Научная статья на тему 'ИСТОРИК ПСИХОЛОГИИ К.Б. ЖАРИКБАЕВ: К ПОРТРЕТУ УЧЕНОГО И ПЕДАГОГА'

ИСТОРИК ПСИХОЛОГИИ К.Б. ЖАРИКБАЕВ: К ПОРТРЕТУ УЧЕНОГО И ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
672
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРИОДИЗАЦИЯ / ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ КАЗАХСТАНА / НАСЛЕДИЕ ЛИЧНОСТЕЙ / УЧЕНЫЕ И МЫСЛИТЕЛИ КАЗАХСТАНА / ЭТНОПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шерьязданова Х. Т.

В статье рассматриваются проблемы развития психологической мысли в Казахстане, автором направления которого является К.Б. Жарикбаев, крупнейший специалист, внесший вклад в становление и развитие психологии в Республике Казахстан. В статье дан анализ периодизации психологии в Казахстане на протяжении большого отрезка времени, начиная с VI по XXI век. Выделены четыре этапа становления психологической мысли, показаны содержательные стороны каждого этапа, представлены персоналии, сыгравшие важнейшую роль в фундаменте психологии как науки в Казахстане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORIAN OF PSYCHOLOGY K.B. ZHARIKBAYEV: TO THE PORTRAIT OF THE SCIENTIST AND TEACHER

The article deals with the problems of development of psychological thought in Kazakhstan, the author of the direction of which is K.B. Zharikbayev, the largest specialist who contributed to the formation and development of psychology in the Republic of Kazakhstan. The article analyzes the periodization of psychology in Kazakhstan for a long period of time, starting from VI to XXI century. Four stages of formation of psychological thought are allocated, the substantial parties of each stage are shown, the personalities who played the major role in the basis of psychology as science in Kazakhstan are presented.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИК ПСИХОЛОГИИ К.Б. ЖАРИКБАЕВ: К ПОРТРЕТУ УЧЕНОГО И ПЕДАГОГА»

МРНТИ 15.01.09

ИСТОРИК ПСИХОЛОГИИ К.Б. ЖАРИКБАЕВ: К ПОРТРЕТУ УЧЕНОГО И ПЕДАГОГА

Х.Т. Шерьязданова,

д.псих.н., профессор кафедры теоретической и практической психологии, Казахский национальный женский педагогический университет, Алматы, Казахстан, email: horlan.hanuma@gmail.com

В статье рассматриваются проблемы развития психологической мысли в Казахстане, автором направления которого является К.Б. Жарикбаев, крупнейший специалист, внесший вклад в становление и развитие психологии в Республике Казахстан. В статье дан анализ периодизации психологии в Казахстане на протяжении большого отрезка времени, начиная с VI по XXI век. Выделены четыре этапа становления психологической мысли, показаны содержательные стороны каждого этапа, представлены персоналии, сыгравшие важнейшую роль в фундаменте психологии как науки в Казахстане.

Ключевые слова: периодизация, этапы становления и развития психологической науки Казахстана, наследие личностей, ученые и мыслители Казахстана, этнопсихология, психологическая культура

«Собрание избранных сочинений» - Избранные психологические труды в 10-ти томах, изданные под общим названием «КАЗАК ПСИХОЛОГИЯ FЫЛЫМЫ» доктора педагогических наук и доктора психологических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки и техники Республики Казахстан, профессора кафедры общей и прикладной психологии Казахского национального университета им. аль-Фараби Жарикбаева Кубигула Бозаевича посвящено фундаментальным исследованиям истории становления и развития казахской психологической мысли и науки, начиная с VI по XXI век, которые проводились в течение шестидесяти лет (с конца 50-х годов прошлого столетия до наших дней).

Кубигул Бозаевич Жарикбаев - крупнейший специалист, внесший вклад в развитие психологической науки Казахстана, стран СНГ и тюркоязычных стран.

В «Собрании избранных сочинений» представлены основные вехи и результаты научного поиска профессора К.Б. Жарикбаева: научные труды, опубликованные в отечественных изданиях за период с 1957 по 2018 год, на казахском и русском языках. Они системно взаимосвязаны и логически, и исторически. В них прослеживается полуторатысячелетняя история развития психологических идей, начиная с периода кочевого народа, имеющего своеобразные отличия от оседлых народов, до современного периода независимости Республики Казахстан.

