историко-этимологическое поле имени лингвокультурного типажа «кударец»
Алина Ушанговна Качмазова,
аспирант кафедры иностранных языков для естественнонаучных факультетов факультета иностранных языков ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова»
В данной статье рассматривается этимология ключевого репрезентанта лингвокультурного типажа «кударец», раскрываются его синонимические ряды, включающие этнонимиче-ский и топонимический пласты. Историко-этимологический анализ направлен прежде всего на выяснение происхождения имени концепта, выявление первоначальных значений этимона, что может способствовать многомерности его восприятия и расширять возможности его употребления в соответствии с этимологическим спектром значений. Появившись в качестве этнонима - названия одного из скифских племен, данная лексема автоматически стала топонимом, обозначая территорию расселения данного племени.
Ключевые слова: лингвокультурный типаж, историко-этимологический анализ ключевого репрезентанта концепта «кударец», этноним, топоним, синонимический ряд.
HISTORICAL-ETYMOLOGICAL NAME FIELD LINGVOKULTURNAJA DESCRIPTION "KUDARETS"
Alina Ushangovna Kachmazova,
Graduate Student of the Department of Foreign Languages for the Faculties of Natural Sciences Faculty of Foreign Languages VPO "North Ossetian State University K. L. Khetagurova"
This article deals with the etymology of key representant of linguocultural type "kudarets", it's revealed its synonymous series, including ethnonymic and toponymic formations. Appearing as an ethnonym - the name of one of the Scythian tribes, this word automatically became a toponym denoting the territory of the tribe settlement.
Keywords: linguocultural type, historical and etymological analysis of the key word of the concept "kudarets", synonymous seria, ethnonym, toponym.
Лингвокультурный типаж является элементом когнитивной базы лингвокульту-ры, представляющий собой совокупность знаний и представлений, которыми обладают представители того или иного лингвокультурного сообщества [Гудков, 2003: 47].
Структура лингвокультурного типажа как и концепта имеет понятийную, образную и ценностную составляющие [Карасик, 2005: 21].
Понятийная составляющая исследуется путем анализа словарных и иных дефиниций, позволяющих выявить когнитивные признаки лингвокультурного типажа (ЛКТ), в том числе и этимологию имени исследуемого ЛКТ [Карасик, Дмитриева, 2005].
В данной статье выявляется этимологическое поле лингвокультурного типажа «кударец(ы)».
Впервые о племени кудетов упоминается в VII в. н. э. в «Армянской географии» («Ашхарацуйц»), одним из информаторов для составления которой был носитель грузинского языка [Цукерман, 2003: 141]. Этнический состав, населявший северные и южные склоны Центрального Кавказа, был представлен в старинном манускрипте: «Народы в Сарматии распределены следующим образом, начиная с запада и направляясь к востоку: во-первых, племена аланов, аштигор, на юге вместе с ними живут хебуры, кудеты (армян. [kowdetk]), а также аргвелы, маргвелы, такуйры» [АИА, I: 17; Габриелян, 1985: 14-15].
Кудеты - предки современных осетин-кударцев [Кокиев 1921: 23-24]. Лексема кудеты пришла из грузинского языка - з^^дото с «страна или область, населенная кудами», где при помощи топоформанта -ети образуются названия крупных географических регионов (например: груз. broöbgrno [somxeti] «Армения», от broögbo [somexi] «армянин»; гоЬдото [oseti] «Осетия», от robo [osi] «осетин» и т. п.) [Дзиц-цойты, 2007: 111].
Ю. Дзиццойты, сопоставив этноним кудеты [kowdetk] c топонимом Кудар / Къуыдар [k'wydar], выявил, что компонент -ар - суффикс, служащий для образования топонимов в осетинском языке (например: хох Джимара «гора Джимара»; Къуыдарты xox «гора Кудар») [Дзиццойты, 2007: 111].
Впоследствии староосетинский суффикс -ар был вытеснен функционально тождественным грузинским топоформантом -ети: Кудар ^ Кудеты [Дзиццойты, 2007: 113].
Большинство ученых придерживается данной версии о происхождении названия племени кудеты и области Кудар /Къуыдар (ущелья в Южной Осетии) [Блиев, Бзаров 2000: 94; Алемань 2003: 370].
