Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОГО ТАТАРСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ: ОТ ИСТОКОВ ДО НАЧАЛА XVI ВЕКА'

ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОГО ТАТАРСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ: ОТ ИСТОКОВ ДО НАЧАЛА XVI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
122
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / РЕГИОН СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ / СТАНОВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ / ТАТАРСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / MIDDLE AGES / MIDDLE VOLGA REGION / THE ESTABLISHMENT OF REGIONAL ETHNIC TRADITIONS / TATAR MUSICAL INSTRUMENTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Салитова Фэридэ Шарифовна

Истоки музыкально-инструментальных традиций татарского этноса, формировавшегося преимущественно в регионе Среднего Поволжья, восходят к общетюркским архаическим формам художественного творчества. Это подтверждают византийские историки. Наиболее древние татарские музыкальные инструменты - атрибуты охотничьего и пастушеского быта из разнообразных природных материалов. Средневековые исторические источники и археологические данные подтверждают бытование в культуре булгар, стоявших у истоков татарского этноса, общественно значимых видов эпической, мемориальной, духовной, военной и развлекательной музыки. На протяжении XIV - первой половины XVI веков обиход татар входили общетюркские музыкальные инструменты сурна, бургу, нокара (духовая группа), най, кобуз (струнная группа), томбур (ударная группа). Музыканты применяли в своей творческой практике и классические восточные музыкальные инструменты. В средневековой Казани событиями общенародного характера являлись музыкально-поэтические состязания с участием музыкантов-инструменталистов. Правители покровительствовали творчеству, ориентированному на элитарную светскую художественную культуру исламского Востока. Ее носители были в числе придворных музыкантов. К XVI веку музыкально-инструментальное творчество татарского народа сформировалось в целостную и разветвленную систему, представляющую собой комплекс разнообразного инструментария как самобытного, так и инонационального происхождения, востребованного в различных видах народного и профессионального творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND ETHNOGRAPHIC ASPECT OF THE STUDY OF THE TRADITIONAL TATAR MUSICAL INSTRUMENTS: FROM ITS ORIGINS TO THE BEGINNING OF THE XVI CENTURY

The origins tradition of instrumental music of the Tatar ethnic group, formed mainly in the region of the Middle Volga, back to the common Turk archaic forms of artistic creation. This is confirmed the Byzantine historians. The oldest Tatar musical instruments - the attributes of hunting and pastoral life of a variety of natural materials. Medieval historical sources and archaeological data confirm the existence of the culture of the Bulgars, who stood at the origins of the Tatar ethnic group, socially important kinds of epic, memorial, spiritual, military and entertaining music. During the 14 - the first half 16th centuries in the everyday life of the Tatars were common Turkic musical instruments surna, burg nocario (brass band), nai, kobuz (string section), tombur (strike force). Musicians used in their creative practice and classic oriental musical instruments. In medieval Kazan events, nation-wide character is a music and poetry contest with the participation of musicians-instrumentalists. The rulers patronized creativity, centered on the secular elite artistic culture of the Islamic East. Its carriers were among the court musicians. By 16 century, musical and instrumental creativity of Tatar people was formed in an integrated and complex system is a complex of diverse instruments as the original, as well as non-indigenous origin in demand in a variety of national and professional creativity.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОГО ТАТАРСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ: ОТ ИСТОКОВ ДО НАЧАЛА XVI ВЕКА»

Историко-этнографический аспект исследования традиционного татарского музыкального инструментария: от истоков до начала XVI века

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ / CULTURE & CIVILIZATION

УДК 78.03 (470.41)

DOI: 10.24411 /2413-693Х-2020-10411

Историко-этнографический аспект исследования традиционного татарского музыкального инструментария: от истоков до начала XVI века

САЛИТОВА Фэридэ Шарифовна

доктор педагогических наук,

кандидат искусствоведения, профессор

E-mail: faridamail@bk.ru

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Гжельский государственный университет»,

