УДК 930.85
Историко-архитектурное наследие «Ливадийского дворца-музея» «доимператорского» периода развития в современном облике дворцово-
паркового ансамбля
Довгалева Татьяна Юрьевна
Заместитель начальника отдела исторических исследований, ООО «Научно-исследовательский центр проектирования и историко-культурных экспертиз», Москва, РФ. E-mail: [email protected] ORCID: 0009-0009-1622-9428
Аннотация
Представленная статья посвящена анализу историко-архитектурного наследия «Ливадийского дворца-музея», которое было создано в «доимператорский» период развития Ливадии и сохранилось в составе современного дворцово-паркового ансамбля. В первой части статьи рассмотрена история возникновения ливадийского имения и формирования дворцово-паркового ансамбля в период последней четверти XVIII в. - 1850-х гг., а также подробно охарактеризован ливадийский ансамбль «доимператорского» периода (его строения, планировка, парковые насаждения), сложившийся при графах Потоцких. Во второй части статьи проанализированы трансформации, происходившие с отдельными элементами ансамбля, созданного в «доимператорский» период, на последующих этапах развития Ливадии (с 1860-х гг. и вплоть до настоящего времени). Определено, какие из элементов «доимператорского» историко-архитектурного наследия присутствуют в облике дворцово-паркового ансамбля Ливадии и какое влияние они оказывают на специфику последнего. В заключении приведены основные выводы исследования и намечены рекомендации для дальнейшего развития как данной тематики, так и смежных тем в историко-архитектурном научном дискурсе.
Ключевые слова
Историко-архитектурное наследие, историко-градостроительный анализ, архитектура, планировка, «доимператорский» период, Потоцкие, Ливадия, Ливадийский парк, «Оранжерея Потоцкого».
Historical and architectural heritage of the 'Livadia Palace-Museum' of the 'pre-imperial' development period in the modern appearance of the palace and park
ensemble
Tatiana Yu. Dovgaleva
Deputy Head of the Department of Historical Research, «Scientific, Research Center of Planning and Historical and Cultural Expertise» LLC, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID: 0009-0009-1622-9428 Abstract
The presented article is devoted to the analysis of the historical and architectural heritage of the 'Livadia Palace-Museum', which was created in the 'pre-imperial' development period of Livadiya and preserved as part of the modern palace and park ensemble. The first part of the article examines the history of the emergence of the Livadia estate and the formation of the palace and park ensemble during the last quarter of the 18th century - 1850s, and also describes in detail the Livadia ensemble of the 'pre-imperial' period (its buildings, planning, park plantings), which developed under the counts Potocki. The second part of the article analyzes the transformations that occurred with individual elements of the ensemble created in the 'pre-imperial' period, at subsequent stages of Livadiya's development (from the 1860s to the present day). It is determined which of the elements of the 'pre-imperial' historical and architectural heritage are present in the appearance of the palace and park ensemble of Livadiya and what influence they have on the specifics of the latter. Finally, the main conclusions of the study are presented and recommendations are outlined for the further development of both this topic and related topics in the historical and architectural scientific discourse. Keywords
Historical and architectural heritage, historical and urban planning analysis, architecture, planning, 'pre-imperial' period, Potocki family, Livadiya, Livadia park, 'Potocki's greenhouse'.
Введение
«Ливадийский дворец-музей» представляет собой дворцово-парковый музей-заповедник, располагающийся на территории пгт. Ливадия (в нескольких километрах к юго-западу от города Ялта), на южном берегу полуострова Крым.
В настоящее время Ливадия общеизвестна как летняя резиденция семьи последнего российского императора Николая II, а также как место проведения Ялтинской конференции союзных держав, проходившей 4-11 февраля 1945 г.
Вместе с тем, ансамбль «Ливадийского дворца-музея», как и прилегающая территория современного населенного пункта Ливадия, имеют весьма богатую с архитектурно-градостроительной точки зрения историю. Соответственно, при проведении ретроспективного анализа обозначенной территории наиболее актуальным будет представляться рассмотрение именно начального («доимператорского») периода существования Ливадии в качестве этапа, определившего дальнейший вектор развития этого выдающегося дворцово-паркового ансамбля.
Среди современных работ, посвященных историко-архитектурному наследию «Ливадийского дворца-музея», можно выделить несколько наиболее значимых.
В первую очередь, это книги, относящиеся к разряду путеводителей. В них дана характеристика всем основным сохранившимся постройкам ливадийского дворцово-паркового ансамбля, а исследовательский акцент сделан в большей степени на развитие Ливадии в качестве императорской резиденции. К числу обозначенных работ относятся: книга Н.С. Лозбень «Ливадия. Ореанда. Очерк-путеводитель» (2007); труды Л.И. Прокоповой «Царская Ливадия в калейдоскопе ушедшего времени: очерки» (2008) и «Прогулки по царской Ливадии» (2019); работа М.А. Земляниченко «Императорские имения ЛИВАДИЯ и ОРЕАНДА. Что было, что осталось. Справочник-путеводитель» (2016).
Необходимо также отдельно отметить труд Н.Н. Калинина «Архитектор Высочайшего двора: "Архитектор Краснов - удивительный молодец..."» (2005). Эта работа посвящена ялтинскому архитектору Н.П. Краснову, который руководил всеми строительными работами в Ливадии в начале 1910-х гг., в том числе и возведением современного здания Большого дворца (он же Ливадийский дворец). Помимо изложения различных аспектов биографии и деятельности архитектора, в книге освещены те преобразования, что были произведены им в ливадийской императорской резиденции.
Наконец, работой, наиболее приближенной к теме настоящего исследования, является еще одна книга М.А. Земляниченко «Ливадия доимператорская: от отважного корсара Кацониса до польского аристократа Потоцкого» (2011). В ней подробно освящен «доимператорский» период развития Ливадии, пришедшийся на конец XVIII в. - 1850-е гг., рассмотрены элементы того дворцово-паркового ансамбля, который сложился в имении к моменту его перехода в начале 1860-х гг. в собственность высочайшей фамилии.
Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что в рамках него был произведен подробный избирательный анализ развития элементов и структур дворцово-паркового ансамбля, сложившегося в «доимператорский» период, от момента формирования обозначенных элементов и структур и вплоть до настоящего времени. Была предпринята попытка вычленения сохранившегося «доимператорского» наследия Ливадии из комплекса позднейших архитектурных и градостроительных напластований, а также было обозначено, какое влияние оказало историко-архитектурное наследие, сформированное в «доимператорский» период, на современный облик дворцово-паркового ансамбля.
