ФЗолотарев С.П., 2018

ЗОЛОТАРЕВ Сергей Петрович, доктор философских наук, кафедра Философии и истории, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь

Одного из основателей философского направления консерватизма считают английского политического деятеля Э. Берка, но непосредственным теоретиком по праву считается шотландский ученый Д. Юм. В его философии присутствуют идеи традиционализма в противоположность разуму. Однако он не отрицает разумную природу человека познающую сущность человека. Основной парадигмой в этом направлении Д. Юм считает, что никакие способности человека не должны возвышаться до уровня абсолютизма. Способности и талант человека должны находиться в рамках "заданности", т.е. не применяться во всех видах человеческой деятельности в обществе. Консерватизм Д. Юма проявляется в том, что при определении сущности и значимости тех или иных социальных институтов -это не продукт человеческой деятельности, а элемент или система стихийности природы.

В своих трудах Д. Юм предложил свой вариант отличия консерватизма от либерализма, а именно:

1. Консерватизм обусловлен конкретностью, развивающейся в пределах определенной исторической эпохи. Либерализм не связан рамками исторической эпохи, его теоритическая направленность "устремлена" к идеалам будущности.

2. Представители консерватизма рассматривают категорию "свобода" с точки зрения природной сущности личности, т.е. природа, заложила в человеке одинаковые возможности и способности в об-

ществе. Представители либерализма категорию свобода рассматривают как свободу одного человека, до свободы другого человека, тем самым ограничивая возможность человека другим человеком.

3. Консерватизм по-особому интерпретирует законность и реальность. Консерваторы пытаются познать законы с позиции конкретной исторической эпохи, либерализм, наоборот, пытается осознать реальность как основу для создания необходимых законов обществу. Либерализм направлен на будущее, а консерватизм ориентирован на настоящее.

4. Основу консерватизма составляет коллективное начало, либерализм ориентирован на индивидуальное - Я.

5. Консервативное мышление заключается в рассмотрении процессов жизни общества в синтетическом единстве, в то время как либерализм проявляется в индивидуализме, например в рассмотрении государства, права, культуры и т.д.

Несколько иную позицию по интерпретации категории "свободы" предложил английский парламентарий и публицист XVIII века ирландец Эдмунд Бёрк. Осуждая итоги Французской революции и многие идеи эпохи Просвещения, он писал: "Их свобода - это тирания, их знание - высокомерное невежество, их гуманность - дикость и грубость" [1]. Наиболее остро он отстаивал идею "правильного" понимания категории "права человека": "Права, о которых толкуют теоретики, - это крайность; в той мере, в какой они метафизически правильны, они фальшивы с точки зрения политики и морали" [2, с.143].

По мнению Э. Бёрка, права человека - это благо, возвышающее человека до уровня государственного права. Права человека не поддаются абстрактному пониманию, так как они всегда рассматриваются в конкретную эпоху в конкретном государстве и учитывают традиции и культуру общества, к которой принадлежит личность. Кроме того, он считал, что свобода личности всегда обусловлена ее границами (прежде всего правами другой личности). По этому поводу он писал: "Но поскольку представления о свободе и ограничениях меняются в зависимости от времени и обстоятельств, возможно бесконечное количество модификаций, которые нельзя подчинить постоянному закону, то есть, нет ничего более бессмысленного, чем обсуждение этого предмета" [3, с. 304].

Теория о "свободе" Э. Бёрка основана на том, что права человека и структура органов

государственной власти проходят одинаковый путь в своем развитии, проверяются теорией, практической деятельностью и традициями, сложившимися у народов, входящих в состав государства. Особенностью взгляда Э. Бёрка, является то, что он не признавал идею всеобщего равенства человека, служащей фундаментом теории прав человека: "Те, кто покушаются на ранги, никогда не обретают равенства. Во всех обществах, состоящих из разных категорий граждан, одна должна доминировать. Уравнители только искажают естественный порядок вещей..." [4].

