Научная статья на тему 'Историко-дидактические аспекты экологии'

Историко-дидактические аспекты экологии Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

278
75
Поделиться
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Назмутдинов В. Я.

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия человека и природы, охраны окружающей среды, совершенствования экологического образования людей.

HISTORI DIDACTICAL ASPECT ECOLOGY

The problem of interaction human and nature, guarding environment, develop ecology knowledge consideration in this article.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Историко-дидактические аспекты экологии»

ПРИМЕНЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ КАРТ ШУХАРТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТАБИЛЬНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ

Мухаметшина А.М., Шигабиев Т.Н., Приймак Е.В.

Резюме

Выпуск качественной продукции, соответствующей спросу потребителя, является основной задачей производственного предприятия. Одним из простых и доступных методов контроля качества продукции является применение контрольных карт Шухарта. На примере пищевого производства представлен алгоритм построения контрольных карт Шухарта и анализ показателей возможностей процесса.

USE OF THE SHUKHARTS CONTROL CARDS FOR DETERMINATION OF STABILITY OF FOOD PRODUCTIONS

Muhametshina A.M., Shigabiev T.N., Primak E.V.

Summary

Release of the qualitative production corresponding to demand of the consumer, is the main objective of manufacturing enterprise. One of simple and available methods of quality control of production is use of control cards of Shukhart. On the example of food production the algorithm of creation of control cards of Shukhart and the analysis of indicators of opportunities of process is presented.

УДК93/99+371.302.00:577.4

ИСТОРИКО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИИ

Назмутдинов В.Я. - к.п.н., доцент Казанский (Приволжский) федеральный университет e-mail: nazval55@mail.ru

Ключевые слова: экология, социальная экология, экологические знания, взаимодействие человека и природы, охрана окружающей среды.

Keyword: ecology, social ecology, ecology knowledge, interrection human and nature, guarding environment.

Биосфера - серьезно больна! Ее поразила вмешательство человека в ее жизнь. Помимо острых, всех очевидных невзгод подкрадываются хронические болезни, нарушение экологического равновесия, искажение биогеохимических циклов. Человек - наиболее одаренный и

могущественный представитель всего живого на Земле - приступил к широкому преобразованию естественного облика нашей планеты, и, прежде всего, ее растительного и животного царства.

Ныне едва ли встретишь сколько-нибудь значительный клочок земли, где бы человек в той или иной мере не нарушил бы экологические связи. Потребительское отношение человека к природе сложилось отнюдь не в наше время. Оно возникло с его появлением на свет и это отношение необходимо изменить [2, 3, 5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время наблюдается бум экологических исследований и публикаций, всякого рода экологических рекомендаций и употребления экологической терминологии. Необходимо разобраться в понятиях "экология" и "экологическое", выяснить специфику и структуру экологического знания и образования, рассмотреть соотношение понятий "экологическое" и "экологизированное". Если изначально не определиться в терминах и понятиях, то не будет никакого научного разговора, а будет "беседа" слепого и глухого. Трактуемая подобным образом экология может подменять собой и саму биологию, ибо экологическими взаимодействиями охватываются не только внешняя среда (экоэкология), но и внутренняя среда (эндоэкология).

В отличие от социальной экологии, целью которой является оптимизация взаимодействия природы и общества, экология человека изучает законы, принципы, методы оптимизации способов деятельности людей, взаимодействие её субъективных и объективных факторов. Объектом антропо-экологического исследования является, таким образом, не всякое взаимодействие человеческого организма со средой, а то, которое опосредовано сознательной деятельностью людей. Сфера экологического знания (включающая в себя и географо - и биолого-экологическую составляющую, в аспекте деятельности человека по обеспечению коэволюции географического и негеографического, косного и биотического) непосредственно представляет собой познавательный компонент экологического образования. Если понимать под последним усвоение людьми всей совокупности научных представлений об оптимизации в ходе их целенаправленной деятельности соответствующих (антропо - и социо-экологических) отношений в системе "природа-человек-общество". Таков схематический анализ проблемы, который может служить лишь общим ориентиром при решении обсуждаемых вопросов. Для уяснения сути этих вопросов важное значение имеет, проблема соотношения экологического и экологизированного знания и образования, проблема, которая в научной литературе обычно затушёвывается [1].