Методология проведенного исследования состояла в использовании общенаучных (анализ, синтез и обобщение), а также специально-исторических и междисциплинарных исследовательских методов. В числе прочих были задействованы методы: историко-биографический (рассмотрение специфики начального периода развития Ливадии через анализ биографических сведений о владельцах имения); историко-системный (для анализа дворцово-паркового ансамбля Ливадии на каждом из этапов его развития в качестве целостной системы с определенной структурой и функциями); структурно-функциональный (для анализа отдельных элементов и их функционального назначения в структуре дворцово-паркового ансамбля Ливадии); сравнительно-исторический (для сопоставления различных характеристик ливадийского ансамбля и источников, отражающих его развитие в разные периоды, и выявления отличительных и общих черт).
Цель настоящего исследования состояла в рассмотрении характера влияния историко-архитектурного наследия, созданного в «доимператорский» период развития «Ливадийского дворца-музея», на формирование современного облика дворцово-паркового ансамбля. В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1) рассмотреть процесс складывания ливадийского дворцово-паркового ансамбля и охарактеризовать ансамбль, сложившийся в «доимператорский» период развития Ливадии;
2) рассмотреть процесс последующей трансформации ливадийского ансамбля, сложившего в «доимператорский» период, и проанализировать, каким образом сохранившееся наследие «Ливадийского дворца-музея» «доимператорского» периода развития продолжает влиять на современный облик ансамбля.
Предыстория месторасположения «Ливадийского дворца-музея» и пгт. Ливадия до начала формирования дворцово-паркового ансамбля на указанной территории
На Крымском полуострове, начиная с эпохи среднего палеолита, наблюдалось непрерывное, последовательное присутствие различных археологических культур. На Южном берегу Крыма (ЮБК), в той части полуострова, где расположена Ливадия, начало железного века (рубеж 2-1 тыс. до н.э.) ознаменовалось, в основном, развитием кизил-кобинской культуры. Данная культура большинством исследователей соотносится с наследием народа тавров.
В окрестностях пгт. Ореанда (что расположен примерно в 2 км к югу от пгт. Ливадия) археологами обнаружены остатки поселений медного века (3 тыс. до н.э.) и таврского периода, а также найден могильник 1 тыс. до н.э. На мысе Ай-Тодор (в 5 км к югу от пгт. Ливадия) сохранились руины крепости Харакс, возведенной римлянами во II в. н.э.
К периоду VШ-X вв. относятся как археологические следы крупного гончарного производства, обнаруженные на территории самой Ливадии, так и выявленные в Ореанде остатки поселений с храмом и могильником. На юге Ореанды на скале Хачла-Каясы сохранились руины оборонительно-сторожевого укрепления (замка), датируемые исследователями либо X-XII вв., либо XIII в.; данный памятник может быть отнесен к поздневизантийскому или трапезундскому наследию. В XVIII в. на месте современного пгт. Ливадия, по некоторым данным, располагалось небольшое греческое поселение Ай-Ян [Iсторiя мют i ст УкраТнськоТ РСР. Т. 26. Кримська область. 1974, 743].
Процесс складывания и характеристика дворцово-паркового ансамбля, сформировавшегося в «доимператорский» период развития Ливадии
• Ливадия Л. Кацониса и Ф.Д. Ревелиоти
Метод историко-биографического анализа источниковых данных позволяет определить, что развитие Ливадии в качестве частновладельческого имения началось на рубеже XVШ-XIX вв. и было связано с именами греков Л. Кацониса и Ф.Д. Ревелиоти.
Ламброс Кацонис (Качиони) (1752-1805) - уроженец древнего греческого города Левадия, расположенного в Беотии (Центральная Греция). В период русско-турецкой войны 1787-1791 гг. Л. Кацонис, организовав каперскую легкую флотилию, оказывал существенную поддержку Черноморскому флоту, а в сентябре 1795 г. - был вызван в Санкт-Петербург и представлен императрице Екатерине II.
Лабросу Кацонису в награду за действия его флотилии было пожаловано двадцать тысяч десятин земель, что находились преимущественно в Симферопольском и Феодосийском уездах. Некоторыми исследователями отмечается, что в числе оказавшихся в собственности Л. Кацониса земель была и будущая Ливадия, названная так владельцем в честь его родного города Левадии (в переводе с греческого «Ливадия» означает «луг» / «лужайка»). Помимо этого, исследователи Н.С. Лозбень и А.П. Пальчикова указывают, что уже на рубеже XVШ-XIX вв. Л. Кацонисом в Ливадии могли быть заложены виноградники и обустроена дача [Лозбень, Пальчикова 2007, 9; Земляниченко 2011, 7-14]. В число владений, дарованных Л. Кацонису, действительно могли входить земли близ Ялтинской бухты на ЮБК. Однако факт принадлежности Ливадии Л. Кацонису не имеет однозначных документальных подтверждений.
В самом начале XIX в. достоверно установленным владельцем Ливадии стал Феодосий Дмитриевич Ревелиоти. Право распоряжаться Ливадией Л. Кацонис в последние годы жизни мог передать сам своему другу и сподвижнику Ф.Д. Ревелиоти, либо же продажа Ливадии могла быть осуществлена потомками Л. Кацониса, после смерти последнего. Известно также, что в первой половине XIX в., в период освоения крымского южнобережья российской аристократией, существовала практика передавать имения во временное пользование соседям в случае длительного отсутствия хозяев. Подобным образом владение Л. Кацониса могло было быть изначально передано Ф.Д. Ревелиоти [Лозбень, Пальчикова 2007, 9-10].
За период 1820-х - 1830-х гг. Феодосий Дмитриевич Ревелиоти (Ревелиотти) (1766 - около 1850) скупил значительное количество крымских территорий: в Ореанде, Алупке, Симеизе, Лименах, на даче «Святая Троица», в Кикинеизе, Кучук-Кое, Мухалатке, Балаклаве, а также приобрел имение Ай-Дмитрий, на реках Альма и Кача. На полуострове в собственности Ф.Д. Ревелиоти находились многочисленные виноградники, фруктовые сады, лесные участки, хлебопахотные и сенокосные земли.
