Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШРИФТОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ УПАКОВКИ'

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШРИФТОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ УПАКОВКИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дизайн упаковки / типографика / шрифт / история / развитие / packaging design / typography / font / history / development

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — С.Д. Кевченков

Дизайн упаковки играет ключевую роль в продвижении товаров. Эта статья обзорно рассматривает историю шрифтового оформления упаковки за более чем 100 лет, начиная с XIX века. Исследование выявляет эволюцию шрифтов на упаковках, от простых линейных гарнитур до современных цифровых шрифтов, подчеркивая их важность для бренда и потребителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL DEVELOPMENT OF PACKAGING TYPOGRAPHY

Packaging design plays a key role in promoting products. This article provides an overview of the history of packaging typography over more than 100 years, beginning in the 19th century. The study reveals the evolution of packaging typefaces, from simple linear typefaces to modern digital typefaces, highlighting their importance to the brand and consumer.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШРИФТОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ УПАКОВКИ»

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШРИФТОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ УПАКОВКИ

С.Д. Кевченков, магистрант

МИРЭА - Российский технологический университет (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-4-155-160

Аннотация. Дизайн упаковки играет ключевую роль в продвижении товаров. Эта статья обзорно рассматривает историю шрифтового оформления упаковки за более чем 100 лет, начиная с XIX века. Исследование выявляет эволюцию шрифтов на упаковках, от простых линейных гарнитур до современных цифровых шрифтов, подчеркивая их важность для бренда и потребителя.

Ключевые слова: дизайн упаковки, типографика, шрифт, история, развитие.

Дизайн упаковки играет важнейшую роль в продвижении и позиционировании товара на рынке. От внешнего вида упаковки во многом зависит коммерческий успех продукта. Поэтому производители уделяют огромное внимание разработке дизайна упаковки, привлекая профессиональных дизайнеров и маркетологов.

Зарождение шрифтового оформления упаковки в эпоху промышленной революции, преобладание простых шрифтов без засечек

Появление в XIX веке массового машинного производства и расфасовки товаров обусловило возникновение дизайна упаковки. Первые промышленные упаковки были довольно простыми. Шрифты на

этих ранних образцах упаковки также отличались предельной функциональностью [1].

Доминировали линейные бесшрифтовые гарнитуры - прямые, рубленые шрифты без засечек с одинаковым начертанием. Например, очень популярный в то время гротескный шрифт Akzidenz-Grotesk, созданный в 1896 году [2]. Его четкие, простые формы идеально подходили для новой индустриальной эстетики. Акцент делался на читаемости и информативности шрифта. Примером использования данного рубленного шрифта в сочетании с изображением используется на упаковке для шоколада компании Stollwerck немецкого дизайнера Отто Экмана 1902 года.

Akzidenz-Grotesk Pro

г г*. t)KWH to« jtfTV« (МГЛП too 1)09

А« аь Сс Od Е» Fl О» t*. » J| КК U Mm Nn Оо Рр Оо И' Tt Uw W Ww X* Vy fr

1234567890 С,''>#$%4'Л®:.)

Penultimate

Tb» Mfiir* Ut wiltng bgl Ihn fWitfih im м«мк

SCHADENFREUDE

Э964 Elm Street and 1370 Rt 21

rmom nlaatonte-onlrMt r\,

Рис. 1, 2. Шрифт Akzidenz-Grotesk, Упаковка шоколада компании Stollwerck [2-3]

На упаковке этого продукта использован простой бесшрифтовый шрифт, не конкурирующий с ярким изображением. Лаконичный минимализм шрифта передает технологичность и современность продукта.

Таким образом, первые шрифты на упаковках массового производства были олицетворением новой индустриальной эпохи.

Развитие дизайна упаковки и шрифтов в период модерна, появление стилизованных шрифтов

На рубеже Х1Х-ХХ веков в дизайне упаковки происходит переход от строгого

индустриального стиля к более декоративному и изысканному модерну (ар нуво). Шрифты этого периода становятся более эмоциональными и художественными [4].

Ярким примером стилизованного модернистского шрифта является гарнитура Arnold Bocklin, созданная в 1904 году.

Hrnuld BucKlinC

ТЫ )u> Мм tu J—— i»r Iba Im» •Jjsi Па Ui О: SU U If Ufl ftti Jl J Hh li (Dm

Penultimate

TV >|ini u kling Ui Л. Па» u шй

5CTj{H)ERFKEÜl)E

¿■JC4 Lim Мод шк| ШО Hl ZI

Рис. 3. Шрифт Arnold Böcklin [5]

Ее плавные, декоративные линии с намеками на каллиграфию передают плавность и грацию эпохи модерна.

