Научная статья на тему 'Историко-экономические аспекты трансформации системы планирования в аграрном секторе экономики'

Историко-экономические аспекты трансформации системы планирования в аграрном секторе экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ / ДИРЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ЭТАПЫ ТРАНСФОРМАЦИИ / AGRARIAN SECTOR OF ECONOMY / PLANNING SYSTEM / DIRECTIVE PLANNING / STAGES OF TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Страшко Ирина Викторовна

The article discusses socio-economic transformations of the agrarian sector related to the changes in the planning system. The author distinguishes and systematizes 11 major historical and economical stages in the transformation of the Russian planning system, starting with the 18 th century to present day, and describes the most significant features of each stage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Страшко Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of the planning system in the agrarian sector of economy: Historical and economic aspects

The article discusses socio-economic transformations of the agrarian sector related to the changes in the planning system. The author distinguishes and systematizes 11 major historical and economical stages in the transformation of the Russian planning system, starting with the 18 th century to present day, and describes the most significant features of each stage.

Текст научной работы на тему «Историко-экономические аспекты трансформации системы планирования в аграрном секторе экономики»

/

ИСТОРИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

трансформации системы планирования

В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

И.В. Страшко,

докторант кафедры организации предпринимательской деятельности и менеджмента в АПК

Орловского государственного аграрного университета, кандидат экономических наук [email protected]

Статья посвящена социально-экономическим преобразованиям в аграрном секторе в процессе изменения системы планирования. Автором систематизированы и выделены 11 основных историко-экономических этапов трансформации системы планирования, охватывающие период развития России с XVIII века по настоящее время. Обозначены основные принципиальные особенности каждого этапа.

Ключевые слова: аграрный сектор экономики, система планирования, директивное планирование, этапы трансформации

УДК 338.262 ББК 65.23

В современной цивилизации, как показывают исследования, усиливается значимость планирования, как науки управления сложнейшими процессами в развитии общества в условиях усложняющихся социально-экономических процессов.

На современном этапе вопросы управления агропромышленным производством требуют принятия взвешенных и обоснованных решений. Это представляется возможным только на основе формирования эффективной модели целостной системы управления аграрной экономикой, на основе государственного регулирования и рыночной саморегуляции, интеграции плана и рынка.

С начала 90-х годов XX столетия Россия в результате формирования либерально-рыночных отношений и полного разрушения раннее сложившихся социально-экономических и административно-организационных хозяйственных форм управления АПК, оказалась в затяжном экономическом кризисе [3, с. 9].

Радикальные перемены в российском обществе были связаны с реформированием политико-экономических отношений, господствующих в советский период, в центре реформ находилось убеждение о необходимости демонтажа плановой системы. В качестве альтернативы плановой экономики была предложена идея рынка с присущим ему механизмами саморегулирования.

Трансформация социально-экономических отношений, в том числе и в аграрном секторе экономики, оказала влияние на существующую систему планирования и обусловила ряд изменений, происходящих в ней.

Анализ основных исторических этапов социально-экономического развития аграрного сектора страны в дореформенный и постсоветский период, а также научных публикаций, посвященных становлению и развитию отечественной школы планирования, позволил в процессе детальной проработки автору систематизировать и представить в виде одиннадцати основных историко-экономических этапов трансформацию системы планирования в аграрном секторе экономики в России, начиная с XVIII века по настоящее время:

1. Дореволюционный период (XVIII в. — 1917 г.);

2. Становление плановой модели хозяйствования (1917— 1932 гг.);

3. Планирование индустриализации и создание экономики военного периода (1933-1945 гг.);

4. Послевоенное восстановление экономики СССР (19461964 гг.);

5. Активное реформирование системы планирования (ко-сыгинские реформы) (1965-1972);

6. Инерция реформ высшим звеном управления (19721980 гг.);

7. Совершенствование хозяйственного механизма и системы планирования (1981-1986 гг.);

8. Перестройка социально-экономической системы (1987-

1991 гг.);

9. Демонтаж директивно-централизованной системы планирования. Формирование системы макроэкономического планирования и прогнозирования в условиях рынка (1992-1997);

10. Становление среднесрочного планирования на основе программно-целевого подхода (1998-2005);

11. Формирование и развитие системы индикативного планирования (2006 и по настоящее время).

