Научная статья на тему 'Историческое многообразие парадигм образования российского общества'

Историческое многообразие парадигм образования российского общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1307
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ТИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ / КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисенко Петр Александрович

Статья посвящена осмыслению роли и значимости исторических парадигм образования России в современных условиях. Автор проанализировал типы образовательных парадигм, существовавших на различных исторических этапах развития российского общества. В статье нашли отражение результаты сравнительного анализа точек зрения различных исследователей данной проблемы. По мнению автора, изучение различных образовательных парадигм позволит обществу выработать правильное понимание самой глубинной природы образования как важнейшей сферы жизнедеятельности человека и российского общества, разрешить накопившиеся в этой области проблемы и противоречия, а также создать соответствующую систему образования, оптимальную по качеству и результатам и соответствующую современным российским реалиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историческое многообразие парадигм образования российского общества»

П.А. Денисенко

ИСТОРИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ ПАРАДИГМ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Вопросам изучения парадигм образования с точки зрения исторической ретроспективы всегда уделялось много внимания в научном мире. Эта проблема волновала не только педагогов, но и философов, социологов, представителей других наук. Большой знаток древнерусской литературы академик Д.С. Лихачев говорил: «Понять современность, понять нашу эпоху можно только на огромном историческом фоне - в свете минувших веков. Изучение культуры далекого прошлого, в том числе культуры педагогической, таит в себе много открытий» [1, с. 8-9].

Одним из первых в истории отечественного образования типологию моделей, или парадигм образования разработал известный русский педагог П.Ф. Кап-терев. С его точки зрения, в развитии русского педагогического самосознания можно выделить три периода: церковной, государственной и общественной педагогии [2, с. 12-14].

В частности, церковная педагогия охватывала, по мнению автора, время до Петра I и характеризовалась преобладающим положением церкви в обществе и ее мировоззрения в жизни русского народа, в его образовании.

Второй период истории русской педагогии продолжался до начала эпохи императора Александра II, т.е. до периода освобождения крестьян от крепостной зависимости и обстоятельств, непосредственно предшествовавших этому великому событию.

Третий период - общественной педагогии, представлялся ученому наиболее трудным для характеристики, потому что он не имеет таких ярких свойств, как первые два. Само признание педагогии общественной уже порождает вопрос: что это за сила - общество? Гораздо сильнее государство и даже церковь. Ученый считал, что в России все вершит государственная власть, поэтому нет различия по существу между вторым и третьим периодами. Он полагал, тем не менее, что третий период истории русской педагогии следует считать общественным, нисколько не умаляя влиятельности и силы государства.

Примерно такой же подход прослеживается в работах и других ученых [3,

4, 5].

Глубокое исследование исторических парадигм образования провела доктор философских наук А.Ж. Кусжанова, определившая, чем обусловливается тот или иной исторический облик, тип образования. С позиции субъектнодеятельностного подхода она прослеживает сущностные характеристики процесса образования в их историческом становлении и развитии, в обобщенном виде считая эти образцы парадигмами или типами образования. Ею выделены парадигмы традиционного, религиозного, светского и современного образования [6].

Подходу А.Ж. Кусжановой к характеристике исторических парадигм образования весьма близко соответствуют взгляды С.Ф. Егорова, который с конкретно-исторических позиций предлагает разделить основные концепции образования в России на ряд этапов. Здесь уже более точно определены временные границы этапов, дана их более конкретная привязка к событиям в истории России. В частности, автор выделяет и детально рассматривает 5 (пять) этапов развития образования в России (при этом он не рассматривает основные парадигмы образования, существующие в современной России):

1-й этап - до конца X в. н.э. (народная дохристианская педагогика);

2-й этап - конец X - XVII вв. (педагогика православия);

3-й этап - XVIII - середина XIX в. (государственная педагогика);

4-й этап - середина XIX в. - 1917 г. (общественная педагогика);

5-й этап - 1917 - 1991 гг. (партийно-государственная, советская педагогика) [7, с.4].

Рассмотрим более подробно все обозначенные исторические этапы в развитии образовательных парадигм российского общества.

