Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ СТУДЕНТОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА). ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ, ЧУВСТВА И ИНТЕРЕСЫ ПОКОЛЕНИЯ 90-Х'

ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ СТУДЕНТОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА). ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ, ЧУВСТВА И ИНТЕРЕСЫ ПОКОЛЕНИЯ 90-Х Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА / ЧУВСТВА ИСТОРИИ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ И ОБРАЗЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кутыкова Ирина Валентиновна

Представлены результаты исследования современного состояния и функционирования исторического сознания студентов СПбГТИ(ТУ): образно- эмоциональное состояние исторического сознания и духовные потребности в системе отношений «современник-история». Выявлено устойчивое и изменчивое, общее и различное во взглядах студентов СПбГТИ(ТУ) на историю и «историческое» на основании результатов опросов, предпринятых в 2006/2007 и 2009/2010 учебных годах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ СТУДЕНТОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА). ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ, ЧУВСТВА И ИНТЕРЕСЫ ПОКОЛЕНИЯ 90-Х»

IV. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 371.83+930.1+101.1:316 И.В. Кутыкова1

За последние двадцать лет в отечественной истории благодарностью потомков была увенчана память о славных (60-летие Великой Победы, 50-летие полета человека в космос) и знаменательных (150-летие отмены крепостного права) исторических событиях, раздумьем -исторические события начала (90-летие революций 1905 и 1917 гг.) и конца (20-летие начала перестройки и крушения СССР) прошлого столетия, спорами и конфликтами - вопросы изучения и преподавания истории Отечества, а в целом отношения современного человека и истории. К 2011 году современники новой России самой историей оказались призваны реализовать существующее у них право на извлечение и усвоение уроков из многоликой отечественной истории XX столетия в целом и «постперестроечной» истории в частности. На макроуровне исторического процесса двадцатилетие всего лишь мгновение, для индивидуальной, частной истории, разворачивающейся на фоне локальной истории, - вечность, целая жизнь. За данный период произошла смена поколений, в историю, как жизненный поток многочисленных поколений, вошли рожденные в пост-СССР. Принимая как данность все существующее в современной им исторической действительности, представители поколения 90-х годов столкнулись с последствиями трансформации в истории, которые не преминули отразиться на молодежном сознании.

Процесс социализации и социальной адаптации молодежи проблематичен. Социальная адаптация затруднена вследствие того, что большинству молодых людей присущи социальный инфантилизм, низкий уровень зна-

ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

СТУДЕНТОВ САНКТ-

ПЕТЕРБУРГСКОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО

ИНСТИТУТА

(ТЕХНИЧЕСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА).

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ,

ЧУВСТВА И ИНТЕРЕСЫ

ПОКОЛЕНИЯ 90-Х.

Санкт-Петербургский государственный технологический институт (Технический университет) 190013, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 26

Представлены результаты исследования современного состояния и функционирования исторического сознания студентов СПбГТИ(ТУ): образно-эмоциональное состояние исторического сознания и духовные потребности в системе отношений «современник-история». Выявлено устойчивое и изменчивое, общее и различное во взглядах студентов СПбГТИ(ТУ) на историю и «историческое» на основании результатов опросов, предпринятых в 2006/2007 и 2009/2010 учебных годах.

Ключевые слова: отечественная история, трансформация, историческое сознание студентов технического вуза, чувства истории, исторические интересы и образы

ний о собственных способностях, склонностях и интересах, воинствующий эгоцентризм; черты рыночной идеологии и морали; отсутствие потребности трудиться, активно внедрять в жизнь общества собственные молодежные установки и ценности. [1; с. 33, 37]

Социализация осуществляется в рамках конкретного общества и конкретной культуры, которые обусловливают ее тип, характер, формы, методы и средства. В зависимости от этого меняются представления о нормах, ценностях, правах, социальных целях и идеалах. [2; с. 51] Социализация, происходящая в условиях социокультурного кризиса, влечет внутрипоколенное рассогласование, появление различных «поколений» в одном: надежд (50,1%), равнодушного (10,2%), растерянного (8,7%), скептического (8,4%) и потерянного (4,5%), новых русских (2,6%), другого (9,5%). Согласно результатам исследования ВЦИОМ, агрессивность (50%) и цинизм (40%) вместо стремления к образованности (30%), проявления трудолюбия (8%) и искренности (3%) обретают статус ценностных ориентаций молодежи в современном российском обществе. [2; с. 4-5, 55]

Процесс вторичной социализации рожденных в 1991, 1992 гг. приходится на время модернизации России, предполагающей создание такой модели общества, которая «соответствует неким стандартам современности или, по крайней мере, приближается к ним». Однако реализация модернизации связана, главным образом, с приобщением к ценностям и идеалам западноевропейской цивилизации, глобального мира и тенденцией нивелирования

1 Кутыкова Ирина Валентиновна, канд. филос. наук, доцент каф. философии, e-mail: magaram@lti-gti.ru Дата поступления - 12 апреля 2011 года

локально-исторического опыта. В связи с этим становится актуальной теория органической модернизации, а также необходимость разработки новой интегративной идеологии - «кодекса согласия несогласных между собой групп», ключевыми ценностями которой является «общее Отечество, социальная справедливость, достоинство человека и страны». [3; с. 5, 38] На долю абитуриентов и первокурсников 2009/2010 учебного года, ставшими пионерами егэ-поколения, пришлось активное экзистенциальное постижение сути одного из процессов модернизации российского общества, в частности реформы отечественного образования. Как показали результаты исследования теоретического портрета абитуриента СПбГТИ(ТУ) - 2009, поколение 90-х является носителем своеобразного, качественно иного, чем у предшествующих поколений, духовного багажа, в котором есть место неприятию, неведению былого и потребность в наличии непреходящего и известного; формирование мировоззрения личности затруднено вследствие произошедшего социально-исторического раскола и его отражения в сознании субъекта истории. Так, весьма невысока самооценка знаний отечественной истории: а) «знаю историю посредственно и испытываю фрагментарный интерес» (61,6%), б) «знаю достаточно хорошо и интересуюсь отечественной историей» (33%), в) «знаю плохо и не интересуюсь» (5,1%).