Московская область, Раменский район,

пос. Электроизолятор, Россия

Аннотация. Истоки музыкально-инструментальных традиций татарского этноса, формировавшегося преимущественно в регионе Среднего Поволжья, восходят к общетюркским архаическим формам художественного творчества. Это подтверждают византийские историки. Наиболее древние татарские музыкальные инструменты — атрибуты охотничьего и пастушеского быта из разнообразных природных материалов. Средневековые исторические источники и археологические данные подтверждают бытование в культуре булгар, стоявших у истоков татарского этноса, общественно значимых видов эпической, мемориальной, духовной, военной и развлекательной музыки. На протяжении XIV — первой половины XVI веков обиход татар входили общетюркские музыкальные инструменты сурна, бургу, нокара (духовая группа), най, кобуз (струнная группа), томбур (ударная группа). Музыканты применяли в своей творческой практике и классические восточные музыкальные инструменты. В средневековой Казани событиями общенародного характера являлись музыкально-поэтические состязания с участием музыкантов-инструменталистов. Правители покровительствовали творчеству, ориентированному на элитарную светскую художественную культуру исламского Востока. Ее носители были в числе придворных музыкантов. К XVI веку музыкально-инструментальное творчество татарского народа сформировалось в целостную и разветвленную систему, представляющую собой комплекс разнообразного инструментария как самобытного, так и инонационального происхождения, востребованного в различных видах народного и профессионального творчества.

Ключевые слова: Средневековье; регион Среднего Поволжья; становление региональных этнических традиций; татарские музыкальные инструменты.

Для цитирования: Салитова Ф.Ш. Историко-этнографический аспект исследования традиционного татарского музыкального инструментария: от истоков до начала XVI века II Сервис Plus. 2020. Т. 14. №4. С. 97-103. DOI: 10.24411 /2413-693Х-2020-10411

Статья поступила в редакцию: 08.11.2020.

Статья принята к публикации: 08.12.2020.

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

2020 Том 14 №4

Historical and ethnographic aspect of the study of the traditional tatar musical instruments: from its origins to the beginning of the XVI century

Feride Sh. SALITOVA,

Dr.Sc. (Pedagogics), Cand. Sc. (Arts), Prof., faridamail@bk.ru Gzhei State University, Moscow region, Russian Federation

Abstract. The origins tradition of instrumental music of the Tatar ethnic group, formed mainly in the region of the Middle Volga, back to the common Turk archaic forms of artistic creation. This is confirmed the Byzantine historians. The oldest Tatar musical instruments — the attributes of hunting and pastoral life of a variety of natural materials. Medieval historical sources and archaeological data confirm the existence of the culture of the Bulgars, who stood at the origins of the Tatar ethnic group, socially important kinds of epic, memorial, spiritual, military and entertaining music. During the 14 — the first half 16th centuries in the everyday life of the Tatars were common Turkic musical instruments surna, burg nocario (brass band), nai, kobuz (string section), tombur (strike force). Musicians used in their creative practice and classic oriental musical instruments. In medieval Kazan events, nation-wide character is a music and poetry contest with the participation of musicians-instrumentalists. The rulers patronized creativity, centered on the secular elite artistic culture of the Islamic East. Its carriers were among the court musicians. By 16 century, musical and instrumental creativity of Tatar people was formed in an integrated and complex system is a complex of diverse instruments as the original, as well as non-indigenous origin in demand in a variety of national and professional creativity.

Keywords: Middle Ages, Middle Volga region, the establishment of regional ethnic traditions, Tatar musical instruments.

For citation: Salitova, F.Sh. (2020). Historical and ethnographic aspect of the study of the traditional Tatar musical instruments: from its origins to the beginning of the xvi century. Service plus, 14(4), 97-103. (InRuss.). DOI: 10.24411/2413-693X-2020-10411

Submitted: 2020/11/08. Accepted: 2020/12/08.

Основными источниками сведений о становлении музыкально-инструментальной культуры татарского этноса, формировавшегося преимущественно в регионе Среднего Поволжья, являются средневековые письменные памятники. Они свидетельствуют о том, что инструментальное творчество и исполнительство выступало в качестве неизменного атрибута общественно значимых и бытовых видов художественной деятельности предков татар (культовая, обрядовая, придворная, военная, народная музыка).

Музыкальные инструменты самобытного происхождения изготавливались из разнообразных природных материалов. Также отмечалось активное вхождение в обиход общетюркского музыкального инструментария и освоение светских музыкально-инструментальных традиций исламского мира.

Наиболее ранними источниками сведений об инструментальной музыке предков татар являются тру-

ды византийских историков VI века (Менандр); записки арабских (Ибн-Фадлан, Ибн Даста, ал-Гарнати и др.) и европейских путешественников (Плано Карпини, Ру-бруквис) (X —XIII вв.).

