Научная статья на тему 'Историк русской Церкви П. В. Знаменский (1836-1917 гг. )'

Историк русской Церкви П. В. Знаменский (1836-1917 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
244
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Федоров В.А.

Выдающийся историк Русской Православной Церкви Петр Васильевич Знаменский родился 27 марта 1836 г. в Нижнем Новгороде в семье диакона. Он получил духовное образование: сначала в духовном училище (1846-1850 гг.), затем в духовной семинарии (1850-1856 гг.) Нижнего Новгорода, а в 1856 г. поступил в Казанскую духовную академию, которую с успехом окончил в сентябре 1860 г. и был направлен преподавателем философии и логики в Самарскую духовную семинарию. В августе 1861 г. в звании бакалавра П.В. Знаменский был принят в Казанскую Духовную академию, в которой сначала преподавал математику, а с мая 1862 г. переведен на кафедру русской церковной истории. С этого времени до конца жизни П.В. Знаменский посвятил свою научно-педагогическую деятельность любимому им предмету истории Русской Православной Церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историк русской Церкви П. В. Знаменский (1836-1917 гг. )»

Историк Русской Церкви П.В. Знаменский (1836-1917 гг.)

В.А. Федоров

Выдающийся историк Русской Православной Церкви Петр Васильевич Знаменский родился 27 марта 1836 г. в Нижнем Новгороде в семье диакона. Он получил духовное образование: сначала в духовном училище (1846-1850 гг.), затем в духовной семинарии (1850-1856 гг.) Нижнего Новгорода, а в 1856 г. поступил в Казанскую духовную академию, которую с успехом окончил в сентябре 1860 г. и был направлен преподавателем философии и логики в Самарскую духовную семинарию. В августе 1861 г. в звании бакалавра П.В. Знаменский был принят в Казанскую Духовную академию, в которой сначала преподавал математику, а с мая 1862 г. переведен на кафедру русской церковной истории. С этого времени до конца жизни П.В. Знаменский посвятил свою научно-педагогическую деятельность любимому им предмету — истории Русской Православной Церкви.

Помимо Казанской духовной академии П.В. Знаменский с 1865 г. преподавал историю Русской Православной Церкви на историко-филологическом факультета Казанского университета и читал лекции по этому предмету в Казанском училище для девиц духовного звания.

Еще в 1855 г. в библиотеку Казанской духовной академии было передано богатое собрание рукописей (1593 наименования) из Соловецкого монастыря. Этим документальным собранием и был в 1865 г. П.В. Знаменский поставлен заведовать, а в 1875 г. он возглавил Комиссию для его научного описания. В 1882, 1885 и 1898 гг. Петром Васильевичем опубликованы три тома «Описания рукописей Соло-

Федоров Владимир Александрович — доктор исторических наук, профессор МГУ.

вецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской духовной академии». Им были собраны и изданы ценные материалы по истории Алтайской духовной миссии и о роли в ее деятельности выдающегося миссионера, ученого-ориенталиста Н.И. Ильминского, которому П.В. Знаменский посвятил и две исследовательские статьи — «Участие Н.И. Ильминского в деле народного образования в Туркестанском крае» и «Несколько материалов по Алтайской миссии и участии в ее делах Н.И. Ильминского», опубликованные в 1900-1901 гг. в «Православном собеседнике». При участии П.В. Знаменского также была собрана и издана ценная переписка И.И. Ильминского.

В 1860 г. за свой труд «Обозрение постановлений по церковным делам в России в начале XVII столетия» П.В. Знаменский был удостоен ученой степени магистра богословия. В марте 1866 г. он был утвержден в должности экстраординарного, а в декабре 1868 г. — ординарного профессора Казанской духовной академии. В 1875 г. за свой капитальный труд «Приходское духовенство со времен Петра I» (Казань, изд. 1872 и 1874 гг.) он был удостоен ученой степени доктора церковной истории. В 1892 г. П.В. Знаменский был избран членом-корреспондентом Императорской Академии наук по отделению русского языка и словесности.

Почти 40 лет Петр Васильевич Знаменский преподавал в качестве штатного, а с ноября 1895 г. — сверхштатного профессора Казанской духовной академии. В августе 1897 г. он оставил сверштатную службу, но еще более года продолжал бесплатно читать свои лекции в академии. Необычайно взыскательный к себе, он мотивировал свой уход из академии тем, что «не может поспеть идти нога в ногу ни с современным развитием науки, ни с работой других членов академической корпорации», и тем самым «помимо своей воли принизить кафедру, всегда высоко стоящую в составе академического курса» . Здесь нельзя не отметить неоправданно строгое отношение П.В. Знаменского к своему педагогическому мастерству. По отзывам современников, его лекции

пользовались исключительной популярностью у студентов академии и университета и всегда собирали большую аудиторию. В адресе, поднесенном ему студентами по случаю оставления им службы в Казанской духовной академии, говорится, в частности: «Даже в эпоху наибольшего упадка трудолюбия студентов между самыми неаккуратными из них считалось зазорным не быть на лекции у Петра Васильевича». Как отмечалось в этом адресе, его глубоко интересные и содержательные чтения «очаровывали гармоническим соединением обильного фактического материала с художественной обработкой его».