Данный фундаментальной проблемой К.Б. Жарикбаев вместе с учениками занимается более 60 лет. Автор выделяет четыре этапа в развитии психологической мысли в Казахстане:

1) Первый этап - древнеисторический - связан с сохранением письменных памятников древних тюрков и охватывает исторически большой временной промежуток. Появление психологических знаний по времени сопоставимо с рождением человеческой цивилизации. Этот период связан с житейскими представлениями людей о психике, возникающей в их реальной жизненной практике, в разных ее сферах (материальной, производственной, бытовой, воспитательно-обучающем процессе, в искусстве) и основывается на непосредственном отражении разных аспектов бытия человека и его философии. Данный этап охватывает период от VI века до XV века и включает выделение нового способа реконструкции действительности, это целенаправленный процесс сбора и анализа психологических фактов, включает логические формы и доказательства, переход от описательной стратегии к объяснительной, с выделением методов исследования. Древнеисторический период связан с именем Абу Насыр аль-Фараби, автором изучено его наследие и представлены более 100 работ и три библиографических указателя, что является значимым результатом с позиции мировой психологической мысли, главным новым результатом исследования [1; 2; 8].

История психологии в Казахстане, как одна из фундаментальных отраслей науки психологии, опирается на ряд общефилософских и общепсихологических принципов, которые в

историко-психологическом исследовании приобретают специфическое звучание и формулировку. К.Б. Жарикбаев соединяет единство логического и исторического в понимании генезиса развития психологического познания, которое отражает понимание и соотношение внутренних (влияние традиций, динамика структуры науки, взаимосвязи и взаимовлияние разных научных дисциплин, изменение катеригориально-понятийного аппарата) и внешних социокультурных причин (общественная практика, идеолого-политические влияния, воздействия научно-технического прогресса, особенности духовной и интеллектуальной атмосферы в обществе), что приводит в новому взгляду на ее историю.

В Казахстане принято понимать историю психологических идей, проблем и направлений, как многоуровневый (фундаментальный и прикладной), многокачественный (обыденное, научное, художественно-образное и даже религиозное знание) и многообразный по своим проявлениям процесс, обусловленный многовариантной системой детерминант в конкретной исторической и социокультурной ситуации.

2) Второй этап - связан с существованием Казахского Ханства и охватывает ХУ-Х1Х века -раскрывает психологические идеи степных мыслителей, акынов-жырау (оригинальные философские и психолого-педагогические описания о жизни и быте казахских кочевников). Данный период широко освещен в педагогических исследованиях, но важное значение здесь отводится позиции Жарикбаева К.Б. как историка психологии, который рассматривает не только принцип объективности в историко-психологических исследованиях, но и оценку значимости идей и результатов творчества. Автор исходит из состояния знания, на которое он опирается и отталкивается как историк психологии и учитывает то реальное место, которое занимают рассматриваемые идеи в психологии и культуре народа [1; 2].

3) Третий этап - Х1Х-ХХ века - связанный с именами казахских просветителей-демократов, является наиболее насыщенным и важным, так как в основе историко-психологического события лежит совокупность явных событий, причин, которые определили системный характер этих причинно-следственных зависимостей. Основным методом в изучении истории психологи для К.Б. Жарикбаева является теоретическая реконструкция, описание и критический анализ прошлого с конкретной программы обоснования и систематизация знания [3; 4]. Результатом этого этапа явились труды лидеров Алашского движения (Ж.Аймаутов, Х.Досмухамедов, Ш.Кудайбердиев и другие), где представлено ретроспективное воспроизведение научных концепций Ж. Аймаутова, автора первого учебника «Психология» (1926), выпущенного в г. Ташкенте на латинице, задолго до основного учебника «Общая психология» С.Л. Рубинштейна (1940). Ж. Аймаутов в труде «Воспитание», изданном в Семипалатинске в 1919 году, раскрывает развитие психолого-педагогических идей, охватывая период от античности до установления Советской власти в Казахстане. Доклад К.Б. Жарикбаева о репрессированных казахстанских психологах-ученых вызвал большой интерес на ХУШ съезде психологов в СССР в 1977 году. Развитие психологического знания осуществляется с необходимостью в его эволюционном становлении. Наука - история психология - это совокупность представлений о психической реальности на разных этапах, процесс формирования психологического знания в разных его формах, его содержание и структура определяются не только институциональными, но и персонально личностными факторами в его динамике и особенностях этапов развития. Это самый интересный, стратегический этап развития психологии в Казахстане.