Отечественное историческое сознание подверглось трансформации в соответствии с очередным тотальным демонтажем локально-исторического опыта в конце XX столетия таким образом, что векторы его функционирования были сломлены. В условиях либерализации социального бытия произошло отчуждение от исторического наследия Отечества, которое проявилось в кризисе отношений между поколениями и мировоззренческом расколе внутри поколения 90-х. К концу первого десятилетия XXI века предельными состояниями отношений человека и отечественной истории явились, с одной стороны, активное воплощение новаций, как в связи с переоценкой исторических явлений, событий, фактов, деятелей, так и учебных программ, с другой - недовоплощенность близкого (советской истории), дальнего (досоветской истории) былого, а также традиций в историческом сознании современника. Актуальная задача современного воспитания и образования состоит в формировании исторического сознания, лишенного стереотипов, неведения, безапелляционности оценки исторического прошлого, обогащенного философско-историческим и художественным содержанием, идеями национального и гражданского достоинства, преемственности и равнозначности поколений.

Сознание истории как системы знания о былом и процесса развития общества все более обнаруживает свое значение не только гносеологически, но и, что более важно для человеческого бытия в истории, витальном, мировоззренческом, социально-историческом значении. Сознание истории человеком детского и молодежного возраста следует рассматривать в качестве первичного уровня исторического сознания (по носителю), если понимать его не только как часть, элемент общественного сознания, а как самостоятельный тип сознания, содержательно объемлющий совокупность исторических чувств, образов, знаний представителей различных поколений, социальных групп, народов и иных субъектов истории.

Исследование состояния исторического сознания современного человека и общества, в том числе студенческой молодежи, необходимо с целью преодоления кризиса национальной и культурной идентичности, предупреждения кризиса локально-исторической идентичности и обеспечения соответствующих духовно-нравственных условий формирования современной личности. Чем, главным образом, является история для молодого поколения «постсоветского» периода? Каковы восприятие, представление, знания и понимание истории поколением 90-х годов XX века? Как отражается история в сознании студентов технического вуза и каковы практические ориентиры становления и функционирования исторического сознания в учебно-воспитательном процессе? Для ответа на данные вопросы в 2006/2007 и 2009/2010 учебных годах автором

был предпринят опрос студентов первого и второго курсов в количестве 90 и 175 человек соответственно. Вопросы, предложенные вниманию респондентов, были направлены на выяснение сути следующих положений: 1) каков характер восприятия истории представителями поколения 90-х; 2) какие исторические чувства характерны для отношений человека нового поколения и истории; 3) является ли знание, представление и понимание прошлого человечества, общества, страны, города, семьи выражением соответствующей духовной потребности студентов или это есть необходимость, продиктованная задачами учебного процесса; 4) какова степень теоретической и практической значимости, пользы, смысла такого рода «духовного продукта» в повседневной жизни; 5) каково понимание истории и что именно в ней является необходимым, должным, или ценным для познающего исторического субъекта; 6) каковы существующие предпочтения в мире «исторического» (исторических событий, фактов и лиц) и возможности сохранения их привлекательности для собственного личностного становления, роста и смысла жизни; 7) какова степень исторической идентичности, или каков уровень и характер самосознания и самооценки современного действующего лица (студента) в истории. В настоящей статье представлены результаты исследования, отражающие образно-эмоциональное состояние исторического сознания студентов СПбГТИ(ТУ), а также духовные потребности в системе отношений «современник-история».

Характер восприятия истории студентами позволяет выявить выбор приоритетных для них значений истории. Для респондентов 2006 года история являла собой, во-первых, фундамент образования (32%), во-вторых, сказание о былом (28% студентов; первостепенность данного значения истории более признают первокурсники -36,3%), в-третьих, реальная жизнь (23%). Для 17% студентов, принявших участие в опросе, история - учебная дисциплина. Студенты едины в том, что даже при некоторых различиях в восприятии истории, устойчивое значение сохраняет история как фундамент образования. Различия состоят в том, что студенты второго курса воспринимают историю, главным образом, как реальную жизнь (28,3%) и фундамент образования (28,3%), что указывает на витальный характер восприятия истории, а для первокурсников история - это, прежде всего, фундамент образования (36,3%) и сказание о былом (29,5%), следовательно, актуален познавательный аспект восприятия истории. Согласно результатам опроса 2010 года, студенты единодушно признают, что история является им как реальная жизнь (38%), фундамент образования (23%), сказание о былом (20%) и учебная дисциплина (19%). Для абитуриентов сПбГТИ(ТУ), принимавших участие в анкетировании 2009 года и ставших первокурсниками, на исходе 2009/2010 учебного года стал очевиден факт исторического знания как фундамента образования (26,25%). За четыре года сместился акцент в восприятии студентами истории в пользу истории как реальной жизни (38% -2010 г.), тогда как ранее история, преимущественно, представляла собой фундамент образования (32%). Примечательно, что статус истории как учебной дисциплины устойчиво закреплен в сознании студентов (2006 г. -17%, 2010 г. - 19%о), но доминантным не является.