В качестве объекта научного исследования татарский музыкальный инструментарий впервые привлёк внимание российских исследователей П.С. Палласа (1773) и И.Г. Георги (1799). Бытование музыкальных инструментов татар в первой половине XIX века отметил К.Ф. Фукс (1844). Далее, татарская инструментальная музыка явилась объектом этнографических исследований В.А. Мошкова (1901), С.Х. Габяши (1931) и др.

Современный этап изучения традиционного музыкально-инструментального творчества татарского народа относится ко второй половине XX века и, прежде всего, связан с публикациями М.Н. Нигмедзянова, выявившего его глубокие исторические корни. Структурные характеристики бытового музыкального инстру-

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Историко-этнографический аспект исследования традиционного татарского музыкального инструментария: от истоков до начала XVI века

ментария татар отражены в работах Р.Ф. Халитова. Инструментальной музыке народов Поволжья и Уралья (в том числе татар) посвящено историко-этнографиче-ское исследование В.И. Яковлева. Характер бытования музыкальных инструментов в средневековой Казани отметил Г.М. Макаров.

Однако в изучении музыкально-инструментальных традиций татар все еще остаются мало изученные факты, также, как и отсутствие масштабных обобщающих трудов, где бы этот феномен рассматривался в аспекте многосторонней взаимосвязи с процессами развития общероссийской музыкальной культуры.

Генезис и последующая эволюция музыкально-инструментальной культуры органично вплетены в общий процесс исторического становления татарского этноса согласно следующей периодизации:

• VI — VIII вв. — сложение общетюркских особенностей музыкально-инструментального творчества, являвшегося компонентом эпических и обрядовых жанров синкретического характера;

• IX — X вв. — формирование, наряду с сильной связью с общетюркскими традициями, самобытных черт инструментальной музыки предков татар, прежде всего, булгар;

• X — первая четверть XIII вв. — значительное обогащение музыкально-инструментальных традиций благодаря освоению инструментария, связанного со светским музыкальным искусством исламского Востока;

• XIII — XIV вв. — постепенное выделение региональных этнических традиций;

• в XIV — середине XVI вв. — оформление в систему, представленную разнообразными жанрами и богатым инструментарием.

Византийские историки одними из первых обратили внимание на характер отправления тюрками языческих культов с привлечением музыкальных инструментов. Менандр, составивший хронику посещения византийским послом Земархом правителя тюрков в 568 году, описал обязательный для чужеземцев очистительный обряд, сопровождаемый звучанием колоколов и ударных инструментов [8, с. 20]. В обиходе был задействован набор самозвучащих шумовых инструментов типа колокольчиков и трещоток, названия которых сохранились в татарском языке: кыцгырау (kyingyirau), шел-дер (shelder), шалтыравык (shaltyiravyik) и др.

Древнейшие музыкальные инструменты изготавливались из различных природных материалов (глина,

растения, кость). Они выполняли в большей степени прагматические, нежели эстетические функции, будучи значимым атрибутом охотничьего и пастушеского быта. Например, группа духовых музыкальных инструментов, объединенных общим названием сыбызгы, использовалась охотниками для приманивания дичи. Мелодии создавались непосредственно под впечатлением звучащей природы и подражали голосам птиц: урдэк сыбызгы (urdek syibyizgyi) — для для уток, торна сыбызгы (torna syibyizgyi) — для журавлей и др.

Функциональная предназначенность обусловила большую степень звучности (на расстояние до нескольких километров) духовых музыкальных инструментов кетуче сорнае (ketuche sornae) — пастушеский сурнай и быргы (byirgyi) — пастушья труба. Материалом для первого из них служили полые высушенные стебли дягиля (angelica) или борщевика (lanatum), второго — металл. Они применялись для передачи комплекса сигналов (сообщения о выгоне скота, отводе стада на водопой и т.п.). Сигнальные функции выполнял и ударный инструмент под названием донгыра (dongyira) — пастушеский барабан. Этот сугубо утилитарный атрибут трудового процесса представлял собой гладко выструганную доску из дерева, на которой отстукивались деревянными палочками особые ритмические формулы.

