Научная статья на тему 'Историческое профессиоведение: предмет и проблематика'

Историческое профессиоведение: предмет и проблематика Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
301
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессия / классификация / структура / историческое профессиоведение / труд / HISCO / PST. / occupation / classification / structure / historical occupational studies / labour / HISCO / PST.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — В Н. Владимиров

Рассматривается предмет и проблематика нового направления исторических исследований исторического профессиоведения. Показана история развития направления. Охарактеризованы основные классификации исторических профессий, используемые в современной литературе. Намечены основные направления исследований в рассматриваемой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical Occupational Studies: Subject of Research and Issues

We address the subject and issues of a new direction of historical research the historical occupational studies. The history of development of this area is shown. We characterize the basic classification of historical occupations used in modern literature. The main directions of research in this field are identified.

Текст научной работы на тему «Историческое профессиоведение: предмет и проблематика»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2009 История Выпуск 3 (10)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАТИКИ

УДК 94(301)

ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОФЕССИОВЕДЕНИЕ: ПРЕДМЕТ И ПРОБЛЕМАТИКА*

В. Н. Владимиров

Рассматривается предмет и проблематика нового направления исторических исследований - исторического профессиоведения. Показана история развития направления. Охарактеризованы основные классификации исторических профессий, используемые в современной литературе. Намечены основные направления исследований в рассматриваемой области.

Ключевые слова: профессия, классификация, структура, историческое профессиоведе-ние, труд, HISCO, PST.

В последнее время все больший интерес проявляется к исследованиям, посвященным профессиональной структуре населения, ее изменениям, профессиональной мобильности, истории и развитию различных видов занятий населения. Подобное направление исследований мы называем историческим профессиоведением. Оно является полноценно междисциплинарным, развиваясь на стыке истории, демографии, социологии, географии, активно используя методы математики, гуманитарных и социальных наук.

Выделение таких «стыковых» дисциплин в рамках исторической науки - чрезвычайно интересное явление, оно само по себе требует особого методологически углубленного изучения. Не останавливаясь на этом подробно, ограничимся несколькими общими замечаниями. Наиболее распространенная модель выделения таких областей исторической науки (ИСТОРИЧЕСКАЯ -ОЕ + термин, обозначающий предметную область другой науки, либо другую науку в целом) является в последние годы весьма плодотворной. Сюда относятся, например, историческая демография, историческая экология, историческое городоведение и т.д. Вторая модель строится по зеркальному принципу (термин, обозначающий предметную область + ИСТОРИЯ). Примерами этой модели являются аграрная история, гендерная история, экономическая история и т.д.

В первом случае речь идет чаще всего о действительно стыковых областях, относящихся к разным наукам (историческая информатика, историческая география и пр.). Вторая модель обозначает, скорее, предметные области исторической науки. Это, однако, не является абсолютным правилом. Есть и иные случаи терминообразования (кочевниковедение, крестьяноведение, городове-дение и т.д.).

Говоря с этой точки зрения о статусе исторического профессиоведения, следует отметить две вещи. Во-первых, речь идет не только о специфической предметной области внутри исторической науки, а о некоторой области, которая частично выходит за рамки проблематики (тематики) исследования собственно исторической науки. Многие явления, такие как профессиональная структура и размещение населения, профессиональная (социальная) мобильность и т.д. неизбежно пересекаются с предметными областями других наук (география, социология, экономика и т.п.). Объект и предмет исследования в данном случае выходят за рамки предмета исторической науки в целом и являются междисциплинарными. Как и в других подобных областях, здесь широко применяются методы как собственно истории, так и других наук. Кроме уже перечисленных, можно добавить информатику и математику (базы данных, моделирование и пр.).

© В. Н. Владимиров, 2009

* Исследование поддержано Российским гуманитарным научным фондом (грант № 08-01-00334а) и Российским фондом фундаментальных исследований (грант № 08-06-00119а)

Историческое профессиоведение...

