Научная статья на тему 'Историческое развитие арабоязычного спутникового телевидения. Роль системы Арабсат в становлении арабского спутникового ТВ'

Историческое развитие арабоязычного спутникового телевидения. Роль системы Арабсат в становлении арабского спутникового ТВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
411
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРАБОЯЗЫЧНОЙ СПУТНИКОВОЕ ТВ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИМПЕРИАЛИЗМ / НОВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ И КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПОРЯДОК / АРАБСАТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шафель Али Шаиф Хусейн

В статье рассматриваются исторические первопричины создания арабоязычного спутникового телевидения, роль коллективной сателлитарной системы АРАБСАТ в создании инфраструктуры для обмена телепрограммами между арабскими странами и зарубежными диаспорами арабов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историческое развитие арабоязычного спутникового телевидения. Роль системы Арабсат в становлении арабского спутникового ТВ»

УДК 811 ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АРАБОЯЗЫЧНОГО СПУТНИКОВОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ. РОЛЬ СИСТЕМЫ АРАБСАТ В СТАНОВЛЕНИИ АРАБСКОГО СПУТНИКОВОГО ТВ

В статье рассматриваются исторические первопричины создания арабоязычного спутникового телевидения, роль коллективной сател-литарной системы АРАБСАТ в создании инфраструктуры для обмена телепрограммами между арабскими странами и зарубежными диаспорами арабов.

Ключевые слова: арабоязычной спутниковое ТВ, информационный империализм, новый международный информационный и коммуникационный порядок, АРАБСАТ.

В первые десятилетия постколониального периода арабские страны столкнулись с явлением, которое получило у зарубежных исследователей наименование «информационный империализм» либо «электронный колониализм» (в случаях, когда речь шла о ситуации в сфере телевидения и радио) [1]. Отмечая, что достижение национальной независимости не сопровождалось ликвидацией информационной зависимости от бывших метрополий, а также Соединённых Штатов, активно осуществлявших медийную экспансию в послевоенном мире, Т. Варис, К. Норденстренг, Т. Макфэйл и другие исследователи характеризовали распределение информационных потоков между индустриальным Севером и развивающимся Югом как ситуацию западного доминирования. Так, например, Т. Варис отмечал, что с Севера в развивающиеся страны идёт в сто раз больше телевизионных программ, чем в обратном направлении, при этом ведущую роль в распространении телевизионной продукции играют её главные поставщики на мировой рынок - транснациональные корпорации США. Наличия неравенства и зависимости бывших колоний и полуколоний в сфере информационных обмеров отмечали также советские исследователи [см. 2].

Сложившаяся ситуация благоприятствовала сохранению экономической и культурной привязки развивающихся стран к мировому «Центру», по отношению к которому народы бывших колоний и полуколоний характеризовались как жители отстающей глобальной Периферии, успешность развития которой («модернизация») полностью зависит от копирования западных культурно-цивилизационных образцов. При этом автохронные культуры этих народов, нередко насчитывающие тысячелетнюю историю, объявлялись анахроничными, отсталыми. Ориентация на культурное доминирование Запада в мире была призвана консервировать состояние зависимости и отсталости «догоняющих» наций от «Центра» [3].

Ответом большой группы развивающихся стран, прежде всего участниц Движения неприсоединения, стала выработка концепции изменения сложившейся ситуации с целью достижения более демократичного и справедливого международного информационного и коммуникационного порядка. В 1970-1980-е гг. Движение неприсоединения приложило существенные усилия для концептуальной проработки и обсуждения такого порядка, получившего наименование «Новый международный информационный и коммуникационный порядок (НМИКП)». Некоторые идеи НМИКП в этот период получили поддержку в универсальных международных организациях -прежде всего ЮНЕСКО [см. 4].

Несмотря на разнообразие версий концепции НМИКП, в целом она содержит ряд общих положений. В частности, достижение нового международного информационного и коммуникационного порядка предусматривало следующие меры:

- развитие развивающимися странами собственных информационнокоммуникационных инфраструктур;

Шафель Али Шаиф Хусейн

Белгородский

государственный

университет

e-mail:

zalevskaya@bsu.edu.ru

- налаживание разнообразных форм международного сотрудничества между развивающимися странами в целях обеспечения взаимных информационных обменов без западных посредников;

- выработку национальной информационной политики с ориентиром на достижение НМИКП;

- подготовку собственных квалифицированных журналистских и технических кадров, способных обеспечить создание и функционирование современных медиасистем.