Научный труд Э. Бёрка "Размышления о революции во Франции" многие философы считают "главным" произведением консервативного историзма и традиционализма. Он считал, что законодательство любого государства проходит свой исторический путь развития. Англия, благодаря "Славной революции" 1688 г., законодательно закрепила те права и свободы человека, которые сложились задолго до этой революции. Он писал: "В период Революции мы хотели и осуществили наше желание сохранить все, чем мы обладали как наследством наших предков. Опираясь на это наследство, мы приняли все меры предосторожности, чтобы не привить растению какой-нибудь черенок, чуждый его природе. Все сделанные до сих пор преобразования производились на основе предыдущего опыта..." [5, с. 144].

Он считал основой законодательства Англии являются традиции, обычаи и даже предрассудки предков: "Предрассудки полезны, в них сконцентрированы вечные истины и добро, они помогают колеблющемуся принять решение, делают человеческие добродетели привычкой, а не рядом не связанных между собой поступков" [6, с. 144].

В своих трудах он защищал такие вековые традиции, как ранги, политическое и правовое неравенство и т.д. Английская культура основана на " ... духе рыцарства и религии. Дворянство и духовенство сохраняли их даже в смутные времена, а государство, опираясь на них, крепло и развивалось" [7, с. 144].

Критикуя представителей эпохи Просвещения и революционеров, Э. Бёрк отстаивал традиции и культуру исторического опыта народа. Он указывал на то, что основой любого общественного порядка составляют традиции, обычаи и в некоторых исторических моментах предрассудки. Сила закона состоит в том, что он основывается на сложившихся традициях, а теоретические учения о государстве и праве должны кропотливо изучать исторический

опыт формирования законов и их практическую значимость, основанную на исключении априорных доказательствах и фикциях революционеров-идеологов.

Таким образом, Э. Бёрк совместно с реакционными идеологами был противником идей традиционализма и историзма, указывая на бессилие человека в изменении исторического пути развития любого государства. Своим творческим подходом в формировании философского направления консервативного историзма, ученый внес значительный вклад в развитие исторической школы права.

Источником еще одной философской доктрины, сложившейся в конце XIX века, благодаря идеям французских социалистов и коммунистов, является "марксизм" как политико-правовая теория. В основе марксистской философии находится учение о базисе и надстройке. Рассматривая категорию "базис", К. Маркс полагал, что это такая система экономического устройства общества, при которой главным источником развития общества являются производственные отношения, основу которых составляют различные формы собственности. Отношения между производительными силами и производственными отношениями определяют степень развития производительных сил. К. Маркс к наиболее развитым экономическим системам относил следующие исторически сложившиеся способы производства:

1)азиатский;

2) античный;

3) феодальный;

4) буржуазный.

Именно буржуазный способ производства, по мнению К. Маркса, является последней эксплуататорской формой общественного производства. Базисом экономической и правовой надстройки он считал форму общественного сознания. Государство и законодательство являются составной частью надстройки, отражающие волю господствующего экономического класса, который занимает ключевое положение при сложившейся системе производственных отношений. Идеологи марксизма утверждают, что смена общественно-экономической формации происходит по следующим причинам:

1. Развивающиеся производственные силы вступают в противоречие с устаревающей системой производственных отношений.

2. Эксплуататорский класс не может управлять по "старому", а эксплуатируемый класс не "желает" жить по "старому" и стремится к но-

вым социальным формам управления обществом и экономикой.

3. Итогом социальной революции является создание "новой" надстройки общества.

Ф. Энгельс считал, что появление нового государства происходит благодаря зарождению противоположных классов в обществе, а само государство является "... исключительно господствующим классом и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса" [8, с.170]. В своей работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Энгельс определил типы государств, на основе их классовой принадлежности (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое государства).

В своем труде К. Маркс и Ф. Энгельс "Манифест коммунистической партии" теоретически предложили программу пролетарской революции: "Первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии. Пролетариат использует свое политическое господство (при помощи деспотичного вмешательства) для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т.е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил" [9].

Идея диктатуры пролетариата К. Маркса и Ф.Энгельса стала основной в ихучении. К. Маркс разработал две фазы коммунистического общества:

1. Основу социалистического общества составляют коллективные начала, основанные на принципе "от каждого по возможностям, каждому по труду".

2. В коммунистическом обществе должен действовать принцип "от каждого по способностям, каждому по потребностям".