Но П.В. Знаменский обладал не только большим лекторским талантом. Он был одним из выдающихся исследователей истории Русской Православной Церкви. По этой теме им опубликован ряд монографий и десятки исследовательских статей, написанных на основе богатейших архивных материалов и отличавшихся новизной постановки проблемы, смелостью их трактовки, строгой научной объективностью и документальной доказательностью. В силу этого они до сих пор сохраняют большую научную значимость .

В исследованиях П.В. Знаменского получили широкое освещение такие тогда еще мало изученные проблемы, как история русского приходского духовенства, развитие духовного образования, начиная с Петра I, взаимоотношение Православной Церкви и государства, миссионерская деятельность Церкви, биографии отдельных миссионеров-подвижников, народные обычаи и верования, причем, как справедливо отмечалось тогда в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона, «церковную жизнь и народные верования» Знаменский «не ставит в изолированное положение, отрешенное от всех остальных проявлений народной и общественной жизни», а в органической связи между ними .

Большинство исследовательских статей П.В. Знаменского опубликовано в издававшихся во второй половине XIX в. известных историко-богословских журналах: «Православном обозрении», выходившем при Московской духовной акаде-

мии и «Православном собеседнике» — органе Казанской духовной академии (П.В. Знаменский состоял членом редколлегии казанского периодического церковного издания) .

В своих трудах П.В. Знаменский использовал новый для своего времени метод исследования, основывая его на том, что «история является не только биографией высоких лиц и рассказом о громких событиях», а есть совокупность всех составляющих в целом явлений церковной и народной жизни. Историк должен ставить своей целью отойти от пересказа фактов и проследить внутреннюю связь событий и явлений. «История нашей Церкви, — писал он в 1863 г., — доселе шла по официальному, так сказать, направлению, в каком разрабатывалась некогда и гражданская история. Как последняя исключительно занималась биографиями князей и царей, следила за развитием государственного начала, не обращая никакого внимания на склад жизни, на требования и жизненные идеалы самого народа, так и в параллель ей церковная история рассказывала нам жития и подвиги благочестивых иерархов и святых мужей, следила за проявлениями внешней стороны православия, тоже не обращая никакого внимания на религиозный склад, на развитие религиозного сознания самого народа, на те оригинальные формы, в коих народ выражал понимание предложенного ему учения. Мы знали, кто и когда учил народ православной вере, какие правила церковной жизни переданы были в Россию греческой церковью; но не знали другой, — самой существенной стороны дела, как народ усвоил учение веры, как церковный закон обнаружил свое влияние на народную жизнь, какие особенности в вероучении и в церковной практике проистекали от соприкосновения православия с народными понятиями и жизнью» .

Большое научное и педагогическое значение имел основной труд П.В. Знаменского «Руководство по русской церковной истории» (Казань, 1871). Оно явилось одним из самых лучших учебных пособий по истории русской Церкви и в том же 1871 г. было удостоено премии им. митропо-

лита Макария (Булгакова) и получило широкую известность. Первое издание заканчивало свое изложение о Русской Церкви царствованием Елизаветы Петровны. Второе (1876 г.) и третье издания (1880 г.) были дополнены временем царствований Екатерины II и Павла I, четвертое (1885 г.) и пятое (1886 г.) включали и царствование Александра I, а шестое (1888 г.), переработанное, доводило изложение до конца царствования Александра II.

Начиная с издания 1896 г. «Руководство» П.В. Знаменского перешло в собственность Училищного комитета при Св. Синоде и получило название «Учебника по истории Русской Церкви». В соответствии с синодальной учебной программой П.В. Знаменский ввел в него некоторые изменения, в основном в изложение фактического материала. В 1904 г. последовало переиздание «Руководства».

В течение нескольких десятилетий эта книга служила главным учебным пособием в духовных учебных заведениях России. Впоследствии известный историк Русской Православной Церкви А.В. Карташев (последний обер-прокурор Св. Синода и первый министр вероисповеданий во Временном правительстве) в своих «Очерках по истории Русской Церкви» отмечал, что «"Руководство" П.В. Знаменского представляет собой наилучшую у нас по данному предмету "книгу для чтения"... К отличительным достоинствам содержания "Руководства" относится и то, что оно отводит менее, чем это делалось до него, места рассказу о внешних событиях, а с большой подробностью и с большим вниманием изображает внутреннюю жизнь церкви, религиозно-нравственное настроение русского общества» .