Ливадийское имение, что следует из историко-системного анализа данных, использовалось Ф.Д. Ревелиоти в основном для ведения сельскохозяйственной деятельности, а немногочисленные строения, существовавшие на обозначенной территории, «имели только служебное назначение» [Земляниченко 2011, 20]. Сохранилось довольно целостное описание имения, составленное швейцарским путешественником Шарлем Анри Монтандоном для путеводителя по Крыму и относящееся к началу 1830-х гг.: «У подножия горы, справа от дороги, замечаем несколько недавно посаженных виноградников, принадлежащих г-ну Л. Качони [подразумеваются виноградники Лигурга Ламбровича Качони, сына Ламброса Кацониса]. Поднявшись на расстояние приблизительно двух верст, подъезжаем к дачному дому, окруженному маленьким цветником, примыкающим к дороге. Это имение г-на генерала Ревелиоти; оно состоит из 30 десятин земли и виноградников, которые, занимая часть этих земель, имеют уже 44 тысячи виноградных лоз; посадки маслин насчитывают 400 деревьев. Если г-н Ревелиоти осуществит свои намерения, то в несколько лет это имение, откуда открываются великолепные пейзажи, превратится в одно из самых красивых и самых доходных на побережье» [Монтандон 2011, 135-136].
Можно констатировать, что в период первой трети XIX в., то есть во время пребывания Ливадии в собственности Ф.Д. Ревелиоти, формирование дворцово-паркового ансамбля на начавшей осваиваться территории имения еще фактически не было начато. Тем не менее, был выстроен дачный дом усадьбы с подсобными строениями (очевидно, прекративший существовать уже во второй трети XIX в.), а главное, были заложены и начали развиваться ливадийские виноградники.
• Ливадия графов Потоцких
9 января 1834 г. была оформлена купчая крепость, по которой Ф.Д. Ревелиоти продал за 150 тысяч рублей ассигнациями ливадийское имение
польскому графу Л.С. Потоцкому. К моменту продажи владение Ф.Д. Ревелиоти (размеры которого за период первой трети XIX в. увеличивались за счет покупки владельцем земель у соседей) представляло собой единую дачу с четко обозначенными границами. В купчей было указано, что площадь имения при продаже составляла 209 десятин 1900 квадратных саженей [Лозбень, Пальчикова 2007, 12].
Лев Северинович Потоцкий (1789-1860) происходил из старшей Ланьцуцкой линии графов Потоцких герба Пилава. Ближайшие родственники Л.С. Потоцкого, его отец Северин Осипович и дядя Ян (Иван) Осипович сделали блестящую карьеру во времена правления Екатерины II и Александра I. В 1808 г. Лев Северинович был определен отцом в Коллегию иностранных дел и причислен к Русской миссии в Неаполе. Вся дальнейшая общественная жизнь Л.С. Потоцкого была связана с дипломатической службой.
С конца 1820-х гг. Л.С. Потоцкий находился на высших дипломатических постах: был чрезвычайным посланником при короле Португалии, при короле Швеции, при Неаполитанском Дворе и на Сицилии. Граф был произведен в действительные тайные советники, являлся членом Государственного Совета, а в 1856 г. - был назначен на должность обер-гофмейстера и награжден орденом Св. Александра Невского. В марте 1860 г. на отпевании графа Л.С. Потоцкого присутствовали император Александр II и брат императора, великий князь Константин Николаевич.
Лев Северинович Потоцкий являлся владельцем ливадийского имения с начала 1834 г. и вплоть до своей смерти в 1860 г. (на протяжение 26 лет). После кончины графа его вдова Елизавета Николаевна Потоцкая отказалась от наследства в пользу дочерей: Леонии (Леониллы) Ланцкоронской и Анны Мнишек. У последних Департамент уделов Министерства императорского двора приобрел Ливадию для царской семьи 24 августа 1860 г. за 350 тысяч рублей. После чего Александр II подарил новоприобретенное имение своей супруге императрице Марии Александровне [Земляниченко 2011, 21, 29-31, 49]. Таким образом, императорский период развития Ливадии продолжался с начала 1860-х гг. и вплоть по 1917 г.
Дворцово-парковый ансамбль Ливадии в его первоначальном виде, он же ансамбль «доимператорского» периода, сложился именно при графах Потоцких. Соответственно, необходимо обозначить, основываясь на структурно-
функциональном и историко-системном анализе источников, наиболее характерные элементы данного ансамбля и его общую специфику.
В 1834 г. архитектором К.И. Эшлиманом в Ливадии был возведен большой двухэтажный дом с тридцатью комнатами (по некоторым данным, здание мог изначально возводить архитектор Ф.Ф. Эльсон, отошедший от дел в начале лета 1834 г.). В описании недвижимого имущества, составленном поверенным в делах Потоцких доктором Эдуардом Петерсом, были приведены следующие сведения о главном доме имения: «в нем многочисленные салоны, комнаты для учителей и прислуги, галереи вдоль стен дома, [католическая] часовня (капелла) [фактически домовая церковь], зимний сад, прилегающий к большому летнему салону, в центре [зимнего] сада - фонтан каррарского мрамора; вода в доме повсюду - в буфетах, туалетных (ваннах), подвале и пр.» [Там же, 3941]. Известно также, что на первом этаже дома располагались апартаменты графини Е.Н. Потоцкой и старшей дочери Потоцких - Леонии Львовны, летний и турецкий салоны, две гостиные и столовая; на втором этаже - апартаменты графа Л.С. Потоцкого и младшей дочери - Анны Львовны, комнаты для гостей.
Всего в имении Потоцких к концу 1850-х гг., как свидетельствуют данные докладной записки Управляющего Департамента Уделов Министерства Двора графа Ю.И. Стенбока и уже упомянутого описания недвижимости Э. Петерса, существовало не менее 35 строений различного назначения, причем все они были выстроены из «керченской ракушки» (мраморовидного известняка местного происхождения). Из этих строений можно выделить ряд самых значимых: большой дом с домовой церковью; отдельный (малый) дом для иноземных гостей; кухня с комнатами и подсобными помещениями; три оранжереи с двумя теплицами; прачечная; дом для служителей имения с двумя сараями; больница с квартирой для фельдшера; небольшое здание с противопожарным оборудованием; дом для управляющего с подсобными помещениями; кузница; баня; винподвал с винокурней и домами для виноделов; «многочисленные просторные казармы» для рабочих и обслуживающего персонала [Там же, С. 39-41].
Наиболее ранним детализированным архивным планом Ливадии является «Часть Генерального плана Ливадии, имения Ея Императорскаго Величества Государыни Императрицы Марии Александровны с показанием вновь предполагаемых построек и перестроек», датируемая 1862 г. Поскольку данный план был исполнен непосредственно после приобретения имения
императорской фамилией, на нем обозначены как строения, созданные в «доимператорский» период, так и «предполагаемые» к постройке позднейшие сооружения.