Наше понимание термина " экологическое" в аспекте рассматриваемой проблемы исходит из его применимости только к тем случаям, когда речь идёт о целенаправленной (познавательной,

образовательной, воспитательной, преобразовательной и т.п.) деятельности, непосредственно связанной с оптимизацией специфических экоотношений в системе "природа-человек-общество", имеющей конечной целью обеспечение коэволюции всех составляющих этой системы. Термин же "экологизированное", в принципе применим ко всем сферам и формам деятельности людей, которые каким-то образом (и в какой-то мере) сориентированы на то или иное решение экологических (антропо - и социо-экологических) проблем.

В современных условиях, когда имеется реальная угроза существованию человека и человечества на планете, экологизация деятельности людей должна носить поистине всеобщий характер. Это касается и нашей повседневной практики, и нашего повседневного поведения.

Существует более 120 определений экологии.

Классическая формула, приводимая во всех научных и популярных изданиях: "Экология - наука о взаимоотношениях организмов со средой обитания". И это подтверждается этимологией данного слова. "экос" -переводится с греческого как жилище, дом, местообитание, убежище; "логос" - наука, т.е. экология - это наука о «жилищных условиях» обитания организмов или наука об организмах «у себя дома».

В идеале экология стремится раскрыть и понять все многообразие взаимосвязей между населяющими нашу планету животными, растениями и средой их обитания. Но до этого идеала еще далеко. В буквальном смысле экология - это наука, в которой особое внимание уделяется «совокупности или характеру связей между организмами и окружающей среды».

История развития человечества неразрывно связана с развитием природы. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. То, что человек не царь природы, люди поняли уже давно. И в настоящее время активно пропагандируют природоохранную деятельность. Экология приобрела практический интерес еще на заре развития человечества.

В примитивном обществе каждый индивидум для того, чтобы выжить, должен был иметь определенные знания об окружающей среде или о силах природы, растениях и животных. Как и другие области знаний, экология развивалась непрерывно, но не равномерно на протяжении истории человечества.

В средние века интерес к изучению природы ослабевает, занимаясь господством схоластики и богословием. Связь строения организмов с условиями среды толковались как воплощение воли бога.

Географические открытия в эпоху Возрождения, колонизации новых стран явились толчком к развитию биологических наук. Несмотря на то, что в суждениях о природе господствовали метафизические

представления, в трудах многих естествоиспытателей имели место явные свидетельства экологических знаний. Они выражались в накоплении фактов о разнообразии живых организмов, их распространении, в выявлении особенностей строения растений и животных, живущих в условиях той или иной среды [4].

Начиная с Я.А. Коменского, официальный статус получает принцип природосообразности, но однозначного его понимания не было. Я.А. Коменский рассматривал человека как органическую часть природы, живущую по ее законам, развивающуюся согласно циклам времен года. Ж.Ж. Руссо усматривал в человеке совершенное творение Бога. Чтобы сохраниться таковым, человек должен вернуться в природу, к чистоте и непосредственности ее отношений. Он первый понял опасность цивилизации и призвал: «Назад, к природе!» общество восприняло это как недомыслие и чудачество. И.Г. Песталоцци видел в человеке сущностные силы, которые успешно развиваются лишь в условиях, максимально приближенных к природе к принципу природосообразности. А. Дистервег добавляет принцип культуросообразности. К.Д. Ушинский реализовал принцип природосообразности в нескольких направлениях. Одно из них состоит в глубоком познании природы самого ребенка, его анатомии, физиологии, психологии, другое - в приближении содержания и организации педагогического процесса к природе, третье - в организации воспитания на народные традиции и обычаи.