Основа топонима Кудар имеет иранское происхождение, где *sk- восходит к осетинскому k [Абаев, 1949: 487-496]. Этимон реконстрируется в формах: скуда [*skuda-] или скута [*skuta] - скиф «стрелок из лука, лучник» [Абаев, 1949: 25].
Вместе с тем существуют и другие предположения относительно происхождения лексемы кудар.
В качестве топонима: 1) на основе сопоставления топонима Кудар / Къуыдар [k'wydar] с ассирийско-ванским топонимом Кидари [kidari] [Алборов, 1930: 281];
2) на базе соотношения с памирским (бартангским) топонимом Kudar - названием реки и ущелья [Агнаев, 1959: 88], где ku относят к персидскому kuh «гора», а dar персидскому dar «дверь» в значении «ворота гор» [Хугаев, 1966: 72].
В качестве этнонима: 1) на основе соотнесения со скифской формой *hu-cahra-/*gau-cahr-ya- «имеющий хорошие пастбища» [Дюмезиль, 1990: 148-149];
2) соотнося со скифским этнонимом катиар, имеющим иранскую основу kata-«землянка» и основу осетинского глагола арын- «находить» в значении «люди, занимающиеся разведением скота, скотоводы» [Агнаев, 1992, II: 3];
3) рассматривая происхождение суффикса -ар, восходящего к иранскому прототипу *vara- (вара) «имеющий пастбища для крупного рогатого скота» [Джусойты, 1992; 1995];
4) возводя этноним кудар /къуыдар [k'wydar] к названию гуннов-кидаритов [Козаев, 2000: 130-131].
Любопытны также две версии происхождения топонима Кудар / Къуыдар, отраженные в «народных» этимологиях.
1. В. Ф. Миллером была записана такая легенда на русском языке: «Царица Тамара <.. .> отправилась в Имеретию, <.. .> и начал валить сильный снег. Увидев это <...>, поехала она к Кудару, и там ее конь умер. Поэтому это место и зовется Кудар <...>. Кудар [К'уд\ф] значит «обрубок», «чурбан» и применяется иронически к покойнику [Миллер, 1992: 174-175].
Следует отметить, что по-осетински «обрубок, чурбан» - это къуыдыр [k'wydyr], данный корень встречается в глагольной форме ныкъкъуыдыруын означающей «околеть», а не къуыдар [k'wydar] [Миллер, 2007: 183].
2. По другой версии, в Кударском ущелье бытует легенда, повествующая о том, как грузинские князья «учинили в этом ущелье кровавую бойню», после чего осетины назвали эту местность Куыдран [kwyd ran], т. е. «место плача», перешедший в топоним Къуыдар [Дзиццойты, 2011: 16].
Топоним Кудар первоначально обозначал всю территорию поселения скифов на Центральном Кавказе. Об оседании скифов в горах Центрального Кавказа и, в частности, на территории Южной Осетии свидетельствуют археологические данные [Техов, 1981]. На карте скифских археологических памятников Закавказья (VII-VI вв. до н. э.) территория Южной Осетии вплоть до реки Куры на юге и до реки Арагвы на востоке, а также территория современной грузинской провинции Рача, примыкающая к Южной Осетии на западе, обозначены как «зона наиболее интенсивного распространения элементов скифской материальной культуры» [По-гребова, 1984: 43].
Из чего следует, что основу этногенеза кударцев-южных осетин заложили скифские племена скуда в VII в. до н. э., которые назвали свою территорию «Скифской землей/областью» — Скудара [*Skudara] -> Кудар [k'wydar] [Дзиццойты, 2007: 26].
Со временем исконно скифское население Южной Осетии смешалось с переселившимися из Северного Кавказа племенами сармато-аланского круга. Выделяют две мощные волны такого переселения. Наиболее значительная волна переселенцев отмечена в Южной Осетии в IV-III вв. до н. э. в связи с вторжением сарматских племен в Европейскую Скифию и на Северный Кавказ [Дзиццойты, 2007: 45].