Однако есть и «во-вторых». Обращаясь к труду и профессиям, мы все-таки в первую очередь подчеркиваем исторические аспекты их развития. Мы изучаем исторические источники, делаем исторические выводы и получаем исторические знания. Это позволяет обогащать историческую науку за счет междисциплинарности.

Истоки исторического профессиоведения следует искать в таких научных дисциплинах (областях), как психология и социология труда. Оттуда, собственно, идет и сам термин «профессиоведение».

История становления рассматриваемого направления весьма коротка. Начало было положено статьей В. А. Скубневского и Ю. М. Гончарова, вышедшей в 1998 г. [1, 58-62]. В 2002-2004 гг. под руководством автора этих строк выполнялся грант Российского гуманитарного научного фонда № 02-01-00266а - «Создание исторической классификации занятий населения России конца XIX -первой половины XX в.», основной целью которого было создание пилотной русскоязычной версии Международного исторического стандарта классификации профессий HISCO (Historical International Standard Classification of Occupations). В рамках выполнения данного проекта были разработаны основные принципы создания отечественной классификации профессий, основанные на принципах и правилах создания HISCO, а также создана пилотная версия русскоязычного HISCO [2, 12-14; 3, 176-177; 4, 184-186; 5, 15-16]. В ее основу были положены переписные листы по г. Тобольску Первой всероссийской переписи населения 1897 г. На основе этого источника была создана база данных, содержащая 11768 записей о занятиях населения, на ее основе проводились классификация и анализ профессионального состава населения Тобольска 1897 г. Итогом работы по гранту стал выпуск сборника научных трудов «Историческое профессиоведение» [6], получившего хорошую оценку со стороны научного сообщества [7, 201-205].

В результате работы возникло и понимание трудностей в применении классификации HISCO по отношению к профессиональному составу российского населения - отсутствие в HISCO ряда профессий, сложности корректного перевода названий профессий с одного языка на другой и т.д. Наконец, стало ясно, что создание классификации возможно только на базе широкого круга источников различной территориальной принадлежности. При этом классификация занятий населения, будучи частью HISCO, должна в то же время учитывать российские национальные и региональные особенности.

В октябре 2006 г. в Москве состоялся Международный симпозиум «Историческое профессиоведение: профессии и труд в российской истории», который и положил начало широкой работе по изучению профессий, занятости, профессиональной мобильности. Именно тогда были заложены основы нового научного проекта, выполняющегося в 2008-2010 гг. и поддержанного Российским гуманитарным научным фондом (грант № 08-01-00334а) и Российским фондом фундаментальных исследований (грант № 08-06-00119а). В настоящее время выявлен массив источников самого разнообразного происхождения, рассмотрен информационный потенциал и возможность использования их данных в рамках исторического профессиоведения и создания классификации профессий. К ним относятся как первичные материалы (метрические книги, переписи населения и пр.), так и агрегированные данные (переписей, обследований, списки профессий по отраслям и т.д.). Отработаны основные моменты классификационной процедуры [8, 378-385].

Участниками этого проекта являются в настоящее время исследователи Барнаула, Москвы, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Тамбова, Тулы, Ярославля. Ход выполнения проекта подробно освещался на XI конференции Ассоциации «История и компьютер», где ему была посвящена специальная сессия (14 сообщений) [9, 98-120]. Первые промежуточные итоги проекта подведены во втором выпуске сборника научных трудов «Историческое профессиоведение» [10]. Подготовлен к печати и третий выпуск.

Фундаментом историко-профессиоведческих работ являются классификации исторических профессий. Действительно, невозможно перейти к любым сравнительным исследованиям - синхронным или диахронным - не опираясь на фундамент одинакового понимания профессиональной ситуации как в отдельных отраслях экономики, так и в целом. Иными словами, для обеспечения корректного сравнения разных стран и регионов в различные исторические периоды мы должны исходить из одних и тех же оснований, базироваться на одних и тех же принципах сравнения.