История ассоциируется у респондентов: а) с книгой, учителем и преподавателем, архивом, летописью, картой, глобусом, наукой, уроками истории, учебником; б) войнами, сражениями, революциями, военными фильмами, картинами битв; в) историческими персонами; г) жизнью и опытом предшествующих поколений. В числе прочих образов истории студентами были названы: река, ветер; окно в прошлое, через которое можно увидеть будущее, дом с многочисленными окнами, коридор с огромным количеством дверей, указывающих на наличие в истории тайн, загадок и одновременно желание человека разгадать их, путь; Киевская Русь, купола, церковь, князь, царь; памятник «Тысячелетие России» в Новгороде, телепередача Л.Парфенова «Российская империя». В сознании респондентов 2006/2007 учебного года закреп-

лен эффект таинственности, загадочности и недоступности истинного знания истории для всех. Возможность получения такового рассматривалась только для «посвященных», коим открыт доступ к архивным материалам, то есть для историков-профессионалов. К 2010 году студенты расширили перечень исторических событий. Кроме военных, революционных событий были названы: «1812г.», «перестройка» (первокурсники), события «при дворе» XVII, XVIII, XIX вв., «страна, в которой живу» (второкурсники). В образном восприятии истории первокурсниками 2009/2010 учебного года доминирует персонифицированный аспект (преподаватель, учитель, конкретное историческое лицо); для второкурсников актуализирован познавательный аспект восприятия истории, ибо она ассоциируется, главным образом, с книгой. Потребительский характер приобщения к «историческому» характерен для студентов первого курса, деятельный -для респондентов-второкурсников. Полученные ассоциативные ряды отражают амбивалентность состояния исторического сознания студентов: духовная потребность в познании истории и вместе с тем существующая фрагментарность имеющегося знания истории; история как далекое и близкое прошлое, жизнь и история как таинство, «безграничное, интересное». Согласно результатам опроса, студенты 2006/2007 учебного года смогли ощутить «дыхание истории» в современной действительности и испытать потребность в исполнении историей традиционной для нее наставнической роли, а, значит в приобщении к «историческому».

Основанием для познания и постижения истории, формирования соответствующих взглядов, оценок, принципов является интерес к истории, который проявляет подавляющее большинство студентов (2006г. - 83%; 2010г. - 91%). В 2006/2007 учебном году его наличие респонденты связывали в равной мере с существующим интересом к той или иной теме, факту, событию, личности (22,2%) и посещением музеев, исторических мест, просмотром передач и фильмов, чтением книг (22,2%), а также в связи с необходимостью познания истории в рамках учебного процесса (13,3%) и современностью, любознательностью, удивлением (13,3%).

За истекший период, к 2009/2010 учебному году, заметно снизилось количество студентов, у которых отсутствует интерес к истории (с 17% до 9%), так как «считаю это большой глупостью» (первокурсники, 2006г), «сколько не стараюсь выучить историю, все равно все забывается», но вместе с тем «очень стыдно» (второкурсники, 2006г.). Доминирующим фактором повышенного интереса к истории становятся современность, любовь к истории и любознательность (38,5%). Кроме того, обострению интереса к истории способствуют причины познавательного характера (20,5%), а также переменного и устойчивого интереса (20,5%), активного знакомства с историей (20,5%). Однако в ответах первокурсников и второкурсников сохраняются различия, по своему характеру которые могут быть охарактеризованы так: знание истории как «пробел» (типично для недавних школьников и абитуриентов) и «все дышит историей» (примечательно для второкурсников). Активное внимание к истории студенты первого курса (2010г. - 29%) проявляют, прежде всего, в связи с возникающей необходимостью ее познания в рамках учебного процесса («при сдаче экзаменов в школе и университете», «на занятиях по истории», «когда делают замечания о незнании истории», «когда узнаю, что в моих знаниях истории существуют «белые пятна»», «в связи с незнанием истории (раньше не знала и не учила историю, в университете узнала и заинтересовалась)» (2010г.); «интерес связан с необходимостью знать свое прошлое, обостряется перед семинаром» (2006г.)), а второкурсники (2010г. - 29%) с чтением исторических романов, путешествиями, экскурсиями, решением насущных проблем, современностью («если есть возможность посмотреть документальный фильм об исторических событиях», «когда путешествую или происходят события, имеющие аналогии в прошлом», «когда речь заходит о каком-то неизвестном мне событии», «когда сталкиваюсь