Ключевой особенностью шрифтов модерна было сочетание стилизации под старинные рукописные шрифты с современными технологиями печати. Эти шрифты воплотили дух эпохи модерн в типографи-ке упаковки начала XX века. Шрифт и декор модерна раскрывали эстетику упаковки этого направления.

Влияние стилей ар-деко и конструктивизма на шрифты упаковки в 1920-30е годы

1920-30е годы ознаменовались расцветом таких авангардных направлений как

ар-деко и конструктивизм, которые оказали заметное влияние на графический дизайн и типографику того периода. Для стиля ар-деко были характерны декоративные шрифты с засечками, в отличие от модерна, здесь преобладали четкие геометрические формы.[6] Пример - широко известный шрифт Broadway начала 1930-х. Конструктивизм также тяготел к геометрическим формам, но в его шрифтах доминировали прямые углы и лаконичность линий. [7] Яркий пример - футуристический шрифт Bauhaus, разработанный в Германии в 1920-е годы.

ßouhous

Ei""!!1"^? Penultimate

4« HAI I SI I Г11 I SCHRD€NFR€UD€

t M I I M Mi r»l ям I >/< • «. /I )«M tw viwr and I5i0 At »I

Рис. 4, 5. Шрифт Broadway, Шрифт Bauhaus [8-9]

Он широко использовался в дизайне упаковок, символизируя технологичное будущее. Оба этих стиля привнесли в шрифты упаковок конструктивную геометризацию, отказ от излишней декоративности в пользу функциональности и выразительности форм.

Доминирование простых геометрических шрифтов в середине 20 века

После экспериментов авангарда 1920-30х годов, в середине XX века в дизайне

упаковки возобладал более умеренный и функциональный подход. Это повлияло и на типографику. Международный стиль стал доминирующим. Для него была характерна простота и лаконичность форм. Шрифты снова стали более геометричны-ми и минималистичными. Ярким примером этой тенденции стал швейцарский шрифт Helvetica, созданный в 1957 году [10].

elvetica

Рис. 6. Шрифт Helvetica [10]

Его прямые линии и строгие пропорции воплотили дух функционализма середины века. Таким образом, в середине XX века в типографике упаковки главенствовали лаконичность, простота начертания, без излишеств.

Появление новых цифровых шрифтов и эксперименты с шрифтами в постмодернистском дизайне упаковки конца 20 - начала 21 века

На рубеже 20-21 веков происходит настоящая революция в типографике, связанная с переходом к цифровым техноло-

гиям дизайна и печати [11]. Появляются сотни новых цифровых шрифтов, которые активно применяются и в упаковочной графике. Одним из ярких примеров стал

шрифт Dead History, созданный в 1990 году.

Его имитация рукописного написания придает дизайну упаковки винтажность. Этот шрифт часто использовался в постмодернистских упаковках 1990-2000х. Еще один популярный цифровой шрифт - Hobo, разработанный в 1960 году.

DEAD HISTORY

'"■* litI ч

Ere« Um« Mi Ml antt. (мшпм iJmum at-lorem »ммп dolor Jit aiMt. cotwcietve« ас

Lorem ipsum dolor sit amet. с

Lorem ipsum dolor sit

Lorem ipsum dole

Lorem ipsum d

Рис. 7, 8. Шрифт Dead History, Шрифт Hobo [12-13]

Его несимметричные и слегка наклонные линии создают ощущение игривости и неформальности. Он применялся во многих упаковках, направленных на молодежь.

Благодаря новым технологиям появилась возможность экспериментировать с формами, размерами, цветом шрифта, создавая яркие авторские шрифтовые композиции. Шрифт на упаковке превратился в полноценный носитель креатива и индивидуальности бренда. Так цифровая революция открыла новую веху в истории

шрифта, который стал одним из ключевых элементов визуальной постмодернистской эстетики упаковки конца 20 века.

Современные тенденции в шрифтовом оформлении упаковки

В настоящее время наблюдается несколько ключевых тенденций в использовании шрифтов на упаковке:

1. Персонализация. Популярны уникальные авторские шрифты, специально разработанные для конкретного бренда. Пример - оригинальный шрифт для упаковки чипсов Pringles [14].

Рис. 9. Упаковка Pringles [14]

2. Винтаж и ретро. Часто используются Пример - винтажный шрифт на упаковке шрифты, стилизованные под старину, или духов Penhaligons [15]. воспроизводящие исторические образцы.

I

Рис. 10. Упаковка Penhaligons [15]

3. Рукописность. Популярны шрифты с ощущение натуральности и теплоты. При-эффектом написания от руки, создающие мер - упаковка шоколада РюЫег. [16]

Рис. 11. Упаковка Pichler [16]

4. Геометричность. В тренде минимали- кивающие современность. Пример - упа-стичные геометрические шрифты, подчер- ковка энергетиков NITRO [17].