Рисунок 1. Часть Генерального плана Ливадии, имения Её Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Александровны, с показанием вновь предполагаемых построек и перестроек. 1862 год1
Из построек графов Потоцких на указанном плане были обозначены: о под литерой А - «Существующий Дворец с предполагаемыми вновь пристройками под лит. а» (большой дом Потоцких);
о под литерой й - «Существующий малый дом» (отдельный дом Потоцких для иноземных гостей), исходя из плана состоявший фактически из двух отдельных строений;
о под литерой Н - «Прачешная с показанием новой к ней пристройки под лит. Ь» (прачечная Потоцких);
о под литерой Л - «Существующая конюшня, предполагаемая к перестройке на кладовые»;
о под литерой К - «Существующая оранжерея с предполагаемою к ней пристройкою под лит. с» (одна из оранжерей Потоцких);
1 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 515. Оп. 87. Д. 1073. Л. 1.
о еще одна оранжерея Потоцких (чей боковой сегмент, возможно, считался отдельной оранжереей), не отмеченная в экспликации, но изображенная рядом со «Вновь предполагаемой к постройке оранжереей» под литерой L;
о под литерой N - «Существующее экономическое строение, предполагаемое к перестройке на конюшни, с пристройкою к оному вновь конюшень под лит. d»;
о под литерой O - «Существующие каретные сараи»;
о к югу от строений под литерами N и О был обозначен еще ряд построек, созданных при Потоцких; эти постройки не были идентифицированы в экспликации, но, очевидно, часть из них могла использоваться для проживания служащих имения, а другая - иметь хозяйственное назначение (Рисунок 1).
Помимо формирования комплекса строений имения, одним из значимых итогов развития рассматриваемого ансамбля в «доимператорский» период явилось складывание функционального зонирования ливадийской территории. К рубежу 1850-х - 1860-х гг. за юго-восточным участком территории закрепилась роль парадной части ансамбля (той, где располагались большой и малый дома Потоцких). Участок западу от парадной части (выше нее по склону) еще не имел четкой функциональной направленности, используясь в основном в хозяйственных целях. К северо-западу от парадной части в «доимператорский» период была сформирована территория, определенная под садоводство (на которой располагались оранжереи и теплицы). Северный участок имения Потоцких занимали строения жилого и хозяйственного назначения, среди которых выделялись «экономическое строение» и «каретные сараи» [Там же].
В процессе создания графами Потоцкими дворцово-паркового ансамбля, был сформирован первоначальный облик Ливадийского парка - одного из старейших парков на ЮБК. Парк был заложен и начал развиваться на территории в 40 десятин (более 40 га), совокупная «протяженность всех дорожек и аллей парка превышала 8 верст, и по ним можно было спуститься к морю». Из-за неровного рельефа местности (склон горы Могаби) парк изначально создавался пейзажным (ландшафтным) с регулярными участками при дворцовых постройках.
Основой для парка послужил естественный южнобережный лес, в который дополнительно высаживались разнообразные южные растения (завезенные из-за границы «экзоты»). В оранжереях и парниках парка выращивалось свыше 125
видов экзотов (в количестве более 2,7 тысяч экземпляров), а к весенним посадкам ежегодно подготавливалось порядка 3,3 тысяч «луковиц и корней различных цветов». В середине XIX в. в парке произрастали ливанские и гималайские кедры, земляничники, багряники, клематисы, кипарисы и лавры. Были устроены зеленые куртины, лужайки, цветочные композиции. Из источников, расположенных на территории имения, для бытовых нужд и полива насаждений был проведен водопровод. При Потоцких в Ливадии работали садовниками: Э. Делингер, И. Ташер, Ф.И. Марко, Л. Гейслер [Прокопова 2019, 114-115].
Уникальностью отличались и малые архитектурные формы парка. Л.С. Потоцкий, будучи коллекционером, украсил парковую территорию античными статуями и фонтанами, вывезенными из Италии. Особо примечательны были утраченные к настоящему времени фонтан «Нимфа», устроенный из древнего помпейского саркофага, и мраморная скульптура Аполлона. Всего в парке при Потоцких существовало порядка дюжины фонтанов, многие из которых были мраморными [Лозбень, Пальчикова 2007, 14; Земляниченко 2011, 41 -43].
Помимо прочего, ливадийское имение приносило своим владельцам доход, полностью покрывавший все расходы на содержание дворцово-паркового ансамбля. В Ливадии выращивались на продажу фрукты и орехи, а главное, велось изготовление вин; начало виноградарству в Ливадии было положено еще в первой трети XIX в. В 1848 г. было произведено 2,5 тысячи ведер вина, а в 1853 г. - 4 тысячи ведер. К концу 1850-х гг. общая площадь ливадийских виноградников составляла 20 десятин 120 кв. саженей (занятые ими площади Л.С. Потоцкий, по некоторым свидетельствам, ежегодно расширял). В имении производились белое, красное вино и водка. Часть продукции продавалась, а другая часть оставалась в Ливадийской экономии. Основными сортами винограда, выращиваемыми на ливадийских плантациях, были Сотерн, Бордо, Рислинг, Мускат, Токай, Траминер. Винподвал Ливадии был рассчитан на двадцать тысяч ведер, а главным виноделом имения являлся Готлиб Лютц [Земляниченко 2011, 41 -47].
К окончанию «доимператорского» периода развития Ливадии на территории имения был сформирован полноценный дворцово-парковый ансамбль. Были возведены два господских дома (большой и малый), выстроены жилые строения (дом для служителей имения, дом управляющего, казармы и т.
п.) и сооружения хозяйственно-бытового назначения (кухня, прачечная, конюшня, каретные сараи и т. п.), а также оранжереи. Было произведено зонирование территории имения и создана планировка, в основу которой в силу особенностей рельефа местности был положен пейзажный (ландшафтный) принцип. В парке, украшенном малыми архитектурными формами, было создано ботаническое разнообразие растительности, включавшей значительное количество «экзотов». Динамично развивалось винодельческое хозяйство имения.
Процесс последующей трансформации ливадийского дворцово-паркового ансамбля, сложившегося в «доимператорский» период, и влияние сформированного в обозначенный период наследия на современный облик ансамбля
• Позднейшие трансформации ансамбля, созданного в «доимператорский» период развития Ливадии
Сравнение архивных планов 1860-х гг. дворцово-паркового ансамбля Ливадии с созданным в 1910-е гг. «Планом нижней части имений "Ливадия" и "Ореанда"», основанное на сравнительно-историческом методе анализа, позволяет составить представление о том, какие из строений ансамбля, созданного Потоцкими, просуществовали фактически до конца «императорского» периода развития Ливадии. Анализ дореволюционных планов, а также информации, представленной в краеведческих исследованиях, помогает проследить дальнейшую историю тех строений «доимператорского» периода, что были идентифицированы благодаря плану 1862 г.