Первую парадигму - традиционное образование, А.Ж. Кусжанова характеризует как формирование человека, себе подобного. Оно проявлялось в образе жизни, деятельности, поведении, традициях, трудовых навыках, взаимоотношениях полов и поколений, плясках, песнях, мифах, сказках.

Образ жизни и определенный тип общества формировали адекватный им тип мышления, который соответственно влиял на социализацию и не мог не отразиться на образовательных процессах. Основой традиционного образования на данном этапе развития Российского государства становится субъектнодеятельностная принадлежность индивида к конкретному социуму. Образ жизни конкретного общества является основанием устойчивости, обусловленности целей, ценностей, форм и содержания всего процесса социализации, а также объективной осуществляемости последнего в социальной среде, независимо от целе-

направленного и организованного его функционирования в образовательных учреждениях.

Содержанием процесса образования выступают те элементы культуры, которые представляют и отличают данную общность от любой другой. Важнейшими становились признаки отличия одной группы от другой, для чего необходимо было выделить именно те компоненты культуры, которые обусловливали эти отличия. Эта специфика выражалась в воспроизводстве норм предметнопрактической деятельности и коллективной жизни, обычаях, традициях, ценностях, ритуалах, сакральных смыслах, выражающих и оформляющих взаимоотношения с покровительствующими силами. Главным же в родовом обществе стал сначала стихийный, а затем все более осознанный поиск признаков его самоидентификации, превратившийся затем в процесс формирования человека как личности, выделения его из других, нечеловеческих общностей. Следующим этапом становится формирование у индивида и поколения определенной социокультурной принадлежности, социально-этнического самоопределения [6]. Задача воспитания гражданина входит в число значимых ценностей, а гражданственность и патриотизм стали неотъемлемой частью и признаком культуры, образованности, зрелости и сформированности личности.

С.Ф. Егоров называет парадигму традиционного образования этапом народной дохристианской педагогики и приводит аргументированные доказательства того факта, что происхождение русской педагогики уходит своими корнями в дохристианскую Русь. Этот факт подтверждается не только ранее известными текстами договоров русских князей с Византией (907, 911 и 944 гг.) и археологическими данными (гнездовский сосуд с надписью «горухша» из раскопок в Новгороде, датируемой 953-972 гг.), но и прямыми свидетельствами мусульманских писателей и путешественников: Эль-Массуди, Ибн-Фадлана и других о русских письменах. Тем самым подвергаются сомнению рассуждения о «дикости дохристианской Руси» [7, с.5-20].

Данная парадигма успешно просуществовала несколько тысячелетий, затем ее сменила новая парадигма - религиозная [8]. Применительно к российской истории многими учеными она называется более точно - педагогика православия [7, с.4]. Необходимо отметить, что новая парадигма не отменила предшествующую, а стала действовать одновременно с ней. Образование в религиозной парадигме стало представлять собой формирование образа Бога, а также приобщение

человека к трансцендентному, божественному. Исторические рамки этого периода примерно охватывают период с конца X по XVII в.

По свидетельству древнерусских летописцев, князья и церковь, заботясь об «учении книжном», имели своей целью распространение нового мировоззрения. Начала возрастать потребность в образованных людях, которые были необходимы для переписки книг. Значение этого отметил К.Д. Ушинский, который писал: «Христианство коренным образом изменило природу человека и отношение человека к человеку... несколькими словами, понятными для народа, ставило оно дикаря выше образованнейших и мудрейших людей классического мира» [7, с.23].

В данный период появились уникальные памятники педагогики Киевской Руси, в частности, «Повесть временных лет», в которой содержится «Поучение детям» Владимира Мономаха. В «Поучении детям» отражены педагогические идеалы Древней Руси, представлявшие результат слияния двух начал: традиций древних славян, с одной стороны, и христианства, ставшего государственной религией, - с другой. Эти идеалы послужили краеугольным камнем практической образовательной и воспитательной деятельности в России на многие века [9, с.162].