Переход к оседлости и земледелию в ареале средней Волги и Камы (с IX века), породил простой сезонный духовой инструмент камылнай (kamyilnay) — соломенный най, изготавливавшийся во время жатвы из сухих стеблей злаков. Позже появился другой подобный, более усовершенствованный камыл курай (kamyil kuray) — соломенный курай. Они сопровождали песни и пляски.

IX — X веками датируются детские игрушки-свистки из керамики в виде фигурок животных и, чаще всего, птиц. Отсюда за ними закрепилось общее название ташкыш (tashkyish) — каменная птица. Данный вид музыкального инструментария, согласно археологическим данным, возник в процессе освоения гончарного производства [18, с. 152].

Основополагающее значение в становлении татарского этноса сыграли мигрировавшие из Причерноморья булгары, образовавшие в процессе перехода в IX — X веках от родоплеменного к феодальному обществу, первое в Волго-Камье государство — Волжскую Булгарию.

В новых исторических условиях развивались земледелие и ремесла, строились города, налаживались

SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2020 Том 14 №4

интенсивные и многосторонние взаимосвязи с различными регионами цивилизованного мира. Географическое расположение страны способствовало формированию культуры, основанной на самобытном преломлении духовных и художественных традиций Востока и Запада.

Обращение к принципиально новым нравственно-эстетическим ориентирам обусловило официальное принятие населением Волжской Булгарии ислама (922). Как известно, в мусульманской культуре, особенно в религиозном обиходе, преобладают музыкапьно-поэ-тические формы, не связанные с инструментальным сопровождением. Однако в светском музыкальном творчестве они получили значительное развитие, оказав сильное влияние на обогащение музыкально-ин-струментапьных традиций булгар.

С развитием культурной жизни предков татар появлялись музыкальные инструменты более сложной конструкции. Востребованность музыки повышала значимость личностей, профессионально занимавшихся комплексной художественной деятельностью — поэзией, вокальным и инструментальным творчеством и исполнительством. При этом выделились две основные сферы приложения их умений и навыков в различных стратах булгарского социума.

Элита следовала обычаям, свойственным придворному быту восточных владык. Соответственно, придворные музыканты-профессионалы ориентировались на формы и жанры светской инструментальной музыки центров исламской культуры.

Другая группа музыкантов предназначала своё искусство для гораздо более широкой аудитории, удовлетворяя эстетические запросы булгарского «демоса». Также, инструментальная музыка являлась элементом семейного воспитания и светского элитарного образования. Сольная и ансамблевая инструментальная музыка занимала существенное место в системе гражданского и военного этикета. Она звучала во время официальных церемоний, придворных увеселений, народных праздников, военных парадов.

О бытовании у булгар различных музыкальных инструментов писали секретарь посольства багдадского халифа аль-Муктадира Ахмед Ибн Фадлан: «Собирается много мужчин и женщин, играют на сазах» [6, с. 44]; ученый-энцикпопедист Ибн Даста (Ибн Русте): «Есть у них разного рода лютни, гусли, свирели» [4, с. 31]; европейские путешественники Рубруквис и Плано Карпи-ни [14, с. 71]; католические миссионеры, составившие

в XIV веке словарь куманского (кипчакского) языка «Codex Coumanicus» [20, с. 67 —109].

Указанные сведения подтверждают вещественные доказательства, выявленные при археологических раскопках Биляра, Сувара и других булгарских городов и селений, например, железный кубыз (kubyiz), обнаруженный на месте селища X — XI веков в Апексеевском районе Республики Татарстан [1].

В XIII -XIV веках арсенал татарского музыкального инструментария продолжал обогащаться. Популярностью пользовались сурна, бургу (suma, burgu), най, кобуз (nay, kobuz), томбур (tombur), относящие, соответственно, к духовой, струнной и ударной группам этнического музыкального инструментария. Этим периодом археологи датируют фрагменты музыкальных инструментов, найденных в Старой Казани и Новом Сарае [10, с. 282-283].

С XV века ведущим центром татарской культуры стала Казань, где процветало поэтическое творчество, неотъемлемое от вокальной и инструментальной музыки. Зарисовки музыкального быта жителей города включил в свое произведение безымянный автор «Казанской истории» (середина XVI в.): «Прелестныя песни поюще ... пляшуще ... играющи въ гусли своя, и въ прегудницаударяющи» [5, с. 26].