4) Четвертый этап - охватывает советский период. Данный период связан со становлением новой отрасли психологического знания - этнопсихологии - где имена Т.Т. Тажибаева и М.М. Муканова определили ее становление [4; 9; 10]. Это период становления собственно научной психологии, которая в реальной диалектике на этапе культурной эволюции человечества, определила как объект истории психологии, так и объект этнопсихологии. Данная проблема раскрывается в контексте развития личности Т.Т. Тажибаева, здесь главным является роль личности в накоплении результата психологического познания и становления самой науки. К.Б. Жарикбаев как ученик Т.Т. Тажибаева в своих трудах последовательно отражает гуманистическую роль, используя немногочисленные

материалы, анализ результатов деятельности, связанных с изучением творчества этого ученого, представляя его научную школу и объединение последователей. Имя Т.Т. Тажибаева в настоящее время носит этнопсихологический Центр при Казахском Национальном университете имени аль-Фараби, проводятся ежегодные «Тажибаевские чтения», где собираются молодые исследователи, делятся своими разработками и данными, полученными в ходе исследований. К сожалению, работа М.М. Муканова в историческом анализе К.Б. Жарикбаева занимает мало места, что умаляет достижения автора в этом направлении.

Бурный рост психологии как науки приходится на XXI век, когда во многих вузах Казахстана начата целенаправленная подготовка специалистов-психологов для системы образования, здравоохранения, социальной сферы. Следует отдать должное позиции профессора К.Б. Жарикбаева, который на протяжении последних 60 лет является «кузнецом» психологических кадров в стране. К сожалению, в работах автора десятитомного исследования отдано достаточно много места биографическому методу, цель которого - воссоздание новой и достоверной картины этапов жизненного и творческого пути репрессированных ученых (Ж. Аймаутова, М. Жумабаева, Х. Досмухамбетова, А. Байтурсынова). Данный метод широкое применение получил в исследованиях так называемой «Персонализированной истории психологии», руководящей идеей которой явилась схема рассмотрения генезиса психологического знания мыслителя Древнего Востока Абу Насыр аль-Фараби через призму его творчества. Это достаточно сильная позиция К.Б. Жарикбаева, обеспечивающая соответствие исследовательского проекта уровню прорывного исследования. Следует отметить, что полученные результаты отражены в публикациях - 20-ти учебниках и учебных пособиях, по которым студенты специальностей 5В050300 - Психология и 5В010300 Педагогика и психология изучают дисциплины «История психологии» и «Этнопсихология» [5; 6; 7].

Психология имеет многовековую историю, но вопрос о периодизации истории психологии, суть которого сводится к расчленению этого процесса и выделению этапов, определению содержания каждого из них, в науке был дискуссионным. В классической науке выделяют два больших периода:

• развитие психологических знаний в недрах философии и других наук (естествознании);

• развитие психологии как самостоятельной науки.

Эти этапы несоизмеримы по времени - первый от VI века до XIX века, второй - XIX век по настоящее время. Заслуга К.Б. Жарикбаева состоит в том, что, учитывая хронологию и условность всякой периодизации, принимая во внимание неразработанность проблемы, он выделяет содержательные критерии, определявшие смену взглядов на природу психического и отличающие каждые из четырех этапов.