Главный (большой) дом Л.С. Потоцкого был перестроен в 1862-1866 гг. в Большой дворец императорского имения Ливадия, и продолжал использоваться семьями трех последних российских императоров (Александра II, Александра III и Николая II). К началу XX в. Большой дворец, в частности, из-за сырости, вызванной недостаточным дренажем подвальных помещений, пришел в аварийное состояние. Осенью 1909 г. императорской семье пришлось попрощаться с этим старым дворцом: строение решено было разобрать, а вместо него соорудить новый дворец. Последний сохранился до настоящего
времени и является на данный момент ОКН ФЗ2 «Большой дворец» (ул. Батурина, д. 44 А, литера "А") [Калинин и др. 2005, 109-112].
Рисунок 2. План Ливадии, имения Её Императорского Величества.
1866 год3
Исходя из анализа «Плана Ливадии, имения Ея Императорского Величества», составленного в 1866 г., можно заключить, что строения малого дома Потоцких, ко второй половине 1860-х гг. был переустроены архитектором И.А. Монигетти под «Дом Фрейлин» и «Дом Министра Двора». В конце 1910 г. фрейлинский дом был снесен (его месторасположение в настоящее время находится к югу от юго-западной оконечности современного «Большого дворца»). В 1901-1902 гг. на месте старого «Дома Министра Двора» архитектором А.А. Бибером был возведен новый «Дом Министра Императорского Двора и Уделов»; министерский дом начала XX в. в настоящее
2 Объект культурного наследия федерального значения (здесь и далее).
3 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 485. Оп. 1. Д. 309. Л. 45.
время известен как ОКН ФЗ «Дворец Фредерикса» (ул. Батурина д. 44, литера "Б")4.
Прачечная Потоцких, как следует из архивных планов и других архивных источников, продолжала использоваться по назначению в императорском имении вплоть до начала XX в. В описи 1884-1895 гг. данное строение было обозначено как «Прачешная с сушильней». В 1901 г. строение было «разломано», и на его месте А.А. Бибером была сооружена новая прачечная. В настоящее время прачечная начала XX в. является ОКН РЗ5 «Прачечная с комнатой для утюга» (ул. Батурина, 44, литер "З", лечебный корпус № 8)6.
Конюшня Потоцких, фигурировавшая на плане 1862 г. под литерой J, к 1866 г. была перестроена в «Дом для помещения дворцовых смотрителей». По сведениям краеведов, данное строение просуществовало вплоть до последней четверти XX в.; после чего было снесено, и на месте его было выстроено здание, являвшееся до недавнего времени корпусом № 10 санатория «Ливадия» [Земляниченко 2016, 48-51].
Отдельно стоит остановиться на оранжереях Потоцких. Одна из них, фигурировавшая на плане 1862 г. под литерой К в 1866 г. именовалась «Домом Оранжереи и помещения садовых рабочих». А в 1910-е гг., как следует из обозначений плана указанного периода, являлась просто «домом рабочих». Предположительно, данная оранжерея в значительно перестроенном виде сохранилась до настоящего времени по современному адресу ул. Батурина, 38.
Большей историко-архитектурной ценностью обладает другая оранжерея Потоцких, что на плане 1862 г. была изображена рядом со «Вновь предполагаемой к постройке оранжереей» под литерой L. Эта оранжерея Потоцких, построенная в конце 1830-х гг. архитектором К.И. Эшлиманом, на плане 1866 г. именовалась «Домом Старой Оранжереи»; с севера к ней примыкали «Флигеля Помощников Садовника». Старая оранжерея, ориентировочно, в 1860-е - 1880-е гг. претерпела частичную перестройку: ее западная часть была переоборудована под жилые помещения и надстроена вторым этажом, а также был по-новому декорирован главный (южный) фасад постройки, над центральной частью которого был помещен прямоугольный фронтон. В описи 1884-1895 гг. данная оранжерея была обозначена как
4 Государственный архив Республики Крым (ГАРК). Ф. 219. Оп. 1. Д. 1683. Л. 18-19, 62об.
5 Объект культурного наследия регионального значения (здесь и далее).
6 Там же. Л. 18-18об, 62об.
«Оранжерея Потоцкого», а в описи 1905 г. - как «Оранжерейный дом (Оранжерея № 1 с жилыми помещениями для рабочих, с пристройкою)». Во второй половине XIX - первой половине XX вв. оранжерея продолжала использоваться по первоначальному назначению, а также служила для проживания. В середине 1950-х гг., когда оранжерейное хозяйство было полностью ликвидировано, старое здание оранжереи стало одним из административных корпусов санатория «Ливадия», а в конце XX - начале XXI вв. в нем располагалось приемное отделение (регистратура) санатория, а сейчас функционирует семейный центр. Историческое здание оранжереи является ОКН РЗ «Оранжерея Потоцкого» (ул. Батурина, 42) [Прокопова 2019, 98, 110-112; Земляниченко 2016, 40-42].
Экономическое строение Потоцких, обозначенное на плане 1862 г. под литерой N было перестроено в конюшни И.А. Монигетти в 1862-1864 гг. На плане 1864 г. данное строение было идентифицировано как «Конюшня для придворных лошадей», а на плане 1866 г. - как «Конюшни на 68 лошадей». Данные конюшни представляли собой комплекс построек, состоявший из центрального трехэтажного строения, одноэтажных галерей и двухэтажных флигелей по краям. В описи 1884-1895 гг. указанные конюшни были обозначены как «Дворцовая конюшня с сараями и квартирами при них», а в описи 1905 г. - как «Дворцовая конюшня». В 1903 г. А.А. Бибером центральное строение конюшен было надстроено эффектной башней со шпилем, часами и украшениями в виде лошадиных голов. В результате пожара произошедшего в Ливадии в июле 1906 г. данные конюшни серьезно пострадали, их реконструкцией занимался архитектор Г.П. Гущин. Во второй половине XX - первой четверти XXI вв. бывшие конюшни использовались в качестве жилья, а также в иных хозяйственных целях. Исторические строения конюшен являются ОКН РЗ «Конюшня для дворцовых и скаковых лошадей с флигелями для конюхов» (ул. Батурина, 26) [Прокопова 2019, 51-57; Земляниченко 2016, 35-36].
Каретные сараи Потоцких, обозначенные на плане 1862 г. под литерой O, вероятно, выполненные из дерева, были утрачены уже к середине 1860-х гг. Примерно на их месте было возведено еще одно здание конюшен, обозначенное на плане 1866 г. как конюшни «на 54 лошади с экипажными сараями и помещением для кучеров». Данное конюшенное здание, вплоть до конца «императорского» периода использовавшееся по назначению, в настоящее время является ОКН РЗ «Большая запасная конюшня с флигелями для конюхов» (ул. Батурина, 22-а).