Большое распространение на Руси получила в XI - XIII вв. грамотность. Результаты археологических экспедиций в Новгороде, Пскове, Витебске, других городах, все возрастающее число найденных берестяных грамот неопровержимо доказывают, что грамотность не была исключительно церковной и княжеской привилегией - она была доступна простым горожанам, посадским людям, ремесленникам, торговцам. Широкому распространению грамотности во многом способствовало такое важное обстоятельство, как единство народного и государственного языков.

XVI в. был отмечен таким выдающимся событием в области просвещения, как появление книгопечатания. В 1564 г. дьякон одной из московских церквей Иван Федоров издал свою первую печатную книгу «Апостол». Спустя 10 лет он издал во Львове «Азбуку», первую российскую учебную печатную книгу. В основу книги он положил распространенный в то время буквослагательный метод, начинавшийся с заучивания славянского и усвоения двух- и трехбуквенных слогов [7, с.44].

Развитие образования в XIII - XVII вв. шло параллельно с распространением технических и научных знаний, естествознания, астрономии, медицины, фи-

лософии, а также знаний прикладного характера. Этому способствовали оживленные связи с зарубежными странами, издание иностранных словарей и разговорников, практика обучения детей в частных школах учителями-иноземцами.

Общественные потребности диктовали необходимость создания устойчивых форм просвещения. В послании митрополиту Симону новгородский епископ Геннадий подчеркивал необходимость в открытии новых школ. В 1551 г. Стоглавый собор признал необходимым открывать училища при всех приходских церквях, в домах священников и дьяконов [7, с.33-62].

Наибольшее количество сведений сохранилось об учебных заведениях второй половины XVII века. Именно тогда появился ряд училищ: греко-латинская школа Чудова монастыря, «школа для промышленного ученья» при Спасском монастыре, училище словесных наук и греческого языка Ф.М. Ртищева и высшая школа - Славяно-греко-эллинская академия (1687г.), ученики которой внесли большой вклад в дальнейшее развитие просвещения в России [3, с.154].

Чертами религиозной парадигмы стало главенство вневременного абстрактного универсального знания, абсолютизация идеала, определенная оторванность от жизни. Кроме того, обучение перетекало в замкнутые автономные учреждения, превратившиеся со временем в школы как формы коллективной деятельности, значение которых для общества оказалось очень велико.

Таким образом, религиозный тип образования представляет собой вариант эволюционного изменения института образования в новых исторических условиях. Он модифицировал традиционные формы образования, привлек новые средства для развития человечества.

Со временем религиозное образование было вытеснено новым, светским образованием. Многими авторами выделяются временные рамки указанного периода - XVIII - XX в. С.Ф. Егоров [7, с.4] в этом отрезке времени выделяет три периода: XVIII - середина XIX в. (государственная педагогика); середина XIX в.

- 1917 г. (общественная педагогика) и 1917-1991 гг. (партийно-государственная, советская педагогика).

Как и предыдущие парадигмы образования, в основе новой лежал иной исторический период, характеризующийся набирающим силу капитализмом в экономической сфере и гуманистическим антропоцентризмом - в духовной. Новая реальность требовала как можно больше различных знаний; в силу развития промышленности возникла потребность в профессиональном обучении. Наиболее значимыми событиями того времени стали изобретение печатного станка,

усложнение производства, возрастание роли знаний. Создавалась ситуация, когда умение читать и писать становились жизненно необходимыми.

Данный этап характеризуется началом реформ Петра I, в результате которых существенно укрепилось дворянство, начал складываться чиновничий аппарат, строились заводы и фабрики. Петр I серьезное внимание стал уделять и образованию, причем начал использовать его прежде всего в прикладных целях: в интересах армии, флота, промышленности, торговли. Государство начало активно заниматься вопросами образования, начало превращаться в субъект образовательной деятельности.

Показателем существенных мер стало открытие в начале XVIII в. школы математических и навигацких, наук, в которой в основном изучались математические науки, навигация, астрономия, а также некоторые общеобразовательные предметы. Вслед за ней открылись разнообразные школы: инженерные, артиллерийские, горные, иностранных языков и некоторые другие.