В рамках реализации идей НМИКП было стимулировано создание собственных информационных агентств в тех из развивающихся стран, где таких агентств ещё не существовало, предприняты меры по развитию внутрирегиональных и межрегиональных информационных обменов в развивающейся зоне мира - в частности, в области обмена телепрограммами.

Существенные новые возможности для организации телевизионных обменов предоставило стремительное развитие спутникового ТВ во второй половине 1970-х -1980-х гг., когда появилась возможность адресовать телепередачи со спутников непосредственно их потребителям, не прибегая к использованию громоздких и дорогостоящих наземных приёмно-передающих комплексов. Эти возможности сразу же привлекли пристальное внимание в арабском мире, где спутниковое ТВ с его трансграничной доставкой сигнала могло стать реальной альтернативой наземному эфирному вещанию, подвергаемому жёсткому правительственному регулированию. Потенциал спутникового ТВ отвечал стремлению арабов к достижению единства, поскольку са-теллитарное телевидение могло стать фактором консолидации разрозненных арабских стран.

Палестинский исследователь Н. Махмуд отметил, что становление систем спутникового телевещания стало результатом постепенных и во многом скоординированных действий арабских государств по выработке собственной информационной политики, по развитию регионального сотрудничества в сфере коммуникаций и обмена информацией. Во многом эти действия были связаны с поддержкой арабскими странами концепции нового международного информационного порядка (НМИП), предусматривающей трансформацию европоцентристских коммуникационных моделей, унаследованных от колониальной эпохи, создание самостоятельно функционирующих национальных информационных систем, изменение направленности и содержания международных потоков информации.

Финский исследователь К. Норденстренг подчеркнул, что идея НМИП была вдохновлена стремлением развивающихся стран к деколонизации информационной сферы [5, р. 1 - 13]. Одним из главных интеллектуальных вдохновителей этой концепции, рожденной в недрах антиколониального Движения неприсоединения в 1970-е гг. и поддержанной многими развивающимися стран, стал М. Масмуди, занимавший в тот период пост министр информации Туниса. В резолюции, принятой на тунисской встрече представителей неприсоединившихся стран в 1976 г., отмечалось: «Принимая во внимание дисбаланс в международных обменах телепрограммами, благоприятствующий некоторым и игнорирующий других, долгом неприсоединившихся и других развивающихся стран является изменение сложившейся ситуации и деколонизация информации» [Цит. по: 5].

Идеи нового, более справедливого и демократичного международного информационного порядка были поддержаны и в ООН, ЮНЕСКО во второй половине 1970-х и в 1980-е гг. [13].

Первым шагом к созданию общеарабского информационнгого пространства с использованием возможностей спутникового ТВ стал проект создания коллективной организации арабских стран по организации обменов телепрограммами и телетрансляциями - системы АРАБСАТ.

Идея создания межарабской организации спутникового телевидения была поддержана ещё в 1967 г. совещанием министров культуры арабских стран в Тунисе, но её практическое воплощение затянулось на годы. В апреле 1976 г. министры коммуника-

ций арабских стран подписали в Каире соглашение о создании под эгидой ЛАГ Арабской системы спутниковых коммуникаций (Arab Satellite Communications Organization - ARABSAT) как межгосударственной организации, обеспечивающей телевизионные трансляции, телефонные переговоры через спутники связи и стимулирующей развитие коммуникации и информационных обменов между странами-членами ЛАГ.

Потенциал спутникового ТВ в арабском мире рассматривался как очень многообещающий, учитывая большую территориальную рассредоточенность арабских стран на Ближнем Востоке и в Северной Африке. К тому же телевидение с его потенциалом аудиовизуального воздействия на зрительскую аудиторию было весьма перспективным СМИ в ситуации, когда значительная часть населения этих стран оставалась неграмотной. Так, в конце ХХ века уровень грамотности в такой густонаселённой стране, как Египет, составлял лишь 53,7 % населения старше 15 лет, в некоторых же государствах региона он был ещё ниже (например, 44,1 % в Йемене, 47,1 % в Марокко). Несмотря на то, что богатые нефтедобывающие страны имели более высокие показатели грамотности, неграмотной оставалась значительная часть населения и там. Так, в Саудовской Аравии доля неграмотных составила 24,8 % населения, в Кувейте и Катаре -почти 20 %, в ОАЭ - 25,4 %.*

В 1980 - 1990-е гг. в домохозяйствах стран арабского мира существенно возросло количество телевизоров. Так, к концу 1990-х гг. в Саудовской Аравии на 1000 чел. населения приходилось 266 телевизоров, в Кувейте - 491, в Бахрейне - 410, в ОАЕ -480, в Ливане - 352. Всё больше телевизоров появлялось и в государствах, которые не относились к числу экономических лидеров в регионе - например, в Марокко (160 телевизоров на 1000 чел.) [7, p. 12].