Структурно-функциональный и сравнительно-исторический анализ позволяет установить, что развитие функционального зонирования ливадийской территории на протяжение всего «императорского» периода, в основном наследовало зонированию, определенному в «доимператорский» период.
Щ
ХУ
с.«-*
у; й и*»-** у* *Т
■ ^Г - А '¿Л ** Лу/
♦ ч ^ г V
> ч \
' • ■ Я
Рисунок 3. План нижней части имений «Ливадия» и «Ореанда». Период создания: 1910-е гг. Фрагмент 37
7 Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. А-259. Оп. 8б. Д. 1286. Л. 141.
Рисунок 4. План нижней части имений «Ливадия» и «Ореанда». Период создания: 1910-е гг. Фрагмент 48
Юго-восточный участок территории продолжал использоваться в качестве парадной части ансамбля. Здесь были расположены перестроенный из дома Потоцких Большой дворец с церковью Воздвижения, дом фрейлин, дом министра двора, дом дворцовой кухни с соответствующими помещениями и
8 Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. А-259. Оп. 8б. Д. 1286. Л. 141.
строение льдоделательной машины; а с начала 1910-х гг. - современный Большой дворец с той же церковью, дворец Фредерикса (выстроенный в начале 1900-х гг.) и свитский корпус. Дворцовые постройки в советский период, в основном, использовались в качестве санаторских корпусов, с последней трети XX в. в здании Большого дворца ведется музейная деятельность. В настоящее время дворцовые строения, существовавшие по состоянию на начало 1910-х гг. (как и ОКН ФЗ «Парковые сооружения»), входят в состав ОКН ФЗ «Комплекс сооружений дворца»; также на данном участке находится ОКН РЗ «Виноградная галерея».
Участок территории к западу от парадной части, не имевший четкой функциональной направленности в «доимператорский» период, в «императорские» времена стал преимущественно использоваться для проживания служителей двора и служащих имения. Здесь были обустроены дом свитский (он же дом свитских особ) и телеграфный дом (он же дом телеграфной станции) в 1860-е гг., малый служебный дом в конце 1860-х - начале 1880-х гг., прачечная (ныне существующее строение прачечной появилось в начале 1900-х гг.), а также дом придворных служителей, дом для помещения дворцовых смотрителей (утраченный в последней четверти XX в.) и пекарня в 1860-е гг. В советский и постсоветский периоды обозначенные строения также являлись корпусами санатория Ливадия. В настоящее время три строения из указанных имеют статус ОКН РЗ: «Дом свитский», «Малый служебный дом», «Прачечная с комнатой для утюга»; а западнее, над Севастопольским шоссе находится ОКН РЗ «Дом для высших офицеров охраны».
Территории, определенные в «доимператорский» период под садоводство, на протяжение длительного времени полностью сохраняли свое функциональное значение; во второй половине XIX - первой половине XX вв. данный участок ливадийской территории именовался в обиходе «Ботаникой». С середины XX в. сохранившиеся строения «Ботаники» использовались в административных, жилых и хозяйственных целях. Два из них имеют статус ОКН РЗ: «Дом садовника» и «Оранжерея Потоцкого».
Крайний северный участок территории «доимператорской» Ливадии, занятый до 1860-х гг. строениями жилого и хозяйственного назначения, в «императорские» времена являлся управленческим и хозяйственным центром имения. Часть современной улицы на отрезке в этой части имения именовалась в 1910-е гг. «Управленческой дорогой». Здесь располагались «Дом
Управляющаго, канцелярии и квартиры Архитектора» (примерно в конце 1860-х - начале 1880-х гг. для управляющего в этой же части имения было выстроено новое здание, сохранившееся до настоящего времени), строения кузницы, каретного сарая, конюшен, больницы (госпиталя) и т. п. С конца первой четверти XX в. и до настоящего времени строения на данной территории также использовались в административных и хозяйственных целях. На обозначенной территории в настоящее время расположен ряд дореволюционных ОКН РЗ: «Здание склада», «Контора управляющего имением», «Большая запасная конюшня с флигелями для конюхов», «Каретный сарай с домом для конюха», «Конюшня для дворцовых и скаковых лошадей с флигелями для конюхов», «Большой конюшенный дом (для конюхов и служителей имения)»; также на данном участке территории находится возникший в середине XX в. ОКН РЗ «Памятник Н.Н. Батурину-Замятину».
К северу от управленческо-хозяйственного центра, уже в 1860-е гг. были размещены строения казацкой и музыкантской казарм, квартира капельмейстера. Казармы и конюшни на данном участке территории продолжали располагаться вплоть до конца «императорского» периода развития Ливадии. А еще севернее казарм находилось винодельческое хозяйство, продолжавшее активно развиваться во второй половине XIX - первой четверти XX вв. Здесь, помимо самих виноградников, по состоянию на 1860-е гг. размещались казармы для рабочих винодела, дома винодела, флигель помощника винодела и винодельни. В дальнейшем, хозяйство продолжало развиваться, и в начале XX в. виноградарство приносило Ливадии существенную прибыль. Под виноградники столовых и винных сортов было занято 39 десятин земли. После революции винодельческое хозяйство Ливадии (виноградники и служебно-производственные постройки при них) было передано в ведение Крымвинтреста [Прокопова 2008, 13, 312].
Ливадийский парк во времена Потоцких был заложен столь удачно, что впоследствии его планировка, зональность и ботаническое наполнение не претерпевали кардинальных трансформаций. Элементы планировочной структуры парка, что позволяет установить сравнительно-исторический анализ, менялись только в связи с проведением архитектурных перестроений на его территории, а также парк пополнялся редкими красивоцветущими видами растений и хвойными деревьями. На момент перехода в собственность
высочайшей фамилии в начале 1860-х гг. Ливадийский парк считался одним из лучших на крымском южнобережье.
С 1862 г. работами в парке совместно с архитектором И.А. Монигетти занялся главный садовник Департамента уделов Клементий Иванович Геккель. Были устроены две перголы: одна «близ виноградника», другая - «близ дворца по морской дорожке» (последняя из пергол, чья длина составляет 80 метров, сохранилась до сих пор). По причине болезни императрицы Марии Александровны, страдавшей туберкулезом, начала высаживаться хвоя. Были продолжены, имевшие место и ранее, работы по террасированию парка, то есть по созданию бутовых подпорных стен, что украшались вьющимися растениями (вертикальными цветниками). Создавались ковровые и узорчатые клумбы, был обновлен розарий.