Ясность и реалистичность целей исследования состоит в обоснованности метода исследования, применяемого в «Собрании избранных сочинений», - это совокупность представлений о психологической реальности на разных этапах, где институциональные факторы переплетаются с персонально личностными, показана динамика закономерностей и особенностей этапов развития психологической мысли в Казахстане. Соответствие методов и подходов, поставленных в исследованиях К.Б. Жарикбаева целям и задачам, связано с эволюцией предмета изучения, где главной задачей истории психологии является изучение закономерностей в становлении и развитии психологической мысли на разных этапах эволюции общества. Основная задача связана с социокультурным аспектом и определяется как зависимость зарождения и восприятия психологических идей от социальных, культурных, идеологических влияний, что обеспечивает автору прозрачность в методологии и результатов научного поиска. В развитии истории психологии Казахстана сыграли роль такие науки, как философия и педагогика, которые определили контекст междисциплинарных связей и раскрыли те взаимосвязи, без которых достижения не были бы выделены. Важное значение имеет проблема рассмотрения научной политики в контексте развития личности. Поэтому на каждом этапе К.Б. Жарикбаев выделяет персону - личность - которая сыграла определяющую роль в накоплении результатов психологического познания в становлении психологии в Казахстане.

Будучи ведущим сотрудником кафедры общей и прикладной психологии Казахского национального университета имени аль-Фараби, всю свою долгую насыщенную жизнь К.Б. Жарикбаев посвятил Alma Mater. Поэтому неслучайно, что более 100 работ посвящены фигуре Аристотеля Востока, второго учителя - Абу Насыр аль-Фараби. Жарикбаевым К.Б. в мировой психологии не просто изучено наследие великого мыслителя и опубликованы труды психологического и педагогического содержания, но и раскрыт взгляд на психологию в Казахстане в разрезе её прошлых и сегодняшних интегративных тенденций, где панорама культуры нашей республики в контексте современных цивилизационных процессов представлена в соответствии с мировой культурой Востока и Запада. Психологи в лице К.Б. Жарикбаева и его учеников не случайно обратили внимание на исследования социально-философской, художественно-эстетической и этической мысли казахского народа, ценностей и универсалий традиционной культуры казахского этноса. Это способствовало выработке путей возрождения национальной духовной культуры и социально-политического развития современного казахстанского общества, что способствовало выделению этнопсихологии как базовой науки в подготовке специалистов высшего звена.

Хотелось бы отметить последовательность и жизненную позицию К.Б. Жарикбаева по продвижению этнопсихологии как самостоятельной науки в Казахстане. Компетентность К.Б. Жарикбаева не вызывает сомнения, так как на протяжении всей сознательной жизни он занимается вопросами развития истории психологии, что нашло отражение в 10-томном «Собрании избранных сочинений». Особенно важно, что все фундаментальные работы К.Б. Жарикбаева выполнены на казахском языке, что способствовало выделению предмета исследования в образовательные программы нового поколения, направленные на подготовку специалистов-психологов высшего звена.

Полноценное профессиональное образование должно предусматривать ознакомление с историей той области знания, которая изучается. Это основополагающее положение имеет особое значение для изучения психологии, где подготовка профессионального психолога заключается не только в накоплении знаний и навыков, но и в формировании профессионального мышления и культуры. В структуре профессиональной культуры выделяют когнитивный, ценностно-смысловой, рефлексивный, креативный, поведенческий компоненты. Изучение истории психологии воздействует на каждый из этих компонентов, формируя ценностно-смысловую сферу профессионала. В настоящее время существует достаточно большое количество учебных пособий по истории психологии в российской науке (А.Н. Ждан, Т.Д. Марцинковская, М.Г. Ярошевский, В.А. Якунин). Особенностью 10-томного «Собрания избранных сочинений» К.Б. Жарикбаева является стремление показать историю психологии как движение единой научной мысли вне культурных и профессиональных границ, как совместное завоевание многих ученых, мыслителей, живших в разные исторические периоды в странах Центральной Азии и служивших благородной идее - познать человека. В этой связи, К.Б. Жарибаеву удалось освещение проблем развития психологии в Казахстане в контексте мировой психологии. Поэтому полное собрание сочинений К.Б. Жарикбаева станет ориентиром для дальнейшего изучения психологических идей в многомерном психологическом пространстве.

Список литературы

1. Жарьщбаев КБ. Он томдьщ тандамалы шыгармалар жинагы: Окулык.Т. Казактын психологияльщ ой-пшрлертц калыптасуы мен дамуы. - Алматы: «Эверо», 2017. - 308 б.