Каждый этап автором был раскрыт с точки зрения содержания, выявления преимуществ и недостатков в формировании и реализации системы планирования. В результате проведенного исследования было установлено, что ряд этапов принципиально отличаются друг от друга методологией планирования, в том числе инструментарием, нормативно-правовой базой, практическим механизмом разработки и реализации планов.

Первым историко-экономическим этапом в формировании и изменении системы планирования в аграрной сфере мы выделяем дореволюционный период (середина XVIII века — 1917 г.). Мы считаем, что подготовка и реализация реформ в XVIII — первой половине XIX в. (реформы Петра I, Екатерины II, М.М. Сперанского, реформа 1861 г. и последующие преобразования Александра II, столыпинская аграрная реформа 1906-1916 гг., разработка различных планов земского устройства) были прямо или косвенно связаны с преобразованием в сельском хозяйстве, судьбами крестьянства России и заключали в себе отдельные элементы построения системы планирования. Опыт государственного регулирования нарабатывался постепенно, на протяжении ряда лет, разрабатывался ряд планов и программ, связанных с политическим, территориальным, социальным развитием страны и масштабными преобразованиями в важнейших отраслях экономики, включая сельское хозяйство.

Развитие капитализма и научно-технического прогресса в начале 20 века оказало влияние на аграрное производство России, начался поиск необходимых инструментов воздействия государства, в том числе посредством разработки реализации определенных плановых документов, на сельскую экономику, крестьянство.

Однако, как показывает развитие истории, родиной всеобъемлющего, регулярного и результативного директивно-централизованного планирования, на основе проработанной теории и методологии, стала Советская Россия, позднее СССР, хотя определенные направления в формировании системы планирования, в частности и в аграрном секторе, были обозначены и в дореволюционном периоде.

В 20-х гг. прошлого столетия в условиях общенационального кризиса и поиска путей выхода из него резко возрос интерес к исследованиям будущего. В этот период произошло формирование двух планово-прогностических школ, которые ориентировалась на генетический и телеологический подход, или другими словами, целевой подход, на ускоренное построение социалистического общества в России:

• телеологический подход нашел отражение в работах

Н.И. Бухарина, Г.М. Кржижановского, С.Г. Струмилина, в плане ГОЭЛРО и сценариях первого пятилетнего плана, разработанных Госпланом;

• генетический подход базировался на методологии цикличной динамики и нашел наиболее полное отражение в трудах Н.Д.

Кондратьева по методологии предвидения и анализа больших циклов, динамики конъюнктуры, а также в разработанном им варианте пятилетнего сельскохозяйственного плана.

В 1930-е гг. верх взяла школа «целевого» перспективного директивного планирования.

Мы считаем, что история планового регулирования в Советской России дает богатый материал для понимания логики индикативного планирования, его принципов и методов, соответствующих различным социальным условиям и этапам развития экономики. Понадобилось всего лишь десятилетие, чтобы в послереволюционный период экономическое планирование в стране обрело теоретическую базу, превратилось из «частичного» во всеобъемлющее планирование с соответствующей методологической основой.

Состояние экономики страны после Гражданской войны диктовало необходимость скорейшего решения текущих проблем, связанных с разрухой, голодом, болезнями, безработицей. Однако уже в это время стало ясно, что без создания единой системы планового руководства, ориентированной на решение перспективных задач, дальнейшее развитие невозможно.

История трансформации частичного планирования через развитие индикативного планирования во всеобъемлющее и директивное планирование на деле не была легкой. Трансформация проходила в условиях острой политической и экономической борьбы.

Изучение ряда публикаций по вопросам формирования плановой модели хозяйствования позволяют автору сделать вывод, что ключевой проблемой отечественного управления народным хозяйством второй половины 20-х — начала 30-х годов являлся выбор формы планирования. Споры велись не только вокруг методологии и методики планирования, дискуссионным был и вопрос об отраслевых приоритетах. Определились в рамках генетической и телеологической концепций три основных подхода к планированию народного хозяйства: административнораспределительный, планово-товарный, индикативный [1, 4].