Правители и знать Казани, сами не чуждые творчеству, покровительствовали людям искусства. Так, хан и поэт Мухаммед Эмин (рубеж XV — XVI вв.) особо поддерживал традиции элитарной светской художественной культуры исламского Востока. Ее носители были в числе служивших при его дворе музыкантов. Один из них, Уста Шади, славился мастерским владением различными музыкальными инструментами, исполнением классических макамов и собственных сочинений. Он обучал придворных музыкантов игре и импровизации на танбуре (tanbur), чанге (chang) и др. [7, с. 121—147].

В период позднего Средневековья, наряду с оформлением контуров общенациональной музыкальной системы, выделялись локальные этнические традиции, что проявилось, например, в появлении цикла танцевально-инструментальных наигрышей астраханских татар для саза (saz).

В данном контексте показательны музыкальные традиции этнической группы кряшен (kryashenyi) — крещёных татар, которые, оставаясь в рамках общей системы татарского фольклора, выделяются своей самобытностью (в основном устойчивостью архаических черт) и являются неотъемлемым компонентом системы

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Историко-этнографический аспект исследования традиционного татарского музыкального инструментария: от истоков до начала XVI века

обрядности. Это отмечалось ещё первыми исследователями указанной этнической общности, например, священником Г. Филипповым. В своей публикации под названием «Татаро-чувашские девичьи хороводы в Тетюшском и Цивильском уездах Казанской губернии» («Инородческое обозрение», 1915 г.), он выявил давние этнокультурные связи молькеевских кряшен и чуваш [15, с. 752-760].

Специальные циклы напевов и инструментальных наигрышей кряшен сопровождают, помимо древних языческих обрядовых действ, таких, как посвященный зимнему солнцестоянию Наргуган (Nardugan), и отмечаемые в фолькпоризированных формах христианские праздники Раштуа (Rashtua) — Рождество, Качману (Kachmanu) — (Крещение), Тройсын (Troysyin) — Троица, Олы кен (Olyi ken) — Пасха, Питрау (Pitrau) — Петров день.

Некоторые из старинных татарских музыкальных инструментов задействованы в современном татарском музыкальном творчестве и исполнительстве. Охарактеризуем некоторые из них.

Самозвучащий язычковый кубыз (kubyiz) (или варган — vargan) представляет собой пластинку из дерева, кости, металла или металлическую дугу (аналоги, которые могут различаться по внешним признакам, но с единым способом звукоизвлечения, издревле бытовали и продолжают бытовать у многих этносов мира). Чаще всего кубыз используется для исполнения танцевальных мотивов и звукоподражания. Инструмент отличается легким, подвижным звучанием, используется обычно для исполнения танцевальных мотивов и звукоподражания.

Духовой музыкальный инструмент курай (kuray) бытовал с истоков формирования татарского этноса, что нашло отражение в устных преданиях, сказках и легендах. Он изготавливался из полых стеблей зонтичных растений. Звучание курая характеризуется как поэтичное и эпически возвышенное. На нём исполняются и виртуозные, и широкие по распеву мелодии.

В продолжение многовековой эволюции, курай как широко распространённый в обширном географическом ареале Поволжья и Приуралья музыкальный

инструмент, обрёл целый ряд модификаций, различающихся, при общности основных параметров, конструктивно и по материалам, из которых они изготавливаются: агач курай (адасИ кигау) — из дерева, кепшэ курай (кервИе кигау) — из стебля какого-либо растения, ж;из курай {г\\\г кигау) — из меди, нугай курай (пидау кигау) — ногайский курай. Основная разновидность — казан курай (кагап кигау) — казанский курай из дерева или металла.

Название комбинированного из двух природных материалов духового музыкального инструмента сор-най (вогпау) сложилось от татарских слов рог и тростник. В татарском фольклоре наличествует цикл мелодий для этого инструмента под общим названием «Наигрыши насорнае».

Музыкальные инструменты ударной группы — дэф (с^, ведущий свое происхождение с арабского Востока, а также, сходные с ним тюркский давылбаз (с1аууНЬаг) и более поздний домбри (с1отЬп), использовались больше в ансамблевом музицировании для ритмической поддержки подвижных песенных и плясовых наигрышей, а также, для сопровождения под специальные ритмические формулы распевного исполнения странствующими дервишами-суфиями зикров (духовные напевы).