В результате смешения скифского и сарматского племен язык этносов, проживавших на территории современной Южной Осетии, сблизился с иронским и ди-горским диалектами, сохранив при этом некоторые автохтонные признаки. Одним из результатов языкового смешения явилась смена самоназвания древних скифов -автоэтнонима*skuda «скиф» на туал (осет.) или двал (груз. двални) - «туальцы / двальцы», и появление топонима Двалетия для обозначения области проживания двальцев / туальцев. Следовательно, туальцы и были одним из сармато-аланских или массагетских племен, переселившихся в древности на территорию Южной Осетии, как об этом свидетельствует и индоевропейская (иранская) этимология этнонима туал [Пахалина, 2002: 103-105].
Даже после переселения туальцев / двальцев, которые стали доминантным племенем в Южной Осетии, осетины северных областей и грузины продолжали именовать их кударцами: «Плоскостные осетины» (осетины, живущие на равнинных территориях / северные осетины) продолжали кударцами называть туальцев. Ту-альцы же, в свою очередь, продолжали именовать кударцами коренных жителей, которые компактно проживали в Кударском ущелье: «туальцы считают кударцами жителей Кударскогоущелья Южной Осетии» [Волкова, 1973: 117-118].
Как отмечает грузинский историк Вахушти Багратиони: «жители <...> Кудар тоже суть двальцы», то есть жители Кударского ущелья и есть туальцы (двальцы) [Вахушти, 1904: 147].
В XIII-XIV вв. на территорию Южной Осетии переместилась этническая группа из Северного Кавказа, называвшая себя ирон «иронцы» и говорившая на ирон-ском диалекте, который укоренился в восточной части Южной Осетии.
Синонимичные этнонимы туал и кудар / къуыдар сузили свою семантику и стали обозначать «жителей северо-востока и северо-запада Южной Осетии», соответственно.
Этноним ирон распространился в качестве самоназвания населения Южной Осетии, тем не менее при контакте с северными осетинами, также именовавшимися ирон, в целях самоидентификации и дифференциации жители северо-восточных и северо-западных территорий придерживались автоэтнонимов кудайраг или ту-аллаг [Волкова, 1973:117-118].
Что характерно, этноним ирон не применяется северными осетинами по отношению к южным.
Начиная с XVII в., топоним Двалетия постепенно заменяется названием Осетия, что отражало этническую консолидацию южных и северных осетин. Топоним Осетия образован от грузинского названия robgrno [oseti] «Осетия», восходящего к самоназванию части аланских племен асов (robo [osi] «осетин») при помощи грузинского топоформанта - grno [-ей'] -ети. Через русское посредство этноним осетины был заимствован в другие языки мира [Дзиццойты, 2007: 117].
Впрочем, синонимичные топонимы Двалетия и Осетия просуществовали значительный период времени. Впоследствии появилось наименование Южная (осет. Хуссар) или «Посюсторонняя» (осет. Ардыгон) Осетия (осет. Ирыстон) и Северная (осет. Цжгат) /«Потусторонняя» (осет. Фалжрдыгон). Данные названия зафиксированы в дореволюционной российской и грузинской литературе и периодике [Ро-бакидзе, 1917], в официальных документах и донесениях офицеров русского Генерального штаба [Паскевич, www].
Таким образом, проведенный историко-этимологический анализ позволяет сделать ряд выводов.
Лексема кудар появилась в качестве этнонима, восходящего к названию скифского племени скуда [*skuda], территория расселения Скудара [*skudara], совпадает с территорией современной Южной Осетии и прилегающих к ней грузинских и североосетинских территорий.
В VII в. до н. э. жители южной и центральной частей Осетии назывались къуы-дар «кудар» и къуыдайраг «кударец» (ед.ч.), что восходит к одному из самоназваний древних скифов - *k'wydata (*skuda/*skuta/*sku8a) в значении «стрелок из лука, лучник» [Абаев, 1965: 25].
В III-II вв. до н. э. этноним кудар имел хождение одновременно с синонимичным названием туал, появившимся в результате массового переселения племен и их смешения с коренными.
Таким образом, исторические перемены повлекли сужение семантики лексемы кудар / къуыдар как топонима и субэтнонима - теперь она обозначает только ущелье и его жителей, или выходцев из него.
Под влиянием тех же процессов в XI-XII вв. лексема туал, в свою очередь, трансформировалась в субэтноним туаллаг «туалец» и стала обозначать жителей Туальского ущелья. Доминантным на территории современной Южной Осетии стал этноним ирон, произошедший от названия племени, массово переселившегося на указанные территории. Данный этноним и в современный период является самоназванием южных осетин.