в литературе с именами исторических личностей», «нравится читать исторические романы», «при посещении музеев», «когда не могу без знания истории понять социальные явления», «без истории невозможно существование настоящей жизни», «она помогает во многих ситуациях сделать правильный выбор» (2010г.); «если выходит новая историческая книга или телефильм», «когда затрагивается интересная тема в разговоре», «интересно знать, во что верят люди», «образованному человеку необходимо знать историю», «если упоминаются факты, на которые я могу опереться в будущем», «когда слышу по телевизору о войнах, конфликтах, читаю различные дневники о первой и второй мировых войнах и подобные книги», «если нужно провести параллель с настоящим», «люблю читать исторические книги» (2006г.)). Спонтанный интерес к истории характерен для первокурсников (25%, 2010г.) и обусловлен услышанными или затронутыми в разговоре историческими фактами, событиями, лицами («когда узнаю или слышу то, чего не знала раньше», «встречаются интересные, незнакомые факты истории», «когда интересуюсь жизнью людей в других странах», «хочется узнавать что-то новое» (2010г.); «не знать прошлого невозможно; интерес проявляется спонтанно, когда есть силы и время» (2006г.)). Устойчивый характер имеет интерес студентов второго курса (17%, 2010г.), который связан с определенными темами, фактами, событиями, личностями («интересны истоки и пути развития цивилизаций и культур», «история развития техники, музыки, культурных явлений», «интересуюсь отдельными событиями ХУШ-ХХ веков СПб., интерес ко II мировой войне», «к истории II мировой войны, это, естественно, интересная тема для меня на сегодняшний день», «в связи с какими-либо событиями современности и, если вдруг захочется вспомнить какую-либо дату, имя и т.д.», «проявляю интерес к истории 70-80-х годов и к истории II мировой войны», «это интересно и увлекательно, отечественная история наиболее интересна, чем мировая, так как это дань уважения нашим предкам и даже проявление патриотизма» (2010г.); «интересно знать, во что верят люди», «связан с отдельными личностями», «мне хочется знать про свое прошлое, прошлое человечества в целом», «образованному человеку необходимо знать историю» (2006г.)). В проявляемом студентами интересе к истории последнее по значимости место занимают приближающиеся праздники и памятные даты, польза истории, а также чувства любви и стыда, обращенные к ней («время от времени, когда приближается 9 мая, есть ощущения тех времен», «когда что-то увлечет», «когда задаешься вопросом, что было до нас», «...обостряется тогда, когда я вижу ситуацию, из которой стране трудно выйти», «не всегда, обострению способствуют какие-либо события из настоящего времени», «когда люди начинают забывать и менять настоящую историю, когда хочется знать больше о предках, о городах, о народе», «когда это непосредственно влияет на мою жизнь», «любовь к истории проявилась с раннего детства, поэтому интерес к ней не может пропасть», «история интересна и крайне полезна всегда», «история интересна, ее нужно знать, так как знания в этой области могут понадобиться в любой момент» (первокурсники, 2010г.); «в основном всегда, но чаще в дни знаменательных дат», «историю знать очень важно, интерес обостряется в зависимости от настроения и степени занятости», «в преддверии памятных дат, при общении с отцом и бабушкой», «всегда интересна была и сейчас интересна история, потому что они неразрывны с моим настоящим и будущим, важно знать ее, помнить и беречь», «если возникает вопрос, ответ на который находится в прошлом», «все время, чтобы знать культуру страны и мира в целом», «заинтересовывает тот или иной период истории, но часто, когда мне это становится нужно зачем-то», «осознала, что стыдно ее не знать, всегда довольно остро воспринимаю свое незнание», «настолько, насколько это может мне пригодиться (для чего бы то ни было)», «безусловно, как только заглядываю в календарь, интересно, что было в этот день сто лет назад», «в зави-

симости от грядущей годовщины какого-либо события» (второкурсники, 2010г.)).

Полученные результаты/ указывают на понимание респондентами неразрывной связи современности и исторического прошлого, а также необходимости и пользы/ его познания и рефлексии. В ответах, представленных студентами второго курса, выражен витальный аспект приобщения к истории, знаний, размышлений о ней и прагматический аспект, ибо история для чего-то всегда может быть полезна. В целом для позиции респондентов 2009/2010 учебного года по рассматриваемому вопросу характерно признание целостности исторической действительности, в которой сближаются современность и прошлое, а обостряющийся интерес к истории непреодолимо обусловлен современностью. Потребительский характер приобретает и исторический интерес. Для вчерашних школьников приемлема позиция стороннего наблюдателя. Например, внимание 10% первокурсников, испы/ты/-вающих интерес к истории в связи с посещением музеев, просмотром передач и фильмов, чтением книг, межлично-стны/м общением, сосредоточено на истории Древнего Египта, так как была совершена туристическая поездка или просмотрен фильм, книга о Египте, на средневековой истории, а респондента, являющегося жителем Санкт-Петербурга, способна вдохновить на проявление интереса передача об истории города. В своих комментариях респонденты акцентируют внимание на празднике, способном пробудить больший интерес к истории - «9 мая» (первокурсники), исторических периодах и событиях, сфере общественной жизни, познание которых есть духовная потребность студентов: история II мировой войны, Великой Отечественной войны, история 70-80-х годов прошлого столетия, отдельные события в истории Петербурга XVIII-XX веков, ибо «отечественная история наиболее интересна»; пути развития цивилизаций и культур, история техники, музыки, культурных явлений (второкурсники).

Степень влияния происходящего и предлагаемого «здесь» и «сейчас» весьма высока. Однако имеет место осознание непреходящего значения исторического прошлого для восприятия и понимания исторического настоящего. Так, например, представив себя путешественниками по дальним странам и городам, респонденты признались в том, что их внимание, скорее всего, привлечет былое города или страны (2006г. - 53%; 2010г. - 47%), а так же их современная жизнь, в том числе клубы, магазины и т.д. (2006г. - 36%; 2010г. - 31%). Примечательно, что в 2010 году студенты предпочли назвать несколько вариантов ответов. Для первокурсников, по сравнению с второкурсниками первоочередное значение имеет знакомство с современной жизнью (2006г. - 43%; 2010г. - 40%), а по количеству упоминаний данного варианта ответа в числе прочих оно особенно очевидно, для второкурсников традиционно значимо знакомство с былым города или страны (2006г. - 63%; 2010г. - 54%). Иные интересы респондентов в других странах и городах, по их признанию, связаны с пассивным отдыхом (2006г. - 5,5%, 2010г. -9%) и другими аспектами истории, современной жизни (2006г. - 5,5%; 2010г. - 13%), которые выражены респондентами как: «все в совокупности» (2006г.), «постараюсь узнать все стороны жизни и истории города», «история и искусство страны», «все совместить», «все подряд», «зависит от страны, от богатства ее истории», «прежде всего архитектура города», «осмотр достопримечательностей» (первокурсники, 2010); «я со всем захочу познакомиться, особенно интересно на людей посмотреть», «все понемногу (и прошлое, и настоящее)», «знакомство с людьми, которые живут в этих странах, так как они смогут рассказать самое интересное о своей стране, показать памятники, относящееся к прошлому их страны/ и настоящему», знакомство с природными объектами, климатом страны , во вторую очередь, с жителями, их характером, атмосферой (эмоциональной), местной кухней», «люди, их привычки, менталитет, какие-то интересные места, известны/е в этом городе», «знакомство с людьми,

архитектурой, клубами, магазинами, пляжный отдых» (второкурсники, 2010).