На наш взгляд, важнейшими методологическими подходами и принципами планирования, представленными Н.Д. Кондратьевым и группой ученых, сторонников индикативного подхода, являлись те, которые, утверждали, что перспективный план является действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики — а именно такой была экономика переходного периода 20-х годов. Несомненно, научную ценность и широкое применение в современной системе планирования находит методологический подход, подчеркивающий неразрывную взаимосвязь плана и научного предвидения.

К сожалению после сворачивания НЭПа плодотворная модель управления была разрушена, и продолжились реформы, построенные на догматизме бестоварного производства, единого директивного плана-закона, управления огромной страной из центра по отраслевой и партийной вертикали.

Анализ событий в нашей стране в начале 20-х годов позволяет признать, что создание плана ГОЭРЛО и одновременное введение НЭПа явилось важнейшим событием. Оно показало миру реальную возможность управлять государством с помощью планов во взаимодействии с рыночным механизмом. В реальном взаимодействии план и рынок тесно переплетаются и проникают друг в друга в большей или меньшей степени [2, с. 26]. Кроме того важнейшим уроком данного исторического периода является необходимость создания соответствующей законодательной, организационной и психологической среды, без чего плановорыночный механизм эффективно работать не сможет.

Несмотря на острые противоречия административной и рыночной систем хозяйствования и управления, Советская Россия в 1924-1928 гг. добилась довоенного уровня в основных отраслях п роизводства. Так валовая п родукция сельского хозя йства в 1928 году превысила уровень 1913 года на 24%. Была восстановлена посевная площадь и поголовье крупного рогатого скота, свиней, овец к уровню 1913 года. Сельскохозяйственная потребительская кооперация объединяла 28% крестьянских хозяйств. За первую половину 20-х годов национальный доход СССР увеличился в 2,3 раза, доходы на душу населения превзошли довоенный уровень.

На протяжении всей истории экономики СССР использовался директивный принцип планирования. Советское руководство во главе со Сталиным взяло курс на ускорение индустриализации и колхозно-государственное обобществление крестьянско-

го сельского хозяйства, чтобы на этой основе создать социально однородное и политически монолитное общество, сильное в военном отношении государство.

Следующий период трансформации системы планирования можно охарактеризовать как планирование индустриализации и создание экономики военного периода. К основным особенностям данного историко-экономического можно отнести следующие:

• вторая и третья пятилетки были ориентированы на индустриализацию, модернизацию и развитие тяжелой промышленности, в аграрном секторе в данный временной период происходила коллективизация;

• усиливались административные методы в планировании,

• для аграрного сектора расширялся перечень заданий по посевным площадям, поголовью скота, другим показателям производства.

• раскрылись преимущества всеобщей централизации планового управления в экстремальных условиях, что было перенесено и усилено в послевоенных пятилетках.

Война с ее критическим напряжением ресурсов и большими потерями доказала жизнеспособность плановой системы хозяйства, объективно потребовалось ужесточение централизма при формировании и функционировании экономики военного времени.

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает послевоенный период (1945-1965 гг.), который характеризуется усилением методов планового руководства экономикой страны, в том числе и сельским хозяйством:

• с целью обеспечения населения страны продовольствием, в пятилетних планах были установлены достаточно высокие плановые показатели по производству продукции сельского хозяйства, ужесточалась ответственность за невыполнение планов;

• большая часть плановых показателей была ориентирована на увеличения количественных показателей: посевных площадей, поголовья животных, количества произведенной продукции. Этот период для сельского хозяйства можно охарактеризовать как период экстенсивного развития.

Несмотря на достаточно жесткие директивы, функционирование именно такой системы планирования в ССССР, как мы думаем, было оправдано, поскольку необходимо было преодолеть последствия войны, восстановить разрушенное народное хозяйство.

Значительный вклад в совершенствование планирования экономики, методов и организации хозяйствования в ходе подготовки и их реализации, внес председатель Совмина СССР Косыгин А.Н., так период с 1965-1979 гг. получил название «ко-сыгинских реформ».