Появление в начале XIX столетия биогеографии способствовало дальнейшему развитию экологического мышления. Подлинным основоположником экологии растений принято считать А. Гумбольдта (1769 - 1859), опубликовавшего в 1807 году работу «Идеи о географии растений».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1832 году О. Декандоль обосновал необходимость выделения особой научной дисциплины «Эпиррелогия», изучающая влияние на растений внешних условий и воздействий и воздействие растений на окружающую среду (или, говоря современным языком экологии). Среду, в которой нет развития растений, стали понимать как совокупность действующих на них условий (экологических факторов).

Экологическое направление в зоологии лучше других было сформулировано русским ученым К.Ф. Рулье (1814 - 1858 гг.). Он считал необходимостью развития особого направления в зоологии, посвященного всестороннему изучению и объяснению жизни животных, их сложных взаимоотношений с окружающим миром. К.Ф. Рулье разработал широкую систему экологического исследования животных - «Зообиологии», оставил ряд трудов типичного экологического содержания, таких, как типизация общих особенностей водных, наземных и роющих позвоночных. Ученые начала XIX века анализировали закономерности связей организмов и среды, взаимоотношения между организмами, явления приспособляемости

и приспособленности. Однако разрешение этих проблем, дальнейшее развитие науки экологии произошло на базе эволюционного учения Ч. Дарвина.

Ч. Дарвин (1809 - 1882 гг.) по праву является одним из пионеров экологии. В книге «Происхождение видов» (1859г.) он показал, что «борьба за существование» в природе приводит к естественному отбору или является движущим фактором эволюции. Победа эволюционного учения в биологии открыла, таким образом, новый период в истории экологии, для которой характерно увеличение числа и глубины работ по экологическим проблемам.

Экология, родившись в недрах биогеографии, в конце XIX века благодаря учению Ч. Дарвина, превращалась в науку об адаптации организмов. Однако сам термин «экология» для новой области знаний впервые был предложен немецким зоологом Э. Геккелем в 1866 году. Он дал следующее определение этой науки: «Это познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды, включая непременно неантогонистические и антогонистические взаимоотношения растений и животных, контактирующих друг с другом. Э.Геккель предложил обозначать экологию как "общую науку об отношении организмов к окружающей среде".

Э. Геккель относил экологию к биологическим наукам и наукам о природе, интересующихся всеми сторонами жизни биологических организмов. Термин «Экология» в дальнейшем получил всеобщее признание. Далее экология развивалась в трудах многих натуралистов и географов Х1Х-ХХ веков.

Появление в начале XIX столетия биогеографии способствовало дальнейшему развитию экологического мышления. Подлинным основоположником экологии растений принято считать А. Гумбольдта (1769 - 1859), опубликовавшего в 1807 году работу «Идеи о географии растений».

В 1832 году О. Декандоль обосновал необходимость выделения особой научной дисциплины «эпиррелогия», изучающая влияние на растения внешних условий и воздействий и воздействие растений на окружающую среду.

Рост населения и расширяющееся развитие сельского хозяйства, промышленности, строительства, транспорта вызвали массовое уничтожение лесов в Европе, Северной Америке. Выпас скота в больших масштабах приводил к гибели лесов и травяного покрова, к эрозии (разрушению) почвенного слоя (Средняя Азия, Северная Америка, юг Европы и США). Истреблены десятки видов животных в Европе, Америке, Африке.

В конце XIX- начале XX веков исследователи обращали главное

внимание на то, как отдельные факторы (например: климатические) влияют на распространение и динамику организмов. В это же время формируется представление о сообществах как о некоторых целостных совокупностях взаимосвязанных организмов.

В России в области экологии большое значение имели работы К.А.Северцова (1855 год).

Целую научную систему, в которой воспитание мыслилось как всестороннее развитие человека, формирование его «во всех отношениях» на основе изучения и раскрытия природы человека во всех ее сложных аспектах, во всем многообразии отношений человека с себя подобными, с природной и социальной средой разработал К.Д. Ушинский. Ему принадлежит идея народности в воспитании, традиции, обычаи которой уходят корнями в отношения человека с родной для него природой.