В 1874 г. место К.И. Геккеля занял садовник Филипп Данилович Ланг. При нем характерной приметой парка стали роскошные агавы. В 1882-1896 гг. главным садовником имения являлся Василий Васильевич Гуф, а в 1896 г. на его место заступил Эдуард Иосифович Ренгер. При Э.И. Ренгере особое внимание уделялось посадкам роз, производившимся в розарии, на клумбах, в оранжереях и теплицах. Видное место занимала и культивировка хризантем. Растения в парке на рубеже XIX-XX вв. высаживались так, чтобы создавался эффект круглогодично цветущего сада. Предпочтение отдавалось цветам сиреневых тонов, в виду любви императрицы Александры Федоровны к этим оттенкам [Прокопова 2019, 114-122].
В начале 1910-х гг., в период масштабной модернизации императорского имения, в парке была произведена некоторая перепланировка дорог. В сухих местах были устроены искусственные водоемы: водопады, купальни для птиц, болотца для японских ирисов. Был обновлен состав ливадийской флоры: высажены магнолии разных видов, съедобные каштаны, тюльпановые деревья, голубые кедры, глицинии, текома и др. [Там же, 17]. В 1914-1917 гг. парк и оранжереи продолжали содержаться в порядке, пополняясь новыми растениями.
Важной составляющей облика Ливадийского парка на протяжении всего «императорского» периода продолжали оставаться малые архитектурные формы. Можно отдельно обозначить некоторые, самые выдающиеся из них.
В 1860-е гг. скульптором А. Рампини для Ливадии был изготовлены мраморные фонтаны, первоначально располагавшиеся у старого Большого дворца. Примечателен был фонтан «Рыбка» (центр его украшала ныне
утраченная скульптура девушки с рыбкой в руке). В 1863 г. у дома фрейлин был установлен пристенный фонтан «Ливадия» (он сохранился, но не действует). В общей сложности в ливадийской резиденции во второй половине XIX - первой четверти XX вв. находилось более трех десятков фонтанов, многие из которых являлись пристенными.
Парк также украшали, в частности, античные колодцы. Самые известные из них: «колодец с химерой» (сохранивший свое исходное местоположение у северо-восточной оконечности Большого дворца) и колодец у входа в Большой дворец (стоявший изначально в Итальянском дворике).
Важное место в облике Ливадийского парка занимали беседки и перголы, органично сочетавшиеся с устроенными в разных местах видовыми площадками. В 1860-е гг. парк украсила сохранившаяся до сих пор и являющаяся одним из символов Ливадии Турецкая беседка, она была создана по проекту И.А. Монигетти в восточном стиле. В 1911-1912 гг. по склону ниже нового Большого дворца были сооружены две новые беседки-перголы: Розовая (устроенная в той части парка, где находился розарий) и Лавровая (возведенная вокруг Лаврового фонтана, созданного в 1865 г.).
Уникальным с инженерной точки зрения объектом парка стала возникшая в начале XX в. Горизонтальная тропа. В постреволюционный период эту тропу стали называть Царской, а со второй половины XX в. - также и Солнечной. Тропа проходит на высоте 140-250 метров над уровнем моря и имеет протяженность порядка 6,7 тысяч метров [Там же, 126-134].
В советский период Ливадийский парк серьезно пострадал в годы Великой Отечественной войны, а в конце 1940-х гг. в Ливадии произошла массовая вырубка кипарисов. С конца 1964 г. должность бригадира-мастера Ливадийского парка заняла агроном Ася Павловна Романова. А.П. Романова руководила садово-парковыми работами на протяжение практически пятидесяти лет, стараясь содержать территорию ухоженной с клумбами разнообразных цветов. Однако недостаток финансирования и административного участия в период конца XX - начала XXI вв. сказался на состоянии парковой территории не самым лучшим образом. В настоящее время садово-парковое хозяйство Ливадии находится в ведении «Ливадийского дворца-музея» [Земляниченко 2016, 106110].
За полтора столетия ансамбль, сложившийся в «доимператорский» период развития Ливадии, претерпел ряд существенных изменений.
Большинство отдельных построек, входивших в состав данного ансамбля, были утрачены еще до конца первой четверти XX в. При этом продолжало сохраняться заложенное в «доимператорский» период функциональное зонирование, а также развивалось садово-парковое хозяйство и виноградарство на исторической территории пгт. Ливадия.
• Наследие «Ливадийского дворца-музея» «доимператорского» периода развития в современном облике дворцово-паркового ансамбля Ливадии
Дворцово-парковый ансамбль, входящий в состав «Ливадийского дворца-музея», занимает в настоящее время западную часть современного пгт. Ливадия. На территории «Ливадийского дворца-музея» с последней трети XX в. ведется активная музейно-научная и культурно-массовая деятельность.
Большой дворец (он же Ливадийский дворец), являющийся на данный момент главным историко-архитектурным элементом дворцово-паркового ансамбля, находится на том самом месте, где с середины 1830-х гг. и вплоть до конца 1900-х гг. стоял большой дом Потоцких (перестроенный под дворцовые нужды в 1860-е гг.). Таким образом, прослеживается историко-культурная преемственность между постройкой, созданной в «доимператорский» период, и строением, дошедшим до наших дней. Аналогично вышеуказанному строения, прилегающие с юга к существующему Большому дворцу (церковь Воздвижения, дворец Фредерикса и свитский корпус), функционально наследуют тем постройкам, что были созданы на этом участке территории Потоцкими (католической часовне и малому гостевому дому). То есть можно констатировать, что парадная часть дворцово-паркового ансамбля сохранена в пределах исходного структурно-планировочного сегмента, сформированного в «доимператорский» период.
Прочие функциональные зоны «доимператорской» и «императорской» Ливадии на данный момент фактически находятся за пределами территории «Ливадийского дворца-музея» на селитебной территории пгт. Ливадия. По этой причине данные территории не сохраняют свою дореволюционную функциональную направленность и используются в жилых, административных и хозяйственных целях. На селитебных территориях существуют на данный момент строения, напрямую связанные с историей «доимператорской» Ливадии.
Прежде всего, таким строением является ОКН РЗ «Прачечная с комнатой для утюга» (ул. Батурина, 44, литер "З", лечебный корпус № 8), что ведет
историко-культурную преемственность от прачечной Потоцких, выстроенной во второй трети XIX в. (то есть в «доимператорский» период) и просуществовавшей до начала 1900-х гг. Кроме того, в значительно перестроенном виде сохранилось также созданное во второй трети XIX в. экономическое строение Потоцких; в 1860-е гг. оно было перестроено под конюшни, а во второй половине 1900-х гг. -реконструировано после серьезного пожара. В настоящее время данное сооружение является ОКН РЗ «Конюшня для дворцовых и скаковых лошадей с флигелями для конюхов» (ул. Батурина, 26). Наконец, строением, которое было возведено во второй трети XIX в. и до настоящего времени сохранилось само, а также во многом сохранило свой наружный историко-архитектурный облик является ОКН РЗ «Оранжерея Потоцкого» (ул. Батурина, 42).