В области планирования на этом историческом этапе предпринята попытка смены планового диктата системой планово-экономических мероприятий, увязывающих деятельность министерств, подведомственных предприятий и объединений с конечными результатами, с формированием фондов экономического стимулирования. Основными положительными моментами трансформации системы управления и планирования в аграрной сфере в период «косыгинских реформ» можно считать:

• установление нового порядка, где главный акцент в политике на селе сделан на повышение роли министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве сельскохозяйственным производством;

• снижался план обязательных закупок зерна, объявленный неизменным на 10 лет; были повышены закупочные цены (сверхплановые закупки должны были производиться по повышенным ценам);

• значительно увеличены капиталовложения; произошло перераспределение национального дохода в пользу сельского хозяйства; начали предприниматься меры по решению социальных проблем села;

• сняты ограничения с ведения личных подсобных хозяйств; внедрены дополнительные элементы повышения материальной заинтересованности в результатах производства.

Начиная с 1966 года государство начало отдавать долги селу. Основным путем достижения роста производства была выбрана интенсификация, механизация, увеличение фондо- и энергооснащенности, химизация, увеличение капиталовложе-

ний в сельскую инфраструктуру, мелиорация земель. Эти меры дали определенные результаты, так, например, самые высокие среднегодовые темпы прироста валовой продукции сельского хозяйства, отраслей растениеводства и животноводства были в восьмой пятилетке (1966-1970)

С 1967 года, проявляются негативные стороны реформы, основными причинами которых явились: непоследовательность и половинчатость предпринятых преобразований плановой системы; частично сохранилась устаревшая система ценообразования, которая отражала идеологические приоритеты; пользуясь правом самостоятельности, предприятия заранее занижали плановые задания, но не имели свободы в выборе направления своей специализации, использования прибыли; зарплата стала расти быстрее, чем производительность труда. Не была продумана система материального стимулирования сельскохозяйственного труда. Гарантированная зарплата колхозников не была связана с результатами их трудовой деятельности; реформа экономическая не была связана с реформой политической, идеологические противоречия не давали возможности отойти от директивной системы планирования и плавно перейти к более мягкой индикативной форме.

Кроме того свертыванию реформы способствовала окончательная победа консервативных, технократических тенденций в руководстве страны в 1972-1973 гг. Будучи незаинтересованной в децентрализации управления, она приняла решение вернуться к проверенной жесткой административной структуре. Валовые показатели вновь стали играть ведущее место в экономической жизни. Немаловажную роль в судьбе реформы сыграло и то обстоятельство, что ослабла ее актуальность. Из-за увеличения экспорта нефти и газа в условиях мирового топливноэнергетического кризиса, доходы страны формировались за счет энергоресурсов.

Период с 1972-1980 гг. по мнению автора, следует рассматривать, как период инерции реформ в системе планирования. Общая концепция хозяйственного планирования вернулась в рамки жесткой директивной, что не способствовало существенным изменениям в управлении аграрной сферой.

Следующим периодом совершенствования хозяйственного механизма и системы планирования мы выделяем 1981-1986 гг. Именно на данном этапе наблюдается активизация в совершенствовании планирования и управления в аграрном секторе экономики.

В 1982 году разработана и начинает свою реализацию Продовольственная программа, направленная на увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции. Считаем, что определенные реформаторские действия в системе управления и планирования предприняты были, так в бывшем СССР АПК впервые был введен как самостоятельный объект планирования и управления в 1982 г. Это было сделано главным образом для того, чтобы обеспечить условия функционирования сопряженных отраслей в рамках АПК по Продовольственной программе, ориентированной на конечные результаты.

Прямое централизованное руководство было направлено на достижение народнохозяйственных целей, обеспечение важных пропорций в АПК, проведение соответствующей инвестиционной политики. Особое внимание уделялось укреплению материально-технической базы, организации эффективного взаимодействия по производству сельскохозяйственной продукции.

Новые экономические механизмы хозяйствования проявлялись в аграрном комплексе, так ставка делалась на агропромышленную интеграцию, были организованы районные агропромышленные объединений (РАПО). В 1985 г. был создан Госагропром СССР.