История, каких стран и периодов, преимущественно, вызывает интерес респондентов? Студенты интересуются историей Отечества, а так же историей стран Европы (Франции, Англии, Италии, Испании и др.), Древнего мира. По количеству упоминаний о той или иной истории, лидирующее положение занимает отечественная история (2006г. - 42; 2010г . - 79). Так, в 2006г. респонденты интересовались историей Древней Руси (11) и России (30), в том числе имперского периода (19), без указания какого-либо периода (8), современной России (2), страны в целом (1), историей СССР (1). Например, «XVIII - XIX вв.», «от Петра I до Николая II», «история своей страны в целом», ««XVIII - XX вв.», «1939-1945», «Россия, вторая мировая война», «петровское время», «XVII -XIX вв.» (первокурсники); «конец XIX - начало XX вв.», «петровское время», «XIX-XX вв.», «с Киевской Руси до конца рода Романовых и история древних цивилизаций», «начало XX в.», «новейшая Россия и мир», «конец XIX в. и до развала СССР», «XIX век, балы в России», «1801-1881», «новейший период нашей истории и древнее славянство», «XVIII век» (второкурсники). К 2010 году укрепился интерес респондентов к истории России (58), возрос к истории СССР (13) и сохранился к истории Древней Руси (8). Наиболее интересные периоды и эпохи для познания студентами: а) Х1Х-ХХ вв., ХУШ-ХХ вв., XX в., «все периоды/», «дворцовы/е перевороты/», «годы/ перестройки», «все!», ШП в., 1941-1945 гг., «послевоенное время», 1945-2000 гг., ХУ1-Х1Х вв. (первокурсники); б) Х1Х-ХХ вв., правление Николая II, Великая Отечественная война, Иван Грозный, ХУП-ХХ вв., 90-е годы/, 1812 г., ХЛП в., начало ХХ века, ХУШ-Х1Х вв., эпоха Петра I - Екатерины/ II, «все эпохи», «РоссияХ-ХХ1 вв.» (второкурсники).

Полученные результаты позволили выявить ряд особенностей и проблем, связанных с функционированием исторического сознания студентов. Особое внимание обращают на себя ответы первокурсников, недавних выпускников школ, для исторического сознания которых характерны: а) историческая невежественность, например, «Древний Рим, Древняя Греция, Древний Египет, Античность», «II мировая война всех стран» (2006 г.) и пробелы исторического сознания, в том числе знания, например, «древние времена (5000 лет до н.э. - XV в.), Древний Египет, Древняя Греция», «история СССР (XX век) в частности», вв. - история Руси» (2010 г.), б) духовная потребность целостного исторического знания («XX век в истории Европы, перелом», «история Руси, история Европы XX века», «все времена», «все времена стран Эстонии, Финляндии, Канады», «ЖУ^^ вв., Франция, Россия», «XVIII век - Россия и Европа (очень нравится!)», «послевоенное время Германия, Россия», «всемирная история X-XX вв.») (2010 г.)). В ответах второкурсников 2009/2010 учебного года выражена степень мотивации интереса к отечественной истории и духовная потребность целостного знания истории, например, «Россия времени СССР, точнее, просто СССР (жила семья в это время)», «1812 год Россия, Франция», «история своего народа», «Россия - Киевская Русь, советский период», «Россия-СССР (ЖК^ вв.)», «Польша, Россия 1812 г.», «90-е годы - возрождение РФ; учение дзэн», «XIX - Франция; X, XVIII - Россия», «просвещение, Возрождение», «история нашей страны эпохи Петра I - Екатерины II», «цивилизация майя, периоды расцвета и упадка, история средневековой Европы», «любой период, в основном, с точки зрения не одной страны, а нескольких, их взаимодействие и взаимовлияние друг на друга», «Италия эпохи Возрождения, Россия всех эпох», «история Российской империи, в особенности СПб, начиная от правления Петра I и до начала XX века», «Англия, Россия XVII в. по наши дни», «период Великов Отечественной войны (история России, США, Германии, Японии)», «СССР. Советский период чрезвычайно интересен для меня», «Россия (период СССР) + античная история (Древняя Греция)», «мировые войны, греки», «отечественная история XVII-XIX вв.; II мировая война», «иногда XX век, Европа», «эпоха двор-

цовых переворотов; Великая Отечественная война; однозначно Россия», «средневековая Европа; смута на Руси, эпоха дворцовых переворотов в России», «Россия, Франция, Англия», «.блокадный Ленинград», «история России от дворцовых переворотов до конца XX века», «^ТС^ века - Россия, XIV-XVI - Западная Европа».

Многочисленные периоды в отечественной истории, названные респондентами в первом приближении к вопросу о привлекательности истории какой-либо страны, дополняются и конкретизируются студентами при ответе на специальный вопрос: какой период в истории России, с его событиями, фактами и лицами, наиболее привлекает Ваше внимание? Согласно результатам опросов, сохраняется пристальное внимание студентов к истории российского государства периода московского княжества, истории российской империи конца XIX - первой половины XX веков (2006г. - 35; 2010г. - 77).