2. Жарыкбаев КБ, Ахметова М.К. Казахская психологическая мысль. Основные этапы ее развития: Монография. Том второй. - Алматы, Нур-Принт, 2016-313 с.

3. Жарыкбаев КБ. Кугындалган казак психологиясы: Х.Досм^хамед^лы, Ж.Аймауыт^лы, М.Ж^мабащлы. - Алматы: «Арыс» баспасы, 2017. - 336 б.

4. Жарыкбаев КБ. Казак психология гылымы. Он томдык тандамалы шыгармалар жинагы / К.Б.Жарыщбаев.- Алматы: Казак университет^ 2017. - 329 б. Т.3. Кецестж кезендеп казактын гылыми психологиясы (1917-1991).

5. Жарыкбаев К.Б. Он томдык тандамалы шыгармалар жинагы: Жалпы психология: Бесiншi том/ К.Б.Жарыкбаев. - Алматы: «Эверо», 2017. - 324 б.

6. Жарьщбаев К.Б. Он томдьщ тандамалы шыгармалар жинаг^1/^.Б.Жарыкбаев. -Алматы: Казак университетi. 2016. - 306 б. Т7: Жалпы жэне казак этнопсихологиясф. Общая и казахская этнопсихология.

7. Жарыкбаев КБ., Ахметова М.К. Психологиянын казакша тYсiндiрме сездш. Оныншы том. -Алматы: Нур-Принт, 2016. - 358 б.

8. Жарикбаев К.Б. Психологические воззрения аль-Фараби // Вопросы психологии. - 1974. №4 -С.159-166

9. Жарикбаев К.Б. Развитие психологической науки в Казахской ССР и республиках Средней Азии // Вопросы психологии. - 1987. - №4. - С.5-41/Соавт. В.К.Шабельников

10. Жарикбаев К.Б. Психологическая наука Казахстана в ХХ веке. - Алматы: Казак университет^ 2002. - 310 с.

HISTORIAN OF PSYCHOLOGY K.B. ZHARIKBAYEV: TO THE PORTRAIT OF THE SCIENTIST AND TEACHER

Kh.T. Sheryazdanova

Dr. Sci. (Psychology), Professor, Department of theoretical and practical psychology, Kazakh National Women's Teacher Training University, email: horlan. hanuma@gmail. com

The article deals with the problems of development of psychological thought in Kazakhstan, the author of the direction of which is K.B. Zharikbayev, the largest specialist who contributed to the formation and development of psychology in the Republic of Kazakhstan. The article analyzes the periodization of psychology in Kazakhstan for a long period of time, starting from VI to XXI century. Four stages of formation of psychological thought are allocated, the substantial parties of each stage are shown, the personalities who played the major role in the basis of psychology as science in Kazakhstan are presented.

Key words: periodization, stages offormation and development of psychological science of Kazakhstan, heritage of individuals, scientists and thinkers of Kazakhstan, ethnopsychology, psychological culture

ПСИХОЛОГИЯ ТАРИХШЫСЫ К-Б. ЖАРЬЩБАЕВ: ГАДЫМ ЖЭНЕ ¥СТАЗДЬЩ ПОРТРЕТ1

Х.Т. Шерьязданова,

псих.г.д., теориялык жэне практикалык психология кафедрасынын профессоры, Казак улттъщ кыздар педагогикалык университет^ email: horlan.hanuma@gmail.com

Бул макалада Казакстан психология гылымынын даму багыты мэселелерi бойынша КР психология гыл^1мдарынын дамуы мен калыптасуына Yлес косып журген iрi маман К. Жарыкбаевтын психологиялык ойлары караст^1рылган. Казакстандагы психологиянын VT-XXI f. арал^1гындагы дамуын терт кезенге белiп, психологиялык ойлардын калыптасуы жэне эр кезеннщ мазмунды жактары мен психологиянын елiмiзде Fылым ретiнде непзш калаушы тулFалар таныстырылFан.

Т}йт свздер: периодизация, Казацстанныц психологиялыц зылымыныц цалыптасу жэне даму кезецдерг, тулгалар мурасы, Казацстанныц галымдары мен ойшылдары, этнопсихология, психологиялыц мэдениет

Редакцияга 12.09.2019 tyctí.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.