Продовольственная программа в полной мере не была реализована, так как плановые показатели оказались слишком завышены, командно-административные методы ее реализации преобладали над расширением производственно-хозяйственной самостоятельности на селе. Но нельзя не указать, что определенные результаты были достигнуты, наблюдался прирост сельскохозяйственной продукции в 1986-1990 гг., так производство зерна в весе после доработки в 1990 г. по сравнению с 1980 г. выросло на 41,8 млн т или 23,7%, урожайность с 13,9 ц/га в 1980 г. увеличилась до 19,9 ц/га в 1990 г. Производства молока возросло на 17,5 млн т или 19,2%, мяса в убойном весе на 4,9 млн т или на 32,4%.

Следующий этап в реформировании системы планирования (1986-1991 гг.) связан с переходом к новым экономическим отношениям в стране, с периодом перестройки.

С введением в 1988 году закона «О государственном предприятии (объединении)» хозяйственный механизм и система планирования претерпели следующие изменения: вместо плана вводился «государственный заказ», после выполнения, которого предприятиям разрешалось самостоятельно реализовывать производимую продукцию; производитель должен был строить свою деятельность на основе полного хозрасчета и самофинансирования; показателем хозяйственной деятельности становится прибыль; предприятия получали самостоятельность в определении численности рабочей силы, установлении заработной платы, выборе хозяйственных партнеров; роль центра сводилась к подготовке общего плана и определению объема государственного заказа.

Нельзя не отметить, что ряд нормативно-правовых документов «конца эпохи СССР», был направлен на совершенствование хозяйственного механизма в АПК, управление и планирование, происходящие изменения были связаны со следующим:

• на селе было признано равенство пяти форм хозяйствования: колхозов, совхозов, агрокомбинатов, арендных кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств;

• колхозы могли самостоятельно устанавливать размеры индивидуальных наделов и численность поголовья скота в подсобных хозяйствах;

• сельские жители получили право брать землю в аренду сроком на 50 лет и полностью распоряжаться произведенной продукцией;

• для сельхозтоваропроизводителей было определено самостоятельное установление структуры и объемов продаж;

• реализация продукции в государственные и региональные фонды осуществлялась на добровольных началах, на основе договорных отношений;

• происходил отказ от директивного планирования государственных закупок сельхозпродукции.

Мы придерживаемся точки зрения, что однозначно, оценить систему планирования сельского хозяйства в дореформенный период нельзя. С одной стороны, происходила эволюция от жестких директивных форм к более мягким индикативным формам планирования, что оказывало влияние на изменение функций государства в части планирования, расширялась самостоятельность в выборе форм хозяйствования. Наибольшие темпы среднегодового прироста сельскохозяйственного производства наблюдались в 1966-1970 гг. — 3,9%, 1971-1975 гг. — 2,5%, 19861990 гг. — 1,9%, которые характерны для периодов ослабления директивности в планировании.

С другой стороны, происходил разрыв между системой вертикального планирования и хозяйственным планированием. Преобладало уравнивание распределения результатов деятельности хозяйствующих субъектов без учета конкретного вклада каждого и различных условий хозяйствования.

Система централизованного управления, опиралась на координацию движения вещественно-натуральных потоков при формальном отношении к их стоимостной оценке и действию закона стоимости, что не позволяло разрабатывать планы как обоснованные программы социально-экономического развития общества.

Кроме того, нельзя не отметить, что система планирования в советский период переживала серьезный кризис. При движении планов «снизу вверх» и «сверху вниз» субъекты планирования вели своеобразный торг за материальные и финансовые ресурсы, что, несомненно, наблюдалось и в АПК. При этом долгосрочные приоритеты отходили на второй план, уступая место стремлениям наращивать натуральные показатели, включать в план «рапортоемкие» проекты и т.п.

Начиная с 1992 года, концепция интеграции плана и рынка, взаимодействия их механизмов, была полностью вытеснена рыночной концепцией саморегулирования. Либеральные реформаторы российской экономики, опираясь на миф о несовместимости рынка и плана и надеясь на процесс рыночного саморегулирования, осудили планирование развития экономики, как якобы административно-командный метод государственного управления и признали его анахронизмом.

Автор в целом разделяет точку зрения, нашедшую отражение во многих публикациях отечественных ученых-экономистов,

в том, что спонтанная реформаторская деятельность, преобразование экономики по монетарной модели нанесли социальноэкономическому развитию страны серьезный вред [2, 5].