Быстрому росту спутникового ТВ в арабском мире способствовало и стремительное распространение в регионе индивидуальных приёмных устройств. Так, если в 1995 г. здесь насчитывалось 3,6 млн. домохозяйств, имеющих такие устройства (или 5,6 % от общего количества домохозяйств), то уже в 1999 г. уже 11,7 млн. домов были оснащены спутниковыми «тарелками» (38 % от общего количества) [8].

Актуальным является развитие спутникового ТВ и в связи с миграционными процессами - как за его пределами, так и внутри региона. Просмотр телепередач помогает мигрантам не терять контакт со своей родиной, привычной культурой. Сообщества арабских эмигрантов в странах Западной Европы давно уже насчитывают миллионы человек.

Велики миграционные потоки в богатые нефтедобывающие страны из соседних арабских государств, где население имеет более скромные доходы и где существует массовая безработица. Так. по состоянии на 1992 г. только в Саудовской Аравии насчитывалось 1млн. 195 тыс. мигрантов из Египта, 424 тыс. - из Йемена, более полутора сотен тысяч - из Сирии и Иордании. Всего же на территории этой страны находилось на постоянной или временной основе около 3,5 млн. арабов несаудовского происхождения [7, p. 8].

Главными учредителями и основными акционерами АРАБСАТ стали пять арабских нефтедобывающих стран: Саудовская Аравия, Кувейт, Ливия, Катар и ОАЭ. Наибольшей была доля Саудовской Аравии, а вместе всем пяти основным учредителям организации принадлежало 77 % вложенного капитала [9]. Штаб-квартира АРАБСАТ разместилась в столице Саудовской Аравии Эр-Риаде.

Всего же в качестве государств-членов этой организации в неё вошла 21 страна, состоящая в Лиге арабских государств [10]. При этом доля некоторых из участников в финансировании проекта была почти символической (см. таблицу).

Практическая реализация системы АРАБСАТ вступила в активную фазу в 1980е годы. В 1982 г. организация установила контакт с американским космическим агентством НАСА с целью организации запуска ею первого арабского телекоммуника-

* Рассчитано по: UNDP. Human Development Report 2000.

ционного спутника Arabsat-lA. В 1983 г. был установлен контакт с японской фирмой N10, которая была приглашена разработать и осуществить проект наземного оборудования для обслуживания космической связи.

Таблица

Вклад ы государств-учред ителей АРАБСАТ в созд ание организации

1. Саудовская Аравия 36.6553%

2. Кувейт 14.5885%

з. Ливия 11.2785%

4. Катар 9.8074%

5. ОАЭ 4.6585%

6. Иордания 4.0455%

7. Ливан 3.8342%

В. Бахрейн 2.4518%

9. Сирия 2.0840%

10. Ирак 1.9001%

11. Алжир 1.7163%

12. Йемен 1.6549%

13. Египет 1.5937%

14. Оман 1.2259%

15. Тунис 0.7355%

16. Марокко 0.6129%

17. Мавритания 0.2758%

18. Судан 0.2678%

19. Сомали 0.24465%

20. Джибути 0.1225%

8 февраля 1985 г. состоялся запуск спутника первого поколения Arabsat-lA французской ракетой Ариан. Эксплуатация спутника происходила с техническими проблемами, связанными с неисправностью солнечных батарей, вплоть до конца 1991 г. В июле 1985 г. с помощью американского шатла на орбиту был выведен второй спутник первого поколения - Arabsat-lB, который действовал до лета 1992 г. 26 февраля 1992 г. ракета «Ариан» доставила на орбиту новый спутник - Arabsat 1C, который использовался до 1994 г. А с августа 1993 г. АРАБСАТ начинает использование канадского спутника связи Anik D2, переименованного в Arabsat 1D.