В 2006 году респонденты интересовались также историей Древней Руси (18), СССР (16), «всем/многим», в том числе периодами «резких изменений», новейшей историей (15). Во взглядах первокурсников и второкурсников на данный вопрос существовали некоторые различия. Так, для студентов первого курса интерес представляли: 1. российское государство периода московского княжества, российская империя, конец XIX - первая половина XX вв., при этом первостепенное значение имели эпохи Петра I и дворцовых переворотов, Великая Отечественная война, вторая мировая война; 2. советский период, особенно «Сталин и вторая мировая война, т.к. это было не так давно, эта история касается моей бабушки», «II мировая война, это коснулось моих бабушки и дедушки», «Великая Отечественна война, т.к. участники этой войны по-разному трактуют», «1939-1945гг. Отечественная война», «Отечественная война (1941-1945)», «1941-1945, потому что могло не стать нашего города», «Великая Отечественная война, мне интересно все, что связано с этим периодом»), кроме того «70-е гг. - хорошее было время, XX век»; 3. «все/многое», в том числе периоды «резких изменений», новейшая история, например, «Александр II и отмена крепостного права, Древняя Русь, 1917 год», «перестройка, переход к новой жизни, новым ценностям», «петровская эпоха, эпоха дворцовых переворотов, период правления Лжедмитрия», «развитие цивилизации»; 4. Древняя Русь («становление государства, призвание варягов», «монголо-татарское иго»). Для второкурсников 2006 года в большей степени была интересна история: 1. Древней Руси («время Ивана Грозного», «петровское время», «с начала зарождения государственности», «Киевская Русь», «Россия XVII века», «средневековье», «VI-XII века»); 2. российского государства периода московского княжества, российской империи, конца XIX - первой половины XX вв. («петровское время», «эпоха дворцовых переворотов», «правление Ивана Грозного», «начало XX века», «Отечественная война 1812 года», «первая половина XVIII в.», «время Екатерины II», «1801-1881», «Российская империя XIX века», «конец XIX - начало XX вв.», «период правления императриц с художественной точки зрения»); 3. «все/многое», в том числе периоды «резких изменений», новейшая история («избрание В.В.Путина президентом», «новейшая Россия», «XX в., различные революции и войны, а также XVIII в., когда часто происходила смена царей», «конец XIX века и до развала СССР, революция, I и II мировые войны», «правление Ивана Грозного, Ленин, Хрущев, период застоя», «ТС^ вв.», «1980-2006 гг.», «современность и древнее славянство»); 4. советский период («Сталин», «Великая Отечественная война», «период Гражданской войны, мне кажется, это очень интересная тема»).

Существовавшие различия во взглядах респондентов преодолены к 2010 году. Студенты проявили единодушие, выделив следующие наиболее привлекательные для них «страницы» в истории Отечества: 1. российское государство периода московского княжества, российская империя, конец XIX - первая половина XX вв., в частности а) петровская эпоха; эпоха дворцовых переворотов; XIX век, в том числе Золотой век русской культуры и война

1812 года; правление и/или личность Петра I, Екатерины II, Николая II, а также деятели культуры данного времени; XVIII век, XIX-XX вв.; смутное время; правление Романовых, период реформ и революций, 1900-1945 гг. (первокурсники); б) петровская эпоха; начало XX века, в том числе I мировая война, Николай II, Колчак, революция; эпоха дворцовых переворотов; XIX век, в том числе Пушкин, Толстой, 1812 г., Кутузов; XVII- XIX вв., XVIII-XIX вв. XIX-XX вв., конец XIX - начало XX вв., правление Николая II; XVII, XVIII вв., XVIII в., начало XIX в., декабристы, до начала XX века, XVII век, революция, падение царской династии (второкурсники); 2. советский период (а) военная история, в частности Великая Отечественная война, II мировая война, гражданская война; перестройка и распад СССР, 90-гг.; советский период; послевоенное время, 1917-1991 гг. (первокурсники); б) Великая Отечественная война; СССР, «все, что связано с моей семьей», советский период; послевоенное время, 1917-1991 гг., 1991 г., 90-е годы, 70-90-е годы (второкурсники); 3. все/многое, в том числе периоды «резких изменений», новейшая история (а) XIX- XXI вв.; ^-ЖЖ вв., резкие изменения, петровская Россия - наше время, «наше поколение», XXI в.(первокурсники); б) II мировая война; XIX- XX вв.; история Романовых; от правления Петра I до начала XX в., военная история (взятие Турции), имена правителей России, XX-XXI вв., середина XIX- 90-е годы XX вв., российская империя, с 1917 года (второкурсники)); 4. Древняя Русь (а) крещение Руси, А. Невский, Ледовое побоище, княжение Владимира, правление Золотой орды, татаро-монгольское нашествие, история Руси (первокурсники); б) принятие христианства, истоки российского государства, культура, XII-XVI вв.; до крещения Руси, Киевская Русь; время правления царей (второкурсники)).