Сегодня в мире существует огромное количество классификаций занятий населения (профессий). Однако в них зафиксирована современная ситуация. Их невозможно применить к историче-

В. Н. Владимиров

ским исследованиям напрямую, без соответствующей коррекции. Поэтому за последние десятки лет многие исследователи пытались создать такие классификации, которые были бы пригодны для анализа исторического материала. Это весьма сложно, поскольку существующие в различные периоды наборы профессий весьма отличались друг от друга, отражая как уровень развития экономики в целом, так и ту или иную региональную специфику.

В настоящее время в профессиоведческих исследованиях на Западе чаще всего используется международный исторический стандарт классификации профессий HISCO (Historical International Standard Classification of Occupation) [11], созданный западноевропейскими исследователями во главе с сотрудником Международного института социальной истории в Амстердаме и профессором Утрехтского университета (Нидерланды) Марко Х. Д. ван Леувеном на основе классификатора ISCO68 - версии 1968 г., разработанной Международной организацией труда. Англоязычный в своем базовом варианте, HISCO существует и на других языках, при этом каждая версия имеет свою специфику в зависимости от особенностей той или иной страны. Разрабатывается и русскоязычная версия, которая должна быть закончена в своем базовом варианте в 2010 г.

Суть HISCO заключается в последовательном выделении среди всего многообразия видов занятий населения (профессий) сначала десяти больших групп, отражающих глубокие различия в характере и содержании труда (высококвалифицированные специалисты, администраторы и управляющие, конторские работники, торговцы, работники сферы обслуживания, работники сельского хозяйства, производственные рабочие), а затем все меньших. На последнем уровне финальной единицей классификации является собственно профессия. Каждая группа, в зависимости от ее глубины, имеет свой код, сложность которого возрастает, на последней стадии это пятизначный код вида 0-21.20 - архитектор или 6-24.60 - конюх [12, 89-94].

HISCO позволяет унифицировать процесс сравнения профессиональных структур населения различных времен и народов, а также исследовать динамику развития профессионального состава жителей. На базе HISCO строятся и дальнейшие социально-классовые схемы стратификации населения (HISCLASS, HISCAM и др.), позволяющие перейти к исследованию профессиональной и социальной мобильности [13, 142-163].

В последнее время все возрастающей популярностью пользуется классификационная схема PST, название которой является аббревиатурой английских слов primary, secondary, tertiary (имеются в виду первичный, вторичный и третичный сектора экономики). В окончательном виде эта классификация создана группой британских исследователей под руководством профессора Кембриджского университета Энтони Ригли [14]. Она исходит из несколько иных, нежели HISCO, принципов, правда, довольно схожих по сути.

В основу деления на первом уровне здесь положены сектора экономики: первичный (сельское хозяйство и добывающая промышленность), вторичный (обрабатывающая промышленность, транспорт, строительство) и третичный (торговля и сфера обслуживания). Такое разделение построено на логике, согласно которой с развитием хозяйства первичный сектор все более уступает место вторичному, а затем первичный и вторичный - третичному. Внутри секторов выделяются группы, в целом, однако, эта классификация не доходит до кодирования отдельных профессий.

Разумеется, делать выводы о сравнительной значимости этих двух классификаций пока рано, необходимо накопить соответствующий опыт исследований. Пока же представляется, что обе рассмотренные схемы весьма полезны и плодотворны. PST позволяет дать общую оценку профессиональной структуры населения и представить на этой основе реальную картину состояния экономики. HISCO открывает возможность проводить более «точечные» исследования с переходом от изучения профессиональной структуры к исследованию структуры социально-классовой.

К сожалению, российские источники не поражают богатством свидетельств профессиональной идентификации населения. Первичных материалов переписей и обследований сохранилось немного, агрегированные же данные часто обрабатывались по несовместимым методикам. В этом случае единственным вариантом получить представительный для характеристики профессиональной структуры населения материал является переклассификация и перекодировка данных.