Таблица 1
русско- и осетиноязычные этнонимические ряды имени концепта «кударец» / «кудар»
Осетинский язык русский язык
Куъыдайраг Кударец(ы)
Туаллаг(тх) Туалец(ы) /двалец(ы)
Ирон / ирхттх Иронец(ы)
Хуссайраг ирон (ирхттх) Южный осетин(ы)
Синонимические ряды имени концепта «кударец» в диахронии представлены этнонимическими и топонимическими рядами.
Этнонимическийряд: «скиф»; «лучник, стрелок из лука» ^ кудар/къуы-
дар «кудар/кударцы» ^ туал / двал; туаллаг «туалец / двалец» ^ ирон «иронец» ^ осетин ^ южный осетин /хуссайраг «южанец» ^ кударец / къуыдайраг, «житель Кударского ущелья».
Таблица 2
русско- и осетиноязычные топонимические ряды имени концепта «кударец» / «кудар»
Осетинский язык русский язык
Къуыдар Кудар
Къуыдаргом Кударское ущелье
Двалетия
Ирыстон Осетия
Ардыгон Ирыстон Посюсторонняя Осетия
Хуссар Ирыстон Южная Осетия
Топонимический ряд: *Skudara «Скифская земля / область» ^ Кудар / Къу-ыдар ^ Кударгом / Къуыдаргом «Кударское ущелье» ^ Двалетия «область, населенная двалами / туалами» ^ Ирыстон / Осетия ^ Посюсторонняя Осетия / «Ардыгон Ирыстон» ^ Южная Осетия / «Хуссар Ирыстон».
Таблица 3
историко-этимологическое поле имени концепта «кударец» / «къуыдар»
№ топонимы Этнонимы Период времени
1 Скудара Скуда VII в. до н. э.
2 Кудар Кударцы VII в. н. э. - XI вв. н. э.
3 Двалетия Двалы (туалы) XII-XIV вв. н. э.
4 Осетия, Посюсторонняя Осетия, Южная Осетия Южные осетины, Жители кударского ущелья XIV-XXI вв. н. э.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абаев В. И. Скифо-европейские изоглоссы. М.: Наука, 1965. 168 с.
2. АгнаевА. Т. Къуыдар // Ржстдзинад. Владикавказ, 1992. Ч. II, № 82. С. 3-4.
3. Алборов Б. А. Термин «Нарт» (к вопросу о происхождении Нартского эпоса) // Научное общество этнографии, языка и литературы при Горском педагогическом институте. Владикавказ, 1930. С. 281.
4. Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. М., 2003. С. 370.
5. БлиевМ. М., Бзаров Р. С. История Осетии. М., 2005. 167 с.
6. Вахушти Б. География Грузии // Записки Кавказского отдела ИРГО. Тифлис, 1904. Кн. XXIV, вып. 5.
7. Волкова Н. Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М.: Наука (Главная редакция восточной литературы), 1973. С. 109-118.
8. ДзиццойтыЮ. А. Кавказская Скифия [Электронный ресурс]: URL: http://mcir. ru/index.php?page=stat&id=13 (дата обращения: 10.04.2012)
9. Дзиццойты Ю. А. К этимологии топонима K'wydar «Южная Осетия» // Nartamongae. The Journal of Alano-Ossetic Studies: Epic, Mythology, Language, History. Vol. IV, № 1, 2. 2007.
10. Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. М., 1990. 229 с.
11. Карасик В. И. Иная ментальность. М.: Гнозис, 2005. 352 с.
12. Карасик В. И., Дмитриева О. А. Лингвокультурный типаж: к определению понятия // Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи: сб. науч. тр. / под ред. В. И. Карасика. Волгоград: Парадигма, 2005. С. 5-25.
13. Миллер В. Ф. Осетино-русско-немецкий словарь. Цхинвал: Изд-во Гуд Ис, 2007. 849 с.
14. Миллер В. Ф. Осетинские этюды. Владикавказ: СОИГСИ, 1992. 707 с.