Система учебно-воспитательных учреждений в указанные полтора столетия носит сословный характер. Для дворян открывались шляхетские корпуса, дававшие своим воспитанникам широкий круг общеобразовательных знаний: шляхетский инженерный корпус, морской, артиллерийский и др. При этом государство оказывало финансовую помощь дворянским учебным заведениям закрытого типа.

Для детей мещан, солдат и матросов создавались народные училища и цифирные школы. При этом, ни обязательных для всех программ, ни твердо установленных сроков обучения в школах пока не было. Вместе с тем в это время во все больших количествах издавались учебники и учебные пособия как русских, так и иностранных авторов. В 1707 г. вышел учебник, автором которого был русский ученый, в прошлом воспитанник Славяно-греко-латинской академии, Л.Ф. Магницкий [3, с.209-211]. Учебник назывался «Арифметика», однако представлял собой своеобразную энциклопедию начальных сведений из разных разделов математики: арифметики, алгебры, геометрии, тригонометрии.

Основными вехами данного этапа стали учреждение Академии наук и открытие Московского университета, сыгравшего выдающуюся роль в развитии российского образования, проведение в начале XIX в. реформы просвещения. В результате преобразований сформировалась новая, более цельная по структуре система образования, состоявшая из четырех типов, или ступеней: приходские

училища, уездные училища, гимназии, университеты. Эта система закреплялась «Уставом учебных заведений, подведомых университетам» (1804) [3, с.266].

К середине XIX в. в стране уже насчитывалось 8 университетов и 4 лицея. Если в XVIII в. образование было в основном привилегией дворянства, то в 30-х и 40-х гг. XIX века, как отмечал В.Г. Белинский, «просвещение и образованность заметно распространились не только между средним сословием, но и между низшими классами: по крайней мере, теперь не редкость образованные и даже просвещенные люди из купеческого и мещанского сословия...» [10, с.620].

Светская парадигма образования в своем историческом измерении содержит в себе ряд моделей образования. В частности, это - партийно-государственная (или советская) педагогика, временные рамки которой - 1917-1991 г.г.

В рассматриваемом периоде многими исследователями выделяются как положительные, так и отрицательные стороны образовательной парадигмы. К положительным сторонам относятся устранение сословности в образовании, доступность его всему населению страны, постепенное искоренение неграмотности с переходом от всеобщего начального к всеобщему среднему образованию, укрепление многоступенчатого образования, доступность высшего образования, превращение науки о воспитании в дело государственной важности, организация и проведение научных исследований в области педагогики на государственном уровне (например, в тяжелейший 1943 год Великой Отечественной войны была образована Академия педагогических наук РСФСР, преобразованная затем в 1966 г. во Всесоюзную академию педагогических наук) [7, с.331] и многие другие моменты.

Среди главных недостатков следует выделить подчинение образования принципам большевистской партийности; жесткий контроль со стороны государства и коммунистической партии всех процессов образования и воспитания; бюрократизация, унификация, линия на уравнительное обучение; недостаточная научно-педагогическая обоснованность учебного процесса; отсутствие необходимых финансовых, кадровых и иных ресурсов; фактически низкий уровень подготовки массы учащихся и др.

Однако в середине 1990-х г.г. произошел новый всплеск интереса к образованию. Растут конкурсы в высшие учебные заведения, появилось множество негосударственных учебных заведений. Такая тенденция означала, что в обществе возрождается понимание того, что образование необходимо для жизненного успеха, что в России сохранилась традиция высокой духовности. В этом состоянии

отечественное образование подошло к современному этапу своего развития - парадигме современного образования, основное содержание которой формируется уже в постсоветский период функционирования российской государственности.

В рамках парадигмы современного образования появилось несколько моделей. Первая модель современной парадигмы - образование как формирование научной картины мира, вторая - образование как профессионализация, третья -образование как формирование культуры мыслительной деятельности, четвертая

- образование как подготовка к жизни и, наконец, пятая модель - концепция непрерывного образования. Указанные модели являются объектом современного этапа функционирования парадигм образования.