Таким образом, можно констатировать, что в музыкально-инструментальной культуре татарского народа, в основном сформировавшейся к середине XVI века, выявляются следующие основные компоненты: общетюркский (древнейший), самобытный, связанный с культурно-историческими процессами, происходившими в средневековый период на территории Волго-Ка-мья, исламский (вызванный активным взаимодействием с культурой мусульманского Востока, начиная с X века).

Для всех перечисленных этапов была характерна востребованность искусства музыкантов-инструменталистов. Инструментальный компонент музыкальной культуры представлял собой феномен, включавший разнообразные фольклорные формы, а также жанры, неотъемлемые от общественно значимых профессиональных видов художественной деятельности.

SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2020 Том 14 №4

Список использованных источников:

1. Ахунов A.M. История татарской музыки URL: http://kitap.net.ru/ahunov6.php (дата обращения: 07.12.2019).

2. Габяши С.Х. Отчет экспедиции по изучению народного творчества (1931г.). Научный архив Отдела рукописей и текстологии Ин-та яз., лит. и иск. АН РТ. Ф.60. Оп. 1. Ед. хр. 11.

3. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов: О народах татарского племени и других не решенного еще происхождения северных сибирских. СПб: Типография Ивана Глазунова, 1799. Ч. 2.178 с.

4. Известия о хозарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и русах Абу-Апи-Ахмеда бен Омар Ибн-Даста / Пер. Д.А.Хвольсона. СПб: Акад. наук. 1869. XIV. 199 с.

5. Казанская история / Подг. текста, вступ. ст., прим. Г.И.Моисеевой; под ред. В.П.Андрианова-Перетц. М.-Л.: Изд-воАН СССР, 1954. 195 с.

6. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921 — 922 гг. Харьков: Изд-во Харьковского ун-та, 1956. 347 с.

7. Макаров Г.М. Позднесредневековая музыкально-инструментальная культура татар II Историко-этнографический атлас татарского народа. М.: Атлас, 2008. С. 121 —147.

8. Менандр// Византийские историки / Пер. и прим. Г.С.Дестуниса. СПб, 1860// URL: http://www.krotov.info/acts/05/ marsel/ist_viz_00.htm (дата обращения: 03.01.2020).

9. Мошков В.А. Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края II Известия О-ва археологии, истории и этнографии при Импер. Казан, ун-те. Казань: Типо-литография Импер. Казан, ун-та, 1895. 4.2. Вып.1. 67 е.; 1901. Ч. 3. 43 с.

10. Нигмедзянов М. Вайнер И. Музыкальный инструмент из Нового Сарая II Советская археология. 1965. №2. С. 282-283.

11. Нигмедзянов М.Н. Татарские народные музыкальные инструменты II Музыкальная фольклористика. Вып. 2. 1978. С. 266-297.

12. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям России. СПб: Импер. Акад. наук, 1773. Ч. 1. 657 с.

13. Путешествие Абу Хамида-ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131 — 1153 гг.) / Публикация О.Г.Большакова и А.Л.Монгайта. М.: Наука, 1971.136 с.

14. Путешествие в Восточные страны Плано Карпини и Рубрука / Под ред. Н.П.Шастиной. М.: Географгиз, 1957. 270 с.

15. Филиппов Г.А. Татаро-чувашские девичьи хороводы в Тетюшском и Цивильском уездах Казанской губернии. Инородческое обозрение. Казань. 1915. Кн. 10. С. 752 — 760.

16. Фукс К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. Казань: Фонд ТЯК, 1991. 210 с.

17. Халитов Р.Ф. К изучению татарского народного инструментария II Музыка и современность: актуальные вопросы татарской музыки. Казань: Ин-т яз., лит. и истории им. Г. Ибрагимова, 1980. С. 117 — 125.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Хлебникова Т.А. Гончарное производство волжских болгар X — начала ХШ вв. II Труды куйбышевской археологической экспедиции. М.: Изд-во АН СССР, 1962. С. 152.

19. Яковлев В.И. Традиционные музыкальные инструменты Волго-Уралья. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2001. 320 с.

20. Gabain von А. Codex Cumanicus'un dili II Akalin M. Tarihi türk §iveleri. Ankara: Ankara Üniversitesi Basimevi, 1988. S.67-109.