В последней, "высшей" стадии развития общества исключается необходимость существования государства и права. Ф. Энгельс после победы немецких социал-демократов на выборах в Бундестаге в 1848 году издает труд "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.". В нем он указывает на боязнь правительства от деятельности легальных рабочих партий больше, чем от деятельности нелегальных рабочих движений. Он считал, что "легальная" пролетарская революция может посредством победы в законодательных органах власти совершить экономический переворот, который

обязательно приведёт рабочий класс к политическому господству.

Несмотря на некоторую противоречивость сторонников идей марксизма, его идеи быстро распространялись среди различных слоев населения европейских государств, поддерживающих идею социалистического устройства общества. Кроме того, рабочая партия Французских социалистов в свою программу включила основные идеи, составленные К. Марксом. Такая большая поддержка марксизма среди иных политических партий имела несколько причин:

1. Либеральные партии поддерживали идею о гегемонии рабочего класса в обществе и улучшении экономического положения эксплуатируемых классов уже при капиталистических отношениях, а не в условиях победы коммунистической революции.

2. Анархисты поддерживали идею уничтожения государства и разделение общества на классы.

3. Лассальянцы поддерживали политическую борьбу с эксплуататорами, особенно в избирательном праве.

Единственно, что разъединяло марксизм от лидирующих политических партий XIX столетия, так это неприемлемость проведения политической революции и установления диктатуры пролетариата в государстве.

Таким образом, философские идеи консерватизма, либеральные идеи Э. Бёрка и теория марксизма, возникшие в Европе в XVIII веке, оказались состоятельными и в современных развитых государствах, по следующим причинам:

1. Идеи консерватизма о реализации законодательства при учете специфических осо-

бенностей развития государства в конкретную историческую эпоху. Поддержка государств консервативной идеи " о коллективизме в обществе".

2. Идея Э. Бёрка о правах человека, возвышенного до уровня государственного права, в основе которых должны быть не абстрактное понимание, а исторически сложившиеся традиции, обычаи и культура всех народов, живущих в одном государстве.

3. Идеология марксизма-ленинизма и Мао Цзэдуна продолжает развиваться в современном Китае, Северной Корее и на Кубе.

На сколько "продуктивными" будут востребованы рассмотренные нами идеи, покажут постоянно развивающиеся государства XXI века.

Литература:

1. Burke Е. Reflections on the Revolution in France. -Cambridge, Indianapolis, 1989. :

2. Берк Э. Размышления о революции во Франции,- М., 1993. - С.143.

3. Чудинов A.B. Размышления англичан о Французской революции: Э. Бёрк, Дж. Макинтош, У. Годвин. - М.: Памятники исторической мысли, 1996. - 304 с.

4. Васильев A.A. Консервативная правовая идеология в Западной Европе в XVII-XX вв.: истоки, сущность и перспективы. - М. ; Барнаул : Си-Пресс, 2014.

5. Берк Э. Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых обществ в Лондоне, относящихся к этому событию. - М. : Рудомино, 1993.- 144 с.

6. Там же.

7. Там же.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - М., 1961. - Т. 21.-170-171 с.

9. Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. - М.: Политиздат, 1974. - 63 с.

СО

1-Н

О си

-О X

2

г-

CU

си

S

181

CONSERVATIVE LIBERALISM IN THEORY AND IDEOLOGY

Zolotareva Tatyana Nikolaevna, Postgraduate student, Department ofPhilosophy and Epistemology, North-Caucasus Federal University, Stavropol

Some aspects of the identity of liberalism and conservative liberalism are considered. A brief analysis of the influence of conservative liberal parties on the politics, economy and culture of society. The author assesses the changes taking place in the socio-political thought of some philosophical directions. The article substantiates the position in the emergence of a new philosophical direction on the "basis" of conservatism - neo-conservatism. The conclusion is made about the importance of liberal conservatism in the formation of a democratic society.

Keywords: conservative liberalism; liberalism; ideology; freedom; personality; society; morality; value.

КОНСЕРВА ТИВНЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ В ТЕОРИИ УДК 101.1:316.75

И ИДЕОЛОГИИ ВАК РФ 09.00.11

Рассмотрены некоторые аспекты тождества либерализма и консервативного ©Золотарева Т.Н., 2018 либерализма. Проведен краткий анализ влияния консервативных либеральных партий на политику, экономику и культуру общества. Дана авторская оценка изменениям, происходящим в общественно-политической мысли, не-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.