Необходимо отметить также, что поскольку планировка ливадийского имения, ни в «императорский» период, ни на последующих этапах развития не претерпевала кардинальных изменений, некоторые улицы современного поселка Ливадия (особенно характерен пример улицы Батурина) проходят по линиям исторических дорог имения.
Помимо ряда строений дворцово-паркового ансамбля, восходящих к «доимператорскому» периоду развития ливадийского имения, а также планировочной структуры территории современного пгт. Ливадия, значимым элементом наследия «Ливадийского дворца-музея», сохранившимся от «доимператорского» периода является Ливадийский парк. Планировка, зональность и ботаническое разнообразие парка (расширившиеся в последующие периоды) восходят ко второй трети XIX в. И несмотря на то, что в парке не сохранились малые архитектурные формы, появившиеся в «доимператорский» период, в настоящее время целостный облик пейзажного Ливадийского парка во многом является наследием, созданным во времена графов Потоцких. Кроме того, на данный момент северная часть пгт. Ливадия по-прежнему занята террасами виноградников, заложенными еще в период конца XVIII - начала XIX вв.; в настоящее время здесь функционирует винодельческое ГП «Ливадия» (входящее в состав ФГУП ПАО «Массандра»).
Заключение
Строения, находящиеся в составе дворцово-паркового ансамбля Ливадии, за исключением нескольких («Оранжереи Потоцкого» и значительно перестроенной в позднейшее время «Конюшни для дворцовых и скаковых
лошадей с флигелями для конюхов»), были созданы уже после окончания «доимператорского» периода развития имения.
Однако отдельные участки и даже конкретные места расположения дошедших до настоящего времени сооружений Ливадии с учетом их функциональной направленности во многом были определены уже во второй трети XIX в. Наравне с этим в «дореволюционный» период в значительной степени были сформированы функциональное зонирование ливадийской территории и ее планировочная структура, до сих пор влияющие на облик современного дворцово-паркового ансамбля. Наконец, Ливадийский парк, являющийся одним из наиболее выдающихся парков ЮБК, и винодельческое хозяйство Ливадии были заложены и начали активно развиваться уже в «дореволюционный» период истории имения.
Выводы, сделанные по результатам данного исследования, могут послужить основой для дальнейшего, более углубленного изучения поставленной темы. Вместе с тем, необходимо отметить, что аналогичное исследование, позволяющее выявить наиболее глубокие историко-культурные пласты в структуре и облике тех или иных современных территорий, может быть проведено на базе иного фактографического материала (то есть при изучении истории развития какого-либо другого дворцово-паркового ансамбля).
Список литературы
1. Земляниченко М.А. Императорские имения ЛИВАДИЯ и ОРЕАНДА. Что было, что осталось. Справочник-путеводитель. Симферополь: Бизнес-Информ, 2016.
2. Земляниченко М.А. Ливадия доимператорская: от отважного корсара Кацониса до польского аристократа Потоцкого. Симферополь: Бизнес-Информ, 2011.
3. Калинин Н.Н., Кадиевич А., Земляниченко М.А. Архитектор Высочайшего двора: «Архитектор Краснов - удивительный молодец...». Симферополь: Бизнес-Информ, 2005.
4. Лозбень Н.С., Пальчикова А.П. Ливадия. Ореанда. Очерк-путеводитель. Симферополь: СОНАТ, 2007.
5. Монтандон Ш. Путеводитель путешественника по Крыму, украшенный картами, планами, видами, и виньетами и предваренный введением
о разных способах переезда из Одессы в Крым. Киев: Издательский дом «Стилос», 2011.
6. Прокопова Л.И. Прогулки по царской Ливадии. Симферополь, пос. Ливадия: Антиква, 2019.
7. Прокопова Л.И. Царская Ливадия в калейдоскопе ушедшего времени: очерки. Симферополь: Антиква, 2008.
8. Iсторiя мют i ст УкраТнськоТ РСР. Т. 26. Кримська область / пщ ред. П.Т. Тронько. КиТв: Головна ред. УкраТнськоТ РадянськоТ енциклопедп, 1974.
References
1. Zemlyanichenko M.A. (2016) Imperatorskiye imeniya LIVADIYA i OREANDA. Chto bylo, chto ostalos'. Spravochnik-putevoditel' [The imperial estates of LIVADIA and OREANDA. What existed, what remains. Reference guidebook]. Simferopol': Biznes-Inform.
2. Zemlyanichenko M.A. (2011) Livadiya doimperatorskaya: ot otvazhnogo korsara Katsonisa do pol'skogo aristokrata Pototskogo [Pre-imperial Livadia: from the brave corsair Katsonis to the Polish aristocrat Potocki]. Simferopol': Biznes-Inform.
3. Kalinin N.N., Kadiyevich A., Zemlyanichenko M.A. (2005) Arkhitektor Vysochayshego dvora: «ArkhitektorKrasnov- udivitel'nyy molodets...» [The Architect of the Supreme Court: 'Architect Krasnov is an amazing well done...']. Simferopol': Biznes-Inform.
4. Lozben' N.S., Pal'chikova A.P. (2007) Livadiya. Oreanda. Ocherk-putevoditel' [Livadia. Oreanda. Essay-guide]. Simferopol': SONAT.
5. Montandon Sh. (2011) Putevoditel' puteshestvennika po Krymu, ukrashennyy kartami, planami, vidami, i vin'yetami i predvarennyy vvedeniyem o raznykh sposobakh pereyezda iz Odessy v Krym [A traveler's guide to Crimea, decorated with maps, plans, views, and vignettes, and preceded by an introduction about different moving methods from Odessa to Crimea]. Kiyev: Izdatel'skiy dom «Stilos».
6. Prokopova L.I. (2019) Progulki po tsarskoy Livadii [Walking around royal Livadia]. Simferopol', pos. Livadiya: Antikva.
7. Prokopova L.I. (2008) Tsarskaya Livadiya v kaleydoskope ushedshego vremeni: ocherki [Royal Livadia in the kaleidoscope of a bygone time: essays]. Simferopol': Antikva.
8. Tron'ko P.T. (ed.) (1974) Istoria mist i sil Ukrains'koi RSR. T. 26. Krims'ka oblast' [The history of cities and villages of the Ukrainian SSR. Vol. 26. Crimean Oblast]. Kiiv: Golovna red. Ukrains'koi Radans'koi enciklopedii.