Еще один подход к выделению исторического многообразия парадигм российского образования представлен в работе Г.Л. Ильина [11], который показывает, что история образования, начиная с эпохи Просвещения, определялась борьбой и чередованием двух основных групп воззрений, парадигм образования: природосообразного и культуросообразного. Причем смена указанных парадигм напоминает движение своеобразного исторического маятника: они чередуются друг с другом, при этом развиваясь и совершенствуясь.

В парадигме природосообразности образования утверждается, что в процессе становления человека, его образования происходит раскрытие его сущностных сил, имманентных, данных ему от природы или от Бога. А в концепции культуросообразности образования утверждается, что становление и образование человека есть обретение, усвоение им определенных способностей и форм жизнедеятельности в соответствии с общественной жизнью и под ее влиянием.

По мнению Г.Л. Ильина, основная тенденция развития современного образования, а стало быть, общественного сознания и современной культуры, включая науку, состоит в переходе от поисков единственно верного и истинного представления о мире, от утверждения его за счет игнорирования и подавления всех прочих представлений к признанию множественности представлений о мире, их своеобразия и ценности, к поискам диалога и взаимопонимания между носителями различных представлений.

Детализируя данную тенденцию в сфере образования, отметим, что ей соответствует отказ от единой модели культурного, образованного человека, признание плюралистичности целей образования, предоставление личности права выбора и самостоятельного определения своего идеала и культурного образца.

Сфера образования должна представлять все многообразие мира, культур и культурных образцов или, по крайней мере, способствовать ознакомлению с ними.

Таким образом, на основе проведенного обзора и анализа существующих исторических образовательных парадигм в России представляется возможным сделать следующий вывод.

Существующая на каждом конкретном историческом этапе парадигма образования детерминирована социальными факторами развития общества как внешней, так и внутренней направленности, находящимися во всех сферах общественной жизни. Парадигмы образования не меняют друг друга в строгой последовательности, различные их аспекты существуют и в других вариантах развития образовательного процесса (например, признаки традиционной, церковной и государственной педагогики как парадигм образования имеются и на современном этапе ее развития).

Важнейшей особенностью развития образования в современной России является возникновение его основ задолго до принятия христианства на Руси, что позволяет сделать вывод о прогрессивной роли последнего в порождении педагогики православия, так как христианство не столько боролось с язычеством на Руси, сколько, сливаясь с зачатками отечественного образования, создавало российское образование. Данный феномен на протяжении своей длительной истории существования развивался в контексте социума и диалога различных культур, в полиэтническом пространстве, при взаимодействии и взаимовлиянии ментальностей различных народов, народностей, этносов.

Для формирования отечественной парадигмы современного образования необходимо активно и широко выявлять, изучать и использовать различные модели, концепции и подходы в области образовательного процесса, накопленные всеми предшествующими поколениями, как в стране, так и за рубежом. Это позволит избежать повторения исторических ошибок в развитии отечественного образования и выработать адекватную современным реалиям парадигму российского образования в целях формирования высококвалифицированных специалистов, способных решать задачи общественного развития во всех областях.

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV -XVII вв. М., 1985.

2. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. СПб., 2004.

3. ДжуринскийА.Н. История педагогики в России: Учеб. пособие для студ. педвузов. М., 1999.

4. БордовскаяН.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб., 2000.

5. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред. З.И. Васильевой. М., 2002.

6. Кусжанова А.Ж. Исторические типы образования //Credo. Теоретический философский журнал. 1998. № 2 (8).

7. История педагогики в России: Хрестоматия - для студ. гуманитарных фак. высш. учеб. заведений /Сост. С.Ф. Егоров. М., 1999.

8. Кусжанова А.Ж. Исторические типы образования //Credo. Теоретический философский журнал. 1998. № 3 (9).

9. Путешествие в древность /Под ред. В.Л. Янина. М., 1983.

10. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т. 6. М., 1955.

11. Ильин Г.Л. Философия образования (идея непрерывности). М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.