15. Паскевич И. Ф. О походе на Кавказ. [Электронный ресурс]: URL: http://www. travelgeorgia.ru/95/
16. Пахалина Т. Н. Скифо-осетинские этимологии // Nartamongs. Vladikavkaz / Dzswdzyqsw. Paris, 2002. Vol. 1, № 1.
17. Погребова М. Н. Закавказье и его связи с Передней Азией в скифское время. М.: Наука, 1984. 248 с.
18. Робакидзе С. Описание Родины: учебник географии. Кутаиси, 1917.
19. Тамерьян Т. Ю., Качмазова А. У. Понятийные признаки лингвокультурного типажа КУДАРЕЦ в североосетинской лингвокультуре // Фольклористика, лингво-культурология, этнолингвистика. Вестник ПГЛУ 2013. № 4. С. 182-186.
20. Техов Б. В. Тлийский могильник (комплексы IX - первой половины VII в. до н. э.). Тбилиси, 1981. Вып. II. 94 с.
21. Хугаев В. К этимологии слова «Къуыдар» // Фидиужг. Орджоникидзе, 1966. № 2. С. 72-78.
REFERENCES
1. Abaev V. I. Scythian-European isoglosses. M.: Nauka, 1965. 168 p.
2. Agnaev A. T. Kuydar // Rsstdzinad. Vladikavkaz, 1992. H. II, № 82. P. 3-4.
3. Alborov B. A. Term "Nart" (to the question about the origin of the Nart epic) // Scientific Society ethnography, language and literature at the Pedagogical Institute Gorski. Vladikavkaz, 1930. P. 281.
4. AlemanyA. Alans in the ancient and medieval written sources. M., 2003. P. 370.
5. BlievM. M, Bzarov R. S. History Ossetia. M., 2005. 167 p.
6. Vakhushti B. Geography of Georgia // Notes of the Caucasian Department IRGO. -Tiflis, 1904. Bk. XXIV, issue 5.
7. Volkov N. G. Ethnonyms and tribal names of the North Caucasus. M.: Science (Home Edition Oriental Literature), 1973. P. 109-118.
8. Dzitstsoyty Yu. A. Caucasian Scythia [electronic resource]: URL: http://mcir.ru/in-dex.php?page=stat&id=13 (the date of circulation: 10.04.2012)
9. Dzitstsoyty Yu. A. For the etymology of the place name K'wydar "South Ossetia" // Nartamongae. The Journal of Alano-Ossetic Studies: Epic, Mythology, Language, History. 2007. Vol. IV, № 1, 2.
10. Dumezil J. Scythians and sledges. M., 1990. 229 p.
11. Karasik V. I. Other mentality. M.: Gnosis, 2005. 352 p.
12. Karasik V. I., Dmitrieva O. A. Lingvokulturnaja type: to the definition // Aksio-logichesky Linguistics: Linguistic and Cultural character types: Sat. scientific. tr. / ed. V I. Karasik. Volgograd: Paradigm, 2005. P. 5-25.
13. Miller V. F. Ossetian-Russian-German dictionary. Tskhinvali: Is Hood, 2007. 849 p.
A. y. KAVMA30BA
14. Miller V. F. Ossetian etudes. Vladikavkaz: SOIGSI, 1992. 707 p.
15. Paskevich I. F. About the campaign to the Caucasus. [Electronic resource]: URL: http://www.travelgeorgia.ru/95/
16. Pahalina T. N. Scythian-Ossetian etymology // Nartamongs. Vladikavkaz / Dzswdzyqsw. Paris, 2002. Vol. 1, № 1.
17. Pogrebova M. N. South Caucasus and its relationship to the Near East in the Scythian time. M.: Nauka, 1984. 248 p.
18. Robakidze S. Description Homeland: geography textbook. Kutaisi, 1917.
19. Tameryan T. Y., Kachmazova A. U. Conceptual linguocultural signs of facial features in the North KUDARETS lingvokulture // Folklore, cultural linguistics, ethnolin-guistics. Bulletin PSLU. 2013. № 4. P. 182-186.
20. Tekhov B. V. Tliysky cemetery (IX - complexes of the first half of the VII century BC). Tbilisi, 1981. Vyp. II. 94 p.
21. Hugaev V. K. Etymology of the word "Kuydar" // Fidiusg. Ordzhonikidze, 1966. № 2. P. 72-78.