Рис. 12. Упаковка NITRO [17]

5. Креатив. Экспериментальные дизай- гинальный шрифт на упаковке чая нерские шрифты с нестандартным начер- Yogi [18]. танием или расположением. Пример - ори-

Рис. 13. Чай Yogi [18]

Современные технологии открывают плетались с общими художественными простор для креатива в шрифтовом ди- тенденциями в дизайне и искусстве кон-зайне упаковки. Типографика остается кретного периода. Результаты исследова-ключевым элементом визуальной иден- ния могут быть использованы для более тичности бренда и привлечения потреби- творческого и обоснованного подхода к телей. созданию современных шрифтовых реше-

Заключение ний в дизайне упаковки с учетом истори-

Проведенный анализ позволяет просле- ческого контекста их возникновения. По-дить эволюцию шрифтового оформления лученные знания позволяют глубже по-упаковки на протяжении более чем веко- нять процесс развития типографики, вы-вой истории развития этой области графи- явить ключевые факторы, повлиявшие на ческого дизайна. Установлено, что основ- эту эволюцию, и применить их в практике ные стилистические и технологические упаковочного дизайна. новации в типографике неразрывно переБиблиографический список

1. Промышленный переворот. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.booksite.rU/fulltext/1/001/008/093/362.htm (Дата обращения: 01.04.2024 г.).

2. Великие шрифты Akzidenz Grotesk. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://info.paratype.ru/velikie-shrifty-akzidenz-grotesk/ (Дата обращения: 01.04.2024 г.).

3. Шоколад Stollwrck. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.stollwerck.com/en (Дата обращения: 03.04.2024 г.).

4. Ар нуво. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.uprock.ru/articles/stil-ar-nuvo-v-dizayne (Дата обращения: 03.04.2024 г.).

5. Arnold Böcklin (шрифт). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn--h1ajim.xn--p1ai/Arnold_B%C3%B6cklin_(%D1%88%D1%80%D0%B8%D1%84%D1%82) (Дата обращения: 05.04.2024 г.).

6. Ar Deco. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://realty.rbc.ru/news/61a649409a79471368fe4362 (Дата обращения: 10.04.2024 г.).

7. Конструктивизм. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://repinabranding.ru/blog/gid-po-stilyu-konstruktivizm (Дата обращения: 10.04.2024 г.).

8. Шрифт Broadway Cyrillic. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://junior3d.ru/fonts/broadway-cyrillic.html (Дата обращения: 05.04.2024 г.).

9. Шрифт Bauhaus. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fonts-online.ru/fonts/bauhaus (Дата обращения: 05.04.2024 г.).

10. Шрифт Helvetica. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://anvilhook.ru/blog/gelvetika-1957-helvetica (Дата обращения: 05.04.2024 г.).

11. Эволюция типографики: от модернизма к цифровой независимости. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://awdee.ru/evolution-of-typography-hitoshi-nagasawa/ (Дата обращения: 05.04.2024 г.).

12. Шрифт Dead History. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fonts-online.ru/fonts/dead-history (Дата обращения: 05.04.2024 г.).

13. Шрифты из фильмов Квентина Тарантино: вдохновляемся киношедеврами. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.uprock.ru/articles/shrifty-iz-filmov-kventina-tarantino-vdohnovlyaemsya-kinoshedevrami (Дата обращения: 05.04.2024 г.).

14. Pringles. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pringles.com/easterneurope/ru/home.html (Дата обращения: 10.04.2024 г.).

15. Penhaligons. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://randewoo.ru/brand/penhaligon-s (Дата обращения: 10.04.2024 г.).

16. Pichler. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://karadarshop.com/en/sustainable-authentic/milk-chocolate-with-hazelnutz-raisins-cream-35-100-gr-pichlers-schokoladenwelt-osttirol (Дата обращения: 10.04.2024 г.).

17. Энергетик NITRO. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ashlyanfu-msk.ru/150/ (Дата обращения: 10.04.2024 г.).

18. Чай Yogi. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eco-herb.ru/katalog/yogi-tea-moschnyi-antioksidant-zelenogo-chaia-16chainyh-paketikov-32g-112yncii/ (Дата обращения: 10.04.2024 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

HISTORICAL DEVELOPMENT OF PACKAGING TYPOGRAPHY

S.D. Kevchenkov, Graduate Student MIREA - Russian Technological University (Russia, Moscow)

Abstract. Packaging design plays a key role in promoting products. This article provides an overview of the history of packaging typography over more than 100 years, beginning in the 19th century. The study reveals the evolution of packaging typefaces, from simple linear typefaces to modern digital typefaces, highlighting their importance to the brand and consumer. Keywords: packaging design, typography, font, history, development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.