К народной педагогике восходят «толстовские идеи воспитания высоконравственной личности», глубокого, органичного соединения человека и природы, привлечение детей к разносторонней трудовой деятельности. В организованной им Яснополянской школе Л.Н. Толстой широко практиковал экскурсии, опыты, предпочитал показывать детям подлинные явления и предметы в их естественном, натуральном виде. Л. Н. Толстой считал совершенной саморазвивающуюся природу ребенка, в природной среде видел идеальные условия проявления человеческой натуры, усматривал в естественном трудовом цикле взаимодействия человека с природой идеал образа жизни.

Быстро развивалась экология в 20-30 годы XX века, когда были сформированы основные задачи изучения популяций и сообществ (Ч.Элтон), предложены математические модели роста численности популяций и их взаимодействий (В.Вольтера), проведены лабораторные опыты по проверке этих моделей (Г.Ф.Гаузе). В гидробиологии началось в это время количественное изучение превращения вещества и энергии живыми организмами, причем водоемы трактовались как целостные системы [6,7,8].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во второй половине XIX в. против формально словесного изучения природы, а также против узкого прагматизма, унитаризма в отношении к ней выступали русские просветители: В.Г Белинский, А.И Герцен, Н.А Добролюбов, Д.И Писарев, Н.Г Чернышевский, которые подчеркивали роль природоведческих знаний в формировании нравственных качеств личности, регулирующих поведения человека в природе. К.Д Ушинский писал о природе как об "одном из могущественных агентов воспитания человека". Благодаря усилиям виднейших ботаников А.Н Бекетова и К.А Тимирязева в школьную практику вводятся элементы самостоятельного исследования природы. Проблема формирования мировоззрения в процессе изучения мира природы эффективно разрабатывалась известным методистом А.Я Гердом.

В начале ХХ в. в российских гимназиях вводится программа изучения природы, составленная профессором лесного института (Санкт-Петербург) Д.И. Кайгородовым. Природа изучается но "общежитиям" (лес, сад, поле, луг, река). С 1901 года под руководством профессора ботаники В.В. Половцева начинает издаваться первый методический журнал «Природа в школе».

В 20-х годах ХХ в. распространяется мнение о необходимости проведения многочисленных экскурсий в природу, большое внимание уделяется практическим, исследовательским, лабораторным работам. В помощь школам, вузам организуется экскурсионные биологические станции, педагогические биостанции, станция юных натуралистов.

В период 70-80-х годов, когда сложилось понимание универсальной значимости экологического образования, были сформулированы его основные принципы (А.Н.Зверев, М.Т. Суравегина, А. Н. Захлебный и другие);

Идеи природо - и культуросообразности воспитания получили новый импульс в своем развитии в начале XX столетия, как в зарубежной, так и в отечественной педагогике и были связаны с социальным воспитанием [6,7,8].

Выдающиеся советские педагоги А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский не мыслили себе организации здорового и целесообразного педагогического процесса вне природы, вне нравственных, эстетических взаимосвязей с ней. В.А. Сухомлинский понимал, что знания, и навыки сами по себе не воспитывают. При изменении традиционно-потребительского отношения к природе, изменяются убеждения, деятельность ученика строится в постоянном общении с природой и работой над гармонизацией нарушенной биосферы.

Ряд авторов активно разрабатывали проблему «педагогики среды». Анализ архивных материалов деятельности института, методов школьной работы (существующего в Москве в середине 20-х годов и возглавляемого В.Н. Шульгиным) и действовавшие в нем секции «педагогики среды» (под руководством М.В. Крупениной) позволил выявить ряд ключевых позиций отечественной концепции «педагогики среды», значимых разработки современной системы экологического воспитания школьников.

Основополагающее значение имеет тезис о воспитывающей роли среды. В.А. Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что природа сама по себе не обладает магическим развивающим воздействием на ребенка, а превращается в фактор воспитания лишь в умелых руках педагога. Один из методологических принципов педагогической системы В. А. Сухомлинского четко обозначен в его высказывании: «Воспитывает каждая минута жизни, и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность подчас как бы случайно, мимоходом».

Предупреждая о возможных последствиях расширяющегося

вторжения человека в природу академик В. И. Вернадский писал: «Человек становится геологической силой, способной изменить лик Земли».