Помимо перечисленного, в рамках исторического профессиоведения изучаются истоки этого направления [15, 82-92], развитие профессиоведческих исследований за рубежом [16, 98-99], источниковедческие проблемы [17, 28-50], создается информационная система по историческому профессиоведению [18, 106-107].

Историческое профессиоведение.

Подводя некоторые итоги отметим, что объектом изучения исторического профессиоведения, как нам кажется, является развитие специализированного труда во времени и пространстве, а предметом - классификация профессий, историческое развитие профессиональной структуры населения, проблемы профессиональной мобильности. Разумеется, эти формулировки не являются окончательными.

Список литературы

1. Скубневский В. А. Гончаров Ю. М. Международный проект HISCO в России: к проблеме кодификации исторических профессий // Известия АГУ. 1998. № 3(8).

2. Владимиров В. Н. К проблеме создания русскоязычной исторической классификации занятий населения (профессий) // Инф. бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 2002. № 30.

3. Демкин А. В. Перепись 1897 г. как источник для создания исторической классификации профессий // Диалог культур и цивилизаций: тез. IV науч. конф. молодых историков Сибири и Урала. Тобольск, 2002.

4. Киселева Е. А. Об исторической модели классификации профессий // Диалог культур и цивилизаций: тез. IV науч. конф. молодых историков Сибири и Урала. Тобольск, 2002.

5. Демкин А. В. Киселева Е. А. Создание русскоязычной исторической классификации профессий // Инновации молодых: тез. работ участников Всерос. конкурса науч.-тех. и инновационных работ по гуманитарным наукам среди студ. высш. учеб. заведений / Ивановск. гос. ун-т. Иваново, 2003.

6. Историческое профессиоведение / под ред. В. Н. Владимирова. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004.

7. Максимова Л. Н. Пимокаты, объездчики, модистки... Мир профессий в ретроспективе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Том X. № 4.

8. Владимиров В. Н. Историческое профессиоведение // Теоретические и практические аспекты социально-экономического и политического развития республики Казахстан, Центральной Азии и стран СНГ на современном этапе. Алматы: TST Company, 2009.

9. Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 2008. № 35. Спец. вып. Материалы XI конф. Ассоциации «История и компьютер».

10. Историческое профессиоведение: источники, методы, технологии анализа / под ред. В. Н. Владимирова, М. Х. Д. ван Леувена. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008.

11. Leeuwen M. H. D. van, Maas I., Miles A. HISCO: Historical International Standard Classification of Occupations. Leuven University Press, 2002.

12. Киселева Е. А . Кодирование профессиональных данных в целях проведения сравнительно-исторических исследований // Известия Алт. гос. ун-та. 2008. 4/4. Сер. История, политология.

13. Маас И., ван Леувен М. Профессии и социальные классы сельского населения Франции (1680-1820 гг.) // Материалы церковно-приходского учета населения как историко-демографический источник. Барнаул, 2007.

14. Leigh Shaw-Taylor and E.A. Wrigley. The Occupational Structure of England c. 1750-1871. A Preliminary Report [электронный ресурс]. URL: http://www.geog.cam.ac.uk/research/projects/occupations/introduction/ summary.pdf

15. Киселева Е. А . От психологической классификации профессий к исторической // Историческое про-фессиоведение. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004.

16. Аликберова М. З. Историческое профессиоведение за рубежом // Инф. бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 2008. № 35.

17. Владимиров В. Н., Сарафанов Д. Е., Чибисов М. Е. О возможности использования материалов церковноприходского учета населения для изучения профессиональной занятости населения // Историческое профессиоведение: источники, методы, технологии анализа. Барнаул, 2008.

18. Владимиров В. Н., Половинкина Л. О., Резников А. Н. Создание информационно-справочной системы по историческому профессиоведению // Инф. бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 2008. № 35.

Дата поступления рукописи в редакцию: 24.10.2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.