Знаменательным для развития АРАБСАТ стал 1988 год, когда оборудование организации полностью перешло под оперативное управление арабских инженеров и техников.

В апреле 1993 г. с французским концерном «Aerospatiale» был подписан контракт о переходе на сателлитарное вещание через более совершенные коммуникационные спутники второго поколения. Первым из таких спутников стал запущенный на орбиту 9 июля 1996 г. Arabsat-2A, затем в ноябре того же года на орбиту был был выведен Arabsat-2B. Затем в ноябре 1997 г. был подписан контракт о продаже спутника Arabsat-lC индийской Организации исследований космического пространства (Indian Space Research Organization - ISRO).

В том же году было подписано соглашение о создании для АРАБСАТ коммуникационных спутников третьего поколения. В 1999 г. состоялся запуск такого спутника под названием BADR-3, функционирование которого было скоординировано с Ar-absat-2A

На рубеже веков в развитии Арабсат наступил этап быстрого технологического обновления. Этому способствовало существенное повышение доходности деятельности. Первый незначительный доход был получен ещё в 1986 г., через три года он возрос почти до 20 млн. долл. Начиная с 1997 г. доходы организации ни разу не опуска-

лись ниже 120 млн. долл. в год. Рекордными по уровню доходов стали 2001 и 2002 г., когда в АРАБСАТ поступало ежегодно более 140 млн. долл. [9].

АРАБСАТ первым в регионе перешел на цифровое вещание. С 1999 г. организация осуществляет сателитарное обслуживание интернет-связи в регионе.

В 2006 г. был произведен успешный запуск BADR-4, началось его коммерческое использование. Благодаря этому спутнику четвёртого поколения были существенно расширены возможности непосредственного сателлитарного вещания на индивидуальные назеиные приёмные устройства, началось оказание и других коммуникационных услуг. Созданная организацией коммуникационная система стала использоваться для обслуживания мобильной телефонии. Стали реальностью спутниковые передачи высокой чёткости (HDTV).

Годом позже был подписан контракт на изготовление и запуск спутников пятого поколения BADR-5 и Arabsat-5A. В 2008 г. на орбиту французской ракетой-носителем был выведен BADR-6, а в 2010 г. к нему были добавлены успешно запущенные спутники BADR-5 и Arabsat-5A. В следующем году новый спутник Arabsat-5C пополнил космическую группу объектов, принадлежащих к арабской спутниковой коммуникационной системе [9]. Был запланирован запуск первого арабского спутника шестого поколения - Badr 7.

В настоящее время флот геостационарных спутников АРАБСАТ насчитывает 7 действующих единиц, в том числе: Арабсат -5С, Арабсат-5А, Aрабсат-2B, Арабсат- 6A, Badr-4, Badr-5, Badr-6.

К 30-летию АРАБСАТ эта организация превратилась в одного из крупнейших операторов спутниковой связи и в ведущего спутникового провайдера в арабском мире, обслуживая 400 телеканалов и 160 радиостанций и обеспечивая охват миллионов домохозяйств как на Ближнем Востоке, так и в других регионах мира - в более чем 100 странах Ближнего Востока, Европы, Африки, Центральной Азии. К концу первого десятилетия нового века только в арабских странах АРАБСАТ обслуживает аудиторию телезрителей численностью в 164 млн. чел. [13].

Инфраструктура Арабсат обеспечивает передачи около 400 телеканалов и 160 радиостанций, вещание осуществляется как на страны Ближнего Востока, так и на Африку, Европу, Центральную Азию [12].

Услугами Арабсат пользуются многие арабоязычные спутниковые телевизионные службы. Деятельность этой организации способствовала появлению и развитию спутниковой связи и сателлитапрного ТВ практически во всех странах арабского мира. «Арабские страны вступили в XXI век, имея в своём распоряжении большое количество каналов спутникового телевидения, передачи которого адресованы не только арабам, но и телезрителям многих других государств, включая Россию» [13].

Первый арабский государственный канал «ESC-1» («Egyptian Space Channel-1»), ведущий постоянные телепередачи в космическом эфире, был был создан в Египте. В сентябре 1990 г. Госкомитет по радиовещанию и телевидению Египта подписал соглашение с АРАБСАТ о трёхлетней аренде канала связи на коммуникационном спутнике этой организации, предусматривающее его использование для трансляции передач египетского канала космического ТВ.