Ответы респондентов, полученные на данный вопрос, позволяют выделить некоторые проблемы исторического сознания студенческой молодежи, которые связаны: 1) с субъективистским толкованием событий, фактов, лиц истории, их непременной конкретизацией участием того или иного исторического субъекта, хронологической ограниченностью, однозначностью оценки (2006г.), например, «Пб., так как я живу на этой земле», «жизнь Есенина, т.к. она полна интересных событий», «правление императоров, царей, потому что в этот период существовали интересные личности», «становление СПб. (1703г.); интересно знать, как возник город, в котором ты живешь», «ЖУШ^^ века, богатая литературная и культурная жизнь, придворные обычаи», «Сталин и вторая мировая война, т.к. это было не так давно, эта история касается моей бабушки», «II мировая война, это коснулось моих бабушки и дедушки», «Великая Отечественная война, т.к. участники этой войны по-разному трактуют» (первокурсники); «Великая Отечественная война, Бородинская битва», «смерть Ивана Грозного» (второкурсники); 2) историческим невежеством и редукцией (2006, 2010гг.), например «1939-1945гг. Отечественная война» (первокурсники, 2006г.), «основание Санкт-Петербурга, формирование Российской империи», «19391945 - Великая Отечественная война, потому что люди забывают настоящих героев. », «имперский период, жизнь в эмоциональном плане была легче», «II мировая война (1941-1945). Великая победа, очень горжусь!», «90-е годы, так как была очень сложная политическая ситуация в стране и распад СССР», «петровское время, так как живу в Санкт-Петербурге и еще пока мало знаю о городе», «дворцовые перевороты, потому что эпоха Петра I всегда интересна», «1988-1995гг., развал СССР, кризис», «петровская Россия - наше время; в этот период создались предпосылки, а позже сформировалась наша страна в нынешнем мире» (первокурсники, 2010г.); «начало XVIII - конец XIX вв., Россия в это время великая империя, мощная, сильная, которой можно гордиться; произведения литературы и искусства», «Россия в период с 1917 по 1991 гг. (время великих, глобальных перемен, «вожди»)», «период до крещения Руси, интересна самобытность государства до влияния иной веры», «советский период, потому что он имеет неоднозначную оценку», «начало XX

века, «судьбоносный период»», «II мировая война», «переход от монархизма до демократии», «СССР, советский период; этот период был не так давно, еще можно найти людей, живших в той эпохе, а это намного интереснее истории «из учебника»», «СССР (Россия), так как считаю, что недостаточно много знаю об этом спорном времени», «середина XIX - 90-е годы XX вв., пожалуй, самый бурный период в истории России», «с 1917 года - время, когда до сих пор окончательно не изучено до конца», «имена правителей, все правители России», «XIX - XX вв. - период войн и сражений, годы реформ», «начало XX в.; революция - белое пятно для меня в истории России» (второкурсники, 2010г.); в) хронологической неопределенностью («...новое время ^К^вв.)», «...история Древней Руси и в средние века», 2010г.). Наряду с проблемами представляется возможным выделить такой аспект исторического сознания студентов, как долженствование («период Великой Отечественной войны!, так как это тот период, который нужно знать и помнить», «Великая Отечественная война - нельзя этого не знать», 2010г..), а также источник формирования исторического сознания (художественная литература), например, «война 1812 года (интерес развил роман Л.Н.Толстого)», «взятие Турции («Турецкий гамбит»)» (второкурсники, 2010г).

Согласно полученным результатам, произошедшие к 2010 году изменения в историческом сознании студентов связаны с тем, что пристальное внимание респондентов обращено к советской истории (2006г. -16; 2010г. - 44) и ко «многим» периодам отечественной истории, в том числе «резких изменений», к новейшей истории (2006г. -15; 2010г. - 26). Интерес к истории Древней Руси (2006г. - 18; 2010г. - 20)ослабевает вследствие дальних временных рубежей истории от нашего времени, а к истории российского государства периода московского княжества и российской империи конца Х1Х - первой половины/ ХХ веков сохраняет устойчивость. Недавнее прошлое, или советская история, и современность как история - таковы пространственно-временные «пределы» исторической действительности, с которой связаны познавательные и философско-исторические устремления современного студенчества. В целом отечественная история представляет собой для респондентов своеобразную область открытий, образуемую всеми (!) историческими периодами и эпохами. Проблемы функционирования исторического сознания студентов связаны с исторической невежественностью, выражающейся, в том числе в субъективистском толковании исторических собы/тий, фактов и лиц (2006 г.) и хронологической неопределенности (2010 г.). Долженствующий аспект функционирования исторического сознания современной студенческой молодежи сопряжен с пониманием необходимости знания и памяти о Великой Отечественной войне.

Что же способно привлечь внимание студентов в периоды мирной жизни различных поколений? Предоставив респондентам возможность выбора темы в воображаемом посещении ими исторической выставки, удалось выявить некоторые духовные приоритеты: история моды (2006г. - 43%; 2010г.- 29%), искусства (2006г. - 15,5%; 2010г. - 22%), техники (2006г. - 7%; 2010г. - 13%) и история быта (2006г.- 7%; 2010г. - 11%), какой-либо профессии (2006г. - 1%; 2010г. - 5%), нравов (2006г. - 20%; 2010г. - 12%). «Свой вариант ответа» представили 5,5% (2006г.) и 8% (2010г.) студентов: «история мировой политики», «история холодного оружия», «история футбола» (первокурсники, 2006г.) и история «фотографии», «гитары», «музыки», «города», «войн», «религии», «история обычаев Древнего Египта» (первокурсники, 2010г.); «история музыки», «история фотографии» (второкурсники, 2006г.) и история «фотографии», «история культуры, языка», «медицины», «автомобилей» (второкурсники, 2010г.).

Сходства в предпочтениях респондентов в 2010 году проявились в привлекательности для студентов выставки на тему история моды (29%) и искусства (22%) (эстетический аспект исторического сознания), различия -для 15% первокурсников интерес представляет история

техники, для 16% второкурсников - история нравов (для первокурсников данная тема вдвое менее привлекательна). Респонденты первого курса в равной мере интересуются историей искусства (16%) и историей быта (16%). Кроме выбора темы выставки из числа предложенных, самостоятельно студентами были названы «история спорта» (футбола, баскетбола), «оружия» (первокурсники), «декоративно-прикладного искусства всех времен», «сражений», «обычных вещей», «дизайна» (второкурсники). Примечательно, что студенты одновременно интересуются двумя или несколькими темами, поскольку предлагают и самостоятельно ранжируют привлекательные для них исторические выставки. Так, по количеству упоминаний, в числе прочих, у первокурсников лидирует выставка на тему истории искусства (11), моды/ (8), быта (6), истории какой-либо профессии (4), нравов (2); у второкурсников -истории искусства (46), моды/ (30), быта (28), техники (21), какой-либо профессии (20), нравов (18). Данные результаты указывают на высокое значение «массовой культуры» в ее влиянии на сознание современной молодежи.