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Историко-этнографический аспект исследования традиционного татарского музыкального инструментария: от истоков до начала XVI века

References

1. Akhunov, A. (2019). History of Tatar music. [Electronic resource] URL: http://kitap.net.ru/ahunov6.php (date of circulation: 07.12.2019). (In Russ.).

2. Gabjashi, S. (1931). The report of the expedition for the study of folklore. Scientific Archives and Manuscripts Department textual of the Institute of Language, Literature and Art named after G.lbragimov of the Academy of Sciences Republic Tatarstan, Fund 60. Inventory number 1. Storage unit 11. (In Russ.).

3. Georgi, I. (1799). A description of all living in the Russian state people: About peoples Tatar tribe and other solutions not yet the origin of northern Siberia, St. Petersburg: Ivan Glazunov Printing, Part 2. (In Russ.).

4. News about Hozarah, Burtases, Bulgarians, Magyars, Slavs and Rusah Abu Ali Ahmad bin Omar Ibn Dusta (1869), St. Petersburg, Part XIV. (In Russ.).

5. Kazan History (1954), Prep, text, introd. art., approx. G.I.Moiseeva; ed. V.P.Andrianova-Peretz. Moscow— Leningrad: Publishing House of the USSR Academy of Sciences. (In Russ.).

6. Kovalevskij A. (1956). BookAhmad ibn Fadlan about hisjourney to the Volga in 921 —922 years], Kharkov. (In Russ.).

7. Makarov, G. (2008). Late medieval musical and instrumental culture of Tatars. Historical and Ethnographic Atlas of Tatar people, Moscow: Atlas, 121 —147. (In Russ.).

8. Menandr (1860). Byzantine historians. [Electronic resource] URL: http:// www.krotov.info/acts/05/marsel/ist_viz_00. htm (Accessed on: 03.01.2020). (In Russ.).

9. Moshkov, V. (1895). Materials to characterize the musical creativity of foreigners Volga-Kama territory: Melodies Orenburg and Nogai Tatars; Ringtones Astrakhan and Orenburg and Nogai Kirghiz. Proceedings of the Society of Archaeology, History and Ethnography at the Imperial University of Kazan, Kazan: Tipo-lithography of the Kazan Imperial University, Part 2 (1). (In Russ.).

10. Nigmedzjanov, M. Vajner, I. (1965). Musical instrument of the New Saray. Soviet archeology, No. 2, 282 — 283. (In Russ.).

11. Nigmedzjanov, M. (1978). Tatar folk music instruments. Musical Folklore, 2, 266 — 297. (In Russ.).

12. Pallas, P. (1773). Journey in various provinces of Russia. St. Petersburg: Imperial Academy of Sciences, Part 1. (In Russ.).

13. Travel Abu Hamid al— Garnati in Eastern and Central Europe (1131 — 1153 years) (1971), Publication O.G.Bolsha-kova and A.L.Mongayt. Moscow: Nauka. (In Russ.).

14. Journey to the East of the country Piano Carpini and Rubruk (1957), edited N. P. Shastina. Moscow, Geografgiz. (In Russ.).

15. Filippov, G. (1915). Tatar-Chuvash maiden dances in Tetyushskogo and Tsivilsk counties Kazan province. Foreign Review (Kazan)]. Book 10, 752-760. (In Russ.).

16. Fuks, K. (1991). Kazan Tatars in the statistical and ethnographic relations. Kazan, TYAK Foundation. (In Russ.).

17. Halitov, R. (1980) By the study of the Tatar folk instruments. Music and Modernity: current issues of Tatar music. Kazan, Institute of Language, Literature and History named after G.lbragimov of the Kazan branch of the USSR Academy of Sciences, 117 — 125. (In Russ.).

18. Hlebnikova, T. (1962). Pottery production of Volga Bulgarians X — the beginning of the thirteenth century. Proceedings of the Kuibyshev archaeological expedition. Moscow, 152. (In Russ.).

19. Jakovlev V. (2001). Traditional musical instruments of the Volga-Urals. Historical and ethnographic research. Kazan, Publishing House of Kazan University Press. (In Russ.).

20. GabainvonA. (1988) Codex Cumanicus'un dili //Akalin M. Tarihi turk §iveleri. Ankara: Ankara Universitesi Basimevi, 67-109. (In Russ.).

SCIENTIFIC JOURNAL

SERVICE plus

2020 Том 14 №4

WWW.PHILOSOPH.RJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.