В 1996 и 2000 гг. «Руководство» П.В. Знаменского было переиздано издательством Крутицкого патриаршего подворья. Автор предисловия к этим переизданиям И. Соловьев справедливо отмечает, что книга П.В. Знаменского «до сего дня остается одним из лучших пособий по курсу русской церковной истории. и современные ее читатели почерпнут

"7

из нее для себя много полезного и интересного» .

Изложение материала в учебнике П.В. Знаменского состоит из пяти частей, или хронологических периодов: период I (988-1237 гг. — от крещения Руси до нашествия татаро-монголов), период II (1237-1461 гг. — от нашествия татаро-монголов «до разделения Русской митрополии»), период III (1461-1589 гг. — от разделения на две митрополии до установления патриаршества), период IV (1589-1700 гг. — Московское патриаршество) и период V (Синодальный). В рамках этих периодов рассматриваются проблемы: распространение христианства на территории России, устройство Русской церкви, церковное управление, церковная иерархия и положение духовенства, христианская жизнь (включая и жизнь монашества), богослужение, состояние духовного просвещения. В книгу включены краткие, но содержательные характеристики и оценки отношений между церковью и государством, внутренней жизни церкви, религиозно-нравственного состояния русского общества, изучения богословских проблем; даны характеристики наиболее видных духовных и светских исторических персонажей. Не обойдены вниманием народные обычаи, инославные конфессии и даже проблема масонства в России.

П.В. Знаменский скончался 2 мая 1917 года. Незадолго до своей кончины он завещал Казанской духовной академии свой дом и библиотеку.

1 Харлампович КБ. Историк-художник П.В. Знаменский. М., 1917. С. 13.

" Приходское духовенство на Руси XVI и XVII вв. Казань, 1865; Чтения по истории Русской Церкви за время царствования Екатерины 11. Казань, 1875; Основные начала духовно-училищной реформы в царствовавние Александра 1. Казань, 1878; Духовные школы в России до реформы 1808 г. Казань, 1881; Характер отношений России к православному Востоку. Казань, 1889; Чтения по истории Русской Церкви за время царствования императора Александра 1. Казань, 1895; История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования.

(1842-1870). Казань, 1891-1892. Вып. 1-3; (Предыстории Казанской духовной академии была посвящена ранее написанная большая статья П.В. Знаменского «Казанская семинария в первое время ее существования» // Православный собеседник. 1868. № 2); Богословская полемика 60-х годов об отношении православия к современной жизни (серия статей, опубликованных в «Православном собеседнике за 1902 г. и отдельным изданием, СПб., 1906).

3 Знаменский Петр Васильевич // Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон. Т. 5. М., 1994. С. 235.

4 Диапазон научных интересов П.В. Знаменского был весьма широк. Об этом свидетельствует приводимый ниже далеко не полный список изданных его статей в журналах: Законодательство Петра Великого относительно духовенства, // Православный собеседник. 1863. № 2-3; Законодательство Петра 1 относительно чистоты веры и церковного благочиния // Православный собеседник. 1864. №3; Очерки по истории славянской мифологии (цикл статей, помещенных в «Нижегородских епархиальных ведомостях» за 1865-1866 гг.); О борьбе христианства с язычеством в России // Православный собеседник. 1865. №2; Религиозное состояние черемис Козьмодемьянского края // Православное обозрение. 1866. № 10-11; Горная черемиса Казанского края // Вестник Европы. 1867. № 12; Серия статей об исторических трудах В.Н. Татищева, М.М. Щербатова и Н.И. Болтина «в отношении к русской церковной истории» в «Трудах Киевской духовной академии» за 1862 год; О русском церковном деятеле Иоанне Неро-нове // Православный собеседник. 1869. № 1; О казанском митрополите Сильвестре // Православное обозрение. 1869. № 4-6; О просветителе Мефодии «словенском» // Православный собеседник. 1881. № 1 (и отдельное издание); Народные верования, относящиеся к пчеловодству // Странник. 1883. №7; «Жития» Варлаама Керетского и святителя Германа Казанского // Сборник Академии Наук. Т. 60; На память о покойном архимандрите Ни-каноре // Православный собеседник. 1889. № 1 (и отдельное издание); О протоиерее М.М. Зефирове // Православный собеседник. 1889. № 1 (и отдельное издание); О ректоре Казанской духовной академии Григории Калужском // Странник. № 1890. № 6-8.

' Харлампович КВ. Указ. соч. С. 19-20.

6 Карташвв A.B. Очерки по истории русской церкви. Париж. 1959. Т. 1.С. 30-31.

7 Знаменский П.В, Руководство по русской церковной истории. М., 1996. С. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.