В течение четырех лет интерес студентов СПбГТИ(ТУ) способна вы/звать вы/ставка на темуистории моды/, искусства, техники и быта; снизилась привлекательность истории нравов и возросла привлекательность истории какой-либо профессии. «Прекрасное», «повседневное», «практическое» - такова триада, определяющая выбор ценностных ориентаций студентов в системе отношений «современный человек - история». Каковы же исторические чувства студентов?

Согласно полученным результатам, подавляющее большинство студентов испытывает чувства уважения (2006г. - 44%; 2010г. - 54%), гордости (2006г. - 29%; 2010г. - 26%), ностальгии (2006г. - 8%; 2010г. - 5%) и любви (2006г. - 1%; 2010г. - 3%), находясь близ исторических памятников или на территории музеев-заповедников. В ряду иных испытываемых чувств 11% (2006г.) и 8% (2010г.) респондентов назвали «восхищение», «восторг», «трепет», «любопытство», что находится в зависимости «от места» (первокурсники, 2010г.), или «не везде и не всегда», (первокурсники, 2006г.); чувства «радости, благоговения, воодушевления, восхищения, трепет», однако «невозможно чувствовать себя одинаково» (второкурсники, 2006г.), «смотря какой памятник, если что-то милитаристическое, то становится, по меньшей мере, грустно», а вообще «зависит от памятника» (второкурсники, 2010г.).

Укрепилось чувство уважения студентов к «историческому» и ослабли чувства ностальгии (2006г. -8%; 2010г. - 5%) и безразличия, поскольку «ничего не испы/-тать» склонны 6% и 3% респондентов соответственно в 2006 и 2010 годах. Историческое сознание представителей нового поколения «не отягощено» чувством светлой грусти, сопровождающим воспоминания о былом. Историческая действительность достаточно ясно является студентам как далекое историческое прошлое и близкое мне и «со мной» историческое настоящее, или современность, которая, с одной стороны/, задает тон духовным потребностям студентов, а с другой стороны, являет духовному взору молодежи проблемы, возникшие на изломе исторических времен и отразившиеся на жизни многочисленных поколений.

Итак, независимо от профиля вуза учебно-воспитательный процесс в условиях модернизирующейся России должен быть неразрывно связан с процессом становления и функционирования исторического сознания студентов. У студентов поколения 90-х существуют не только проблемы, связанные с состоянием и функционированием исторического сознания, есть потребность (!) в приобщении к «историческому», знанию и пониманию истории. В качестве фактора данной духовной потребности выступает современная действительность. Историческое сознание представителей нового поколения, как показывают результаты исследования, свободно от чувства ностальгии, ибо им неведомо то, что способно вызвать светлую грусть, и вместе с тем от безразличия, ибо дале-

кое и близкое историческое прошлое таит в себе нечто спасительное для современников конца XX - начала XXI столетий. Представители студенческой молодежи технического вуза пребывают в поиске ответов на вопросы исторического и философско-исторического содержания, что в учебно-воспитательном процессе представлено, скорее, в неявленном виде. В связи с этим возникает задача выявления актуальных для студентов тем, вопросов и проблем с целью их дальнейшего рассмотрения. Внимание и интерес студентов СПбГТИ(ТУ), преимущественно, связан с отечественной историей в многообразии и целостности ее периодов и эпох. Возрос интерес студентов к истории советского общества и «многим» периодам, в том числе исторических перемен. Среди направлений исторического интереса студентов следует отметить историю моды, искусства и быта, техники и нравов. Согласно ответам студентов, привлекает внимание история фотографии, спорта, обычных вещей, возрастает интерес к истории профессии.

В соответствии с предпочтениями, проблемами исторического сознания, интересами студентов к истории следует: а) активно привлекать студентов к организации учебного пространства на основании ценностных ориентиров «прекрасного», «повседневного», «практического»; б) в ходе осуществления вузом профориентационной деятельности обратить внимание на историю будущей профессии абитуриента; в) расширить горизонты активности и деятельности студентов первого курса, в недавнем прошлом школьников и абитуриентов, склонных к потребительскому, пассивному приобщению к «историческому» (например, привлекать первокурсников к участию в мероприятиях, посвященных истории университета, его факультетов и кафедр); г) развивать приобщение, знание и чувство непосредственной причастности студентов к истории университета, например, посредством организации тематического цикла встреч с представителями профессорско-преподавательского состава различных факультетов и кафедр, повествующих «из первых уст» об исторических периодах и эпохах в контексте частной истории, своей профессиональной деятельности; фотоэкспозиций, посвященных жизнедеятельности преподавателей, студентов, аспирантов в различные периоды истории вуза и страны.

Литература

1. Адаптационные возможности молодежи в современном российском обществе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (17 ноября 2009 г.) СПб.: СПГУТД, 2009. 371 с.

2. Актуальные проблемы исследования социального здоровья. Опыт социолого-философского анализа. Часть 1 / Под ред. Р.А.Зобова и А.А.Козлова СПб.: Химиз-дат, 2004. 168 с.

3. Модернизация России: история и современность - Борисоглебск: БГПИ, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.