Одним из современных педагогов, занимающихся вопросами экологического воспитания является А. А. Плещаков. Он не только разрабатывает теорию экологического воспитания, но и предлагает конкретные методы работы. Плещаков считает: "Усиление экологической направленности курса природоведения - это, на наш взгляд, наиболее назревший и реальный на сегодняшний день шаг в направлении экологизации начальной школы, а также организации работы группы продленного дня и внеклассной работы " [4].

Сегодня человечество уже столкнулось с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и обеспокоены тенденцией нарастания неустойчивости природы. Поэтому экологическое образование приобретает особую значимость, помогающее найти пути выхода из возникшего кризиса.

Современная экология развеяла одно из главных заблуждений человечества, окрыленного развитием своей науки и техники. Долгое время считалось, что человек - царь и властелин природы, призванный, ни с чем, не считаясь, покорять ее и подчинять своим нуждам. Этот путь, как показывает ход истории, оказался тупиковым в эволюции самого человечества. Он привел не только к учащению многочисленных экологических катастроф, но и грозит подорвать саму возможность существование человека на Земле - устойчивость биосферы в целом.

Все мы - это активные участники нового этапа в истории. Поэтому так важно сейчас, чтобы будущее общество было обществом экологически грамотных людей. На любой работе, в любой профессии необходимы конкретные профессиональные экологические знания. Экологическое образование должно продолжаться всю сознательную жизнь человека.

Не природе нужна наша защита. Это нам необходимо ее покровительство: чистый воздух - чтобы дышать; кристальная вода, чтобы пить, вся природа, - чтобы жить. Она природа была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила. Он лишь миг в ее жизни. Она же вечна и бесконечна. Человек для нее деталь. Она для него - все. А потому: не вреди!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Агаджанян Н.А. Экология человека / Н.А. Агаджанян, В.И. Трошин.- М.: 2008.- С.46 - 57. 2. Банникова А.Г. Мир животных и его охрана / А.Г.Банникова. - М.: Наука, 2009.- С.76-89. 3. Бочков Н. П. Методологические и социальные вопросы современной генетики человека в науках о природе и человеке: Человек, общество и природа в век НТР / Н.П.Бочков.- М.: Мысль, 2011.- 169 с. 4. Гайсин И.Т. Преемственность экологического воспитания. Монография. Казань: КГПУ, 2010.- С.89 - 96. 5. Данилова-Данильяни В.И. Экологические проблемы:

что происходит, кто виноват и что делать? Учеб. пособие / В.И.Данилова-Данильяни.- М.: Изд. МНЭПУ, 2007.- 332с.; 6. Coughenour С. M. Social Ecology and Agriculture // Rural Sociology, 2011, Vol. 49, N 1. P. 1—22. 7. Hawley Л. Н. Human Ecology // The State of Sociology: Probl. a.Prospects. L, 2012, P. 119 - 140. 8. Hef^cr R. The Culture Problem in Human Eco1ogy // Comparative Studies in Soc. a. History. Cambridge: N. Y., 2011, Vol. 25. N 3.

ИСТОРИКО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИИ

Назмутдинов В.Я.

Резюме

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия человека и природы, охраны окружающей среды, совершенствования экологического образования людей.

HISTORI - DIDACTICAL ASPECT ECOLOGY

Nazmutdinov V.Y.

Sammary

The problem of interaction human and nature, guarding environment, develop ecology knowledge consideration in this article.

УДК 006:658.56

УЧЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ НА МОЛОКО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ

Наумова Е.А.- аспирант; Шигабиев Т.Н. - д.т.н., зав. кафедрой Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э Баумана

тел.: 89196304393

Ключевые слова: потребитель, потребительские предпочтения, маркетинговые исследования, ОАО «Вамин-Татарстан».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: the consumer, the consumer demands, marketing research, JSC «Vamin-Tatarstan».

Целью работы является исследование потребительских предпочтений для повышения качества и конкурентоспособности ОАО «Вамин-Татарстан» «Казанский молочный комбинат» на примере пастеризованного молока. Данная работа особенно актуальна в свете вступления России в ВТО. Задачи, поставленные в работе: определить