Россия на пороге XXI века оказалась лишена основного института экономического управления — планирования. В результате политики дерегулирования страна оказалась единственной крупной индустриальной державой, которая осуществляла, а во многих отраслях народного хозяйства продолжает осуществлять и по настоящее время «планирование» методом прогнозных предположений.

Последние двадцать лет в социально-экономическом развитии России в условиях рыночной экономики с точки зрения трансформации системы планирования можно условно разделить на два этапа:

• с 1998 по 2005 годы, характеризующегося становлением системы среднесрочного планирования на основе программноцелевого подхода;

• с 2006 года по настоящее время, этапа, связанного с формированием и развитием системы индикативного планирования, особенно в АПК.

Поскольку последний этап, связанный с формированием системы индикативного планирования только находится в стадии своего становления и развития и напрямую оказывает влияние на происходящие изменения в аграрном секторе экономики, обеспечение устойчивого роста и конкурентоспособности АПК, то он требует дополнительных научных исследований и поиска эффективного механизма и инструментов для его реализации. Считаем, что формирование эффективной системы индикативного планирования в АПК должно осуществляться с учетом богатого историко-экономического наследия, преимуществ и недостатков основных этапов трансформации системы планирования, на основе разумного сочетания положительных сторон директивной системы планирования и особенностей индикативного подхода.

Литература

1. Галас М. В поисках модели экономического развития (конец 20-х — начало 30-х годов ХХ в.) [Электронный ресурс] / РосАг-роФонд: сайт. — URL http://raf.org.ru/magazine_old/sta12001_7.htm/ (дата обращения 24.03.2012).

2. Иванченко В.М. Планирование как исторический феномен жизнедеятельности человека и общества / Ин-т экономики РАН. — М.: Наука, 2009. — 320 с.

3. Коробейников М. Состояние и стратегия развития АПК России // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2009. — №2. — С.8-11.

4. Корский Э.Б., Васюков А.И. Всемирная история экономических учений в трудах русских экономистов первой трети XX века. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. — 146 с.

5. Серков А.Ф. Индикативное планирование в сельском хозяйстве. — М.: Изд-во «Информагробизнес», 1996. — 161 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ И ПОСТРОЕНИЕ СТРУКТУРЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СЕНТЯБРЕ 1992 -ЯНВАРЕ 1993 гг.

М.В. Бражник,

докторант кафедры менеджмента и маркетинга Уральской государственной сельскохозяйственной академии (г Екатеринбург),

кандидат экономических наук [email protected]

В статье на основании изучения и анализа значительного количества законодательных актов и нормативных правовых документов рассмотрены вопросы формирования системы и построения структуры органов государственного управления сферами агропромышленного комплекса в Российской Федерации в конце сентября 1992 — январе 1993 гг.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, государственное управление, история АПК.

ББК 65.32-2я 73 УДК 338.24:338.436.33

Предлагаемая Вашему вниманию статья посвящена вопро- Российской Федерации: пакта указов Президента Российской

сам формирования системы и построения структуры органов Федерации, направленных на дальнейшее упорядочение систе-

государственного управления агропромышленным комплексом мы центральных органов федеральной исполнительной власти

Российской Федерации — России в конце сентября 1992 — ян- и на совершенствование их (центральных органов федеральной

варе 1993 годов. исполнительной власти. — М.Б.) структуры (в том числе и в части,

Как уже было сказано в завершении нашей предыдущей касающейся государственных органов, осуществляющих управ-

статьи «Формирование системы и построение структуры орга- ление агропромышленным комплексом страны и решение воп-

нов государственного управления агропромышленным комп- росов продовольственного обеспечения ее населения. — М.Б.),

лексом Российской Федерации — России в третьем квартале и пакта указов Президента Российской Федерации, нацелен-

1992 года» (опубликованной в журнале «Проблемы современ- ных на систематизацию координационных и консультативных

ной экономики», 2012 г., № 3 (43). — М.Б.) в части анонсирования органах, создаваемых Президентом Российской Федерации,

статьи следующей (то есть, настоящей. — М.Б.), к концу сентяб- Правительством Российской Федерации, министерствами и веря — началу октября 1992 года относится подписание и опуб- домствами Российской Федерации, и на упорядочение состава

ликование двух основополагающих пакетов указов Президента координационных и консультативных органов, созданных Пре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.