Еще один спутниковый канал Египта - «Nile International» - ведёт регулярные передачи с 31 мая 1994 г., используя спутники EUTELSAT и ARABSAT-2.

В марте 1993 г. началась спутниковая трансляция передач государственного канала телевидения Марокко - RTM. Сигналы этого канала, передаваемые через спутники EUTELSAT 2-F3 и ARABSAT, охватывают весь арабский мир, почти всю Европу, восточную часть Северной и Южной Америки, южный, восточный и центральный регионы Азии.

В создании спутникового телевидения Мавритании - канала «T-М» - существенную роль сыграли техническая помощь и кредитование со стороны государств Европейского Союза, главным образом Франции и Германии, которые обеспечили поставку необходимого оборудования и предоставили специалистов. Мавританский кос-

мический канал «Т-М» начал передачи в декабре 1994 г. на весь арабский мир, Африку, часть Европы и Азии, восточные районы Северной Америки, используя для этого спутники ARABSAT 1-DR и ARABSAT 2A [13].

Некоторые страны арабского мира использовали для трансляции своего спутникового вещания технические возможности космических операторов из США и Европейского Союза. Так, Йемен в декабре 1995 г. начал спутниковые передачи через космическую инфраструктуру Интелсат. Ливанская частная компания «Lebanese Broadcasting Corporation» («LBC»), курируемая тогдашним премьер-министром Рафиком Харири, приобрела свой собственный спутник для использования в целях сател-литарного вещания через канал «Future TV» [7, p. 13]. Собственный коммуникационный спутник Nilesat для трансляции сателлитарного ТВ запустил и Египет в апреле 1998 г. «Возможности Eutelsat использовали те арабские вещатели, которые не надеялись вести передачи через АРАБСАТ по политическим причинам» - отмечает Н. Сакр [Там же, p. 14].

Таким образом, система спутникового вещания АРАБСАТ обеспечила инфраструктурные возможности для активного включения арабских стран в международные информационные обмены - как в пределах арабского мира, так и в широком глобальном контексте. Появилась реальная перспектива противопоставить информационному доминированию западных транснациональных информационных корпораций деятельность, обеспечивающую защиту и продвижение национальных интересов в информационной сфере.

Список литературы

1. McPhail, Thomas L. Electronic Colonialism. The Future of International Broadcasting and Communication. SAGE pubs. Beverly Hills - L. 1981.

2. Кашлев Ю. Б. Информационный взрыв: международный аспект. - Международные отношения. - М., 1988.

3. Smith A. The Geopolitics of Information. Hqw Western Culture dominates the World. Oxford Univ. Press. NY. 1980.

4. Nordenstreng K. New International and Communication Order. Sourcebook. International organization of Journalists. Prague. 1986; NAM & NIICO. Documents of the Non-Aligned Movement on the New International and Communication Order (1986-1987) International Organization of Journalists. Prague. 1988.

5. Nordenstreng K. The New International Informational and Communication Order: An

Idea That Refuses to Die. // Wiley-Blackwell International Companion to Media History and the

Foundation of Media Studies. (John Nerone, ed.). - P. 1 - 13.

6. Рассчитано по: UNDP. Human Development Report 2000.

7. Sakr N. Satellite Realms. Transnational Television, Globalization and the Middle East.. Taurus Pubs. L.-NY. 2001. - 112 p.

8. Eutelsat. Penetration Results for Hot Bird satellites. 1997, 1998 and 1999.

9. Thirty Years of Arabsat. Creating the largest Arab Community in the Sky.

11. Thirty Years of Arabsat. Creating the largest Arab Community in the Sky. www.arabsat,com/pages/default.aspx

12. Махмуд Н. Арабское спутниковое телевидение в 1990-е годы Релга.ру. -№ 19 [49] 08.10.2000.

HISTORICAL DEVELOPMENT OF ARABIC LANGUAGE SATELLITE TELEVISION. THE PAPER OF ARABSAT SYSTEM IN THE PROGRESS OF SATELLITE TV OF ARAB COUNTRIES

Shafel Ali Shaif Houseyn

Belgorod National Research University

e-mail:

zalevskaya@bsu.edu.ru

The paper describes the historical origins of foundation of Arab Language satellite television and the paper of collective satellite system Arabsat in the creation of the infrastructure for the exchange of TV programs in Arab region and in the whole World.

Keywords: Arab language, satellite TV, informational imperialism, new international informational and communicational order, Arabsat.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.